Высотный скоростной перехватчик миг-25

Тактико-технические характеристики

ТТХ МиГ-25 различных модификаций

МиГ-25П

МиГ-25РБ

МиГ-25РУ

Технические характеристики

Экипаж

1

2

Длина, м

19,75

21,55

Длина фюзеляжа, м

19,581

19,431

Размах крыла, м

14,015

13,38

14,015

Высота, м

6,5

Площадь крыла, м²(с центральной секцией)

61,4

58,9

61,4

Коэффициент удлинения крыла

2,94

Коэффициент сужения крыла

3,1

Угол стреловидности по передней кромке

42°30′

41°02′

42°30′

База шасси, м

5,144

Колея шасси, м

3,85

Масса снаряжённого, кг

20 000

19 300

Нормальная взлётная масса, кг

34 920

37 100

32 100

Максимальная взлётная масса, кг

36 720 с 4×Р-40

41 200 с 5 т бомб

39 200

Масса топлива, кг

14 570

15 000

14 500

Объём топливных баков, л

16 580

17 780

Подвесной топливный бак

1 × 5280 л (4450 кг) под фюзеляжем

Силовая установка

2 × ТРДФ Р15БД-300

Бесфорсажная тяга, кгс (кН)

2 × 7500 (73,5)

Форсажная тяга, кгс (кН)

2 × 11200 (109,8)

Лётные характеристики

Максимальное число Маха

2,83

2,65

Максимальная скорость на высоте, км/ч (м)

1200 (0) 3000 (13 000)

1200 (0) 2810 (13 000)

Скорость отрыва, км/ч (без ПТБ)

360

350

Посадочная скорость, км/ч

290

Боевой радиус, км

680 / 620 (с ПТБ) (М=2,35) 770 / 1040 (с ПТБ) (М=0,92) 560 (с 4×ФАБ-500) (М=2,35)

Практическая дальность, км

1250 (М>1) 1730 (М<1) с 4×Р-40

1635 / 2130 (с ПТБ) (М>1) 1865 / 2400 (с ПТБ) (М<1)

Практический потолок, м

20 700 с 4×Р-40

23 000

22 200

Время набора высоты

20000 м за 8,9 мин

20000 м за 8,2 мин (c 4× ФАБ-250) 20000 м за 6,7 мин 10000 м за 1,33 мин

Длина разбега, м

1200

Длина пробега, м

800

900

Тяговооружённость (с нормальной нагрузкой)

0,667

0,681

Максимальная эксплуатационная перегрузка

+ 4,5 g (+ 5,0 g у МиГ-25ПД)

+ 3,8 g

Аэродинамическое качество

7,6 при М<0,86 4,2 при М=1,5

Вооружение

Точек подвески

4

Ракеты «воздух-воздух»

2-4 × Р-40Р/Т до 4 × Р-60

нет

нет

Авиабомбы

нет

4-8 × ФАБ-500

нет

Официальные языки

Двигатель

На большую часть самолетов МиГ 25 и их модификаций был установлен двигатель Р15Б-300. Технические данные этого агрегата внушительные. Он разгонял истребитель до скорости в три маха и подымал до высоты в 22 километра. Тяга равна 11200 кгс.

При полном вооружении истребитель развивал скорость 3000 км/ч. Без вооружения скорость повышалась на 10-15 %. Американские ученые, проводя испытания, доказали, что двигатель Р15Б-300 развивает скорость до 3400 км/ч. Максимальная скорость МиГ 25 достигала 3600 км/ч. При полете над Синайским полуостровом такую скорость фиксировали у советских самолетов в 1972 году обе стороны.

Согласно этим данным истребитель МиГ 25 установил абсолютный рекорд по скорости и данным высоты полета. Но по причинам безопасности пилотам запрещали разгонять самолет свыше 3000 км/ч.

Начало операции

Операция началась поздним вечером 20 апреля, когда роты вышли из расположения отряда, пересекли реку Кунар и стали подниматься по ущелью к кишлаку.

К двум часам ночи первая рота достигла Сангама. После беглого осмотра кишлака стало ясно, что никакого сторожевого поста мятежников здесь нет, о чем Цебрук и доложил командиру отряда.

В ответ на это Терентьев предложил командиру первой роты, не дожидаясь подхода второй и третьей, пройти вперед еще полтора километра и досмотреть следующий кишлак Доридам, идти к которому первоначальным приказом предусмотрено не было.

К кишлаку направились первая и вторая группы первой роты, которыми командовали лейтенанты Николай Кузнецов и Александр Котенко. Третья и четвертая группы Александра Кистеня и Сергея Тарана должны были прикрывать действия досмотровых групп.

К пяти часам утра первые две группы вошли в кишлак.

Японские гастроли

В начале осени 1976-го, злополучного для страны года, Виктор Беленко — командир истребителя-перехватчика, водительнебесного лиса»,несбиваемого МиГа» — взял курс на один из островов Японии. Он долго готовился к побегу, собирал сведения о моделях самолёта, которых не было в их части, интересовался военными разработками, потом рассчитал время и заправился топливом под завязку, чтобы пересечь океан.

Виктор Беленко

Когда его МиГ сошёл с радаров, в эскадрилье не сразу забили тревогу. Авиация — такое дело, могут быть форс-мажорные обстоятельства. Но когда радиоголоса сказали, что красный лётчик попросил политического убежища в США, всё встало на свои места.

Американцы прибыли на остров немедленно. Самолёт-легенда был разобран по винтику, детали изучены. Собрать МиГ обратно у военных экспертов не получилось, его так и вернули в Россию. К слову сказать, получив машину на блюдечке, американцы, по сообщениям СМИ, не нашли тех достоинств, которыми он славился. Наоборот, бросились в глаза недостатки: старая громоздкая электроника, неэкономичная силовая установка, тяжёлая конструкция из обычной стали. И как с такими изъянами он мог так волновать?

Японцы по-соседски выкатили счёт на 40 000 долларов за пользование своим аэродромом, но СССР неблагородно показал волшебный шиш.

Виктор Беленко и его МиГ на аэродроме Хакодате, 1976 год

Судьба Беленко ещё какое-то время интересовала американцев, он преподавал лётное дело в одном из учебных заведений. Но это его выбор, а мы вернёмся к нашему Миг‑25.

Применение в военных действиях

Самолеты МиГ-23 в больших количествах поставлялись за рубеж, что привело к их широкому применению в различных вооруженных конфликтах. Наибольшую известность получили эпизоды столкновений этих истребителей с американскими F-15 и F-16, находившимися на вооружении израильских ВВС. В большинстве случаев МиГи такие бои проигрывали, что объясняется как техническим превосходством истребителей четвёртого поколения, так и откровенно провальной тактикой, применявшейся командованием «арабской» авиации.

Некоторые МиГ-23 первых модификаций были захвачены противником и переданы в США, где в ходе учений Red Flag выяснилось, что они во многих случаях способны выигрывать поединки с американскими самолетами. Довольно удачно истребители МиГ-23МЛ применялись кубинскими пилотами во время войны в Анголе.

Использование различных модификаций МиГ-23 в качестве ударного самолета практически во всех случаях было очень эффективным. В частности, во время войны между Ливией и Чадом в 1983 году именно эти истребители-бомбардировщики обеспечили успех ливийского наступления, нанеся тяжелейшие потери наземным войскам противника.

МиГ-23 сирийских ВВС. Эти самолеты применяются и сейчас

СССР использовал МиГ-23 в Афганистане, в основном для нанесения ударов по наземным целям. Произошло также несколько стычек «с переменным успехом» с пакистанскими истребителями F-4 и F-16. Оценивать результаты этих воздушных боев сложно. Достаточно сказать, что один из F-16 предположительно подорвался на бомбах, сброшенных с советского самолета – случай довольно нелепый.

Сегодня МиГ-23 активно применяется в ходе гражданской войны в Сирии, атакуя наземные цели мятежников.

Автор статьи:
Федоров Дмитрий

Боевое применение Миг-25

В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. Этот эпизод военной карьеры МиГ-25 также примечателен тем, что именно тогда МиГ-25 и поставил свой неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч или М=3.2 «по данным израильских радаров». Также известны многократные случаи перехода Миг-25 скоростного барьера М=3 в строевых частях ВВС. По заверениям главного конструктора самолёта переход самолёта на скорость М=3 и выше снижает ресурс планера, но не наносит ему повреждений также как и двигателю.Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики.

Несколько МиГ-25 было потеряно по различным причинам. В то же время МиГам удалось сбить несколько иранских самолётов и вертолётов.

Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 в 1991 во время войны в Персидском заливе, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны. В 2002 иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.

МиГ-25 ВВС Сирии

Накануне начала вторжения коалиционных войск в Ирак в 2003 МиГ-25 выполнили несколько разведывательных полётов над Саудовской Аравией. ВВС Сирии в 1981—1982 годах потеряли три МиГ-25 во время боевых действий против Израиля. Кроме того, существует информация о том, что МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе. К середине 1990-х гг. перехватчики этого типа сняты с вооружения войск ПВО России. Самолёты, ещё не вылетавшие своего ресурса, были законсервированы и переданы на базы хранения. Также сняты с вооружения ВВС Украины. Небольшое число истребителей осталось на вооружении ряда стран СНГ, в частности, ПВО Беларуси (13). В ВВС России МиГ-25П заменены самолётом нового поколения

МиГ-31. Разведывательная модификация МиГ-25РБ все ещё находится на вооружении российских ВВС.

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы

Золотовалютные резервы стран мира

Нужен ли России золотой рубль?

Как разбогатела Америка

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Как жил русский рабочий до революции?

[править] Социальные проекты

Боевое применение

Египет

В ходе войны на Истощение два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ в составе 63-го ОАО проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты с 10 октября 1971 по март 1972 годов над Синайским полуостровом оккупированным Израилем. Израильтяне заявляли что полёты неопознанных самолётов над Израилем продолжались и в апреле-мае. Неизвестные самолёты израильтяне сначала называли «МиГ-21 Альфа», «МиГ-23» и «X-500». Израильские истребители F-4 и Mirage III несколько раз совершали вылеты на перехват МиГов, ни в одном случае выпущенные ракеты не попали в цель. Использование израильтянами ЗРК HAWK также оказалось бесполезным. В июле 1972 года самолёты были возвращены в Советский Союз.

Советские МиГ-25 принимали участие в ходе войны Судного дня, совершая разведывательные полёты над Синаем и над Тель-Авивом. Было поставлено четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-25РБ 154-го ОАО, первый вылет был совершён 22 октября. Самолёты вернулись в Советский Союз в мае 1975 года.

Сирия

13 февраля 1981 года на перехват двух израильских разведчиков RF-4C взлетел сирийский МиГ-25. При приближении перехватчика «Фантомы» развернулись на обратный курс и использовали средства РЭБ. Через минуту из-за облака помех в области нижней полусферы появился истребитель F-15 (МиГ-25 имел ограничения в обнаружении в нижней полусфере). В этот момент сирийскому пилоту поступали сильные шумовые помехи по радио и он не услышал команду с земли на отворот. На встречном сближении с дистанции 25 километров F-15 запустил ракету AIM-7F и сбил МиГ-25. Так произошла первая в истории воздушных боёв встречная ракетная атака.

29 июля 1981 года демонстративные полёты выполнял уже одиночный F-15, два других расположились вне зоны видимости сирийских РЛС. «Верхнего» F-15 стала вызывать на себя пара сирийских МиГ-21, в это время пара МиГ-25 отправилась в засаду — в затемнённую область ВКП «Хокай». F-15 «клюнул» на ложный вызов. «Двадцать пятые» стали заходить в позиции для атаки. Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешёл на снижение, увлекая за собой МиГ-25. Противники столкнулись друг с другом, их метки на экране слились, а затем пропали. Сирийский пилот катапультировался. Сирийский ЦКП приказал второму МиГ-25 пойти на сближении с двумя другими «Иглами». Сириец произвёл захват одной цели на 25 км, пуск первой ракеты — на 18 км, второй ракеты — на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании подтвердили попадание первой ракеты). Израильский лётчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сиденье. Израильскими данными потеря не подтверждается. Советский военный эксперт В. Бабич сообщает, что после этого успешного боя сирийское командование вывело МиГ-25 за рамки боевых действий, объясняя это тем, что для них нет целей.

31 августа 1982 года Израиль заявил, что расчёт ЗРК HAWK сбил сирийский МиГ-25РБ, но Сирия до конца 1982 года не обладала пригодными для полетов разведчиками МиГ-25РБ; есть информация о потере в этот день двухместного МиГ-25 (возможно, МиГ-25У).

Сирийские МиГ-25 регулярно совершали разведывательные пролёты на границе и над территорией Израиля в 1990-х годах. Также они отгоняли израильские истребители, которые периодически залетали за сирийскую границу.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

История вопроса

Разумеется, никто не намеревался изобретать самую «пьяную» машину в мире.

С конца 1950-х годов в условиях обострившихся противоречий между СССР и Атлантическим блоком советские конструкторы занялись разработкой сверхзвукового самолета, призванного по всем показателям «умыть» американские аналоги: Норт Американ XB-70 («Валькирия») и Конвэр B-58 («Хастлер»).

Руководство поставило задачу: создать совершеннейший на планете истребитель-перехватчик третьего поколения, летательный аппарат, гарантированно поражающий любые бомбардировщики и крылатые ракеты противника – даже пока еще не изобретенные: как говорится, с запасом.

Несколько лет упорного труда в ОКБ «МиГ» привели к появлению на свет сперва трех рабочих образцов: Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М.

Боевое применение Миг-25

В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. Этот эпизод военной карьеры МиГ-25 также
примечателен тем, что именно тогда МиГ-25 и поставил свой неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч или М=3.2 «по данным израильских радаров». Также известны многократные случаи перехода Миг-25 скоростного барьера М=3 в строевых частях ВВС. По заверениям главного конструктора самолёта переход самолёта на скорость М=3 и выше снижает ресурс планера, но не наносит ему повреждений также как и двигателю.Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики.

Несколько МиГ-25 было потеряно по различным причинам. В то же время МиГам удалось сбить несколько иранских самолётов и вертолётов.

Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 в 1991 во время войны в Персидском заливе, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны. В 2002 иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.



МиГ-25
ВВС Сирии

Накануне начала вторжения коалиционных войск в Ирак в 2003 МиГ-25 выполнили несколько разведывательных полётов над Саудовской Аравией.
ВВС Сирии в 1981—1982 годах потеряли три МиГ-25 во время боевых действий против Израиля. Кроме того, существует информация о том, что МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе.
К середине 1990-х гг. перехватчики этого типа сняты с вооружения войск ПВО России. Самолёты, ещё не вылетавшие своего ресурса, были законсервированы и переданы на базы хранения. Также сняты с вооружения ВВС Украины. Небольшое число истребителей осталось на вооружении ряда стран СНГ, в частности, ПВО Беларуси (13). В ВВС России МиГ-25П заменены самолётом нового поколения

МиГ-31. Разведывательная модификация МиГ-25РБ все ещё находится на вооружении российских ВВС.


Рождаемость, смертность и естественный прирост населения
в России с 1950 по 2010 годы


Золотовалютные резервы стран мира


Нужен ли России золотой рубль?


Как разбогатела Америка


Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил


Кто и как продавал Аляску


Почему мы проиграли Холодную войну


Тайна реформы 1961 года


Как остановить вырождение нации


В какой стране пьют больше всех?


В какой стране больше всего убийств?


Как жил русский рабочий до революции?

Характеристики:

Основные характеристики:

Модификация МиГ-29 («9-12»)
Размеры:
— длина 17.32 м
— высота 4.73 м
— ширина 11.36 м
— площадь крыла 38.1 м2
Масса:
— пустого 10900 кг
— нормальная взлетная 15300 кг
— максимальная взлетная 18100 кг
— боевой нагрузки 2000 кг
— топлива на борту 3380 кг (4300 л)
Аварийный остаток топлива
Силовая установка (максимал / форсаж / ЧР) 2 х РД-33 (5040 / 5600 / 8300 кгс)
Практический потолок 18000 м
Практическая дальность, малая / большая высота (с ПТБ) 700 / 1430 (2100) км
Экипаж 1 летчик

Характеристики движения:

Тип скорости Скорость Расход топлива
Максимальная у земли / на высоте 1500 / 2450 км/ч
Крейсерская

Маневренность: скороподъемность 330 м/с

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Встроенное ГШ-301 30 мм 150 выстр.
УР «Воздух-Воздух» Р-27(Э) СД Подвеска (до 2)
Р-73(Э) МД Подвеска (до 6)
Р-60М МД Подвеска (до 6)
НАР С-8 Подвеска (до 4 Б8М-1)
С-13 Подвеска (до 4 Б-13Л)
С-24Б Подвеска (до 4)
Бомбовое ФАБ (ОФАБ)-100 Подвеска (до 4)
ФАБ (ОФАБ)-250 Подвеска (до 4)
ФАБ (ОФАБ)-500 Подвеска (до 4)
РБК-250 Подвеска (до 4)
РБК-500 Подвеска (до 4)
КМГУ Подвеска (до 4)
ЗБ-500 Подвеска (до 4)
ЗАБ-100 Подвеска (до 4)
ПТБ ПТБ-1500 Подвеска
ПТБ-1150 Подвеска
БРЭО Система управления вооружением СУВ-29
Радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29
Система управления оружием СУО-29М
РЛС Н019 «Рубин»
Оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29
Система навигации СН-29
Комбинированная оптико-лазерная станция КОЛС «23С»
Нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ»
Аппаратура КРУ Э502-20 «Бирюза»
РЭБ С-ма предупреждения о РЛ-облучении Л006ЛМ (СПО-15ЛМ) «Береза»
Система активных помех «Гардения-1ФУ»
Система постановки пассивных помех 20СП (2 блока БВП-30-26 по 30 тепловых ППИ-26 или ППР-26 с дипольными отражателями).

Варианты подвески вооружения:

Вариант «Воздух-Воздух» «Воздух-Земля»
Левый внешний Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73)
Левый средний Р-73 Р-60М(Р-73) Р-27 Б8М-1(Б-13Л)
Левый внутренний Р-27 Р-60М(Р-73) Р-27 Б8М-1(Б-13Л)
Правый внутренний Р-27 Р-60М(Р-73) Р-27 Б8М-1(Б-13Л)
Правый средний Р-73 Р-60М(Р-73) Р-27 Б8М-1(Б-13Л)
Правый внешний Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73)
Вариант «Воздух-Земля»
Левый внешний Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73)
Левый средний (О)ФАБ-100..500 РБК-250/500 С-24Б КМГУ (ЗАБ)
Левый внутренний (О)ФАБ-100..500 РБК-250/500 С-24Б КМГУ (ЗАБ)
Правый внутренний (О)ФАБ-100..500 РБК-250/500 С-24Б КМГУ (ЗАБ)
Правый средний (О)ФАБ-100..500 РБК-250/500 С-24Б КМГУ (ЗАБ)
Правый внешний Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73) Р-60М(Р-73)

Аббревиатуры

Сохранившиеся экземпляры

  • Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (г. Ульяновск)
  • Таганрогский музей авиационной техники
  • Национальный музей ВВС США — МиГ-25РБ, ранее принадлежавший ВВС Ирака. Самолёт был обнаружен американскими военнослужащими в 2003 году; он был закопан в песок, и у него отсутствовали обе консоли крыла. По состоянию на 2010 год самолёт находится на реставрации.
  • В городе Дубна. Памятник установлен на пересечении улиц Центральной и Октябрьской.
  • Центральный Музей Военно-Воздушных Сил, пос. Монино, Щелковский район Московской области, МиГ-25РБ, лётчик-испытатель А. В. Федотов
  • В городе Югорске (ХМАО)ул. Железнодорожная
  • В городе Когалым (ХМАО)
  • В городе Елец (Липецкая обл.), на въезде в город со стороны Москвы.
  • Минский музей авиационной техники центрального аэроклуба ДОСААФ
  • Пермский музей авиации Павлова Михаила Анатольевича, на Шоссе Космонавтов 262
  • Государственный музей авиации (Киев) — МиГ-25РБ
  • Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины — МиГ-25РБС
  • Екатеринбург, штаб ПВО УрВО, музей — МиГ-25 борт 46 (красный). Нес боевую службу в авиагарнизоне Сокол, рядом — Большое Савино (аэропорт) г. Пермь. На нем летал Заслуженный военный летчик п-к Пастухов Г. П., командир 764 ИАП. 7 ноября 2012 года Соколу исполнилось 60 лет.
  • В поселке Верхнеподпольный Ростовской области.

Разработка

В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предпола­га­е­мую угрозу со стороны амери­кан­с­ко­го сверх­зву­ко­во­го бомбар­ди­ров­щи­ка B-58 и его модерни­зи­ро­ван­ных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.

Приказ по ОКБ о начале работ по теме Е-155 от 10 марта 1961 года. Опытная машина Е-155Р-1 была готова к декабрю 1963 года. Заводские испытания начались с 6 марта 1964 года.

В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийной постройки в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.

3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. Замечание С.А.Микояна: Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие летчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец,а также С.А.Микоян. Летчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награжден орденом Ленина.

В 1977 году летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов.

Мертвое поле (2006)

МиГ-25

Самый быстрый в мире самолёт МиГ-25.

О советском одноместном сверхзвуковом высотном перехватчике МиГ-25 3.2М лётчики говорят, что ограничения по скорости для него есть только на бумаге. Это, конечно, преувеличение, но МиГ-25 3.2М действительно самый быстрый самолёт в мире. На этом самолёте было поставлено несколько мировых рекордов скорости. Правда, официально их не зарегистрировали.

Cамолёт МиГ-25, угнанный летчиком Беленко.

6 сентября 1976 года лётчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал Миг-25 в Японию. Японцы самолёт вернули, но перед этим разобрали его до мельчайшего винтика. Беленко же попросил политического убежища в США.

Боевое применение

Египет

В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом.

Сирия

По заявлениям Израиля, ВВС Сирии в 1981—1982 потеряли три МиГ-25. Первые два были сбиты в 1981 году. 31 августа 1982 Израиль заявил, что расчёт ЗРК «Хок» сбил сирийский МиГ-25РБ, но Сирия до конца 1982 года не обладала полётпригодными разведчиками МиГ-25РБ; есть информация о потере в этот день двухместного МиГ-25 (возможно, МиГ-25У).

Ирак

Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны (1980—1988) самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики. Иракцы получили первые МиГи в 1979 году и к началу войны в иракских ВВС ещё не было достаточного числа подготовленных лётчиков. Активное применение МиГ-25 началось только в 1982 году и поначалу сопровождалось ощутимыми потерями — до конца года три или четыре МиГа были сбиты иранскими перехватчиками F-14 «Томкэт». В дальнейшем МиГ-25 продолжали нести потери, однако и сами сбили несколько иранских самолётов и вертолётов. В июле 1986 года в кабине МиГ-25 погиб иракский ас — Моххамед Райян. По возвращении с задания его самолёт подстерегла пара F-5 и сбила пушечным огнем. Информации о боевом использовании и воздушных победах МиГ-25 очень мало. Подробности известны всего лишь нескольких побед(4 F-4 и 2 C-130), при этом общее количество остаётся неизвестным. В 1985-86 годах большинство иракских МиГ-25РБ и – ПД были модернизированы до стандарта – РБТ и – ПДС. Кроме того, взамен потерянных были получены и новые самолеты. В 1986 году в боевых условиях прошли испытания новые МиГ-25БМ. Советские инструкторы отрабатывали на них применение новейших ракет Х-58У и Х-13П.

Сирия во время войны подерживала иранскую сторону. Боевых дейтствий против Ирака армия Сирии не вела, но производила воздушную разведку. Несколько разведчиков были сбиты ПВО и ВВС Ирака. 2 октября 1986 года иракский МиГ-25 сбил сирийский МиГ-21Р.

Иракские МиГ-25 использовались в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 во время войны, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны (его пилот Майкл Спичер долгое время числился пропавшим без вести). Также, по заявлениям иракцев, 29 июня 1991 года «двадцатьпятый» сбил истребитель F-15 ВВС США (не подтверждено другой стороной). В 2002 году иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.

В 2000 году отмечены пролеты разведывательных МиГ-25 над Иорданией – F-16 местных ВВС ничего не смогли сделать. Такие же полеты совершались и над Саудовской Аравией – так в начале 2003 года американские F-15 смогли отогнать МиГ-25, вторгнувшийся на территорию Саудовской Аравии на 60 километров.

Ливия

Ливия использовала МиГ-25 во время Чадско-Ливийского конфликта. 14 апреля 1986 года, по утверждению ливийской стороны, МиГ-25 сбил американский палубный истребитель F-14, хотя в реальности МиГ всего лишь перехватил американский самолёт. 19 августа 1986, ливийцы опять заявили, что их МиГ-25 сбил F-14, и снова это был всего лишь перехват.

Индия

В 1981 году в Индию были поставлены 6 разведчиков МиГ-25РБ и 2 учебных разведчика МиГ-25РУ. В конце мая 1997 года, индийский МиГ-25 пролетел над центром столицы Пакистана – Исламабадом, перепугав его жителей. Поднявшиеся на перехват истребители F-16, ничего не смогли сделать с нарушителем. Индийские МиГ-25 широко использовались для проведения разведки во время Каргильской войны в 1999 году и во время операции«Пакарам». В 2006 году Индия сняла сняла с вооружения оставшиеся МиГ-25.

СССР и постсоветское пространство

В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полёты над Ираном. В 1976 году один МиГ-25Р был сбит иранским F-4 “Фантом” с использованием ракеты AIM-7E. МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе. Известен случай сбития азербайджанского МиГ-25 ракетой ПЗРК “Стрела”.

Асы МиГ-25

Пилот

Страна

Количество побед

Комментарии

Моххамед Райян

Ирак

10

2 F-4, 1 RF-4, 1 Gulfstream III и в том числе 2 F-5 на МиГ-21 подтверждены

Комментарии

МиГ-25 — чемпион

Невероятно, но практически за два года основные проблемы были решены. Односторонний пуск на огромных скоростях подвешенной на внешних узлах подвески ракеты приводил к опасной асимметрии, которая была устранена цельно-поворотным дифференциальным стабилизатором. Самолет пронизывала целая система теплообменников, турбохолодильников для уменьшения температуры воздуха от 7000С на входе компрессора до необходимых 200С для нормального функционирования оборудования. Для радиоэлектронного оборудования была специально разработана мощная водно-спиртовая система охлаждения, заправляемая как раз теми загадочными 200 л «Массандры». На теплоотражающие стальные перегородки Госплан выделил по 5 кг серебра на самолет — и ни граммом больше. Тело и голова пилота охлаждались специальным потоком воздуха, но прикасаться голой рукой к стеклянной кабине было строжайше запрещено — все равно, что дотронуться до раскаленного железа. В итоге получился уникальный, не имеющий мировых аналогов самолет, как ничто в мире умеющий набирать высоту и скорость. Самолету было присвоено специальное «спортивное» название «Е-266», под которым он был зарегистрирован в Международной авиационной федерации ФАИ, и он начал расправляться с мировыми рекордами, установленными преимущественно американским суперразведчиком SR-71. Это было продолжением своеобразного психологического прессинга США, вдогонку космическим успехам СССР. До сих пор многие из рекордов Е-266 остаются непобитыми.

Конструкция перехватчика

Аэродинамическая схема МиГ-25 – это моноплан с высоко расположенным крылом и  разнесённым двухкилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Крыло с тонким профилем хорошо работает на скоростных режимах, цельноповортный дифференциально отклоняемый стабилизатор компенсирует недостаточную эффективность элеронов, а двухкилевая схема создаёт высокую путевую устойчивость и управляемость.

Силовая установка представлена двумя двигателями Р15Б-300, они установлены под углом 130 к друг другу и разделены противопожарной перегородкой. Воздушный поток направляется к двигателям по двум воздухозаборникам, расположенными сбоку по обе стороны фюзеляжа.

МиГ-25

Стоит отметить оригинальную конструкцию воздухозаборника, на больших скоростях воздушный поток сильно нагревается и на МиГ-25 его охлаждают смесью воды и метанола, которая поступает через перфорированные трубки от внешнего трубопровода проходящего сверху воздушного тоннеля.

Три опоры шасси с амортизаторами рычажного типа, носовая стойка двухколёсная, управляемая пилотом, основные опоры имеют по одному колесу, оборудованному автоматом юза. Торможение и управление колёс осуществляется от гидросистемы.

МиГ-25 кабина пилота

Кабину пилота сверху защищает фонарь, состоящий из козырька и откидной части. Козырёк из органического стекла, способный выдержать большую температуру имеет толщину 20 мм, откидная часть – 12 мм. Именно ограничения по скорости не более 3000 км/час были рассчитаны, исходя из прочности материала козырька.

Приборная доска кабины изумрудного цвета, по середине, перед креслом пилота расположена ручка управления, с левой стороны на боковой панели рычаги управления двигателями. Катапультное кресло КМ-1М позволяет покидать машину на скорости не менее 130 км/ч на взлётно-посадочных режимах и на высоте до 20 тыс.м. на скорости не более 1200 км/ч. Кабина пилота герметичная, обеспечивает жизнедеятельность на всех высотах, а при разгерметизации до 11 тысяч метров.

Миг 25

Бортовое оборудование перехватчика состояло из РЛС РП-25, которую после предательства Беленко заменили на РЛС «Сапфир-25». Из всех систем бортового оборудования можно выделить, как наиболее важные, систему автоматического управления САУ-155П1 и систему « Полёт-1И», позволяющую решать задачи навигации, захода на посадку и автоматического управления полётом.

Сабля в средневековой Европе

В средневековой Европе преимущество отдавалось прямым мечам, а сабле отводилась лишь роль оружия «второго плана». Большинство сабель, что находят археологи в Европе, остались там от набегов кочевых племен, сами жители европейских стран обладали незначительным количеством этого вида вооружения.

Со временем, после ряда вооруженных конфликтов с азиатами, европейцы стали больше интересоваться их тактикой ведения боя и, как следствие, вооружением. Так сабля стала покорять Европу.

Самые древние экспонаты, найденные археологами, были обнаружены в аварских могильных курганах VII в. в Паннонии. Несколько позднее, в IX в., в долине Дуная появились племена ещё одного кочевого воинственного народа — венгров. Оружие, которым они пользовались, представляло собой саблю с несильным изгибом довольно длинного клинка и традиционного вида эфесом с изогнутой рукоятью и изогнутыми вниз дужками.

Примечания[править]

Производство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector