Бм-13

Павел НН

Модификации и модернизации

Перехватчики:

  • МиГ-25П (изделие «84») — первый полёт состоялся в 1964 году. Базовая модификация.
  • МиГ-25М (Е-155М) (1974 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Р15БФ2-300» тягой по 13500 кгс, отличающихся лучшей экономичностью. Модернизация должна была повысить высотные и скоростные характеристики перехватчика, поднять скороподъемность, рубежи перехвата, дальность и продолжительность полета. Серийно не выпускался.
  • МиГ-25МП (Е-155МП, изделие «83») (1975 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Д-30Ф-6, БРЛС «Заслон», новой системой вооружения. Серийно не строился, послужил прототипом МиГ-31.
  • МиГ-25ПД (изд. «84Д») (1978 год) — истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, способный обнаруживать цели с ЭПРболее 10 м² на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать «на проходе» до 6 целей с углом обзора в горизонтальной плоскости +/-56 градусов и в вертикальной плоскости 6 градусов, имеющий улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 году ракет «воздух-воздух», получивших обозначенияР-40РД и Р-40ТД. Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная — до 36720 кг. На новом самолете можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полета со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью — 1730 км. С использованием ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолет достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20 200 метров. Истребители МиГ-25ПД внешне отличались удлиненной носовой частью, закрывающей аппаратуру БРЛС. Новый самолет получил модернизированные двигатели «Р15БД-300» с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трехфазного тока. Серийно выпускались в г. Горьком (Нижний Новгород).
  • МиГ-25ПДС (1978 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с заменой БРЛС «Смерч» (РП-25) на «Сапфир-25» (С-25), двигателя «Р15Б-300» на «Р15БД-300», части другого оборудования, а также обеспечения применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60. По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25П.
  • МиГ-25ПДСЛ (1985 год) — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и устройствами отстрела пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолёт МиГ-25ПДС. Серийно модификация не выпускалась.

Разведчики:

  • МиГ-25Р (Е-155Р, изделие «02») (1964 год) — высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот. Состав фотооборудования — четыре А-70М и один топографический А-Е/10. В килях размещались дополнительные топливные баки. Позже все разведчики были доработаны под бомбовое вооружение.
  • МиГ-25БМ (1983 год) — самолёт прорыва ПВО. Всего было выпущенно менее 40 единиц. Основное вооружение — 4 ракеты X-58 с пассивной радиолокационной головкой четырех поддиапазонов и станция обнаружения целей «Сыч-М». Мог нести ракеты с ЯБЧ малой мощности. После нанесения удара по РЛС противника из стратосферы, обеспечивались условия действий других родов авиации на оперативную глубину (до 500 км от линии фронта). После распада СССР были уничтожены на авиабазе «Барановичи» в Беларуси (1993?).
  • МиГ-25РБН (1972 год) — ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Вираж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом. По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.
  • МиГ-25РБТ (изд. «02Т») (1979 год) — самолёт радиотехнической разведки с установленной более надежной и легкой станцию общей радиотехнической разведки «Тангаж» вместо станции РТ-разведки «Вираж». Сохранял ограниченные ударные возможности. Носовая обшивка — из диэлектрика, с установленным справа радаром бокового обзора с радиусом действия более 200 км. Развитие модели Миг25-РБ.
  • МиГ-25МР — разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоаппаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.

Тактические разведчики—бомбардировщики:

  • МиГ-25РБ (изд.»02Б») (1970 год) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик. Фотоаппаратура по типу МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам использовалась навигационная система «Пеленг-Д» (на последующих модификациях — «Пеленг-ДМ»). Носитель ядерного оружия. Строились серийно два года. В 1972 году четыре машины испытывались в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
  • МиГ-25РБВ (1970 год) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик с более эффективной станции общей радиотехнической разведки «СПС-9» вместо станций «СПС-4А/Б». Вооружение аналогично Миг-25РБ. Восемь самолетов этого типа было оснащено аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки ФУКА (фильтровальная установка) для слежения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ, строились серийно в 1973—1979 гг.
  • МиГ-25РД (изд.»99″) (1976 год) — опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6». Серийно не выпускался.

О наиболее популярных моделях

История

БМ-8-24 на базе танка Т-60 в Музее военной техники УГМК

Реактивные снаряды (неуправляемые ракеты) М-8, запускавшиеся с БМ-8-24. Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург

Спроектирована в СКБ московского завода № 733 «Компрессор» при участии НИИ-3 и КБ завода № 37 в августе-октябре 1941 года. Руководил разработкой В. А. Тимофеев, ведущий конструктор шасси — Д. И. Сазонов.

Боевые машины БМ-8-24 серийно выпускали на заводах «Компрессор» и «Красная пресня» на шасси лёгких танков типов Т-40 и Т-60 после демонтирования башни и установки пусковой части — М-8-24 — пакета направляющих с пусковым оборудованием для 24 82-мм неуправляемых ракет (называемых в 1930-е — 1940-е годы реактивными снарядами) М-8.

Пусковая часть БМ-8-24 из 12 направляющих типа балки, на которые сверху и снизу заряжали 24 82-мм реактивных снаряда М-8. Блок управления огнём позволял вести стрельбу залпом или с разным темпом пуска снарядов. Выпускал эти боевые машины завод № 733 («Компрессор»), всего для монтажа РСЗО завод № 37 передал 24 шасси Т-30. В сентябре на заводе «Компрессор» построили три прототипа, в октябре собрали 3 установки. После эвакуации завода № 37 из Москвы в Свердловск, а части завода «Компрессор» в Уральск, выпуск БМ-8-24 на шасси Т-30 прекратился и продолжился на базе его преемника Т-60.

Дальность стрельбы — 5,5 км, время залпа БМ-8-24 24 снарядами 8 — 10 секунд; время заряжания 24 снарядов 10 — 15 минут. Запуск производили электрокатушкой с рукояткой, соединённой с аккумуляторной батареей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкали контакты и в каждом из снарядов дожен был срабатывать пусковой пиропатрон. Одновременно две катушки на установках применяли редко.

Выпущенные машины участвовали в боях  — 1943 годов и были хорошо приняты в войсках из-за лучшей защищённости и проходимости по сравнению с «Катюшами» на базе грузовых автомобилей.

После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 на базе лёгких танков также был прекращён, артиллерийскую часть М-8-24 стали монтировать на грузовиках, также она монтировалась на бронеплощадках семи особых бронепоездов (пример: Козьма Минин, Илья Муромец и так далее).

После военных действий в Корее развитие пусковых установок 82-мм и реактивных снарядов М-8 было прекращено.

Что означает TT в тексте

Примечания

Производство

БМ-14 серийно производилась и поступала на вооружение стрелковых дивизий Советской Армии , а также в значительных количествах поставлялась на экспорт. Помимо базовой БМ-14, производившейся в нескольких вариантах, выпускалась версия БМ-14-17

с иным шасси и несколько отличающейся конструкцией пусковой установки, а 140-мм реактивные снаряды использовались также в буксируемой пусковой установке РПУ-14 . Хотя с середины 1960-х годов в Советской Армии началась замена БМ-14 более современной РСЗО БМ-21 «Град» , в ряде стран она всё ещё, по состоянию на 2010 год , остаётся на вооружении .

А утром была война – с конвейера на фронт

Утром 22 июня в кабинете директора воронежского завода собрались все руководители подразделений. Сам Муратов был срочно вызван в Москву. Экстренное совещание проводил главный инженер завода В. П. Черногубовский, заявивший о переходе на работу в две смены с 11-часовым рабочим днем.

Возвратившийся из Москвы директор объявил об ускорении производства пусковых установок. К 1 июля уже нужно было изготовить не одну, а две опытные установки, в июле — тридцать боевых машин, в августе — сто.

К этому времени работа по изменению чертежей БМ-13 была завершена. Начавшееся изготовление деталей для сборки опытных образцов выявило немало проблем.  Одной из главных стало отсутствие металлообрабатывающих станков нужной длины – 5 метров

На предприятии был всего один, да и то устаревший, строгальный станок для обработки направляющих — важного узла реактивной установки

Для выпуска первых образцов БМ-13 организовали специализированный сборочный цех №4. Самой трудоемкой стала сборка узла направляющих балок с лонжеронами и общий монтаж этого узла со всей несущей конструкцией пусковой установки. Работали по-ударному. И уже на пятые сутки войны завершили сборку первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, которые были тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления.

27 июня две машины, зачехленные брезентом, вышли из ворот завода и взяли курс на Москву. Их сопровождала грузовая автомашина с солдатами, вооруженными гранатами и ручными пулеметами. Через двадцать часов пути машины прибыли к Наркомату обороны и были направлены на военный склад за боевыми снарядами-ракетами.  А оттуда последовали на полигон, где «Катюши» успешно прошли испытания.

И в этот же день, 28 июня, пять БМ-13, ранее изготовленных в РНИИ, и две воронежские установки были объединены в отдельную батарею для отправки на фронт.

Командиром первой отдельной экспериментальной батареи реактивных минометов (из 7 машин) был назначен слушатель Военной артиллерийской академии капитан И.А.Флеров.

2 июля 1941 года батарея была отправлена из Москвы на Западный фронт. 14 июля батарея Флерова, имея около трех тысяч снарядов, заняла боевую позицию под Оршой, на берегу Днепра. И в этот же день она нанесла по врагу свой первый мощный удар. Шквальный минометный огонь мгновенно уничтожил составы противника с военной техникой, скопившиеся на железнодорожном узле города Орши. Врагу был нанесен не просто серьезный ущерб. «Катюши» навели на фашистов ужас, который преследовал их всю войну при одном только упоминании грозного оружия. Первые залпы реактивной установки  под Оршой изменили весь дальнейший ход развития военной ракетной техники.

8 августа 1941 года были сформированы первые восемь полков по 36 машин БМ-13.

Навигация

Технические особенности[ | ]

Пуск снарядов из пусковой установки БМ-31-12 осуществлялся не из транспортных укупорок, а из направляющих сотового типа. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состоит из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены друг относительно друга так, что в поперечном сечении образуют квадрат, в который вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решёток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решётки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда в походном положении установки. Благодаря наличию устройства стопорения снарядов на направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того, как противник нанесёт по ней удар. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по горизонту (±10°) без передвижения базового шасси. С принятием на вооружение таких боевых машин резко возросла манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии.

Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 6 км, продолжительность залпа у БМ-31-12 (12 снарядов) — 7 — 10 секунд; время заряжания — 10 — 15 минут. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно. За характерную форму головной части М-31 фронтовики называли Лукой Мудищевым.

Вы здесь

Об истории создания ракетных установок

Разработки реактивных снарядов начались у нас еще в 20-е годы XX века и проводились сотрудниками Газодинамического института. В 30-х исследования продолжились в Ракетном научно-исследовательском институте, возглавляемом Георгием Лангемаком. Впоследствии он был арестован, подвергся репрессиям.

В 1939–1941 годах происходило усовершенствование реактивных систем, проводились испытания. В марте — июне 1941 года был показ систем. Решение о создании батарей, включавших в себя новое оружие, было принято буквально за несколько часов до начала войны: 21 июня 1941 года. Вооружение первой батареи составили машины БМ-13 со снарядом 130 мм. Одновременно шла разработка машин БМ-8, а в 1943 году появились БМ-31.

Помимо машин, был разработан еще и специальный порох. Немцы охотились не только за нашими установками, но и за составом пороха. Его секрет им так и не удалось разгадать. Отличие в действии этого пороха было в том, что немецкие орудия оставляли длинный дымный шлейф, который составлял более 200 метров, — сразу можно было понять, откуда стреляют. У нас такого дыма не было.

Готовились эти реактивные системы залпового огня на заводе «Компрессор» (в мирное время это был завод холодильного оборудования, что с хорошей стороны характеризует взаимозаменяемость в сфере тяжелой промышленности) и на воронежском заводе «Коммунар». И конечно, кроме первой батареи капитана Флёрова в начале войны создавались и другие батареи, на вооружении которых находились реактивные системы. Как представляется современным исследователям, в самом начале войны они посылались для охраны штабов. Большинство из них были посланы на Западный фронт для того, чтобы немцы не могли внезапно захватить штаб, чтобы ошеломить противника огнем и остановить его наступление.

Литература

Это заготовка статьи о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи об артиллерии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Послевоенные РСЗО БМ-13НН • БМ-13НМ • БМ-13НММ • БМД-20 • БМ-24 • БМ-24Т • БМ-14 • РПУ-14 • 9К51 Град (БМ-21) • 9К54 Град-В (БМ-21В) • 9К55 Град-1 • 9К59 Прима • 9К132 Град-П • А-215 Град-М • ДП-62 Дамба • 9К57 Ураган (БМ-27) • 9К512 «Ураган-1М» • 9К58 Смерч (БМ-30) • Торнадо (9К51М «Торнадо-Г» • «9К515 Торнадо-С»)
Тяжёлые огнемётные системы ТОС-1 «Буратино» • ТОС-1А «Солнцепёк»
Миномёты
  • 82-мм автоматический миномёт 2Б9 «Василёк»
  • 82-мм носимый миномёт 2Б14-1 «Поднос»
  • 82-мм носимый миномёт 2Б24
  • 82-мм носимый миномёт 2Б25 «Галл»
  • 120-мм буксируемый миномёт 2Б-23 «Нона-М1»
Горная
  • 76-мм горная пушка обр. 1958 г. (М-99)
  • 120-мм орудие 2Б16 «Нона-К»
Гаубичная
  • 120-мм 2С23 «Нона-СВК»
  • 120-мм 2С31 «Вена»
  • 120-мм 2С34 «Хоста»

Полковая артиллерия

Миномёты
  • 120-мм миномёт обр. 1955 г. (М-120)
  • 120-мм возимый миномёт 2Б11
Гаубичная
  • 122-мм гаубица Д-30
  • 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика»
  • 152-мм гаубица 2А61
  • 120-мм 2С9 «Нона-С»
Реактивная

Дивизионная артиллерия

Противо танковая
  • 85-мм пушка Д-48
  • 100-мм пушка Т-12
  • 100-мм пушка МТ-12 «Рапира»
  • 125-мм пушка «Спрут-Б» (2А45М)
Миномёты
Гаубичная
  • 152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б»
  • 152-мм гаубица 2С3 «Акация»
  • 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С»
Реактивная
  • 140-мм БМ-14
  • 140-мм РПУ-14
  • 122-мм БМ-21 «Град»
  • 122-мм БМ-21В «Град-В»
  • 122-мм 9К59 «Прима»
  • ТОС-1 «Буратино»

Корпусная/армейская артиллерия

Гаубичная
Реактивная
  • 240-мм БМ-24
  • 240-мм БМ-24Т
  • 220-мм БМ-27 «Ураган»

Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования

Пушечная
  • 180-мм пушка С-23
  • 203-мм пушка 2С7 «Пион»
Гаубичная
Реактивная
  • 200-мм БМД-20
  • 300-мм БМ-30 «Смерч»

Зенитная артиллерия

Среднего калибра
  • 85-мм зенитная пушка КС-18
  • 100-мм зенитная пушка КСМ-65
  • 100-мм зенитная пушка КС-19
Малого калибра
  • 23-мм пушка ЗУ-23
  • 23-мм ЗСУ-23-4 «Шилка»
  • 57-мм автоматическая пушка С-60
  • 57-мм ЗСУ-57-2
  • 30-мм 2С6 «Тунгуска»
  • 30-мм 96К6 «Панцирь-С1»

Морская артиллерия

Корабельная артиллерия

> 99мм
  • СМ-2-1
  • АК-100
  • А-190
  • АК-130
  • А-192
> 57мм
  • СМ-24-ЗИФ
  • ЗИФ-31
  • ЗИФ-75
  • АК-725
  • АК-726
  • АК-176
  • А-220
  • А-220М
> 20мм
  • У-23
  • 84-КМ
  • 2М-3
  • 2М-8
  • 70-К
  • В-11
  • СМ-20-ЗИФ
  • АК-230
  • АК-630
  • 6К30ГШ
  • АК-630М-2

Береговая артиллерия

Подвижная
  • КСМ-65
  • СМ-4-1
  • СМ-9-1
  • БР-108
  • А-222 «Берег»
  • ДП-62 «Дамба»

Происхождение и значение

Существует несколько вариантов происхождения имени Венера. По первой версии, данное имя принадлежало римской богине цветочных садов, весны и плодородия, поэтому приобрело значение при переводе как «милость Богов». В последующем Венеру стали связывать с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть». Еще один вариант – образование от латинского слова «venero», что означает «украшать» либо от «veneror» — «чтить», «молить», «умолять», «вымаливать». Согласно испанской версии происхождения (от Venera), имя переводится как «раковина (моллюска)». Оно получило широкое распространение среди татар.

По стопам «Буратино»

«Тосочка» представляет собой новое поколение российских огнемётных систем семейства ТОС. Первым комплексом в линейке этих боевых машин стала ТОС-1 «Буратино». Её созданием занималось омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения совместно с зеленоградским Научно-исследовательским институтом физических проблем (НИИФП), который разрабатывал бортовую аппаратуру.

  • Тяжёлая огнемётная система (ТОС) залпового огня ТОС-1А «Солнцепёк»
  • РИА Новости

«Буратино» представляет собой пусковую установку из 30 направляющих труб со снарядами, размещённую на шасси советского основного боевого танка Т-72. Выбор в пользу гусеничной платформы объяснялся большой массой пакета направляющих труб. Немаловажную роль сыграла и относительно небольшая дальность стрельбы (до 4 км). Такое расстояние подразумевало близость позиций противника, что требовало повышенного уровня защиты машины, а значит, и увеличения веса. 

Наведение и установку на цель экипаж «Буратино» может осуществлять с помощью прицела и силовых следящих приводов, не покидая при этом ТОС-1. 

Кроме того, в комплекс входит транспортно-заряжающая машина на шасси КрАЗ-255Б. Первые опытные образцы ТОС-1 были изготовлены в Омске в 1978—1979 годах. 

В 1980 году «Буратино» завершила государственные испытания и была рекомендована для принятия на вооружение. Боевое крещение система получила во время войны в Афганистане.

В 2001 году была разработана обновлённая версия данного комплекса, которая получила название ТОС-1А «Солнцепёк». По сравнению с оригинальной версией, количество снарядов в ней было сокращено до 24, а транспортно-заряжающая машина была переведена на шасси танка Т-72.

ТОС-1А «Солнцепёк», помимо России, стоит также на вооружении ряда иностранных государств, в том числе Сирии. Правительственные войска САР неоднократно успешно задействовали ТОС-1А в боях с террористическими группировками.

По данным Министерства обороны РФ, «Солнцепёк» может вести огонь реактивными снарядами в термобарическом и дымозажигательном снаряжении. Данная установка предназначена для «поджога и разрушения сооружений и зданий, вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники противника».

Принцип действия термобарических снарядов заключается в распылении горючего вещества и последующем подрыве полученного газового облака.

По словам военного эксперта Юрия Кнутова, системы ТОС отличаются точностью поражения и огневой мощью, а наличие термобарических боеприпасов позволяет газу попадать в труднодоступные места.

«Благодаря системам ТОС сирийским войскам удавалось уничтожать подземные туннели, пещеры, где скрывались боевики, поэтому такая техника очень востребована», — заявил Кнутов в разговоре с RT.

Также по теме

«Для защиты интересов и рубежей»: какая военная техника впервые примет участие в параде Победы

24 июня на параде Победы по Красной площади впервые пройдут несколько абсолютно новых видов отечественной военной техники, сообщают в…

Последние годы НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева (Тула), известное, в частности, созданием реактивных систем залпового огня «Ураган» и «Смерч», вело разработку новой машины серии ТОС.

Новинка, получившая название ТОС-2 «Тосочка», была впервые продемонстрирована широкой публике на параде Победы в Москве в июне 2020 года.  

В отличие от предыдущих модификаций, новая «Тосочка» выполнена не на гусеничной платформе, а на колёсной базе автомобиля «Урал» повышенной проходимости.

Кроме того, ТОС-2 не нуждается в отдельной транспортно-заряжающей машине.

«Загрузка снарядов в пусковую установку происходит при помощи крана-манипулятора, расположенного на боевой машине. Это добавляет системе универсальности и автономности действий», — рассказал генеральный директор НПО «Сплав» Александр Смирнов.

Помимо этого, для ТОС-2 были разработаны боеприпасы с повышенной точностью и дальностью стрельбы, сообщается на сайте НПО «Сплав». Однако «Тосочка» может использовать и старые боеприпасы от ТОС-1А. Известно также, что на ТОС-2 была установлена система радиоэлектронной защиты от высокоточного оружия. 

История создания

В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля.

В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.

В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.

В —1938 годы эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР

Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153 (летом 1939 года авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе), а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.

В 1938—1941 гг. в НИИ № 3 НКБ (с 1937, бывший — РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

Снаряд M-13

БМ-13-16 на базе ЗИС-6 в Киеве, с мостами от ЗИС-151 или ЗИЛ-157

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: «Боевая машина 132-мм снарядов») со снарядом калибра 132 мм М-13.
Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года и тогда же, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

Судьба разработчиков

2 ноября 1937 года в результате «войны доносов» внутри института, директор РНИИ-3 И. Т. Клеймёнов и главный инженер Г. Э. Лангемак были арестованы. 10 и 11 января 1938 года, соответственно, они были расстреляны на полигоне НКВД «Коммунарка».
Реабилитированы в 1955 году.

Указом Президента СССР М. С. Горбачёва от 21 июня 1991 года И. Т. Клеймёнову, Г. Э. Лангемаку, Б. С. Петропавловскому, В. Н. Лужину, Б. М. Слонимеру и Н. И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда.

4.5. Ходовая часть

«Катюша»

Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.

Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.

Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.

История

В июне 1944 года на вооружение поступила новая пусковая установка БМ-31-12 для М-31 на шасси Студебекер ЮС6.
Первое боевое применение «Андрюши» состоялось 17 июля 1944 года в районе села Налючи, залп 144 300-мм реактивными снарядами.

Всего за время Великой Отечественной войны в войска поступило 1 800 БМ-31-12, из них 100 потеряны в ходе войны.

Технические особенности

Пуск снарядов из пусковой установки БМ-31-12 осуществлялся не из транспортных укупорок, а из направляющих сотового типа. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состоит из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены друг относительно друга так, что в поперечном сечении образуют квадрат, в который вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решёток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решётки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда в походном положении установки. Благодаря наличию устройства стопорения снарядов на направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того, как противник нанесёт по ней удар. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по горизонту (±10°) без передвижения базового шасси. С принятием на вооружение таких боевых машин резко возросла манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии.

Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 6 км, продолжительность залпа у БМ-31-12 (12 снарядов) — 7 — 10 секунд; время заряжания — 10 — 15 минут. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно. За характерную форму головной части М-31 фронтовики называли Лукой Мудищевым.

Военно — воздушные силы

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector