Юнкерс ju-87 stuka

Литература

  • Fritz X. Zobel. Deutsche Sturzkampfbomber Ju 87 in Einsatz // Waffen-Arsenal. — 1995. — № 1995.
  • Deutsche Sturzkampfflugzeuge Ju 87, Ju 88 // Waffen-Arsenal. — № 133.
  • Shigeru Nohara, Masatsugo Shiwaku. Junkers Ju87D/G Stuka. — Dai Nippon Kaiga Co. Ltd, 1994. — (Aero Detail). — ISBN 4499226341.
  • Ju87 Stuka. — Squadron/Signal publications, 1986. — (Aircraft In Action).
  • Heinz J. Nowarra & Edward T.Maloney. Junkers Ju-87 Stuka. — Aero Publishers, 1966. — (Aero Series).
  • Matthew Willis. JUNKERS JU 87 STUKA. — MMPBooks, 2008. — (MMP: Yellow). — ISBN 978-8389450494.
  • Nick Beale. Ghost Bombers. The Moonlight War of NSG 9. — Classic Publications, 2001. — ISBN 1903223156.
  • John Weal. Junkers Ju87 Over The Mediterranean. — del Prado, 1999. — (Aircraft Of The Aces). — ISBN 8483722089.
  • Bily M., Velek M. Junkers Ju87A Stuka. — MBI, 1991. — (Letadla). — ISBN 8483722089.
  • Warpaint Junkers Ju 87 Stuka. — Hall Park Books, 2000. — (Warpaint Series).

Наследие немецкого инженера

External links

Галерея[править]

В заключении

Уже весной 1943 г. стало ясно, что у классической Ю-87 «Штука» в долгосрочной перспективе нет будущего из-за ее низкой скорости. Генерал-фельдмаршал Эрхард МИЛЬХ (Erhard MILCH), генеральный инспектор люфтваффе, 6 апреля 1943 г. выразился так:

Руководство ВВС отказалось от разработки модели-преемника, потому что для строительства новой конструкции потребовались бы годы. Таким образом, модель Ю-87 оставалась на службе до конца войны.

Подводя итог, можно сказать, что «Штука» была гораздо более эффективна при борьбе с танками, чем это часто считается в наши дни. Это относится как к бомбовым версиям «Юнкерс Ю-87», так и к «пушечным». 26 июля 1943 г. советский маршал Николай ВОРОНОВ докладывал Сталину:

Эта оценка вытекала в первую очередь из-за «Штук», которых особенно боялись из-за их высокой точности.

Чек-лист по осеннему уходу за любимыми многолетниками

«Черный дельфин»

Легендарная тюрьма «Черный дельфин» — самая крупная зона строгого режима для тех, кто получил пожизненный срок. Именно в «Дельфин» отправляются маньяки и извращенцы доживать остаток жизни.

В тюремном дворе вновь прибывших встречает фонтан со скульптурой черного дельфина, но сами заключенные никогда не видят эту статую. Эту часть маршрута во время прогулки они проходят с повязками на глазах. Снять повязку можно лишь на закрытой площадке, предназначенной для прогулок.

Преступники находятся в клетках, расположенных внутри отдельных камер, то есть живут “клетка в клетке.” Два человека делят помещение в 5 квадратных метров. Каждые 15 минут в камерах проходят проверки и переклички, яркий свет бьет в глаза днем и ночью, узники не имеют права лежать на кроватях до 23.00, любой шум карается посадкой в изолятор.

По данным статистики, от рук заключенных, содержащихся в «Дельфине», погибло около 3500 человек. Это в среднем по пять убийств на одного заключенного. Ещё никому не удавалось бежать из «Черного Дельфина».

В 1996-м, когда в стране отменили смертную казнь, заменив ее пожизненным, по этим зонам прокатилась волна самоубийств — смерть казалась предпочтительней жизни в этих стенах.

M16 – Валентинка

Структура

В битве под Курском

Первое крупное использования немецких противотанковых
самолетов произошло в битве под Курском. В начале июля 1943 г. противотанковые
эскадрильи на восточном фронте смогли использовать более 5100 машин «Хеншель
Hs 129» (Henschel Hs 129B),
«Юнкерс Ю-87G» и
«Мессершмитт Bf 110G» (Messerschmitt Bf 110G). Однако, основной удар танковых
бомбардировщиков по-прежнему ложился на плечи «Штук», которые
атаковали бомбами.

Штурмовик СС Вильгельм РОЕС (Wilhelm ROES) пережил наступление на Курск в
качестве радиста для связи с самолетами на командном танке лейбштандарта
«Адольф Гитлер»:

13 июля 1943 года командование 9 армии севернее Курска также
подтвердило то, что В.Роес пережил на юге:

Советские танки, пораженные пикированием

Под дружественным огнем

Время от времени войска могли на себе почувствовать, что
значит быть целью атаки «Штуки». Так, Рудольф фон Риббентроп (Rudolf von Ribbentrop) командир  танковой роты лейбштандарта:

Риббентроп и его люди слегка отстали. Другим же повезло
меньше. 13 июля 1943 г. Георг ЛУТТЕР (Georg LUTTER) военнослужащий
противотанкового подразделения, стал свидетелем того, как Ю-87
«Штука» непреднамеренно атаковала их позицию:

Наземная команда на полевом аэродроме у «Штуки». 1942 г.

Большой толковый словарь

ЗАШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; заштукатуренный; -рен, -а, -о; св. что. Покрыть, заделать штукатуркой. З. потолок. З. трещины в стене. Заштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Заштукатуриваться, -ается; страд. Заштукатуривание, -я; ср. НАШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. Разг. 1. Штукатуря, сделать работу в каком-л. (обычно большом) количестве. 2. кого-что. Обычно шутл. Наложить косметику (обычно небрежно или в большом количестве). 3. кого-что. Обычно шутл. Оставить на лице следы (ссадины, синяки и т.п.) после драки. Кто тебя так наштукатурил? НАШТУКАТУРИТЬСЯ, -рюсь, -ришься; св. Разг. Наложить на себя косметику (обычно небрежно или в большом количестве). Ну ты наштукатурилась! Наштукатуриваться, -аюсь, -аешься; нсв. ОТШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. (что). Разг. 1. Покрыть штукатуркой; оштукатурить. О. здание. 2. Кончить штукатурить. Отштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. (1 зн.). Отштукатуриваться, -ается; страд. (1 зн.). ОШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. (нсв. также штукатурить). что. Покрыть штукатуркой. О. стены. Оштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Оштукатуриваться, -ается; страд. Оштукатуривание, -я; ср. ПЕРЕШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. что. 1. Оштукатурить заново, ещё раз. П. потолок. П. коридор при въезде в квартиру. П. что-л. после плохой работы строителей. 2. Разг. Оштукатурить всё, многое. П. все стены. Перештукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Перештукатуриваться, -ается; страд. Перештукатуривание, -я; ср. ПОДШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. кого-что. Поштукатурить отдельные места чего-л. немного или дополнительно. П. стены. П. потолок. П. памятники старины. Разг. О человеке. Надо бы п. себя! Подштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Подштукатуриваться, -ается; страд. Подштукатуривание, -я; ср. ПОШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. 1. Покрыть стены, потолки и т.п. слоем штукатурки. 2. Штукатурить некоторое время. ПРОШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. что. Тщательно заштукатурить. П. помещение. Хорошенько п. стены. Проштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Проштукатуриваться, -ается; страд. ШТУКА, -и; ж. 1. (обычно с колич. сл.). Отдельный предмет из числа однородных, считаемых. Купи штук пять апельсинов. Сколько осталось сигарет? — Две штуки. Розы по двенадцать рублей за штуку. У тебя рубашек десять штук. 2. (обычно с опр.). Разг. Вещь, предмет, какое-л. явление, обстоятельство (часто незнакомые, непонятные, странные). Что это у вас за ш. Произошла вот какая ш. Я такую штуку видела! Одиночество — страшная ш. Вот в чём ш.; в этом вся ш. (в том, в этом главное, суть). О человеке. Он у нас тонкая ш. Иван Петрович непростая ш. 3. Разг. Выходка, проделка или хитрая выдумка. Мастер на всякие штуки. Устроить забавную штуку. Я на эти штуки не пойду. Ты опять за старые штуки? Я придумал одну штуку. // Ловкий трюк, ловкое движение. Акробатические штуки. Выделывать ногами всякие штуки. Показать замысловатую штуку с картами. 4. Целый, нетронутый, непочатый ещё предмет, изделие (обычно о рулоне ткани). Ш. холста, ситца. Ш. колбасы. Ш. масла. 5. Жарг. Тысяча рублей. Заработал полторы штуки. Вот так штука, в зн. межд. Выражает удивление. Штучка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. (кроме 4 зн.). Пять штучек конфет. Посмотри какая славная ш.! Ты свои штучки брось. Да ты хитрая ш.! Штучки-дрючки (разг. о чём-л. необычном, затейливом). Штучный (см.). ШТУКАТУР, -а; м. Рабочий, занимающийся штукатуркой стен, потолка и т.п. Квалифицированный ш. Бригада штукатуров. ШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; нсв. (св. оштукатурить и отштукатурить). (что). Покрывать стены, потолки и т.п. слоем штукатурки. Штукатуриться, -рится; страд. Штукатурение, -я; ср. Штукатурка (см.). ШТУКАТУРИТЬСЯ, -рюсь, -ришься; нсв. Неодобр. Сильно пудриться, румяниться; вообще пользоваться косметикой. Я пошла ш. Ты бы поменьше штукатурилась. ШТУКАТУРКА, -и; ж. 1. к Штукатурить. Ш. фасада здания. 2. Густой раствор из смеси цемента (извести, гипса), песка и воды, которым покрывают поверхность зданий, внутренних помещений и т.п.; затвердевший слой такой смеси на потолке, стенах и т.п. Покрыть штукатуркой. Отвалился кусок штукатурки. Роспись потолка по мокрой штукатурке. Окраска по штукатурке. Сухая ш. (строительный материал в виде больших тонких листов из гипса, оклеенного картоном, применяемый вместо штукатурных растворов для внутренней отделки стен и потолков). 3. Разг. О густом слое пудры, румян на лице. ШТУКАТУРНЫЙ, -ая, -ое. 1. Относящийся к штукатурке (1 зн.). Ш-ые работы. Ш-ое дело. // Предназначенный, служащий для штукатурки. Ш-ая машина. Ш. гипс. Ш. раствор. 2. Сделанный из штукатурки (2 зн.). Ш-ая облицовка. Ш-ое покрытие.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены, называемой «иерихонской трубой» (применялась до 1943 года), которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника.
Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.

Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов, расположенных близко к линии фронта, и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам вермахта.

Воющий истребитель танков

Название «Штука» происходит от аббревиатуры всех пикирующих
бомбардировщиков (STUrzKAmpbomber).
Однако, уже во время Второй мировой войны этот термин все теснее ассоциировался
с пикирующим бомбардировщиком «Юнкерс Ю-87» (Junkers Ju 87). Ничего не изменилось, и когда этот самолет
официально стал штурмовиком во время последней фазы войны. Даже сегодня все сначала
думают о Ю-87, когда возникает слово «Штука».

Летчики Люфтваффе являлись последовательными приверженцами концепции
пикирующей атаки. Поскольку она позволяла поражать даже маленькие цели с высокой
точностью. Британский летчик-испытатель Эрик БРАУН (Eric BROWN) оценивал Ю-87 «Штука», как лучший
пикирующий боевой самолет за всю историю:

Схема, демонстрирующая точку сброса бомбы при пикирующей атаке. 1940 г.

Основные задачи[править | править код]

Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах. По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).

Автомобиль военной полиции семейства ГАЗель NEXT

Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля  г. № 350:

  • реализация отдельных полномочий Министерства обороны по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах;
  • разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учётом основных направлений и этапов её развития;
  • обеспечение безопасности дорожного движения в Вооружённых Силах, реализация полномочий Министерства обороны по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области;
  • обеспечение передвижения войск по дорогам и сопровождение транспортных средств Вооружённых Сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства обороны, а также находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований и территории с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков Вооружённых Сил, с 2013 года обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны было закрыто для военной полиции в связи с малочисленностью штата военных комендатур гарнизонов;
  • разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование её состава и структуры;
  • руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
  • координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
  • быстрые и скоординированные действия при атаке на особо важных лиц, в том числе членов Министерства обороны, Генерального штаба и других лиц.
  • первая помощь или поддержка, особенно полиции, или в армии в особых случаях.

Общая информация

Ju-87 в Польской кампании

Перед
началом второй мировой войны летом 1939 г. на вооружении 9 авиагрупп находилось
348 Ju87. 300 были полностью боеготовы. Все самолеты уже только модификации В-1.
Более старые
Ju-87А передали в учебные подразделения.

1 сентября 1939 года в 4 часа 34
минуты обер-лейтенант Бруно Диллей из 3-го отряда 1-й эскадры пикирующих
бомбардировщиков нажал кнопку бомбосбрасывателя, и первые бомбы упали на
польском берегу Вислы. Началась вторая мировая…
«Восемьдесят седьмые» действовали в тылу противника, уничтожая коммуникации
и военные объекты. Но вскоре, в результате полной безнаказанности, «штуки»
начали «охотиться» даже за второстепенными целями, используя свои крыльевые
пулеметы.8 сентября они были привлечены к выполнению стратегической
задачи – около 140
Ju-87 совершили массированный налет на Варшаву. Интересно, что
первую воздушную победу во второй мировой войне также одержал экипаж
Ju-87. Стрелок Франк Нойберт сбил из турельного пулемета
польский истребитель PZL P.11.C.Польская авиация в первые же дни войны
была полностью подавлена, и
Ju-87 действовали довольно нагло. Их потери оказались
незначительными – 30 машин. Из них только 11 были сбиты истребителями.
После Польши немцы стали готовиться и к большой войне на Западе. Это,
естественно, не могло не отразиться и на программе усовершенствования
пикирующих бомбардировщиков. Ведь если в Польше
Ju-87 . могли наносить удары по любому району, то их дальности
для действия против Англии и Франции уже не хватало. Пришлось создавать
новый вариант самолета
Ju-87R-1, оснащенный двумя 300-литровыми подвесными топливными
баками, что увеличило дальность полета с 800 до 1400 км (правда, бомбы под
крыло уже не вешались).Летом 1940 г. на вооружение начал поступать
самолет с более мощным 1200-сильным двигателем Jurno 211Da, получившим
обозначение
Ju-87B-2. Ему соответствовал и дальний пикировщик R-2.
Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток
Ju-87 – его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях
под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе,
Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения,
понесли ощутимые потери.
В немалой степени этому способствовали английские Спитфайры и Харрикейны,
вооруженные восемью пулеметами каждый, и которые были гораздо более
эффективны, чем польские истребители, с двумя-четырьмя пулеметами.Еще
более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе битвы за Англию.
Уже через 6 дней после начала этой воздушной операции командование люфтваффе
решило прекратить использование
Ju-87 на данном направлении. В противном случае это могло бы
привести к полному истреблению всех соединений немецких пикировщиков.
Штуки были переброшены на Балканы, в Италию и Северную Африку. Здесь, в
условиях слабого противодействия вражеской авиации они вновь доказали свою
высокую эффективность, в том числе и при ударах по кораблям противника.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирена, называемая «иерихонской трубой» и применявшаяся до 1943 года. Она приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Так же сирена была необходима для того, чтобы в случае отказа автоматики вывода из пикирования пилот не забыл убрать воздушные тормоза при выводе самолёта из пикирования, так как полет и набор высоты с выпущенными тормозами невозможен. Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.

Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов, расположенных близко к линии фронта, и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам вермахта.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирена, называемая «иерихонской трубой» и применявшаяся до 1943 года. Она приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Так же сирена была необходима для того, чтобы в случае отказа автоматики вывода из пикирования пилот не забыл убрать воздушные тормоза при выводе самолёта из пикирования, так как полет и набор высоты с выпущенными тормозами невозможен.
Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.

Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов, расположенных близко к линии фронта, и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам вермахта.

ТТХ

Ju 87A Ju 87B Ju 87D Ju 87G
Производился 1936-1938 1938-1941 1941-1944 1941-1944
Класс пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик штурмовик
Длина 10,8 м 11,1 м 11,1 м 11,1 м
Размах крыла 13,8 м 13,8 м 13,8 м 13,8 м
Высота 3,9 м 3,9 м 3,9 м 3,9 м
Площадь крыла 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м²
Вес пустого 2273 кг 2760 кг 2810 кг 3600 кг
Максимальный вес 3324 кг 4400 кг 5720 кг 5100 кг
Двигатель Junkers Jumo 210D Junkers Jumo 211А1 Junkers Jumo 211J Junkers Jumo 211J
Максимальная мощность 720 л. с. 1000 л. с. 1410 л. с. 1410 л. с.
Максимальная мощность 530 кВт 736 кВт 1037 кВт 1037 кВт
Максимальная скорость 310 км/ч 383 км/ч 408 км/ч 375 км/ч
Максимально допустимая скорость 550 км/ч 650 км/ч 650 км/ч
Дальность 800 км 600 км 1165 км 1000 км
Потолок 9430 м 8000 м 9000 м 7500 м
Скороподъёмность 3000 м за 8,8 мин. 3000 м за 14,0 мин. 3000 м за 13,6 мин.
Курсовое вооружение 1×7.92 мм MG 17 2×7.92 мм MG 17 2×7.92 мм MG 17 или 2×20 мм MG 151 2×7.92 мм MG 17и 2×37 мм BK 37
Оборонительное вооружение 1×7.92 мм MG 15 1×7.92 мм MG 15 1×7.92 мм MG 81Z(спареный MG 81) 1×7.92 мм MG 81Z(спареный MG 81)
Максимальная бомбовая нагрузка 500 кг 700 кг 1400 кг нет
Стандартная бомбовая нагрузка 1×250 кг (под фюзеляж) 1×250/500 кг (под фюзеляж) + 4×50 кг (под крылом) 1×500 кг (под фюзеляж) + 4×50 кг (под крылом) или 1×1000 кг (под фюзеляж) нет

Строй кораблей

Одно из главных требований, предъявляемых боевому строю военных кораблей, заключается в том, чтобы не только передвигаться к месту (во время) морского сражения, но и предоставить каждому судну возможность максимально использовать свои сильные стороны, наступательные и оборонительные, прикрывая в то же время слабые; для этого каждый корабль должен лежать на наивыгоднейшем курсовом утле и находиться в наиболее удобном для данного момента боя расстоянии от неприятеля.

В Военно-морском флоте, уже традиционно, используются следующие способы расположения:

  • Походный ордер
  • Боевой ордер

Рекомендации

Эффективность и боевое применение

Мало какой самолет периода Второй мировой войны вызывал столько ожесточенных дискуссий, как немецкий бомбардировщик Ju-87 Stuka. Этот пикировщик нередко называют самым эффективным оружием Люфтваффе, другие же авторы нещадно критикуют его за тихоходность и высокую уязвимость для истребителей противника.

В советской историографии чаще всего придерживались последнего мнения: Ю-87 нещадно ругали, зато всячески превозносили достоинства советского «летающего танка» Ил-2. Немецкую машину обычно описывали, как самолет чистого неба, эффективный только там, где нет зенитного огня. Подчеркивался тот факт, что «лаптежники» быстро растеряли весь свой смертоносный шарм, после того как в Красной армии появилось достаточно средств ПВО и истребителей.

Действительно, потери Ju-87 во второй половине войны значительно возросли, однако они не были так катастрофичны, как описывают советские учебники. Вот, например, данные о потерях 2-й и 77-й пикировочных эскадр во время операции «Цитадель» (битва на Курской дуге). Источник информации – отчет о потерях службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе.

За первый день операции (5 июля), совершив 1071 вылетов, оба подразделения потеряли всего лишь четыре самолета. 7 июля немецкими пилотами было сделано 746 вылетов, что привело к потере одного бомбардировщика. Правда, затем потери стали выше: на один сбитый самолет приходилось 116-117, а потом и 74-75 вылетов.

В среднем же во время операции «Цитадель» на один потерянный пикировщик Ju-87 приходилось примерно 153 боевых вылетов. Тогда как на один сбитый советский штурмовик Ил-2 из состава 2-й воздушной армии, которая находилась на этом же участке фронта, приходилось всего лишь 16-17 вылетов. Получается, что уровень потерь советских самолетов был почти на порядок выше. Следует отметить, что части Воронежского фронта, против которых действовали немецкие подразделения, были достаточно насыщены зенитными орудиями и прикрыты истребительной авиацией.

Впервые немецкие пикировщики были применены во время гражданской войны в Испании. Эти машины были на вооружении легиона «Кондор». Так что обкатка и усовершенствование Ju-87 происходило в реальных боевых условиях.

Ju-87 блистал в начальный период войны: он показал себя как суперэффективное оружие во время вторжения гитлеровцев в Польшу, Францию и Норвегию. Во время польской кампании немцы потеряли всего лишь 31 самолет. Битва за Британию впервые показала немцам уязвимость этой машины для истребителей противника: из-за слишком больших потерь использование пикировщиков в этой операции было приостановлено.

В южной части европейского ТВД в сражениях с теми же англичанами за Крит и Мальту «штука» оказалась куда более эффективна, потому что здесь ей не противостояло такое количество истребителей.

Ju-87 прекрасно показал себя на Восточном фронте в первые годы войны. В этот период применение пикировщиков часто решало исход тех или иных операций. «Лаптежники» сыграли решающую роль в окружении советской группировки под Вязьмой и ее последующем разгроме. Огромный вклад Ju-87 внесли в катастрофический для Красной армии исход Харьковской операции в 1942 году. Непрерывные удары пикировщиков срывали атаки советских войск под Ленинградом и Ржевом.

Пикировщик Ju-87 был довольно эффективным противотанковым средством. Самым результативным пилотом «штуки» в годы Второй мировой войны был Ганс-Ульрих Рудель. На его счету около 2 тыс. единиц уничтоженной бронетехники противника (в основном советской), в том числе и более пятисот танков (правда, много историков сомневается в этих цифрах). Кроме того, Рудель уничтожил несколько кораблей, включая и линкор «Марат» на рейде Кронштадта.

Однако с ростом мощи советских ВВС он стал нести слишком большие потери и, в конце концов, был заменен штурмовиком Fw-190A.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector