Атомная подводная лодка «комсомолец»: история создания, основное вооружение

Дизайн

Проект 685 был разработан ОКБ «Рубин» в ответ на поставленную задачу разработать перспективную подводную лодку, которая могла бы нести сочетание торпед и крылатых ракет с обычными или ядерными боеголовками. Заказ на проектирование подводной лодки был отдан в 1966 году, проект был завершен в 1974 году. Закладка киля была заложена 22 апреля 1978 года в Северодвинске . К-278 был спущен на воду 3 июня 1983 года и введен в эксплуатацию 28 декабря 1983 года.

К-278 имела двойной корпус, внутренний из которого был сделан из титана , что давало ей большую рабочую глубину, чем у лучших американских подводных лодок. Прочный корпус состоял из семи отсеков, второй и третий были защищены более прочными носовыми и кормовыми переборками, создававшими «зону безопасности» на случай возникновения аварийной ситуации. В парусе над этими отсеками была установлена спасательная капсула, позволяющая экипажу покинуть корабль в случае подводной аварийной ситуации. Первоначальные оценки западной разведки скорости К-278 были основаны на предположении, что он был приведен в действие парой жидкометаллических свинцово-висмутовых реакторов. Когда в Советском Союзе выяснилось, что на подводной лодке использовался один обычный реактор с водой под давлением ОК-650б-3 , эти оценки скорости были занижены.

Проектирование

Тактико-техническое задание на проектирование опытной лодки с повышенной глубиной погружения было выдано ЦКБ-18 в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39 % от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ при достижении значительно более высокой прочности. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Главный конструктор Н. А. Климов (с 1977 года — Ю. Н. Кормилицин), главный наблюдающий от ВМФ — капитан 2-го ранга А. Я. Томчин (затем капитан 2-го ранга Н. В. Шалонов). Проект получил номер 685, шифр «Плавник».

В Северодвинске были построены три специальные барокамеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27, и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см² при разовой нагрузке и 200 кгс/см² — при циклическом нагружении. Вторая барокамера имела рабочее давление 200 кгс/см² и третья — 160 кгс/см². В них проходили испытания масштабных, полунатурных и натурных отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкций.

Капсула смерти

На случай аварии, на подлодке существовала спасательная камера, которая рассчитана на всех членов команды. Она подобно воздушному шару взмывает вверх со значительных глубин на поверхность воды. В тот роковой день в ней оказалось всего пять членов команды. С трудом им удалось подтянуть подвязанную к люку крышку и закрыть ее. Внутри все было задымлено: от окиси углерода погибли трое. Двое оставшихся в живых пережили настоящий шок: камера оторвалась от лодки и ракетой полетела вверх. Внутрекамерным давлением вырвало верхний люк, который был закрыт только на защелку. Сначала одного и затем другого моряков вышвырнул наружу поток воздуха. Один из них моментально погиб, задев за край люка. Второму удалось чудесным образом спастись, благодаря неправильно надетому дыхательному аппарату. Его считают везунчиком — единственным человеком в мире, который покинул подводную лодку, находящуюся в толще воды в километрах от поверхности. Титановая камера открыла ему путь на свободу, сама же через несколько секунд отправилась обратно в бездну.

Спасательная камера подводной лодки

Технические характеристики

По своим параметрам АПЛ соответствовала классу крейсерской подлодки. В советском флоте она классифицировалась как ПЛАТ (подводная лодка с атомным двигателем и торпедным вооружением). Автономность лодки составляла 180 суток.

Габариты

  • Длина по конструктивной ватерлинии — 110 м;
  • Ширина корпуса наибольшая — 12,3 м;
  • Средняя осадка по конструктивной ватерлинии — 9,5 м.

Скорость и силовая установка

Скоростные показатели АПЛ «Комсомолец»:

  • в надводном положении — 11 узлов;
  • в подводном положении — 31 узел;
  • в аварийном режиме — 5 узлов.

В качестве главной силовой установки служил водо-водяной атомный реактора тепловой мощностью 190 мегаватт с четырьмя парогенераторами. Он питал главный турбинный агрегат мощностью 43 тысячи лошадиных сил. Кроме того, основная силовая установка дополнялась двумя автономными турбогенераторами мощностью по 2 мегаватта каждый.

Резервная энергетическая установка включала в себя дизель-генератор мощностью 500 кВт и массив из 122 аккумуляторных батарей. В законцовках горизонтального оперения размещались капсулы с электромоторами мощностью по 300кВт каждый, приводящие в движение винты. Резервный движитель позволял лодке развивать скорость до 5 узлов.

Максимальная глубина погружения

Субмарина могла погружаться на такие глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль. Проектная глубина погружения подлодки К-278 составляла 1000 метров, а в качестве предельной глубины, на которой лодка могла сохранить свою целостность, разработчики рассчитывали на 1250 метров.

Вооружение

Лодка несла на своем борту ядерное оружие, но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения (так называемым «убийцам городов»). К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, задачей подводного крейсера была борьба с кораблями и субмаринами противника. С этой целью на вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранат» и «Шквал», способные оснащаться ядерными боевыми зарядами мощностью порядка 150 килотонн. Подлодка могла стрелять ими даже на предельной глубине погружения.

Торпеды

АПЛ имела шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с устройством быстрого заряжения. Боезапас торпедного вооружения на подлодке включал в себя 12 торпед САЭТ-60М, которые обладали дальностью хода до 12 км, имели пассивную акустическую систему самонаведения и несли фугасную боевую часть массой 300 кг.

Ракеты

К ракетному вооружению относились 10 ракето-торпед РК-55 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам, каждый из которых имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. ТТХ ракето-торпед «Гранат» примерно соответствовали характеристикам американских крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и обладали максимальной дальностью 3000 км. Ракеты «Шквал» применялись для поражения надводных и подводных целей на близкой дистанции (до 13 км) и несли боевую часть массой 210 кг.

Экипаж

Штатный экипаж лодки включал в себя 60 человек, половину из которых составляли офицеры. Для несения боевой службы было сформировано два состава экипажа. Первым из них значился экипаж под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.

Misconceptions about Glock pistol operation[edit | edit source]

Glock handguns have seen much fictional exposure in action movies and TV shows that often continue to spread misconceptions about the Glock pistol. One common aspect of popular media portrayals of the Glock pistol is when someone pulls out or points a Glock pistol, the sound effect of the Glock being «cocked» like a revolver is inserted. The Glock pistol does not have an external hammer and thus cannot be «cocked» or «uncocked» in the conventional manner and does not make the sort of sounds that are commonly heard in TV and movies.

Similarly, after a Glock has fired the final round in its magazine, the slide will lock in the open position. (This functionality is not unique to Glock, because it is common with most semi-automatic pistols.) At this point the trigger cannot be pulled, hence there will be no audible click of the firing pin striking forward. Since the gun is designed to lock open the slide after firing the final round, a shooter will often be surprised to find that he or she is out of ammo should the slide inadvertently close on an empty chamber. Pulling the trigger in this condition will produce an audible click and the trigger will remain in the rearward position since the slide is not actuated backwards. Hence, the audible click can only be heard once. The Glock design does not produce multiple clicks with repeated trigger pulls on an empty chamber since it is striker-fired, not double-action. Sound effects are sometimes added to films and television shows in order to make it sound as if a character wielding a Glock is pulling the trigger several times, apparently unwilling to accept the fact that their weapon is out of ammunition.

Впереди планеты всей… по аварийности

Морская служба — дело непростое, особенно под водой. Чрезвычайно сложная техника да и сам океан ошибок не прощают. Это в равной степени относится ко всем флотам любой державы. Происшествия с ПЛ случаются на флотах всех стран. Но вот что говорит статистика. В период с 1945 по 2019 год было зафиксировано 186 аварий ПЛ, принадлежащих 16 государствам. При этом 109 происшествий (58%) приходится на советский (ныне российский) флот. 17 ПЛ, в том числе 7 атомных, советский ВМФ лишился навсегда. Трудно отнести такие результаты к разряду случайностей. Море для всех одно, значит, вероятно, вступает в силу субъективный фактор. Проявляться он может как в ошибках при проектировании и постройке кораблей, так и при их эксплуатации. В последнем случае причиной аварий порой становится недостаточный уровень подготовки экипажей ПЛ. Попавшие на флот не по призванию, а по призыву, имеющие к тому же невысокий общеобразовательный уровень моряки оказываются не в состоянии или не успевают осваивать сложнейшую технику, обслуживать которую им предстоит. К этому добавляется и то, что зачастую занятия по материальной части подменяются политинформациями или работами вне корабля, типа уборки территорий базы и т.п. У офицеров на корабле свои проблемы. Серьёзные знания, полученные в своё время в училищах, на курсах повышения и в академиях, растворяются в море бюрократической писанины, не оставляющей времени на изучение непрерывно обновляющейся техники, обучение подчинённых. А ведь от всего этого напрямую зависит безопасность корабля и его экипажа. Вот пример из трагической истории АПЛ «Комсомолец». Когда, покидая гибнущий корабль, моряки должны были воспользоваться спасательными плотами, оказалось, что никто из них, включая офицеров, не знает, как это сделать. Позже один из оставшихся в живых офицеров этой АПЛ на вопрос комиссии по расследованию причин катастрофы: «Занимались ли сбрасыванием плотов в повседневной жизни за последние 5 лет?» — ответил: «Никогда. Мы на флоте занимаемся писаниной бумаг, а не отработкой борьбы за живучесть. Никто никогда не отдавал аварийные плоты. Выход через торпедный аппарат тоже не отрабатывался. Как открывать авиационные (сбрасываемые самолётом) плоты, не знаем. Их я никогда не видел». И таких примеров, к сожалению, множество. Корабельные офицеры пишут в штабы, те, в свою очередь, тоже пишут. Над каждым штабом, будь то штаб бригады, дивизии или флотилии подводных лодок, есть следующий по иерархии штаб, вплоть до Главного штаба ВМФ. Горы бумаг оставляют мало времени для дел, которых много: надо думать о пополнении флота, разрабатывать стратегию, планировать учебные, а порой и боевые походы, решать вопросы обустройства баз, их снабжения и быта. Не только в кабинетах проходит служба штабных — периодически выезжают они на флот, иногда и выходят в море. В случаях ЧП им предстоит найти (или назначить) виновника. И делать это надо по закону и по совести. Это непросто и не всегда удаётся. Бывает, когда, выгораживая истинных виновников (порой себя самих), перекладывают вину на нижестоящих (хуже всего — на погибших), а то и просто списывают всё на роковое стечение обстоятельств или непреодолимые силы природы. Приведём пример. В 1983 году АПЛ К-429 проходила плановый ремонт на судоремонтном заводе, расположенном на Камчатке и принадлежащем ВМФ. Штаб соединения неожиданно решил форсировать завершение ремонта и немедленно отправить АПЛ в автономку, несмотря на рапорты её командира о явной технической неготовности корабля и о том, что большая часть экипажа лодки находится в отпуске. К его доводам не прислушались, предложив в случае несогласия снимать погоны и «партбилет на стол». 24 июня К-429 с наспех собранным с других кораблей экипажем вышла в рейс и в тот же день при первом погружении затонула на глубине 39 м (предельная глубина АПЛ этого типа — 300 м). Позже выяснилось, что причиной аварии стала ошибка заводских электромонтажников, которая вкупе с неподготовленностью сборного экипажа стоила жизни 16 морякам. Суд счёл (скорее, назначил) виновником трагедии командира корабля (несмотря на его рапорты о неготовности лодки и героическое поведение при спасении экипажа с затонувшей ПЛ), приговорив к длительному сроку заключения.

Что дальше?

Во-первых, детально установить момент начала развития аварийной ситуации невозможно в силу уникальности лодки — в составе ВМФ СССР отсутствовала однотипная К-278 субмарина, на которой можно было бы провести следственные действия.

Во-вторых, по мнению ряда специалистов, одной из главных причин уже последующего неблагоприятного развития аварии стала малочисленность экипажа — к этому времени в ВМФ СССР, в том числе в силу хронического дефицита кадров, характерного для советской экономики в принципе, сделали ставку на «малолюдные» лодки с высокой степенью автоматизации. Венцом этой тенденции стали подлодки 705/705К с экипажами всего в 32 человека, споры относительно боевой ценности и надежности которых не утихают и по сей день.

Исходно проект 685 должен был иметь экипаж из 41 человека, в процессе проектирования и строительства он был доведен до 64. Для сравнения, на близких по размеру американских подлодках типа «Лос-Анджелес», строившихся в тот же период, численность экипажа составляет 129 человек, на несколько меньших британских «Трафальгарах» — 130.

Отдельно стоит отметить, что в практике советского подплава вторые экипажи в основном были «береговыми» и имели меньший опыт обращения с лодкой и подготовки в целом, чем основные. В случае с К-278 эта проблема усугублялась тем, что в силу уникальности субмарины найти достаточное число специалистов с опытом службы на этом проекте для второго экипажа было невозможно. Часть офицеров и мичманов получили такой опыт, участвуя в качестве прикомандированных в автономках и учебных выходах в море первого экипажа лодки, но проблемы в целом это не решало.

Лодка_4

Американская атомная подводная лодка USS Chicago типа «Лос-Анджелес» на базе на острове Гуам

Фото: commons.wikimedia.org

По мнению беседовавших с корреспондентом «Известий» ветеранов подплава с опытом службы в БЧ-5 (электромеханической), отечественная ставка на повышенную автоматизацию имеет, помимо очевидных преимуществ, два существенных неблагоприятных следствия. Первое — большее насыщение внутреннего объема лодки механизмами осложняет, в случае аварии в кормовых отсеках (турбинные и вспомогательных механизмов), быструю локализацию ее источника и начало борьбы за живучесть. Второе — малочисленность боевых смен также не позволяет быстро реагировать на ситуацию. По этому сценарию развивались события и на «Комсомольце», где в 7-м отсеке в момент начала развития аварии находился единственный член экипажа — вахтенный матрос Нодари Бухникашвили, сразу же погибший.

В дальнейшем неблагоприятное развитие событий приводит к серийным отказам систем лодки, дополнительно осложняя борьбу за живучесть для сокращенного экипажа.

В данном случае сложно говорить о том, насколько эти обстоятельства сыграли роль в катастрофе К-141 «Курск» в августе 2000 года, учитывая, что в этом происшествии по-прежнему нет ясности с действительной картиной событий, включая возможное участие иностранных подлодок.

Лодка_3

Атомная подводная лодка К-141 «Курск» в доке перед отправкой на утилизацию

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

В настоящее время для ВМФ России по-прежнему строятся высокоавтоматизированные атомные субмарины с сокращенным, по сравнению с зарубежными лодками близких размеров и того же класса, экипажем. Так, американские АПЛ типа «Вирджиния» имеют экипаж из 135 человек, тогда как заметно более крупные и несущие большее количество разнообразного оборудования и вооружения отечественные субмарины проекта 885 имеют экипаж в составе 85–90 человек (по разным данным). Близкую к «Вирджиниям» численность экипажа будет иметь еще более крупная и насыщенная сложным оборудованием атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» — 130 человек.

Уроки из гибели «Комсомольца» все-таки были извлечены: внесенные в программу подготовки экипажей изменения позволили, по имеющейся информации, избежать тяжелых последствий в ряде опасных ситуаций уже позднее, в 1990–2000-е годы.

Вместе с тем количество уникальных субмарин в составе флота, как атомных, так и дизельных, особо не сокращается, а состояние инфраструктуры базирования и возможности учебных центров ВМФ по-прежнему вызывают большие вопросы

При этом возросшее внимание к спасательным силам ВМФ и увеличившийся объем их подготовки, если что, не помогут — до подхода спасателей, который может в иных районах океана занять недели, российским подводникам придется иметь дело с аварийной ситуацией наедине

Что такое сбруя

Конская амуниция представляет собой набор различных предметов, который необходим при управлении лошадьми. Используется для седлания и запряжки коней. Все приспособления, входящие в состав сбруи, надеваются на корпус лошади. Владельцы животных считают сбрую важным атрибутом верховой езды. Составляющие такого снаряжения тщательно подбирают, учитывая телосложение коня и его габариты.

Правильный подбор и подгонка конской амуниции обеспечит равномерное распределение давления при передаче тяглового усилия коня на повозку. Элементы сбруи надо подбирать с учетом условий использования лошади. Современное определение того, что такое сбруя для лошади, включает в себя всевозможные виды амуниции.

Послесловие…

За полтора месяца до трагических событий на лодке К-278, в конце февраля ее признали отличным кораблем, с присвоенными знаками соответствия на надстройке и известным доныне наименованием. Тогда 28.02.1989 на борт поднялся сменный экипаж и судно вышло в автономное плавание. За 5 лет службы «Комсомолец» проявил себя, как надежный корабль, не раз опускавшийся на 1000 метровую глубину. Правда, бывший командир подлодки рассказывал, что случаи аварии не первичны на судне, но все тщательно скрывалось от общественности. Погибшим воздали почести, а уцелевших наградили, кое-кого сместили с должности. Однако есть некоторые загадки случившегося, не зря ведь официальное следствие было приостановлено в 1998 году из-за невозможности полноценного осмотра и установления истинных причин пожара и гибели подлодки. В России 07 апреля объявлен День памяти погибшим подводникам. Вечная память тем, кого навсегда поглотила морская пучина!

Сигналы SOS

Об аварии с субмарины подавали условные сигналы, которые первыми были услышаны в Главном штабе ВМФ. Искажения не давали определить, с какой точно лодки поступают сигналы. Наконец, через час с лишним их приняли, как аварийные, и стали делать все возможное по быстрому спасению команды и корабля. В период времени с 12.34 до 13.10 из Северодвинска вышел спасательный отряд кораблей: буксир и подлодки. Около 13.00 дня на место аварии двинулись следующие суда:

  • Гидрографический корабль «Колгуев»;
  • Рыболовецкая плавательная база «Алексей Хлобыстов»;
  • Рыболовецкий траулер СРТ-6121;
  • Атомный крейсер «Киров».

С неба тоже была предпринята помощь в качестве многомоторного Ил-38, способного летать в течение длительного времени над океаном. Перед экипажем самолета стояла задача: обнаружить лодку и поддерживать связь с береговыми пунктами командования, регулярно рапортуя о складывающейся обстановке. А также обследовать район аварии на предмет находившихся там кораблей и судов, чтобы наводить их на зону катастрофы. Буквально за 50 минут самолет снял вооружение и установил на его месте необходимые для спасения аварийные контейнеры.

К сожалению, посадка гидросамолетов на воду была невозможна из-за больших волн в этом районе. Патрульный норвежский самолет «Орион» первым обнаружил белый дым, исходящий от «Комсомольца». Через несколько минут подоспела помощь: «Алексей Хлобыстов», поднявший на борт 25 оставшихся в живых моряков и 5 погибших. Как только людей подняли на плавбазу, судовые врачи и медики, доставленные с крейсера «Кирова», стали делать все возможное, чтобы помочь выжившим. Все моряки прошли медикаментозное лечение, в результате чего у большинства состояние было признано удовлетворительным. Это тем более удивительно, если вдуматься, что мужчины провели в ледяной морской воде практически 1,5 часа.

Гибель подводной лодки «Комсомолец»

Советская атомная подлодка, завершая свою очередную «автономку» с несением боевого дежурства, в подводном положении направлялась к месту постоянного базирования. 7 апреля 1989 года, при движении на глубине около 370 метров, в кормовом отсеке лодки «Комсомолец» вспыхнул пожар. Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген.

После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько – от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось.

В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин.

Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна

О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора.

В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась.

В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь.

Продукты горения распространились по большинству отсеков и, попав в систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов, привели к массовому отравлению подводников. Пожар удалось окончательно ликвидировать только после всплытия лодки, но вода начала поступать внутрь повреждённого прочного корпуса 7-го отсека. Корма аварийной подлодки стала погружаться в воду, и уже вскоре АПЛ затонула.

При расследовании обстоятельств катастрофы К-278, в частности, выяснилось, что для всплытия подводной лодки и выравнивания крена был израсходован весь воздух высокого давления, что привело к критической потере запаса плавучести. В вопросе о том, каким образом в прочный корпус стала поступать вода, единой версии также не имеется. Это могло произойти как через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, так и через открытые системы вентиляции смежных отсеков в кормовой части.

Фото с экспедиции по обследованию места гибели АПЛ «Комсомолец»

По итогам катастрофы АПЛ «Комсомолец» на дне Норвежского моря оказалось кладбище радиоактивных материалов в виде заглушенного реактора и двух торпед с ядерными боеголовками. С целью оценки разрушения корабля и возможностей его подъёма, а также измерения уровня радиации, в 1990-е годы было организовано несколько экспедиций. Вопрос о подъёме лодки «Комсомолец», покоящейся на глубине около 1685 метров, вплоть до настоящего времени остаётся открытым, поскольку неизбежное разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии угрожает радиоактивным заражением огромной акватории.


Автор статьи:
Роев Олег

Примеры недорогих экземпляров

CS ХОДУ Karambit — лидер среди товаров, представленных на «Али». Нож — хамелеон. Представляет из себя классический макет филиппинского ножа. У него большая цветовая гамма, на лезвии иногда встречаются различные изображения, форма искривлённая. Он также может называться «керамбит». Ценовой диапазон от 400 до 800 рублей, вес — 240 грамм, общая длина — 25 сантиметров.

Golden Elephant 1863 — бабочка с деревянной рукояткой. Представляется широкой публике как походная модель с односторонней заточкой, легко режет толстые ветви деревьев. Способен помочь во время строительства шалаша, разделки различных продуктов. Цена достаточно демократичная — 300 рублей, вес — 124 грамма, длина — 19,5 сантиметров, из которых лезвие 8.

Выбор на любой вкус и кошелек. Поэтому в покупке и даже в выборе нет ничего сложного. Можно купить красивую игрушку для того, чтобы начать тренировки по флиппингу, или более полезные ножи, которые могут не только радовать глаз, но и оказать посильную помощь во время любого похода. Все зависит от предпочтений и требований каждого отдельного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector