Harakiri

Знаете ли вы, чтоПравить

Между «сеппуку» и «харакири» — две большие разницы:

харакири можно сделать самостоятельно, спрятавшись в укромном местечке.

сеппуку требует помощи лучшего друга. Самурай прячется в укромном местечке, читает своё последнее стихотворение, затем режет свой живот острым дедовским мечом и приступает к наблюдению за своими внутренностями. Тут подключается его лучший друг — он должен одним ударом отделить голову наблюдательного самурая от шеи. В качестве бонуса, отделённая от шеи голова будет отправлена почтовым переводом безутешной самураевской вдове. При неимении такой, она будет отдана травмаям.

А вот разница между харакири и чайной церемонией очень тонка и совершенно недоступна гайдзинам.

История возникновения

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].

Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Основные направления при вспарывании живота

Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.

Затем самурай снимал с груди свое кимоно, брал в руки свой танто (нож) или вакидзаси (脇 差, короткий меч), ​​который держал за лезвие с куском ткани, обернутым вокруг лезвия (чтобы не порезаться руку и не потерять хватку) и вонзал его себе в живот, делая разрез слева направо. Затем кайсякунин выполнял кайсяку — удар, которым воина обезглавливали. Удар мечом должен был быть выполнен в манере дакикуби (抱 き 首, букв. «обнятая голова»). В результате него остается небольшая полоса плоти, прикрепляющая голову к телу, так что она висит на груди между рук, как если бы ее обнимали. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать её так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.

К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.

Танто (短刀)

Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши (諫 死, «смертельное возражение» или «смертельный протест»), в котором слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения лорда. Слуга делал ему один глубокий горизонтальный разрез в животе, а затем быстро перевязывал рану. После этого человек должен был предстать перед своим господином, произнести речь, в которой он объявлял протест против действий господина, а затем раскрыл свою смертельную рану. Это не следует путать с фунши (憤 死, смерть от негодования), что означает любое самоубийство, совершенное для выражения возмущения, недовольства или протеста. Некоторые самураи предпочли выполнить значительно более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十 文字 切 り, «крестообразный разрез»), в которой нет кайсякунина, который мог бы быстро положить конец страданию самурая. Это второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Самурай выполняющий jumonji giri, должен был спокойно переносить свои страдания, пока не погибнет от потери крови, закрыв лицо руками.

Ссылки

Использование в бою

СимволичностьПравить

В настоящее время харакири представляет собой один из национальных символов современной Японии, наряду с тамагочи, покемонами, мультфильмами онемэ и самим императором Дартом Херохито. Считается, что совершающий харакири японец как бы раскрывает окружающим свой внутренний мир, налаживает астральную коммуникацию между внешним (явным) и сокровенным (тайным, скрытым до поры от посторонних глаз) и таким образом получает возможность лучше познать себя.

Более того, среди японцев ходит известная и распространённая пословица Харакири таки хэровато сука но надо да ё, что в переводе значит: «Настоящий мужчина хоть раз в жизни обязан сделать себе харакири».

Категории

  • Поп-музыка
  • Электронная музыка
  • Транс
  • Альтернативная музыка
  • Рок
  • K-Pop
  • Рэп
  • Танцевальная музыка
  • Техно
  • Фолк
  • Метал
  • Хаус
  • Разное
  • Классическая музыка
  • Русский шансон
  • R&B и соул
  • Регги
  • Авторы-исполнители
  • Джангл
  • драм-н-бэйс
  • Латино
  • Саундтреки
  • Со всего мира
  • Кантри
  • Блюз
  • J-pop
  • Джаз
  • Христианская музыка и госпел
  • Французская поп-музыка
  • Блэк-металл
  • Дэт-металл
  • Индийская музыка
  • Детская музыка
  • Панк
  • Нью-эйдж
  • Инструментальная музыка
  • Фанк
  • Инди-поп
  • Немецкий поп
  • Хардкор
  • Дабстеп
  • Новая волна
  • Бразильская музыка
  • Африканская музыка
  • Арабская музыка
  • Турецкая музыка
  • Медитация
  • Аниме
  • Разговорный жанр
  • Психоделическая
  • Вокал
  • Гранж
  • Ска
  • Рок-н-ролл
  • Мюзиклы
  • Даб
  • Электроника
  • Русская музыка
  • Танго
  • Легкая музыка
  • Диско
  • Азия
  • Рождество
  • Современная народная музыка
  • Новая акустическая
  • Спорт и активный отдых
  • Биографии и мемуары
  • Кельтская музыка
  • Франция
  • Дэт-метал
  • блэк-метал
  • Китайская музыка
  • IDM
  • экспериментальный
  • Индастриал
  • Тайская поп-музыка
  • Самба
  • Южная Америка
  • Оркестровая музыка
  • Камерная музыка
  • Ретро
  • Современный джаз
  • Израильская музыка
  • Альтернатива
  • Исламская музыка
  • estrada
  • eastern
  • Русская поп-музыка
  • armenian
  • azerbaijani
  • tatar
  • balkan

Патроны для Сайги

Сеппуку и харакири сегодня

Самураев в Японии больше нет, но идея сэппуку как почётной для воина смерти по-прежнему остаётся в сознании многих японцев. Кодекс чести бусидо был обязательным для японских чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Ритуальное самоубийство самураев как идея самопожертвования во имя Родины обрела духовных наследников в лице пилотов-смертников камикадзе (в пер. с яп. – «Божественный ветер») во время Второй мировой войны, что и по сей день считается в Японии наивысшим проявлением доблести и верности долгу. Так вопиющим фактом является волна суицидов, совершённых офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрёкся от престола. Сотни японских военных и офицеров высшего командного состава совершили сеппуку во время Второй мировой войны и сразу после капитуляции Японии. У каждого из них были свои мотивы, но по большей части это являлось искуплением вины за поражение в войне или за военные преступления.
Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Инцидентом, шокировавшим в своё время не только саму Страну восходящего солнца, но и весь мир, стало ритуальное самоубийство знаменитого японского писателя Юкио Мисимы 25 ноября 1970 года, когда он во время визита на базу Сухопутных войск Сил самообороны в токийском районе Итигая призвал собравшихся там солдат к государственному перевороту, а сразу после провала этой затеи покончил с собой, совершив сэппуку. Ещё один не менее знаменитый японец – Олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума – 28 сентября 2001 года расстался с жизнью посредством нанесения удара мечом в шею из-за того, что компания «Токай кэнсэцу», которой он руководил, в результате развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров понесла огромные убытки и оказалась на грани банкротства.

Совершенно ясно, что для самурая харакири служило безоговорочным доказательством приоритетности его духовных ценностей над всем, что было в мире.Его воля абсолютна.Его идеалы выше животной жизни. Ему чуждо сознание раба, который ради сохранения жизни склоняется и падает на колени перед угрозой смерти.Сознание Самурая – сознание Господина.Честь и хвала Вам, доблестные Самураи!» А. Р. Басов «Восхождение»

В данной статье цитируется глава «Харакири» из книги «Самурай. Часть 1. Восхождение» А. Р. Басова, а также глава «Философия выхода за пределы жизни и смерти» из книги «Самурай. Дух Воина».

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным

В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.

Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.

Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Сила и мужество

Руководители

Сообщить об опечатке

МетодикаПравить

Лукашенко помогает Путину совершить сеппуку

Истинные ценители искусства харакири совершают его только в одиночестве, по возможности в моменты единения с природой и любования ей при одновременном неспешном написании хайку.

В среде молодёжи удивительным образом популярно харакири, совершаемое уединившимися любовными парами в клубах, торговых центрах и вообще публичных местах, а также дома у кого-либо из партнёров. Изучающие этот феномен учёные, придерживающиеся концепции Преведа, склонны рассматривать это как метод раскрытия темы сисек, но такой подход в настоящее время оспаривается. Кроме того, японские врачи предостерегают молодых, что занятие харакири в спешке и где попало может привести к совместным травмам и, как следствие, к тому, что всё получится очень скомканно, а также к заносу инфекции.

Каждая семейная пара считает своим долгом ежедневно отвести не меньше часа на совместное неспешное харакири. Вообще харакири часто совершается всеми домочадцами в кругу семьи, не становятся исключением и домашние животные (например, особая порода японских котов), которые с удовольствием присоединяются к компании хозяев.

Правильное харакири предваряется воинственным возгласом: Побара бану на («Я поднимаюсь над суетой, царящей в мире, ради созерцания красоты»).

Если харакири производится в компании (или даже вдвоём), то сперва все участники должны взаимно отблагодарить друг друга за участие в совместном харакири и внимание друг к другу, сказав: Но га мисукэ дай ка («Ваши внимание, доброта и соучастие для меня одинаково драгоценны»). На это принято отвечать: Сукахэра-да посо сика («Взаимно благодарен Вам за внимание»)

Затем хозяин трижды предлагает гостям напитки, укрепляющие дух, успокаивающие разум и расширяющие мировоззрение: Апопи ва-су? Во дяру?; два раза гости должны отказаться, а на третий, как бы нехотя, согласиться.

Если харакири производится в гостях или на работе, то следует призвать в помощь добрых духов, обитающих в любом помещении, будь то дом, офис или цех. Для этого произносят короткое заклинание: Ахата-то хэ ровая фура ка кая-то («Добрые духи этого дома, я рассчитываю на вашу благосклонность»).

Потом следует мысленно обратиться к себе и приободрить себя словами: Нукасука хэрани ка («Только я — хозяин себе»).

Только после этих приготовлений можно производить харакири.

После успешно проведённого ритуала принято немного расслабиться, почувствовать душевный покой и произнести традиционную благодарственную фразу: Немогуя хэровато до цугундэра хана да но-сам доэду («Теперь я истинно воспарил над суетой мира — красота открылась мне»).

Не ударить, не ударить…

Последовательность званий и соответствующие им звезды

В рядовом составе армии звезды на сегодняшний день не применяются. Самое младшее звание солдата, который только заступает на военную службу – рядовой, он ходит с погонами, не имеющими четких знаков отличия. Если же это солдат, который относится к силовым службам, то к званию приписывается дополнительное слово. Например, если это прокурор, то приписывается рядовой юстиции.

Далее идут, так называемые лычки, имеющие собственное значение армейской последовательности.

  • Если это младший сержант, то на его погонах находятся две поперечные полосы.
  • Если это просто сержант, то он имеет три полосы.
  • Спустя несколько лет сержант получает звание старшего, и тогда на его наплечных знаках отличия появляется одна полоска, которая вдвое шире.

Звезды на погонах, звания идут по четкой закономерности, так как в каждом составе они отличаются между собой только количеством и размером. Две звезды носят прапорщики, а старшие прапорщики – по три на каждом погоне.

После того, как военный миновал старшего прапорщика, он переходит в разряд офицеров.

  • Младший лейтенант располагает одной звездой на погонах. На наплечных знаках отличия имеется маленькая звездочка, которая значит начальный шаг среди младших офицеров. На их погонах имеется один просвет, который представляет собой красную полосу, на которой располагаются все звезды.
  • Нередко люди, которые еще не очень хорошо ориентируются в такой иерархии, задаются вопросом, две звезды на погонах – какое звание? В младшем составе это лейтенант, у него звезды располагаются на равном расстоянии друг от друга по обе стороны от центральной полоски.
  • Три звезды на погонах – это старший лейтенант, где третья звезда находится чуть выше двух первых. Поэтому, чтобы определить название ранга, к которому в данный момент принадлежит военнослужащий, необходимо расшифровать значение звезд на его погонах. Сделать это можно очень легко, поскольку достаточно знать количество, которое имеет то или иное звание, а также принцип их расположения на наплечных знаках отличия. Поэтому при вопросе, три звезды на погонах – какое звание, военнослужащий точно знает, что это старший по званию военный.
  • 4 звезды на погонах имеет капитан. При этом он совмещает в себе положение звезд всех предыдущих званий, а четвертая находится чуть выше трех предыдущих.

Старший офицерский состав имеет следующую иерархию званий:

  • О том, сколько звезд имеет первая ступень, каждый военнослужащий знает назубок. Начинается иерархия с майора, который располагает одной звездой на погонах и двумя просветами, которые представляются как две параллельные красные полосы. Звезда, что размерами чуть больше звезд в младшем составе, располагается точно между двумя просветами.
  • Второй ступенью является подполковник, у которого звезды располагаются на двух параллельно идущих просветах, причем на одинаковом расстоянии между собой и от края погон.
  • 3 звезды на погонах имеют полковники, у которых первые две звезды на погонах расположены так же, как и у подполковника, а третья находится чуть выше.

После того, как военнослужащий прошел все этапы в старшем офицерском составе, он переходит в, так называемую, элиту, то есть в высший офицерский состав. На погонах данного состава отсутствуют красные параллельно идущие полосы, однако имеется окантовка определенного цвета. Если это сухопутные войска, то окантовка имеет красный цвет.

Здесь имеет место следующая иерархия:

  • Первая ступень элиты военнослужащих – это генерал-майор, которому в корабельных войсках соответствует звание контр-адмирала. У военнослужащего, который носит это звание, имеется одна звезда, по размерам больше используемой в старшем составе.
  • Далее идет генерал-лейтенант с двумя звездами, которые располагаются в ряд, в чем и состоит отличие от особенностей расположения в старшем офицерском составе. Звезды выстраиваются в ряд, однако на строго определенном расстоянии по отношению друг к другу.
  • Если 3 звезды на погонах, то это звание генерал-подполковника. Военнослужащий, который находится в этом звании, имеет на одну звезду больше, чем предыдущий генерал, которая располагается чуть выше двух уже имеющихся на погонах.
  • Четырьмя звездами обладает генерал армии. Это звание продолжительное время считалось высшим в военной иерархии. Однако спустя несколько десятилетий было введено звание маршала. У генерала армии звезды располагаются в ряд и занимают большую часть погона.

Маршал, в настоящее время считающийся высшим званием у военнослужащих, имеет одну большую звезду, диаметр которой равен 4 см, и повыше находится герб Российской Федерации. Окантовка у звезды и герба золотистая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector