Статья 278 тк рф. дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации
Содержание:
Достоинства и недостатки
Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец». Уникальный корпус лодки позволял добиться непревзойденных до сих пор технических характеристик по прочности и способности погружаться на недосягаемые другим боевым кораблям глубины.
По своим параметрам и возможностям К-278 превосходила все существовавшие на тот момент в мире субмарины. Следует отметить, что как сама подлодка, так и системы вооружения, которые она применяла, были адаптированы для действий на глубинах, недоступных никаким другим боевым кораблям.
Основным недостатком АПЛ «Комсомолец» являлась низкая степень изоляции большинства отсеков между собой. Это роковым образом сказалось при возникновении пожара, послужившего причиной ее катастрофы. Также ряд специалистов считает имевшиеся на подлодке систему пожаротушения и аварийно-спасательные средства недоработанными. Кроме того, для столь уникального и сложного корабля уровень подготовки экипажа к правильному использованию спасательных средств оказался крайне низким.
Технические характеристики
По своим параметрам АПЛ соответствовала классу крейсерской подлодки. В советском флоте она классифицировалась как ПЛАТ (подводная лодка с атомным двигателем и торпедным вооружением). Автономность лодки составляла 180 суток.
Габариты
- Длина по конструктивной ватерлинии — 110 м;
- Ширина корпуса наибольшая — 12,3 м;
- Средняя осадка по конструктивной ватерлинии — 9,5 м.
Скорость и силовая установка
Скоростные показатели АПЛ «Комсомолец»:
- в надводном положении — 11 узлов;
- в подводном положении — 31 узел;
- в аварийном режиме — 5 узлов.
В качестве главной силовой установки служил водо-водяной атомный реактора тепловой мощностью 190 мегаватт с четырьмя парогенераторами. Он питал главный турбинный агрегат мощностью 43 тысячи лошадиных сил. Кроме того, основная силовая установка дополнялась двумя автономными турбогенераторами мощностью по 2 мегаватта каждый.
Резервная энергетическая установка включала в себя дизель-генератор мощностью 500 кВт и массив из 122 аккумуляторных батарей. В законцовках горизонтального оперения размещались капсулы с электромоторами мощностью по 300кВт каждый, приводящие в движение винты. Резервный движитель позволял лодке развивать скорость до 5 узлов.
Максимальная глубина погружения
Субмарина могла погружаться на такие глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль. Проектная глубина погружения подлодки К-278 составляла 1000 метров, а в качестве предельной глубины, на которой лодка могла сохранить свою целостность, разработчики рассчитывали на 1250 метров.
Вооружение
Лодка несла на своем борту ядерное оружие, но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения (так называемым «убийцам городов»). К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, задачей подводного крейсера была борьба с кораблями и субмаринами противника. С этой целью на вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранат» и «Шквал», способные оснащаться ядерными боевыми зарядами мощностью порядка 150 килотонн. Подлодка могла стрелять ими даже на предельной глубине погружения.
Торпеды
АПЛ имела шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с устройством быстрого заряжения. Боезапас торпедного вооружения на подлодке включал в себя 12 торпед САЭТ-60М, которые обладали дальностью хода до 12 км, имели пассивную акустическую систему самонаведения и несли фугасную боевую часть массой 300 кг.
Ракеты
К ракетному вооружению относились 10 ракето-торпед РК-55 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам, каждый из которых имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. ТТХ ракето-торпед «Гранат» примерно соответствовали характеристикам американских крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и обладали максимальной дальностью 3000 км. Ракеты «Шквал» применялись для поражения надводных и подводных целей на близкой дистанции (до 13 км) и несли боевую часть массой 210 кг.
Экипаж
Штатный экипаж лодки включал в себя 60 человек, половину из которых составляли офицеры. Для несения боевой службы было сформировано два состава экипажа. Первым из них значился экипаж под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.
Гибель подводной лодки «Комсомолец»
Советская атомная подлодка, завершая свою очередную «автономку» с несением боевого дежурства, в подводном положении направлялась к месту постоянного базирования. 7 апреля 1989 года, при движении на глубине около 370 метров, в кормовом отсеке лодки «Комсомолец» вспыхнул пожар. Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген.
После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько – от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось.
В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин.
Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна
О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора.
В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась.
В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь.
Продукты горения распространились по большинству отсеков и, попав в систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов, привели к массовому отравлению подводников. Пожар удалось окончательно ликвидировать только после всплытия лодки, но вода начала поступать внутрь повреждённого прочного корпуса 7-го отсека. Корма аварийной подлодки стала погружаться в воду, и уже вскоре АПЛ затонула.
При расследовании обстоятельств катастрофы К-278, в частности, выяснилось, что для всплытия подводной лодки и выравнивания крена был израсходован весь воздух высокого давления, что привело к критической потере запаса плавучести. В вопросе о том, каким образом в прочный корпус стала поступать вода, единой версии также не имеется. Это могло произойти как через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, так и через открытые системы вентиляции смежных отсеков в кормовой части.
Фото с экспедиции по обследованию места гибели АПЛ «Комсомолец»
По итогам катастрофы АПЛ «Комсомолец» на дне Норвежского моря оказалось кладбище радиоактивных материалов в виде заглушенного реактора и двух торпед с ядерными боеголовками. С целью оценки разрушения корабля и возможностей его подъёма, а также измерения уровня радиации, в 1990-е годы было организовано несколько экспедиций. Вопрос о подъёме лодки «Комсомолец», покоящейся на глубине около 1685 метров, вплоть до настоящего времени остаётся открытым, поскольку неизбежное разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии угрожает радиоактивным заражением огромной акватории.
Автор статьи:
Роев Олег
Конструкция АПЛ
Разработчики АПЛ проекта 685 стремились максимально сократить общее количество отсеков в её конструкции, тем самым дополнительно рассчитывая упрочнить корпус. В конечном итоге разделение корпуса было произведено на семь отсеков.
Номер отсека | Число палуб | Назначение отсека | Основные размещённые элементы конструкции |
1 | 2 | Торпедный | Сверху — торпедные аппараты и стеллажи для хранения боекомплекта. Снизу — аккумуляторная батарея. |
2 | 2 | Жилой | Сверху — кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения. Снизу — каюты личного состава. Трюм — место хранения запасов продовольствия и пресной воды. |
3 | 2 | Центральный пост | Сверху — пульты управления главного поста и вычислительный комплекс. Снизу — дизель-генератор резервной энергоустановки. |
4 | 1 | Реакторный | Атомный реактор и паропроизводящая установка. |
5 | 1 | Вспомогательные механизмы | Основные контуры и оборудование системы охлаждения реактора. |
6 | 1 | Турбинный | Главный турбинный агрегат, автономные турбогенераторы, конденсаторные устройства. |
7 | 1 | Кормовой | Линия главного вала, приводы рулей. |
Пространство из отсеков под номерами 2 и 3 ограничивалось мощными поперечными переборками, способными выдерживать максимально высокое давление. В конструкции подложки они представляли собой «зону спасения».
Подлодка имела всплывающую камеру, которая была способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 километров. Камера оснащалась автономной системой энергоснабжения и располагалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении лодки в надводном положении её использовали для выхода на верхнюю корабельную надстройку из помещений прочного корпуса.
Пожар 07 апреля
07.04.1989 года атомная субмарина держала вахту в Норвежском море и со скоростью 6-8 узлов шла на глубине около 400 метров. Примерно в одиннадцать утра в электрооборудовании 7 отсека начался пожар, который быстро распространился на остальные отсеки. Огонь привел к нарушению герметичности 6-го и 7-го отсеков, что привело к поступлению в кормовые цистерны и корпус судна внешних вод. За каких-то полчаса аварийной ситуации, пожар развился и стал причиной возгорания в других отсеках: 5-ом, 4-ом, 3-ем. Стало невозможным и дистанционное управление системами корабля. Так как, в аварийном отсеке пожар не был ликвидирован в срочном порядке (что требовал устав), встала необходимость нейтрализовать огонь с помощью объемной химической системы пожаротушения. Однако, система оказалась бессильной перед пожаром высокой интенсивности. Комиссия, расследовавшая причины гибели подлодки, установила, что в концевом 7 отсеке судна пожар возник, так как электрооборудование привода рулевой системы загорелось и перекинулось на горючие отделочные материалы. Температура в считанные минуты повысилась до 1000⁰С и привела к тому, что система воздуха высокого давления была разгерметезирована и пожар еще больше усилился. В акте комиссии был отмечен факт пожара, как наложение двух противоположных для действий экипажа обстоятельств: пламя огня, которое требует герметизации отсеков, и быстрое нарушение прочности магистрали воздуха, требующее раскрытие отсеков. Эти факторы осложнили действия экипажа.
Когда К-278 всплыл, экипажу удалось локализовать огонь в 7-ом отсеке, загерметизирована оставшиеся. Одного за другим моряков, пострадавших от сильных ожогов и отравления, аварийные службы отправляли на свежий воздух, в результате чего большая часть команды была спасена. Но ослабевшим людям придется через несколько часов пройти еще одно нечеловеческое испытание после огня — ледяные воды Норвежского моря. Моряки не ожидали, что прочный титановый атомоход пойдет ко дну, и сделали роковую ошибку, поднимая людей наверх без специальных гидрокомбинезонов. Счет шел на минуты, а крепления плотов, на которые скомандовано быстро перебраться экипажу, не поддавались и не отсоединялись от корпуса судна. Корабль на глазах тонул и морякам пришлось броситься в ледяную пучину. Некоторым повезло больше и они успели забраться на спасательный плот, который наконец отсоединился, но уплыл в сторону от накатывающихся волн. Тем, кто оставался в студеной воде, оставалось только держаться на плаву и надеяться на помощь.
Последствия гибели
Обследование корпуса
Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием.
В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности.
Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.
День памяти погибших подводников
Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников, и, наряду с Днём подводника, стала поводом ещё раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященным подвигу героев подводного флота страны.
В Санкт-Петербурге существует благотворительная общественная Организация ветеранов ВМФ «Общество памяти атомной подводной лодки „Комсомолец“».
Перспективы подъёма лодки
Лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения с неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели лодки неоднократно высказывалась идея поднять «Комсомолец» целиком или хотя бы его ядерно-опасные части.
В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на дне (глубина 1650 м), зацепить специальным захватом и поднять на 200 м надо дном, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 м. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности.
Лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме «Комсомольца» официально не ставится.
Тайна на дне
По мнению экспертов, трагедия могла произойти на атомной глубоководной станции АС-12 «Лошарик». Это одна из самых засекреченных военно-морских разработок России. Официально о ее существовании ранее не упоминалось. Из открытых источников известно лишь, что внутренний корпус аппарата состоит из соединенных между собой титановых шарообразных отсеков (отсюда такое название). Кроме того, эксперты высказывали предположение, что «Лошарик» может погружаться на глубину нескольких километров.
АС-12 способна выполнять широкий круг задач — как научно-исследовательских, так и военных. Считается, что на больших глубинах имеющимися сейчас средствами обнаружить этот корабль невозможно.
подводная5
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Аппарат принадлежит Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны — структуре, которая подчиняется непосредственно руководству военного ведомства, пояснил «Известиям» главный редактор портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев.
— По воспоминаниям ветеранов глубоководного флота, особенность атомных глубоководных станций — беспрецедентные меры безопасности, — отметил он. — Их экипажи комплектуются только офицерами, лучшими подводниками, которые готовились в Ленинграде. Офицеры не жили на подлодке, обслуживал ее технический экипаж. Подводники приезжали непосредственно перед выходом в море. За счет такого подхода ни одной аварии с подобными аппаратами в СССР и России не было. Это, судя по всему, первая аварийная ситуация.
Первое глубоководное соединение было сформировано в 1979 году. В прошлом январе 29-я отдельная бригада подлодок, которая базируется в городе Гаджиево (Мурманская область), была переформатирована в полноценную дивизию.
подводная 3
Атомная подводная лодка «Белгород» во время спуска на воду
Фото: РИА Новости/Павел Львов
В состав этого соединения входят малогабаритные атомные глубоководные станции (АГС), способные работать на глубинах до 6 тыс. м, а также субмарины – носители АГС и большое количество роботизированных подводных комплексов. Дивизия напрямую подчиняется министру обороны и считается самым закрытым соединением в вооруженных силах. В ее состав должна войти АПЛ «Белгород», спущенная на воду 23 апреля.
Одна из задач 29-й дивизии ПЛ — находить и поднимать со дна потерянные во время испытаний экспериментальные образцы техники и обломки ракет после практических морских стрельб. Эти фрагменты представляют большой интерес для потенциальных противников.
Глубоководная дивизия будет решать не только военные, но и гражданские задачи. В числе последних, например, ведение геологоразведки на арктическом шельфе. Известно, что в 2012 году «Лошарик» участвовал в экспедиции «Арктика-2012», где занимался сбором образцов геологических пород на больших глубинах.
Десятый отряд гидронавтов был сформирован еще в 1976-м. Перед новым 2017 годом этот отряд наградили орденом Нахимова с официальной формулировкой «за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения государственных задач».
Послесловие…
За полтора месяца до трагических событий на лодке К-278, в конце февраля ее признали отличным кораблем, с присвоенными знаками соответствия на надстройке и известным доныне наименованием. Тогда 28.02.1989 на борт поднялся сменный экипаж и судно вышло в автономное плавание. За 5 лет службы «Комсомолец» проявил себя, как надежный корабль, не раз опускавшийся на 1000 метровую глубину. Правда, бывший командир подлодки рассказывал, что случаи аварии не первичны на судне, но все тщательно скрывалось от общественности. Погибшим воздали почести, а уцелевших наградили, кое-кого сместили с должности. Однако есть некоторые загадки случившегося, не зря ведь официальное следствие было приостановлено в 1998 году из-за невозможности полноценного осмотра и установления истинных причин пожара и гибели подлодки. В России 07 апреля объявлен День памяти погибшим подводникам. Вечная память тем, кого навсегда поглотила морская пучина!
См. также[ | код]
Чудо из титана
В 1966 году перед советскими конструкторами была поставлена сложная задача — построить опытную субмарину, которая могла бы погружаться на глубину в 2,5 раза превышающую предельный уровень погружения других подводных лодок. «Проект 685» был разработан вдогонку за американскими подводными силами, которые имели явное преимущество перед техникой СССР. «Комсомолец» был создан для изучения научно-технических, а также океанологических проблем. Одновременно он являлся прототипом гражданского корабля будущего, в котором скорость, надежность и отличные эксплуатационные качества превосходили другие виды подводных, надводных и воздушных кораблей. Строительство атомохода велось в Северодвинске на судоверфи «Севмашпредприятие». Осуществлялся проект под началом Климова Н.А., возглавлявшего Центральное Конструкторское Бюро, которого сменил в 1977 г. Кормилицын Ю.Н. Спуск на воду атомной подводной лодки, с присвоенным ей индексом К-278, был произведен 03.06.1983 г. В том же году, субмарина вступила в рабочий строй.
ПЛ состояла из двух цилиндрических титановых корпусов с усеченными конусами на оконечностях. Впервые целиком из титана создали весь корпус корабля — операция слишком затратная по тем временам и требующая определенной смелости конструкторов. Им нужно было найти новые решения для совмещения титана (агрессивного к другим металлам) и серийного оборудования. Однако в процессе эксплуатации судна прочность и вес титана не раз демонстрировали ряд преимуществ: немагнитность металла и малый уровень шума при работе. Титановый корпус выдержал погружение судна на ошеломляющую для подлодки глубину. Недаром на флоте «К-278» называли «золотой рыбкой».
Правда, по утверждениям гидроакустика, прослушивающего погружение судна, стоял такой силы скрежет и скрип, что он чуть не лишился слуха. А другой член команды рассказывал, что его кровать на судне была неестественно согнута от высокого давления. Конструкция не имела большого погрузочного люка, чтобы отверстий, влияющих на прочность, было как можно меньше. На субмарине установили системы продуваний одной из цистерн с помощью пороховых газогенераторов, чтобы обеспечить экстренное всплытие судна с большой глубины. При погружении на рабочую глубину, его невозможно было обнаружить никакими средствами. Лодка была оснащена всплывающей спасательной камерой, способной подняться с 1500 метровой глубины. В камере вмещался весь экипаж. Второй и третий отсеки субмарины имели зону спасения. Средства тушения пожаров были установлены на всех отсеках. На лодке имелось ядерная установка, торпеды и ракеты. Подводная лодка «Комсомолец» была первым экземпляром, по которому планировалось создавать современные и более совершенные субмарины. Однако, атомоход стал единственным в своем роде кораблем подобного класса и модификации.
Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 685:
- Длина наибольшая – 118,4 м;
- Ширина наибольшая – 11,1 м;
- Осадка по КВЛ – 7,4 м;
- Водоизмещение нормальное – 5680 м3;
- Водоизмещение полное – 8500 м3;
- Запас плавучести – 36 %;
- Предельная глубина погружения – 1250 м;
- Рабочая глубина погружения – 1000 м;
- Максимальная скорость подводного хода – 30,6 узлов;
- Надводная скорость – 14,0 узлов;
- Экипаж – 57 человек.
Misconceptions about Glock pistol operation[edit | edit source]
Glock handguns have seen much fictional exposure in action movies and TV shows that often continue to spread misconceptions about the Glock pistol. One common aspect of popular media portrayals of the Glock pistol is when someone pulls out or points a Glock pistol, the sound effect of the Glock being «cocked» like a revolver is inserted. The Glock pistol does not have an external hammer and thus cannot be «cocked» or «uncocked» in the conventional manner and does not make the sort of sounds that are commonly heard in TV and movies.
Similarly, after a Glock has fired the final round in its magazine, the slide will lock in the open position. (This functionality is not unique to Glock, because it is common with most semi-automatic pistols.) At this point the trigger cannot be pulled, hence there will be no audible click of the firing pin striking forward. Since the gun is designed to lock open the slide after firing the final round, a shooter will often be surprised to find that he or she is out of ammo should the slide inadvertently close on an empty chamber. Pulling the trigger in this condition will produce an audible click and the trigger will remain in the rearward position since the slide is not actuated backwards. Hence, the audible click can only be heard once. The Glock design does not produce multiple clicks with repeated trigger pulls on an empty chamber since it is striker-fired, not double-action. Sound effects are sometimes added to films and television shows in order to make it sound as if a character wielding a Glock is pulling the trigger several times, apparently unwilling to accept the fact that their weapon is out of ammunition.
Проектирование
Тактико-техническое задание на проектирование опытной лодки с повышенной глубиной погружения было выдано ЦКБ-18 в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39 % от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ при достижении значительно более высокой прочности. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Главный конструктор Н. А. Климов (с 1977 года — Ю. Н. Кормилицин), главный наблюдающий от ВМФ — капитан 2-го ранга А. Я. Томчин (затем капитан 2-го ранга Н. В. Шалонов). Проект получил номер 685, шифр «Плавник».
В Северодвинске были построены три специальные барокамеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27, и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см² при разовой нагрузке и 200 кгс/см² — при циклическом нагружении. Вторая барокамера имела рабочее давление 200 кгс/см² и третья — 160 кгс/см². В них проходили испытания масштабных, полунатурных и натурных отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкций.