Праведные халифы
Содержание:
- Список халифатов
- Анечка, Цыпа и змеюка подколодная
- Что такое Халифат — простыми словами
- Арабская культура.
- Династия Аббасидов
- Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата
- Текст присяги
- Архитектура халифата
- Переход от воинствующего сознания на мирное
- История Красной Армии
- См. также
- Власть Буидов
- Список халифатов
- Почему звание ефрейтор в армии плохое и какие погоны
- Untitled
- Распад государства
- Падение
- Мухаммад и новая религия
Список халифатов
Исторические халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халифы(династии) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Арабский халифат |
630—656: Медина |
630 — 1517 |
Аббасидскийхалифат |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана |
ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя). |
Праведные халифыОмейядыАббасиды |
Праведный халифат |
630—656: Медина |
630—661 |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя |
Омейядский халифат | Праведные халифы | |
Омейядский халифат | 661—750: Дамаск | 661—750 | Праведный халифат |
Аббасидский халифатКордовский эмират |
Омейяды | |
Аббасидский халифат |
750—762: Эль-Куфа |
750—945 | Омейядский халифат | Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды) |
Столица и резиденция халифов |
945—1055 | Аббасидский халифат | Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов) |
Столица — |
1055—1124 | Буиды | «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды. | ||
Аббасидский халифат |
1124—1127: Багдад |
1124-1127 | Государство Сельджукидов | Государство Зангидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов). |
1127—1174: Багдад |
1127-1174 | Аббасидский халифат | Султанат Айюбидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов). |
1174-1194: Багдад |
1174-1194 | Государство Зангидов | Аббасидский халифат | Аббасиды | |
Аббасидский халифат |
1194—1258: Багдад |
1194-1258 | Султанат Айюбидов | Государство Хулагуидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат) |
Столица и резиденция халифов — |
1259—1517 | Айюбиды | Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды. | ||
Османская империя |
1299—1329: Сёгют |
1517—1923 |
Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина |
ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине |
Османы | |
Турция |
Столица — Анкара |
1923—1924 |
3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. |
Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк. |
Непризнанные и самопровозглашённые халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халиф | |
---|---|---|---|---|---|---|
Кордовский халифат | Кордова | 929—1031 | Кордовский эмират | Тайфа | Омейяды | |
Идрисидский халифат |
786—828: Тлемсен |
786—985 | Аббасидский халифат | Идрисиды | ||
Фатимидский халифат |
909—969: Махдия |
909—1171 | Аббасидский халифат |
АйюбидыАльмохады |
Фатимиды | |
Альмохадcкий халифат |
1145—1147: Севилья |
1121—1269 | Фатимидский халифат | Хафсидский халифат | Альмохады | |
Хафсидский халифат | 1229—1574 | Альмохадcкий халифат | Османская империя | Хафсиды | ||
Халифат Сокото |
1804: Гуду |
1809—1903 | Северная Нигерия и Камерун | Протекторат Нигерия | Халифы Сокото | |
Махдистский халифат | 1881—1898 | Египетский хедиват | Англо-Египетский Судан | Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша | ||
Хиджаз | Мекка | 1923—1924 | Османская империя | Неджд и Хиджаз | Хусейн ибн Али аль-Хашими | |
Исламское государство | Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) | 2014 — ? |
Сирия, Афганистан, Йемен |
Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии(до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали (до 2016), Нигерии (до 2016) и Афганистана | Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши |
Анечка, Цыпа и змеюка подколодная
Что такое Халифат — простыми словами
Настолько древняя форма правления государствам появилась после смерти Мухаммеда. Власть перешла в руки четырех халифов, которые разделили территорию на равные части и обязаны были нести наследие и его идеи в народ. На начальных этапах зарождения государственности и в средние века, халифаты были распространены и представляли собой небольшие образования.
Также Османская Империя носила статус халифата до 1924 года. В последствие к власти пришел первый президент, что ознаменовалось созданием демократического общества. Не многие понимают, что это такое халифат даже самыми простыми словами.
Читайте еще: Что значит, если водитель показывает ладонь с растопыренными пальцами
Ближний Восток – это территория, которая на протяжении всего существования человечества была во власти халифов. Но в современных реалиях такой вид государственности утратил ценность, так как в значительной степени прижимал права народа.
Восстановить халифаты решили террористические группировки такие как «Исламское государство» и «Аль-Каида». На данный момент были предприняты безуспешные попытки, но все это привело только к большим потерям, так как народ не хочет тоталитаризма в своей стране.
Интересно!
В 2014 году один из лидеров ИГ (запрещенная организация в РФ) сообщил о создании собственного халифата в Ракке.
Создание таких небольших государственных объединений в современных условиях только преследует единственную цель – завладеть природными ресурсами в частности нефтью. Поэтому любые попытки создания незаконных государств и халифатов ведет к вооруженным конфликтам и уничтожению всех террористических группировок.
Современный ИГ не ставит перед собой цель создать полноценное государство и помочь народу – это только личное обогащение и считать их завоеванные территории халифатом ни в коем случае нельзя.
Арабская культура.
Арабы усвоили знания и традиции покоренных народов, развили их на
основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но
и языком литературы и науки.
При Омейядах
Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из
которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из
собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские
ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой
изготовлялось оружие.
При дворе
халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались
правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также
обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы
основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.
Bayt al-Hikma (в переводе с арабскогоозначает «Дом Мудрости»)
Благодаря
арабам в европейских языках появились слова «алгебра», «алкоголь», «азимут»,
«зенит» и др. В дальних походах военачальники были обязаны отмечать на картах
покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские
ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В
Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и Кордове в VIII —IX вв.
ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков
принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки»,
который на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и
европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике
арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.
С древнейших
времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные
подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».
Династия Аббасидов
Третий халифат был основан в 750 году. Омейядов свергла династия Аббасидов, род которых происходил от Аль-Аббаса, дяди Мохаммеда. Они сумели победить в борьбе за власть, аргументировав свои претензии на престол принадлежностью к семейному клану пророка. Аббасиды удерживали контроль над арабской империей на протяжении следующих пяти веков. В период правления их династии ислам получил распространение далеко за пределами Аравийского полуострова и стал интернациональной религией. Они переместили политический центр халифата из Дамаска в Багдад. Династия Аббасидов не вела активной завоевательной политики, в результате чего арабская экспансия приостановилась. Политическая ситуация внутри империи не отличалась стабильностью. На территории многонационального халифата часто вспыхивали восстания.
Расцвет арабской империи в период правления династии Аббасидов продолжался около века. Последовавший за этим упадок был вызван ослаблением центральной власти. В отдалённых провинциях фактическими правителями становились местные эмиры, которые лишь формально признавали багдадских халифов своими сюзеренами. Они решали вопросы внешней политики и престолонаследия независимо от династии Аббасидов. В середине 10-го века наступила стадия распада халифата. Аббасиды утратили власть над всей территорией государства.
Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата
«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.
Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.
Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.
Текст присяги
Перед вами полный текст присяги при получении паспорта РФ, утвержденный ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002:
Учить текст наизусть не надо. Его разрешается зачитать (п. 4 положения о порядке принесения присяги гражданина Российской Федерации).
Архитектура халифата
Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.
Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей
За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.
Переход от воинствующего сознания на мирное
Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.
Важно!
Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.
Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.
В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.
Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.
Читайте еще: Медсправка для водительских прав: как получить в 2019 году
Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.
История Красной Армии
См. также
Власть Буидов
В 945 году Багдад захватили дейлемские горцы армии Буидов (араб. Бувейхиды), шиитской династии, основанной в 920—930-е годы. К этому времени владения халифов включали лишь столицу и её окрестности. Основанным ими государством буидские «эмиры эмиров» управляли от имени халифа, имя которого по-прежнему чеканилось на монетах и поминалось в хутбе первым. В действительности Аббасиды были лишены светской власти, сохраняя лишь духовный авторитет. Теперь им пришлось обходиться без гвардии, пышного двора и родовых поместий, получая средства с одного поместья, переданного на правах икта.
Список халифатов
Исторические халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халифы(династии) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Арабский халифат |
630—656: Медина |
630 — 1517 | Аббасидскийхалифат |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана |
ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя). |
Праведные халифыОмейядыАббасиды |
Праведный халифат |
630—656: Медина |
630—661 |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя |
Омейядский халифат | Праведные халифы | |
Омейядский халифат | 661—750: Дамаск | 661—750 | Праведный халифат |
Аббасидский халифатКордовский эмират |
Омейяды | |
Аббасидский халифат |
750—762: Эль-Куфа |
750—945 | Омейядский халифат | Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды) |
Столица и резиденция халифов |
945—1055 | Аббасидский халифат | Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов) |
Столица — |
1055—1124 | Буиды | «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды. | ||
Аббасидский халифат |
1124—1127: Багдад |
1124-1127 | Государство Сельджукидов | Государство Зангидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов). |
1127—1174: Багдад |
1127-1174 | Аббасидский халифат | Султанат Айюбидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов). |
1174-1194: Багдад |
1174-1194 | Государство Зангидов | Аббасидский халифат | Аббасиды | |
Аббасидский халифат |
1194—1258: Багдад |
1194-1258 | Султанат Айюбидов | Государство Хулагуидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат) |
Столица и резиденция халифов — |
1259—1517 | Айюбиды | Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды. | ||
Османская империя |
1299—1329: Сёгют |
1517—1923 |
Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина |
ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине |
Османы | |
Турция |
Столица — Анкара |
1923—1924 |
3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. |
Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк. |
Непризнанные и самопровозглашённые халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халиф | |
---|---|---|---|---|---|---|
Кордовский халифат | Кордова | 929—1031 | Кордовский эмират | Тайфа | Омейяды | |
Идрисидский халифат |
786—828: Тлемсен |
786—985 | Аббасидский халифат | Идрисиды | ||
Фатимидский халифат |
909—969: Махдия |
909—1171 | Аббасидский халифат |
АйюбидыАльмохады |
Фатимиды | |
Альмохадcкий халифат |
1145—1147: Севилья |
1121—1269 | Фатимидский халифат | Хафсидский халифат | Альмохады | |
Хафсидский халифат | 1229—1574 | Альмохадcкий халифат | Османская империя | Хафсиды | ||
Халифат Сокото |
1804: Гуду |
1809—1903 | Северная Нигерия и Камерун | Протекторат Нигерия | Халифы Сокото | |
Махдистский халифат | 1881—1898 | Египетский хедиват | Англо-Египетский Судан | Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша | ||
Хиджаз | Мекка | 1923—1924 | Османская империя | Неджд и Хиджаз | Хусейн ибн Али аль-Хашими | |
Исламское государство | Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) | 2014 — ? | Сирия, Афганистан, Йемен | Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. | Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши |
Почему звание ефрейтор в армии плохое и какие погоны
Ярослав Гашек устами своего бессмертного героя сказал, что «ефрейтор – это наказание роты». Данное негативное отношение сохранилось в российской армии к представителям данного звания до сих пор. Впрочем, было оно и в советские времена.
Звание «ефрейтор» – почему его многие считают не поощрением, а наказанием
Давайте проделаем небольшой исторический экскурс. Ефрейтор – это слово немецкого происхождения. Оно означает «освобожденный от нарядов». В российской армии впервые оно появилось при Петре I. После 1917 года в России данное звание было упразднено. Впрочем, тогда в армии отказывались от много, что, по мнению большевиков, напоминало о царском режиме. Восстановили его уже в 1940 году. Ефрейтором мог стать рядовой, демонстрировавший примерную воинскую дисциплину, и образцово выполнявший свои обязанности. С тех пор данное звание уже не упраздняли – оно до сих пор есть в ВС РФ. Также оно есть и в армиях многих других стран.
Ефрейтора еще называют старший солдат. По сути, данное звание находится между рядовым и младшим сержантом.
На погонах у ефрейтора – по одной поперечной лычке желтого цвета. В народе, кстати, их еще именуют «соплями». С советских времен подходы к присвоению этого звания не изменились. Им по-прежнему отмечают рядовых, показавших себя с самой лучшей стороны.
Почему же многие считают, что это звание позорное? Какого-то единого ответа на данный вопрос не существует. Можно назвать множество причин, по которым ефрейтор считается плохим званием. Среди них следует выделить:
- дополнительные обязанности без каких-либо привилегий;
- банальная зависть;
- назначение на эту должность «любимчиков» командира.
Кстати, согласно одной из версий, столь плохое отношение к ефрейторам появилось в советской армии из-за того, что данное звание в свое время носил Адольф Гитлер. В принципе, некая логика здесь есть, но вряд ли бы только из-за этого такое отношение сохранилось бы до сих пор. Сами ефрейторы недолюбливают это звание из-за того, что спрос с них больше, чем с рядовых, тогда как дополнительных привилегий, по сути, нет. Нередко негативное отношение вызвано банальной завистью. Ведь ефрейтором становятся самые лучшие среди рядовых, проявившие себя дисциплинированными и умелыми солдатами. Соответственно, некоторые воспринимают их как выскочек.
Впрочем, бывают случаи, когда присвоение звания происходит не по справедливости, а по личностному фактору. Иными словами, командир при назначении выбирает своего «любимчика». Естественно, такой подход не нравится многим. Также нередко ефрейторы, несмотря на то, что они по большому счету являются теми же рядовыми, возвышают себя над сослуживцами, позволяя себе необоснованно командовать. Конечно же, такой подход никому не понравится.
Нередко это звание становится для военнослужащего «тупиковой ветвью карьерного роста». Младшими сержантами становятся далеко не все, и те, кому повыситься так и не удалось, серьезно расстраиваются, ведь усилия, по сути, пропали зря. Если же говорить в целом, то здесь можно констатировать одно – сколько людей, столько и мнений. Некоторые могут действительно искренне не любить ефрейторов в силу изложенных выше или каких-то иных причин. Другие же, наоборот, с уважением относятся к военнослужащим в данном звании, поскольку оно говорит о дисциплинированности бойца и о высоком уровне его боевой подготовки.
С этим читают
Untitled
Я правильно понимаю, что в абзаце про отношения с иноверцами имеется в виду отец Иоанн Дамаскин, а не отец Ионна Дамаскина?
—Simonf 03:42, 2 апреля 2006 (UTC)
Поскольку опора идёт на разные источники, настоятельно рекомендуется привести всё к единой форме. Что сразу бросается в глаза: наименование одного из праведных халифов то Умаром, то Омаром, при этом подразумевается одно и тоже лицо. Действительно, в разных русских источниках он называется по-разному. Омар — европеизованная форма, Умар — более правильная фонетически и русским более привычная, т.к. распространена среди отечественных мусульман. Конечно, обилие сокращений не очень радует, но правилами они разрешены, так что решение этого вопроса факультативно. —Усама ибн Саддам бен Ёрик 15:24, 10 марта 2007 (UTC)
«арабская гордость» — это что-то странное и малонаучное
В разделе Карты пройдя по ссылкам карт нет. —Чигинский Дмитрий 15:43, 1 мая 2008 (UTC)
К сожалению, статья на столь интересную тему написана крайне стилистически безгамотно. Отдельные выражения — на уровне школьного сочинения 7-го класса. «…погубила исламские страны Азии и в культурно-материальном, и в умственном отношении.» — это вообще перл. 79.175.41.242 06:13, 4 сентября 2009 (UTC)Scorpic
Совершенно отсутствуют причины распада , хотя помню со школы их было несколько 94.143.40.37 10:28, 13 октября 2011 (UTC)
Насколько я знаю, арабы захватили территории мегрелов и держали границы до реки Ингури на севере. Ни на одной из этих карт Мегрелия не обозначена, как арабская провинция.
- Не до Ингури, а до Кодори. И удерживали почти 100 лет! А это нигде на картах не замечено!
«По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую» — конечно! Завоевать пустыни куда легче чем заселенные земли и горы! В коэффициенте полезности эти пустыни не принесли никакой прибыли халифату. Так что слив! И да статья абсолютно безграмотна и очень медовая. Автору надо идти с такими статьями на Ислам.Ру — там такое сразу принимают
Распад государства
Халифат при Харун ар-Рашиде (—)
Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.
Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.
Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.
С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.
Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.
Падение
В феврале 1258 года войска монгольского князя Хулагу захватили Багдад, учинив разгром города. Через 10 дней после падения Багдада последний халиф аль-Мустасим был казнен. Из его потомков, по ходатайству жены Хулагу, в живых был оставлен лишь младший сын; о сыне и внуке последнего упоминается в начале XIV века. Эти Аббасиды не имели при монгольском дворе значения даже после обращения ильханов в ислам. Когда прекратился род аль-Мустасима неизвестно.
В 1261 году мамлюкский султан Бейбарс поставил в Каире халифа аль-Мустансира, беженца из Багдада, объявившего себя потомком аз-Захира (1225—1226). Вскоре аль-Мустансир пропал без вести в битве с монголами, но халифом в Каире был признан другой претендент, аль-Хаким I, потомок аль-Мустаршида (1118—1135). Каирские халифы в последующие столетия были послушными исполнителями воли султанов, ограничиваясь отправлением придворного и религиозного церемониала. Они занимали этот пост вплоть до завоевания Египта Османской империей (), когда султан Селим I, приняв титул халифа, отправил Мутаваккиля III в заточение в Стамбул.
Мухаммад и новая религия
Постепенно язычество перестало устраивать арабов, и они стали пытаться создать новую религию.
В VI веке в городе Мекке жил Мухаммад, которому стал являться архангел Гавриил. Он передавал молодому человеку откровения Бога. Мухаммад передавал эти откровения жителям города и убеждал их оставить язычество и перейти в веру в единого Бога — Аллаха, и выполнять все его откровения, начав праведную жизнь и отрекшись от старой, раскаявшись в своих грехах. Но из всех горожан юношу поддержали только его друзья и родственники. Местные жители осудили его, обвинили в предательстве отеческой веры и хотели жестоко расправиться. Поддержку Мухаммаду оказал народ другого крупного города — Ясриба, где в то время общество раскололось на враждебные группировки. Новая вера давала им надежду на объединение. И он бежал в Ясриб, где смог примирить жителей. Жители Ясриба перешли в новую веру. Город был переименован в Медину, что означало просто «Город» или «Город Пророка».
Мухаммад несколько лет вел военные действия с Меккой и сумел покорить ее. Аль-Кааба осталась главной святыней арабов, но стала святым местом иной веры — ислама, а идолов возле нее Мухаммад уничтожил. Перед смертью он совершил хадж к аль-Каабе и приложился к черному камню.