Кусаригама: самое экзотическое оружие средневековой японии
Содержание:
- Содержание
- Убийство — лишь малая часть работы синоби
- Пользование оружием
- Кистень
- Ислам Краткий обзор
- Использование в боевых условиях
- Палицы народов Океании, Меланезии и островов архипелага Фиджи
- Способы использования [ править ]
- Тати
- Оружие синоби было экзотичнымдаже по меркам средневековой Японии
- Коалиция во главе с США признала гибель 840 мирных жителей в Ираке и Сирии
- Ниндзя были сильно увлечены эзотерикой
- Чаще всего синоби маскировались под монахов и лесорубов
- Что достигалось при помощи кусаригам
- Копьё
- Влияние на биосферу Земли
- Применение
- Краткая история Иссин-рю
- Боевые молоты
- Историческая справка – кусаригама
- Разновидности кусаригам
- Хопеш
- Версии
- Вывод
Содержание
Убийство — лишь малая часть работы синоби
На самом деле, они больше лазутчики и диверсанты, чем машины смерти. Типичные задачи, которые выполнял ниндзя: шпион и похититель секретных документов (канчо), разведчик и лазутчик (тейсацу), неожиданно нападающий (кишу), а также провокатор, агитирующий толпу (конран).
Ниндзя не только убивали, но и защищали. Но так ли далек герой Sekiro, Однорукий Волк, от правды? На первый взгляд, да: он посвятил свою жизнь беззаветной защите юного лорда, который попадает в плен — больше похоже на путь самурая, чем синоби. Однако в истории сохранились примеры того, как ниндзя нанимали в качестве телохранителей, и они прекрасно справлялись. Сам Иэясу Токугава, основатель великого сегуната, не гнушался нанимать синоби для охраны собственной жизни. Легендарный ниндзя Хаттори Хандзо, правивший кланом Ига, вообще стал вассалом и любимчиком сегуна.
Пользование оружием
Использование техники управления кусаригамой позволяло:
- наносить врагу удары грузом-фундо;
- спутать цепью;
- затем атаковать серпом.
Также производили метательные действия самим серпом и возвращали его при помощи цепи. Часто приходилось использовать кусаригаму при оборонах крепостей. Обучение владению довольно долгий и сложный процесс, но хорошая боевая универсальность оружия компенсирует затраты времени. Им можно наносить:
- Режущие.
- Колющие.
- Дробящие.
- Метательные действия.
Существуют даже искусства по ведению боев с помощью данного приспособления:
- кусаригамадзюцу;
- кобудо;
- кукисиндэн-рю;
- хаппо-хикэн-дзю.
Например, кобудо является традиционным окинавским боевым искусством работы с холодным оружием. В роду Куки мелких феодалов знание боев кукисиндэн-рю и хаппо-хикэн-дзю переходили из поколения в поколение. Технику школы относят к самурайскому стилю Катори Синто-рю, Касима Синто-рю.
Боевое искусство кукисиндэн-рю считают непричастной к ниндзя, так как в технике боя используют тяжелые самурайские доспехи – ёрои.
Был в Японии период, когда воевали провинции друг с другом и тогда воинами использовались более изощренные грузы для кусаригам. Например, к оружию мамушигама применяли стилеты в виде змей, а иногда и живых пресмыкающихся крепили к приспособлению, они своим ядом атаковали неприятеля.
Их легко разбирать и переносить, поэтому каждым владельцем создавались свои модели. Так к набалдашнику, прикрепляли приспособления, которые:
- Взрывались.
- Горели.
- Или ослепляли.
Еще были совсем большие модели – это о-гама, а у каен-кусаригама груз обматывали тканью, которую затем поджигали или заменяли на небольшой факел.
Кистень
Кистень – это оружие кочующего богатыря — идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален — им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину.
Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.
Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.
Ислам Краткий обзор
Использование в боевых условиях
Это оружие действительно смертоносное, чтобы от него уберечься, надо очень изловчиться. Само приспособление всегда находится в руках владельца, а вот грузилом отчерчивалось огромное расстояние. Искусным бойцам легко одолевались мечники и лучники. Явное преимущество этого оружия, его способность действовать как на ближнем, так и дальнем расстоянии.
Грузилом выполнялись несколько действий помогающих в захвате и обездвижении неприятеля. При его помощи можно было оставить врага безоружным или раздробить что-нибудь. Так как конструкция зависела от владельца, могли добавляться и другие функции.
Палицы народов Океании, Меланезии и островов архипелага Фиджи
Самым важным боевым оружием островитян является боевая палица нескольких видов:
- Метательная, которая по способу применения похожа на дубинку африканского племени масаи. Данная дубинка делалась из цельного дерева, причём переплетение корней у основания служило готовой ударной частью. Рукоять такой дубинки не превышала 35 сантиметров. Кроме метания, палицы этого типа использовались и в рукопашных схватках;
- Ещё один вариант метательной дубинки отличался навершием, которое было гладким или резным. Часто навершие палицы этого вида было снабжено множеством торчащих во все стороны шипов. Вся рукоять этого оружия была покрыта искусной мелкой резьбой, которая кроме декоративных функций, не позволяла руке скользить;
- Тяжёлую палицу для ближнего боя островитяне держали двумя руками, для метания она не годилась из-за своего веса. Такая палица имела плоское заострённое лезвие на одном конце. Сама дубинка своей формой напоминает весло. Так как удар по противнику наносился именно этой гранью, данное оружие обладало скорее рубящими чем дробящими свойствами;
- Существовал ещё один достаточно экзотический вариант палицы – с остриями на обоих концах. Техника боя такой дубинкой сильно отличался от использования традиционных палиц. Это орудие держалось двумя руками посередине. Несмотря на достаточно нелепый вид, такая палица (в руках мастера) показала себя более эффективной, чем европейская сабля;
- Кроме данных боевых образцов, встречается ещё множество различных видов палиц, которые являются символом власти вождя или используются только в ритуальных танцах. Такие образцы являются настоящими произведениями искусства, так как полностью покрыты резьбой с инкрустацией. В данной резьбе преобладает изображение глаза и человека.
Существует ещё одно полинезийское оружие, которое местные жители называют деревянным мечом. Хотя по классификации, это скорее палица. Несмотря на грозный вид, такая палица годилась лишь на несколько ударов, после чего победившая сторона долго её восстанавливала.
Современный вариант палицы можно найти в домах и машинах многих наших соотечественников. Это бейсбольная бита, которую используют вовсе не для игры в бейсбол.
Автор статьи:
ULFHED
Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.
Способы использования [ править ]
Атака с применением оружия обычно заключалась в том, чтобы повернуть утяжеленную цепь по большому кругу над головой, а затем взмахнуть ею вперед, чтобы запутать копье, меч или другое оружие противника, или обездвижить его руки или ноги. Это позволяет пользователю кусаригамы легко бросаться вперед и наносить удары серпом. Кроме того, считается, что это оружие имеет самый высокий уровень смертности среди всех видов оружия того времени.
Есть три типа кусаригамы . Оружие первого типа имеет форму серпа, к концу древка которого прикреплена цепь. Использование первого типа зависит от рю (школы), при этом оружие держится в одной руке, а его цепь и груз удерживаются в другой руке, чтобы атаковать другого человека. В зависимости от того, насколько легко увидеть движение веса оружия, «его можно отклонить или заблокировать». Один удар кусаригамой обычно не может остановить кого-то от атаки, и владелец должен снова «наматывать» вес, чтобы можно было нанести вторую атаку. Второй вид кусаригамыимеет цепь, «прикрепленную к основанию лезвия», и она намного мощнее, чем первый тип. Второй тип позволяет владельцу использовать быстрые атаки, и его можно продолжать использовать, если оружие отклонено. Для управления вторым типом требуется только одна рука, а другая рука может использоваться для другой формы боя. Третий тип «имеет прямое лезвие, нарезанное под прямым углом, с цевьем, установленным со стороны лезвия». Цепь прикреплена к основанию оружия, и ею управляют обеими руками, как и в первом типе кусаригамы .
Тати
Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.
В X веке в Японии появления принципиально новое клинковое оружие. Вопреки популярному мнению (и использующемуся в обиходе и массовой культуре термину) тати, как и все производные виды клинкового оружия, является не мечом, а саблей. Тати был одним из самых больших мечей феодальной Японии, а также был сильнее изогнут, по сравнению с катаной.
Примечание: клинковое оружие Японии имеет куда больше общего с Восточными и Европейскими саблями, нежели с «традиционными» мечами. В первую очередь катана, не является, мечем по причине того, что имеет режущую кромку только с одной стороны лезвия (в отличие от цуруги, которые действительно являются мечом).
Оружие синоби было экзотичнымдаже по меркам средневековой Японии
Вопреки стереотипам, ниндзя не пытались развить какое-то собственное уникальное боевое искусство. Они просто брали то, чего достигли самураи и монахи, и приспосабливали к своим нуждам.
Ниндзято в представлениях наших современников.
К примеру, меч этих убийц под названием «ниндзято» зачастую был просто трофейной катаной, которую укорачивали и изредка переделывали так, чтобы можно было делать колющие удары. Это делалось для того, чтобы было удобнее орудовать в узких помещениях и кустах, где ниндзя мог сидеть в засаде. Другое распространенное оружие синоби — сикомидзуэ, клинок, спрятанный в посохе, что позволяло выдавать себя за странствующего монаха.
Кусаригама.
Однако остальное оружие ниндзя зачастую было изощренным и маскировалось под крестьянские орудия труда. Самый известный пример — кусаригама, серп с цепью и грузом. Использовались духовые трубки для стрельбы дротиками (фукия), укороченные версии самурайских луков юми, сюрикены, а также всевозможные ловушки с шипами и пороховые бомбы.
Неожиданный факт: ниндзя использользовали секиры и щиты.
По сюжету Sekiro главный герой лишился руки, однако мастер-резчик буши сделал ему новую, лучше прежней. Одна из модификаций протеза — это самая настоящая секира. Ниндзя с тяжелым топором выглядит непривычно, но, как ни странно, это не идет вразрез с историчностью. Синоби действительно пользовались секирами под названием «оно». Такие длинные и тяжелые топоры таскали с собой странствующие монахи и лесорубы, а во время заданий ниндзя зачастую переодевались именно под эти типажи. Топор, способный пробить доспехи, — неприятный сюрприз для самурая.
Топор оно.
Еще непривычнее кажется тот факт, что синоби нередко пользовались щитами. Когда-то воинское сословие Японии само не брезговало ими, но со временем преисполнилось презрения к этому средству защиты, ведь настоящий воин не должен прятаться за какие-то деревяшки. Правда, они не исчезли полностью и остались в виде рудимента — огромных наплечников о-содэ на доспехе самурая.
А вот синоби сохранили память о щитах и использовали их, ведь кодекс бусидо был написан не для них. Круглый и обитый толстой кожей тэцу-но камэ был превосходным подспорьем для не слишком удачливого убийцы. Такой щит можно было надеть на спину и, убегая, иметь неплохой шанс того, что самурайские стрелы и пули застрянут в нем. Однорукий Волк в Sekiro тоже пользуется щитом — это одно из умений, доступных как апгрейд его протеза.
Яды, огнестрел и даже огнеметы — все это нашло место в арсенале ниндзя.
Синоби явно не были консерваторами в том, что касается оружия. Как только в стране появлялось что-то новое, они тут же придумывали, как это приспособить. Стоило дзен-буддистам привезти в Японию чай, и ниндзя придумали, как делать из него яд. Едва китайцы завезли порох, и синоби принялись делать бомбы. Как только португальцы завезли аркебузы, монахи-ямабуси и ниндзя принялись использовать их в покушениях.
Например, знаменитый убийца Дзэндзюбо был мастером аркебуз и даже пытался убить объединителя Японии Оду Нобунагу. Однако он залег слишком далеко, и пули не пробили доспех военачальника. Другая полулегендарная история рассказывает о том, как один ниндзя совершил покушение на преемника Оды, Тоётоми Хидэёси. Синоби спрятался в подполе, но был «выкурен» из своего укрытия другим ниндзя, работавшим на Хидэёси. Причем использовал он для этого огнемет!
Герой Sekiro также использует огнемет, стреляющий во врага облаком огня. Сейчас уже не узнать, как именно выглядело оригинальное устройство ниндзя, так что такая фантазия на тему вполне имеет право на жизнь.
Огнестрельное оружие ловко маскировалось. Ниндзя быстро поняли, какую силу имеет огнестрел, особенно замаскированный. В их арсенале было такое оружие, как ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти), вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч-вакидзаси), а также кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку). Сохранились сведения даже о замаскированных под поваленные деревья пушках.
Коалиция во главе с США признала гибель 840 мирных жителей в Ираке и Сирии
Ниндзя были сильно увлечены эзотерикой
Актер театра изображает секретные движения кудзикири.
Одна из вещей, которые попали в современную поп-культуру благодаря ниндзя — это техника кудзикири, или «девять печатей». Вы наверняка видели ее в аниме, фильмах, или хотя бы в мемах о «Наруто»: синоби делает странную фигуру пальцами и обретает фантастическую силу. Нечто подобное есть и в Sekiro: Однорукий Волк совершает быстрые жесты руками, на его теле загорается иероглиф, и герой становится сильнее.
Истоки веры в силу магических движений лежат в происхождении синоби. Монахи-ямабуси и даосские отшельники (мода, пришедшая из Китая) сильно повлияли на ниндзя. От первых они взяли буддийскую эзотерику с ее мантрами и медитациями, а от вторых — интерес к алхимии и зельям.
Так что обилие диковатых псевдоэзотерических предметов в Sekiro не должно смущать: ниндзя действительно были помешаны на тайных знаниях, астрологии и магии. Видимо, в профессии шпиона, где слишком многое зависит от удачи, нужно много плацебо. Очень много плацебо.
Чаще всего синоби маскировались под монахов и лесорубов
Монахи были очень удобной ролью для маскировки. Они свободно ходили по стране, часто носили с собой оружие, имели при себе письменные принадлежности (а ниндзя они часто пригождались для зарисовки местности и копирования секретных документов). Больше всего подходили монахи школы комусо, которые носили на голове корзины, закрывающие лицо. Просто идеально для шпиона и убийцы.
Монахи комусо.
Еще одна распространенная роль — «синоби-мономи», то есть синоби-лесорубы. Во-первых, те носили с собой секиры, и никто не обращал на это внимания. Во-вторых, они тоже перемещались относительно свободно, и патрули не видели ничего особенного в бродящем по лесу дровосеке. Однако женские роли были иными. Женщины-синоби назывались «куноити» и в своей маскировке больше опирались на социальные навыки и прятались не вдали от людей, а в самой гуще толпы. Гейша, проститутка, акробатка бродячего театра, соблазнительная крестьянка — не менее удачные роли для убийцы, чем монах или лесоруб.
Что достигалось при помощи кусаригам
Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.
При помощи грузила неприятеля:
- Обезоруживали;
- Ошеломляли;
- Травмировали;
- Дезориентировали;
- Обездвиживали и пр.
Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии – «шишка», «набалдашник».
Влияние на биосферу Земли
Применение
Техника работы этим оружием позволяла нанести противнику удар с помощью гирьки, или запутать его с помощью цепи, после чего произвести атаку серпом.
Кроме этого, можно было метать в противника сам серп, после чего возвращать его с помощью цепи. Таким образом кусаригама использовалась при обороне крепостей. Крайне высокую сложность обучения владению данным оружием успешно компенсирует боевая универсальность: кусаригама может использоваться в качестве режущего, колющего, дробящего или даже метательного оружия.
Искусство ведения боя при помощи этого оружия называется кусаригамадзюцу.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужны тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отработка «маки» — техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к оппоненту надо приблизиться. Оценка расстояния и правильная раскрутка имеют решающее значение, поскольку малейшая ошибка может обернуться избиением воином самого себя. Но, помимо подобных тонких моментов, боец, работающий с кусаригама, в схватке будет иметь значительное преимущество за счёт разнообразия возможностей применения этого оружия.
Большинство воителей находило кусаригама очень специфическим оружием, а некоторые даже считали его использование нечестным, ввиду комбинированной природы этого оружия. Вероятно, количество времени, необходимое для овладения кусаригама, было самым главным фактором, ограничивающим его популярность.
Однако во владении этим видом оружия, кроме сложности освоения, существовал ещё один изъян — для эффективного использования кусаригама, а следовательно, и победы над противником необходимо было как можно больше свободного пространства, так как необходимо было эффективно развернуть цепь, чтобы захватить ею оружие противника, а потом уже атаковать его серпом спереди или подцепить лезвием со спины. Как раз этот изъян заметил и использовал в поединке искусный фехтовальщик Араки Матаэмон, сражавшийся с мастером кусаригама Ямада Синрюкан. Первый заманил противника в бамбуковую рощу, где недостаток свободного пространства помешал второму мастеру использовать своё смертоносное оружие.
Краткая история Иссин-рю
by hadmin
Классическая Кусаригама
Иссин-рю (яп. 一心流) — древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. Точное происхождение искусства Иссин-рю кусаригамадзюцу до сих пор остаётся загадкой. Существует предположение, что оно было основано ещё в XIV веке самураем Нэн Ами Дзионом (яп. 念阿弥慈恩), однако достоверно известно, что современные техники школы были обобщены и включены в программу обучения не позднее 17-го века благодаря их унификации (тан’иссин (яп. 丹一心), отсюда и название) мастером по имени Хараюки Уэмон Удзисада (яп. 原志右衛門氏貞).
Техники, которые первоначально преподавались в данной рюха, включали бодзюцу, хобаку (торинава), торитэ, кусаригамадзюцу и сюрикэндзюцу. Наиболее известными являлись методы работы с кусаригама. Кусаригама состоит из серпа кама (яп. 鎌), к которому с помощью цепи (кусари (яп.鎖)) крепится ударный груз (фундо). Длина рукояти серпа может достигать 60 см, а длина лезвия серпа — до 20 см. Лезвие серпа перпендикулярно к рукояти, оно заточено с внутренней, вогнутой стороны и заканчивается остриём. Цепь крепится к другому концу рукояти, или же к обуху серпа. Её длина составляет около 2,5 м или меньше. Согласно письменных традиций Иссин-рю, основатель школы, Нэн Ами Дзион, создал техники работы с кусаригама после того, как получил видение божественного существа с косой (кама) в одной руке и металлической цепью в другой. Традиции Иссин-рю кусаригамадзюцу позднее были включены в школу Синто Мусо-рю её 24-м наследником, Сираиси Хандзиро Сигэаки, где и преподаются на сегодняшний день. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи — 3,6 метров. Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.
Древнее изображение техники работы кусаригама против синай
Техники кусаригама
Роль кусаригама в качестве оружия на поле боя является ограниченной, поскольку для работы с ним требуется открытое пространство, в котором можно раскачивать цепь и грузило. Возможности эффективно применять данное оружие снижались из-за таких факторов, как наличие деревьев или высокой травы на местности, плотности людей на поле боя и тому подобного, что не позволяло полноценно и правильно применять кусаргиама. Своё главное применение данное оружие нашло в мирное время, когда при его помощи могли проводить задержания правоохранительные органы или сражались на дуэлях на открытых пространствах. По большей части техники Иссин-рю кусаригамадзюцу преподаются ученикам, достигших высокого уровня мастерства в Синто Мусо-рю дзёдо, хотя в целом это зависит от организации. Современные практиканты Иссин-рю используют деревянную версию кусаригама для безопасности и уменьшения риска получения тяжелых травм. Цевье (гокэн) по-прежнему изготавливается из металла, однако цепь и грузик заменен верёвкой и кожаным мешочком. Кусаригама с металлическим лезвием (не заточенным) используется, в основном, для проведения демонстраций.
Ката
Современная система Иссин-рю кусаригамадзюцу состоит из 30 ката, разделённых на три части: омотэ, ура и окудэн. Техники омотэ и ура имеют одинаковые имена, но выполняются по-разному.
Омотэ и Ура Исики (яп. 居敷); Соэми (яп. 添身); Хагаэси (яп. 羽返); Муган (яп. 無眼); Дзюмондзи (яп. 十文字); Фурикоми (дзэн) (яп. 振込一文字); Фурикоми (го) (яп. 振込十文字); Исо но нами (яп. 磯之浪); Тацуми но маки (яп. 巻落); Мидокородзумэ (яп. 三所詰); Укибунэ (яп. 浮船); Содэгарамэ (яп. 袖搦).
Окудэн Маэ (яп. 前); Усиро (яп. 後); Хидари (яп. 左); Миги (яп. 右); Яриай (дзё); Яриай (гэ).
Posted in статьи
Боевые молоты
Благодаря тому, что в средние века палица верой и правдой служила
католическому духовенству, в мирах AD&D она стала основным оружием
жрецов. И все
бы ничего, если б только жрецов…
но ведь и жриц тоже! Здесь редакторы (да и авторы книг, написанных по данной ролевой
системе), прямо скажем, не додумали. Палица — оружие определенно не женское. А
уж в руках темной эльфийки 140 см ростом — и вовсе бесполезное. Все-таки бить
палицей надо было сильно. И лучше всего сверху.
Еще более забавно смотрятся в руках хрупких жриц боевые молоты,
как правило, изображаемые иллюстраторами в виде огромных кувалд… Тяжелыми кувалдами
в старину выбивали шлаки из железа. Боевые же молоты
— чеканы — напротив, отличались весьма скромным весом: около 1.5
кг. Наряду с топориками клевцами, чеканы ценились в средние века
именно за меньший, чем у рыцарских мечей, вес.
Впрочем, и чеканом надо было треснуть врага от души. Для владения этим оружием
требовалась еще большая сила, чем для использования палицы, ибо предназначались
чеканы для раскалывания сплошных доспехов и прочных щитов. Этим обстоятельством
предопределялся и относительно небольшой вес боевых молотов. Кузнечная кувалда
действовала бы подобно ослопу — отталкивала бы вражеский щит в сторону,
а не пробивала бы его.
Нередки в фэнтези и особые — метательные — молоты. Например, |
Тор |
Для того,
чтобы узнать, как на самом деле должен выглядеть метательный молот, не нужно ходить
в музеи. Метательный молот — распространенный спортивный снаряд. И представляет
он собой раскручиваемый на веревке металлический шар. Почему на веревке? А потому,
что идеальным балансом будет обладать молот с рукояткой минимального веса. Чем
тяжелее рукоятка, тем ниже окажется центр тяжести оружия, и тем слабее будет удар
и меньше дистанция броска.
Рукоятка “из твердой, как алмаз стали”, как это ни странно,
не выдерживает критики и с точки зрения прочности. Вплоть до 17 века даже оси
пушечных лафетов изготовляли из дерева. Качество железа в средние века оставляло
желать лучшего, а ось не должна была ни ломаться, ни прогибаться
под огромным весом орудия.
Конечно, отнести телангу к молотам можно только с колоссальной натяжкой. Но ничего
более подходящего на роль исторического аналога легендарного молота скандинавского
бога Тора подобрать невозможно. Использовать в качестве метательного оружия молот
традиционного вида было бессмысленно. Ведь, не обладая аэродинамическими свойствами
топора или бумеранга, он бесхитростно полетел бы “головой вперед”. И обрушился
бы на цель не бойком, а верхушкой рукояти. И зачем тогда было
метать именно молот, а не, допустим, палицу или просто камень?
Историческая справка – кусаригама
Человек, в отличие от большинства представителей дикой природы, никогда не обладал внушительным арсеналом клыков, когтей, ядовитых желез и прочих ухищрений, позволяющих выжить, и не оказаться в самом начале пищевой цепи. Зато потомки Адама и Евы могут похвастаться изощренным разумом, львиная доля которого была направлена на изобретение и доведение до совершенства всевозможных орудий убийства. Оружие всегда было и будет неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Более того оружие можно считать зеркалом той эпохи, в лоне которой, оно было рождено. В рамках этого положения особый интерес представляют некоторые экзотические виды вооружения, коими успешно пользовались наши далекие предки.
Кусаригама (кусари-кама)
Это традиционное японское оружие представляет собой серп, иначе называемый кама, к которому при помощи цепи (кусари) прикрепляется ударный груз. Цепь крепится либо к концу рукояти серпа, либо к его обуху. Рукоятка серпа в среднем достигает в длину 60 см, в то время как длина лезвия серпа составляет 20 см. Самым внушительным по размеру элементом кусаригама является цепь, ее длина может составлять 2,5 м. Лезвие серпа затачивается с внутренней, вогнутой стороны.
В некоторых вариациях оружия ударный груз, именуемый фундо, мог быть заменен на ряд весьма специфических вещей: емкость с взрывчатым веществом, кусок горящей ткани, небольшой факел, живая змея. Кусаригама оснащенная вместо обычного грузика емкостью с взрывчатым порошком, называется Взрывной серп (бакухацу-гама). Сущность этой хитро-выдуманной конструкции заключается в эффекте неожиданности, возникающем при соприкосновении «взрывпакета» с противником. В результате контакта происходил громкий хлопок, который легко мог дезориентировать соперника, тем самым сделав его более уязвимым для последующих атак. Каен-кусаригама отличалась от стандартной версии оружия тем, что грузик был обернут куском горящей ткани. Такое усовершенствование позволяло производить усиленный деморализующий эффект. Однако, самым странным и изощренным компонентом этого вида оружия можно считать живую ядовитую змею. Чаще всего использовался японский щитомордник – Mamushi. Змеиный серп (мамуси-гама) позволял отвлечь противника при помощи змеи и выгадать тем самым время для нанесения точного удара.
Кусаригама сочетает в себе качества колющего, режущего, метательного и ударно-дробящего оружия. Такая универсальность оплачивалась долгим и тяжелым обучением искусству владения этим необыкновенным серпом. Кусаригама-дзуцу входит в традиции японского боевого искусства владения холодным оружием – кобудо.
При помощи кусаригама можно было комбинировать атаки ближнего и дальнего боя. Защититься от столь непредсказуемого двустороннего оружия было довольно непросто. Человек в совершенстве владеющий кусаригама мог успешно противостоять практически любому бойцу. При помощи грузила можно было ошеломить, обезоружить, травмировать дезориентировать и даже обездвижить противника. Серп использовался для отражения атак, точечных ударов и добивания соперника. Иногда серп использовали для метания с последующим возвращением при помощи цепи. Минусом данного оружия можно считать необходимость открытого пространства, в котором можно свободно раскачивать цепь с грузилом.
История возникновения кусаригама доподлинно никому не известна. По одной версии данное оружие появилось благодаря смекалке ниндзя, которые вынуждены были маскировать свое оружие под сельскохозяйственные инструменты. Особенно правдиво данная версия выглядит на фоне того, что подобное оружие преимущественно использовалось в период Сэнгоку. То смутное время воюющих провинций было наполнено тайными убийствами, исполнение которых требовало повышенного уровня конспирации. По другой версии боевой серп появился в среде крестьян, которые активно пользовались им в своей повседневной жизни.
Одной из самых известных школ боевых искусств использующих кусари-кама является Иссин-рю. Предположительно основателем Иссин-рю быд самурай Нэн Ами Дзион, живший в XIV веке. Однако, доподлинно известно, что современные техники школы были включены в программу обучения не позднее XVII века, при непосредственном участии мастера по имени Хараюки Уэмон Удзисада. Согласно легенде Нэн Ами Дзион увидел во сне божество с серпом в одной руке, и металлическим грузилом в другой руке. Кусаригама школы Иссин-рю несколько отличается от остальных, нетипично длинной цепью (3,6м) и обоюдоострым лезвием серпа.
Разновидности кусаригам
Разновидностей кусаригам японские бойцы напридумывали огромное число. Так, в некоторых вариациях фундо заменялись довольно-таки специфическими атрибутами:
- Мотки горящих тканей;
- Взрывчатые вещества в специальных емкостях;
- Живые ядовитые змеи;
- Факелы и прочее.
Когда вместо традиционных грузил кусаригамы оснащались пакетами с взрывчатыми смесями, такая разновидность вооружения называлась «бакухацу-гамой», что переводилось как «взрывной серп». Важнейшей изюминкой этого хитроумного приспособления являлась полнейшая внезапность для неприятеля при непосредственном соприкосновении с ним, а особенно от воздействия оригинального «взрывпакета».
В результате контактирования оружия с неприятелем раздавался громоподобный взрыв, который на некоторое время полностью приводил к дезориентации неприятеля. После такого контакта, неприятель представал перед атакующим в более уязвимом положении для последующих нападений. Особенно эффективно эта разновидность кусаригам действовала против группы неприятелей.
Виды кусаригам изменялись в зависимости от того, какие школы занимались разработкой и боевым их применением. Одной из самых успешных школ в области кусаригама-дзюцу специалисты называют школу Иссин-рю. Некоторые из них предполагают, что ее образовал Нэн Ами Дзион в XIV или XV столетии, другие же считают, что Тан Иссин, но позднее.
Собственно кусаригамы этой школы отличаются среди прочих по своему дизайну. Они состояли из чрезвычайно длинных цепей и прямых лезвий, заточенных с обеих сторон. И это притом, что, как правило, они заострялись только с внутренних частей серпов. Кроме того, кусаригамы школы Иссин-рю обладали металлическими гардами для предохранения кистей рук.
Существовала еще и так называемая каен-кусаригама. Ее отличительной чертой от стандартных образцов аналогичного вооружения было то, что ее грузило оборачивалось куском пылающего материала. Вследствие этого усовершенствования атакующие достигали невероятного деморализующего воздействия на неприятелей.
Самой изощренной и удивительной составляющей в данном вооружении было использование живой ядовитой змеи. Главным образом для этих целей задействовались мамуси. Это такая разновидность японских щитомордников. С помощью мамуси-гам, или змеиных серпов, достигалось отвлечение неприятеля. Это предоставляло атакующим драгоценные доли секунды для нанесения точных решающих исход боя ударов.
Интересно, что сами воины принимали всеобщее осуждение этого холодного оружия, как не совсем честного.
Хопеш
Хопеш — разновидность холодного оружия Древнего Египта с клинком серповидной формы. По форме и функционалу это что-то среднее между мечом и топором. Хопеш довольно удачно совмещает признаки обоих этих средств вооружения, — этим оружием можно рубить, резать, колоть. Первое упоминание о нём появляется в Новом Царстве, последнее — примерно около 1300 г. до н. э. Чаще всего хопеш работал как топор, на практике остановить его удар одним только клинком невозможно, — проламывает. При эксперементах на фанерном щите без оковки толщиной 10 мм, тренировочный хопеш с толщиной лезвия от 4 до 8 мм и весом 1.8 кг без проблем пробивал его насквозь. Удары обратной стороной клинка легко пробивали шлем.
Версии
Вывод
Вы опытный стрелок, предпочитающий охотиться с комфортом и колоритом? Готовитесь к долгому переходу и подбираете соответствующее снаряжение? Смело берите «двадцатку», причем в целях экономии вполне подойдет ИЖ-58. Но если вы только решили постичь все прелести охоты на дичь и не хотите отбить желание, то лучше взять ружье 12-го или 16-го калибра. Даже подержанная модель в хорошем состоянии поможет смело отправляться в чащу или на болота.
Возникли сомнения относительно выбора ружья? Рекомендуется заручиться поддержкой знающего человека. Один из вариантов — спросить у продавца в магазине, какие российские/зарубежные модели «двадцатки» пользуются наибольшим спросом и что говорят о них владельцы. Это поможет сделать правильный выбор в пользу качественного ружья 20-го калибра.