Международное агентство по атомной энергии

Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ, ICRP)

За первые попытки применения рентгеновских лучей и радиоактивности на практике человечество заплатило высокую цену. Уже через год после открытия рентгеновских лучей появились сообщения о лучевых ожогах у исследователей, работавших на первых рентгеновских установках. Но сначала на это не обращали внимания.

К 1923 году было зарегистрировано уже сто двадцать случаев гибели рентгенологов в результате лучевого поражения. В 1928 году был создан Международный комитет по защите от рентгеновских лучей и радия. В 1950 году комитет переименован в Международную комиссию по радиационной защите (МКРЗ; англ. – Interrnational Commission on Radiological Protection, ICRP).

Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ) cостоит из Главной Комиссии и пяти Комитетов по следующим направлениям:

  • радиационная защита;
  • дозы радиационного воздействия;
  • защита в медицине;
  • применение рекомендаций МКРЗ;
  • защита окружающей среды.

Все комитеты обслуживаются небольшим научным секретариатом.

В состав Главной Комиссии входят 12 членов и председатель Комиссии. Комитеты состоят из 15-20 членов. МКРЗ является независимой международной организацией с более чем двумястами волонтеров из тридцати стран. Это ведущие ученые и политики в области радиационной защиты. МКРЗ финансируется за счет текущих взносов организаций, заинтересованных в радиологической защите.

Международная комиссия по радиологической защите разработала международную систему радиационной защиты, которая используется во всём мире в качестве общей основы для радиологических стандартов защиты, законодательства, принципов, программ и практики. МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется основными принципами применения соответствующих мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных актов, отвечающих потребностям каждой страны

Несмотря на то, что МКРЗ не имеет формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве стран в основном следует ее рекомендациям.

Основные задачи:

  • подготовка рекомендаций по нормированию и научному сопровождению мер радиационной защиты;
  • работа по предотвращению рака и других заболеваний и последствий, связанных с ионизирующим излучением;
  • защита окружающей среды.

 Сайт: http://www.icrp.org/

Цель и основные функции организации МАГАТЭ

Главная цель МАГАТЭ – это предотвращение использования атомной энергии в захватнических интересах. Основной функцией агентства является поощрение разработок разных стран мира по использованию атомного потенциала в мирных, гражданских целях. Также МАГАТЭ является посредником между членами-участниками в обмене теоретическим и практическими материалами. Законодательная функция Международного агентства по атомной энергии заключается в разработке основных норм в области безопасности и поддержании охраны здоровья. Также представленный орган уполномочен предотвращать применение ядерного потенциала в военных целях.

На протяжении второй половины XX века шёл активный процесс сокращения ядерного потенциала. Советский Союз и США стремились к достижению паритета. Однако с развалом СССР проблема ядерного вооружения снова стала актуальной. Сегодня на геополитической арене разворачиваются события, способные ввергнуть мир в ядерную войну. И МАГАТЭ как международная организация старается всеми силами предотвратить развязывание ядерной катастрофы.

Основное различие «пневматов»

Структура МАГАТЭ

Совет управляющих обычно собирается пять раз в
год. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной
конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает также заявления о
приеме в члены Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и
публикацию норм безопасности МАГАТЭ.

Генеральная конференция, в которой представлены все государства-члены,
созывается один раз в год для рассмотрения, помимо прочих вопросов, доклада
Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности, программы и
бюджета, а также утверждения поступивших заявлений о приеме в члены Агентства.

Секретариат осуществляет программы и
деятельность, утвержденные директивными органами Агентства.

За историю существования в
деятельности МАГАТЭ были поистине ответственные и сложные моменты, когда
Агентству удавалось сохранить деликатный баланс и, не впадая в политический
круговорот и опираясь на имеющийся технический инструментарий, накопленный опыт
и экспертный потенциал (работа в 1990-е годы по подтверждению полного и
необратимого свертывания ЮАР ее военной ядерной программы; деятельность в Ираке
в течение всех 1990-х годов по выявлению незаявленной ядерной деятельности
Багдада). К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что
работа МАГАТЭ порой приобретает политическую окраску (ядерная проблема
Корейского полуострова, ситуация вокруг иранской ядерной программы).

Организационная структура и финансовые ресурсы

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. В Генеральной конференции участвуют
представители всех государств – членов МАГАТЭ. В Совет управляющих входят 35 членов, 13 из которых назначаются Советом, а
22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность
осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.
Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы.

Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы. Общий объем ресурсов на
2012 год составил 333 млн. евро.

Совет управляющих

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год. Он
рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и
представляет Генеральной конференции рекомендации по этим
вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены
Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и
публикацию норм безопасности МАГАТЭ, а также уполномочен
назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией. В случае несоблюдения той или иной
страной ее обязательств по гарантиям Совет принимает решение
о дальнейших шагах: от обращения с просьбой представить
разъяснение до возможной передачи вопроса на рассмотрение
Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Генеральная конференция

Генеральная конференция, в которой представлены все
государства-члены, созывается один раз в год для рассмотрения,
помимо прочих вопросов, доклада Совета управляющих за
предыдущий год, утверждения отчетности, программы и
бюджета, а также утверждения поступивших заявлений о приеме
в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета
доклады по любым вопросам, относящимся к функциям МАГАТЭ.
Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция
проводит общую дискуссию по основным направлениям
деятельности и программе МАГАТЭ и рассматривает различные
вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором
и отдельными государствами-членами.

Секретариат

Секретариат МАГАТЭ, в котором работает свыше
2300 сотрудников категории специалистов и вспомогательного
состава, осуществляет программы и деятельность,
утвержденные директивными органами Агентства. Секретариат
возглавляет Генеральный директор, который является главным
административным должностным лицом и назначается на
четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального
директора, возглавляющие шесть департаментов:

Международный молодежный ядерный конгресс (IYNC)

Международный молодёжный ядерный конгресс (IYNC – аббревиатура от англ. International Youth Nuclear Congress) – международная сетевая общественная организация, объединяющая молодое поколение специалистов, занимающихся ядерными технологиями. IYNC основана в апреле 2000 года, во время Конгресса в Братиславе, Словакия.

Основная цель организации – передача знаний и опыта в области мирных ядерных технологий новому поколению специалистов. Основная деятельность IYNC – организация общих конференций (которые также называются Конгрессами), проходящих один раз в два года в различных странах мира. Кроме того, в промежутках между общими Конгрессами IYNC ведет деятельность, направленную на обмен мнениями между молодыми ядерными специалистами, пропагандой мирных ядерных технологий, ядерного образования и международного сотрудничества.

Миссия, цели и задачи:

  • разрабатывать новые подходы в освещении преимуществ атомной энергии и её роли в энергетическом балансе;
  • содействовать дальнейшему мирному использованию ядерной науки и технологий на благо человечества;
  • передавать знания и опыт от нынешнего поколения ведущих ученых следующему поколению, поверх национальных границ.

IYNC – это форум для представления научных, политических, общественных и корпоративных взглядов, касающихся разработки различных проблем ядерной отрасли для того, чтобы обеспечить всестороннее обсуждение данного предмета. Так как именно молодёжи предстоит иметь дело со всеми перспективами и проблемами в будущем, то IYNC приветствует открытое их обсуждение нынешним молодым поколением специалистов.

В круг обсуждаемых на конференциях вопросов входят:

  • проектирование, конструирование, строительство, эксплуатация и безопасность АЭС;
  • ядерный топливный цикл и ядерные материалы;
  • теплогидравлика и термоядерная энергетика;
  • радиационные исследования;
  • ядерные технологии в медицине;
  • ядерная политика, экономика и управление человеческими ресурсами;
  • деятельность молодёжных ядерных организаций.

 Сайт: http://www.iync.org/

См. также

Программа ООН по окружающей среде

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.

Являясь главным органом Организации Объединенных Наций в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, неуклонно выступает в защиту природной среды земного шара.

Руководящий орган ЮНЕП, Совет управляющих, состоящий из представителей 58 стран, собирается ежегодно. Программы финансируются Экологическим фондом, образованным из добровольных взносов правительств с привлечением доверительных фондов и небольших ассигнований из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций.

Функции и организационная структура Программы ООН по окружающей среде были определены Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 2997 (XXVII) от 15 декабря 1972 года. Области деятельности ЮНЕП были расширены в 1992 году в связи с одобрением Ассамблеей Повестки дня на XXI век, и в частности пунктов 21–23 главы 38 (резолюция 47/190).

На своей девятнадцатой сессии, состоявшейся в феврале 1997 года, Совет управляющих ЮНЕП принял решением 19/1 Найробийскую декларацию, в которой роль ЮНЕП была заново определена следующим образом:

«Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды».

Сайт: http://www.unep.org/

Ссылки

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств — участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

Вклад МАГАТЭ в научную работу

МАГАТЭ постоянно созывает научные конференции и контролирует передачу ядерных материалов. Организация разработала ряд систем оценок безопасности, например:

сбор и анализ данных об авариях, несчастных случаях и инцидентах на атомных электростанциях стран-участников МАГАТЭ;
шкала экстренных ядерных событий, обозначающая уровень важности тех или иных инцидентов;
группа экспертов эксплуатации, задача которых — улучшить условия эксплуатации ядерных объектов, передавая свой собственный опыт и знания работникам энергетического сектора;
нормы ядерной безопасности.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС эксперты МАГАТЭ предложили ряд отчётов и материалов, призванных установить причину катастрофы. Согласно этим документам, к аварии привели конструктивные дефекты энергоблока и халатность персонала.

Нобелевская премия мира

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) – ООН, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям).

Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи здравоохранения. Территории, не правомочные выступать субъектами международных отношений, могут быть приняты в ВОЗ в качестве ассоциативных членов на основании заявлений, сделанных от их имени членом ВОЗ или другим полномочным органом, ответственным за международные отношения этих территорий.

Задачи ВОЗ:

  • предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения;
  • установление стандартов здравоохранения;
  • сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения;
  • разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферы деятельности ВОЗ:

  • укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;
  • предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;
  • охрана и оздоровление окружающей среды;
  • охрана здоровья матери и ребёнка;
  • подготовка медицинских кадров;
  • развитие медико-биологических исследований;
  • санитарная статистика.

 Сайт: http://www.who.int/ru/

Рекомендации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector