Отечественный конкурент «моего офиса» обезопасился от хакеров и выпустил сотню важных обновлений

Р-7: ракета двойного назначения

В том же 1953 году произошло еще одно событие, которое определило многое в судьбе «семерки».

12 августа 1953 года в СССР прошли испытания первой водородной бомбы. Ее конструкция была на удивление компактной и вполне «вписывалась» в бомболюки существующих тяжелых бомбардировщиков. А вот радиус действия этих самолетов был ограничен, требовалось новое средство доставки термоядерного заряда к цели.

Вскоре состоялась встреча генерал-полковника В.А. Малышева (министр среднего машиностроения), И.В. Курчатова, Ю.Б. Харитона, К.И. Щелкина и Н.Л. Духова с руководством ОКБ-1.

Баллистическая межконтинентальная ракета Р-7. Удивительно, но то, что создавалось как грозное оружие, в итоге самих военных так и не устроило. А вот космонавты оценили!

Королёв рассказал о возможностях межконтинентальной баллистической ракеты, назвал и примерную дальность – 6-8 тысяч километров. «Годится», – не скрывал удовлетворения новый министр, – Сколько же может весить такая ракета?».

Цифра, которую назвал Королев, тоже произвела впечатление: 170-180 тонн, «А поднять?» – самый щепетильный вопрос. «Примерно три тонны», – ответил Королев, чем вызвал разочарование «атомщиков». «Вы что! – нахмурился Малышев. – Так не пойдет, надо больше», «И нам надо, только не получается», – оправдывался Королев. И все-таки он смог увеличить грузоподъемность ракеты.

Работа над «семеркой» шла трудно. Противоречия гасились в «боях мнений», которые проходили в кабинете главного. Вариантов просчитывалось много. Был среди них и такой: первая ступень – несколько мощных ЖРД, а вторая – крылатая ракета. Инженерная интуиция подсказывала Королеву, что «пакет» и запуск всех двигателей на земле более перспективны.

20 мая 1954 года вышло “закрытое” постановление ЦК и Совмина о том, что ракете “быть”, в июле Королёв завершил эскизное проектирование, в ноябре правительство одобрило проект.

Уже тогда разработчики понимали, что для «изделия № 8К71» необходим стартовый комплекс, составляющий единую динамическую схему с ракетой. Создание его было возложено на ГСКБ Спецмашиностроения (п/я 3094).

Правительственное постановление датировано 22 сентября 1955 года, а в декабре чертежи были переданы на заводы. Впечатляющие темпы, не правда ли?

Главный конструктор «наземки» В.П.Бармин разработал уникальнейшую схему с удержанием ракеты «под поясок». Нужен был эксперимент по проверке работоспособности сложнейшего комплекса. Провести его можно было лишь в заводских условиях. Выбор пал на Ленинградский механический, где в свое время проводилась сборка орудийных систем главного калибра для линейных кораблей. Туда и отправили стартовую систему.

Осенью 1956-го года «семерка» впервые примерялась к своему пусковому устройству.

Создание БРДД обозначило и проблему полетных испытаний. Капустин Яр оказался мал, новый полигон начали строить близ станции Тюра-Там. В начале марта 1957-го на станцию прибыл эшелон, заявленный как литерный. Все вагоны были опломбированы, состав усиленно охранялся автоматчиками. Из Тюра-Тама эшелон проследовал к монтажно-испытательному корпусу «площадки № 2».

О ходе подготовки к первому пуску докладывали в Москву. Информация доходила до Н.С.Хрущева. Однажды он позвонил сам и высказал пожелание, испытания начать до 1 Мая, чтобы сделать стране «праздничный подарок». Техническое руководство проекта возражало, ссылаясь на то, что Госкомиссия еще не приняла стартовый комплекс к эксплуатации…. Но кто же слушает разработчиков?

Итак, 15 мая 1957 года. В пусковом бункере, у трех перископов, Королев, Воскресенский и Носов – главный конструктор, его зам по испытаниям и стреляющий.

На «красную кнопку» пультового устройства нажимал лейтенант Чекунов. В 19.01 по Москве прошла команда «Контакт подъема». Начался отсчет полетного времени. Голос подполковника Носова тонул в гуле огненного смерча, вырывающегося из сопел двигателей. Дрожала земля, дрожал бетонный пол, звенело в ушах. Ракета быстро набирала высоту. «Шестьдесят секунд, полет нормальный… Восемьдесят секунд… Сто»… Хронометры зафиксировали 103,6 секунды, когда сработала система аварийного выключения и ракета упала в районе 300-500 километров от места старта.

Госкомиссия, которую возглавлял В.М.Рябиков, обсуждала предварительные результаты расследования уже на третий день. «После долгих и жарких споров о причинах случившегося в акте было записано: «Авария произошла из-за неполадок в работе блока «Д»; пожар и разрушение трубопроводов привели к тому, что ракета потеряла устойчивость». До разделения ступеней не хватило каких-то 10 секунд.

На полигоне в тот вечер, когда пускали «семерку», был большой «гудеж». Ликовали часов до трех ночи. И разработчики, и испытатели, и военные стартовики. Что бы там ни случилось, но ракета поднялась, пролетела сотни километров, устойчиво управлялась в полете, сработали все системы сложнейшего пускового комплекса. Словом, надежды не отменялись. – Со старта ушла отлично, – подытожил Королев. – Летать будет!

Внутреннее устройство межконтинентальной ракеты Р-7

Конструкция

Конструктивно-компоновочная схема ракеты — двухступенчатая «пакетная» схема с продольным делением ступеней. Первая ступень — боковые блоки «Б», «В», «Г», и «Д», а вторая ступень — центральный блок «А». Основные компоненты топлива — керосин Т-1 (горючее) и жидкий кислород (окислитель) — располагались, соответственно, в нижнем и верхнем баках каждого блока. Вспомогательные компоненты — жидкий азот для наддува баков и перекись водорода для привода турбонасосного агрегата (ТНА) — размещались в торовых баках непосредственно над рамой двигателя.

Первая ступень (четыре боковых блока) оснащена жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) РД-107 (четыре основные и две рулевые камеры, питаемые общим ТНА на каждом блоке). На второй ступени стоит ЖРД РД-108 (четыре основные и четыре рулевые камеры, питаемые общим ТНА). Двигатели РД-107 и РД-108 созданы в ОКБ-456 (руководитель В. П. Глушко), первые варианты рулевых камер к ним — в ОКБ-1 (руководитель разработки М. В. Мельников).

Передача усилий от боковых блоков на центральный осуществляется через силовой пояс с четырьмя башмаками, в пазы которых входят оголовки «боковушек». Эти четыре силовых узла одновременно служат опорными точками для собранной и установленной на старте ракеты.

Внизу, на стыке топливных и двигательных отсеков, имеются поперечные стяжки. При разделении ступеней маршевые двигатели боковых блоков переводятся в режим пониженной тяги, управляющие камеры выключаются, а нижние поперечные стяжки «пакета» разрываются пирозарядами. Тяга двигателей «боковушек» создает момент относительно опорных узлов. «Пакет» раскрывается, блок «А» уходит вперед. Как только сферические оголовки боковых блоков выйдут из башмаков и освободят имеющиеся там электроконтакты, вскрываются сопловые крышки в верхней части «боковушек», и остаточное давление наддува баков кислорода стравливается, создавая при этом небольшую тягу. Боковые блоки разворачиваются и отводятся на безопасное расстояние.

МБР Р-7А была создана на базе МБР Р-7. Модификация Р-7А обладала большей по размерам второй ступенью, что позволило увеличить на 500 км дальность стрельбы, новой головной частью и упрощенной системой радиоуправления.

История разработки

Основная статья: История создания ракеты-носителя Р-7

20 мая 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 956—408сс о разработке межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (индекс УРВ РВСН — 8К71), в котором перед ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королёва была официально поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд дальностью полёта до 10 тысяч километров.

Теоретические основы создания ракетных двигателей и энергетических установок ракетных комплексов были сформированы в НИИ-1 НКАП СССР под руководством Мстислава Всеволодовича Келдыша, а конструктивно-компоновочная схема ракеты была разработана в ОКБ-1 инженерами П. И. Ермолаевым и Е. Ф. Рязановым.

Непосредственное конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 году под руководством Сергея Павловича Королёва, ведущим конструктором по Р-7 был назначен Дмитрий Ильич Козлов, проектным отделом ОКБ-1 по Р-7 руководил Сергей Сергеевич Крюков. Новые мощные двигатели для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, под руководством Валентина Петровича Глушко.

Кто пользуется «Р7-офис»

На момент публикации материала на использование «Р7-офис» вместо отечественных или иностранных аналогов» перешли многие частные и государственные компании и организации. Так, в ноябре 2020 г. такой переход осуществил каршеринговый сервис «Делимобиль» – по итогу тестирования платформы руководство сервиса приняло решение о закупке 400 лицензий.

В том же месяце к использованию «Р7-офис» приступило, по информации TAdviser, правительство Иркутской области. Переход готовился с 2018 г. и был осуществлен в рамках отказа от программной продукции Microsoft.

В октябре 2020 г. CNews сообщал, что российская электросетевая компания «Россети», являясь в нашей стране одним из крупнейших госзаказчиков различного ПО Microsoft, намерена приобрести отечественные офисные пакеты «Р7-офис» для своих подразделений на сумму свыше 153 млн руб. Данная сумма выставлена в качестве начальной максимальной цены договора в тематическом тендере «Россетей». Он был запущен 9 октября 2020 г. в формате конкурса. Заявки от претендентов будут приниматься до 15 ноября 2020 г., а подведение итогов намечено на 27 ноября 2020 г.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Проект ракеты Р-7 на грани закрытия

Итак, не к первому мая, ни даже к 15 мая 1957 года желаемый результат не был получен. Ракета взлетела… но успешным этот запуск можно было считать с большой натяжкой.

В МИК начали подготовку к пуску следующей ракеты (№ 6Л). Предполагалось, что ее вывезут на старт до конца месяца, а 9 июня попробуют пустить. Уже шли предстартовые проверки, когда обнаружились неполадки в бортовом оборудовании. Королёв нервничал. В такие минуты он был непредсказуем, от глубокой сосредоточенности вдруг резко переходил к суровой требовательности. Случалось, срывался на крик, но быстро отходил.

Ракету сняли со стартового стола, предварительно слив топливо. Операция эта достаточно муторная. Недаром на Байконуре родилась песня: «Эх, только б улетела, не дай нам Бог сливать»…

Пуск состоялся 12 июня 1957 г. И тоже – неудача, очередной прототип ракеты Р-7 разрушился на активном участке траектории. На заседании Госкомиссии неожиданно для всех маршал М.И. Неделин предложил снять «семерку» с испытаний: «Военным такое сырое изделие не нужно». Вот тут Королева прорвало. Он доказывал, что имеет право на большее число пусков, что «8К71» по своим показателям в 5-8 раз превышает все, что было достигнуто в ракетной технике, ее дальность и скорость фантастичны, и вообще все в ней характеризуется словами «впервые в мире». Королева поддержали Пилюгин и Руднев.

21 августа 1957 года еще одно испытание. «Семерка» ушла со стартового комплекса, устойчиво отработала на всех этапах полета. Наконец-то это был успех!

Пятый пуск был произведен 7 сентября 1957 г. и тоже прошел успешно. Ракета была отлажена и из “сырого” изделия превратилась в одну из самых надежных конструкций.

Далеко не полный список ракет-носителей созданных на базе Р-7: Восток, Восход, Союз

История создания

Первая советская баллистическая ракета Р-1 поднялась в воздух ещё в 1948 году. Дальность её полёта не превышала 300 км. Р-2, принятая на вооружение в 1951 году, уже могла достигать цели на дальностях до 600 км. Для того чтобы ядерный заряд попал вглубь вражеской территории, этого было всё ещё недостаточно, но работать по теме создания ракет с большой дальностью полёта уже начали.

А весной 1954 года вышло постановление Совета министров, предписывающее конструкторскому бюро Королёва создать межконтинентальную ракету Р-7. Показательно, что «семёрка» изначально имела двойное назначение – уже в постановлении оговаривалась возможность запуска с её помощью космических аппаратов.

В 1957 году на него стали прибывать из Москвы первые Р-7 (получившие тогда индекс 8К17). Первый пуск «изделия» оказался аварийным. Вообще из пяти первых запусков частично удачным оказался только один, что позволило ТАСС заявить о создании первой межконтинентальной ракеты (умолчав о том, что головная часть разрушилась в атмосфере).

Зато по-настоящему триумфальным стал первый же запуск «гражданского» носителя. В октябре 1957 года с помощью Р-7 вышел на орбиту первый в истории искусственный спутник. В 1958 году началась вторая фаза испытаний. Изменили головную часть – с целью избежать её разрушения при возврате в атмосферу.

Аварийные пуски продолжались, но разрушения головной части наконец удалось избежать. Окончательно конструкция была доведена после третьей фазы испытаний, прошедшей в течение 1959 года. А в 1960 году её приняли на вооружение. Для боевых запусков был построен космодром в Плесецке.

Эксплуатация

С вооружения Р-7 сняли всего через несколько лет, в 1968 году. Для запуска «семерок» требовался стационарный стартовый комплекс с обширной инфраструктурой.

Ракета, готовая к старту, в боевой готовности долго пребывать не могла, а достигнутая точность была недостаточной.

Но все это касалось только военной специфики. А «исследовательская» карьера «семерки» продолжалась. Еще в 1958 году начались работы над трехступенчатой модификацией «Луна», запустившей на орбиту межпланетные станции. Ее модернизированный вариант «Восток» вывел в космос не только спутники, но и первые в мире пилотируемые космические корабли.

Но самой совершенной и массовой модификацией Р-7 стали ракеты «Союз», ставшие дальнейшим развитием «Восхода». Они используются до сих пор, более того – последняя версия «Союз-2» считается вполне современной по характеристикам. Большую роль, кстати, играет именно отработанность конструкции и отлаженное производство.

Конструкция

Р-7 разработана ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва. Главный проектировщик: Сергей Сергеевич Крюков Она была спроектирована по «пакетной» схеме. Первая ступень состоит из четырёх боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень) и соединены с ним верхним и нижним поясами силовых связей. Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Вторая ступень (центральный блок) ракеты состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырёх рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший большее число рулевых камер. Он развивал тягу 71 тонн у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени (ещё на старте) и работал, соответственно, дольше чем ЖРД первой ступени.

Запуск всех двигателей обеих ступеней на старте осуществлялся по той причине, что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С аналогичной проблемой столкнулись американские ракетостроители, создавая в это же время МБР «Атлас».

Все двигатели использовали двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялся горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков — сжатый азот. Для достижения необходимой дальности полёта установили автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема Р-7 обеспечивала запуск всех двигателей при старте (в том числе ДУ центрального блока) с помощью специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер сгорания.

Маршевые ЖРД ракеты имели для своего времени высокие энергетические и массовые характеристики, а также высокую надёжность.

У Р-7 была комбинированная система управления. Автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления были поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.

Для радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи. Она работала в 3-сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специальное счётно-решающее устройство, находившееся на главном пункте, позволяло совершать управление по дальности полёта, оно давало команду выключения двигателя второй ступени при достижении заданной скорости и координат.

После успешных пусков 8К71 как баллистической ракеты она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике.

На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956—1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1.

С 1958 года и по настоящее время все ракеты семейства Р-7 производит ЦСКБ-Прогресс, город Самара.

Глава НАСА Чарльз Болден признал российскую ракету-носитель «Союз» и одноимённый пилотируемый космический корабль самыми надёжными в мире.

Аналогичные прозвища

Ракеты-памятники

Имеются памятные монументы, представляющие собой полноразмерный макет ракеты P-7, установленный на пьедестале:

  • Москва — на территории ВДНХ в 1969 году (макет, изготовленный для показа на парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году).
  • Королёв — на территории РКК «Энергия».
  • Калуга — монумент с дублирующей копией ракеты-носителя «Восток-1», построенной на основе ракеты P-7, открыт 21 июня 1973 года на территории первого в мире и крупнейшого в России музея космической тематики Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского.
  • Ленинск (ныне Байконур) — создан в 1981 году в честь 20-летия первого полёта человека в космос.
  • Самара — Памятный комплекс ракеты-носителя «Союз», создан в 2001 году к 40-летнему юбилею первого полёта человека в космос; 12 апреля 2007 года в основании монумента открыт музей «Самара космическая».

Переход с MS на «Р7-офис»

Федеральное казначейство заменило зарубежные пакеты офисного ПО Microsoft на отечественные разработки компании «Новые коммуникационные технологии» — «Р7-офис». Интегратором выступил «Ланит».

Как рассказали CNews разработчики российского офисного ПО «Р7-офис»,
этот пакет пришел на смену MS Office в Федеральном казначействе. Версия
пакета «Р7-офис. Профессиональный» была установлена более чем на 30 тыс.
рабочих мест сотрудников ведомства. Интеграция, тестирование и поддержка софта осуществлялись
специалистами как самого разработчика, так и компании «Ланит».

Участники проекта отмечают, что лицензии на ПО были переданы
Минцифрой в Казначейство еще в начале 2020 г. Это было осуществлено в рамках
централизованной закупки соответствующего софта по постановлению №658 от 8 июня
2018 г.

Подчеркивается, что согласно «дорожной карте» проекта Казначейство
предварительно провело исследование относительно возможности работы
информационных систем со всеми отечественными офисными пакетами, включенными в
реестр отечественного ПО. После передачи лицензий были начаты работы по
установке офисного пакета «Р7-офис» на все участвующие в проекте
автоматизированные рабочие места.

Плюсы и минусы

Преимущества программы очевидны: это экосистема, которая позволяет не дробить облачный офис на разносторонние решения. В ней есть всё, что может потребоваться для организации работы команды: инструменты для документооборота, совместной работы с файлами и корпоративной почтой, мессенджер, собственный таск-менеджер, CRM и даже социальная сеть. Чтобы всё это развернуть, достаточно создать аккаунт в Облачном офисе Р7-Офис и пригласить сотрудников.

Недостатком можно назвать наличие цены: первые 180 дней Р7-Офис можно пользоваться бесплатно, но затем подписка на одного пользователя обойдётся в 175 рублей при оплате за год или в 290 рублей при оплате за месяц.

Кто создал первую “космическую” ракету Советского союза?

«Семерка», Р-7, БРДД – это разные названия одного и того же «изделия» №8К71» Под таким шифром проходила в технической документации и закрытых постановлениях ЦК и Совмина баллистическая ракет дальнего действия. И между прочим не абы какая, а первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.

Даже если бы Сергей Павлович Королев создал одну только «семерку» (ракету Р-7), его вклад в становление отечественной космонавтики был бы огромен.

Однако еще раньше появилось обозначение «Тема-1» и ракета Т-1. Тезисы доклада по результатам исследования перспектив развития оружия, призванного лишить Америку неуязвимости, с которыми Сергей Павлович Королев выступил на техническом совете НИИ-88, датированы 27 декабря 1951 года. Тогда же ученый совет института одобрил предложения главного конструктора.

Но заложенная в конструкцию ракеты Р-7 система компоновки «пакет» впервые появилась ещё в работах Константина Эдуардовича Циолковского. Позднее М.К.Тихонравов обосновал рациональность «схемы пакета блоков различной размерности». Однако, упреждая естественный вопрос: «кто же истинный творец «семерки»?», скажу так:

структурно-однородный пакет просчитывали по заданию С.П. Королева в Институте М.В.Келдыша, проектный отдел ОКБ возглавлял К.Д.Бушуев, многое привнесли инженеры Г.Ю.Максимов, С.С.Охапкин, главный проектировщик Сергей Сергеевич Крюков, первый заместитель Королева В.П.Мишин… Двигатели – В.П.Глушко, бортовые системы – Н.А.Пилюгина, В.И.Кузнецова, М.С.Рязанского… Охапкин тоже был замом в проекте, его даже называли «главный конструктор при главном конструкторе».

Словом, трудно перечислить всех причастных. Скорее трудно выделить тех, кто почти ничего не привнес в проект – слишком уж много выдающихся умов своего времени работали над проектом этой ракеты. И все-таки «семерку» по праву называют королёвской.

Ведь Сергей Павлович, как главный конструктор, должен был заставить слушать себя, думать, как он, влиять на события, собирать вокруг себя личностей. Как музыка, создаваемая оркестром, составляется из многочисленных и разнообразных, но связанных между собой звучаний, так и конструкторское содружество инженеров. Каждый из них вырабатывает свое собственное сознание, имеет дело не только с тем, что находится в его собственных мыслях и памяти, но и с новыми идеями, которые он получает от других.

В 1953 году схема будущей ракеты была выбрана, и началось эскизное проектирование.

Модификации

Сама Р-7 и ее модификация Р-7А находились на вооружении РВСН недолгое время и в небольших количествах. Однако разработанная Сергеем Королевым 8К71 оказалась надежной и мощной ракетой, способной к многоэтапной модернизации, что позволило ей стать самым массовым в XX веке типом ракет-носителей. Всего существует более 20 модификаций Р-7, основные из которых:

  1. Р-7А (8К74) — модификация с увеличенной дальностью стрельбы, новой головной частью и системой радиоуправления;
  2. «Спутник» (8К71ПС) — вариант Р-7, в котором вместо боевого оснащения размещалась полезная нагрузка (искусственный спутник Земли);
  3. «Спутник-3» (8А91) — с увеличенной полезной нагрузкой, без системы радиоуправления;
  4. «Полет» (11А59) — легкий двухступенчатый носитель для вывода на орбиту маневрирующих спутников;
  5. «Луна» («Восток-Л», 8К72) — оснащена третьей ступенью, предназначена для запусков космических аппаратов к Луне;
  6. «Восток» («Восток-К», «Восток-2», «Восток-2М», 8К72К, 8А92, 8А92М) — с более мощными двигателями третьей ступени, именно эта ракета-носитель впервые вывела в космос пилотируемый корабль с человеком на борту;
  7. «Молния» и «Молния-М» (8К78 и 8К78М) — четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса;
  8. «Восход» (11К57) — с новой третьей ступенью;
  9. «Союз» (11А511) и «Союз-2» (14А14)- глубокая модернизация Р-7, одно из самых многочисленных семейств советских и российских ракет-носителей, широко используемых в советской космонавтике вплоть до 2010-х годов.

Конструкция ракеты Р-7

Первая ступень ракеты состоит из четырех боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг второй ступени и соединены с ней верхним и нижним поясами силовых связей.

Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Вторая ступень ракеты Р-7 состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший 4 рулевые камеры. Он развивал тягу 71 тонн у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени еще на старте и работал, соответственно, дольше чем ЖРД первой ступени.

Запуск всех двигателей обеих ступеней на старте осуществлялся по той причине, что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С аналогичной проблемой столкнулись американские ракетостроители, создавая в это же время МБР «Атлас».

Все двигатели использовали двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялся горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков — сжатый азот. Для достижения необходимой дальности полета установили автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива.

Маршевые ЖРД ракеты имели для своего времени высокие энергетические и массовые характеристики, а также высокую надежность.

У Р-7 была комбинированная система управления. Автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления были поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.

Для радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи. Она работала в 3-сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специальное счетно-решающее устройство, находившееся на главном пункте, позволяло совершать управление по дальности полета, оно давало команду выключения двигателя второй ступени при достижении заданной скорости и координат.

После успешных пусков 8К71 как баллистической ракеты она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector