Славяне в vi-x веках

Содержание:

Блицтурнир по шахматам

Примечания

  1. Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
  2. ↑ Буданова В. Великое переселение народов
  3. По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
  4. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503 — 504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2.
  5. там же
  6. , часть 1.

  7. стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України: в 10 т. — Київ: Наукова думка, 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X.
  8. Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
  9. См. статьи Этногенез славян, Германарих (о войнах готов с венедами), Витимир (о войнах готов с антами).
  10. Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
  11. В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“… И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“.»
  12. Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
  13. См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
  15. Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
  16. Там же
  17. Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
  18. ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  19. Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
  20. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  21. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
  22. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
  23. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
  24. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
  25. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
  26. См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Ссылки

Религия восточных славян

Основная статья: Славянская мифология

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

  • Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
  • «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.

В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.

Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.

Great Wall показал, каким мог бы стать «Жук» от VW: в Шанхае дебютировал новый Ora Lightning Cat

Сходства и отличия славянских языков

В силу исторических причин славянским языкам удалось сохранить значительное сходство друг относительно друга. В то же время почти каждый из них обладает рядом уникальных черт.

Восточная группа Западная группа Южная группа
русский украинский белорусский польский словацкий чешский сербохорватский болгарский македонский словенский
Число носителей,

млн. чел.

250 45 6,4 40 5,2 9,5 21 8,5 2 2,2
Ближайший

родственник

белорусский,

белорусский украинский кашубский чешский словацкий словенский македонский болгарский сербохорватский
Письменность кириллица кириллица кириллица/латиница латиница латиница латиница кириллица/латиница кириллица кириллица латиница
Отличия от других

славянских языков

  • редукция безударных гласных (аканье);
  • Сохранение мягких согласных , , ,
  • чередование o-i, e-i в закрытом слоге
  • утрата звука во всех исконно-славянских словах
  • дзеканье и цеканье;
  • Совпадение всех безударных и в (аканье)
  • носовые гласные;
  • два ряда шипящих согласных;
  • ударение фиксировано на предпоследнем слоге
  • ударение фиксировано на первом слоге;
  • разделение долгих и кратких гласных;
  • восходящие дифтонги
  • ударение фиксировано на первом слоге;
  • разделение долгих и кратких гласных;
  • музыкальное ударение
  • раскол на 4 литературных стандарта (сербский язык, хорватский язык, боснийский язык, черногорский язык)
  • утрата падежей;
  • разнообразие глагольных форм;
  • отсутствие инфинитива
  • артикли
  • утрата падежей;
  • разнообразие глагольных форм;
  • отсутствие инфинитива
  • артикли
  • наличие двойственного числа;
  • высокая неоднородность (более 40 диалектов)
Тип ударения свободное

динамическое

свободное

динамическое

свободное

динамическое

фиксированное на

предпоследний

слог

фиксирован-

ное на пер-

вый слог

фиксирован-

ное на пер-

вый слог

свободное

музыкальное, кроме последнего слога

свободное

динамическое

фиксирован-

ное (не далее

третьего сло-

га от конца слова)

свободное музыкальное
Морфология:

звательная

форма (падеж)

нет есть есть есть нет есть есть есть есть нет

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны – это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Как читать Японские Свечи. Для начинающих

Занятия славян.

 Основным занятием славян с глубокой древности  было земледелие. Даже месяцы своего календаря славяне называли по видам земледельческих работ: например, месяц жатвы август называли «серпень» (от слова «серп»). Современник сообщает:«У них (славян) большое количество плодов земных, лежащих в кучах, в в особенности проса и пшеницы».

Славяне также разводили скот, занимались охотой и рыбной ловлей, собирали мёд диких пчёл.

Славянские мастера ковали из железа лемехи, ножи, серпы, из льна и конопли выделывали ткани, с помощью гончарного круга изготовляли глиняную посуду.

Жили славяне в посёлках, обнесённых изгородью, валом и рвом.

Температурный режим

15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года

Восточнославянские племена

Основная статья: Восточнославянские племена

  • Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан
  • Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
  • Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река
  • Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирской и запад Киевской области)
  • Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
  • Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
  • Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
  • Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
  • Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
  • Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
  • Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
  • Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

Понятие рода

В современном русском языке есть множество слов, образованных от слова «род»: родной, родня, родственник, сородич. У древних славян под родом понимались не только родители, бабки, тетки, двоюродные и троюродные сестры и братья. Род — это сообщество людей, живущих на одной территории. Впрочем, как правило, в поселении практически все были связаны кровными узами.

Нередко бывало так, что с обустроенного, обжитого места приходилось сниматься и искать новую территорию для поселения. Причин тому могло быть множество:

  • пересох источник чистой пресной воды;
  • обмелела река;
  • значительно участились набеги соседних племен или кочевников;
  • в летний зной выгорел лес.

Взлеты и падения

К сожалению, не все было так гладко в бизнесе авиационной сферы. Правительство Америки не слишком радовалось единоправию в этой сфере. В итоге вышел закон, который запрещал авиафирмам заниматься одновременно и почтовыми, и пассажирскими перелетами, а также создавать самолеты. Фирма Боинг распалась на три дочерних предприятия:

  • Air Lines, которое занималось перевозками пассажиров;
  • Aircraft;
  • Boeing Company (проектирование и выпуск самолетов).

Для владельца компании это был страшный удар. Все, что он создавал столько лет, отчасти рухнуло, перетерпело изменения. Он отошел от дел, ушел на покой. Жажду скорости и адреналин он утолял новую страсть – разведением лошадей. Разные части фирмы перешли тем самым энтузиастам-пилотам, которые были с ним в самом начале карьеры.

Что такое Боинг после ухода своего главного вдохновителя? Это фирма, которая все также не собиралась терять пальму первенства. В 1930 году компания выпускает модифицированный и современный истребитель, на котором в последующем будет долгое время тренироваться военный состав США. Далее в 1938 году компания выпускает пассажирский самолет 307 Stratoliner, который на десятилетия определил идеал пассажирского воздушного транспорта. При этом в Боинге не забывали о военной технике и создавали мощные и скоростные бомбардировщики.

«Смертоносные машины»: в КНР восхитились военной техникой РФ

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый

Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Восточнославянские племена

  • Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан
  • Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
  • Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река
  • Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирской и запад Киевской области)
  • Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
  • Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
  • Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
  • Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
  • Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
  • Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
  • Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
  • Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

Кто такие сполы, галинды и фенны?

«Сполы» («споры»), «галинды» и «фены». Эти 3 этнонима постоянно упоминаются Иорданом, когда разговор касается балтийских военных кампаний различных германских племён. «Родичам» известного хрониста, успешно утверждающим свои королевства на Западе Европы, так и не покоряется северо-восточная часть континента. Ведь указанные народы постоянно оказывают сопротивление. Они имеют сильную национальную волю к борьбе.

И если готский хронист хотя бы разделяет эти 3 нации, его коллеги часто ошибочно признают их племенами одного народа. К примеру, когда-то римский историк Тацит называл их всех «германцами». Причём самой что ни на есть «варварской» их частью. Византийский писатель сирийского происхождения Прокопий Кесарийский величает 3 данных субстрата «венетами». Так уж было принято в Византии или «германском» Риме: любые малознакомые племена обозначались именем той древней народности, на которой они проживали. Даже труды XI века переполнены упоминаниями «скифов», «венетов», «антов» и «гуннов». Увы, к последним относили всех, кто имел монголоидную внешность.

Фенны

А что на самом деле? «Фенны» – неразделённые ещё финны и карелы. Это не самоназвание. Просто на очень древнем германском языке «фенн» обозначало «болото».

Галинды

«Галинды» (на русский манер «голядь») – ближайший к зоне расселения первых славян племенной союз балтов. Так именовали союз другие балты. А «гал» на балтском – «край».

Сполы

«Сполы» – слово, образованное от греческого «исполин». Византийцы называли так именно «украинских» славян. Во время разделения их на ветви. В отношении тех, кто пошёл на Балканы и вглубь Европы, использовались разные термины – «анты», «склавины» и все те же «венеты». Причём греки признавали родственную связь всех их.

Ассассин в Древней Руси: 5 сеттингов, которые мы желаем…

Глава Бурятии рассмешил подписчиков конструкцией из стула и портфеля

External links

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

Примечания

  1. Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
  2. ↑ Буданова В. Великое переселение народов
  3. По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
  4. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503 — 504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2.
  5. там же
  6. , часть 1.

  7. стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України: в 10 т. — Київ: Наукова думка, 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X.
  8. Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
  9. См. статьи Этногенез славян, Германарих (о войнах готов с венедами), Витимир (о войнах готов с антами).
  10. Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
  11. В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“… И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“.»
  12. Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
  13. См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
  15. Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
  16. Там же
  17. Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
  18. ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  19. Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
  20. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  21. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
  22. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
  23. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
  24. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
  25. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
  26. См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector