Танк maus: фото, характеристики и история создания
Содержание:
- Почему «Маус» не попал на поля Великой Отечественной
- См. также
- Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море
- Тестирование
- Конструкция[править]
- Технические характеристики и описание
- Гигантомания Фюрера как креативный фактор
- Таинственный «Сармат»
- Судьба Panzer VIII Maus
- «Маус» в массовой культуре
- Nazi Germany (1944) Super Heavy Tank – None built
- Окраска и опознавательные знаки
- История
- Современные технологии ведения боя
- См. также
- Вооружение
- «Маус» в боях и в культуре
- Железный капут Гитлера
- Подведение несостоявшихся боевых итогов
Почему «Маус» не попал на поля Великой Отечественной
Первый прототип под названием 205/I был собран до состояния «движущейся коробки» к 23 декабря 1943 года. На него был установлен массогабаритный макет башни, сваренный из стальных листов (т.е. без пушки и других элементов).
На данном этапе авторов детища, включая Фердинанда Порше, интересовали ходовые качества машины — скорость, маневренность, проходимость, удобность управления, качество сцепления с поверхностью.
Испытания успешно завершились — танк был легок в управлении; мог поворачивать во всех режимах; забираться на склоны с углом до 45 градусов; спокойно ехать по любой поверхности и даже уходить в грязь до полуметра; но скорость была невелика — 20 км/ч по асфальтированной дороге и 18 км/ч по грунтовой.
Зато Мышонок мог перевозить не только себя, но и сопоставимый по весу груз. По мере ходовых испытаний находились недостатки, которые оперативно устранялись или дорабатывались.
10 января 1944 года началась сборка второго прототипа, под названием 205/II. Он получил единственную полноценную башню и рабочее вооружение. Ходовые испытания начались уже в июне, а полностью укомплектован супер-танк был в конце июля.
Как и 205/I, второй прототип перемещался без особых проблем, что касается огневых испытаний, то они имели место, но никаких данных нет.
И хотя жизнеспособность «вундерваффе» была доказана, общее состояние дел уже не позволяло рейху отвлекать производственные мощности на такие проекты. Если в начале 1944 года Гудериан ставил перед Гитлером вопрос о целесообразности производства Mäuschen, то в середине года речи о каком-либо серийном производстве не шло — все работы по этой теме были остановлены.
В августе 1944 специалисты покинули сборочные цеха, осталась горстка энтузиастов во главе с Фердинандом Порше, продолжавших мелкие доработки. Проектировалась новая башня — Maus II Turm, на 205/II был установлен дизельный двигатель Daimler-Benz MB.517 на 1200 лошадиных сил, требовавшийся по проекту, пробовали траки разной конструкции.
За несколько дней до 1945 года по приказу СС оба танка были перевезены сначала в Берлин, где простояли в специальном ангаре до марта, а затем второй прототип отправили защищать ставку немецкого Генштаба в Вюнсдорф.
Тут он и закончил свой путь — в момент движения сломался двигатель, танк встал таким образом, что его невозможно было использовать в бою. Экипаж подорвал машину:
Первый прототип супер-танка стоял в ангаре, в 60 км южнее Берлина. Поскольку его нельзя было использовать в бою, он также был подорван экипажем незадолго до капитуляции Германии. Оба «вундерваффе» оказались колоссом на глиняных ногах.
См. также
Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море
Тестирование
Тестирование выявило серьезные проблемы. Из-за огромного веса максимальная скорость танка составляла всего 20 км/ч, но даже эта скорость на практике никогда не была достигнута. Даже в идеальных условиях проходимости Маус едва набирал 13 км/ч.
Также для Мауса было невозможно пересечение мостов, городских улиц и железнодорожных путей по причине его громоздкости. Из-за низкой скорости и невозможности использовать рельсы транспортировка Мауса к месту боевых действий превращалась в большую проблему.
Танк мог передвигаться только своим ходом и очень медленно, и для этого необходимо было затратить несоизмеримое количество топлива. Все это ставило дальнейшее использование танка под вопрос.
Конструкция[править]
«Маус» — танк не совсем стандартной комплектации. Отделение управления в нем располагается в передней части, мотрное посередине, боевое в кормовой. Экипаж составлял 6 человек — мехвод, радист, командир танка, командир орудий и два заряжающих. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем. Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
Корпус и бронированиеправить
Схема бронирования танка Маус
Броня была литая, катанная. «Маус» является самым бронированным танком Второй Мировой Войны — лобовая деталь имела толщину (!) 200 мм и располагалась под углом 52 град. Борта были размещены гораздо ближе к прямому углу, но 180 мм. стали даже при перпендикулярном попадании пробить было непросто. Корма была бронированна еще крепче — 185 мм. Броня башни составляла немыслимые 220-240 мм.
Тип брони | стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая |
Лоб корпуса (верх) | 200 мм / 55° |
Лоб корпуса (низ) | 200 мм / 35° |
Борт корпуса (верх) | 185 мм / 0° |
Борт корпуса (низ) | 105+80 мм / 0° |
Корма корпуса (верх) | 160 мм / 35° |
Корма корпуса (низ) | 160 мм / 30° |
Днище | 55-105 мм |
Крыша корпуса | 50-105 мм |
Лоб башни | 220 мм / 0°-50° |
Маска орудия | 240 мм |
Борт башни | 210 мм / 30° |
Корма башни | 210 мм / 15° |
Крыша башни | 65 мм |
Вооружениеправить
Два орудия, размещенные в одной башне, имели довольно неплохие характеристики. Одно, самое мощное, имело калибр 128 мм, второе, по-видимому, для отстрела легкой бронетехники, в 75 мм. Боекомплект первого орудия составлял 61 выстрел, второго — 200. Пулеметного вооружения танк не имел (это была одна из главных причин, по которой Гудериан советовал Гитлеру отказаться от проекта, а так же и от небезызвестного «Фердинанда»).
Двигатель и трансмиссияправить
Дизельный двигатель MB.517.
При описании силовой установки следует прежде всего отметить вес танка — 188 тонн — самый большой показатель среди всей бронетехники того периода. Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин
Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509 мощностью 1250 л.с
За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Ходовая частьправить
Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения. Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины. К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом. Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались. Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.
Технические характеристики и описание
Maus и САУ Adam (вид с кормы)
Масштабная модель танка
Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем.
Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин
Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь, применяя уже готовый двигатель, можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки
За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
Гигантомания Фюрера как креативный фактор
Думаю, ни для кого не является секретом, что Гитлер подобно другим великим диктаторам был не чужд гигантомании – речь здесь идёт не только о циклопических строениях будущего Берлина или о колоссальных гражданских машинах a-la дирижабль «Гинденбург», но и о военной технике.
Желание получить кроме прочего танк, какого не было бы ни у кого, заставило его инспирировать работы по созданию тяжёлых панцеров. В 1942 году в серийное производство пошёл вооружённый 88-миллиметровой зениткой «Тигр» — казалось бы, фюрер должен был быть удовлетворён? Не тут-то было: аппетит, как вы знаете, приходит во время еды – 8 июля того же года он на совещании ведущих конструкторов Панцерваффе высказал пожелание увидеть проект сверхтяжёлого танка уже через год.
Варианты – а как же без этого?
Разумеется, было предложено несколько вариантов «игрушки» для фюрера, это были: «Bar» так и не вышедший из стадии проектирования; E-100 «Tiger-Maus», создание которого прервалось в период сборки шасси прототипа – впоследствии машину вывезли для изучения в Великобританию и сам «Maus», который «дожил» до полигонных испытаний. Это и определяет «танковый» интерес к последнему весьма оригинальному «панцеру».
Всем миром, то есть всем Рейхом…
Хотя создание новой машины Гитлер планировал возложить на своего фаворита Порше, тот, убоявшись ответственности за реализацию сверхсложного проекта, настоял на том, чтобы ему было поручено только проектирование. Поэтому башня и корпус легли на плечи крупповских конструкторов, за двигатель отвечали фирмачи «DB», «Simens» разработала трансмиссию, а чешская «Schkoda» — ходовую часть.
Оригинальность «Мауса» заключалась не только в том, что «панцер» получил заднюю центровку: в качестве вооружения была принята артсистема состоящая из 128- и 75-миллиметрового орудия. Разумеется, 5-дюймовый ствол предусматривал раздельное заряжение, поэтому его должны были обслуживать очень крепкие физически артиллеристы.
Вы будете удивлены, но проект не предполагал установки пулемётов, что стало предметом острой полемики – особенно интенсивно критиковал сей нюанс Гудериан, аргументировано декларируя, что это определит низкие противопехотные возможности машины.
Танк имел следующие характеристики:
- Габариты — 10,2 (с орудием)/3,63/3,71 м
- Масса — 189 т.
- Бронирование: вертикальное — 105-200 мм, при углам наклона бронелистов до 55°, горизонтальное: 55-105 мм.
- Двигатель — 1×МВ 509, 1080 л. с.
- Скорость — 20 км/ч.
- Запас хода — до 190 км.
- Вооружение — 1×KwK-44 L/55, 128 мм; 1×KwK-40, 75 мм; 1×MG-42 (зенитный), 7,92 мм, рассматривались варианты установки 6-дюймового основного орудия и огнемёта.
- Экипаж — до 6 человек.
Таинственный «Сармат»
Тайной покрыто все, что связано с разработкой этого комплекса. Это именно тот случай, когда не все налогоплательщики смогут в ближайшем будущем узнать, на что идут их оплачиваемые средства. Лишь скупые обещания новостных СМИ об удачных пусках и безопасность над головой выступают доказательством того что государственные деньги были расходованы не напрасно
В настоящее время, о «Сармате» известно еще слишком мало. По всей видимости, этому классу носителей ядерного оружия предстоит роль главного щита страны, совместно с системами авиационного, морского и мобильного базирования. Опубликованы только некоторые разрозненные данные о том, что представляет собой ракета «Сармат». Тактико-технические характеристики тоже приводятся лишь примерные: радиус действия – 11 тыс. километров, но при этом предоставляется возможность поражение целей вероятного противника через Южный полис.
Судьба Panzer VIII Maus
Второй прототип машины был готов в марте 1944 года и также был допущен к испытаниям. Однако он был изготовлен без башни, она была закончена немного позднее. Оба прототипа были захвачены в ходе тестирования советскими войсками. Вероятно, имел место саботаж.
Советское командование издало приказ, чтобы оба прототипа были закончены, и тестирования продолжились. На тот момент Советский Союз также разрабатывал секретный проект сверхтяжелого танка «Объект 257». Благодаря испытаниям Мауса этот проект был отменен.
Советы увидели неоспоримые преимущества Мауса над Объектом: орудие «Мышонка» с легкостью пробивало броню Объекта, а советский танк пробить немца так и не смог. В результате Объект был постепенно доработан, и прототипом в этих доработках выступал захваченный немецкий «танк прорыва». Из двух захваченных Маусов собрали один полностью рабочий образец. На данный момент этот танк стоит в музее города Кубинка Московской области в ангаре, который специально был построен вокруг него.
«Маус» в массовой культуре
«Маус» в игровой индустрии
«Маус» встречается в компьютерных играх:
- «Блицкриг»;
- «Codename: Panzers – Cold War»
- «Metal Saga» для Playstation 2;
- «Panzer General II»;
- «R.U.S.E.»;
- «Rush for Berlin»;
- «Rush for the bomb»;
- «War Front: Turning Point»;
- «War Leaders: Clash of Nations»;
- «World of Tanks»;
- «World of Tanks Blitz»;
- «War Thunder»;
- «Maus: Warframe»;
- «Panzer General 3D: Assault»;
- «Panzer Elite Action: Fields of Glory»;
- «Mortyr 2»;
- «Panzer Corps»;
- «Ground War Tanks»;
- cерия «Hearts of Iron»
- «Armored Aces» для Android и iOS;
- «1941 Frozen Front» для Android;
- «WAR BOXES» для Android и iOS.
- «Tanktastic» для андроид
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх довольно часто далеки от реальности.
«Маус» в индустрии сборных моделей
В настоящее время Маус производится в «оранжевой серии» фирмы Cyber-Hobby в масштабе 1:35, с бонусом-уничтожителями танков. Также у частных продавцов ещё возможно купить модель 1992 года фирмы Dragon (также в масштабе 1:35), которая является создателем фирмы Cyber-Hobby. Эти модели производятся в пластиковом виде, но есть ещё и смоляная модель от фирмы Lunar Model. Во все модели входят наборные траки. В 2017 г. фирма Takom выпустила два набора в масштабе 1/35 — Maus v. 1, соответствующий прототипу без башни, и Maus v.2 соответствующий полностью построенному прототипу и планировавшимся к выпуску серийным образцам.
В масштабе 1:72 Маус делается фирмами Dragon, Pegasus, Planet Models.
К масштабу 1:35 есть немало точёных стволов и фототравления, например точёные стволы выпускают фирмы ModelPoint, JordiRubio, RbModel, Barrel Depot. В 1:72 также выпускаются наборы, фирмами Dragon, Trumpter.
«Маус» в кино и мультипликации
Ввиду своих размеров и специфичности, Panzerkampfwagen VIII Maus нечасто встречается в кино- и мультиндустрии. Одно из редких появлений на экранах — аниме Girls und Panzer, где танк Maus команды Чёрного Леса противостоит команде Оараи в последней и предпоследней сериях.
Nazi Germany (1944) Super Heavy Tank – None built
The Maus is an easily recognisable vehicle, marking the largest and heaviest production tank of WW2. At nearly 200 tonnes, the Maus, fully loaded and ready for combat, was a feat of engineering which lacked a purpose by the time it was finished. Despite having been ordered into mass production, Allied bombing had slowed deliveries and then all but a few hulls and turrets were finished when the project was scrapped. Even though the Maus was effectively dead as a project by November 1943, the story for the vehicle and even for a possible follow-up ‘Maus II’ was far from over. Maus II would not be a new vehicle, but the improvement of the first design, most noticeably in the turret.
Окраска и опознавательные знаки
Опытный образец танка Тип 205/1
«Маус» был сначала выкрашен однотонно в
серый цвет Panzer Grau RAL 7027. Такая окраска была
использована во время пребывания танка на фирме
Алькетт и перевозки по железной дороге в
Бёблинген. В Беблингене прототип был перекрашен
сначала в один цвет краской Wehrmacht Olive стандартный
тип окраски немецких танков в тот период, а к
моменту установки башни на танке 205/1 был
использован трехцветный камуфляж.
Анализ имеющихся фотографий позволяет
заключить, что в конце 1944 года прототип 205/1 был
вновь перекрашен.
Опытный образец 205/2 поначалу тоже был
серого цвета, потом был использован стандартный
камуфляж. На борту танка был нарисован
перевернутый серп и молот, символизирующий, что
«Маус» — трофейный танк, а не собственная
разработка.
Фотографии взорванного
(поврежденного) в Кумерсдорфе танка
свидетельствуют, что прототип 205/1 был в очередной
раз перекрашен в 1945 году или … что это снимки
нового танка 205/3.
Изнутри «Маус» был выкрашен
светло-кремовой краской. На танках типа
«Маус» не было никаких опознавательных
знаков и тактических номеров.
История
В разгар Второй Мировой войны Германия предприняла попытку создания сверхтяжелого «танка прорыва». При таких обстоятельствах в 1942 году появился проект «Maus». Вообще изначально должен был называться «Мамонт», что действительно ему подходит больше, учитывая габариты, но в целях секретности сменили название на «Мышонка».
Стремление к созданию максимально защищенной со всех сторон машины стали причиной того, что танк превысил заданный в проекте предел массы. Он оказался неспособен самостоятельно передвигаться по бездорожью, а его вес не выдержал бы ни один мост. Вторая проблема заключалась в качестве брони. Уже на момент его производства Германия испытывала нехватку молибдена. Поэтому некачественная броня танка не только лучше пробивалась снарядами, но и раскалывалась, трескалась внутри, угрожая жизни экипажа. Учитывая такое качество бронирования и его габариты, то на поле боя танк стал бы легкой мишенью для артиллерии. Единственным преимуществом было его орудие, самое мощное среди всех танков того периода.
Принимая к сведению затраты на производство и крайне сомнительную эффективность в бою проект признали нерентабельным и закрыли. Два единственных изготовленных прототипа взорвали при приближении советских войск. Тем не менее из остатков танков советские инженеры собрали один, который сейчас находится Кубинке среди экспонатов музея бронетанковых войск.
Современные технологии ведения боя
США
В сухопутных войсках США внедряются супер — современные новшества, которые кардинально изменяют тактику боя. Каждый солдат обеспечивается специальным маячком и индивидуальным устройством связи.
Командир, находящийся в укрытии, на большом ЖК-экране наблюдает поле сражения. Изображение представлено в виде топографической карты, со всеми нанесенными объектами. Кроме того, на экран поступают данные разведки о противнике.
Через спутниковую систему GPS, в виде красных квадратиков командир видит каждого бойца своего личного состава. Он управляет ими, передавая индивидуальные команды голосом.
На экране также отображается информация, — кто ранен, или убит, и принимается решение на отправку робота – квадрокоптера, который забирает с поля боя раненого солдата. Управление боевыми действиями напоминает стратегическую компьютерную игру.
Кроме того, имеются новейшие разработки легких бронежилетов из специального волокна, оборудования контроля состояния здоровья солдата, индивидуальных систем видеонаблюдения, и других вспомогательных снаряжений. Уровень эффективности армейских бойцов достигает уровня воинов спецназа.
Россия
2020
к этому году в униформу внедрят индивидуальные системы жизнеобеспечения и навигации
Российская военная наука не отстает от зарубежных технологий, и к 2020 году обязуется внедрить в экипировку униформы индивидуальные системы жизнеобеспечения и навигации бойцов, не уступающие американским. Разработками занимаются ряд российских предприятий («Ижмаш», концерн «Созвездие», ОАО «Центр Армоком», ЗАО «Кираса», ОАО «Циклон») под руководством ЦНИИ города Клим.
См. также
Вооружение
Внушительный танк нуждался в не менее внушительном орудии. Основным вооружением Мауса являлось 128-миллиметровое орудие, которое ранее использовалось для «Ягдтигра». Орудие стреляло огромными снарядами по 28 кг каждый, которые были способны пробить броню толщиной 200 мм под наклоном 30 градусов с расстояния 2000 метров.
Деревянный макет будущего танка был предоставлен Гитлеру 1 мая 1944 года. Фюреру показалось недостаточно орудия 128 мм, и он потребовал установить на танк пушку калибра 150 мм. Тем не менее первый (и последний) заказ на производство этого танка поступил со 128-мм орудием в проекте.
Производство должно было начаться осенью 1943 года. Предполагалось, что финальный вес танка составит около 188 тонн. Гитлер настоял, чтобы вес танка увеличили до 200 тонн.
Отсутствие пулемета, низкая маневренность и огромный размер танка заставили Гудериана отказаться от его применения. Маус не был способен сражаться с другими танками на поле боя, ему требовалась поддержка пехоты. Германия начала сдавать свои позиции, и Гитлер отказался от производственного заказа на Маус в октябре 1943, полностью отменив проект в ноябре. Германия не могла себе позволить такой дорогостоящий проект, ее производственных мощностей едва хватало на выпуск других востребованных для войны танков.
Несмотря на это, Порше изо всех сил старался закончить первый прототип к декабрю. Уже в июне 1944 года стартовали испытания нового танка.
«Маус» в боях и в культуре
Боевая история машины «Маус» не имеет ни одной страницы. Наступавшая Красная Армия не позволила немцам утащить в Берлин их прелесть, поэтому поступил приказ уничтожить машины. Выполнение, правда, подкачало, и советским воинам достался один из самых необычных трофеев Великой Отечественной.
Из вывезенных в Кубинку двух машин удалось собрать одну, и сейчас в знаменитом танковом музее стоит корпус от второй машины и башня от первого прототипа. В начале 1950-х их еще тестировали на пробитие брони, но затем он порчи музейного экспоната отказались.
В силу своей специфичности использовать танк оказалось не так-то просто ни киноделам, ни игроделам. Прорыв наступил с выходом в начале 2000-х стратегии «Блицкриг», где впервые появляется эта машина в игре за немцев в качестве спецтехники и в игре за союзников в качестве противника. В ущерб историчности там «Маус» ездит и стреляет во все своей красе. Сейчас этот танк можно погонять и в «Worldof Tanks», и в«War Thunder», и во многих других игрушках.
Можно собрать «Маус» и дома. Для этого не нужно объединять всю мощь объединенной Германии, достаточно купить сборные модели Cyber-Hobby, Lunar Model и нескольких других. Здесь проблема только найти эти модели, так как российский рынок завален в основном вездесущей «Звездой», которая до мышонка пока не добралась. Но, как известно, если сильно захотеть.
Железный капут Гитлера
Впервые о сверхтяжелых танках в руководстве Третьего рейха узнали в 1940 году, после капитуляции Франции и исследования тамошних разработок по теме (проекты FCM F1 и ARL Tracteur C). Отталкиваясь от проектных данных, в руководстве Верхмата пришли к выводу, что тяжелый танк Pz.Kpfw.VII выглядит явно устаревшим по сравнению с французскими конкурентами и нужно делать еще более мощную машину.
Работы над концептом сверхтяжелого танка стартовали с новым, 1941 годом под личным контролем Адольфа Гитлера. Участвовало несколько разных команд проектировщиков. Гитлер ускорил работы по этому классу танков, поскольку Вермахт ожидал увидеть на фронте новые советские тяжелые танки уже весной 1943 года — фюреру требовался «танк прорыва» с максимально толстой броней.
Один из первоначальных концептовОдин из первоначальных концептов
Работы конкретно над Mäuschen («Мышонком») начались 22 марта 1942 года, конгломератом компаний «Порше» (концептуальная разработка), «Даймлер-Бенц» (силовая установка), «Крупп» (корпус), «Сименс» (электрика), «Шкода» (подвеска) и «Алкетт» (окончательная сборка).
Изначально планировалось, что вес танка составит от 100 до 120 тонн, будет установлена 149-мм пушка с боекомплектом на 100 выстрелов и длиной ствола 37 калибров. Высота составит 3,3 метра, ширина 3,45, длина 10,62 метра.
Приводить эту махину в движение должен был дизельный двигатель, крутивший генератор — танк двигался усилием пары электромоторов.
Гитлер утвердил этот концепт и сказал, что «новый танк станет мобильной крепостью», но потребовал усилить бронирование. Длина пушки должна была вырасти до 60-70 калибров (9-10 метров). Как вы понимаете, все эти изменения означали больший вес, а он требовал еще более мощную силовую установку. Низкие ходовые качества супер-танка виделись главной проблемой.
Проектировочные изыскания над «Мышонком» велись в течение всего 1942 года — дважды пересматривали башню и расположение пушек (их должно было быть две), постоянно перерабатывали бронирование всех элементов корпуса, подбирали силовую установку (в итоге решили использовать 12-цилиндровый 1000-сильный дизель от Daimler-Benz и 18-цилиндровый 780-сильный дизель от Porsche).
Поскольку инженеры регулярно возвращались к чертежной доске концепта, вес «чудо-оружия» неуклонно рос — 130, 150, а потом и 170 тонн. Но, несмотря на сложность конструкции, задание было выполнено. Давайте проскочим этап согласований и посмотрим на результат.
Подведение несостоявшихся боевых итогов
Поскольку участие в боях «Мышонка» попросту не состоялось мне практически нечего поведать вам о его боевых возможностях. Если же оценивать их «навскидку», то весьма тяжёлое бронирование не оставляло никаких шансов для 85-милилметрового орудия Т-34-85, да и для 5-дюймовки ИС-2 они появлялись только при ведении огня в борт или с кормы.
Впрочем, здесь в пользу советского танка могла сыграть более высокая мобильность, к тому же раздельное заряжение у обеих машин нивелировало этот недостаток у «Сталина». Кроме того, стоит отметить уже упоминавшийся конструктивный дефект – отсутствие противопехотного пулемёта, что значительно снижало возможности танка при преодолении вражеской полосы обороны.
Тем не менее, при совместной работе с более лёгкой техникой он мог бы полностью реализовать свой потенциал, открыв новую страницу в истории Панцерваффе, но … как вы знаете, история не имеет сослагательного наклонения.