Трижды герои советского союза

Сбивал самолёты, но не докладывал

Все, кто хорошо знал Ивана Кожедуба, говорят о нем, как исключительно скромном и порядочным человеке. Видимо, в силу этих своих человеческих качеств, прославленный летчик наотрез отказывался признавать сбитыми самолеты, столкновение которых с землей он не видел собственными глазами.

«Я с ним воевал с 1944 года. Он был ведущим в паре, а я ведомым. Вот я вижу, что он попал в немецкий самолет, и самолет загорелся, начал падать… А в полку Кожедуб молчит, не говорит, что на его счету еще один самолет. И никто его не мог заставить записать на свой счет этот самолет. Иван говорил так: «Я не видел, как он разбился, и все!», — рассказывает Сергей Крамаренко. К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на самолете Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях, и только по официальным данным, сбил 62 самолёта противника. Сколько их было на самом деле, не знает никто.

Интересные факты

  • Артист любит играть в преферанс, в детстве научили дедушка с бабушкой, которые были заядлыми игроками. Считает, что именно эта игра развивает интеллект. Дедушка и бабушка вместе прожили 59 лет.
  • Рост Даниила Спиваковского – 180 см.
  • Увлекается футболом, играет на турнирах, которые проводятся среди театральных актёров.
  • Не любит летать, замкнутого пространства и быструю езду в машине.
  • С удовольствием даёт интервью, считая это частью профессиональной актёрской жизни. Актёр до сих пор стесняется своей популярности. Теряется, когда люди на улице узнают его.
  • У него на всё есть своя жизненная позиция, он ни под кого и никогда не подстраивается.
  • Любит читать Пушкина, Достоевского и Набокова.

Небо в огне: коллекционирование вражеских самолётов

В августе 1944 года Кожедуб во второй раз стал Героем Советского Союза. Награду он получил за 256 боевых вылетов и 48 сбитых крылатых машин.

Вообще, за всё время войны на счету Ивана Никитовича было 330 боевых вылетов, 120 воздушных дуэлей и более 60 сбитых самолётов противника. В коллекции его трофеев были пикирующие бомбардировщики Ju-87, бомбардировщики Ju-88 и He-111, истребители Bf-109 и 21 Fw-190, штурмовики Hs-129, а также реактивный истребитель Ме-262. И ни один из противников не сумел подбить Кожедуба. Раз за разом именно советский пилот выходил победителем из воздушных дуэлей.

Интересно вот ещё что: помимо «немцев», на счету Кожедуба есть и американские самолёты. В автобиографии Иван Никитович вспоминал, что в 1945 году ему пришлось вступить в схватку с двумя Р-51 «Мустанг». Американские пилоты, не разобравшись в ситуации, приняли самолёт Кожедуба за немецкий и открыли огонь. Ас не стал указывать союзникам на ошибку, а просто продемонстрировал им своё мастерство. Итог: американские самолёты были подбиты.

В третий раз Кожедуб стал Героем Советского Союза в августе 1945 года. Затем была учёба в Военно-воздушной академии, знакомство с реактивным самолётом МиГ-15. Но в 1951 году о мирной жизни пришлось забыть. Разгорелась война в Корее. Кожедуб и его дивизия были отправлены в горячую точку, чтобы противостоять недавним союзникам — американцам. СССР выступил на стороне КНДР, американцы и силы ООН — на стороне Южной Кореи.

Памятник на Новодевичьем кладбище. (Wikimedia Commons)

Американские пилоты на «летающих крепостях» (бомбардировщики В-29 Superfortress) чувствовали себя хозяевами неба над Северной Кореей. Но советских пилотов это не смутило. С апреля 1951 года по январь 1952 года они сумели одержать более двухсот побед в воздушных дуэлях. Сам Кожедуб официально не участвовал в сражениях. Но есть сведения, что несколько раз он всё-таки нарушил запрет. И даже пополнил коллекцию трофеев ещё одним американским самолётом.

С небом Иван Никитович не расставался. Он освоил самые разнообразные самолёты, включая МиГ-21. В 1985 году ему присвоили звание маршала авиации. Не стало трижды Героя Советского Союза в августе 1991 года.

Подвиги и два звания героя

В дальнейшем впервые Иван сбил вражеский истребитель. Уже на следующий день снова уничтожил немецкий самолет, а через некоторое время сбил сразу два! Парня поставили командовать эскадрилью.

Далее Кожедуб попал в ситуацию, когда остался без прикрытия в небе. Заметив клин вражеских самолетов, он вторгся в него. Фашисты даже растерялись, прекратили бомбежку. Один из истребителей был сбит Иваном, после чего все остальные отступили.

При выполнении одной из операций Кожедуб вместе с товарищами увидели в небе несколько немецких бомбардировщиков, которых прикрывали истребители. Иван и другие летчики не растерялись, атаковали врага, сбили двух бомбардировщиков, после чего остальные развернулись и улетели обратно.

К концу 1943 года Иван выполнил 146 боевых полетов, сбил 20 немецких истребителей. Ему присвоили первое звание героя СССР. В 1944 году награду повторили, оценив мужество и воинскую доблесть летчика, ведь на его счету уже было 256 боев и 48 уничтоженных немецких самолетов!

Иван Кожедуб — легенда советской авиации

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Сумской области Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и «свои». Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики — трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 «Юнкерса». До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Три удара судьбы

В 1945 году радость победы Ивану Кожедубу омрачило личное горе. Радость победы омрачило личное горе – смерть отца. «Тяжкое горе постигло меня: 17 мая не стало отца. Мы оба мечтали о встрече, и я потерял его, так и не увидев после всех испытаний. Позже из писем родственников я узнал, что отец тяжело болел, но строго-настрого наказал не сообщать мне – не хотел тревожить, отрывать от боевых дел. Не позволил извещать меня о болезни и после победы – не хотел омрачать мне радость. Некоторое облегчение приносила мысль, что отец дожил до Дня Победы», — рассказывал потом Иван Кожедуб.

Вторым ударом судьбы для ветерана Великой Отечественной войны стала смерть сына, моряка, капитана 1 ранга Никиты Кожедуба.

«Сын был подводником, и, насколько нам известно, служил на атомной подлодке, получил облучение. Его смерть Иван переживал очень тяжело. А потом ушла из жизни и его любимая дочка – Наташенька. Она была очень талантливая, но у нее не сложилась личная жизнь. Потом тяжело заболел и сам Иван, он долго лечился в военном госпитале, но Веронике это не нравилось, и она забрала его на дачу, в Монино, там он и скончался», — говорит Юлия Крамаренко.

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб умер 8 августа 1991 года, его похоронили на Новодевечьем кладбище, через несколько лет рядом появилась могила его «Веронички», — так ласково легендарный летчик всегда называл свою любимую жену. Семья Героя Советского Союза Сергея Крамаренко продолжает дружить с семьей Кожедуба – внуками и внучками самого результативного летчика-истребителя Великой Отечественной войны.

Кабина

Автотранспорт имеет следующие габариты: 7650×2500×2590 мм. Несмотря на свои размеры, автомобиль достаточно маневренен на дороге. Однако скорость не должна превышать 60 км/ч. Он хорошо держится на слабом или заболоченном грунте.

Машина имеет колесную формулу 6х6. На грузовике КамАЗ-4310 установлена производителем прочная платформа, на которой может возвышаться тент. Также, данную часть представляется возможным переоборудовать, поставить на платформу борта с откидными скамейками для пассажиров. При необходимости, технику представляется возможным дооснастить различным оборудованием, которое необходимо для выполнения определенных задач.

Кузов выполнен из прочного материала, который отличается высокой плотностью. Кабина имеет отличную термоизоляцию, водителю удобно в ней находиться, отмечается комфортное управление всей техникой. В салоне присутствует кровать для отдыха шофера. Кабина может откидываться. Водительское кресло отличается эргономичностью. Для улучшения обзора на кузове установлены осветительные приборы.

Новый этап

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Покрышкину предложили поступить в Военно-воздушную академию. Но он отказался и отправился учиться на основной факультет Военной академии имени Фрунзе, чтобы освоить незнакомые ему ранее общевойсковые дисциплины. Искусство управления пехотой и артиллерией лётчик освоил на отлично. 

Также по теме

«Нанёс врагу огромный ущерб»: как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции

75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой…

Вскоре Александр был переведён из ВВС на должность заместителя командира истребительного авиационного корпуса ПВО. Хотя она была генеральской, звание генерал-майора Покрышкину было присвоено только в августе 1953 года.

В 1951-м он стал командиром 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО, а через четыре года — командующим истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО. После окончания Высшей военной академии имени Ворошилова Покрышкин возглавил 52-ю воздушную истребительную армию. В 1959 году он занял должность заместителя командующего Киевским военным округом, а в 1968-м — заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.

«Покрышкин был очень ответственным и прямолинейным человеком, он никогда не шёл на компромиссы с совестью ради личного комфорта», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

Поэтому при переходе на политический уровень руководящей работы Покрышкин был многим неудобен. В 1972 году его перевели на весьма почётную, но не боевую должность председателя центрального комитета ДОСААФ. 16 декабря ему было присвоено звание маршала авиации. В 1981-м Покрышкин вошёл в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

  • Маршал авиации Александр Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Кожедуб

По словам Алексея Тимофеева, маршал превратил ДОСААФ в прибыльную структуру, нарастил бюджет, выделенный на учебную и спортивную работу, наладил практическую подготовку специалистов для нужд оборонной сферы.

Умер Покрышкин 13 ноября 1985 года от онкологического заболевания, предположительно, вызванного его участием в ядерных испытаниях.

Как отмечает Кнутов, «помимо своих заслуг на войне, Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны, помог пилотам преодолеть боязнь реактивной авиации».

Первый боевой вылет: неудачи преследуют молодого летчика

В феврале 1943 года 240-й истребительно-авиационный полк, в который был зачислен Иван Кожедуб, наконец, был переброшен для ведения военных действий на юго-западное направление. При распределении боевой техники Ивану Кожедубу достался самолет Ла-5 первых серий, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером 75.

В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома Иван попал под удар вражеских истребителей, когда попытался атаковать группу бомбардировщиков, а затем оказался в зоне огня своей же зенитной артиллерии. Самолет Кожедуба получил тяжелые повреждения от пушечной очереди немецкого Me-109 и от попадания двух советских зенитных снарядов.

«Медлить нельзя ни секунды. Грозит смертельная опасность. Резко бросаю машину в сторону. Посмотрел вправо: мимо меня пронесся истребитель «Мессершмитт-109» с крестами, за ним —  второй, а сзади, выше, — еще два. Сейчас меня добьют. Но тут я попадаю в разрывы зенитных снарядов. Зенитки по-свойски меня «окрестили», зато я избежал повторной атаки «мессершмитта» — быть может, гибельной», — рассказывал потом Кожедуб.

Зенитный снаряд попал в левый бок машины, еще один — в хвост. Самолет клюнул носом. Кожедуб с трудом удержал его на высоте 500 метров, — рулевое управление было нарушено.

«Не было у меня сноровки, не умел я еще быстро сближаться с врагом. Самолет еле держался в воздухе. Не выпрыгнуть ли с парашютом? Но я сейчас же отогнал эту мысль. Твердо решил посадить израненную машину», — таким запомнился его первый воздушный бой знаменитому лётчику.

«Кожедуб тогда чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным… После ремонта его самолет мог быть назван боевой машиной лишь условно. На боевые задания Иван тогда вылетал редко и на «остатках», то есть на свободных самолетах, которых было меньше, чем летчиков»,  — говорит его друг Сергей Крамаренко.

От перепрофилирования — перевода из летного состава в наземную службу Ивана Кожедуба спасло чудо. За него заступился командир эскадрильи Игнатий Солдатенко, который смог разглядеть в молчуне-неудачнике, которым Ивана уже было начали считать в полку, будущего аса. Об этом писал в своей книге, основанной на воспоминаниях об отце Никиты Кожедуба, Андрей Кокотюха.

Сыграло свою роль и то, что перед отправкой на фронт общий налет составлял у него около 500 часов, а у более молодых пилотов только 30-50.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе «Челюскин» экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики — Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Глаголы к слову праща

Что может праща? Что можно сделать с пращой? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

пользоваться

отбить

разить

набрать

представлять

оказаться

швырнуть

вернуться

умертвить

метнуть

присоединиться

выбросить

засвистеть

употребляться

совершить

раскручиваться

почесать

отставить

получиться

взмыть

звенеть

отдать

развернуться

полететь

начать

обмотаться

свистать

приходить

оставаться

засохнуть

описать

спрыгнуть

занимать

готовиться

забрасывать

ждать

казаться

считаться

промахнуться

осмелиться

выскочить

появиться

взлететь

вращаться

войти

достичь

упасть

обвиться

разомкнуть

прибежать

махать

придтись

лежать

просвистеть

стеречь

[править] Из положения о звании (в редакции 1988 года)

Звание Героя Советского Союза является высшей степенью отличия и предоставляется за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.

Звание Героя Советского Союза присваивает Президиум Верховного Совета СССР.

Герою Советского Союза вручаются:

  • высшая награда СССР — орден Ленина;
  • знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда»;
  • Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Герой Советского Союза, совершивший вторично геройский подвиг, не меньший того, за который награждены другие, совершившие подобный подвиг, удостаивается второго звания Героя Советского Союза. В ознаменование его подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, которое устанавливается на его родине, о чем делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении.

Герой Советского Союза, награжденный двумя медалями «Золотая Звезда», за новые героические подвиги, подобные ранее совершенным, может быть третий раз награжден медалью «Золотая Звезда». При награждении Героя Советского Союза орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» ему одновременно с орденом и медалью вручается и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

В случае, если Герою Советского Союза будет присвоено звание Героя Социалистического Труда, в ознаменование его героического и трудового подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, и о чем делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда.

Герои Советского Союза пользуются льготами, установленными законодательством. Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза носится на левой стороне груди над всеми другими орденами и медалями СССР. Лишить звания Героя Советского Союза может только Президиум Верховного Совета СССР.

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, — это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ — Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев — это известный герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители — Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Бессмертный подвиг

В том сражении у села Ленино поучаствовала и Анеля. Командир поручил девушке отвезти в штаб секретные документы. А по пути ей необходимо было ещё заехать за раненным солдатами и доставить их в госпиталь.

Первую часть задания Анеля выполнила без проблем. Она добралась до раненных бойцов и вместе с водителем грузовика разместила их в кузове. Перевязанные окровавленными бинтами красноармейцы сильно впечатлили девушку. В пути Анеля пыталась приободрить их и как-то отвлечь, но не получалось — ранения были слишком серьёзными.

Вдруг послышался шум, который заглушил тарахтящий мотор грузовика. Кживонь выглянула из кузова — по земле мелькали крупные тени. Девушка посмотрела вверх и увидела несколько вражеских самолётов.

Вскоре послышались взрывы. С каждым мгновение страшные звуки становились ближе. Машину начало трясти и раскачивать. Водитель петлял по разбитой дороге, но обмануть смерть у него не получилось. Грузовик отбросило в сторону, кузов заполнил едкий чёрный дым. Бойцы кричали от боли и страха, но самостоятельно выбраться из горящей машины они не могли. Несколько секунд Анеля, прижимая папку, просто смотрела на происходящий ужас. Она должна была спасти секретные документы и доставить их в штаб, но… девушка решила иначе.

Памятник в селе Садовое. (warheroes.ru)

Анеля начала вытаскивать из машины солдат. Одного за другим она спускала на землю и оттаскивала на безопасное расстояние. А грузовик горел всё сильнее, брезентовая крыша в любую секунду могла рухнуть

Но девушка не обращала на это внимание. Она пыталась спасти всех.

Советские солдаты в окопах увидели горящий грузовик и поспешили на помощь. Лишь несколько сотен метров разделяли их и Анелю, но красноармейцы не успели. Кживонь в очередной раз залезла в кузов, когда опоры не выдержали и горящий брезент похоронил под собой храбрую девушку и оставшихся раненых бойцов. Солдаты потушили огонь, но было уже слишком поздно. Кживонь похоронили в братской могиле в селе Ленино.

В ноябре 1943 года Кживонь была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно. Также её посмертно наградили орденом Ленина и польским орденом Virtuti Militari V класса.

Анеля Кжиновь является единственной женщиной-иностранкой, которая стала Героем Советского Союза. В её честь установлено несколько памятников. Один из них находился в Польше, но после распада СССР его убрали.

Аналогичные награды иностранных государств

По подобию Советского Союза, звание Героя как высшая государственная награда или как почётное звание, было учреждено в большинстве государств социалистического лагеря и в ряде развивающихся государств (как правило, ориентировавшихся в своей политике на СССР), с учётом национальных особенностей.
После распада СССР в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», тоже присваиваемое за выдающиеся подвиги; а также учреждены звания Героя (Национального Героя) в ряде государств, образовавшихся на месте бывших союзных республик, и в некоторых непризнанных или частично признанных государствах, или государственных образованиях.

Герой ГДР
Герой Народной Республики Болгария
Герой ЧССР
Герой Монгольской Народной Республики
Герой Социалистической Республики Румыния
Народный герой (Албания)
Народный герой Югославии
Герой Лаосской Народно-Демократической Республики
Герой Демократической Республики Афганистан
Герой Народных Вооружённых сил Вьетнама
Герой республики Куба
Герой КНР
Герой КНДР
Герой Сирийской Арабской Республики
 (англ.)русск.
Герой Непала (англ.)русск.

Aтмocфepa Луны

Об атомном проекте СССР

В мае 1940 года вышел указ о возможности получения награды Героя Соцтруда дважды и даже трижды. В 1973 году ограничения были отменены, что давало гипотетическую возможность наиболее заслуженным деятелям науки и производства получить медаль в четвертый раз. Однако за период действия награды никто такой чести не удостаивался.

В ходе работы над атомным проектом в СССР была создана ядерная бомба, после чего в 1953-м пятеро ученых, организаторов производства и конструкторов, впервые в истории стали трижды Героями Социалистического Труда. Перечислим их:

  • И. В. Курчатов, руководитель проекта. Сегодня имя ученого-физика присвоено научному центру, основателем которого он являлся. До своей кончины в 1960 году он возглавлял Институт атомной энергии.
  • Ю. Б. Харитон. Он находился в должности главного конструктора. Ученый прожил долгую жизнь, до 92 лет возглавлял КБ-11 (г. Саров), созданное при АН СССР, при Лаборатории № 2.
  • К. И. Щелкин, первый заместитель Ю. Б. Харитона. Кирилл Иванович ушел из жизни в возрасте 57 лет, в 1968-м. Он вошел в историю как первый научный руководитель ядерного центра, известного под названием «Челябинск-70».
  • Я. Б. Зельдович, ученый-физик, возглавлявший теоретический отдел. Яков Борисович ушел из жизни в 1987-м. Он возглавлял предприятие, занимавшееся разработкой “ядерного щита” для страны.
  • Н. Л. Духов, еще один заместитель Ю. Б. Харитона. Генерал-лейтенант являлся разработчиком ядерного оружия, но он также известен как конструктор тяжелых танков. Трижды Герой Социалистического труда Николай Леонидович с 1941 года занимался производством танков КВ на базе ЧТЗ (Челябинского тракторного). С 1943 по 1948 г. он занимал должность главного конструктора, наладив их конвейерное производство. Среди его разработок следующие модификации: ИС, КВ-1с, КВ-85. Ученый ушел из жизни в 1964 году в возрасте 59 лет.

Любопытно, что факт награждения участников атомного проекта долгое время был засекречен, поэтому официально первым трижды Героем Социалистического Труда стал узбекский хлопковод.

Немного биографии

Иван родом из простой семьи, его отец был церковным старостой. Помимо него было еще четверо детей. В те времена царил голод, что касалось и его семьи, так как жили бедно. Но все же Иван рос образованным мальчиком, любил читать книжки, даже сам сочинял стихотворения.

Воспитывался мальчик в строгости. Уже в 5 лет Ваня охранял сад от воров в течение всей ночи, хотя к ним никогда никто и не забирался. Оказалось, отец заставлял его это делать для того, чтобы воспитать стойкость к жизненным испытаниям.

Отучился Иван в химико-технологическом СУЗе, ходил на подработку в библиотеку. У него появилось увлечение – авиация. Но он серьезно к этому не относился, считал, что это просто его хобби. Тогда он еще не знал, насколько навыки пилотирования станут для него важными, да и для всей страны.

Впоследствии начал посещать аэроклуб, все больше втягивался в это дело, а после службы в армии понял, что точно хочет стать летчиком!

Развитие военной авиации СССР

Летчики — Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства «красных» пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с «Юнкерсами» или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы ВВС СССР сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых «Юнкерсов». Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Фото

Детство

Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирске) Томской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он впервые увидел самолёт Общества друзей воздушного флота. С того дня Александр решил готовиться к тому, чтобы стать лётчиком, в частности активно занялся спортом. В возрасте 13 лет он устроился подмастерьем к своему дяде, который считался лучшим кровельщиком в городе.

В 1928 году Александр окончил семь классов школы, после чего поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя». Его будущая стипендия была значительно ниже заработка кровельщика. Отец разозлился и обозвал его нахлебником, а Александр собрал вещи и ушёл из дома — как оказалось, навсегда. Однако Покрышкин продолжил поддерживать семью, даже проживая отдельно, — сначала помогал отцу, а после его смерти отправлял деньги матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector