Корневая система: как ракетный комплекс «тополь» превратился в легенду отечественного вооружения

Содержание

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время Карибского кризиса США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

Где можно увидеть

Станция тропосферной связи, машина обеспечения боевого дежурства и пусковая установка

ВДНХ Москва

  • С 2008 года 3 машины из 6, входящих в комплекс, демонстрируются в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее.
  • На Красной площади. Впервые участвовал на параде 7 ноября 1990 года. Затем участвовал на парадах 9 мая 2008 года и 9 мая 2009 года. На парадах 2008 и 2009 годов участвовали по 4 машины.
  • Один экспонат находится на открытой экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации.
  • Комплекс представлен в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области.
  • В городе Одинцово Московской области на открытой площадке местного краеведческого музея.

Снимки следа пуска 10 октября 2013 с борта МКС:

Литература

  • Сухина Г. А., Ивкин В. И., Дюрягин М. Г. Ракетный щит Отечества / Под общ. ред. В. Н. Яковлева. — М.: ЦИПК РВСН, 1999. — 254 с.
  • Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: «Военный Парад», 2007. — 248 с. — 2000 экз. — ISBN 5-902975-12-3.
  • Оренбургская стратегическая. Хроника основных событий истории Оренбургской ракетной армии / под общ.ред. А.С.Борзенкова. — Пермь: Пермское книжное издательство, 2001. — 328 с. — 7000 экз. — ISBN 5-93683-001-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.

Размещение

Командующий РВСН ген. Н. Е. Соловцов докладывает Верховному главнокомандующему Д. А. Медведеву и Министру обороны А. Э. Сердюкову возле ПУ комплекса «Тополь-М» при посещении 54-й дивизии РВСН 15 мая 2008 года

Размещение первых ракет в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н (15А30, РС-18, SS-19 Stiletto), начато в 1997 году.

25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство в 60-й ракетной дивизии (пгт. Татищево) были поставлены первые две ракеты 15Ж65 (пусковой минимум) первого в РВСН полка вооружённого ракетным комплексом 15П065-35 — 104-го ракетного полка. А 30 декабря 1998 года, 104-й ракетный полк (командир — подполковник Ю. С. Петровский) заступил на боевое дежурство полным составом из 10 ШПУ с МБР «Тополь-М» шахтного базирования. Ещё четыре полка с МБР «Тополь-М» шахтного базирования заступили на боевое дежурство 10 декабря 1999 года, 26 декабря 2000 года (перевооружение с 15П060), 21 декабря 2003 года и 9 декабря 2005 года.

Процесс перевооружения на комплекс подвижного базирования начался 21 ноября 2005 года в 54-й гвардейской ракетной дивизии (г. Тейково), когда из эксплуатации были выведены два дивизиона и подвижный командный пункт (ПКП) 321-го ракетного полка (321 рп). Через год, в ноябре 2006 года, 321 рп заступил на опытно-боевое дежурство в составе одного дивизиона (3 пусковых установки) и ПКП ракетного полка на комплексе «Тополь-М». На боевое дежурство 1-й ракетный дивизион и ПКП 321 рп заступил 10 декабря 2006 года в 15:00. Тогда же стало известно о подписании президентом Владимиром Путиным новой государственной программы вооружений до 2015 года, которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М».

В 2008 году Николай Соловцов заявил о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ). Оснащение «Тополей-М» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России. «Тополь-М» с РГЧ начал поступать на вооружение в 2010 году.

В апреле 2009 года командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что производство подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» прекращается, на вооружение РВСН будут поступать более совершенные комплексы.

Расположение 54-й ракетной дивизии по состоянию на 2010 год продолжало модернизироваться.

По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

Поставки МБР «Тополь-М» в войска
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2017
ШПУ за год +2 +8 +4 +6 +6 +6 +6 (+4) +4 (+2) +3 +4 +2 +2 +2 (план — 4)
Всего ШПУ 2 10 36 48 50 52 54 60
ПГРК за год +3 +3 +9 +3
Всего ПГРК 3 6 15 18 18 18 18
Всего за год +2 +8 +4 +6 +6 +6 +6 (+4) +4 (+2) +6 +7 +11 +3 +2 +2
ИТОГО в войсках на начало/конец года 2 10 30/36 36/40 /42 /48 /54 54/65 65/68 68/70 70/72 78

Виды растопки

Большинство аппаратов данного вида работают на различных видах топлива:

  1. Дровах
  2. Торфяных брикетах
  3. Гранулах
  4. Антраците
  5. Коксе
  6. Буром угле

Причем их калорийность отличается, а от нее зависит эффективная работа устройства. Поэтому тем, кто приобретает такой котел, следует учитывать, что при сжигании менее калорийного топлива падение мощности может составить до 30% (при допустимой влажности) и еще больше при естественной.

Есть и еще один нюанс. Обычно производитель указывает, чем лучше топить твердотопливный котел и какое топливо следует взять за основное. Желательно соблюдать данные требования, чтобы добиться максимальной отдачи и сделать отопление загородного дома твердотопливным котлом максимально удобным.

Например, при рекомендации топить бурым углем следует применять его в качестве основного, а мелкозернистые фракции добавлять только на раскаленный слой и малыми порциями.

Брикеты – могут быть торфяные, из соломы или древесные. Идеально применять только те, которые производятся путем прессования. Распадающиеся на опилки брикеты допускается использовать только вместе с дровами или бурым углем, чтобы не привести в негодность котел.

Пеллеты также могут быть из соломы или отходов древесины. Они прессуются, как и брикеты и применяются чаще всего в специальных твердотопливных котлах.

Расход дров в твердотопливном котле будет минимальным, если они будут сухими, только тогда можно добиться максимальной мощности от котла и продлить срок его службы. В противном случае полезное энергетическое содержание древесины будет значительно ниже.

Понятие ПКМ на компьютере

Платформа

Автомобиль оснащен двумя топливными баками по 105 л (66-41 — одним).

Стандартная платформа представлена металлическим кузовом с решетчатыми бортами (задний — откидной). Имеет крепления для тента на 5 дугах. Его габаритные размеры равны 3,313 м в длину, 2,05 м в ширину, 0,34 м в высоту.

С 1991 г. машина получила платформу без колесных ниш грузоподъемностью 2,3 т, унифицированную по конструкции с кузовом 3309.

Хозяйственная версия 66-21 оснащена деревянным кузовом типа ГАЗ-53 длиной 3,49 м, шириной 2,17 м, высотой 0,51 м и грузоподъемностью 3,5 т.

К тому же на шасси 66-31 производили ГАЗ-66 самосвал (ГАЗ-САЗ-3511), на шасси 66-96 — вахтовые автобусы.

ГАЗ-САЗ-3511 имеет платформу размером 3,516 м в длину, 2,28 м в ширину, 0,62 м (1,25 м с надставными бортами) в высоту с боковыми и задним откидными бортами. Площадь ее равна 8 м2, объем — 5 м3 (с надставными бортами —10 м3). Грузоподъемность — 3,1 т (2,85 с надставными бортами). Кузов откидывается назад (50°) и в стороны (45°). Сцепное устройство отсутствует.

Габаритные размеры стандартной модификации составляют 5,655 м в длину, 2,342 м в ширину, 2,44 м в высоту. Колесная база равна 3,3 м, передняя колея — 1,8 м, задняя — 1,75 м, клиренс — 315 мм. Снаряженная масса составляет 3,47 т (ЗМЗ-513) либо 4,09 т (ГАЗ-5441), полная — 5,77 т (ЗМЗ-66-06) либо 6,81 т (ГАЗ-5441).

ГАЗ-САЗ-3511 больше, чем ГАЗ-66. Самосвал имеет длину — 6,235 м, ширину — 2,461 м, высоту — 2,456 м. Снаряженная масса равна 4,2 т, полная — 7,25 т.

Устройство комплекса

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) является основой для передвижного и шахтного комплекса «Тополь-М».

Она состоит из трех ступеней, а также ступени, разводящей боевые блоки. Каждый из этих агрегатов находится внутри цельного корпуса (тип «кокон»). Корпус, а также сопла ракетных силовых установок, изготовлены с применением углеродных композитных материалов.

Запуск мобильного и шахтного комплекса производится при помощи минометного старта.

Боезаряды покрыты специальным составом, который позволяет значительно снизить их заметность на экранах ПВО-радаров.

МБР состоит из:

  • головной части (повышенный класс мощности, термоядерная);
  • переходного отсека;
  • маршевой силовой установки (3 ступень);
  • соединительного отсека (2);
  • маршевого двигателя (2);
  • соединительного отсека (1);
  • двигателя маршевого типа (1);
  • хвостового отсека (1 ступень).

Схема и состав ступеней:

  • В конструкцию первой ступени входит силовая установка маршевого типа, работающая на твердотопливном горючем, и хвостовое отделение. На его корпусе размещаются стабилизирующие устройства и система аэродинамического управления. РДТТ оснащен одним неподвижным соплом.
  • Вторая ступень состоит из аналогичного двигателя и соединительного отсека.
  • В схему третьей ступени входит головная часть, двигатель и соединительное отделение. В передней части днища третьей ступени размещен узел отсечки тяги, снабженный 8 реверсивными расширениями и окошками, которые прорубаются детонирующими удлиненными зарядами (ДУЗ).

Предстартовая подготовка, пуск и дальнейший полет полностью автоматизированы, они находятся под управлением специальной системы слежения.

В полную боеготовность комплекс приводится на протяжении двух минут. МБР может запускаться как во время движения, так и в в стояночном режиме. В этом случае ПУ должна быть вывешена при помощи домкратов.

«Тополь-М» оснащен специальным оборудованием, позволяющим преодолеть систему ПВО противника. Для этого осуществляется генерирование ложных боеголовок, полностью идентичных ракете. Созданные мишени ничем, практически, от нее не отличаются, ни в радиолокационном, ни в оптическом, инфракрасном и лазерном диапазоне. Эти псевдо-ракеты могут выдерживать поражающее действие ядерного заряда и лазерное излучение, а также двигаться аналогично самой боеголовке, что сильно затрудняет их идентификацию.

Боезаряды покрываются специальным составом, который делает их незаметными для радаров. В дополнение к этому возможно распыление специальных аэрозолей, видимых в инфракрасном диапазоне и затрудняющих поиск самой боеголовки.

Сборка/разборка РПК

Неполная разборка РПК производится для чистки, смазки и осмотра в следующем порядке:

  1. установка пулемёта на сошку;
  2. отделение магазина;
  3. извлечение пенала с принадлежностью;
  4. отделение шомпола;
  5. отделение крышки ствольной коробки;
  6. отделение возвратного механизма;
  7. отделение затворной рамы с затвором;
  8. отделение затвора от затворной рамы;
  9. отделение газовой трубки со ствольной накладкой.

Сборка после неполной разборки производится в обратном порядке.

Полная разборка РПК производится для чистки при сильном загрязнении, после нахождения пулемёта под дождём или в снегу, при переходе на новую смазку или ремонт в следующем порядке:

  1. неполная разборка;
  2. разборка магазина;
  3. разборка возвратного механизма;
  4. разборка затвора;
  5. разборка ударно-спускового механизма;
  6. отделение цевья.

Сборка после полной разборки производится в обратном порядке.

Рекомендуется летом (при температуре выше 5 °C) использовать ружейную смазку и РЧС (раствор чистки стволов от нагара), а зимой (от +5 °C до — 50 °C) — жидкую оружейную смазку (для смазки и очистки от нагара), тщательно удалив (промыв все металлические части в керосине или жидкой ружейной смазке и обтерев их чистой ветошью) перед этим летнюю смазку. Для хранения на складе в течение длительного времени пулемёт смазывается жидкой ружейной смазкой, заворачивается в один слой ингибитированной, а затем в один слой парафинированной бумаги.

Работа котла Зота Тополь-М

В комплекте с каждым котлом Зота Тополь-М поставляется руководство по использованию. Но эти нехитрые агрегаты настолько просты, что им не нужны никакие инструкции. Загрузка дров здесь производится через верхнюю дверцу (по шахтному типу), что очень удобно. Подправить поленья в топке поможет шуровочная дверца на передней панели. Для контроля температуры предусмотрен простой термометр.

Загрузка дров для обычного горения осуществляется через шуровочную дверцу. Если же необходимо обеспечить длительное горение, закройте её и заложите дрова до самого верха через загрузочную дверцу в верхней части.

Запуск котла Зота Тополь-М производится следующим образом – укладываем дрова на колосниковую решётку, поджигаем, не забыв полностью открыть поддувало. Как только поленья разгорятся, подкладываем ещё порцию топлива. Помните, что топка должна быть заполнена дровами минимум на 15 см. Пока теплообменник не прогреется до температуры выше +60 градусов, на нём возможно образование конденсата.

Регулировка мощности в Зота Тополь-М осуществляется с помощью задвижки в дымоходе и заслонкой. Если используется механический тягорегулятор, установите на нём предел +60 градусов и дождитесь его достижения. Как только температура теплоносителя достигнет установленного показателя, выставьте такую длину цепочки, чтобы заслонка (она же поддувало) была приоткрыта на 2 мм. Теперь котёл сможет самостоятельно поддерживать заданную температуру, открывая или закрывая заслонку.

Обратите внимание, что котлы Зота Тополь-М нуждаются в периодической чистке – они засоряются сажей, которая не отличается теплопроводностью. Также необходимо чистить зольник и колосниковую решётку (особенно перед работой в режиме длительного горения).

Незаметный для ПРО

Эксперты сходятся во мнении, что Надирадзе и другим советским конструкторам удалось значительно улучшить показатели выживаемости мобильного комплекса. Задача была решена за счёт повышения подвижности и проходимости самоходной установки, которая способна передвигаться практически по любой равниной местности.

Из доступных видеозаписей следует, что чаще всего «Тополи» перемещаются по лесному массиву, который, по сути, является для них естественным укрытием. Ходовые возможности комплекса затрудняют отслеживание его местонахождения и, как следствие, — определение точки старта МБР.

Точные координаты пуска ракеты имеют первостепенное значение для эффективного функционирования системы противоракетной обороны. В частности, цель развития глобальной американской ПРО заключается в гарантированном поражении российских МБР именно на старте. Также со времён холодной войны Вашингтон стремится обладать оружием, которое способно уничтожать любые пусковые установки до приведения их в боеготовность.

  • Ракетный комплекс «Тополь»

РТ-2ПМ относится к третьему поколению МБР. Ракета состоит из трёх маршевых двигателей и боевой ступени. Управление полётом «Тополя» осуществляется с помощью поворотных газоструйных и решётчатых аэродинамических рулей.

Высокую точность стрельбы обеспечивает бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Согласно российским источникам, круговое вероятное отклонение «Тополя» составляет 400 м. Если верить западным ресурсам, то этот показатель колеблется в диапазоне 150—200 м. Реальные показатели точности, по понятным причинам, не анонсируются.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Классификация РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Комплекс «Тополь-М» при разработке получил индекс РТ-2ПМ2, однако по индексу ГРАУ (УРВ РВСН), то есть, по индексу Заказывающего Управления Министерства обороны РФ, Стационарный (шахтный) комплекс получил наименование 15П065, а мобильный комплекс – 15П165. По договору СНВ «Тополь-М» известен, как РС-12М2. В классификации НАТО он обозначается SS-27 Sickle B, что в переводе означает «Серп». Используется унифицированная трехступенчатая ракета на твердом топливе – 15Ж65.

В стационарных комплексах используются шахтные пусковые установки ШПУ 15П765-35, которые были переоборудованы из ШПУ 15П735, предназначенных для ракет 15А35, или переоборудованы из ШПУ 15П765-60. Унифицированный командный пункт – УКП 15В222.

Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Количество ступеней…………………..3Длина (с ГЧ)…………………..22,55 мДлина (без ГЧ)…………………..17,5 мДиаметр…………………..1,81 мСтартовая масса…………………..46,5 тЗабрасываемый вес…………………..1,2 тВид топлива…………………..твёрдое смесевоеМаксимальная дальность…………………..11000 кмТип головной части…………………..моноблочная, термоядерная, отделяемаяКоличество боевых блоков…………………..1 (+ ~20 ложных целей)Мощность заряда…………………..0,55 МтСистема управления…………………..автономная, инерциальная на базе БЦВКСпособ базирования…………………..шахтный и мобильныйИстория запусковСостояние…………………..действующаяМеста запуска…………………..1 ГИК «Плесецк»,Число запусков…………………..16 (успешных-15; неудачных-1)Принята на вооружение…………………..1997Первый запуск…………………..20 декабря 1994

Х-101/Х-102

Разработчик: МКБ «Радуга» Длина: 7,45 м Диаметр: 742 мм Размах крыла: 3 м Стартовый вес: 2200-2400 Дальность полета: 5000-5500 км Стратегическая крылатая ракета нового поколения. Её корпус представляет собой низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты.При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м.

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН – 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), по договору СНВ – РС-12М2, по классификации НАТО – SS-27 Sickle B, в переводе – Серп) – российский ракетный комплекс стратегического назначения c МБР 15Ж65 (15Ж55 – ПГРК), разработанный в конце 1980-х – начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в России после распада СССР.

История сотворения

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.

В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».

Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.

Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы

После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.

Всем Союзом

Советское руководство уделяло огромное внимание созданию мобильных комплексов. Шахтные установки при всех преимуществах не могли обеспечить гарантированный ответный удар

Стратегические силы СССР нуждались в развитии дальней авиации, подводного флота и в появлении наземных мобильных носителей МБР.

Для этого советским учёным требовалось создать ракету, которую можно было транспортировать в заправленном состоянии, поскольку все прежние МБР заправлялись перед пуском. Для этого требовалось использование твёрдого ракетного топлива. В этой сфере Москва отставала от США примерно на десять лет.

Ситуацию удалось переломить в 1965 году, когда Алтайский НИИ химической технологии (НИИ-9) создал твёрдое топливо, которое обеспечивало высокое заполнение баков МБР.

В том же году Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством Александра Надирадзе (1914—1987) начал разрабатывать первый мобильный комплекс, получивший название «Темп-2С». Фактически это был новый вид вооружения, и его создание, несомненно, стало чрезвычайно сложной задачей.

  • Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С»

30 декабря 1975 года «Темп-2С» был принят на вооружение, а в 1976 году появился мобильный комплекс «Пионер», оснащённый твердотопливной ракетой средней дальности 15Ж45.

Конкуренция с США требовала дальнейшего совершенствования характеристик передвижного комплекса. Дополнительным стимулом к разработке нового комплекса стал принятый в 1979 году Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, который обязал Москву не производить и не развёртывать «Темп-2С». Проект по созданию РТ-2ПМ «Тополь» с использованием твёрдого топлива также возглавил директор МИТ Александр Надирадзе.

Разработка ракетного комплекса проходила в кооперации с другими предприятиями и институтами СССР. Пусковую установку и машину обеспечения создал волгоградский ЦКБ «Титан», базовые несущие конструкции для ракет — подмосковное НПО «Союз», систему прицеливания — киевский ЦКБ «Арсенал», систему управления — Ленинградское оптико-механическое объединение, приводы — ковровский ВНИИ «Сигнал».

Подробная информация о проектировании и ходе опытно-конструкторских работ по созданию «Тополя» до сих пор засекречена, а все известные тактико-технические характеристики (ТТХ) советского комплекса носят предположительный характер.

  • Учебно-боевой пуск ракеты «Тополь» с космодрома Плесецк

Первые три лётных испытания прототипа ракеты «Тополь» прошли из шахтных пусковых установок. Считается, что МБР была впервые запущена 27 октября 1982 года (по другой версии — 8 февраля 1983 года) на полигоне Капустин Яр. Первое испытание закончилось неудачей, но второй и третий пуски прошли успешно. Немного позже у «Тополя» появилось шасси, и 10 августа 1983 года ракета была испытана на самоходной установке.

Испытания мобильного комплекса проходили до 23 декабря 1987 года. Однако за три года до окончания тестов, 23 июля (по другим данным — 20 июля) 1985 года, «Тополь» уже встал на боевое дежурство. При этом на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

Иж-654к Пистолет Макарова

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме РТ-2ПМ2

Виды котлов, работающих на твердом топливе

Все оборудование такого класса можно подразделяется на 2 группы:

  • Автоматическая подача топлива
  • Ручная загрузка

К первым относятся пеллетные котлы. В них роль топлива играют гранулы, их загружают в специальные бункеры и оттуда они поступают в топку. Такие аппараты имеют высокий КПД и могут работать в автоматическом режиме неделями, без участия в процессе человека.

Вторые же, в зависимости от конструктивных особенностей, подразделяются на 3 вида:

  • Классические
  • Пиролизные
  • Длительного горения

В них в качестве топлива могут использоваться дрова и отходы древесины.

Традиционный или котел твердотопливный на дровах выпускается уже очень давно, и конструктивно практически не изменился. В нем топочная камера располагается снизу и считается самой горячей его частью. Чаще всего она сделана из чугуна или стали. Однако такое отопление деревянного дома твердотопливным котлом применяется достаточно редко, так как требует частого обслуживания.

Пиролизные аппараты – это новый шаг в среде твердотопливного оборудования. Их работа основана на принципе разложения древесины на твердые остатки и газы и сжигания последних. К преимуществам данного аппарата относится высокий КПД, минимальное образование золы и сажи. Среди недостатков – необходимость сжигания сухих дров с влажностью не более 20%.

Длительного горения – их принцип работы разработан в России и аналогов в мире пока не имеет. Он является котлом нового поколения не только в конструктивном плане, но и по принципу работы. Главным его достоинством является простота конструкции и возможность обслуживать 1 раз в сутки при работе на топливе естественной влажности. Котел на дровах твердотопливный имеет самую точную регулировку мощности и может выдавать заданное количество тепла.

Общее описание

Твердотопливный котел Zota Тополь-ВК 16 — новинка 2019 года от компании-производителя ZOTA. Тополь-ВК 16 предназначен для теплоснабжения индивидуальных жилых домов и зданий коммунально-бытового назначения, оборудованных системой водяного отопления с принудительной и естественной циркуляцией, горячего водоснабжения с помощью бака косвенного нагрева, в открытых и закрытых системах отопления с максимально допустимой температурой теплоносителя +95С и максимально допустимым давлением 0,3 МПа. Отапливаемая площадь Zota Тополь-ВК 16 — до 160 м2.

Технические особенности:

• отличием от предыдущих моделей Zota Тополь служат водонаполненные колосники и изменённая конфигурация теплообменника с увеличенной площадью для повышения теплоотдачи;

• 2 топочные дверцы с фиксацией на замке позволяют загружать топливо в 2-х плоскостях — вертикальной и горизонтальной;

• управление горением производится через регулировку поддувальной заслонки дверцы зольника в ручном и автоматическом режимах (для авторежима необходимо отдельно приобрести автоматический регулятор тяги);

• термометр на верхней панели позволяет быстро определить температуру подачи воды;

• плотный слой теплоизоляции из базальтового картона значительно снижает теплопотери;

• чистка котла производится через съемную заслонку теплообменника, прочистной люк и дверцу зольника.

Дополнительные особенности (оборудование приобретается отдельно):

• котел Zota Тополь-ВК 16 позволяет установить блок-ТЭН для отопления на электроэнергии и регулировать работу котла через пульт управления;

• котел может сжигать пеллеты с помощью комплекта Zota Fox;

• модель Тополь-ВК 16 может сжигать топливо в длительном режиме с установкой комплекта TurboSet;

• вместо шуровочной дверки может быть установлена газовая горелка для отопления на газе.

Дополнительное оборудование (приобретается отдельно):

• тягорегулятор FR 124-3/4 A;

• блок ТЭН, не более 9 кВт;

• панель управления ПУ ЭВТ-И1;

• кабель соединительный медный (4 мм2, длина 2 м).

Комплект поставки:

• котел в сборе /1 шт/;

• патрубок дымохода /1 шт/;

• зольный ящик /1 шт/;

• термометр /1 шт/;

• кочерга L=533 мм /1 шт/;

• шуровка L=546 мм /1 шт/;

• совок L=505 мм /1 шт/;

• руководство по эксплуатации /1 шт/;

История разработки

Хронология работ

Разработка нового стратегического ракетного комплекса на базе твердотопливной МБР РТ-2П с размещением новой ракеты на самоходном автомобильном шасси была начата в Московском институте теплотехники в 1975 году под руководством главного конструктора А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутина).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668-212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года.

Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года на полигоне «Капустин Яр» и закончилось неудачно.

Второй (по другим данным, первый) пуск был проведён 8 февраля 1983 года на полигоне Плесецк боевым расчётом 6-го и был успешным. Первые три испытательных пуска проводились из переоборудованной специально для этих работ шахтной пусковой установки ракеты РТ-2П.

10 августа 1983 года проведён четвёртый пуск ракеты РС-12М, он стал первым, осуществлённым с самоходной пусковой установки 15У128.

Всего, на этапе совместных лётных испытаний комплекса с февраля 1983 года по 23 декабря 1987 года было проведено 16 пусков ракет.

На вооружение ракетный комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — Московский институт теплотехники, Москва (разработка);ПО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская АССР (производство);
  • Система прицеливания ракеты — ЦКБ «Арсенал» (разработка) и ПО «Завод „Арсенал“», Киев, УССР (производство);
  • Система управления — Ленинградское оптико-механическое объединение, Ленинград (разработка/производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ЦКБ «Титан» (разработка) и ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — НПО «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Полигонные испытания — Софринский артиллерийский полигон.

Ставка на оружие нового поколения

Технические проблемы

При создании первого авиационного комплекса, а Су-24 таким и является, не могло обойтись без проблем различного характера. Так еще на этапе тестирования возникла проблема, названная «титановыми» пожарами.

Лопатки турбокомпрессора от запредельных нагрузок вытягивались и неизбежно задевали за корпус. Сразу же следовало их разрушение и воспламенение. После попадания обломков в двигатель самолет сгорал за считанные минуты. Проблему решили полным перепроектированием компрессора.

Уже из названия становится ясно, что комплекс конструктивно на несколько порядков сложнее отдельного самолета.

Изделие постоянно дорабатывалось, но самолет все равно остался сложен в управлении. При его обслуживании от пилотов и техников требуется высокий уровень подготовки.

Машина не прощает ошибок в пилотировании, но при создании конструкторы заложили в нее положительное свойство – поломки большинства систем не приводят к непоправимому и дают летчикам возможность продолжить полет и даже во многих случаях выполнить боевое задание. Высокий уровень насыщения автоматикой упростил экипажам задачи по изучению и применению самых сложных устройств.

Су-24 в КБ Сухого признан самым трудным в разработке и самым аварийным самолетом. Ежегодно происходит до пяти крушений. За все время эксплуатации по разным причинам разбилось около ста машин.

Испытания

В период с декабря 1994 года по январь 2020 года было проведено 16 успешных запусков. При этом взлет МБР происходил как из шахтных ПУ, так и из мобильных пусковых установок, находящихся на территории космодрома Плесецк. Учебная мишень в большинстве случаев находилась на полигоне Кура (полуостров Камчатка). Испытательный запуск в апреле 2004 года проводился для определения предельной дальности полета и прошел успешно.

Из всех испытательных выстрелов только один закончился неудачей. Это произошло в октябре 2009 года еще с прототипом «Тополя-М». МБР отклонилась от основного курса и была уничтожена.

Пуск ракеты Тополь-М

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector