Бартини, роберт людвигович

Содержание

Летательные аппараты Р. Л. Бартини[править | править код]

Файл:Bartini VVA-14.jpg

Всего же на счету Роберта Бартини более 60 законченных проектов самолетов.

  • Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
  • Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
  • ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
  • Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
  • Ер-2 (ДБ-240)(лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428))
  • Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
  • Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
  • Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
  • Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
  • Т-108 (1945) — легкий транспортный самолёт (проект)
  • Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолет (не достроен)
  • Т-200 (1947) — тяжелый военно-транспортный и десантный самолет(проект)
  • Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолет с оживальным крылом (проект)
  • Т-210 — вариант Т-200 (проект)
  • А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
  • Е — (проект)
  • Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект)
  • Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект)
  • Бе-1 (1961) — легкая амфибия (опытный)
  • ВВА-14М-62 (1972) — Вертикально взлетающая амфибия-противолодочный самолет(опытный (2))

Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности

Общая информация

Изучение наследия Бартини

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования[уточнить] только узкой группе «допущенных» специалистов. С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г.).

После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Согласно другой версии, Г. Альтшуллер являлся учеником Р. Бартини в тайной школе «Атон»[источник не указан 1244 дня], где и познакомился с методом «И — И». В отличие от метода «И — И», ТРИЗ была полностью открыта для общественности. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров.

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Общая информация

Роберт Людвигович Бартини — итальянский аристократ, в последующем известный советский авиаконструктор и физик. Настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини. Родился 14 мая 1897 года в Фиуме, Австро-Венгрии. Является автором 60 завершённых проектов самолётов.

Мало известен широкому кругу общественности, и даже кругу авиационных специалистов. Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.

Кроме физики и авиастроения, Бартини также занимался космогонией и философией. Владел несколькими европейскими языками. Участвовал в первой мировой войне.

Система электрооборудования

Авиаконструктор[править | править код]

Разработанный Бартини метод получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Бартини прямо и недвусмысленно утверждает, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставляет места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП (б) в (!) году.

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования только в узкой группой «допущенных» специалистов. Впрочем, известны работы Бартини по ключевым проблемам физики, опубликованные в «Докладах Академии наук» (1965г., т. 163, № 4), и в сборнике «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (М., Атомиздат, 1966г., стр. 249-266). С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978г. и в сборнике «Мост через время»,1989г.).

Примечания

Бартини — авиаконструктор, бежавший от Муссолини

Приемный сын австро-венгерского вельможи, итальянец по происхождению Роберто Бартини в графе «национальность» ставил «русский». Рьяный приверженец коммунистических идей посвятил всю свою жизнь созданию самолетов в СССР.

Казалось бы, жизнь Роберто Бартини не могли омрачить никакие обстоятельства — обладатель титула барона и миллионного состояния, красавец, талантливый ученый. Некоторые данные его биографии в различных источниках существенно отличаются. Что, впрочем, неудивительно, так как исследователи черпают сведения из протоколов его допросов в подвалах НКВД. Вероятно, итальянец не был вполне откровенен со следователями.

Роберто был приемным сыном барона Лодовико Ороса ди Бартини — вице-губернатора Фиуми (сейчас это город Риека на территории Хорватии). Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками и закончил Миланский политехнический университет. Когда началась Первая Мировая, Бартини закончил офицерскую школу и отправился на Восточный фронт. Определил его мировоззрения, как ни странно, плен. Бартини попал в лагерь под Хабаровском, где познакомился с русскими большевиками. Вернулся домой в 1920 году. Дела у семьи Бартини шли неплохо, отец сохранил привилегии дома Габсбургов и крупное состояние. Но Роберто, одержимый коммунистической идеей, преимуществами своего положения не пользовался. Большинство исследователей сходятся на том, что доставшееся ему после смерти отца наследство — а это десять миллионов долларов — он направил на финансирование компартии Италии. Сам же работал простым разнорабочим на заводе «Изотта-Фраскини». После того, как к власти в Италии пришел Муссолини, Роберто был вынужден уехать в Советский Союз.

Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым. И это в 1942 году!

14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки» Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». 

Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.

В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.

Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодели, и отвезли в Москву — к самому Берии. 

Лаврентий Павлович Берия

Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.

У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».

В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором

Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»

К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14. И его удалось построить!

Рассказывают, что когда Бартини шёл к нему по взлётному полю, он плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью. 

ВВА-14, построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино

War on the Rocks (США): противоракетная оборона вполне совместима с контролем вооружений

Дальнейшая работа

Бартини работал в ОКБ-86 с 1948 года, на территории завода имени Димитрова в Таганроге. В 1952 году он стал главным инженером перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ имени С.А. Чаплыгина. Работая там, он создал проект самолёта Т-203. В 1955 году Бартини был представлен проект по созданию сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Несмотря на то, что отношение к проекту изначально было скептическим, обращение к С.П. Королёву помогло обосновать проект экспериментально.

В 1957 году Бартини был откомандирован в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В. Цыбина были разработаны 5 проектов самолётов от 30 до 320 тонн различного назначения. Несмотря на то, что комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято.

В 1961 году конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — модификации А-57.

В это время Бартини начал обдумывать проект крупного самолёта-амфибии с возможностью вертикального взлёта и посадки. Таким образом планировалось решить проблему транспортных операций в труднодоступных уголках Земли, таких как вечные льды, пустыни, моря, океаны. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолётов такого плана Бартини были проведены работы по использованию экранного эффекта. Первым опытным образцом стал небольшой Бе-1, который прошёл лётные испытания в 1961-1963 годах.

В 1968 году команда Бартини переезжает из Подмосковья на завод им. Г. Димитрова в КБ Г.М. Бериева, которое специализировалось на гидросамолётах. Именно тут в 1972 году, в соответствии с концепцией «безаэродромных самолётов», были созданы два противолодочных самолёта ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»).

В 1976 году один из них был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Работа над проектом не была закончена, так как Бартини ушёл из жизни 6 декабря 1974 года. Проект был закрыт под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), который работал над летающими лодками А-40 и А-42.

Роберт Людвигович Бартини похоронен в Москве на Введенском кладбище на 29 участке. Надпись на памятнике гласит: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Избранное

«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО

В деталях

Обратимся к относительно недавнему прошлому. В середине 60-х годов Бартини доложил в ЦК КПСС о своем анализе перспектив развития транспорта. Каждое транспортное средство характеризуется рядом показателей: скоростью, дальностью, грузоподъемностью, степенью зависимости от погоды, стоимостью… Бартини математически свел эти показатели каждого средства к трем обобщенным, отложил обобщенные на осях в обычной системе координат и, отложив длину, ширину и высоту, начертил параллелепипед. Затем на получившихся максимальных величинах начертил максимальный, но гипотетический прямоугольник. Скорость и дальность такого нереального, но в принципе представимого средства — как у космического корабля, грузоподъемность — как у корабля океанского, зависимость от погоды — не более чем у тяжелого поезда…

И стало видно, что реальные прямоугольники, каждый в отдельности и все вместе, в сумме занимают лишь малую часть объема гипотетического. Один получился широким, но плоским, другой — высоким, но тонким… А далее — что максимальную долю объема гипотетического займут экранопланы, аппараты, известные у нас с 1935 года и даже строившиеся, хотя и единицами. Но не обычные экранопланы, а с вертикальными взлетом и посадкой.

До сих пор, уже и в XXI веке, интерес к экранопланам то разгорается, то гаснет — даже к обычным моделям. Что же касается предложенных на том давнем совещании, то о них вообще речи не было. В результате же — их крайне мало.

Доклад тот горячо одобрили, особенно почему-то идея понравилась главнокомандующему ВМФ С.Г. Горшкову, и решили действовать. Распределили обязанности ведомств, наметили сроки. Отпустив участников совещания, секретарь ЦК Д.Ф. Устинов попросил Бартини задержаться:

— Только, Роберт Людовигович, вы уж, пожалуйста, время от времени напоминайте нам о принятом решении, подталкивайте нас. А то ведь, сами понимаете, без напоминаний оно заглохнет.Вернувшись на работу, Бартини безнадежно протянул ждавшим его рулон с материалами к докладу:

— Эти — в архив, на самую верхнюю полку. Они едва ли скоро понадобятся…Все же через пару месяцев он спросил министра авиапрома П.В. Дементьева, тоже участника совещания у Устинова, что сдвинулось с тех пор в МАПе. Министр с трудом вспомнил, о чем идет речь, и поманил Бартини к окну:— Ты ведь знаешь, Роберт, меня возит «ЗИМ». Тебя, я знаю, — «Волга». Вон кто-то приехал к нам, вылезает из «Москвича». А вон те, — министр ткнул пальцем в прохожих на улице, — те ездят на собственных … или, кому из них угодно, шлепают пешедралами… Ну и хрен с ними!

Имевшие дела с Дементьевым догадаются, что пешедралов он припечатал куда крепче.Бартини крепкий язык понимал, но пользовался им редко и не при всех. Он и во многом другом отличался от больших начальников. Например, не открывал в министерстве двери, что называется, ногой. Стучался: разрешите? Разрешали, обнаглев, не всегда. Сотрудник авиапрома, кавказец, не выдержал такого и наорал, было дело, на замминистра, некоего Михайлова:

— Вы что же делаете?! К вам гений приехал, а вы его… Знаете, есть такой глагол: вымирать? На русском он непереходный, а у нас — переходный. Вот я вам и скажу покавказски: вы здесь Бартини «вымираете»!

Физик и философ

Бартини прежде всего известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения». Но он также, после ряда согласований и поддержки со стороны академика Б. Понтекорво, опубликовал статью по теоретической физике в журнале «Доклады Академии наук СССР» в 1965 году, стиль и содержание которой были необычными и казались настолько бессмысленными, что научное сообщество посчитало её юмористическим розыгрышем.

В частности, выдающийся математик В. И. Арнольд пишет в своих воспоминаниях (несколько неверно цитируя первое предложение статьи Бартини):

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

После публикации статьи Бартини Бруно Понтекорво получил письма сразу от нескольких «сумасшедших», упрекавших его в том, что он украл у них идеи, а также ему позвонили из Отдела науки ЦК КПСС и стали интересоваться, не является ли эта статья розыгрышем — с такой жалобой обратились некоторые математики, посчитавшие оскорблением помещать розыгрыш в журнале Доктор физико-математических наук Б. Штерн в статье от 2008 года считает статью Бартини либо остроумным розыгрышем, или же грустной историей, «когда талантливый в своей области человек „теряет ориентиры“ и с головой погружается в бредовые изыскания в поисках основ Мироздания». Он же упоминает многочисленные попытки «расшифровать» статью, приписывая смысл формулам и фразам, домысливают «опущенные для краткости» фрагменты.

Впрочем, не все учёные столь категоричны, в частности, физик-теоретик Михаил Шифман считает статью недооценённой и имеющей смысл с точки зрения теории струн, тем не менее, очень путанно написанной.

Тем не менее, полноценная научная оценка статье пока не дана, а публикуется она в основном на сайтах российских последователей Рериха и «Академии тринитаризма».

В 1974 году посмертно была опубликована статья в тематическом сборнике докладов семинара, соавторстве с П. Г. Кузнецовым, представляла она расширение идей автора:

P. O. ди Бартини, П. Г. Кузнецов. Множественность геометрий и множественность физик. // Моделирование динамических систем. Теоретические вопросы моделирования. вып. 2. Труды семинара «Кибернетика электроэнергетических систем». Брянск. — 1974.

Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини» По их словам, в противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению последователей этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путём, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира. Также, по утверждению последователей теории, Бартини занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Бартини, по утверждению современных его последователей, опирался на исследования Дж. Бурнистона Брауна по теории размерности.

Литература

  • Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
  • Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
  • Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
  • Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). —  Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764,  ISBN 9788875650766
  • Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
  • Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
  • В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
  • Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
  • Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
  • Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6

Фотографии:

Б.Г. Хармач, Н.Д. Леонов, Р.Л. Бартини и К.Г. Тюрников.
Таганрог. 1972 год.

Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.

Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.

После лекции по перспективам вертикально взлетающих аппаратов.
1-й ряд слева направо: капитан-инженер И.В. Щербаков, ведущий конструктор ОКБ по ВВА-14 Н.Д. Леонов, летчик-испытатель Ю.М. Куприянов,
главный конструктор ВВА-14 Р.Л. Бартини, старший военпред-руководитель полковник-инжерен Ф.С. Татаренко, майор-инженер А.В. Падунов,
подполковник-инженер П.В. Московкин;
2-й ряд: майор-инженер В.П. Афанасьев, служащая ВП Н.С. Панатова, подполковник-инженер С.В. Кашинов, майор-инженер Е.И. Мешков,
капитан-инженер А.В. Киберев, капитан-инженер Л.Г. Амельченко, майор-инженер А.М. Большов.
Таганрог. Ноябрь 1973 год.

На фото с поднятым кулаком — Партконференция ТМЗ 1973 год.

Бартини Роберт Людовигович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector