Томагавк
Содержание:
- Конструкция и устройство
- История создания
- История создания
- Как изготовить рогатку (жерлицу) для ловли щуки
- Двигатель «Tomahawk»
- Дробовик
- Где встречается[править]
- Характеристики схем управления
- Особенности размножения
- Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова
- Победители конкурса
- Создание «Томагавка»
- Двигатели
- В культуре
- «Со своими задачами справилась»
- Победители конкурса
- Управление процессом стрельбы
- Вход в систему
- Новые рекомендации
- Конструкция и устройство
- Честь имею!.. (2004)
- Двигатель «Tomahawk»
- «Tomahawk» – «умное» оружие
- Варианты
- навигация
- Модификации «Томагавков»
Конструкция и устройство
Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме (горизонтальное оперение, он же стабилизатор, расположено позади крыльев).
Пример нормальной аэродинамической схемы
Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, имеет форму цилиндра с овальным обтекателем головной части. Крылья и крестообразный стабилизатор способны складываться и утапливаться в корпус. Снизу расположен воздухозаборник. Для снижения заметности на весь корпус нанесено специальное покрытие.
Схема ракеты «Tomahawk» BGM-109
- Инфракрасный датчик переднего обзора.
- Блок подсистемы DSMAC.
- Канал связи.
- Иллюминатор подсистемы DSMAC.
- Боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.
- Топливный бак и силовые приводы развертывания крыла.
- Воздухозаборник ТВРД и термобатарея.
- Маршевый ТВРД.
- Блок подсистемы TERCOM.
В головной части расположены инфракрасные датчики управления, блок подсистемы DSMAC и канал связи. Датчики обеспечивают наведение на цель, а при помощи DSMAC осуществляется корректировка завершающего этапа маршрута.
Канал связи, в соответствии с ТТХ «Томагавка», необходим для получения сигналов корректировки. На некоторых моделях ракет установлена инерциальная система наведения. При использовании этой системы маршрут создаётся заранее, его формируют на основе разведданных рельефа, и человек не участвует в управлении ракетой. То есть, она следует к цели автономно.
Позади головной части расположена боевая часть.
Ещё чуть сзади неё находится иллюминатор подсистемы DSMAC, необходимый для считывания данных с рельефа.
В хвостовом отделе расположены топливный бак, приводы для развёртывания крыльев, воздухозаборник, маршевые двигатели и ещё одна подсистема корректировки.
История создания
После принятия на вооружение системы «Град» советские РСЗО развивались, можно сказать, «по экстенсивному пути», за счёт увеличения калибра ракет и, как следствие, их дальности и мощности. При этом тяжёлые комплексы не вытесняли из войск менее мощные, а как бы дополняли их. Венцом развития советских РСЗО стал 300 мм «Смерч», принятый на вооружение в конце 80-х годов.
Работы по совершенствованию существующих образцов ракетной артиллерии начались уже в 90-е годы. По традиции, разработки получили «метеорологическое» имя – «Торнадо».
А другое отличие – в том, что на этот раз в качестве направления развития был выбран «интенсивный путь», предусматривающий глубокую модернизацию существующих комплексов и создание для них новых боеприпасов. Первые машины комплекса «Торнадо-Г» были продемонстрированы ещё в 1998 году.
История создания
В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.
1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.
1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».
1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от и BGM-110A от .
1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».
1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.
1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.
1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.
Как изготовить рогатку (жерлицу) для ловли щуки
Выбираем подходящую древесину. Для изготовления рогатки подойдет кустарник или молодая древесина ивы, орешника, вербы. Эти породы позволяют легко снять кору, а сама древесина у них под корой гладкая, без шероховатостей, что исключает спутывание и зацепы лески.
Вырезаем рогатку с прямой развилкой, ровными рогатинами, растущими под небольшим углом. Снимем кору и высушиваем в тени, в проветриваемом месте. Скорость сушки в таких условиях – около недели при сухой погоде. Если сушить рогатку на солнце или в духовке, древесина потрескается, и инструмент станет непригодным к использованию.
Двигатель «Tomahawk»
Теперь следует сказать несколько слов о двигателе «Томагавка», ведь именно он отвечает за столь длительный полет на большую дистанцию. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем «F107-WR-402». Хоть его и нельзя назвать самым быстрым, но при этом он обеспечивает стабильный полет с хорошей скоростью.
К слову, при необходимости двигатель ракеты может быть оборудован специальным ракетным усилителем, который после использования сбрасывается по типу ступеней ракет-носителей.
А что с боеголовкой, спросите вы? Поскольку «Томагавк» является, по сути, модульной ракетой, ее головная часть может нести в себе как ядерный заряд, так и обычные взрывчатые компоненты.
К примеру, это может быть 450 килограмм взрывчатого вещества.
Или же кассетные бомбы, если есть необходимость уничтожения тяжело бронированной цели.
Дробовик
Длинный гладкоствольный пистолет (короткое ружье), отличающийся стрельбой маленькими свинцовыми шариками, плотно забитыми в фиксированный патрон. Стрельба производится с плеча на короткое расстояние и служит, скорее, психологическим фактором, нежели для поражения точной цели. Некоторые умельцы производят дробовик как самодельное огнестрельное оружие, что несет уголовную ответственность. Калибр дробовика варьируется от 0,22 дюйма до 2 дюймов, в зависимости от модели. Бывают разные виды дробовиков. Встречаются двуствольные, самозарядные, автоматические и другие.
Где встречается[править]
Характеристики схем управления
Наиболее простой системой является инерционная. Масса этого оборудования составляет 11 килограммов, оно работает только на начальном и среднем этапе полета. В ее состав входят: бортовой компьютер, инерциальная платформа и довольно простой высотомер, в основе которого лежит надежный барометр. Три гироскопа определяют величину отклонения корпуса ракеты от заданного курса и трех акселерометров, при помощи которых бортовая электроника с высокой точностью определяет ускорение этих ускорений. Одна только эта система позволяет корректировать курс примерно на 800 метров за каждый час полета.
Куда надежнее и точнее DSMAC, наиболее совершенную версию которой имеют крылатые ракеты «Томагавк BGM 109 A». Нужно заметить, что для работы этого оборудования в память оборудования предварительно должна быть загружена оцифрованная съемка того района, над которым будет пролетать Tomahawk. Это позволяет задать привязку не только к координатам, но и к рельефу местности. Подобную схему, к слову говоря, использует не только американская крылатая ракета «Томагавк», но и отечественный «Гранит».
Особенности размножения
Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова
Победители конкурса
В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.
Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.
Создание «Томагавка»
В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.
Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.
В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).
В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.
Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».
Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.
В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.
В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.
За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.
Двигатели
Стартовый твердотопливый двигатель
Ракета состоит из нескольких отсеков, к последнему из них пристыкован стартовый ракетный твердотопливный двигатель. РДТТ обеспечивает начальную тягу, скорость и выход на линию курса.
Характеристики РДТТ крылатой ракеты «Tomahawk».
Параметр | Значение |
Длина | 0,8 м |
Масса | 297 кг |
Тяга | 3200 кг/c |
Время работы | 5-7 с |
Маршевый двигатель
Маршевый двигатель крылатой ракеты «Томагавк», характеристики которого соответствуют малогабаритным турбореактивным двухвальным, двухкаскадным двигателям F-107 со смешением потоков обоих контуров в сопле. Он обеспечивает дальность полета «Томагавка» в любую точку земного шара.
Принцип работы
Воздушный поток из воздухозаборника поступает в компрессор низкого давления. Часть воздуха оттуда направляется во внешний контур, а остальной – сначала в компрессор среднего давления, а затем высокого давления и камеру сгорания. Топливо подается в двигатель с помощью вытеснительной системы.
Маршевый двигатель «Томагавка» F-107
Характеристики маршевого двигателя F-107
Параметр | Значение |
Диаметр | 0,305 м |
Масса | 64 кг |
Тяга | 272 кгс |
В культуре
«Со своими задачами справилась»
Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.
«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие
Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов
- Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
- РИА Новости
В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.
Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.
«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.
Победители конкурса
В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.
Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.
Управление процессом стрельбы
За проведение всех подготовительных этапов и, собственно, запуска, отвечают не только стоящие на боевых постах специалисты, но и система управления стрельбой (она же СУС). Компоненты ее размещаются как в самом торпедном отсеке, так и на командном мостике. Конечно, отдать приказ о произведении запуска можно только с центрального пункта. Туда же выводятся дублирующие приборы, показывающие характеристики ракеты и ее готовность к запуску в режиме реального времени.
Следует отметить одну важную особенность американских флотских соединений. В них используется сложная автоматизированная система корректировки и интеграции. Проще говоря, несколько подлодок и надводных кораблей, на вооружении которых имеются крылатые ракеты «Томагавк», ТТХ которых имеются в статье, могут действовать как единый «организм» и выпускать ракеты по одной и той же цели практически одновременно. С учетом высокой вероятности попадания, даже корабль или наземная группировка противника с мощной и эшелонированной системой ПВО почти наверняка будут уничтожены.
Вход в систему
Новые рекомендации
В начале марта Государственной комиссией принимается решение, что именно американская крылатая ракета «Томагавк» должна будет стать основным калибром всех надводных кораблей США. Через четыре года производится первый пуск опытного образца с борта американского эсминца. В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это стало большим событием в истории всей истории флота, так как это был первый запуск с борта подводной лодки. За три последующих года новое вооружение интенсивно изучалось и тестировалось, было произведено около сотни запусков.
В 1983 году представители Пентагона заявили, что новая крылатая ракета «Томагавк» полностью протестирована и готова к началу серийного производства. Примерно в то же время полным ходом шли отечественные разработки в аналогичных областях. Думаем, что вам будет любопытно узнать о сравнительных характеристиках отечественной техники и вооружения возможного противника времен Холодной войны. Итак, крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр», сравнение.
Конструкция и устройство
Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме (горизонтальное оперение, он же стабилизатор, расположено позади крыльев).
Пример нормальной аэродинамической схемы
Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, имеет форму цилиндра с овальным обтекателем головной части. Крылья и крестообразный стабилизатор способны складываться и утапливаться в корпус. Снизу расположен воздухозаборник. Для снижения заметности на весь корпус нанесено специальное покрытие.
Схема ракеты «Tomahawk» BGM-109
- Инфракрасный датчик переднего обзора.
- Блок подсистемы DSMAC.
- Канал связи.
- Иллюминатор подсистемы DSMAC.
- Боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.
- Топливный бак и силовые приводы развертывания крыла.
- Воздухозаборник ТВРД и термобатарея.
- Маршевый ТВРД.
- Блок подсистемы TERCOM.
В головной части расположены инфракрасные датчики управления, блок подсистемы DSMAC и канал связи. Датчики обеспечивают наведение на цель, а при помощи DSMAC осуществляется корректировка завершающего этапа маршрута.
Канал связи, в соответствии с ТТХ «Томагавка», необходим для получения сигналов корректировки. На некоторых моделях ракет установлена инерциальная система наведения. При использовании этой системы маршрут создаётся заранее, его формируют на основе разведданных рельефа, и человек не участвует в управлении ракетой. То есть, она следует к цели автономно.
Позади головной части расположена боевая часть.
Ещё чуть сзади неё находится иллюминатор подсистемы DSMAC, необходимый для считывания данных с рельефа.
В хвостовом отделе расположены топливный бак, приводы для развёртывания крыльев, воздухозаборник, маршевые двигатели и ещё одна подсистема корректировки.
Честь имею!.. (2004)
Двигатель «Tomahawk»
Теперь следует сказать несколько слов о двигателе «Томагавка», ведь именно он отвечает за столь длительный полет на большую дистанцию. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем «F107-WR-402». Хоть его и нельзя назвать самым быстрым, но при этом он обеспечивает стабильный полет с хорошей скоростью.
К слову, при необходимости двигатель ракеты может быть оборудован специальным ракетным усилителем, который после использования сбрасывается по типу ступеней ракет-носителей.
А что с боеголовкой, спросите вы? Поскольку «Томагавк» является, по сути, модульной ракетой, ее головная часть может нести в себе как ядерный заряд, так и обычные взрывчатые компоненты.
К примеру, это может быть 450 килограмм взрывчатого вещества.
Или же кассетные бомбы, если есть необходимость уничтожения тяжело бронированной цели.
«Tomahawk» – «умное» оружие
Но главная отличительная черта «Томагавков» – не эти крылья, а комплекс систем, управляющих ими. Именно «умная» начинка, позволяет ракете оставаться в воздухе и буквально кружить в радиусе поражения заданной цели, пока удаленный оператор не отправит ей команду на детонацию.
Ракета может запоминать до пятнадцати целей, с подробным указанием координат и детальных характеристик каждой. Данная особенность позволяет моментально перенаправлять «Томагавков» к другой отметке, если вдруг по каким-либо причинам первоначальная цель непригодна для атаки.
За управление этой функцией отвечает тактическая система управления или «TTWCS».
Помимо нее, на борту ракеты также имеются другие сложные системы, которые и обеспечивают филигранную точность поражения и максимально отзывчивое управление «Tomahawk».
Расскажем о каждой из этих систем более подробно.
«GPS»
Все знают, что это такое. Для «Томагавка» это главная координационная система, поскольку расположение цели в первую очередь известно ракете по GPS-координатам. Кроме того, благодаря «GPS» ракета обновляет траекторию своего полета и при необходимости изменяет ее.
«INS»
Данная система выступает в роли вспомогательной для других систем, либо же координирует наведение ракеты, если «GPS» и «TERCOM-DSMAC» по каким-либо причинам оказались заблокированными. Она включает в себя гироскоп и акселерометр, показания которых позволяют рассчитать направление и необходимую скорость для поражения цели.
«TERCOM-DSMAC»
Самая интересная система «Томагавка», состоящая из двух подсистем. «TERCOM» использует данные, поступающие с радиолокационного альтиметра, и сравнивает их с уже имеющейся информацией о ландшафте. «DSMAC» проделывает аналогичную работу, но использует при этом фотографии со спутника.
Вместе эти две системы создают крайне сильный симбиоз, позволяющий не только координировать полет ракеты, но и проводить его на максимально низкой высоте, в недоступной для радаров зоне.
Варианты
Там было несколько вариантов BGM-109 Tomahawk, использующие различные типы боеголовок.
- BGM-109A Tomahawk Land Attack Missile – Ядерная (TLAM-N) с W80 термоядерного оружия . Ушел из службы где- то между 2010 и 2013 г. Отчеты с раннего государства в 2018 году , что ВМС США рассматривают (повторно) о введении (пока неизвестный тип) крылатую ракету ядерной боеголовкой в эксплуатацию.
- RGM / UGM-109B Томагавк Анти корабль Ракетный (ТАС-М) – активный радар наведения анти-корабль ракетного варианта; выведены из эксплуатации в 1994 году и преобразован в Блок IV версии.
- BGM-109C Tomahawk Land Attack Missile – Обычные (TLAM-C) с унитарной боеголовкой. Это был изначально модифицированный буллпап боеголовки.
- BGM-109D Tomahawk Land Attack Missile – Диспенсер (TLAM-D) с кассетными боеприпасами .
- RGM / UGM-109E Томагавк Участок Атака Ракетный (TLAM Блок IV) – улучшенный вариант TLAM-C.
- BGM-109G Ground крылатая ракета (КРНБ) – с W84 ядерной боеголовки; выведены из эксплуатации в 1991 году , чтобы соответствовать Договору РСМД .
- AGM-109H / L Среднесрочный воздух на поверхность Missile (MRASM) – более короткий диапазон, турбореактивный двигатель работает воздух крылатой ракеты с кассетными боеприпасами ; не введен в эксплуатацию, стоимость US $ 569000 (1999).
Наземные крылатых ракет (КРНБ) и их грузовых автомобилей типа ракет – носителей были использованы на базах в Европе; они были выведены из эксплуатации в соответствии с 1987 года Договора о ликвидации ракет средней дальности . Многие из версий ПКРА были преобразованы в TLAMs в конце холодной войны . Блок III TLAMs который вступил в строй в 1993 году , может летать на 3 процента дальше , используя свои новые турбовентиляторные двигатели и использование глобальной системы позиционирования (GPS) приемников , чтобы ударить более точно. Блок III TLAM-Cs сохранить цифровой Scene Matching Area Корреляционная система навигации (DSMAC) II, позволяя GPS только миссии, которые позволяют для быстрого планирования миссии, с некоторым снижением точности, DSMAC только миссии, которые занимают больше времени , чтобы планировать , но терминал точность несколько лучше, и GPS автоматизированных миссий , которые сочетают в себе как DSMAC II и GPS навигацию , которая обеспечивает наибольшую точность. Блок IV TLAMs имеют улучшенный турбовентиляторных двигателя позволяет для управления дроссельной, что позволяет в полете изменения скорости, а также лучшую экономию топлива и более быстрые времена запуска. Блок IV TLAMs имеют расширенные возможности задерживаться и оснащены в режиме реального времени , системы наведения для поражения бегущих целей, а также на борту электрооптических датчиков , позволяющих в режиме реального времени оценки бой повреждений. Кроме того, ракета Block IV имеют возможностей быть перенацеленными Сел и способность передавать через Satcom , изображение непосредственно до воздействия , чтобы помочь в определении , если ракета была атаковать цели и вероятный ущерб от нападения.
навигация
TERCOM – Рельефный контур Matching. Цифровое представление площади местности отображается на основе цифровых данных рельефа местности или стерео изображения. Эта карта затем вставляется в миссии TLAM , который затем наносили на ракету. Когда ракета в полете он сравнивает сохраненные данные карты с данными радиовысотомера , собранных как ракета пролетает карту. На основании результатов сравнения инерциальная навигационная система ракеты обновляется и ракета корректирует ее ход. TERCOM был основан, и значительное улучшение на «отпечатков пальцев» технологии , разработанной в 1964 году для SLAM .
DSMAC – Цифровая Scene Matching Корреляция зона. Оцифрованное изображение области отображается, а затем встраивает в миссию TLAM. Во время полета ракета будет проверить, что образы, которые он накопил коррелирует с изображением он видит под собой. На основании результатов сравнения инерциальная навигационная система ракеты обновляется и ракета корректирует ее ход.
Модификации «Томагавков»
Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году
В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.
На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.
Сегодня Tactical Tomahawk является основной модификацией ракеты, состоящей на вооружении ВМС США.