Краткое техническое описание су-17мз последних серий

Вооружение

Боевая нагрузка общей массой до 4000 кг подвешивается на 6 пилонов: 2 фюзеляжных и 4 подкрыльевых. Первые серийные Су-17 не несли управляемого оружия класса «воздух-поверхность». На последующих модификациях этот недостаток был устранён, и на 2 внутренних подкрыльевых пилона подвешиваются УР либо КАБ различных типов. Су-17М поначалу брали |Х-23М| и противорадиолокационные|Х-28| . Позднее номенклатура была расширена возможностью подвески|Х-25| и|Х-29Л| . Су-17М2 также несли все вышеупомянутые системы. Данная модификация первой в семействе Су-17 получила на вооружение УР|Р-60| . На Су-17М3 количество подфюзеляжных пилонов увеличено до 8. Су-17М4 и Су-22М имеют десять узлов внешней подвески (4 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых. При этом 2 центральных подкрыльевых пилона предназначены исключительно для подвески УР класса «воздух-воздух»|Р-60| ), на которых может размещаться боевая нагрузка общей массой до 4250 кг, в том числе УР класса «воздух — земля» с телевизионным или лазерным наведением типа|Х-25М| и|Х-29| , противорадиолокационные ракеты типа|Х-28| и|Х-58| , бомбы, контейнеры малогабаритных грузов, подвесные пушечные установки, НАР и другое вооружение. Су-17М4 способны нести наиболее разнообразную гамму управляемого вооружения: бомбы|КАБ-500Л| ; корректируемые ракеты|С-25Л| ; УР типов|Х-25МЛ| /|Х-25МР| ,|Х-27| ,|Х-29Л| /|Х-29Т| ; противорадиолокационные УР|Х-25МП| ,|Х-27| ,|Х-58| . Все модификации берут в блоках НУРС типов|С-5| ,|С-8| либо|С-13| , а также одиночные НУРС|С-24| и|С-25| . Среди других типов подвесного вооружения числятся свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; бомбокассеты|РБК-250| и|РБК-500| , пушечные контейнеры|КМГУ| ; зажигательные баки. Под СЧК также оборудуются 2 1156-л или 830-л ПТБ. В корневой части крыла (по другим данным — в центроплане) размещены две пушки|HP-30| (30-мм) с боезапасом 80 выстрелов на ствол. Для поражения наземных РЛС на истребителе-бомбардировщике может подвешиваться контейнер с системой«Вьюга» , обеспечивающей целеуказание для противорадиолокационных ракет|Х-28| и|Х-58| .

Боевое применение Су-17

Первые Су-17 стали поступать в подразделения ВВС СССР в 1972 году. В этот же период начались и экспортные поставки самолета. В 1970-1971 гг. конструкторами ОКБ Сухого была разработана экспортная версия машины – Су-20, которая в 1972 году начала поставляться в Египет. Конструкция Су-20 была практически аналогичной Су-17М, имелись небольшие различия в бортовом оборудовании и системе вооружения самолета.

В 1973 году началась разработка еще одной экспортной модификации машины – Су-22. Су-22 получил новый двигатель Р-29БС-300 и ракеты Р-3С и Х-23.

Первые машины Су-22 получили военно-воздушные силы Перу.

С 1973 по 1990 год было изготовлено около семи сотен самолетов модификации Су-20 и Су-22. Они стояли на вооружении стран-союзниц Советского Союза по Варшавскому договору, а также государств, которым СССР в разные годы оказывал военную помощь.

Су-17 и его экспортные модификации Су-20 и Су-22 теоретически имели возможность вести воздушный бой против западных истребителей третьего поколения, но в таком качестве эти машины почти никогда не использовали. Впервые Су-20 был применен во время арабо-израильского конфликта 1973 года. Этот самолет стоял на вооружении ВВС Сирии и Египта. Су-20 наносили удары по израильским военным и промышленным объектам. В ходе боевых действий было потеряно 12 Су-20.

Су-17 очень активно использовался во время афганской войны, он стал единственным советским самолетом, который прошел эту кампанию от ее начала до конца. Су-17 применялся в качестве бомбардировщика, штурмовика и разведчика. Кроме того, эта машина в модификациях Су-20 и Су-22 стала основой афганских ВВС. За время этого конфликта было потеряно около тридцати машин (точных данных нет). Несколько самолетов экспортных модификаций (Су-20 и Су-22) были сбиты истребителями пакистанских ВВС. Один Су-22 был угнан афганским пилотом в Пакистан. Несколько Су-22 попали в руки талибов после захвата ими власти в стране. Позже вся авиация Талибана была уничтожена американцами на аэродромах.

Су-20 и Су-22 являлись основной машиной ВВС Ирака во время ирано-иракской войны. Общие потери этих самолетов во время данной кампании составляют более шестидесяти машин.

Во время первой войны в Персидском заливе Ирак перегнал 44 Су-20 в Иран, чтобы уберечь их от ударов авиации международной коалиции. После окончания войны власти Ирана отказались отдавать самолеты их законному владельцу.

Су-17 применялся ВВС Анголы в ходе гражданского конфликта против партизан организации УНИТА.

ВВС Ливии использовали эти машины для нанесения ударов по силам мятежников на начальном этапе гражданской войны.

ВВС Йемена применяли Су-17 против шиитских мятежников.

В настоящее время ВВС Сирии использует Су-17 для нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям повстанцев. Известно минимум о пяти потерянных машинах. В начале сентября 2020 года в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор был сбит Су-22М4 сирийских ВВС. Летчик погиб.

Бортовое оборудование и системы

Наиболее современные самолеты, типа Су-17, — истребители-бомбардировщики Су-17М4 и -22М — оснащены прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54 , в состав которого входит ЦВМ. Для решения разведывательных задач самолет может комплектоваться контейнером комплексной разведки ККР, в котором размещаются АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС БО, ИК система, а также осветительные патроны для фотографирования в ночных условиях. Су-17 и Су-17М оснащались бомбоприцеломПБК-2 и стрелковымАСП-5НД-7 . На Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенныйАСП-17 . Установленный на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Для наведения УР |Х-23М| применялась аппаратура управления«Дельта» , размещённая в подвесном контейнере. Для наведения |Х-25МЛ| и |Х-29Л| использована лазерная станция«Прожектор» , также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17М2, помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель«Фон-1400» . На Су-17М3 вместо него установлен более совершенный«Клён-54» , прицелАСП-17 , индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении«Сирена-3» и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполейКДС-23 иАСо-2В . Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеруАФА-39 .

Модификации

За свое недолгое существование ПП-91 приобрел несколько различных модификации. В основе своей это изменения под питание боеприпасами различных видов, но встречаются и более основательные варианты. К незначительным модифицированным образцам можно отнести ПП-91-01 (с встроенным глушителем) и ПП-91-02 (Не ушедшая в серию самозарядная модель).

Чуть более интересен был образец использующий патрон 9*18 ПММ. Он получил название ПП-9 “Клин”. Его производили для МВД РФ в начале 2000 годов. Кроме улучшенного боеприпаса, дающего боле высокий показатель баллистики, изменения коснулись затвора (у него увеличилась масса) и появились винтовые канавки внутри патронника.

Хоть и патрон 9*18 ПМ и широко распространен и склады им просто завалены, он не удовлетворял своим качеством, что негативно сказывалось на эффективности боя. Конструкторами было принято решение начать изготовление ПП-919 “Кедр-2” под боеприпас 9*19 “Parabellum”. Данный вариант поступил в Налоговую полицию.

Сын Драгунова, Андрей и В.М. Калашников спроектировали и свою модификацию ПП-91, под наименованием ПП-27 “Клин-2”. В нем магазинная шахта перенесена в рукоять на манер Израильских “Узи”.

Для служебного пользования инкассаторов и сотрудниками частных охранных организаций разработана особая модификация — ПКСК-10. Ее главное отличие в применении ослабленного и слаборикошетирующего боезаряда 9*17 Куртц. Изменения коснулись и внутренних механизмов – ведение стрельбы в автоматическом режиме отсутствует. Возможность установки пламегасителя не предусмотрена. Яркой частью является выкрашенная в белый цвет крышка ствольной коробки.

Эта отметка позволяет сотрудникам полиции идентифицировать оружие как не боевое. Магазин всего на 10 патронов.

В качестве тренировочных и спортивных вариаций производятся модели КМО-9 “Корсак” 9*21 мм и КСО-9 “Кречет” 9*19 мм. Оба изделия имели удлиненный ствол, были самозарядными, оснащались магазинами только на 10 патронов.

ПСТ “Капрал” самозарядный вариант, рассчитанный под патрон 10*23 мм Т, травматический. Стоит на вооружении у охранных организаций. Обойма десятизарядная.

ППА-Х “Тирекс” – реплика максимально похожая на оригинальный ПП-91. Принцип действия основан на использовании пневматики. Стреляет 4-мм пульками-шариками. Может вести огонь очередями. Боевым оружием не является.

ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ

Работы по глубокой модернизации самолёта Су-25, начатые в ОКБ П.О.Сухого в 1976 году, привели к появлению «противотанкового» штурмовика Су-39. Проектирование машины (первоначальное обозначение – Су-25Т, «фирменное» – Т-8М), создаваемой на базе самолёта Су-25УБ, было завершено в 1982 году, а прототип машины впервые поднялся в воздух 17 августа 1984 года. Его испытания продолжались до середины 1990 года.

Су-25Т получил по сравнению с «родоначальником» семейства новое БРЭО, расширенную номенклатуру вооружения и усовершенствованный комплекс боевой живучести.

Су-25Т

Первая серийная машина взлетела 26 июля 1990 года, а всего до конца 1991 года выпущено 11 машин данной версии, и в 1992-96 гг. они были переданы в ВВС России. Часть производственного задела по машине (называется цифра в 12 самолётов) достроена Грузией уже самостоятельно. В 1994 году обозначение Су-25Т изменено на Су-39.

В январе 1986 года принято решение о создании всепогодной модификации самолёта круглосуточного действия – Су-25ТМ (Т-8ТМ) с новым БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения. Правда, первый полёт опытный самолёт данной версии совершила только 4 февраля 1991 года. А первая предсерийная машина поднялась в небо 15 августа 1995 года. Да и построили их всего 4 экземпляра…

Су-25ТМ

Под обозначением Т8-Б в 1985 году в ОКБ Сухого велись работы по созданию усовершенствованной версии Су-25. С 1988 года начаты работы над Су-25Б – дальнейшему развитию машины. Она должна была получить новый двигатель Р-195, изменённый состав БРЭО, увеличенную массу боевой нагрузки и усиленное бронирование.

Также был разработан и вариант Су-25 с 45-мм авиационной пушкой, работающей на активно-реактивном принципе, которую предполагалось разместить в неподвижной подфюзеляжной установке. Её скорострельность оценивалась в 1250 выстр./мин. В одном из вариантов она размещалась стволом против полёта. Это должно было повысить вероятность поражения цели и снизить вероятность обстрела в заднюю полусферу при выходе Су-25 из атаки. Уменьшение разницы скоростей «самолёт-снаряд» компенсировалось тем, что второй из них имел ракетный двигатель.

Кроме того, велись работы по созданию штурмовика ВВП для нужд ВВС на базе самолёта Як-141.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ

Первые попытки создания удлинённой версии Ил-76 (носил обозначение Ил-176) относятся к 1976 году и появились, очевидно, под влиянием создания американскими авиаконструкторами самолёта С-141В. Тогда же было выяснено, что с существующими двигателями Д-30КП самолет не имеет преимуществ перед обычным Ил-76. С конца 70-х годов велись работы по созданию более мощных двигателей Д-30КП-30 тягой 14000 кгс и Д-30КП-30-17 тягой 17000 кгс. В последующем к удлинённой версии (с Д-30КП-30) возвращались в 1980 году, но полноценные работы, завершившиеся созданием реального самолёта Ил-76МФ, начались только в 1987 году. 1 сентября 1995 года новая машина совершила свой первый полёт, а её государственные испытания были завершены 22 апреля 2003 года.

Ил-76МФ

По воспоминаниям Р. Р. Газиева, главного конструктора ТАПОиЧ по модификациям Ил-76:

Ил-76МФ получил более мощные двигатели ПС-90А-76 тягой по 14500 кгс, новое оборудование, в частности, новый ПНПК (прицельно-навигационный пилотажный комплекс) «Купол-3». На 6.6 м удлинена грузовая кабина, что позволило в конечном итоге увеличить на 15-20% дальность полёта, на 22 т – грузоподъёмность и снизить на 12% расход топлива. Вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-6А заменена на ВКТД-43, сходной с установленной на Ту-204. В ходе испытаний (летом 2000 года) самолёт выполнял десантирование шести платформ П-7, а также использовал инерционный метод десантирования (создание угла кабрирования и смещение платформ под собственным весом). Экипаж самолёта сокращён до 5 человек: отказались от «услуг» бортового радиста и оператора кормовой пушечной установки.

Всего построено три Ил-76МФ: один опытный и два серийных для ВВС Иордании (в 2010-11 гг.), но все они уже не летают. Первый находится на хранении на территории ТАПОиЧ, а два других – в Иордании, будучи выставленными на продажу. К сожалению, в коммерческой эксплуатации машины оказались очень дорогими. Несколько фюзеляжей Ил-76МФ остались в цехах ТАПОиЧ недостроенными.

Также предполагалось продолжить работы по совершенствованию Ан-124: в варианте Ан-124М (также приводится обозначение Ан-122) планировалось усилить конструкцию самолёта. При этом за счёт применения перспективных конструкционных материалов масса снаряженного «Руслана» должна была вырасти незначительно. После усиления конструкции предполагалось в полном объёме использовать весь объём топливных баков самолёта (в то и в настоящее время это не делается из-за ограничений по конструкции самолёта). Поэтому количество топлива на борту возрастало с 213 до 250, а в перспективе – и до 300 тонн. При этом дальность полёта доработанной машины с грузом 150 тонн должна была составить около 5000 км.

Характеристики Су-17

Модификация   Су-17
Размах крыла, м  
при мин. стреловидности   13.70
при макс. стреловидности   10.03
Длина самолета, м   18.90
Высота самолета, м   4.97
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности   38.50
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности   34.50
Масса, кг пустого   9600
Масса, кг максимальная взлётная   16280
Двигатели   1 ТРД АЛ-7Ф-1-250
Тяга, кгс   1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч у земли   1350
Максимальная скорость, км/ч на высоте   2230
Потолок высоты, м   16500
Дальность полета, км   2300
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки НР-30
 Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески
 УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)

Истребитель-бомбардировщик Су-17. На чертеже:

1 —гаргрот; 2— антенна радиокомпаса АРК-10; 3 —отсек блоков САУ-22; 4—отсек радиооборудования; 5—перископ ТС-27АМШ; 6—аварийный ПВД-7; 7—антенны системы «Пион»; 8—антенны системы СРО-2М; 9—датчик; 10—подвижный радиопрозрачный конус; 11—посадочная фара; 12 — створки ниши передней опоры шасси; 13—окно выброса стреляных гильз; 14 — створки ниши основной опоры шасси; 15—узел поворота консоли; 16—ПЧК; 17 — воздухозаборник охлаждения отсека двигателя; 18 — цельно-поворотный стабилизатор; 19 — противофлаттерный груз; 20—разрядник статического электричества; 21 — 850-литровый ПТБ; 22—НАР С-24; 23 — ПУ-12-40У; 24 — 1150-лит-ровый ПТБ; 25—противопомпажные створки; 26—козырек фонаря; 27—петлевая антенна радиокомпаса АРК-10; 28—подвижная часть фонаря; 29—пилон подвески вооружения; 30—балочный держатель БДЗ-57М; 31 —аэродинамический гребень; 32—окно перепуска воздуха ТРДАЛ-7Ф-1-250; 33—крышки люков разъемов гидросистемы; 34—тормозной щиток; 35 — бортовой аэронавигационный огонь; 36—крышки люков САРПП; 37—антенны станции предупреждения об облучении «Сирена-ЗМ»; 38—радиопрозрачный обтекатель антенны радиостанции; 39 — антенна системы МРП-56М; 40—антенны системы «Пион»; 41 —хвостовой аэронавигационный огонь; 42—створка контейнера тормозного парашюта; 43 — крышка лючка замка створки контейнера; 44—крышка люка фитинга; 45—колесо КТ69/4У (880×230 мм); 46—защитная накладка из нержавеющей стали; 47—амортизационная стойка; 48 — колесо К2-106А (600×200 мм); 49—левый щиток приборной доски; 50 — щиток указателя поворота крыла самолета и пульт управления предкрылками; 51 — пульт прицела для бомбометания с кабрирования ПБК-2; 52—прицел АСП-Г1Ф-7; 53 —верхний щиток приборной доски с аварийным табло; 54—правый щиток приборной доски с информационным табло; 55—центральная панель приборной доски; 56 — термостат регулятора температуры воздуха в кабине; 57—указатель термометра выхлопных газов турбостартера; 58 — белая полоса; 59 — жалюзи продува отсека пушки НР-30; 60—крышка люка пушки; 61—крышка отсека фотокинопулемета АКС-5-57; 62—антенны системы госопознавания; 63 — отклоняемый предкрылок; 64—элерон; 65 — поворотные закрылки; 66 — закрылок в убранном положении; 67 — закрылок в выпущенном положении; 68—ствол пушки НР-30; 69—крышка люка переднего отсека радиооборудования; 70,71 —гидроцилиндры уборки шасси; 72—амортизационная стойка; 73—зажигательный бак ЗБ-ЗбО; 74 — балочный держатель БДЗ-57М

История

Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.

В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.

После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.

Страны-эксплуатанты

Интересные факты

Самолеты Су-17 стали первыми машинами для сброса ядерных бомб в режиме кабрирования. Для этого пилот выполнял половинную мертвую петлю и в верхней части фигуры совершал переворот на 180 градусов, одновременно сбрасывая боевой заряд. Затем летчик включал форсированный режим работы двигателя и быстро уводил самолет от точки взрыва.

Для тренировок летного состава такому приему бомбометания применялась учебная бомба ИАБ-500, которая имитировала вспышку и пылевой «гриб» атомного взрыва.

На пике применения самолета Су-17 в Афганистане в день совершалось до 9 вылетов в день. Это было достигнуто за счет совмещения операций наземного обслуживания.

История создания Су-17

В 1960 году на вооружение советской армии был принят истребитель-бомбардировщик Су-7, обладавший весьма высокими для своего времени характеристиками. Однако военных не устраивала его посадочная скорость, были и другие замечания относительно конструкции самолета, его электроники и вооружения.

Специалисты ЦАГИ совместно с конструкторами ОКБ Сухого предложили оригинальную конструкцию крыла для нового самолета: угол меняла только его консольная часть (приблизительно половина размаха). Благодаря такой конструкции практически не пришлось менять фюзеляж исходной машины (Су-7). Размер центроплана определялся расположением основных стоек шасси самолета. Кроме того, подобное техническое решение практически не приводило к изменению центровки машины при изменении крыла, самолет показывал хорошую устойчивость при всех углах стреловидности в широком диапазоне скоростей.

Новый истребитель-бомбардировщик получил обозначение МС-19, работы над его созданием стартовали в 1965 году. Прототипом для новой машины стал истребитель-бомбардировщик Су-7БМ. Главным конструктором нового проекта был назначен Зырин. Инженерам необходимо было разработать поворотную консоль и шарнир, а также усилить конструкцию центроплана самолета и создать механизм синхронизации для двух частей крыла.

Дополнительные элементы конструкции сделали самолет на 400 кг тяжелее.

В ходе проектных работ было решено использовать на новой машине механизацию передней кромки крыла (кроме закрылков).

В конце 1965 года чертежи истребителя-бомбардировщика были переданы в производство. 2 августа 1966 года новый самолет поднялся в воздух. В ходе полета пилот несколько раз перекладывал крыло. Успешный ход испытаний позволил показать новый самолет на воздушном параде в Тушино в июле 1967 года. В ноябре того же года появилось постановление Совмина СССР о начале серийного производства новой машины в 1969 году. Она получила наименование Су-17.

Серийное производство Су-17 началось на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, до этого там выпускали Су-7. Первым подразделением, в которое стали поступать Су-17, стал 523-й авиационный полк ДВО.

Су-17 показывал лучшие летно-технические характеристики по сравнению со своим прототипом Су-7БМ. Новый истребитель-бомбардировщик имел большую дальность полета и его продолжительность, несмотря на уменьшенный объем топливных баков и увеличение массы машины, улучшились и его взлетно-посадочные характеристики. Также значительным изменениям подверглось бортовое электронное оборудование самолета.

Если говорить о проекте Су-17 в целом, то необходимо отметить простое и недорогое техническое решение, которое значительно улучшило летные характеристики уже существующей машины. Также оно позволило легко, быстро и дешево наладить серийное производство нового самолета на заводе, который ранее выпускал Су-7.

Модернизация расширила тактические возможности самолета, а также увеличила диапазон его использования. Однако увеличение массы Су-17 практически свело на нет все улучшения, достигнутые на опытных машинах.

Вы здесь

Главная » Блог » Прочие » Су-17 2015-03-06

Прочие

Су-17

Советский истребитель модели Су-17 был разработан советскими конструкторами в 60-х годах прошлого века. Особенностью данного аппарата было то, что он оснащен крылом, которое могло менять свою геометрию. Данная машина нашла свое признание как в России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, данный самолет был использован во многих международных конфликтах.

История создания самолета Су-17

Перед конструкторским бюро Сухого была поставлена задача по созданию качественного истребителя, который мог бы заменить Су-7. Первоначально конструкторы планировали провести глубокую модернизацию данной машины: усовершенствовать систему бортового оборудования, характеристики машины при взлете и посадке. Также новый самолет оснащен крылом с изменяемой геометрией. Данная технология постройки крыла была прогрессивной в то время и придавала самолету отличные характеристики при управлении машиной.

Главным конструктором был назначен опытный руководитель и разработчик Н.Г. Зырин. Новую машину при проектировании обозначали как С-22И. Первый полет прототип самолета Су-17 произвел в августе 1966 года. Уже через год самолет был представлен публике на авиашоу в Домодедово.

Что касается испытаний, то тут нужно отметить тот факт, что самолет показал наилучшие характеристики полета и выполнения посадки и взлета. Конструкторам удалось достичь большей дальности полета машины. Серийное изготовление самолета Су-17 началось с 1969 года под первоначальным обозначением С-32. А первый Су-17 начали изготовлять с 70-х года прошлого века на заводе имени Гагарина, что в Комсомольске. Самолет использовался ВВС СССР в основном на Дальнем Востоке. Производство данной машины продолжалось вплоть до 1990 года, за это время было выпущено 2867 самолетов самых разнообразных модификаций.

Модификации Су-22

  • С-32М2Д – первый прототип Су-22.

  • Су-22 – экспортная модификация Су-17М2. От базовой модели отличается двигателем Р-29Б-300. Впервые поднят в воздух в январе 1975 г. Серийно производили в 1976-1980 годах.

  • Су-22М – экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.

  • Су-22М3 – доработанный вариант Су-22М, в который установлен полный комплект БРЭО Су-17М3. Двенадцать самолетов были изготовлены в 1981-1982 гг. и проданы в Венгрию.

  • Су-22М3Р – разведывательный вариант, построен на базе Су-22М3.

  • Су-22М4 – экспортная модификация Су-17М4. В составе силовой установки имел двигатель АЛ-21Ф-3. Время производства – 1984 – 1990 гг.

  • Су-22Р – разведчик, сконструирован на основе Су-22.

  • Су-22М4Р – разведывательная версия самолета Су-22М4.

  • Су-22УМ – учебно-боевая версия истребителя, совершившая первый полет в конце 1979 года. Производился с 1979 по 1982 годы.

  • Су-22УМ3 – учебный самолет, аналог Су-22УМ, который поставлялся за границу. Всего были выпущены 4 машины для Венгрии в 1981-1982 гг.

  • Су-22УМ3К – усовершенствованный Су-22УМ, который имел в оснащении двигатель АЛ-21Ф-3 и производился в 1983-1985 годах.

Истребитель-бомбардировщик Су-22, созданный коллективом КБ П. О. Сухого, в 1970-1980 гг. стоял на вооружении Советских ВВС.

В годы его эксплуатации он отвечал всем требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса: большая скорость полета, совершенное бортовое оборудование, мощное вооружение.

Силовая установка: АЛ-21Ф-3 тягой 76,5 кН без включения форсажа, 110 кН — с форсажем.

Самолет был вооружен двумя пушками НР-30 калибра 30 мм. Масса ракетной и бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Самолет имел изменяемую геометрию крыла.

Тактико-технические характеристики Су-22

  • Размах крыла, м 10,00-14,00

  • Длина, м  17,00

  • Высота, м  4,70

  • Площадь крыла, м2  34,45

  • Масса пустого самолета, кг  10 800

  • Стартовая масса, кг  16300

  • Стартовая масса, max., кг  20 000

  • Скорость полета у земли, км/ч … 1350

  • Скорость полета на высоте, км/ч  2300

  • Потолок, м  17000

  • Дальность полета, км  2500

  • Экипаж, чел  1

Модификации истребителя Су-17

Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.

Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.

Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.

Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».

Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.

Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.

Фильмы

  • Память навсегда, 1975. Режиссёр и автор сценария Джемма Фирсова.
  • Документальный фильм Романа Кармена «Великая Отечественная», в американском прокате этот фильм вышел под названием «Неизвестная война» (эпизоды).
  • Документальный фильм «Трудная дочь маршала Тимошенко», «Студия «Галакон» для «Первого канала», (52 минуты), 2010.
  • Художественные фильмы: «Первая Конная» (1941), «Блокада» (1974), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989), «Война на Западном направлении» (1990).

Первый 17-й

Рассказ о самолете Су-17 будет неполным без упоминания о первом варианте машины с таким обозначением.

Оно было присвоено опытному фронтовому истребителю, созданному в 1948 году под требования технического задания, которые оговаривали:

  • Применение на машине турбореактивного двигателя и крыла с углом стреловидности не менее 50 градусов.
  • Скорость на высоте 10 км не менее М=1.
  • Бортовое вооружение из пары пушек с калибром 37 мм.
  • Экипаж из одного человека должен был располагаться в кабине со сбрасываемой конструкцией.

Самолет был построен в конце лета 1949 года и оснащался перспективным двигателем ТР-3 конструкции ОКБ Люлька.

В теории ТРД мог позволить достичь скорости звука, однако самолет так и не поднялся в воздух из-за проводившейся в начале 50-х годов реорганизации и роспуска ОКБ Сухого. Второй прототип, построенный приблизительно на 30%, разобран на металл.

Armaments

Ballistic Computer
CCIP (Guns) CCIP (Rockets) CCIP (Bombs) CCRP (Bombs)

Offensive armament

Weapon 12 x 30 mm NR-30 cannon

Ammunition160 rounds

Fire rate1 000 shots/min

Main article: NR-30 (30 mm)

The Su-17M2 is armed with:

2 x 30 mm NR-30 cannons, wing-mounted (80 rpg = 160 total)

Suspended armament

Number of setups32

List of setups

Setup 12 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

Setup 220 x 100 kg OFAB-100 bomb

Setup 310 x 250 kg OFAB-250sv bomb

Setup 48 x 500 kg FAB-500M-62 bomb

Setup 5128 x S-5K rockets

Setup 680 x S-8KO rockets

Setup 728 x S-3K rockets

Setup 86 x S-24 rockets

Setup 92 x Kh-23M rockets

Setup 102 x Kh-25 rockets

Setup 111 x Kh-29L rockets

Setup 124 x R-60 air-to-air missiles

Setup 134 x R-60 air-to-air missiles

18 x 100 kg OFAB-100 bomb

Setup 144 x R-60 air-to-air missiles

8 x 250 kg OFAB-250sv bomb

Setup 154 x R-60 air-to-air missiles

6 x 500 kg FAB-500M-62 bomb

Setup 164 x R-60 air-to-air missiles

64 x S-5K rockets

Setup 174 x R-60 air-to-air missiles

40 x S-8KO rockets

Setup 184 x R-60 air-to-air missiles

28 x S-3K rockets

Setup 194 x R-60 air-to-air missiles

4 x S-24 rockets

Setup 202 x Kh-23M rockets

2 x R-60 air-to-air missiles

Setup 214 x R-60 air-to-air missiles

2 x Kh-25 rockets

Setup 224 x R-60 air-to-air missiles

1 x Kh-29L rockets

Setup 232 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

18 x 100 kg OFAB-100 bomb

Setup 242 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

8 x 250 kg OFAB-250sv bomb

Setup 252 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

6 x 500 kg FAB-500M-62 bomb

Setup 262 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

64 x S-5K rockets

Setup 272 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

40 x S-8KO rockets

Setup 282 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

28 x S-3K rockets

Setup 292 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

4 x S-24 rockets

Setup 302 x Kh-23M rockets

1 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 250 rounds)

Setup 312 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

2 x Kh-25 rockets

Setup 322 x 23 mm GSh-23-2 cannon(ammunition: 500 rounds)

1 x Kh-29L rockets

Main articles: OFAB-100 (100 kg), OFAB-250sv (250 kg), FAB-500M-62 (500 kg)

Main articles: Kh-23M, Kh-25, Kh-29L, R-60

Main articles: S-3K, S-5K, S-8KO, S-24, GSh-23-2 (23 mm)

The Su-17M2 can be outfitted with the following ordnance:

  • Without load
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons (250 rpg = 500 total)
  • 20 x 100 kg OFAB-100 bombs (2,000 kg total)
  • 10 x 250 kg OFAB-250sv bombs (2,500 kg total)
  • 8 x 500 kg FAB-500M-62 bombs (4,000 kg total)
  • 128 x S-5K rockets
  • 80 x S-8KO rockets
  • 28 x S-3K rockets
  • 6 x S-24 rockets
  • 2 x Kh-23M missiles
  • 2 x Kh-25 missiles
  • 1 x Kh-29L missile
  • 4 x R-60 missiles
  • 4 x R-60 missiles + 18 x 100 kg OFAB-100 bombs (1,800 kg total)
  • 4 x R-60 missiles + 8 x 250 kg OFAB-250sv bombs (2,000 kg total)
  • 4 x R-60 missiles + 6 x 500 kg FAB-500M-62 bombs (3,000 kg total)
  • 4 x R-60 missiles + 64 x S-5K rockets
  • 4 x R-60 missiles + 40 x S-8KO rockets
  • 4 x R-60 missiles + 28 x S-3K rockets
  • 4 x R-60 missiles + 4 x S-24 rockets
  • 2 x R-60 missiles + 2 x Kh-23M missiles
  • 4 x R-60 missiles + 2 x Kh-25 missiles
  • 4 x R-60 missiles + 1 x Kh-29L missile
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 18 x 100 kg OFAB-100 bombs (1,800 kg total)
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 8 x 250 kg OFAB-250sv bombs (2,000 kg total)
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 6 x 500 kg FAB-500M-62 bombs (3,000 kg total)
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 64 x S-5K rockets
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 40 x S-8KO rockets
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 28 x S-3K rockets
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 4 x S-24 rockets
  • 1 x 23 mm GSh-23-2 cannon + 2 x Kh-23M missiles
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 2 x Kh-25 missiles
  • 2 x 23 mm GSh-23-2 cannons + 1 x Kh-29L missile

Модификации Су-17

Су-17  первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков.
 Су-17М  модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.;
 Су-17М2  вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.;
 Су-17М3  дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.;
 Су-17М4  вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.;
 Су-17УМ  двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3;
 Су-17УМ3  двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.;

Су-17 (1949 г.)

Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.

Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector