Технические характеристики самолета «руслан» ан-124: грузоподъемность, вес, размеры

Ан-32

Ан-32 был разработан советским конструкторским бюро имени Антонова и позиционировался как военный транспортный самолет. Первый полет аппарата состоялся в 1976 году, всего было выпущено 360 таких аппаратов. Максимальный груз, который способен поднять данный аппарат составляет чуть более шести тонн. Запас топлива в пять с половиной тысяч килограмм позволяет транспортнику преодолевать расстояния до 780 километров. Длина самолета составляет 23 метра, размах крыла равен 29 метрам. Стоимость одной единицы составляет 15 миллионов долларов. В 2010 году ОКБ Антонова выпустило модификацию данного самолета с улучшенными летными характеристиками. Теперь, самолет имеет на борту современное оборудование и авионику, а также модифицированные и улучшенные двигатели.

Транспортная авиация России развивается с каждым днем. На сегодняшний день активно ведутся разработки сразу нескольких грузовых самолетов, которые будут способны транспортировать большое количество груза на дальние расстояния. Планируется использование данных аппаратов в военных целях в качестве замены предшествующим аппаратам.

2 место – Ан-124 «Руслан»

Именно из «Руслана», как уже сказано, появился самый большой летающий грузовик в мире «Мрия». У него изначально было военное назначение – транспортировка межконтинентальных баллистических ракет. Но «воздушный грузовик» вышел так удачно, что на нём стали перевозить также тяжёлую боевую и десантную технику. Стоимость одного самолёта примерно 300 миллионов долларов.

24 декабря 1982 года «Руслан» совершил первый полёт. Советским журналистам его продемонстрировали только в 1985 году, а чуть позднее на выставке в Ле-Бурже – остальному миру. В этом же году «Руслану» покорились 21 мировой рекорд, включая рекорды по грузоподъёмности и дальности. На службу в советскую армию самолёт был поставлен в 1987 году в количестве 56 машин, из которых один использовался как наземный прототип для испытаний. На борт Ан-124 могут подняться 880 полностью снаряжённых солдат или в 2 раза меньше десантников-парашютистов.  Но после проведённых в 1989 году экспериментов с манекенами на парашютах были введены некоторые ограничения на парашютирование людей из-за неблагоприятных аэродинамических условий. В 2004 году Россия прекратила производство этих транспортных самолётов. Сейчас на балансе военно-воздушных сил Российской армии находится 26 «Русланов», из которых только 10 исправны.

Основные параметры Ан-124 «Руслан»:

  • длина 69,1 м;
  • высота 20,8 м;
  • размах крыльев 73,3 м.

3 место – Lockheed C-5 Galaxy

Обычно сокращённо называемая «С-5», эта военно-транспортная машина – самый большой грузовой самолет в США. На нём установлены четыре двухконтурных двигателя ТВРД General Electric TF39-GE-1C. Этот грузовой гигант был разработан довольно давно: построен был в 1968 году и июне того же года прошёл первые лётные испытания. Вот что может перевезти этот гигант за один рейс (на выбор):

  • 4 БМП;
  • 6 вертолётов «Апачи»;
  • 6 БТР;
  • 2 танка;
  • 345 военнослужащих.

До введения в строй советских «Русланов» в 1982 году именно «С-5» был самым крупным транспортным самолётом в мире.

Основные параметры «С-5»:

  • длина 75,5 м;
  • высота 19,8 м;
  • размах крыльев 67,9 м.

4 место – Hughes H-4 Hercules

Компания Hughes Aircraft, возглавляемая Говардом Хьюзом, дала такое название своей летающей деревянной транспортной лодке. Хотя первоначально эту 136-тонную машину назвали «НК-1». Это была самая большая из построенных когда-либо летающих лодок, с сохранившимся до наших дней рекордом по размаху крыльев – 98 метров. Этот раритет Хьюз разработал ещё в 1947 году, а предназначался он для транспортировки полностью снаряжённых 750 солдат. Этот монстр был изготовлен в единственном экземпляре. Он сохранился до наших дней и служит самолётом-музеем.

Основные параметры Hughes H-4 Hercules:

  • длина 66,7 м;
  • высота 24,2 м;
  • объём грузового отсека 4,7 тысячи кубических метров.

Этот гигант совершил свой первый и одновременно последний полёт 2 ноября 1947 года в лос-анджелесской гавани. Там он долго и с трудом разбегался, в конце концов, оторвался и смог достичь высоты лишь порядка 20 метров, на которой пролетел примерно два километра. То есть, «лодка» фактически оказалась не летающей. Больше деревянный монстр «Hughes H-4 Hercules» не делал попыток взлететь в воздух, хотя его чудаковатый автор до самой своей смерти поддерживал полную его лётную готовность.

5 место – Boeing 747-8F

Эту модификацию знаменитой модели, предназначенную для грузопассажирских целей, начали выпускать относительно недавно – в 2008 году. По основным параметрам он не дотягивает до «Мрии», но, тем не менее, именно он – самый большой грузовой самолет в мире, удостоившийся серийного производства. К настоящему времени летает уже 76 таких машин.

Основные параметры Boeing 747-8 F:

  • длина – почти 76 метров;
  • высота около 20 метров (примерно 7-этажный дом);
  • размах крыльев чуть меньше 69 метров.

В незагруженном виде этот гигант весит 213 тонн, а максимальный снаряжённый вес, с которым судно способно подняться в воздух – 442 тонны. Но эта модель может перевозить не только коммерческие грузы. В его конфигурации с двумя классами салонов помещается 581 пассажир, а в конфигурации, где предусмотрены три салона – 467 пассажиров.

Как Вы думаете, почему до сих пор не построили грузовой самолет больше «Мрии»? Поделитесь своим мнением в .

Видео о самом большом грузовом самолете в мире

Super Guppy

Aero Spacelines Super Guppy — транспортный самолет, основой которому явился фюзеляж военного Boeing C-97. Первый полет необычного самолета состоялся в 1965 году, один из «Супер Гуппи» до сих пор служит для NASA. Также Super Guppy эксплуатировался авиагигантом Airbus для доставки крупногабаритных частей самолетов на место окончательной сборки. В дальнейшем на замену Guppy концерном Airbus был разработан новый транспортный самолет Beluga, о котором речь пойдет чуть позже.

Грузоподъемность самолета составляет почти 25 тонн (в 10 раз меньше, чем у Ан-225 «Мрия»), размах крыльев 47,6 метров.

Конструкция

ППС — пистолет-пулемёт типичной для этого класса оружия конструкции. Автоматика работает за счёт отката массивного свободного затвора под действием отдачи при выстреле. Стрельба ведётся с заднего шептала. Режим огня — только автоматический, режим одиночного огня отсутствует (опытные военные могли делать от 1 до 3 выстрелов за нажатие). Возвратно-боевая пружина надета на направляющий стержень, который вставляется в отверстие с тыльной стороны затвора слева вверху. Рукоятка затвора расположена справа.

В соответствии с военным временем, исполнен довольно грубо. Состоит из ствола, штампованной стальной ствольной коробки, соединённой с кожухом ствола клёпкой и сваркой, рукоятки управления огнём и приклада. Нижняя часть кожуха шириной 20-13 мм открыта на всю его длину.

Для улучшения кучности стрельбы в дульной части ствола на кожухе расположен дульный тормоз-компенсатор. Прицельное приспособление состоит из мушки и прицела с перекидным це́ликом. Целик имеет две фиксированные позиции — 100 и 200 м, обозначаемые числами 10 и 20. Ведение прицельного огня в положении «20» возможно до 300 м.

Предохранитель расположен в передней части спусковой скобы. При сдвиге его назад он блокирует спусковую тягу и поднимает планку с вырезами, блокирующими рукоятку взведения, жёстко соединённую с затвором, и в спущенном, и во взведённом положении. В переднее — боевое — положение предохранитель переводится указательным пальцем. В некоторых модификациях при необходимости блокировки взведённого затвора рукоятка взведения может быть заведена в дополнительный поперечный паз на ствольной коробке. В таком положении взведённый затвор не может сорваться самопроизвольно даже при падении оружия или сильном ударе.


Сравнение магазинов ППШ (слева) и ППС (справа).

Благодаря длинному ходу подвижных частей ППС имеет более низкий, по сравнению с ППШ, темп стрельбы. Можно вести стрельбу даже одиночными выстрелами, плавно нажимая и быстро отпуская спуск.

Питание ППС-42/43 производится из коробчатого (секторного) магазина ёмкостью 35 патронов, вставляемого в приёмник (горловину), который снабжён защёлкой с предохранительной скобой, предотвращающей случайное извлечение магазина. Магазин имеет выход в два ряда, что повышает безотказность действия и упрощает наполнение магазина. У ППШ магазин имеет выход патронов в один ряд; кроме того, магазин ППШ имеет в верхней части направляющую обойму, необходимую для установки в разъём для барабанных магазинов.

Приклад металлический, складной, складывается на ствольную коробку. При неполной разборке спусковая коробка откидывается вниз относительно ствольной коробки, вращаясь на скрепляющей оси перед горловиной магазина.

В модели ППС-43 крепление возвратно-боевой пружины к направляющему стержню выполнено с помощью специального упора. Стержень удлинён, смещён влево и проходит сквозь фрезерованный паз в левой нижней части затвора, при этом его передний торец стал выполнять и функцию отражателя, переставшего быть отдельной деталью. Была снижена масса затвора с 570 г до 550 г, уменьшена длина ствола с 272 мм до 251 мм, длина приклада уменьшена с 245 мм до 230 мм. Кроме того, улучшены рукоятка взведения, флажок предохранителя, защёлка плечевого упора, кожух ствола и ствольная коробка были объединены в одну деталь.

Изменено крепление приклада. Головка защёлки приклада вынесена над ствольной коробкой в задней её части. Пистолетная рукоятка улучшенной формы обеспечивает достаточно удобное управление оружием при стрельбе как с откинутым, так и со сложенным прикладом.

Вес ППС-43 с полным боекомплектом (шесть снаряжённых магазинов) составляет 6,72 кг, что меньше веса пистолета-пулемёта «Суоми» с одним 70-патронным магазином. Выпущенная из ППС пуля сохраняет убойную силу на дистанции до 800 м. Наиболее эффективно ведение огня короткими очередями (2—5 выстрелов), при стрельбе длинными очередями увеличивается рассеивание.

Наиболее существенная особенность ППС — простота конструкции и технологичность изготовления. Он практически полностью собирается из штампованных деталей, соединяемых сваркой и заклёпками. Расход материалов на единицу ППС-43 был вдвое меньше, а трудозатраты втрое меньше, чем на единицу ППШ-41.

С чего все начиналось?

Несмотря на то что официально создание русской авиации состоялось в августе 1912 года, изучением аэродинамики в царской России начали заниматься гораздо раньше. Именно для этой цели в 1904 году профессором Жуковским был основан специальный институт. В 1913 году конструктором Сикорским был собран легендарный бомбардировщик «Илья Муромец».

В этом же году сконструировали четырехмоторный биплан «Русский витязь». Конструктором Григоровичем велись работы по различным схемам гидропланов. В 1914 г. военным пилотом П. Нестеровым была выполнена «мертвая петля». Российскими летчиками были совершены первые успешные вылеты в Арктику. Как утверждают специалисты, военная авиация Российской империи просуществовала недолго, тем не менее она зарекомендовала себя как одна из лучших ВВС на то время.

Источники

Среднестатистические показатели

Каждый человек, который хотя бы один раз летал воздушным транспортом, знает нормативы транспортировки багажа и ручной клади. Для того чтобы попасть на борт воздушного судна, необходимо пройти таможенный досмотр и контрольное взвешивание поклажи. Эти правила установлены с целью обеспечения безопасности перелета. Перегрузка воздушного судна может стать причиной крушения лайнера и смерти пассажиров. Именно поэтому каждая авиакомпания устанавливает собственные нормы транспортировки грузов, основываясь на технических характеристиках своего парка.

Авиаконструкторы часто используют такое словосочетание как «взлетная масса» воздушного судна. Этот термин используется для обозначения общего веса транспортного средства, пассажиров, топлива, груза и других объектов. Этот параметр оказывает непосредственное влияние на аэродинамику транспортного средства. Для того чтобы увеличить аэродинамические показатели, инженеры стараются уменьшить массу транспортного средства

Важно отметить, что масса самолета зависит от его модификации. В качестве примера можно привести семьсот тридцать седьмой Боинг, чей вес варьируется от пятидесяти до семидесяти тонн в зависимости от модели

При создании транспортного средства учитывается количество сидений для пассажиров, места для груза и объема топливной смеси. Использование легких металлов позволяет значительно снизить массу самой конструкции и ее основных узлов. Одной из главных задач инженеров является поиск новых сплавов, которые позволят свести массу самого летательного аппарата к минимуму. Использование таких материалов позволит увеличить вместимость транспортного средства.

Thunder 50 BMG

Впервые представлен в 2004 году. Знаменит винтовочными патронами калибра 12,7х99 мм. Прицельная дальность сохраняется до 75 м.

Особенность в гидравлическом порядке отката ствола, отдача снижается на 25%, но по-прежнему остается громадной, ведь при выстреле энергия составляет целых 15500 Дж.

ТТХ

Малые артиллерийские корабли «Буян» – каспийские воины

Авиакатастрофы

Во время испытательного полета на территории Украины (Киевская область, село Кодра) разбился Ан-124. Это произошло 13.10.1992 года. Из-за ряда негативных факторов, включая столкновение с птицей на взлете, самолет упал на лес. Погибли восемь летчиков-испытателей. В 93 году к трагедии привела ошибка экипажа. Не прочитав необходимых указаний для посадки в специфической местности «Руслан» врезался в гору около г. Керман. Восьмого октября 1996 года возле Турина разбился Ан-124. Причиной была ошибка экипажа и определенные недостатки в конструкции.

Самой крупномасштабной трагедией была авария 97 года в Иркутске. Самолет упал на жилые дома. Помимо потери Ан-124 и двух истребителей Су-27, погибло большое количество людей. К авиакатастрофе привел отказ трех двигателей и нарушение правил взлетной массы.

Самолет Ан-124 фото

Многостоечное шасси, которое снабжёно 24 колёсами дает возможность эксплуатировать самолёт с грунтовых полос, а также менять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, что облегчает проведение разгрузочных погрузочных работ

Комплекс транспортного десантного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния оборудования и систем на 1000 точек, две силовые вспомогательные установки с турбонасосами и электрогенераторами снабжают автономность использования. Особенность конструкции самолёта – наличие двух грузовых люков в хвостовой и носовой части фюзеляжа, что ускоряет и облегчает процессы выгрузки и загрузки грузов.

Самолет Ан-124 фото

Герметичен грузовой отсек. Над ним располагается кабина экипажа, пассажирская кабина и отсек для отдыха экипажа для сопровождающих. Бортовое оборудование предназначается для исполнения десантных-транспортно задач днём и ночью, в сложных и простых погодных условиях, при противодействии противника ПВО, продолжительном отрыве от аэродрома главного базирования и включает: типовой комплекс связи, пилотажный прицельно-навигационный комплекс, транспортно-десантное оборудование (допускается десантирование лишь посадочным методом). Самолёт Ан-124 имеет на вооружении воздущных сил России, но применяется для обслуживания задач блока НАТО. Самолёт для военных перевозок применяют для обеспечения частей НАТО в Афганистане и районах Средней Азии и в районе Персидского залива (для перевозки ракетного зенитного комплекса «Пэтриот»).

Самолет Ан-124 кабина

Самолёт снабжён разгрузочным погрузочным оборудованием, передвижными бортовыми кранами (БПК) общая грузоподъёмность до 20 тонн,  Без специального разрешения допускают перевозить моногрузы, вес до 50 тонн. Самолёт снабжен системой централизованной заправки под давлением сквозь 4 заправочные горловины, которые расположены в правой и левой гондолах основных стоек шасси. Еще вероятна заправка самотёком сквозь 2 заливные горловины, которые расположены на верхних частях левой и правой консолей крыла.

Самолет Ан-124 шасси фото

Ан-124 способен на борт брать  до 440 десантников-парашютистов или 880 солдат с целым снаряжением. Но опыты, начатые в 1989 году по сбросу манекенов парашютистов с самолёта заставили ввести на парашютное десантирование людей ограничения, которые обусловлены аэродинамическими факторами.

Официальные данные

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военных, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (вводя пограничные войска), внутренних войск и милиции. Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, какие погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число невозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил.

Строительство коттеджей

Советская монополия на транспортные самолёты

КБ Олега Антонова стало абсолютным лидером по количеству различных модификаций военно-транспортных машин для ВВС. Лучшие самолёты военно-транспортной авиации спроектированы в Киеве. Так, например, Ан-26 благодаря широкой (2,4 м) створке грузового люка имел возможность перевозить крупногабаритные грузы. Ан-74 проектировался для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Уникальная конструкция шасси позволяет производить взлёт и посадку на полосах любой категории сложности.

На нём впервые была опробована двухкилевая схема хвостового оперения, позже применённая при постройке Ан-225. Полезная нагрузка – свыше 60 тонн.

На модификации под кодировкой Ан-122 конструкторы добились выдающейся, для того времени, грузоподъёмности — 120 тонн. С середины семидесятых годов производство турбовинтовых машин стали сворачивать. Пришло время более современных турбореактивных летательных аппаратов.

Пассажирская авиация до 1945 года

Теперь давайте более детально изучим, что собой представляет транспортная авиация, узнаем её историю и современные тенденции. Ведь именно данной отрасли авиации посвящен наш обзор. Прежде всего, давайте изучим пассажирские самолеты.

Ещё в девятнадцатом веке для перевозки пассажиров начали использоваться дирижабли. Но первым пассажирским самолетом считается российский «Илья Муромец» конструкции великого изобретателя Игоря Сикорского. Самолет построен в 1913 году, тогда же совершен его первый полет с шестнадцатью пассажирами, но регулярные пассажирские рейсы стали осуществляться только с приходом советской власти в 1920 году. До этого самолет использовался как бомбардировщик в ходе Первой мировой войны. С приходом к власти большевиков он обслуживал рейсы «Сарапул – Екатеринбург», «Москва – Харьков» и «Москва – Бак»у. В 1923 году был снят с эксплуатации. Кроме того, следует заметить, что до 1917 года «Илье Муромцу» принадлежало звание самого большого самолета мира.

Первые же регулярные авиаперевозки пассажиров стала совершать компания из США St. Petersburg Tampa Airboat Line с 1914 года. Она пустила рейс, который курсировал между Тампой и Санкт-Петербургом во Флориде. В 1916 году в США была основана компания Boeing, специализирующаяся на производстве в сфере авиастроения. После Второй мировой войны она стала одним из мировых лидеров по производству пассажирских и транспортных самолетов.

В 1919 году был впервые запущен постоянный пассажирский международный авиарейс между Парижем и Брюсселем. Его организовала французская компания Lignes Airiennes Farman.

С 1925 года в США был налажен выпуск первых в мире массовых пассажирских самолетов – Ford Trimotor. Самой же массовой моделью за всю историю пассажирской авиации стал американский Douglas DC-3, производившийся с 1935 года. В Европе с ним соперничал немецкий Junkers Ju52.

После снятия с эксплуатации «Ильи Муромца» в Советском Союзе стали использовать для перевозки более легкие средства воздушного транспорта немецкой компании Junkers. Самолет Junkers F13 являлся первым в мире, который при постройке изначально планировался как пассажирский. Впервые полет он совершил в 1919 году в Германии. Благодаря своим качествам Junkers F13 был взят на эксплуатацию во многих странах мира, в том числе, как говорилось выше, и в СССР.

Но уже в 1925 году в Советском Союзе для пассажирских перевозок начали использовать в том числе и отечественный К-1. До начала Второй мировой войны конструкторское бюро Калинина выпустило ещё пять серий (К-2, К-3, К-4, К-5, К-6) данного аппарата для перевозки пассажиров. Также с 1928 года стали эксплуатироваться пассажирские самолеты У-2, конструктором которых являлся Поликарпов Н. Н. Позже появились ПС-9, ХАИ-1, серия самолетов «Сталь», ПС-89, ПС-35, ПС-84, ПС-84 (Ли-2). Последняя модель была сделана на базе американского DC-3 и приобрела особенную массовость. Но советская довоенная пассажирская авиация находилась на довольно низком уровне.

В 1923 году было основано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». Сейчас данное наименование эксплуатирует один из лоукостеров «Аэрофлота». Сам же «Аэрофлот» (Главное управление Гражданского воздушного флота) был основан в 1932 году после слияния «Добролета» и компании «Укрвоздухпуть», и до самого распада СССР полностью принадлежал государству. На данный момент он является одной из старейших авиакомпаний мира.

Но самая старая из существующих на сегодняшний день авиакомпаний – это немецкая Deutsche Lufthansa AG, которая была основана в 1926 году, после объединения концерна Junkers Luftverkehr и транспортной фирмы Deutsche Aero Lloyd. Естественно, что парк самолетов до Второй мировой войны у неё состоял в основном из аппаратов марки «Юнкерс».

В 1933 году во Франции основана ещё одна крупная европейская авиакомпания — Air France.

В 1927 году зафиксирован первый пассажирский трансатлантический перелет. Правда, это был частный рейс. С 1930 года в США для обслуживания пассажиров стали использовать стюардесс.

Вторая мировая война в целом дала толчок развитию авиации, но, по понятным причинам, затормозила деятельность гражданской авиации, предоставляющей населению услуги воздушного транспорта.

Типы транспортных самолётов

Существует три принципиальных подхода к разработке транспортного самолёта:

Грузовой вариант пассажирского самолёта

Грузовые самолёты MD-11F компании FedEx в аэропорту Кёльна.

В силу экономической выгодности унификации процесса разработки, производства и обслуживания самолётов, а также значительно более высокого спроса на пассажирские самолёты, большинство крупных авиапроизводителей выпускают транспортные самолёты на базе существующих пассажирских моделей, например, Airbus A330-200F, Boeing 747-8F, McDonnell Douglas MD-11F. Кроме того, производителями производится конверсия устаревших пассажирских самолётов, более не отвечающих нормативным или коммерческим требованиям к пассажирским перевозкам, в грузовые самолёты. Такие самолёты можно отличить по швам на месте заменённых иллюминаторов.

Недостатком такого компромиссного подхода являются более высокие операционные расходы, так как конструкция самолётов в первую очередь рассчитана на пассажирскую функцию, например, на более высокое давление в салоне, чем требуется для перевозки грузов. Отсутствие в конструкции пассажирского самолета силового пола не позволяет перевозить тяжелые моногрузы, например грузовые автомобили или вагоны метро. Погрузочная высота оказывается велика, что требует применение на терминалах специальной погрузочно-разгрузочной техники.

Исключительно транспортный самолёт

Самолёт, изначально предназначенный только для перевозки грузов и спроектированный без оглядки на пассажирские или военные функции, был бы дешевле в производстве и экономичнее в эксплуатации, чем компромиссные пассажирско-транспортные аналоги. В середине XX века такие модели производились, например, Fairchild C-82, имевший фюзеляж почти прямоугольного сечения и двойной хвост для облегчения погрузочных работ. В 1980-е годы по заказу правительства США компаниями Douglas и Lockheed было произведено исследование экономической обоснованности постройки таких самолётов. Исследование показало, что, с одной стороны, такой самолёт достиг бы 20-процентной экономии операционных расходов, но с другой стороны, в свете относительно невысого спроса на транспортные самолёты, капитальные затраты на разработку такой модели представляются слишком высокими.

Военно-гражданский транспортный самолёт

Гражданский Ил-76ТД в ливрее Pars Air

Выгода разработки самолёта, одновременно удовлетворяющего требованиям гражданских и военных грузоперевозок, заключается в следующем:

  • конструкция самолёта изначально предназначена для грузоперевозок, что удевшевляет производство и эксплуатацию по сравнению с пассажирскими самолётами
  • стоимость разработки делится между гражданским сектором и оборонным комплексом
  • уменьшается количество требующихся для армии самолётов, так как в случае необходимости армия может реквизировать гражданские самолёты

Вместе с тем, военные требования к конструкции самолёта — прочность, маневренность, тяговооружённость и т. п. — могут свести вышеуказанные экономические преимущества на нет, за исключением случаев гражданских грузоперевозок в тяжёлых условиях, например, при отсутствии подходящих ВПП.

Примерами военно-транспортных самолётов, гражданские модификации которых используются коммерчески, могут служить Ил-76, Ан-124, Lockheed L-100 Hercules. Компания «Боинг» планировала выпуск гражданской версии самолёта Boeing C-17 Globemaster III под индексом MD-17 (позже — BC-17).

СУ-80 — универсальное транспортное средство

Многоцелевой транспортный самолет (Россия)

Этот самолет был создан в начале 1990-х годов» в ОКБ имени П. О. Сухого, прежде специализировавшемся на истребителях. Первый полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года, взлетев с подмосковного аэродрома Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. Дебютный полет был удачным.

Су-80 является одной из наиболее перспективных российских разработок в области гражданской авиации

Су-80 разрабатывался как универсальный транспортный самолет Су-80ГП. Его особенностью является то, что он может быть быстро переоборудован из пассажирского варианта (до 30 пассажиров в комфортабельном салоне) в транспортный (после демонтажа кресел и багажных полок) и обратно. Наличие грузовой рампы позволяет транспортировать как стандартные авиационные контейнеры, так и автомобильную технику.

 Взлетно-посадочные характеристики Су-80, а также шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых, ледовых и заснеженных аэродромах. Сейчас произведено восемь таких самолетов. Также машину модернизировали под требования ВВС России, федеральной пограничной службы, МЧС России и федеральной службы поиска и спасения. После этого главной ее задачей стало выполнение патрульных и патрульно-транспортных операций. Военная версия Су-80ПТ оборудована пушкой 23-мм калибра, ракетами «воздух — воздух» и «воздух — земля», а также противотанковыми управляемыми ракетами. Самолет планируется как замена L-410, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-28 и Ан-30.

Су-80 оснащен хорошо зарекомендовавшими себя двигателями СТ7-9В компании «Дженерал Электрик»

Двухбалочная схема Су-80 с П-образным оперением позволяет погрузчику подъехать вплотную к рампе

Литература

Конструкция

Airbus A310, верхний грузовой люк открыт

Транспортный самолёт может обладать следующими конструктивными особенностями, которые отличают его от пассажирских моделей. Они призваны, в первую очередь, облегчить погрузку и разгрузку самолёта:

  • компоновка «высокоплан» (позволяет расположить груз максимально близко к земле)
  • усиленное шасси с большим количеством колёс
  • грузовые люки внизу и вверху фюзеляжа
  • люки в передней части фюзеляжа («откидной нос») и в задней («распахивающийся» или «откидной» хвост), иногда совмещённые с рампой
  • уменьшенная дверь в кабину пилотов
  • отсутствие иллюминаторов

Метеориты радиоактивны

1945–1965 гг.

Развитие военно-транспортной авиации в предвоенные и военные годы в основном было связано с воздушно-десантными войсками. Однако десанты случались нечасто, и потому военные обходились транспортными самолетами, переделанными из гражданских. В период «холодной войны» США решали задачу быстрой переброски людей и грузов в Европу, а Советский Союз планировал крупномасштабные воздушно-десантные операции. Это и определило облик военно-транспортных самолетов (ВТС) 1950–1960 гг.

Тяжелый военно-транспортный самолет «Боинг» C-97. США. 1944 г

Основные транспортные самолеты военного времени – Ju-52 у Третьего рейха и его союзников и С-47 (обозначение «С» – от слова Cargo, грузовой) у стран антигитлеровской коалиции – были созданы в конце 1930-хгг. И могли перевозить сравнительно небольшие грузы, габариты которых ограничивала боковая грузовая дверь. Существовали десантные планеры с рампой (например, немецкий Ме-321 «Гигант»), немцы строили и рамповые самолеты, но в небольших количествах.

Поднявшийся в воздух в 1947 г. американский транспортный самолет С-97 был переделкой бомбардировщика В-29 – бомбовые отсеки превратили в грузовые, а фюзеляж надстроили вверх, получив в сечении форму цифры «8». Этот самолет уже имел большой грузовой люк, но он был высоко над землей, и для техники приходилось устанавливать специальные трапы – погрузка и выгрузка из-за этого шла дольше. Схожие характеристики были и у американского С-124 (1949 г.), только грузовой люк у него был в передней части фюзеляжа. В СССР также создали транспортную модификацию бомбардировщика – Ту-4Т. Все эти машины оснащались поршневыми двигателями.

Транспортный самолет С.160. Высокоплан. Франция. 1963 г

Новая эра в жизни ВТС началась с появлением турбовинтовых двигателей. Кроме того, конструкторы поняли, что транспортный самолет должен быть высокопланом – крыло лежит на фюзеляже, двигатели подняты вместе с крылом, и пол грузовой кабины находится у земли. Это облегчает загрузку и разгрузку ВТС. Созданный в 1954 г. в США, С-130 «Геркулес» до наших дней остается самым популярным крупным «транспортником» – произведено более 2300 шт. Тремя годами позже КБ О.К. Антонова подняло в воздух Ан-12, ставший «рабочей лошадкой» военно-транспортной авиации СССР и других стран мира. И у С-130, и у Ан12 уже были рампы, и в них можно было быстро погрузить, например, автомобили и легкую бронетехнику. В 1963 г. у французов появился транспортный самолет С.160, который поднимал 16 т, с двумя очень мощными ТВД.

Стратегический военно-транспортный самолет «Дуглас» С-124. США. 1949 г.

Задача быстрой переброски войск из США на американские военные базы в Германии требовала скоростных ВТС. Первый транспортный самолет с ТРД С-135 (США, 1961 г.) был «эволюционным» – его построили на основе пассажирского лайнера «Боинг» 707. Но уже в 1963 г. появился специализированный ВТС С-141 – высокоплан с рампой. Этот стратегический транспортник может перебросить через Атлантический океан 42 т полезной нагрузки.

Успешные опыты по перекачке топлива в воздухе с одного самолета на другой для увеличения дальности полета проводились, начиная еще с 1920-х гг. Однако к серийному производству воздушных заправщиков (танкеров) пришли только после Второй мировой войны. Первым из них стал американский КС-97 (1949 г.), который ВВС США активно использовали в ходе войны в Корее. Все танкеры делали на базе транспортных или пассажирских самолетов. В заправщики переделывали также бомбардировщики: в СССР первый танкер создали на базе Ту-16, в Великобритании основой послужил «Вулкан».

Реактивный многофункциональный военно-транспортный самолет «Боинг» С-135. США. 1961 г.

Тяжелый военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». Высокоплан. США. 1954 г.

Впервые поднявшийся в небо в 1947 г. биплан Ан-2 заслуживает безусловного внимания. Это самый большой одномоторный самолет в истории. Тираж Ан-2 превысил 18 000 шт., кроме того, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как долгожитель – его производство до сих пор продолжается в Китае. Этот многоцелевой самолет широко применялся и применяется как транспортный, а российские десантники выполняют с Ан-2 тренировочные прыжки.

Транспортный самолет Ан-12. Высокоплан. СССР. 1957 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector