Чем танк отличается от самоходки?

Американский танк Шерман в боях на восточном фронте

По условиям ленд-лиза американские танки “Шерман” поступали на вооружение советской армии, которая противостояла сильнейшему противнику союзников – гитлеровской Германии на главном фронте Второй Мировой, в то время как англо-американские союзники до 1944 года воевали со странами гитлеровского блока лишь на второстепенных фронтах. Поставка “Шерманов” конечно была существенной помощью сражающейся советской армии, однако это был не решающий фактор, так как критический момент на восточном фронте уже миновал и к тому времени, как американские танки в больших количествах появились в танковых войсках СССР, перелом в пользу антигитлеровской коалиции на главном фронте Второй Мировой уже произошёл. Тем не менее “Шерманы” внесли свой посильный вклад в разгром гитлеровской армии на Востоке.

СССР впервые получил американские танки “Шерман” осенью 1942 года. Это были модификации “Шермана” с короткоствольной 75мм пушкой M3, которая примерно соответствовала орудию 76мм Ф-34 или Л-11, которыми тогда были оснащены основные советские танки “Т-34”. Собственно, никаких особых преимуществ перед советскими танками у “Шермана” не было, это было скорее количественное, а не качественное усиление советских частей. У “Шермана” было некоторое превосходство, которое касалось не тактико-технических характеристик, а условий работы экипажа – американский танк в плане удобства работы и комфорта для сидящих в нём танкистов был лучше “Т-34”. Также воюющие на “Шерманах” экипажи отмечали хорошее качество приборов наблюдения и внутреннего оборудования, меньший шум по сравнению с отечественными танками, однако на этом все преимущества “Шермана” над советскими боевыми машинами заканчиваются. (Один из главных недостатков “Т-34” – теснота боевого отделения и связанное с ним неудобство работы экипажа, будет устранен с появлением “Т-34-85” и в плане удобства советский танк практически сравняется с американским “Шерманом”)

“Шерман” не очень соответствовал условиям, в которых приходилось воевать на Восточном фронте. В зимний период резиновые протекторы на гусеницах “Шермана” затрудяли движение танка по заледенелым дорогам, ремонт “Шермана” в части было осуществить непросто, в то время как легко съемное внутреннее оборудование “Т-34” позволяло отремонтировать его даже в случаях, когда американские танки уже приходилось отправлять в тыл для ремонта в заводских условиях. И, наконец, в эксплуатации советские боевые машины, такие как “Т-34”, были намного проще, а “Шерманы” требовали чуть более высокой квалификации танкистов и не прощали то, что могли простить советские танки с их приспособленностью к русским условиям. Применялись “Шерманы” советскими войсками точно также как и “тридцатьчетверки” – то есть танк на поле боя действовал как универсальное средство: либо оказывал огневую поддержку пехоте, либо использовался для развития успеха при прорыве фронта противника или же боролся с его танками. “Шерманы” с их 75мм орудиями, достаточной подвижностью и бронированием, в 1942 – 1943 годах могли решать все эти задачи наравне с “Т-34”.

Когда количество поступающих из США “Шерманов” в конце 1943 года стало действительно большим, советское командование стало создавать целые танковые корпуса, которые были вооружены только этим танком. Это было необходимо прежде всего для того, чтобы облегчить снабжение и ремонт иностранной техники. В целом, американские танки “Шерман” действовали на советско-германском фронте неплохо, но во второй половине войны с появлением у немцев “Тигров” и “Пантер”, боевая ценность американского танка снизилась, даже несмотря на то, что США уже выпускали “Шерманы” с длинноствольной 76мм пушкой M1, которая всё же была лучше, чем стоявшее до этого на “Шерманах” короткоствольное орудие M3(75мм). Совесткие войска применяли “Шерманы” до самого конца войны, а после разгрома гитлеровской Германии эти танки также принимали участие в ликвидации частей японской армии на Дальнем Востоке.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ===>

К СПИСКУ

История создания

После окончания второй мировой войны страны-победительницы получили доступ к многочисленным немецким разработкам, в том числе и по управляемому ракетному оружию. В США была развёрнута программа «Поларис» и начались работы по созданию подводного ракетоносца. В основе программы предусматривалась постройка 41 атомной ракетной подводной лодки (ПЛАРБ). Каждая такая лодка вооружалась 16 твердотопливными ракетами «Поларис А-1» с дальностью полёта до 2200 км.

В 1960 году лодки «Поларис» приступили к боевому патрулированию. Из-за относительно небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадра ВМС США базировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 гг ракеты на пяти лодках были модернизированы и получили дальность пуска 4600 км, что несомненно расширило боевые возможности применения АПЛ класса «Поларис».

В СССР в те годы проводились исследования по противодействию угрозы американских лодок-ракетоносцев. Была выработана общая концепция поиска АПЛ и её техническая реализация, выразившаяся в создании первого отечественного авиационного противолодочного комплекса «Баку». Несмотря на все его недостатки, ПЛК «Баку» штатно устанавливался на противолодочном вертолёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), впрочем, без особого успеха — по эскадрилье таких самолётов недолго эксплуатировались в ВВС Северного и Тихоокеанского флотов.

Ввиду большого количества недостатков и технического несовершенства системы «Баку» в 1957 году начались исследовательские работы по теме «Можжевельник», а через два года в НИИ-131 началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г.). Разработкой радиогидроакустических буёв занимался НИИ-753. Научно-исследовательские работы по теме «Вяз» предусматривали разработку противолодочного вооружения.

Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1960 г. № 640-261 разработка противолодочного самолёта поручается ОКБ-240 (ОКР по теме «Тунец»). В качестве базовой машины для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолёт Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашённых, в том числе Авиацию ВМФ представляла группа перспективного планирования, входившая в состав оперативного отдела, лётчики, штурманы и инженеры от авиации флота и 33-го ЦБП и ПЛС.

Первый полёт переделанного самолёта выполнен 27 сентября 1961 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолёт не имел противолодочного оборудования и вооружения, изменения коснулись планера и общесамолётных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года состоялась макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК «Беркут». На макете прорабатывались варианты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и другие вопросы. 10 марта 1963 года оборудование системы «Беркут» было установлено на самолёт и началась его отработка. Было выполнено 147 испытательных полётов. Для имитации работы буёв был построен сухопутный гидроакустический полигон.

Совместные испытания по программе второго этапа продолжались с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Было выполнено 19 полётов. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными.

Государственные совместные испытания самолёта проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Чёрном море (аэр. Кировское). Было произведено 87 полётов с налётом 287 ч, в том числе на доводку «Беркута» и магнитометра — 10 полётов с налётом 38 ч 15 мин. Выставленный буй РГБ-1 обеспечивал обнаружение дизельной ПЛ, имевшей ход 6…8 узлов (11, 2…14,8 км/ч) при состоянии моря 1…2 балла на дальности 1700…4000 м. Испытания самолёта Ил-38 проводили лётчики-испытатели 3-го управления 8-го ГНИКИ ВВС: старший лётчик-испытатель полковник Сухинин, старший лётчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 — ведущий лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, лётчик-испытатель А. Н. Трюлин. Штурманы-испытатели: подполковники Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолёт рекомендован к принятию на вооружение, с устранением недостатков. Перечень недостатков № 1, подлежавших устранению до начала эксплуатации самолёта, содержал 96 пунктов. Вызывала озабоченность низкая надёжность ППС «Беркут» — средняя наработка на отказ по результатам испытаний не превышала 6 часов.

Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до 1972 года. Всего построено 65 машин, что в четыре раза менее изначально запланированного. Отчасти это связано с тем, что уже в 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолёты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнего противолодочного самолёта Ту-142 с ППС «Беркут-95».

Примечания

  1. Атлас мира: Максимально подробная информация / Руководители проекта: А. Н. Бушнев, А. П. Притворов. — Москва: АСТ, 2017. — С. 56. — 96 с. — ISBN 978-5-17-10261-4.
  2. Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Русские названия жителей: Словарь-справочник: Более 14 000 названий. — Москва: Русские словари, Астрель, АСТ, 2003. — С. 270. — 362 с. — ISBN 5-93259-033-5, 5-17-016914-0, 5-271-05846-8.
  3. Нередко употребляется также написание «Тайла́нд», однако правильным является вариант «Таила́нд» (см., например, Большую Советскую Энциклопедию).
  4. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: Русские словари, 1998. — 503 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89216-029-7.
  5. Ожегов С. С., Проскурякова Т. С. Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. — М.: Стройиздат, 1988. — С. 278. — 312 с. — 8000 экз. — ISBN 978-5-269-01062-5.

Происхождение и расцвет жанра

Танка возникла в японской поэзии раннего Средневековья (VIII в.) и достигла расцвета в IX–X вв., став традиционной стихотворной формой аристократической литературы Японии наряду с нагаута и сэдока. Классические образцы жанра представлены в средневековых антологиях японской лирической поэзии, которые издавались по указам императоров. Стихами танка богато творчество «шести бессмертных» поэтов Японии (IX в.): Аривара-но Нарихира, Оно-но Комати, Хэндзё, Фунъя-но Ясухидэ, Кисэн-хоси, Отомо Куронуси.

Антология «Манъёсю»

«Манъёсю», рукопись из собрания университета Васэда. Первая и наиболее признанная антология японской поэзии – «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»), датируемая приблизительно 759 г. Из 4516 сочинений поэтического сборника 4207 – короткие песни «танка», среди авторов которых значились Ямабэ-но Акахито, Какиномото-но Хитомаро, Отомо-но Табито, Яманоуэ-но Окура, Такахаси Мусимаро, Отомо-но Якамоти.

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплекта

Один из ящиков разнообразного ЗИПа Т-34

4 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающего

Основная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Автор статьи:
Роев Олег

Танковые войска ВС других государств

Танковые войска ВС США

На 2017 год в Сухопутных войсках организационно представлены с батальонами смешанного состава. В Корпусе морской пехоты танковые подразделения представлены отдельными батальонами. Общее количество танковых бригад в подчинении , согласно реформе, достигает 9 формирований.
В состав каждой танковой бригады входит 3,5 тысячи военных, 87 танков, 18 самоходных гаубиц Paladin, 18 120-мм самоходных миномётов, более 400 автомобилей Humwee, а также 144 БМП и БРМ Bradley.
Основная масса танковых бригад (8 из 9) сосредоточена в дивизиях 3-го корпуса. Помимо этого четырьмя танковыми бригадами располагает Армия Национальной гвардии.

Танковые войска ВС Великобритании

После реформы ОШС в 2010-х, представляют собой три полка вооружённых танками Челленджер 2. Полки сосредоточены в трёх бронепехотных бригадах 3-й дивизии — по одному полку на бригаду. В каждом полку состоит 54 танка.

Как танки преодолевали препятствия?

Для того чтобы останавливать движущиеся танки, были придуманы противотанковые заграждения. Когда танк останавливался, чтобы уничтожить их из своего орудия, он тут же превращался в удобную мишень для пушек, прикрывавших эти заграждения. Без огня противотанковой артиллерии они не являлись для танка серьезным препятствием. Простейшим противотанковым заграждением стал противотанковый ров — канава такой ширины, чтобы танк не смог ее переползти. В ответ танки стали оснащаться приспособлениями, позволяющими преодолеть различные заграждения.

Колючие «ежи»

Одними из противотанковых заграждений были так называемые ежи. Их делали из стали менее метра в высоту, чтобы танк не мог сдвинуть их с места. Когда он все же пытался это сделать, еж проворачивался по ходу движения машины и… подкалывал ее днище другим концом. Днище у всех танков не очень толстое, а у немецких к тому же трансмиссия была спереди. Так что танк или ломался, или буксовал, не в силах съехать с ежа.

В отличие от противотанковых ежей, деревянные, в виде столбов, или бетонные пирамидальные надолбы под названием «зубы дракона» обязательно вкапывались в землю. Несмотря на их грозный вид, эти конструкции легко разбивались 45-мм бронебойными снарядами наших танков БТ и Т-26. Правда, во время этой заминки могли подбить и их.

Зачем танкам бревна?

Несмотря на широкие гусеницы, танки часто застревали в грязи на перепаханных снарядами полях и становились легкой добычей для немецких артиллеристов. Чтобы исправить этот недостаток, на танках появились… бревна! Правда, не совсем обычные — им придавали прямоугольную форму и оковывали железом.

Когда машина застревала, такое бревно цепляли к гусенице, она затаскивала его в топкую грязь, и танк, обретя твердую опору под собой, выбирался из грязи.

Как танк преодолевает противотанковый ров?

Когда немцы получили в качестве трофеев английские танки, они стали искать способы, чтобы эти танки остановить. В результате экспериментов, проведенных в тылу, удалось выяснить, что достаточно вырыть ров шириной более 4 м — и танку из него уже не выбраться. Для преодоления такого препятствия на танки крепили огромные связки хвороста. Скинув их в ров, танкисты могли переехать через него.

К концу войны на смену тяжелым связкам хвороста пришли специально разработанные более легкие шестигранные призматические каркасы

Поделиться ссылкой

Навигация

Становление войск в СССР

Первый танк советского производства

В мае 1918 года в Москве была открыта первая школа для командиров бронеавтомобильных частей. Первые танки советского производства начали поступать в войска Красной Армии в 1920 году. Это были лёгкие машины, вооружённые мелкокалиберными пушками. Вплоть до 1922 года бронетанковые войска Красной Армии укомплектовывались французскими танками, ставшими впоследствии прототипами знаменитой модели КС.

В 1923 году броневые отряды были преобразованы в танковую эскадру, укомплектованную лёгкими и тяжёлыми танками. В 1929 году под командованием Управления моторизации и механизации РККА было уже более 110 машин, а в 1932 году их количество достигло 500 единиц. В этом же году была создана Военная академия механизации и моторизации РККА.

Первым советским разработчиком тактики применения броневых сил стал Триандафилов В.К. На основе его выкладок танки стали использоваться  в «глубокой  наступательной операции».

До 1935 года ряды Красной Армии пополнялись танками трёх категорий – лёгкими, средними и тяжёлыми.

Механизированные и танковые части в 1937 году сформировали новый Автобронетанковый род войск, состоящий из 4-х механизированных корпусов, 6-ти отдельных бригад и 6-ти танковых полков. Несмотря на постоянно растущее количество бронированных автомобилей и танков, они продолжали тесно работать с кавалерийскими полками, количество которых в 1937 году достигало 15 единиц.

Такие соединения во взаимодействии с пехотой представляли собой сильнейшую наступательную силу, способную выполнить практически любую боевую задачу по прорыву фронта и подавлению сопротивления противника.

По результатам военного конфликта на Русско-Китайской границе и у реки Халхин-Гол были созданы танки с усиленной бронёй, увеличен калибр орудий. Это были знаменитые средние Т-34 и тяжёлые КВ-1.

Танк Т-34

К 1941 году, основываясь на опыте Испанской компании, проведённой с применением танков, были созданы 18 танковых дивизий и 45 бригад, во главе которых встали первые выпускники Военной Академии.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии было почти 1800 танков, но большая их часть была потеряна в первые месяцы боевых действий.

Эвакуация заводов по производству бронетехники за Урал позволила уже к декабрю 1941 года довести количество танков до 4000 единиц, а к маю 1942 года — до 6000. На основе такой материальной базы были сформированы 3-я и 5-я танковые армии, начавшие наступление по всем фронтам уже с 1942 года.

В этом же 1942 году были официально созданы бронетанковые войска. Началось наступление советских войск под Сталинградом.

Советские танки прошли через Польшу, Чехословакию и другие европейские страны, освобождая их от немецко-фашистских захватчиков. Завершилось это победное шествие под стенами Рейхстага в Берлине полным разгромом армии Германии.

Однако служба советских танкистов на территории Германии только началась. В целях сдерживания военной агрессии в отношении Советского Союза со стороны Великобритании и Соединённых штатов Америки на территории Восточной Германии были сформированы танковые части, находящиеся на постоянном боевом дежурстве.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

И еще некоторые интересные факты о Тайланде не вошедших в список

Береговые ракетные комплексы «Редут»

Титан

Титан – это сугубо защитный класс с уменьшенными характеристиками скорости и маневренности. Навряд ли вам будут рады, если вы решите отправиться на такой машине за вражеским флагом, но вот когда вы остаетесь на нем защищать свои родные территории, члены команды несомненно выразят свою благодарность после поединка. Таким образом, Титан идеален для игроков, которые больше предпочитают вести защитный стиль игры, не стараясь постоянно маневрировать и уклоняться от противников, а занимая единственную эффективную позицию и считая с нее подбитые танки противника. Именно поэтому оружие лучше всего делать с упором на дальний бой или же можно ставить пушки со средней дальностью.

производство

Описание конструкции

Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.

Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.

Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.

Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.

За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.

Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.

Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.

«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.

На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни. Танк Т-46-1 в музее бронетехники в Кубинке.

Клёпка корпуса танка М-3

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни, на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса, к которому заклёпками и болтами крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х — 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй, в итоге уступили место сварным.

(см. также Чобэм)

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка — смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Фото Ил-38

Гендерная дискриминация

Приказом Министра обороны России от 24 апреля 2017 «Об утверждении перечня воинских должностей подлежащих замещению солдатами …» и Приказом директора Росгвардии от 11 июля 2016 № 01 лицам женского пола запрещено замещение должности «Танкист». В 2018 году пятеро девушек из Тольятти, ссылаясь на международную практику Армии Израиля и Норвегии в которых женщины проходят срочную военную службу, а также практику Армии ДНР в которой женщины проходят службу танкистами. Предприняли попытку оспорить в суде Приказ министра обороны и Приказ директора Росгвардии, указывая на нарушения 19 статьи Конституции России в которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола. Ответчиками были заявлены Министерство обороны России и Росгвардия. Судебный марш бросок девушек получил освещение на федеральных телеканалах НТВ, 5 канал, , Мир. Сами ответчики назвали судебную попытку девушек агрессивным феминизмом.

Почему танк назвали танком?

Английское слово «танк» означает «бак, резервуар, цистерна или чан». В целях конспирации первые танки как раз и называли цистернами, резервуарами, баками. Британская контрразведка распускала слухи, что эти полевые самоходные ёмкости готовятся к отправке не то в Месопотамию, не то в Египет, где британские военные страдают без воды.

В конце концов решили, что производство танков правдоподобнее будет выглядеть как заказ для русской армии, готовящейся к грандиозному летнему наступлению. Для армии, идущей в наступление в летнюю жару, требуется огромное количество воды не только для утоления жажды людей и лошадей, но и для пулемётов «Максим», имеющих водяное охлаждение стволов.

Первый опытный английский танк «Маленький Вилли» действительно напоминал железный бак

На корпусах боевых машин, предназначенных для отправки на германский фронт, англичане делали надписи на русском языке

Эти надписи, сделанные с кучей ошибок, гласили: «Осторожно, танк! Отправить в Петроград». Однако это был секрет полишинеля

Германский генштаб знал, что англичане строят не самоходные цистерны, а боевые машины. Тем не менее опасности танков кайзеровские генералы не оценили и никаких мер противодействия им не приняли.

Слово «танк» в английской армии прижилось. Услышав сегодня слово «танк», мало кто подумает о ёмкости для жидкости. Интересно, что в нашей стране первые танки называли не иначе как «лохань». Это был дословный перевод с английского. И лишь в годы Гражданской войны, когда англичане передали белогвардейцам достаточное количество этих боевых машин, их тоже стали называть танками, а солдат и офицеров, воюющих на них, — танкистами.

Слово «танк» у нас прижилось мгновенно. Действительно, кому было приятно осознавать, что он воюет на «лохани»? Быть танкистом в России оказалось куда почётнее, чем «чанщиком» или «лоханщиком». Слово «танк» используют не во всех странах мира. Военным из англоговорящих стран не нравится, когда их называют танкистами. Они и по сей день именуются кавалеристами.

На броне одной из первых опытных бронированных машин красовалась надпись RN A.S. (Служба авиации Королевского флота). Представляете донесения германских шпионов: «Лётчики в тюрьме делают для моряков сухопутные корабли…»

Немцы называют танки панцерами — сокращение от названия «Панцеркампфваген» («бронированный боевой вагон»), а шведы — «стридсвагн» («боевая повозка»). Французы тоже величают танк боевой повозкой, по-французски это звучит как «шар де комба». В обиходе танкисты именуют свои боевые машины просто «шар». Итальянцы называют свои танки «вооружённая повозка», что звучит как «карро д’армато». Все эти агрессивные названия куда больше подходят танку, нежели то слово, которым пользуются русские, англичане и американцы. Кстати, у поляков в названии не чувствуется никакой угрозы: «танк» по-польски — «чолг» («гусеница»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector