Миг-21

Интересные факты

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы предприняли попытку установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи с целью снизить нагрузку при посадке на грунтовой аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «шпарили с ветерком по грязище», в то время как грузовики застревали.

У МиГа-21 было несколько прозвищ: Балалайкой прозвали за форму крыльев, Веселый – за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (первые версии) – за наличие всего лишь 2 подвесок.

МиГом-21 заинтересовалась израильская разведка, заполучить самолет из ВВС Ирака хотели через подкупленного летчика. Была разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).

Но первая попытка провалилась, вместо передового штурмовика предатель пригнал устаревший Як. Поэтому был завербован еще один иракский летчик.

Подходящий случай представился не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, заправляли топливные цистерны не полностью, а только для учебных полетов. В августе, когда был запланированы длительные полеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне Израиля с арабами в 1967 году, был бы иным…

Модификации

За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно подвергался модернизации. Если говорить о последних модификациях истребителя, то они сильно отличаются по своим техническим характеристикам от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.

Первое поколение. К нему относятся фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13, выпущенные соответственно в 1959 и 1960 году. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. На истребителях первого поколения не было радиолокаторов. МиГ-21Ф-13 был оснащен двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км/ч, на этой модификации был установлен рекорд высоты полета.

Второе поколение. Ко второму поколению истребителей относятся модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).

Все истребители второго поколения были оснащены радиолокаторами, двигателями с более высокими характеристиками, изменениям подверглась и система вооружения.

На МиГ-21П полностью убрали пушечное вооружения, так как в то время считалось, что ракет для истребителя вполне достаточно. Аналогично был вооружен и американский «Фантом». Вьетнамская война показала, что подобное решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ пушку решили вернуть – на истребителе предусмотрена возможность установки пушечного контейнера на центральном пилоне. Также этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением, для их установки пришлось переделать бортовую РЛС.

На модификации МиГ-21ПФС была установлена система сдува пограничного слоя с закрылков, что позволило значительно уменьшить посадочную скорость истребителя и уменьшило его длину пробега до 480 метров.

МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для индийских ВВС.

МиГ-21Р. Самолет-разведчик, под его фюзеляжем устанавливались контейнеры со специальным оборудованием.

Третье поколение. Появление этого поколения истребителей связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела более высокие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дистанциях до 30 км. Благодаря новой РЛС на вооружение истребителя были приняты ракеты с полуактивной головкой самонаведения. Ранее пилоту приходилось наводить ракету на цель до самого ее поражения. Теперь же достаточно было подсвечивать цель, а ракета выполняла маневры самостоятельно. Это полностью изменило тактику использования истребителя.

К третьему поколению истребителя относятся модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).

Типичным ракетным вооружением истребителей МиГ-21 третьего поколения стали две ракеты с инфракрасным наведением и две – с головками радиолокационного наведения.

МиГ-21М. Экспортная версия истребителя, ее изготавливали по лицензии в Индии.

МиГ-21СМ получил новый более совершенный двигатель Р-13-300 и автоматическую пушку ГШ-23Л, встроенную в фюзеляж. Опыт Вьетнамской войны показал, что пушечное вооружение не является вспомогательным, оно нужно истребителю в каждом боевом столкновении.

МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.

МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Использовался в качестве носителя ядерного оружия.

МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывали для поставки на экспорт, но позже эти самолеты были переданы в советские ВВС. Всего было изготовлено 15 единиц этой модификации.

Четвертое поколение. К этому поколению истребителя относится машина МиГ-21бис – самая последняя и совершенная модификация самолета. Она была выпущена в 1972 году. Основной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший тягу на форсаже до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение между емкостью топливных баков и аэродинамическими свойствами. МиГ-21бис был оснащен более совершенной РЛС «Сапфир-21» и улучшен оптический прицел, позволяющий пилоту стрелять даже при больших перегрузках.

Самолеты четвертого поколения получили более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты для ближнего боя Р-60. Число управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести штук.

Всего было выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.

Характеристики

Тип МиГ-21Ф-13
Масса, кг 890
Стартовая масса, кг 7370-8625
Макс. скорость на высоте, км/ч 2125
Посадочная скорость, км/ч 260-270
Потолок, м 19 000
Радиус полета, км 1300
Радиус полета с подвесными баками, км 1580
Продолжительность полета 1 ч 37 мин до 1 ч 56 мин
Двигатель З11Ф-300
Вооружение Пушка 1НР-30 / 2К-13 или 2×16 ракет или 2 бомбы

Документальные фильмы:

Легендарные самолеты. Миг-21. Рожденный побеждать.

Сделано в СССР. Фронтовой истребитель Миг-21

https://youtube.com/watch?v=mKuxqaIiJ2Y

МиГ-21 в симуляторах: 

Наилучшей проработкой является модель МиГ-21бис в DCS, вот главные особенности модели:

  • Продвинутая летная модель, использующая систему расчета динамики с передовыми компонентами
  • Невероятно детализированная 3D кабина с 6 степенями свободы и поддержкой устройств отслеживания положения головы
  • Интерактивные органы управления. Используйте мышь, чтобы взаимодействовать со множеством переключателей, ручек и рычагов
  • Детальное моделирование бортового радиооборудования, процедура работы с которым не отличается от реального самолета
  • Качественная внешняя 3D модель с текстурами высокого разрешения
  • Продвинутая анимация элементов стоек шасси и форсажного факела
  • Обширный арсенал вооружения, включающий ядерные бомбы РН-24 и РН-28
  • Глубокая проработка систем самолета, включая гидравлическую, электрическую и топливную системы, а также СУВ
  • Масштабная одиночная кампания, состоящая из нескольких десятков миссий
  • Набор обучающих миссий, позволяющих пошагово осваивать элементы пилотажа и боевого применения МиГ-21бис
  • 181 страничное руководство пилота с подробным описанием оборудования и эксплуатационных процедур самолета

Модификации истребителя МиГ-21

За все долгое время изготовления данной машины конструкторы проводили доработки и усовершенствования. За счет этого выделяют три поколения данного аппарата.

Первое поколение являет собой самолет, который обозначался как МиГ-21Ф. Этот фронтовой истребитель изготовляли с 1959 года. Он имел достаточно мощное вооружение, которое было представлено двумя 30-миллиметровыми пушками типа НР-30, которые были расположены на пилонах крыльев. Самолет имел неуправляемые ракеты типа С-5, их было 32 штуки. Силовая установка была представлена двигателем типа Р-11Ф, который на форсаже выдавал мощность в 5740 кгс.

Этот самолет изготовляли только год, и было построено 83 аппарата. К этому поколению также относят модификацию МиГ-21Ф-13, которая выпускалась до 65 года. Она отличалась более мощным двигателем и тем, что в комплекс вооружения входили управляемые ракеты.

Второе поколение представлял истребитель МиГ-21П. Он был создан как всепогодный перехватчик. На него было установлено более качественное локационное оборудование и система наведения типа «Лазурь». Силовая установка была точно такой же, как и на предыдущей модели. Отличалось вооружение, которое было представлено двумя управляемыми ракетами класса К-13.

Еще одной машиной данного поколения является модификация МиГ-21ПФС, или, как его обозначали, изделие 94. Его особенностью стала новая система, которая проводила сдув с закрылков пограничного слоя. Эта система позволила выполнять вылеты с грунтовых аэродромов. Специально для этой системы конструкторы усовершенствовали двигатель, а именно проработали систему отбора потока воздуха от компрессора. Все это сократило разбег при взлете до 480 метров.

К данному поколению относятся экспортные аппараты и самолет-разведчик, который на пилонах нес контейнеры с разведывательной аппаратурой.

К третьему поколению относят машины МиГ-21, которые начали изготовлять с 65 года. Машины типа МиГ-21С имели качественно новую систему бортового оборудования под обозначением «Сапфир-21». Оно имело возможность обнаружения цели противника на расстоянии в 30 километров.

Вооружение тоже было усовершенствовано и представлено ракетами класса Р-3Р, которые были оснащены радиолокационной головкой, что позволяло производить самонаведение снаряда. Самолет имел и крупнокалиберные пушки, как на предыдущих моделях. Также в состав вооружения входили неуправляемые ракеты, которые крепились на подкрылках. Здесь же можно было устанавливать и дополнительные топливные баки. На самолетах данного поколения был более совершенный автопилот класса АП-155, который мог держать машину ровно и горизонтально в соотношении с осями. Аппараты данного класса изготовлялись вплоть до 68 года.

Кроме выше упомянутых аппаратов разных поколений, конструкторское бюро Микояна изготовило множество самолетов типа МиГ-21 для более специальных задач. Были выпущены как учебные машины, так и экспериментальные. Все это послужило тому, что данная модель истребителя является качественной боевой машиной, которая востребована во всем мире.

МиГ-21 фото

История создания

Согласно техническому заданию НИИ ВВС СССР 1953 года в ОКБ Микояна вышло предложение о разработке лёгкого сверхзвукового истребителя, необременённого БРЭО, с одним турбореактивным двигателем, обладающего небольшим запасом горючего, у которого огневая мощь и продолжительность полёта принесены в жертву его превосходным лётным качествам.

МиГ 21 и МиГ 35

От нового истребителя требовалось, чтобы он успешно противостоял штатовским самолётам «сотой» серии и их реактивным бомбардировщикам.

После осмысления и переработки технического задания стало ясно, что новая машина этим параметрам не соответствует и решили создать лёгкий истребитель, вооружив его только пушками, чтобы он днём совместно с земным наведением обеспечивал местную противовоздушную оборону.

Было построено два опытных образца – один с треугольным крылом (Е 4), второй со стреловидным (Е 2). Их оснастили устаревшими двигателями, новые проходили стадию обкатки. Морозным февральским днём 1955 года совершил первый полёт Е 2, позднее 16 июня того же года оторвался от бетонной полосы и выполнил пробный полёт Е 4.

ОКБ Микояна остановилось на варианте с треугольным крылом, оснастив двигателем большей мощности Р-9И. Разработали новый опытный образец Е 5, который в январе 1956 года впервые поднялся в воздух. Была выпущена небольшая серия этих прототипов так и не переданных на испытания по причине создания к тому времени машины с двигателем Р-11Ф-300 и получившей обозначение Е 6.

В мае 1958 года этот вариант истребителя впервые попробовал воздух и был допущен к госиспытаниям. После их успешного прохождения началось производство серийных машин под индексом МиГ 21Ф. Немного позднее в 1960 году выпустили МиГ 21Ф 13, на который установили ракеты К-13.

МиГ 21 кабина

Модификации МиГ-21

МиГ-21Ф (тип 72) –  было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.

Фото с сайта https://riafan.ru/uploads/2018/10/01/orig-15383519305087d64bb7446af5c8b6c13875581338.jpeg

МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.

МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.

МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.

Фото с сайта https://nationalinterest.org/sites/default/files/styles/desktop__1486_x_614/public/main_images/CU2769_Mikoyan_Mig-21_Indian_Air_Force_%288413513629%29.jpg?itok=AMmRRO5e

МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.

МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.

МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.

МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.

МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.

Фото с сайта http://www.airwar.ru/image/idop/xplane/mig21i/mig21i-1.gif

МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.

МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.

МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.

МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.

Фото с сайта https://www.mudspike.com/wp-content/uploads/2019/03/DCS-MiG-21bis-Guide.jpg

МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).

Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).

Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.

МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.

Оптимальные условия для хранения картофеля

Сезонные овощи доступны круглый год, и многие хозяйки просто закупают картошку по мере необходимости небольшими количествами, хранят продукт на полках холодильника, в кладовой или шкафу. Но если собрать урожай на собственном приусадебном участке, где нет погреба, или купить сразу несколько сеток для хранения картофеля в квартире, нужно соблюдать оптимальные условия, при которых продукт не теряет пищевую ценность и не портится. Если разместить картошку правильно, время хранения клубней заметно увеличивается. Необходимо поддерживать рекомендуемую температуру и влажность воздуха, хранить овощи в хорошо проветриваемом помещении, периодически проверять на наличие гнили, удалять ростки. Как же сохранить картошку на зиму в квартире длительное время? Обеспечить оптимальные условия хранения овощей.

Влажность

Хранение картофеля в домашних условиях в квартире должно основываться на поддержании в помещении оптимальной влажности воздуха – 80-90%. Высокая влажность плюс тепло – сигнал для прорастания молодых побегов, высушивающих корнеплод. Как же получить оптимальный уровень влажности:

  • Периодически проветривать помещение для хранения.
  • Обеспечить овощам хорошую циркуляцию воздуха.
  • Не держать картошку в местах испарения влаги.
  • Не хранить ящики у стен, где собирается конденсат.
  • Для поглощения влаги перекладывать клубни опилками.
  • Не хранить корнеплоды ни с какими другими овощами, кроме свеклы.

Несоблюдение условий приведет к прорастанию или гниению

Если картошку хранить на кухне, нужно следить, чтобы хорошо работала вытяжка над плитой для приготовления пищи. Когда на картофельной кожуре оседает конденсат, клубни портятся, могут пускать молодые ростки.

Температура

Картошка не любит тепло, прохлада увеличивает лежкость клубней. Еще на стадии сортировки овощей нужно отделить поврежденные и мелкие корнеплоды для использования в первую очередь, отобрать крупные клубни – они пролежат до середины зимы, а средние овощи оставить для длительного хранения. Оптимальной температурой хранения картофеля зимой считается 2-3°C, но в квартире гораздо теплее. Как добиться нужного показателя на столбике термометра:

  • Осенью картошку можно хранить на балконе, но не допускать попадания света.
  • При понижении температуры до -2 градусов по Цельсию занести урожай в комнату.
  • Выбирать в помещении самые прохладные места, оставлять контейнер в тамбуре.
  • Не хранить клубни рядом с отопительными приборами, радиаторами отопления.
  • Периодически проверять температуру, оставив в ящике с картошкой термометр.

Итак, при какой температуре можно хранить картошку? Если клубни хранить в охлажденном месте (балкон, лоджия, коридор, подъезд) температура должна составлять 2-7°C, а при хранении в закрытом контейнере допускается 18°C. При оптимальном температурно-влажностном режиме картошка сохраняется до шести месяцев, иначе – не более нескольких недель. При температуре ниже двух градусов по Цельсию продукт замерзает, становится непригодным для употребления.

Освещенность

При подготовке картошки к длительному хранению нужно провести краткосрочную световую обработку на открытом воздухе под солнцем – не больше трех часов. Клубни хорошо просыхают, с них удаляются излишки влаги. После этого овощи нужно хранить в темном месте. Чтобы сохранить картофель в квартире до весны, следует не допускать попадания на клубни естественного света.

Клубни с зеленым оттенком употреблять в пищу нельзя – есть риск серьезно отравиться токсинами

Под воздействием ультрафиолетовых лучей в клубнях накапливается ядовитое вещество соланин. Картошка становится зеленой, не годится для употребления в пищу. Хотя семенные клубни намеренно оставляют на солнце подольше – соланин не дает распространяться бактериям и гнили, поскольку является естественной защитой. Если овощи держат на балконе или лоджии, нужно укрыть контейнеры или ящики тканью, дополнительно затенить куском фанеры. Урожай можно хранить только в темном месте

Если картофель прорастает, нужно обратить внимание, как хранить картошку в квартире, чтобы она не давала молодые побеги. Следует поддерживать постоянный режим одинаковой влажности и температуры

Доступ воздуха

Где хранить картофель в квартире, чтобы клубни спокойно перезимовали? Выбирать помещение и место с хорошей циркуляцией воздуха, периодически делать проветривание комнаты. Это позволяет снизить влажность, устранить тепло и влагу, которые выделяют клубни. Хороший доступ воздуха гарантирован, если овощи хранят в мешках, сетках из капрона, деревянных ящиках, контейнерах с отверстиями.

Нельзя хранить картошку в полиэтиленовой таре – она препятствует свободному доступу воздуха, не обеспечивает требуемую вентиляцию. Как результат, продукты портятся, загнивают, покрываются плесенью, становятся совершенно не пригодными для еды.

Правильный режим убережет урожай от порчи

МиГ-21БИС (48 синий)

Материал подготовлен Александром Алешиным

С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства, обязывавшее Уфимское МКБ “Союз” создать двигатель Р25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука – 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис – последней серийной модификацией, производство которой развернулось на заводе в Горьком в этом же году.

Прототип МиГ-21бис с 2 УР Р-3С и 4 УР Р-60

Форсажная тяга нового двигателя Р-25-300 достигала 7100 кгс. На больших скоростях в течение ограниченного времени (до трех минут) он мог работать на чрезвычайном режиме, при котором максимальная тяга увеличивалась до 9900 кгс. Также имелась возможность применения стартовых ускорителей. Тяговые характеристики Р25-300 позволили увеличить скороподъемность машины почти 1,6 раза, доведя ее до 235 м/с у земли (при скорости, соответствующей числу М = 0,9).

МиГ-21бис № 75021148 в Центральном музее ВВС в Монино (фото С. Рябцев)

В 1968 году на вооружение приняли ракету Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км. Р-55 включили в состав вооружения МиГ-21бис, но она так и не стала массовой, уступив место новой Р-60 с высокими на момент создания боевыми характеристиками.

По сравнению с МиГ-21 предыдущих модификаций, на “бисе” модернизировали крыло, усовершенствовали бортовое оборудование, значительно увеличили номенклатуру бортового вооружения. В состав оборудования самолета входили радиолокационный прицел “Сапфир-21”; оптический прицел АСП-ПФД-21; пилотажно-навигационный комплекс ПНК “Полет-ОИ”, включающий систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидернау “Пион-Н”. На самолете сохранились помехозащищенная линия связи “Лазурь”, обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления “Воздух-1”; катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.

МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото О. Гаврюшенко)

В 1972-м Горьковский авиационный завод построил первые 35 МиГ-21 бис, и в том же году самолет приняли на вооружение. С 1972 по 1985 годы было выпущено 2013 МиГ-21бис в трех главных комплектациях: изделие “75” – для ВВС и авиации ПВО СССР, “75А” – для социалистических стран и “75Б” для капиталистических и развивающихся государств. Единственной страной освоившей производство МиГ-21бис (тип “75Л”) была Индия.

МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото Д. Казаков)

МиГ-21бис послужил основой для создания модернизированных истребителей МиГ-21-93, МиГ-21бис-UPG и МиГ-21 “Lancer”, которые по боевым возможностям после модернизации приблизились к истребителям четвертого поколения.

  • Размах крыла, м = 7,15
  • Длина, м = 14,10
  • Высота, м = 4,71
  • Площадь крыла, м2 = 23,00
  • Масса, кг: пустого самолета 5.460; нормальная взлетная 8.726; топлива 2.390
  • Тип двигателя = 1 ТРДФ Р-25-300
  • Тяга, кН: нефорсированная = 1 х 69,60; форсированная 1 х 97,10
  • Максимальная скорость , км/ч: на высоте = 2.175; у земли = 1.300
  • Практическая дальность, км: с ПТБ = 1.470; без ПТБ = 1.210
  • Максимальная скороподъемность, м/мин = 13.500
  • Практический потолок, м = 17.800
  • Макс. эксплуатационная перегрузка = 8.5
  • Экипаж, чел = 1
  • Вооружение:
  • встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
  • максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
  • до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
  • возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

«Никто не застрахован от ближнего боя»

Хотя  МиГи все равно сталкивались в небе и с  «Фантомами», и с «Миражами», и с другими типами натовских самолетов. И в подавляющем большинстве случаев показывали себя неплохо (здесь надо опять учитывать подготовку летчика, поскольку техническое совершенство — далеко не единственный аспект победы в бою).

По словам летчика-инструктора майора запаса ВВС Андрея Красноперова, «удивительные победы МиГов над превосходящими их технически машинами —  на самом деле не редкость».

indianairforce.nic.in
МиГ-21 и F-16.

«Можно вспомнить, как воевали наши летчики в Сирии еще во времена Союза. Вспоминаю одну заварушку: в небе сошлись наши восемь МиГов и восьмерка американских  «Фальконов» (F-16 Fighting Falcon, — прим. ред.). Тогда тоже один из советских летчиков сбил «американца» ракетой «воздух-воздух», несмотря на очень серьезную защиту «шестнадцатого» от этого вида оружия

В общем, в этом деле важно быть профессионалом. Таким, как индийский летчик», — говорит Красноперов

На примере боя между МиГ-21 и F-16 можно сделать однозначный вывод о том, что более современная и боеспособная система вооружения побеждает не всегда. Необходимо учитывать несколько факторов: навыки пилота, поддержка со стороны других боевых средств, в том числе истребителей и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, наземных радаров и так далее.  Кстати говоря, огромную роль в победе над Кашмиром  сыграло мастерство индийского пилота Абхинандана Вартхамана. Наконец, в данном конкретном случае имеющиеся у F-16 преимущества были нивелированы еще и благодаря тому, что бой проходил на близком расстоянии.

Фото из архива
МиГ-21 вьетнамских ВВС: на носу переднего звездочки по количеству сбитых американских самолетов.

МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах на планете, начиная от войн на Ближнем Востоке и заканчивая Вьетнамской войной, и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя, что и доказала встреча в небе над Кашмиром.  Созданный  как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, «двадцать первый» поработал  и по наземным целям. Он хорошо зарекомендовал себя в качестве разведчика. Так что МиГ-21 можно назвать самолетом «на все времена». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector