Ударная сила красной армии
Содержание:
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-10
Т-10М на параде
В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.
Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.
В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3. В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в Подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. В 1956 году на вооружение приняли модификация Т-10А. В модификации на пушку был установлен стабилизатор, заменен прицел и маска пушки.
В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)
В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.
По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.
Компоновка тяжелого танка ИС
Компоновка тяжелого танка ИС — классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа — топливный, слева — масляный баки; над ними — масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители «мультициклон». Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
1. Дульный тормоз; | 10.122-мм снаряды; | 19. Балансир; |
2. 122-мм пушка Д-25Т; | 11. Триплекс; | 20. Ограничитель хода балансира; |
3. Маска пушки; | 12. Место командира танка; | 21. Направляющее колесо; |
4. Накатник; | 13. Кормовой пулемет; | 22. Натяжной механизм; |
5. Тормоз отката; | 14. Жалюзи; | 23. Место наводчика; |
6. Телескопический прицел 10Т-17; | 15. Походные топливные баки; | 24. Место механика-водителя; |
7. Прибор наблюдения MK-IV; | 16. Ведущее колесо; | 25. Приборы наблюдения механика-водителя; |
8. Вентилятор; | 17. Опорный каток; | 26. Люк-пробка; |
9. Лоток; | 18. Поддерживающий каток; | 27. Фара; |
Корпус
Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса — носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса — катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.
Башня
Башня — литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.
Внутренний вид башни танка | |
1 — подъемный механизм пушки | 9 — поршневой затвор |
2 — сиденье наводчика | 10 — кронштейн походного крепления пушки |
3 — укладка пулеметных магазинов | 11 — вентилятор боевого отделения |
4 — ручной привод механизма поворота башни | 12 — 122-мм снаряды |
5 — щиток башни | 13 — прибор наблюдения МК-4 |
6 — перископический прицел | 14 — механизм поворота башни |
7 — телескопический прицел | 15 — курсовой пулемет ДТ |
8 — казенная часть пушки | 16 — сиденье заряжающего |
Назад — Вперед >>
< Назад | Вперед > |
---|
Устройство танка ИС-1.
Над местом механика-водителя устроен люк, оборудованный выдвижной крышкой. Для эвакуации за местом механика-водителя находился эвакуационный люк, справа от сидения – курсовой пулемет. Для облегчения освоения танков в производстве, по ряду узлов ИС-1 унифицирован с прежними тяжелыми танками. Серийный выпуск ИС-1 продолжался сравнительно недолго, ему на смену пришла модификация с более мощным орудием – ИС-2 вооруженный 122-мм пушкой. Как и более ранняя модификация он известен под двумя индексами — ИС-122, а также ИС-2.
Одной из причин, вызвавшей возобновление интереса советского руководства к тяжелым танкам, стало применение противником на Тихвинском фронте танка «Тигр». В своем докладе на совещании в Ставке в конце февраля сорок третьего года, начальник артиллерии Воронов, сообщил о внезапном появлении нового тяжелого танка противника и подчеркнул, что КА не имеет артиллерийских орудий способных эффективно бороться с ним.
По прошествии нескольких дней И.Сталин в телефонном разговоре с В.Грабиным поинтересовался, какое время потребуется для возобновления выпуска заводом №92 107-мм танковой пушки ЗИС-6. Подготовка, к производству которой была спешно свернута заводом № 92 еще в 1941г. По заверениям Грабина этот срок не должен был превысить пятнадцать-двадцать дней.
В начале апреля ЧКЗ получил указание от ОГК НКТП начать проектирование двух тяжелых танков. По заданию, новые танки при массе, не превышающей таковую у танка КВ (46тонн), должны были защищены броней не менее ста миллиметров и вооружены пушкой калибра 85-мм. Последнее предполагало наличие погона башни не менее 1700 мм. Второй танк необходимо вооружить 107-мм танковой пушкой и иметь погон башни не менее 1850 мм.
Постановление ГОКО от 15 апреля 1943г. предписывало Наркомату Вооружения сконструировать танковое орудие способное противодействовать немецким тяжелым танкам, для чего следовало организовать выпуск специальных самоходных артиллерийских орудий- истребителей танков. Подходящие по своим характеристикам 85-107 мм орудия ЗИС-25 и ЗИС-26 были к тому времени спроектированы, а также частично изготовлены и предназначались для вооружения самоходных орудий. Что добавляла трудностей при установке их в танковую башню.
Впрочем, согласно существующим на то время взглядам тяжелый танк, был именно машиной, предназначенным для прорыва обороны противника. А противодействие танкам противника возлагалась главным образом на артиллерию. Но как оказалось, что именно эти машины могли быть вооружены артиллерийской системой способной успешно противостоять «Тиграм».
После обсуждения, ОГК НКТП одобрил проекты танков ИС-3 и ИС-4 вооруженными соответственно 85-107 мм пушками. Эти проекты представляли собой возврат к шестикатковой ходовой, по типу КВ-1, и корпусом с использованием технологии броневого лить ранее отработанным на танках КВ-13 и прототипах ИС.
Выпуск новых танков ИС должен был приурочен к началу летней компании 1943г. Но как оказалось, выпуск 107-мм боеприпасов прекращен еще в 1942г., а его возобновлению мешает дефицит оборудования. Так что ИС-4 оказался без пушки. В начале мая 1943г., после очередного совещания, ГОКО установил новые сроки для создания новых танковых орудий. В соответствии с этим решением для вооружения новых танков разрешили ограничится пушкой с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Но и с этими орудиям все было далеко не благополучно.
Первые два тяжелых танка, для прохождения сравнительных испытаний вооружили орудиями Д-5Т-85 и С-31. Представляющие собой разработки двух конкурирующих организаций ОКБ №9 и ЦАКБ. В ходе испытаний пушка Д-5Т-85 показала свое превосходство, благодаря меньшей массе и габаритам. Поэтому ее и рекомендовали для вооружения ИС-1.
Невзирая на все усилия по подготовке производства к выпуску новых орудий, завод №9 сорвал план их производства в 1943г. Главным образом это связано с конструктивной сложностью Д-5Т. Как следствие первая партия танков в июле на фронт не попала. Первая партия пушек была получена ЧКЗ только в конце этого месяца. Ими сразу стали комплектоваться литые башни ИС-1, которые к этому времени в значительном количестве скопились на территории завода. Трансмиссия и ходовая часть, также добавила немало проблем танкостроителям.
Состав армии
В состав армии России входят 3 вида вооруженных сил (СВ, ВВС, ВМФ), а также 3 рода войск, подчиняющихся центральному главнокомандованию напрямую (ВДВ, РВСН, ВКС). Рассмотрим каждую из боевых единиц подробнее.
Сухопутные войска
СВ представляют собой самый большой по численности военнослужащих вид. Основным предназначением СВ являются действия оборонительного характера (отражение вражеского нападения на территорию страны), а также последующее наступление (включая разгром вражеских подразделений с захватом территории). СВ включают в свой состав следующие рода войск:
- мотострелковые (пехотинцы, осуществляющие наступление при помощи БМП и БТР);
- танковые (главной целью является осуществление прорыва линии противника за счет использования мобильной техники с высокой степенью защищенности);
- ракетные и артиллерийские (задача этих войск заключается в поражении огнем вражеских целей на дальнем расстоянии посредством реактивных и ствольных установок);
- войска ПВО (осуществляют защиту остальных сухопутных войск от атак и бомбардировок с воздуха и противодействуют вражеской воздушной разведке).
Как правило, все перечисленные рода войск не действуют по отдельности, а применяются вместе в качестве комплексной обороны или наступления. Также в состав СВ входят узкоспециализированные войска (например, железнодорожные или инженерные).
ВВС
По аналогии с сухопутными войсками ВВС подразделяется на рода авиации, каждый из которых выполняется свои определенные задачи:
- дальняя авиация (осуществляет бомбардировку на стратегическую глубину по экономически важным районам противника);
- фронтовая (выполняет задачи на более малой глубине);
- армейская (поддерживает СВ за счет бомбардировки с воздуха по бронированным и подвижным целям врага);
- военно-транспортная (осуществляет транспортировку техники, живой силы и специализированных грузов).
Кроме того, к военно-воздушным силам относятся такой подвид как специальная авиация, а также подразделения зенитно-ракетных и радиотехнических войск.
ВМФ
Этот вид ВС представляет собой особые войска, предназначением которой является защита экономической территории РФ, расположенной в открытом море. Также в перечне задач, поставленных перед ВМФ в мирное время, значится реализация поисково-спасательного процесса.
Военно-морской флот РФ располагает подводными и надводными силы, береговыми войсками, а также морской авиацией. Территориально ВМФ делится на 5 отдельно существующих флотов, расположенных по всем морским границам России.
ВДВ
Эти войска относятся к виду самостоятельных, подчиняющихся центральному командованию. Главной задачей бойцов является успешное осуществление выброса десанта на вражескую территорию с последующим проведением боевых операций.
РВСН
Также является видом войск, подчиняющихся главнокомандованию. Основной задачей таких войск является сдерживание возможной агрессии со стороны внешнего врага за счет ядерного потенциала ракет, при введении в действие которых возможны катастрофические последствия в мировом масштабе.
Воздушно-космические войска
Относительно новый вид, который также подчиняется центральному главнокомандованию. Задачей, поставленной перед этим видом войск, является выявление факта ракетного удара со стороны возможного противника, а также противовоздушная оборона города Москва.
Обучение экипажа для ИС-3-II
Состав остался без изменений, поэтому продолжаем изучать навыки. В идеале на 9 уровне желательно иметь 3 полных уровня навыков, ну или хотя бы два, если качаете новый экипаж.
Для класса ТТ важно изучить вначале Ремонт, чтобы не стать легкой добычей при сбитии гусеницы. Также уже должно быть изучено Боевое братство для повышения всех характеристик танка
Командиру из персональных навыков берем конечно же Шестое чувство, а потом повышаем обзор на 10,5 метров при помощи Радиоперехвата.
Комбинация навыков Плавный ход и Плавный поворот башни повысят комфорт стрельбы, улучшив стабилизацию пушки. Для повышения вероятности критического урона изучаем Снайпера. Более быстрому разгону способствует Король бездорожья. Обоим заряжающим изучаем Интуицию для быстрой смены снаряда, а оставшиеся два навыка Бесконтактную боеукладку и Отчаянный распределяем между ними.
Столкновения с «Тиграми»[править | править код]
Вопрос о боевых эпизодах с участием ИС-2 и немецких тяжёлых танков «Тигр I» или «Тигр II» является одним из наиболее горячо обсуждаемых на форумах военной или компьютерно-игровой направленности. Накал спорящих постоянно поддерживают ссылки на документы тех или иных подразделений РККА или вермахта, а также мемуары видных военачальников и танкистов той эпохи. В них, как правило, фигурируют десятки и сотни уничтоженных или подбитых ИС-2 и «Тигров». Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что и с той, и с другой стороны имели место многочисленные приписки и ошибки в определении типа вражеской техники; более того, зачастую не сходятся место, время и подразделения, участвовавшие в бою. Поэтому наиболее достоверными источниками являются не реляции о числе подбитой и уничтоженной вражеской техники, а отчёты об имеющейся материальной части и донесения трофейных команд. Также следует отметить, что зачастую списание уничтоженной техники официально происходит позже, чем бой, в котором она была потеряна, а отправленные в ремонт подбитые танки могут не считаться за безвозвратные потери и это вносит дополнительные сложности в точный учёт исхода того или иного боя. По результатам своего анализа документов, известные историки М. Барятинский и М. Свирин утверждают о довольно немногочисленных эпизодах с одновременным участием «Тигров» и ИС-2. Это не является удивительным, поскольку эти машины являлись тяжёлыми танками прорыва, не предназначенными в общем случае для боя друг с другом. Наиболее известными эпизодами с доказанным участием этих танков являются бои 71-го ОГвТТП с «Тиграми II» 501-го тяжёлого танкового батальона под Оглендувом и столкновение под Лисувом. В обоих случаях обе стороны понесли тяжёлые потери, например, под Оглендувом погиб командир 71-го ОГвТТП гвардии подполковник Юдин, а его полк потерял сгоревшими 3 ИС-2 и ещё 7 подбитыми (из которых 4 были отремонтированы собственными силами полка). В бою под Лисувом погиб командир 424-го тяжело-танкового батальона майор Сэмиш, а сам батальон потерял почти всю матчасть, с советской стороны также погиб командир 61-й танковой бригады Н. Г. Жуков. Также стоит отметить, что широкоизвестный недостаток ИС-2 — малая скорострельность — в реальной обстановке боя оказался не столь уж влияющим на его исход: лейтенанты Клименков, Беляков и Удалов подбили и уничтожили несколько «Тигров II», причём для вывода из строя последних потребовалось несколько попаданий.
Из воспоминаний Фадина Александра Михайловича (Артем Драбкин — «Я дрался на Т-34»):
Совместимое оборудование
История создания танка
Ещё в начале 1942 года конструкторы Челябинского завода попытались реализовать идею танка, по огневой мощи и бронезащите соответствующего тяжёлым, а по размерам и подвижности – средним. Добиться этого пытались за счёт сокращения бесполезных внутренних объёмов и уплотнения компоновки. Вооружить опытный КВ-13 собирались пушкой калибра 76мм. Был изготовлен и образец с гаубицей калибра 122мм.
После появления на поле боя немецких танков «Тигр» темп разработки форсировали и зимой 1943 оба варианта КВ-13, переименованного в ИС (Иосиф Сталин) затребовали на госиспытания. ИС был признан перспективным, но стать первым основным боевым танком ему было не суждено. Испытания трофейных «Тигров» выявили, что эффективнее всего с ним может бороться пушка калибра 85мм.
Чтобы разместить такое орудие в танке, не ухудшив при этом условий работы экипажа, длину корпуса и погон башни пришлось увеличить. ИС стал большее, тяжелее, и медленнее. Осенью 1943 года машину постановили принять на вооружение, но ещё раньше директор завода Жозеф Котин подал идею об установке на ИС пушки А-19 калибра 122мм, указав на результативность её использования против «Тигров».
В феврале 1944 года сборку изначального варианта прекратили, и на конвейере остался только ИС-2.