Истребитель миг 29
Содержание:
- Снайпер: финал убийцы (2020)
- Разработка
- Профилактическая обработка от болезней и вредителей
- Один из самых ярких объектов на небе
- С разными эмблемами на крыльях
- История создания
- История появления МиГ-29
- Возможности и преимущества
- Характеристики:
- Модернизация
- Конструкция
- Продолжение МиГ-29: в полшаге от пятого поколения
- История КБ МиГ
- Мертвое поле (2006)
- Развитие
- К вопросу о классификации
- История создания МиГ-29
- Модификации МиГ-29
- Ижевские ружья и их многообразие
Снайпер: финал убийцы (2020)
Разработка
В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Приказ по ОКБ о начале работ по теме Е-155 от 10 марта 1961 года. Опытная машина Е-155Р-1 была готова к декабрю 1963 года. Заводские испытания начались с 6 марта 1964 года.
В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийной постройки в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. Замечание С.А.Микояна: Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие летчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец,а также С.А.Микоян. Летчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награжден орденом Ленина.
В 1977 году летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов.
Профилактическая обработка от болезней и вредителей
Один из самых ярких объектов на небе
С разными эмблемами на крыльях
После распада СССР военный авиапарк единого государства был поделен между бывшими союзными республиками. Испытывая материальные трудности, многие из них начали продавать ненужную им технику. К примеру, Молдавия уступила США два десятка бывших в эксплуатации МиГ-29. Стоимость каждого самолета составила 2 млн долларов, что во много раз ниже рыночной цены. Американцам этот перехватчик был нужен для отработки тактических приемов борьбы с ВВС стран, на вооружении которых он находится. МиГи продавались в зоны конфликтов на территории Африки, Азии и других частей света.
ВВС стран-участниц Варшавского договора тоже вооружались МиГами-29. Практически все они поступили в распоряжение «партнера» России в лице НАТО. Летчики Люфтваффе ФРГ, привыкшие в основном к американской технике, были приятно удивлены легкостью и эргономичностью управления — характерными качествами МиГ- 29. Фото советского истребителя с мальтийскими крестами (опознавательными знаками ВВС Германии) сначала вызывали у непосвященных недоумение, затем к этому все привыкли.
Самолет состоит на вооружении более чем двадцати пяти стран, и менять они его пока ни на что не собираются.
При выборе поставщика оборонной продукции иностранные правительства руководствуются главным образом боевыми качествами и политическими соображениями
Но немаловажное значение имеет и финансовый аспект сделки. МиГ-29, стоимость которого составляет примерно 70-75 миллионов долларов за единицу, может решать большинство специфических военных задач не хуже своего заокеанского конкурента F-15, за который «просят» до сотни миллионов
В наше кризисное время такая разница явно играет на руку российскому «Оборонэкспорту».
История создания
Первые наработки, посвященные легкому фронтовому истребителю нового поколения, стартовали в конце 60-х годов. Примерно в то же время, Советский Союз узнал о том, что США создали истребитель, существенно превосходящий, все имеющиеся на тот момент отечественные истребители. Из-за этого перед ВВС стала необходимость в достаточно сбалансированном, высокотехнологическом самолете с хорошей поворотливостью. В 1969 году был открыт конкурс по разработке перспективного фронтового истребителя. Тактико-технические требования к будущему самолету были достаточно высокими и включали в себя возможность взлета/посадки на коротких, в том числе, малоподготовленных взлетно-посадочных полосах, большой радиус действия, скорость больше, чем у 2М, значительная поворотливость и наличие тяжелого вооружения. Над проектом по аэродинамике работал Центральный аэрогидродинамический институт вместе с Конструкторскими бюро Яковлева, Гуревича, Сухого и Микояна. Победило в конкурсе опытное конструкторское бюро «Миг».
В 1971 году очевидным стало то, что перспективные фронтовые истребители очень дороги, для того, чтобы покрыть необходимость Военно-Воздушными Силами исключительно ими. Из-за этого проект разделили на две части – тяжелый ПФИ (ТПФИ), и легкий (ЛПФИ). Работа над тяжелыми истребителями досталась Конструкторскому бюро Сухого, а легкими, с 1974 года, начал заниматься КБ Микояна. Первым ЛПФИ стал Продукт 9, впоследствии получивший обозначение МиГ-29А.
Из-за того, что два прототипа разбились в авариях, в серию истребитель был пущен лишь в 1982 году на заводе №30 «Знамя труда» (Москва). В следующем году первые МиГ-29Б прибыли на авиационную базу Кубинка. После того, как истребитель в 1984 году прошел госиспытания, им начали снабжать подразделения фронтовой авиации. Первые полки, в которых истребители вошли на вооружение, расположены в Ивано-Франковске и Кубинке. В начале 1985 года эти полки пришли к оперативной готовности на МиГ-29. Когда первые истребители поступили на вооружение, стало очевидно, как должны распределиться задачи между легкими и тяжелыми истребителями. Тяжелый Су-27 имел более высокий радиус действия и был способен осуществлять воздушный глубокий поиск и ликвидировать самую лучшую авиатехнику NATO, а МиГ-29 занял место МиГ-23 в фронтовой авиации. МиГ-29 предназначалось дислоцировать у линии фронта и создавать локальное превосходство в воздушном пространстве наступающим частям моторизированной СА. Чтобы они могли использовать малоподготовленные и поврежденные взлетно-посадочные полосы, их снабдили защитными решетками воздухозаборников и прочными шасси. Также МиГ-29 служил в качестве сопровождающих самолетов для штурмовиков, защищая их от натовских истребителей. Еще им ставилась задача защищать наземные части, передвигающиеся с подразделениями.
МиГ-29 9-12 А и Б активно продавался зарубежным государствам в варианте, который не способен был доставлять ядерный заряд и имеющий не такую сильную авионику. Запад первый раз увидел МиГ-29 летом 1986 года, при демонстрации в Финляндии. Через два года истребитель представили во Фарнборо (Великобритания). Европейцы высоко оценили значительную подвижность и большие возможности истребителя, но заметили такой важный недостаток, как повышенную дымность двигателя РД-33. Но это не мешает ему качественно функционировать в маневровом бою, в то время, как бездымные моторы могут в таком бою даже заглохнуть.
До истечения 1991 года Московское авиационное производственное объединение им. П. В. Дементьева выпустило примерно 1200 одноместных истребителей МиГ-29. При этом еще примерно 200 «спарок» МиГ-29УБ были собраны на заводе в Нижнем Новгороде.
В настоящее время МиГ-29КУБ и МиГ-29К изготовляются в Луховицах на заводе РСК «МиГ».
История появления МиГ-29
Конструкторское бюро в начале 70-х годов приступило к разработке двух качественно новых истребителей, отличием между ними был вес самой машины. Проектируемый тяжелый истребитель имел название ТПФИ, а легкая модель имела название ЛПФИ. В итоге из этих проектных моделей вышли два великолепных истребителя. Из тяжелого ТПФИ вышел Су-27, а из легкой модели истребителя ЛПФИ получился МиГ-29.
Главной задачей конструкторов было создание нового и качественного истребителя, который не уступал бы в характеристиках американским аналогам серии F, а именно известным F-15 и F-16. Перед новым самолетом были поставлены такие задачи: завоевание лидерства в воздухе над местом боевых действий, нанесение ударов с помощью неуправляемого оружия по наземным объектам. Но последнее задание могло осуществляться только при наличии отличных погодных условий.
Данное поколение истребителей было изготовлено не по старому принципу увеличения скорости и максимальному набору высоты. Эта модель самолета получила отличную маневренность в вертикальной плоскости, этого смогли достичь с помощью высокой тяги двигателей. По разработкам конструкторов новый истребитель должен был иметь два двигателя. Окончательная модель самолета, которая была запущена в производство, достаточно сильно отличалась от первых проектных моделей. Данный самолет по классификации КБ имел название «Изделие № 9» и очень отличался от предыдущих моделей МиГов. Параллельно с микояновцами к разработке похожего проекта пришли и конструкторы бюро Сухого, который получил название Су-27. Обе модели самолетов-истребителей конструировались на принципе интегральной компоновки.
Все конструкторские инновации придали изделию № 9 высокую маневренность, а мощные новые двигатели − высокую тяговооруженность, которая была на качественно новом уровне – 1,1. На сегодняшний день такая величина тяги самолета является очень высокой. МиГ-29 на данный момент является самым тяговооруженным истребителем на нашей планете. В свое время элитное пилотное подразделение «Стрижи», которое использовало этот истребитель, имело свою визитную карточку, а именно выполнение петли зразу же со взлета.
Возможности и преимущества
МиГ-29 может развить скорость до 2450 км/ч и подниматься в небо на высоту 18 км. Самолёт имеет два мотора, однако может взлетать лишь на одном. Непосредственно в полёте запуская второй мотор.
Выполняя фигуру высшего пилотажа «колокол», самолёт резко взлетает вертикально вверх, а затем замирает и быстро падает вниз, при этом истребитель на какое-то время пропадает с поля зрения радаров. Лётчики-асы могут совершать на МиГ-29 и другие фигуры высшего пилотажа: «пирамида», «молот», «крест», «стрела», «звезда».
Фигура высшего пилотажа «колокол»
Самолёт имеет новшества в фюзеляже, за счёт чего улучшились его аэродинамические характеристики по сравнению с более ранними моделями. Корпус изготовили из сплавов алюминия и лития, а клепаные соединения заменили сварными швами. Вес машины стал меньше.
Корпус изготовлен из материалов, которые поглощают радиоволны. Самолёт стал меньше заметен на радарах. Конструкторы МиГа спроектировали крылья более острыми, за счёт чего улучшилось качество управления летательным аппаратом даже на высоких скоростях.
Летательный аппарат оснащён ракетами, бомбами, и пушкой. Самолёт может сопровождать тяжёлые бомбардировщики и прикрывать их от истребителей неприятеля. Лёгкий МиГ способен совершать вылеты в целях разведки. Вооружение истребителя рассчитано на перехват воздушных целей, противодействие разведывательным средствам неприятеля, уничтожение вражеских летательных аппаратов.
Самолёты этой версии могут находиться на линии фронта и обеспечивать армии наступление. МиГи могут взлетать с неподготовленных ВПП. У самолётов закрывающиеся нижние воздухозаборники и усиленное шасси.
МиГ-29 может осуществлять быстрый взлёт. Его скороподъёмность равна 330 м/с. Машина проходит виражи с малыми радиусами, отлично маневрирует в горизонтальной и вертикальной плоскости. В 1988 г. была выпущена новая модель, способная взлетать и приземляться на авианосец. Самолёт мог складывать крылья для более компактного размещения на борту корабля. МиГ может осуществлять практически вертикальный взлет (с очень коротким разбегом), но не способен взлетать из-под воды.
Первым авиационным полком, приступившим к освоению МиГ-29, стала авиагруппа «Стрижи». Лётчики на 6 самолётах в 1986 г. посетили финскую авиабазу Риссала. Именно тогда зарубежному сообществу впервые продемонстрировали этот советский истребитель. В 1988 г. на Международной выставке в Фарнборо, на которой был показан этот летательный аппарат, экспертов поразил тот факт, что у самолёта расход топлива на 15% ниже, чем у натовских аналогов. Для международной презентации советским машинам придумали интересный дизайн. Самолёт разукрасили в сине-красный цвет и написали на носовой части слово «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали называться стрижами.
Характеристики:
Основные характеристики:
Модификация | МиГ-29 («9-12») |
Размеры: | |
— длина | 17.32 м |
— высота | 4.73 м |
— ширина | 11.36 м |
— площадь крыла | 38.1 м2 |
Масса: | |
— пустого | 10900 кг |
— нормальная взлетная | 15300 кг |
— максимальная взлетная | 18100 кг |
— боевой нагрузки | 2000 кг |
— топлива на борту | 3380 кг (4300 л) |
Аварийный остаток топлива | |
Силовая установка (максимал / форсаж / ЧР) | 2 х РД-33 (5040 / 5600 / 8300 кгс) |
Практический потолок | 18000 м |
Практическая дальность, малая / большая высота (с ПТБ) | 700 / 1430 (2100) км |
Экипаж | 1 летчик |
Характеристики движения:
Тип скорости | Скорость | Расход топлива |
---|---|---|
Максимальная у земли / на высоте | 1500 / 2450 км/ч | |
Крейсерская |
Маневренность: скороподъемность 330 м/с
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Встроенное | ГШ-301 30 мм | 150 выстр. |
УР «Воздух-Воздух» | Р-27(Э) СД | Подвеска (до 2) |
Р-73(Э) МД | Подвеска (до 6) | |
Р-60М МД | Подвеска (до 6) | |
НАР | С-8 | Подвеска (до 4 Б8М-1) |
С-13 | Подвеска (до 4 Б-13Л) | |
С-24Б | Подвеска (до 4) | |
Бомбовое | ФАБ (ОФАБ)-100 | Подвеска (до 4) |
ФАБ (ОФАБ)-250 | Подвеска (до 4) | |
ФАБ (ОФАБ)-500 | Подвеска (до 4) | |
РБК-250 | Подвеска (до 4) | |
РБК-500 | Подвеска (до 4) | |
КМГУ | Подвеска (до 4) | |
ЗБ-500 | Подвеска (до 4) | |
ЗАБ-100 | Подвеска (до 4) | |
ПТБ | ПТБ-1500 | Подвеска |
ПТБ-1150 | Подвеска | |
БРЭО | Система управления вооружением СУВ-29 | |
Радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 | ||
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 | ||
Система управления оружием СУО-29М | ||
РЛС Н019 «Рубин» | ||
Оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29 | ||
Система навигации СН-29 | ||
Комбинированная оптико-лазерная станция КОЛС «23С» | ||
Нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ» | ||
Аппаратура КРУ Э502-20 «Бирюза» | ||
РЭБ | С-ма предупреждения о РЛ-облучении Л006ЛМ (СПО-15ЛМ) «Береза» | |
Система активных помех «Гардения-1ФУ» | ||
Система постановки пассивных помех 20СП (2 блока БВП-30-26 по 30 тепловых ППИ-26 или ППР-26 с дипольными отражателями). |
Варианты подвески вооружения:
Вариант | «Воздух-Воздух» | «Воздух-Земля» | ||
---|---|---|---|---|
Левый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Левый средний | Р-73 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Левый внутренний | Р-27 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Правый внутренний | Р-27 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Правый средний | Р-73 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Правый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Вариант | «Воздух-Земля» | |||
Левый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Левый средний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Левый внутренний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Правый внутренний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Правый средний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Правый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Аббревиатуры
Модернизация
Первые серийные самолёты, переданные Советским ВВС, фактически соответствовали поздним прототипам. Но изменения начали вноситься прямо в процессе производства.
Во-первых, были упрощены створки передней ноги шасси, которые до этого состояли из четырех частей, задняя из которых крепилась на стойке.
Сразу же отказались и от нового способа открывания фонаря на земле, который не оправдал себя и на борт самолета вернулась ручка, применявшаяся на МиГ-21 и МиГ-23.
Вообще-то можно разделить серийный выпуск по производственным сериям, но отдельные доработки вводились столь оперативно в производстве, что их можно определить только по серийному номеру (в т.ч. и в техописании). Например, изменение местоположения и конфигурации эксплуатационных лючков, а также место положения датчиков угла атаки и рыскания на носовой части фюзеляжа (в соответствии со встроенным оборудованием) имело место с номера 2960515125.
Далее постепенно было:
- убраны фальшкили по бокам фюзеляжа (в его хвостовой части);
- на каждой консоли применена трёхсекционная конструкция носка (вместо четырёхсекционной);
- на верхнюю часть фюзеляжа установлены кассеты тепловых ловушек БВЛ;
- после обширных испытаний МиГ-29 на критических углах атаки, проведенных в 1986 г., к корню ПВД и носового конуса добавлены плоские генераторы вихрей;
- в конце 1986 года увеличена площадь рулей поворота (эта доработка коснулась и ранее произведённых машин);
- с 1987 г. был применен новый капот у ствола пушки. Антенна системы ближней навигации была перемещена под носовой конус РЛС;
- колёса передней ноги получили грязезащитный щиток-фартук;
- в 1987 году было введено резиновое дно контейнера тормозного парашюта (вместо композитного, которое было частью парашюта);
- в 1988 г.. в ходе производства 251-й серии, проведена доработка конструкции киля;
- в 1989 г.. начиная с 263-й серии упрощена конструкция крыла;
- в ходе производства 320-й серии было применено внешнее остекление контрольного манометра на нижней поверхности фюзеляжа;
- в 1990 году с 351-й серии доработано отверстие выброса стреляных гильз из пушки.
Помимо этих внешних изменений был проведён целый ряд доработок систем и оборудования самолета.
Конструкция
Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.
Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.
На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.
Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.
Продолжение МиГ-29: в полшаге от пятого поколения
В 2007 году начались испытания корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, положивших собой начало новому поколению модификаций МиГ-29, которое включает также МиГ-29М/М2. Эти истребители в плане оборудования и вооружения находятся в шаге от пятого поколения и относятся к так называемому поколению «4+» и даже «4++».
Бортовое оборудование этих машин включает передовые, иногда не имеющие аналогов в мире, радиолокационные и оптико-электронные системы. Кроме того, если раньше МиГ-29 был вооружен только двумя типами ракет «воздух-воздух», то теперь в арсенале «наследников» – почти все виды высокоточного оружия для поражения воздушных, наземных и морских целей.
Корабельные варианты уже поставляются ВМС Индии и нашему флоту. Уникальная аэродинамическая компоновка МиГ-29 стала основой для создания самолета с принципиально новыми возможностями – многофункционального авиационного комплекса МиГ-35. Этот самолет был разработан с учетом опыта эксплуатации МиГ-29 в различных климатических условиях, а также опыта его боевого применения в горячих точках. Он создавался для работы в условиях плотного действия ПВО противника, с возможностью базирования вблизи линии боевого соприкосновения. Среди отличительных характеристик МиГ-35 – пониженная радиолокационная заметность, повышенные срок службы, ресурс самолета и двигателей, открытая архитектура бортового оборудования. При этом стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с предшественником.
Что же касается МиГ-29, он, несомненно, выполнил свою миссию. Он стал не только первым массовым истребителем четвертого поколения в отечественных ВВС, но и заложил хороший фундамент для будущих разработок. При этом сам «двадцать девятый» не собирается уходить на покой. Спустя 42 года после первого полета он продолжает нести службу по всему миру.
История КБ МиГ
Конструкторское бюро начало работать до Великой Отечественной войны. Инженерам А. И. Микояну (брату сталинского наркома) и М. И. Гуревичу к 1940 году удалось создать великолепный самолет-истребитель, по своим характеристикам один из лучших в мире. Он обладал рядом недостатков, но на момент первого испытательного взлета эта легкая скоростная машина с обтекаемыми обводами могла поспорить с любым самолетом Германии, Британии или США.
КБ всегда стремилось не только следовать за мировыми тенденциями авиастроения, но и по возможности задавать их. Первый серийный реактивный истребитель в СССР, МиГ-9, был ответом на успешное внедрение в ВВС западных стран самолетов этого класса.
Мертвое поле (2006)
Развитие
Детальная разработка проекта МиГ-29 началась в 1971 г., когда в США уже совершил первые полёты YF-16.
В это время в СССР уже вводились некоторые прогрессивные методы проектирования самолётов, новые конструкционные материалы, новые технологии. Но в то же время конструкторы ОКБ «МиГ» стали заложниками старой административно-командной (директивной) системы ведения экономики, одной из черт которой, в частности, был запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что больше всего ударило по бортовой электронике нового «МиГа». Уже с первых моментов проектирования конструкторам приходилось думать о большем весе встроенных систем и оборудования, чем на Западе, что повышало общий вес самолёта. Большой объем оборудования уменьшал количество топлива на борту и сокращал дальность.
Управляемость самолётом была ограничена возможностями классической механической системы управления.
Но, невзирая на это, самолёт должен был быть лучшим в своей категории и мог выполнять более широкий диапазон задач, чем конкурент.
Большое внимание было уделено аэродинамике самолёта. После обширных испытании в аэродинамической трубе Т-105 ЦАГИ (при которых изучались также качества проектов зарубежных самолётов YF-16, YF-15, YF-17) была выбрана интегральная конструкция планера с очень тщательным соблюдением «правила площадей» от кончика ПВД до среза сопел
Фюзеляж, через ярко выраженный вихревой генератор (наплыв), плавно переходит в крыло трапециевидной формы с классическим профилем и круткой по передней кромке. Картину дополняли два слегка разваленных киля и разнесённые под фюзеляжем мотогондолы.
Одной из самых сложных проблем оказалась силовая установка. Двухконтурный ТРДФ РД-33 (изделие «88») конструкции НПО им. Климова (Ленинград) начали проектировать ещё в 1968 г. В 1972 г. начались его стендовые испытания, а в 1976 г. — опытное производство. Очень большим недостатком ранних моделей была высокая аварийность и малый ресурс.
До этого невиданной мерой при развитии двух проектов было массовое применение общих для ОКБ МиГ и Су систем — вооружений, радиотехнических средств, кресла пилотов, части прицелов и т. п. (даже аэродинамическая концепция во многом была обшей).
В первой половине 70-х годов началось развитие УР «воздух-воздух» Р-27 (ОКБ «Вымпел»), имеющей модульную конструкцию (очень высокая степень унификации, включая сменные головки и ракетные двигатели). Некоторые мелкие части в ее конструкции были заимствованы от американской УР «Sparrow», проходившей испытания в СССР в 1968…71 гг. (Например, это была гидравлическая система управления элеронами).
В 1873 г., всего после 4-х лет начала разработки, начался серийный выпуск УР «воздух-воздух» Р-60 (ОКБ «Молния»), предназначенной для ближнего маневренного воздушного боя. Высокую маневренность УР обеспечивают увеличенная площадь крыла и рулей, и дестабилизатор на головной части. Боевая эффективность Р-60 была подтверждена в 1982 г. в воздушных боях между Сирией и Израилем. Модернизированный вариант Р-60М предполагалось иметь на МиГ-29 в виде временного вооружения и на экспорт.
Основным вооружением МиГ-29 в маневренном воздушном бою является УР «воздух-воздух» Р-73 (ОКБ «Вымпел»). Ограниченные возможности истребительного самолёта удалось расширить внеконкурентной маневренностью Р-73. Этого добились комбинацией классических элеронов и изменяемого вектора тяги ракетного двигателя. Увеличенная дальность ракеты позволяет попасть в цель даже на пороге т.н. «средней дальности».
И, хотя Р-73 находятся в эксплуатации с середины 70-х годов, они до сих пор не имеют аналогов в мире. Более того, имеются уже модернизированные варианты Р-73.
Локатор Н-019 «Топаз» (Фирма «Фазотрон») состоит из ряда модулей, идентичных с РЛС самолета Су-27. Импульсно-доплеровская система позволяет обнаруживать воздушные цели как в свободном пространстве, так и на фоне земли (причём, практически на тех же идентичных дальностях). РЛС имеет ограниченную возможность атаки только на ракурсах, близких 4/4 (перпендикулярно курсу цели).
В 1980 г. был начат выпуск унифицированных катапультных кресел К-36, обеспечивающих покидание самолета на скоростях 75…1500 км/ч и высотах 0 м (вверх) и 200 м (вниз). Известны случаи спасения пилотов на скоростях более 2000 км/ч, а также нескольких метров из под воды
К вопросу о классификации
До сих пор не утихают споры, какой же собственно истребитель получился в проекте МиГ-29? Легкий или не очень? Доходит до того, что обыватели считают МиГ неким «средним» истребителем, занимающим промежуточное место между легким и тяжелым.
На самом деле понятия «легкий» и «тяжелый» изначально были весьма условны и относительны. Они существовали вместе, в рамках программы ПФИ, а их появление было вызвано потребностью как-то разделить проекты двух новых истребителей в рамках одной программы. Легким стал ЛПФИ, будущий МиГ-29, и легким он был не сам по себе, а именно в сочетании с будущим Су-27. Без Су-27 понятие «легкий» становится малосодержательным.
Что касается ВВС и ПВО СССР, то там не было никакой весовой классификации. В ПВО были истребители-перехватчики, в ВВС — фронтовые истребители. Просто потребности ВВС были такими, что там всегда были в основном машины поменьше, попроще и подешевле. А в ПВО был еще и МиГ-31, который был очень-очень тяжелым даже на фоне Су-27. Так что подобная весовая классификация весьма условна.
На фоне иностранных аналогов МиГ-29 смотрелся вполне традиционно. Практически одинаковыми массами и габаритами обладали конкуренты F-16, Rafale, EF-2000. Для большинства стран, эксплуатирующих эти самолеты, они не являются ни легкими, ни какими-либо другими. Они, как правило, единственный тип истребителя на вооружении большинства стран. Тем не менее в понятных обывателю терминах, все эти самолеты вполне можно объединить в подкласс «легких», на фоне явно более крупных Су-27, F-15, F-22, ПАК-ФА. Единственным исключением в этом ряду будет американский F/A-18, который и вправду расположился почти ровно посредине между типовыми «легкими» и типовыми «тяжелыми» истребителями, но стоит помнить, что это весьма специфическая машина, создававшаяся по особым, морским требованиям базирования на авианосцах.
Что касается МиГ-31, то он с его габаритами и весами является уникальным исключением, нигде больше не существующим. Формально он тоже «тяжелый», как и Су-27, хоть разница в максимальных взлетных весах и достигает полутора раз.
/Алексей Поляков, topwar.ru/
История создания МиГ-29
Первые наработки и чертежи по созданию легкого фронтового истребителя новейшего поколения начались в конце 1960-х. СССР в 1969 году узнал о программе ВВС США F-X. Руководство СССР осознало, что новейший американский самолет значительно превосходит существующие советские истребители. Стоявший тогда на вооружении МиГ-21 был современным истребителем, однако он уступал в бою по вооружению, дальности полета и возможности совершенствования. МиГ-23 был достаточно быстрым, однако недостаточно поворотливым и маневренным в ближнем воздушном бою. Требовался высокотехнологический и сбалансированный истребитель с отличной поворотливостью в бою.
В 1969 году объявили конкурс на разработку и создание подобного самолета ПФИ. Будущий самолет получил следующие тактико-технические требования:
- большой радиус действия;
- быстрый взлет, возможность применения коротких взлетно-посадочных полос;
- превосходная поворотливость;
- надежный и неприхотливый двигатель;
- тяжелое вооружение;
- скорость выше 2М.
Аэродинамическое проектирование нового перспективного фронтового истребителя выполнял ЦАГИ вместе с КБ Сухим. В конкурсе также приняли участие КБ Яковлева и КБ Сухого, в том числе показали свои чертежи Гуревич и Микоян. Победителем признали ОКБ «МиГ».
Однако в 1971 году стало понятно, что самолет ПФИ слишком дорог под потребности ВВС. Поэтому проект поделили на ТПФИ и ЛПФИ. Чертежи под тяжелый самолет стало разрабатывать КБ Сухого, а за разработку легкого отвечал Микоян. К работе над ЛПФИ приступили в 1974 году. Результатом работ стал Продукт 9, который получил обозначение МиГ-29А. В 1977 году он совершил первый полет.
Серийное создание из-за задержек, вызванных потерей двух прототипов, было развернуто лишь в 1982 году на заводе № 30 «Знамя труда» г. Москва. В августе 1983 года серийные МиГ-29Б стали поставлять на авиабазу Кубинка на вооружение. Самолет успешно прошел государственную приемку в 1984 году, затем начались его поставки на вооружение во фронтовую авиацию. К 1985 году два авиаполка с самолетами МиГ-29 были полностью укомплектованы.
МиГ-29 в 1988 году был представлен на авиасалоне в Фарнборо, где он поразил западных обозревателей. Двигатель РД-33 позволял демонстрировать быстрый взлет, выдающуюся подвижность и высокие ттх, но имел повышенную дымность. МиГ-29 активно экспортировался и принимался на вооружение во множестве стран. Впоследствии было разработано и произведено множество различных модификаций истребителя, в том числе и палубные. МАПО им. П. В. Дементьева было выпущено примерно 1200 истребителей МиГ-29. К тому же почти 200 МиГ-29УБ было произведено заводом в Нижнем Новгороде. Сегодня модернизация МиГ 29 и производство МиГ-29КУБ и МиГ-29К ведется на РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах.
Модификации МиГ-29
На базе МиГ-29 спроектированы и созданы следующие модификации:
- МиГ-29УБ, двухместный учебно-боевой самолет;
- МиГ-29 с аппаратурой активных помех и увеличенным запасом топлива;
- МиГ-29С с новыми ракетами РВВ-АЕ и модернизированной системой управления;
- МиГ-29СЭ — модификация МиГ-29С для поставки на экспорт;
- МиГ-29М – отличается широкой номенклатурой средств поражения наземных и воздушных целей, системой управления вооружением, повышенной дальностью полета и рядом конструктивных отличий;
- МиГ-29К, палубный истребитель, который имеет складывающиеся крылья ля более компактного размещения истребителя на корабле, усиленным шасси и посадочным гаком;
- МиГ-29КУБ — учебно-боевой палубный истребитель и другие;
- МиГ-29AS — модернизация самолета для ВВС Словакии, который включает измененный БРЭО, а также без системы дозаправки;
- МиГ-29МУ1 — украинская модернизация истребителя. В БРЭО установлена система спутниковой навигации;
- МиГ-29БМ, белорусская модернизация. Дополнительно установлены станция спутниковой навигации, средства дозаправки топливом, доработана РЛС для использования вооружения воздух-земля;
- MiG-29 Sniper, модернизация для румынской армии. Модернизацию по стандартам НАТО/ИКАО выполняли компании DASA (Германия), Aerostar Bacău (Румыния), Elbit Systems (Израиль).
На экспорт в 30 стран мира было поставлено примерно 800 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Всего было построено более 1600 истребителей.
Ижевские ружья и их многообразие
Опытные охотники советуют покупать ижевские ружья, которые были выпущены в СССР. Желательно искать штучные модели в отличном состоянии. Вот неполный список самых популярных и востребованных моделей ИЖ:
- Одноствольное ружьё МР-18М;
- Двустволка МР-27М;
- Помповый дробовик МР-133;
- Самозарядное ружьё МР-155.
Кроме того, завод выпускает ещё множество различных моделей, на любой вкус.
Автор статьи:
ULFHED
Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.