Средневековые рыцари

Бедные рыцари

Бедные рыцари, у которых в распоряжении была небольшая деревня и десяток-другой крестьян, вместе с простым людом обрабатывали землю. Перед высадкой растений и рассады они лично становились за плуг и вспахивали землю.

Бедность была наследственной, потому что родительские владения доставались старшему сыну. Младший получал лишь коня и доспехи и отправлялся искать счастья и удачи по миру.

Не у всех получалось. Некоторые рыцари становились грабителями, ворами, забывали о данной клятве и идеалах. Отступники без жалости расправлялись с детьми, стариками, женщинами.

Идеология рыцарства формировалась постепенно – от образа малограмотного крестьянина, ступившего на воинскую стезю, до элегантного  аристократа. Образ шлифовался и обрастал мифами, преувеличениями, пока не стал синонимом верности и благородства – именно такие ассоциации он вызывает у современников.

<div id=»nom-upedaqafojiyabicasoca»>

<script>

!(function(w,m){(w||(w=[]))&&w.push(

{id:’nom-upedaqafojiyabicasoca’,block:’123139′, site_id:’7542′}

);})(window, ‘mtzBlocks’);

</script>

</div>

Ланселот и Гвиневра

Одной из самых известных легенд Средневековья является история любви сэра Ланселота к королеве Гвиневре.

 Ланселот был рождён в королевской семье правителя страны Бенвик. Ещё в детском возрасте ему было предсказание о том, что он станет самым великим рыцарем в мире. Ленселот получил воспитание у Девы Озера, после чего обрёл титул Озёрный. Когда же он достиг совершеннолетия, то поехал в замок короля Артура и стал одним из самых отважных его воинов.

 Гвиневра была дочерью короля Лодегранса и слава о её красоте распространялась далеко за пределы страны. Дошла она и до короля Артура, который, как только увидел её портрет, сразу решил взять её в жёны. Была назначена свадьба, после которой, в качестве приданого, Гвиневра подарила мужу стол Круглый Стол из могучего дуба, за которых могло сесть 150 рыцарей одновременно.

 Ланселот избрал Гвиневру своей Дамой Сердца и совершил в её честь большое количество славных подвигов. В отсутствие короля он всегда был готов защитить её честь и доброе имя с оружием в руках. Несмотря на это, королева часто была холодна с ним, а иногда и вовсе упрекала его в том, что он оказывает знаки внимания другим женщинам.

 Однажды, когда Гвиневра в очередной раз сказала ему, что его служение не достойно её, Ланселот разгневался и покинул Камелот. В надежде забыть о жестокой красавице он поселился в глуши лесов и вёл отшельнический образ жизни. Никто не знал куда он удалился и все начали забывать о нём.

 Тем временем, королева решила устроить пир для рыцарей Круглого Стола, которым хотела показать, что все они ей дороги и Ланселот лишь один из них. На этом пиру один из Рыцарей задумал недоброе. Сэр Пионель решил отравить сэра Гавейна, который убил его брата в честном поединке. Для этого он отравил одно из яблок и положил его перед королевой, на блюдо с яблоками с самого верха. Он надеялся, что Гвиневра предложит это яблоко именно Гавейну, сидящему рядом с ней. Замысел злодея не удался — королева предложила яблоки знатному шотландскому воину, который гостил в то время в Камелоте. Едва надкусил он яблоко, как почувствовал резкую боль во всём теле и в следующее мгновение упал бездыханным. Все рыцари вскочили со своих мест и с негодованием смотрели на Гвиневру. Слёзы несчастной королевы не могли смирить их гнева, а брат убитого, сэр Мадор, прямо обвинил её в измене так как именно она устроила этот пир. Король Артур услышал громкие крики и явился в зал. Когда же узнал, о том, что произошло, у него не оставалось выбора, кроме как назначить суд поединком. Одну из сторон будет представлять сэр Мадор, а другую — рыцарь, который согласится защитить честь королевы.

Однако, в назначенный день за Гвиневру никто не вступился.

 В разгаре спора между королём и сэром Мадором в зал въехал рыцарь на чёрном коне и в чёрных доспехах, с опущенным забралом.

 - Кто ты? — спросил его Артур.

 - Я здесь, чтобы спасти жизнь невинной женщины. Королева благоволила многим рыцарям, но в час опасности рядом с ней не оказалось никого, кто защитил бы её. Сейчас тебе, сэр Мадор тому, понадобится вся твоя сила, — ответил рыцарь, обращаясь к противнику.

 После первой сшибки оба рыцаря сломали копья и вылетели из седла. Тогда воины обнажили мечи и их сватка продолжалась до полудня. Наконец, когда сэр Мадор стал терять силы, он упал на землю и стал умолять о пощаде. Чёрный рыцарь убрал своё оружие от лица противника, помог ему подняться и поднял забрало. Все тотчас увидели, что таинственным героем был сэр Ланселот Озёрный. Гвиневра заплакала от счастья, а король Артур в сопровождении рыцарей бросился к Ланселоту, чтобы обнять и поблагодарить его.

 Вскоре, ко двору прибыла Дева Озера и указала всем на истинного убийцу, который вскоре понёс заслуженное наказание.

Таким предстаёт в наших глазах незабываемый мир Средневековья, оставленный нам менестрелями и трубадурами. Мир подлинного благородства, чести и, конечно же, светлой любви.

Обряд посвящения

«Акколада», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 году — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.

Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

«Эрликон» — зенитное орудие 20 и 35 калибра — мал золотник да дорог

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе

Битва при Гастингсе

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище  l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

4

Heart

1

Wow

1

Sad

1

Angry

Haha

Love

Yay

Poop

Машины на базе

Звания в ФСБ

Примечания

  1. Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М., 1986. — С. 249.
  3. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — С. 304-305.
  4. Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. — М.: Прогресс, 1992. — С. 92.
  5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — С. 273.
  6. Дельбрюк Ганс. История военного искусства. — CПб.: Наука; Ювента, 1994. — Т. 3. — С. 156, 184.
  7. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. — М., 2006. — С. 150.
  8. Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.; СПб., 2005. — С. 236.

Правила рыцарского турнира

Пешее сражение. (pinterest.com)

Состязание подчинялось ряду условий и законов.

1. День турнира назначался за 2−3 недели до начала мероприятия. Место определяли также заранее и устанавливали его условные границы на пространстве между двумя городами. Информацию о времени и месте турнира всегда доносили гонцы.

2. Деление участников на команды происходило по локальному признаку. В Англии — северяне и южане, во Франции — бретонцы, анжуйцы и даже французы. К 13-му столетию в моду входят джостры — рыцарские поединки между двумя участниками.

3. Помимо меча и копья участники могли использовать и другие виды оружия (кроме луков и арбалетов).

Само столкновение рыцарей было крайне небезопасным и походило на битву. Именно так турнирную схватку описывает французский поэт Кретьен де Труа в своём романе «Эрек и Энида»:

«С обеих сторон ряды участников дрогнули, и над полем прокатился гул сражения. Последовали страшные удары копьями, и копья ломались от этих ударов, пробивая в щитах дыры, а кольчуги разрывая в клочья. Сёдла пустели, а всадники, выбитые из седла, брели, спотыкаясь, прочь; по крупам коней струился пот, с их морд падали клочья пены. Мечи стремительно поднимались и опускались, рубя врагов, которые с грохотом падали на землю, и некоторые из участников в страхе бежали с поля боя, надеясь впоследствии заплатить выкуп, некоторые же — чтобы предотвратить этот позор».

Уже в 13-м веке в турнирных уставах появляются требования использовать тупое или затупленное оружие. Появляются специальные кожаные доспехи и неметаллическое оружие.

Джостр с затупленным оружием. (pinterest.com)

4. Со времён правления Ричарда Львиное Сердце каждый из участников платил налог за турнир. Граф отдавал 20 марок серебром, 10 платил барон, 4 — обычный рыцарь с земельным наделом, а 2 марки брали с безземельного воина.

5. Побеждённого соперника могли брать в плен и требовать с него выкуп. Победитель имел право забрать доспехи и коня у поверженного противника. Приз турнира формировался за счёт взносов основных участников.

Несмотря на все сложности организации подобных мероприятий и негативного отношения церкви к этой забаве для знати, рыцарские турниры стали очень популярны в Европе к 13−14 столетиям. Они существенно повлияли и на военное дело, и на культурный климат на континенте.

Авраам и Исаак

Авраам и Исаак — Энтони ван Дейк

Иоганнес де Силентио считает, что Авраам — один из таких рыцарей веры. В Книге Бытия Бог сказал Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Авраам нежно любил своего сына, но, оплакивая эту судьбу, Авраам верно повиновался этому повелению. Когда он собирался совершить это действие, ангел остановил Авраама и наградил его сыном и его непоколебимой верой. Авраам полагал, что в результате того же парадоксального акта совершения убийства, в результате которого погибнет его сын, в силу абсурда его сын все равно останется живым и здоровым. Авраам был готов рискнуть всем ради Бога. Он был готов действовать, и в этом поступке он получил высшее благо, свое вечное счастье. Но «как» поступил Авраам? Он шел 3 дня шаг за шагом, уповая на Бога. Это пример сохранения живого ожидания, когда любой специалист по этике сказал бы, что оно должно умереть до того, как он уйдет из дома. Что случилось бы с его ожиданием, если бы он сказал Саре? Или Исаак? Ему придется объясниться, но он не смог. Поэтому он рискнул отстаивать истину того, что он считал высшим благом. Он сохранил свое решение нетронутым.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Путин поздравил с 85-летием первого командующего ВКС России Владимира Иванова

Посвящение в рыцари

Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.

Рис. 2. Рыцарское снаряжение.

Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.

По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.

В 14 лет юношей посвящали в оруженосцы. В этом статусе они должны были следить за оружием и доспехами своего рыцаря, сопровождать его в поездках и боевых походах.

Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.

Рис. 3. Посвящение в рыцари.

В праздничные дни в средневековье устраивали рыцарские турниры, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи.

Что мы узнали?

При изучении темы «Рыцарство» мы узнали, где и когда зародилось это понятие и что оно означает. Мы выяснили, какую роль играло рыцарство в средневековом обществе, какова была его основная функция, и как происходила подготовка и посвящение в рыцари.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Дурнопахнущие «красавчики»

Как известно, гигиена в Средневековье оставляла желать лучшего, особенно в Европе. Там люди могли не мыться годами, «благоухая» запахом пота и экскрементов. Особенным пренебрежением к собственной гигиене славились рыцари. Немаловажную роль играли в этом их доспехи. Снять самостоятельно их было очень сложно, поэтому во время военных походов рыцарь оставался в доспехах круглыми сутками. Поддетая под латы войлочная рубашка пропитывалась потом, запах от неё резал глаза. Известен даже случай, когда враги вычислили место, где остановились рыцари, только по запаху.

Сюда же стоит прибавить и амбре изо рта. Гигиена полости рта у рыцарей полностью отсутствовала. И хорошо, если к 30 годам у рыцаря оставалось хотя бы с десяток зубов. К тому же, рыцари любили выпить пива, заев его чесноком. Считалось, что чеснок избавляет от множества болезней

Так что дамам, которым рыцари оказывали своё внимание, приходилось всё это терпеть. Впрочем, и прелестные леди не утруждали себя чисткой зубов и ежедневным омовением

Так что рыцари, запах которых сбивал с ног, не сильно выделялись при дворе. Особенно внешне.

Это сейчас из-за идеализации образа рыцаря нам кажется, что все они были высокими мускулистыми мачо. На деле же средний рост рыцаря составлял около 160 сантиметров. Но в Средние века рост людей в целом был ниже, чем сегодня. Прекрасной внешностью тоже могли похвастаться далеко не все рыцари. Бушевавшие эпидемии оспы откладывали свои отпечатки на их лицах. Изрытое оспинами лицо рыцаря было привычной картиной. Равно как и борода, в которой то и дело застревали куски пищи. Бритьём «благородные мужи» себя не утруждали — по волосам и бороде ползали многочисленные выводки блох и вшей. В общем, рыцари были теми ещё «красавцами». А ещё, несмотря на существующий кодекс, многие из них были отъявленными подонками.

В

А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла

Пудрово-розовое пальто

Упадок рыцарства[править]

В эпоху Возрождения и Нового времени началось безобразие: уже можно было носить рыцарское звание (для почёту, который в стакане не булькает), но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня; кое-как содержать «самообеспечивающегося» жулика под видом слуги (который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт), а самому разъезжать на кошмарной полудохлой кляче.

Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье (то есть формально рыцарь) Шарль Ожье де Батц де Кастельмор д’Артаньян. Реальный д’Артаньян тоже присвоил себе титул, правда не рыцарский, а аж графский — в реальности Кастельморы были худородными дворянчиками (дед д’Артаньяна, купец Пьер Дебатц, присвоил себе звание дворянина после женитьбы на дворянке и оформления купленного его отцом Арно «замка» — на самом деле двухэтажного помещичьего дома — Кастельмор, вместе с дающим право на дворянство поместьем, благо в Гаскони такие фокусы ещё проходили). Но его отец Бертран женился на младшей дочери графа Монтескью д’Артаньян из старинного рода Фесензаков, и юный Шарль счёл, что имеет право на титул дяди, хотя его кузен Пьер имел на него куда больше прав. С другой стороны, Шарль был любимцем и верным подручным самого короля, который надавил на придворных герольдов, так что при жизни самого д’Артаньяна его титул сомнениям не подвергался, а дальше род захирел сам собою.

Обнищание рыцарей в Рейхе привело к тому, что Франц фон Зиккинген поднял восстание… рыцарей (!) против князей, возглавляемых князем церкви, под лозунгом усиления власти императора и ослабления власти князей, однако император в эту гражданскую войну предпочёл не вмешиваться.

Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в 30-летней войне обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости — их перевооружили по кирасирскому образцу.

В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны тот кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания, должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, в бой этот доспех надевался лишь частично в комплектации а-ля кирасир или дэми-лэнсер, а в полном комплекте — лишь в качестве парадного и турнирного (англичане продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).

Что любопытно, в Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что гусар, именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт.

А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце XIV в. превратился в «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина («русского лорда»); да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный церковный иерарх. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший» (буквальный перевод слова «сеньор»), которому воин служит — он такому воину вместо отца. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.

ГАЗ-69 фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector