Танк «леопард 2»

Технические характеристики

Танк «Леопард 2» способен преодолевать брод глубиной до 1,2 м без дополнительной подготовки. С помощью полуметровой складной трубы глубина преодолеваемых водных преград увеличивается до 2,25 м. Жесткая шахта для подводного вождения, состоящей из трех звеньев, увеличивает глубину водной преграды до 4 м.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка, элементы трансмиссии и охлаждения в едином блоке размещены в кормовой части танка

Такое конструктивное решение наделило «Леопард-2» важной возможностью — произвести замену движка в полевых условиях в течении получаса

Многотопливный силовой агрегат — 12-цилиндровый двигатель марки MB 873 Ka-501, его мощность составляет 1500 л.с. Дизельный двигатель танка отличается высокой экономичностью, особенно в режиме холостого хода и частичной нагрузки. Для работы электрических систем без задействования основного двигателя в задней правой части машины установлен вспомогательный силовой агрегат — дизель-генератор мощностью от 7,5 до 17 кВт (в зависимости от версии).

Трансмиссия от фирмы Renk гидромеханическая, с 4-ступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота. Реверс включается с помощью фрикционных элементов и позволяет быстро переключаться на задний ход в момент, когда танк ещё продолжает двигаться вперёд со скоростью до 8 км/ч.

Блок двигателя танка «Леопард 2»

Ходовая часть

В конструкции танкового шасси применена индивидуальная торсионная подвеска с фрикционными амортизаторами. Пробег танка до капитального ремонта, заявленный производителем, составляет 10 тысяч километров.

Габариты и вес

Параметры Значения
Длина корпуса 7700 мм
Длина с пушкой вперёд 9670 мм
Ширина 3700 мм
Высота 2790 мм
Клиренс 490 мм
Масса базовой версии 50 т
— масса Leopard 2A5 62 т
— масса Leopard 2A7+ до 70 т

Ёмкость топливных баков

Внутренний топливный бак в кормовой части танка рассчитан на 500 литров. Второй бак размещается на передней надгусеничной полке, его ёмкость составляет 700 литров. Обеспечиваемый запас хода — 500 км.

Танк Leopard 2A5PLs с универсальной метательной установкой на вооружении армии Польши

2.Bushmaster ACR 3

Это высококлассная адаптивная автоматическая винтовка, которая создана американской компанией. Разработчиками автомата было принято решение сконструировать оружие на базе винтовки M16. Но, со временем создали отдельную и полноценную автоматическую винтовку, со своими конструктивными особенностями. Вверху небольшая часть ствольной коробки делается из алюминия, а в нижней части использован ударостойкий пластик. Производители сделали шероховатую поверхность корпуса, для повышения надежности удерживания в руках.

Все элементы управления автомата имеют удобное расположение, обеспечивая легкий доступ к ним, что в свою очередь позволяет бойцу в кратчайший срок принять боевое положение. Ствол Bushmaster ACR 3 сконструирован по аналогии с теми, что используются в снайперских винтовках. Именно это позволяет быстро производить их замену. Вес винтовки 3,18 кг. На расстоянии до 500 метров гарантируется прицельная стрельба. Магазин рассчитан на 30-ть патронов. Основной минус – это слишком высокая стоимость по сравнению с оружием такого же класса.

Литература

  • : ил.; — На правах рукописи.
  • Басов А. Н. История военно-морских флагов. — М.: АСТ, СПб: Полигон. — 2004. — ISBN 5-17-022747-7.
  • Иванов К. А. Флаги государств мира. — М.: Транспорт. — 1971.

Боевое применение

Леопард 2 немного успел повоевать в Афганистане в ноябре 2007 года. Некоторые машины подорвались на взрывных устройствах, но экипажи в основном остались живы – тогда-то на танк и поставили дополнительную защиту днища.

А вот война в Сирии, в которой приняли участие Леопарды 2А4, действительно проверила немецкую машину. В целом там танки проявили себя хорошо, хотя многочисленные фото подорванных танков заставили многих экспертов усомниться в непобедимости Леопарда 2. Впрочем, на то время А4 уже устарел, а более современные модели в сражениях так и не участвовали.

Разрушенный Леопард 2

Двигатель и ходовая

В отличие от американских и советских конструкторов, инженеры Krauss-Maffei не стали экспериментировать с двигательной установкой. На «Леопард 2» установили дизель производства Mercedes-Benz. Последующий опыт эксплуатации «Абрамса» и Т-80 с газотурбинным двигателем выявил его недостатки, что подтвердило правильность выбора немецких танкостроителей. Надёжность, ремонтопригодность, лёгкость замены турбодизеля высоко оценены в войсках. Он позволяет разогнать танк «Леопард 2А7», как и прежние модификации, до семидесяти километров в час. В совокупности с гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач это придаёт машине отличные динамические характеристики.

Описание конструкции танка “Leopard 1”

Танк “Leopard 1” выполнен по классической схеме с задним расположением ведущих колёс. Корпус танка цельносварной из катанных листов броневой стали с дифференцированной толщиной, носовой детали 70 миллиметров и 40 миллиметров бортов. Корпус разделён на два отсека: обитаемый в носовой и средней части корпуса и моторно-трансмиссионный – в кормовой части корпуса. В носовой части корпуса справа от продольной оси танка расположено рабочее место механика-водителя. В крыше корпуса над его рабочим местом оборудован люк. Слева от механика-водителя размещается стилажная боеукладка на 42 унитарных выстрела. Перед люком механика-водителя установлены три прибора наблюдения.

Башня цельнолитая из гомогенной броневой стали, с толщиной брони в лобовой части 52 миллиметра. В ней справа от пушки размещаются командир танка и наводчик орудия, слева от пушки – заряжающий. Для командира танка и заряжающего в крыше башни оборудованы люки. Командирская башенка не вращающаяся, оборудована панорамным прицелом командира и восьмью перископическими приборами наблюдения. Рабочее место наводчика орудия оборудовано оптическим стериоскопическим прицелом-дальномером ТЕМ-2А, монокулярным телескопическим прицелом TZF 1А и перископическим прибором наблюдения. Рабочее место заряжающего оборудовано двумя приборами наблюдения. В левом борту башни оборудован лючок для загрузки боеприпасов и выброса стрелянных гильз. На левом борту в кормовой части башни закреплена корзина для укладки имущества. На маске пушки установлен прожектор XSW-30-U.

Основным вооружением танка является 105-мм пушка L7A3/L51 с длинной ствола 51 калибр, выпускаемая по лицензии фирмой Rlieinmetahl. Для стрельбы используются 105-мм унитарные выстрелы с бронебойным подкалиберным. кумулятивным и бронебойным фугасным снарядами. Боекомплект пушки составляет 60 выстрелов.

В качестве дополнительного вооружения используются 7.62-мм спаренный и зенитный пулемёты Rheinmenahl MG3. Спаренный пулемёт установлен слева от пушки и оборудован электроспуском. Зенитный пулемёт установлен на турельной установке открытого типа на командирской башенке. Боекомплект пулемётов составляет 5500 патронов 7.62×51 NATO.

В качестве вспомогательного вооружения используются, установленные в кормовой части башни по четыре с каждого борта, восемь 76-мм дымовых гранатомётов с электроспуском. Танк оборудован приводом командирского наведения и электроприводами пушки и башни фирмы Cadillac Gage.

На танке устанавливался 10-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения MTU MB 838 Са-М500 мощностью 830 л.с. Рабочий объем двигателя составлял 37 330 см³. Рас-ход топлива составлял 165 л на 100 км. Мотор мог работать на дизельном топливе, авиационном керосине или бензине с октановым числом 92.

В одном блоке с двигателем устанавливалась двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ZF4HP-250, состоявшая из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, автоматической планетарной коробки передач (4+2) и механизма поворота дифференциального типа. Общая масса блока двигатель-трансмиссия — 4600 кг. Блок крепился к корпусу танка с помощью четырех болтов. Расход топлива составлял 165 л на 100 км. Мотор мог работать на дизельном топливе, авиационном керосине или бензине с октановым числом 92.

Ходовая часть танка включала в себя семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами и направляющее колесо, взаимозаменяемое с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная с телескопическими гидроамортизаторами на 1-, 2-, 3-, 6- и 7-м узлах под-вески. Гусеница марки D 139А2 цевочного зацепления, имела резинометаллические шарниры параллельного типа и съемные резиновые подушки.

Танк оснащался фильтро-вентиляционной установкой, системой кондиционирования воздуха, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа. Средства связи состояли из УКВ-радиостанции SEM 70 и внутреннего переговорного устройства.

Описание конструкции

«Леопард» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой и боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Бронирование выполнено из катаной и литой гомогенной металлической брони без использования иных материалов. Разнесённое бронирование башни модификаций A3, A4, AS1, C1.

Вооружение

Основным вооружением всех модификаций «Леопарда» является нарезная полуавтоматическая пушка L7A1 или L7A3 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии. L7 имеет длину ствола в 52 калибра / 5460 мм, оборудуется эжектором для удаления пороховых газов после выстрела и снабжена быстросъёмным соединением трубы ствола с казённой частью. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах, в спаренной с пулемётом установке, позволяющей её вертикальную наводку в пределах от −9° до +20° при помощи электрогидравлического привода. Боекомплект орудия составляет, в разных случаях, от 55 до 60 унитарных выстрелов, 42 из которых располагаются в левой части отделения управления, а остальные размещаются в укладках в боевом отделении. «Леопард» способен вести огонь стандартной номенклатурой 105-мм боеприпасов НАТО, включающим выстрелы с подкалиберными стабилизированными вращением бронебойными с отделяющимся поддоном, кумулятивными, осколочно-фугасными и фугасно-бронебойными снарядами.

Вспомогательное вооружение «Леопарда» состоит из двух 7,62-мм пулемётов MG-3A1, один из которых спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещается на турельной установке у люка командира. Общий боекомплект пулемётов составляет 5200 патронов. В некоторых вариантах зенитный пулемёт может заменяться 12,7-мм M2.

Средства наблюдения и связи

Основной прицел наводчика EMES-18 совмещён с лазерным дальномером. Тепловизионный канал обеспечивает ведение стрельбы из пушки ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. В танке установлены автоматическая встроенная система выверки прицела и система контроля функционирования комплекса управления огнём. Кроме основного прицела наводчика имеется вспомогательный телескопический шарнирный прицел FERO-Z12. Прицелы наводчика и командира снабжены автоматически закрывающимися шторками, исключающими кратковременное ослепление при выстреле ночью. Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения электрогидравлического типа. В качестве вспомогательного вооружения используются два 7,62-мм пулемёта (спаренный с пушкой и зенитный).

Двигатель и трансмиссия

МТО в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен многотопливный четырёхтактный десятицилиндровый дизель жидкостного охлаждения MB 838 СаМ-500. Масса блока — 4600 кг. Пуск двигателя производится электростартером; конструкция трансмиссии позволяет осуществлять пуск двигателя с буксира. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия 4НР-250 включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, планетарную коробку передач и механизм поворота дифференциального типа. Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение. Для управления поворотом используется штурвал. Предусмотрена возможность дублированного управления движением от командира. Кроме того, разработано устройство для дистанционного управления движением танка по кабелю или радиоканалу (например, при преодолении водных преград по дну). Для контроля функционирования агрегатов и систем силового блока имеется встроенное диагностическое оборудование. Гусеничный движитель содержит по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка на борт, направляющие колеса с механизмом натяжения, ведущие колеса, гусеницы с резино-металлическими шарнирами. В системе подрессоривания применена торсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2, 3, 6 и 7 узлах. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съёмные резиновые подушки. Направляющие колеса взаимозаменяемы с опорными катками. Пробег до капитального ремонта установлен 10000 километров. В танке имеется ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция SEM-90 с диапазоном рабочих частот 30—80 МГц.

Создание

Как и американский Абрамс, Леопард-2 обязан своим появлением совместному проекту США и западной Германии по созданию принципиально нового ОБТ МВТ-70, точнее, провалу этого проекта.

В 1969 году, после понимания того, что придётся создавать собственный танк, появился KPz-70 Кайлер, некоторыми техническими решениями напоминавший МВТ-70, а в 1970 году немецкие инженеры окончательно занялись созданием полностью немецкого ОБТ.

Они параллельно разрабатывали две версии — с традиционным вооружением Леопард-2К и с противотанковыми ракетами — Леопард-2FK, также тестировались различные системы управления огнём, узлы ходовой части, орудия и гидропневматическая подвеска.

В 1971 году проект был утверждён, а в 1973 году были изготовлены первые Леопард-2К, также между США и ФРГ появилось соглашение о стандартизации, предусматривающее унификацию вооружения и многих других систем.

По этой причине появился новый вариант с многослойным бронированием, который в 1976 году опередил американский ХМ1 по запасу хода и ремонтопригодности, но уступил по точности стрельбы на сравнительных испытаниях.

В 1977 году Бундесвер разместил заказ на производство, а первая серийная машина появилась 25 октября 1979 года и вскоре попала в датскую армию, отказавшуюся от М1 Абрамс из-за высокой цены.

Позже, в 1983 году покупателем стала Швейцария, её примеру последовали и другие страны.

Производство закончилось в 1987 году, но уже в 1988 году поступил заказ на 250 танков новой модификации Леопард-2А4.

В 1990 году производство закончилось, но сам танк постоянно получает новые модификации, последняя из которых, Леопард-2А7+ считается лучшим в мире ОБТ.

На вооружении

  • Австрия Австрия

    40 «Леопард 2A4»

     на 2016 год:

  • Германия Германия на 2017 год

    • 286 «Леопард 2A6
    • 20 «Леопард 2A7
    • 41 «ARV 3 Buffel»
  • Греция Греция на 2016 год:

    • 170 «Леопард 2A6HEL»
    • 183 «Леопард 2A4»
    • 12 BPz Buffel
    • 8 Panzerschnellbrucke Leguan
  • Дания Дания

    34 «Леопард 2A4/5

    на 2017 год:

  • Индонезия Индонезия на 2016 год:

    • 96 «Леопард 2SG»
    • 61 «Леопард Revolution»
    • 41 «Леопард 2A4»
  • Испания Испания на 2016 год:

    • 108 «Леопард 2A4»
    • 223 «Леопард 2A5E»
    • 16 «Леопард REC»
  • Канада Канада на 2016 год

    • 20 Leopard 2A4M на модернизации
    • 42 Leopard 2A4 в качестве обучающих
    • 20 «Леопард 2A6M» (приобретены из состава ВС Нидерландов)
    • 2 BPz-3 Buffel
    • 3 единицы инженерных машин Leopard 2 AEV
    • 11 БРЭМ Leopard 2 ARV
  • Катар Катар

    около 30 «Леопард 2A7», всего заказано 62 единицы в 2013 году, поставки начаты в 2015г.

    на 2017 год:

  • Нидерланды Нидерланды

    12 BPz Buffel

    на 2016 год:

  • Норвегия Норвегия

    52 «Леопард 2A4»

    на 2016 год:

  • Польша Польша на 2017 год

    • 142 «Леопард 2A4»
    • 105 «Леопард 2A5»
  • Португалия Португалия

    37 «Леопард 2A6»

    на 2016 год:

  • Сингапур Сингапур на 2016 год:

    • 96 «Леопард 2SG»
    • некоторое количество BPz Buffel
  • Турция Турция

    325 «Леопард 2A4» (298 единиц поставлено из состава ВС Германии в 2006-2008г, по контракту заключенному в 2005г.)

    на 2016год:

  • Уганда Уганда

    20 BPz Buffel

    на 2016 год:

  • Финляндия Финляндия на 2016 год:

    • 100 «Леопард 2A4»
    • 20 «Леопард 2A6» (в 2014 году заключен контракт на поставку 100 «Леопард 2A6», поставки начаты в 2015 году)
    • 6 «Леопард 2R»
    • 6 «Леопард 2L»
  • Шри-Ланка Шри-Ланка

    31 BPz Buffel

    на 2016 год:

  • Чили Чили на 2016 год

    131 «Леопард 2A4» (118 единиц и 22 единицы на запчасти поставлены из состава ВС Германии)

    :

  • Швейцария Швейцария на 2016 год:

    • 134 «Леопард 2» (Pz 87)
    • 25 BPz Buffel
  • Швеция Швеция на 2010 год:

    • 9 «Леопард 2A4» (Strv-121)
    • 120 «Леопард 2А5» (Strv 122)
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия

    неизвестное количество «Леопард 2A7» (Германия согласилась поставить Саудовской Аравии 600—800 танков)

    на 2016 год:

Бывшие

  • Нидерланды Нидерланды по состоянию на 2016 год

    60 «Леопард 2A6» 8 мая 2011 списаны все стоявшие на вооружении танки

    :

  • США США

    Лицензию на производство «Леопард 2» в США получила корпорация FMC одновременно с контрактом на изготовление предсерийных моделей. «Леопард 2» американского производства составлял конкуренцию XM1 (будущему «Абрамсу») в 1976—1977 гг., проходил полигонные испытания, но по итогам соревнований был признан уступающим последнему и на вооружение не принимался

Подробнее о меньшем весе

Как насчет некоторых чисел? Легкий кожух вентилятора силовой установки GE снижает вес самолета на 1200 фунтов (более ½ тонны). Корпус усилен оплеткой из углеродного волокна. Это всего лишь экономия веса корпуса вентилятора и важный показатель прочности / веса композитов. Это потому, что корпус вентилятора должен содержать весь мусор в случае отказа вентилятора. Если в нем нет мусора, двигатель не может быть сертифицирован для полета.

Вес, сэкономленный в лопатках турбинных лопаток, также экономит вес в необходимом защитном кожухе и роторах. Это увеличивает экономию и улучшает соотношение мощности и веса.

В общей сложности каждый Dreamliner содержит около 70000 фунтов (33 тонны) углепластика, из которых около 45000 (20 тонн) фунтов составляет углеродное волокно.

Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б

— Принят на вооружение: 1987 — Разработан: с 1976 по 1986 — Производитель: Мотовилихинские заводы — Всего выпущено: более 1200

Боевой расчет: 8 человек

Калибр, мм: 152

Дальность стрельбы Мста-Б

— Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5 — Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5

Скорострельность Мста-Б

— Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7

— Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810 — Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5) — Угол возвышения, град.: −30…+70 — Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28 — Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11

Вес Мста-Б

— Масса ОФС, кг: 43,56 — Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05 — Масса гаубицы в походном положении кг: 7000 — Масса ствола кг: 2599 — Масса дульного тормоза кг: 170

Размеры Мста-Б

— Длина гаубицы в походном положении мм: 12700 — Ширина гаубицы: 2500 — Высота гаубицы: 2950 — Дорожный просвет мм: 400 — Ширина колеи мм: 2150 — Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130 — Длина направляющей части канала ствола мм: 6184 — Число нарезов: 48

— Высота линии огня мм: 1330 — Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000 — Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5 — Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5 — Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5) — Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0

— Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5 — Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60

Огневая мощь

В Leopard 2E — из испанской армии — стрельба новых 120-мм пушка L/55. Новая гладкоствольная пушка, 120 миллиметров L55, была разработана Rheinmetall GmbH из Ратинген, Германия в качестве замены более короткой 120 миллиметр L44 гладкоствольной танковой пушки специально для Леопарда 2.

120 миллиметровая пушка L44, имеет ствол длиной 530 см который весит 1190 кг. В сборе вся пушка весит 3780 кг. Для сравнения, 120 миллиметр L55 имеет ствол длиной 660 см массой 1374 кг. Все пушки L55 в сборе 4160 кг. Удлинение ствола с калибра 44 до калибра 55 (на 130 см) позволило в большей части энергии пороховых газов преобразовывать в увеличение начальной скорости снаряда. Что дало возможность, достичь начальной скорости снаряда свыше 1750 м / сек.

Важной особенностью новой пушки L55 является ее совместимость со старой оружейной системой, а это означает, что она может быть интегрирована без существенных изменений. Внешняя геометрия орудия была разработана в целях сведения к минимуму явления статического провисания, а также для обеспечения оптимальной постоянной кривизны

Это является необходимым условием для кардинального повышения вероятностью попадания после первого выстрела. Ещё одним преимуществом этого орудия является то что, пушка L55 может вести огнь любыми стандартными 120 мм боеприпасами, которых скопилось достаточно много на складах НАТО.

Пушка L55, оснащена теплозащитным кожухом и вытяжным экстрактором гильз, совместимым со старыми и новыми 120-мм боеприпасами.

Для нового орудия в ноябре 1987 года был разработан новый улучшенный боеприпас, известный как LKE II.

В Леопарде 2 A6 совмещены смертоносность и эффективность, благодаря развитию гладкоствольной пушки. Опираясь на требования военных по повышению огневой мощи, Rheinmetall серьёзно увеличил эффективность этого оружия. Благодаря увеличению на 130 см длины ствола, а также другим изменениям (камера сгорания может выдерживать более высокое давление пороховых газов) привело к более высокой скорости снаряда. 120 мм L55 орудие совместимо со всеми боеприпасами эксплуатируемыми в НАТО.

Новая 120-мм пушка L55

Модификации (год)

  • Леопард (1965) — сварной корпус, литая башня. Нестабилизированная 105-мм пушка L7A3, 60 выстрелов: 42 слева от водителя, 3 готовых и 15 в башне (31 бронебойных подкалиберных (APDS), 26 кумулятивно-осколочных (HEAT), 3 дымовых (smoke)). Стереоскопический/совмещаемый прицел-дальномер TEM-1A (база 1720 мм) с увеличением х8 и х16. Резервный прицел TZF-1A с увеличением х8. 7,62-мм спаренный пулемёт MG3 с боекомплектом 1250 патронов. Независимый панкратический прицел командира TRP-1A с увеличением от х6 до х20. 8 стеклоблоков. Двигатель MB 838 CaM-500 мощностью 830 л. с. Два бака в моторном отделении ёмкостью 1010 литров (позже 985 л). Преодолевает водные преграды глубиной 1,2 м без подготовки и 2,25 м с ОПВТ. Масса 40 т, скорость — 65 км/ч.
  • Леопард А1 (1970) — программа модернизации, запущенная после окончания производства Леопард 1. Система стабилизации, термозащитный кожух для орудия, гусеницы новой конструкции со съёмными резиновыми подушками, замена активных инфракрасных приборов у водителя и командира на пассивные, модернизировано ОПВТ до глубины 4,0 м. Масса танка возросла до 41,5 т.
  • Леопард А2 (1972) — их отличает усиленное бронирование новой литой башни. Кроме того, были усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и фильтровентиляционная система защиты от оружия массового поражения.
  • Леопард А3 (1973) — новая сварная башня с разнесенной броней (уровень защиты равен А2, объём башни вырос). Усовершенствованный прицел командира TRP-2A. Масса — 42,4 т.
  • Леопард А4 (1974) — Леопард 1-А4 является новейшей версией хорошо известного западногерманского боевого танка. Включает в себя некоторые наработки будущего танка Леопард 2, который будет выпущен в 1980 годах. По сравнению с предыдущими версиями А1 и А2, башня была полностью переработана для достижения ещё большей защищённости за счёт оптимизации схемы разнесённого бронирования. Более того, улучшено электрическое оборудование и был установлен первоклассный дальномер для командира танка. Масса танка была увеличена с 40,0 до 42,4 тонны. Двигатель — дизель Мерседес-Бенц с 2 турбокомпрессорами с мощностью 830 л. с. при 2200 об./мин. Максимальная скорость составляет 65 км/ч, запас хода — 600 км. Танк способен форсировать водные преграды глубиной до 2,25 м, а с установленным шноркелем — до 4,0 м. Благодаря стабилизатору основного вооружения танк получил возможность вести огонь во время движения (пушка — Виккерс L7A1 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии). Башня — как у Леопард 1A3. Новая СУО. Стабилизированный прицел командира PERI R12 и стереоскопический прицел наводчика EMES 12A1, баллистический вычислитель. Боекомплект сокращен до 55 снарядов (42 рядом с водителем и 13 в башне). Масса — 42,4 т.
  • Леопард А1А1 (1975) — модернизация Леопард 1А1. Усилена броня башни с помощью стальных экранов с резиновой прослойкой. Масса — 42,4 т.
  • Леопард А1А2/А2А1/А3А1 (1980) — соответственно, Леопард 1А1А1, Леопард 1А2 и Леопард 1А3, оснащенные системой ночного видения PZB 200 с низкоуровневой телекамерой. На Леопард 1А4 она не устанавливалась. Эта система предназначалась в качестве промежуточного варианта на Леопард 2 до появления тепловизоров.
  • Леопард А5 (1987) — модернизация 1225 танков Леопард1 А1А1. Новая СУО EMES 18 на основе EMES 15 для Леопард 2. Прицел командира TRP-1A и резервный TZF-1A сохранились.

Литература

Основной боевой танк «Леопард-2»

Разработка танка третьего послевоенного поколения началась в 1967 году в рамках совместного с США проекта МВТ-70. Но уже через два года стало ясно, что из-за постоянно возникающих разногласий и все возрастающей стоимости проект реализован не будет. Потеряв интерес к совместной разработке, немцы сосредоточили свои усилия на собственном опытном танке КРг-70, который получил наименование «Кайлер». В этой машине немецкие специалисты использовали многие конструктивные решения, найденные в ходе реализации совместного проекта. В 1970 году Германия и США окончательно перешли к созданию своих национальных танков. В Германии было принято решение о разработке двух вариантов боевой машины — с пушечным вооружением («Леопард-2К») и с противотанковым ракетным вооружением («Леопард-2РК»). В 1971 году разработка танка «Леопард-2РК» была прекращена и к 1973 году для проведения испытаний были изготовлены 16 корпусов и 17 башен танка «Леопард-2К». Десять опытных образцов были вооружены 105-мм нарезной пушкой, а остальные 120-мм гладкоствольной. Две машины имели гидропневматическую подвеску, но в конечном счете была выбрана торсионная.

В том же году между ФРГ и США было заключено соглашение о стандартизации своих танковых программ. В нем предусматривалась унификация основного вооружения, боеприпасов, систем управления огнем, двигателя, трансмиссии и гусениц. В соответствии с этим соглашением был изготовлен новый вариант танка «Леопард» в конструкции корпуса и башни которого было применено разнесенное многослойное бронирование, а также установлена новая система управления огнем. В 1976 году были проведены сравнительные испытания этого танка с американским ХМ1. После отказа США принять «Леопард-2» в качестве единого танка НАТО министерство обороны ФРГ в 1977 году разместило заказ на производство 800 машин этого типа. Серийное производство основных танков «Леопард-2» началось в том же году на заводах фирм «Краусс-Маффей» (головной подрядчик) и «Крупп-Мак машиненбау».

Они изготовили соответственно 990 и 810 этих танков, поставки которых сухопутным войскам осуществлялись с 1979 до середины 1987 года, когда программа выпуска «Леопардов-2» для армии ФРГ была завершена. В 1988-1990 годах был размещен дополнительный заказ на производство 150 машин «Леопард-2А4», которыми предстояло заменить танки «Леопард-1А4», проданные Турции. Затем было заказано еще 100 единиц — на сей раз действительно последних. С 1990 года производство «Леопардов» прекращено, однако проводится модернизация имеющихся в армии машин, рассчитанная на период до 2000 года. Она включает усиление броневой защиты корпуса и башни, установку танковой информационно-управляющей системы, а также совершенствование узлов ходовой части. В настоящий момент в Сухопутных войсках Германии насчитывается 2125 танков «Леопард-2», которыми укомплектованы все танковые батальоны.

Серийный образец основного боевого танка «Леопард-2А5».

Тактико-технические характеристики основного боевого танка «Леопард-2″/»Леопард-2А5»

Боевая масса, т 55,2-62,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9668
ширина 3700
высота 2790
клиренс 490
Броня, мм
лоб корпуса  550-700
борт корпуса  100
корма  нет данных
лоб башни  700-1000
борт, корма башни  200-250
Вооружение:
  противоснарядная 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120; два 7,62-мм пулемета
Боекомплект:
  42 выстрела, 4750 патронов МВ
Двигатель 12-цилиндровый, V-образный-MB 873 Ka-501, с турбонаддувом, мощность 1500 л. с. при 2600 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 72
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1,10
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,0/1,10
  • Немецкий танк Leopard 2A7+
  • Танки на экспорт
  • Танки «Леопард». Германия. А.Меркель.
  • Продажа Леопардов в Саудовскую Аравию
  • Der Spiegel: о русской технике
  • J.F.Lehmanns Verlag 1972 «Kampfpanzer Leopard»;

Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;

Никольский М.В., Растопшин М.М. «Танки «Леопард»;

Dariusz Uzycki, IGor Witkowski «Czolg Leopard 2 «;

Michael Jerchel, Peter Sarson «El carro de combate Leopard 1»;

Thomas Laber «Leopard 1 and 2. The Spearheads of the West German Armored Forces»;

Frank Lobitz «The Leopard 1 MBT in German Army service: Late Years»;

Серия — Waffen-Arsenal Special Band Sp-17 «Leopard 2A5, Euro-Leopard 2»;

Leopard 2 Movilidad y Potencia de Fuego ;

Finnish Leopards ;

Canadian Leopard 2A6M CAN ;

Miloslav Hraban «Leopard 2A5 «;

Schiffer Publishing «The Leopard family».

Бронирование

Немецкая танковая конструкторская школа всегда отличалась повышенным вниманием к защите машины и экипажа. Поскольку создание танка всегда было искусством компромисса, то выигрыш в бронировании оборачивался проигрышем в весе, размерах и динамике

Танк «Леопард 2А7», фото которого вызвало интерес в военных кругах, позволил реализовать модернизационный потенциал, заложенный в начальной концепции. В новом облике машины хорошо различимы результаты усиления бронирования многослойной комбинированной бронёй. Углы наклона броневых листов максимально близки к острым. Общая толщина брони в наиболее уязвимых проекциях превысила один метр.

Танк оборудуется бортовыми экранами, которые могут усиливаться блоками динамической защиты. Помимо внешнего бронирования, внутреннее пространство танка разделено перегородками из броневой стали. Двигательный отсек разделён с боевым отделением, а боеукладка снарядов в корме башни имеет броневую стенку, отсекающую её от обитаемого отсека. В корме башни устроены вышибные панели, отводящие энергию взрыва боезапаса наружу. Вместе с секционированием защиты, это создаёт достаточно высокий уровень безопасности экипажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector