Пленённые «боги войны»: как немцы использовали трофейную артиллерию
Содержание:
УРАЛ
Немецкие минометы – первые образцы
Если перед Первой мировой войной немецкий рейх еще был лидером в развитии и применении минометов, то после своего поражения Германия снова принимается за разработку этого оружия только с 1930 г.
Ровно к началу войны в 1939 г. передовые части немецкой пехоты получили тяжелый миномет «Гранатверфер 34» (schwere Granatwerfer 34, sGrW 34) производства «Райнметалл» (Rheinmetall). По оценкам современников, в ходе войны это изделие превратилось в одну из важнейших и эффективных категорий оружия. Пусковая установка калибра восемь сантиметров (81,4 мм) состояла из ствола с казенником, опорной плиты, сошки и прицела.
Расчет sGrW 34 на понтоне. Учебное занятие по плану подготовки к высадке в Великобритании.
Конструкция ствола включала трубу, на которую наворачивался казённик. В дно казенника вставлялось медное обтюрирующее кольцо, препятствовавшее прорыву пороховых газов через резьбу при выстреле. На внешней поверхности ствола для его грубой наводки на цель наносили белую линию.
Ствол на простой сошке устанавливался в направлении стрельбы. Сошка имела две опорные ноги, соединенные шарниром. Устройство сошки в определенной степени позволяло компенсировать неровности почвы, включая поперечные. Нижняя пластина удерживала ствол и поглощала отдачу, возникавшую при выстреле гранаты (мины).
Если по углу возвышения миномет наводился легко, то изменение направления стрельбы представляло определенную проблему. Прицельное приспособление позволяло устанавливать основное направление стрельбы. Как замечают немецкие историки, только опытные солдаты на коротких дистанциях справлялись с этим обстоятельством.
Экипаж БТР 251/2 с минометом sGrW 34
Боеприпасы
Оружие заряжалось со ствола: стрелок вводил гранату через его дульный срез. Стандартный боекомплект миномёта включал осколочные и дымовые мины (гранаты, 8-cm-Wurfgranate) весом по 3,5 кг каждая. Радиус поражения осколочной мины достигал 30 м.
Наряду со стандартными осколочными минами при стрельбе из sGrW 34 использовались мины с вышибным зарядом. Он подбрасывал мину на высоту 1,5-2,0 м, где и детонировал основной заряд. Осколки, летевшие сверху вниз, были более эффективны особенно в отношении укрывшейся живой силы.
Дополнительно могли применяться осветительные боеприпасы, которые успешно применялись с целью обнаружения разведки противника ночью.
Расчет тяжелого миномета sGrW 34 состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего и трех подающих
Контактные взрыватели мин были настолько чувствительными, что для собственной безопасности расчетам требовалось следить, чтобы по траектории полета мины отсутствовали малейшие препятствия (ветки деревьев, маскировочные сети и т.п.). Использование взрывателя WgrZT в сильный дождь вообще не рекомендовалось.
Вышибной заряд sGrW 34 включал в себя основной заряд (хвостовой патрон) и три дополнительных кольцевых заряда, надевавшихся на трубку стабилизатора. Стандартная осколочная мина (граната) находилась в полете от 26 сек. Дальность стрельбы sGrW 34 лежала в пределах от 125 до 2200 м. Согласно некоторым источникам, в ходе войны удалось её увеличить до 3500 до 4000 м.
Транспортировка
Оружие (вес около 60 кг) обычно перевозилось транспортным средством для личного состава. Кроме того, миномет делился на три вьюка, причем из шести военнослужащих расчета трое несли ствол. В качестве подручного средства для транспортировки служила боевая одноосная тележка (Gefechtskarren If 9).
Боевая одноосная тележка Gefechtskarren If 9
Начиная с 1942 г., миномет sGrW 34 устанавливается на легкий и средний бронетранспортеры. В результате минометы получают неожиданную мобильность, а соответствующие подразделения высокую огневую мощь. В тот период разведывательные роты оснащаются легким (le SPW SdKfZ 250/7), а моторизованные и саперные роты – средним БТР (m SPW SdKfz 251/2).
Легкий БТР SPW SdKfZ 250/7 с 8-см минометом на борту
В период с 1937 по 1945 гг. немецкая промышленность изготовила более 70 тыс. sGrW 34, которые нашли применение на всех фронтах.
ТТХ тяжелого немецкого миномета образца 1934 г.
Тяжелый немецкий мономет образца 1934 г.
- калибр: 81,4 мм (8 см)
- длина ствола: 1143 мм
- масса: 57 кг
- угол возвышения: от +40° до +89°
- угол направления при угле возвышения 87°: до 14,4°
- скорострельность: 30 выстр./мин.
- расчёт миномета: 6 чел.
- дальность стрельбы: 60-2400 м, позднее до 3500-4000 м
- масса (гранаты) мины: 3,5 кг.
Боевое применение
Первые девять полков по 36 боевых машин (БМ) начали формироваться с 8 августа 1941 года.
Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа «Катюш» Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов по занятому накануне немцами городу Рудня, а через 2 дня обстреляла железнодорожную станцию Орша в Белоруссии, которая 14 июля была ещё занята частями Красной армии, и переправу через реку Оршица. Обстрелы производились зажигательными снарядами, снаряжёнными термитом.
Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них. Также отмечались случаи применения «Катюш» против танков на прямой наводке. Для этого передними колесами машина заезжала в специально вырытый окоп так, что направляющие находились в горизонтальном положении.
Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден — тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанавливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20—30 м били по противнику, укрывшемуся в домах и подвалах.
Традиции казачества
Овладение мастерством обращения с боевым оружием требовало времени и настойчивости. Мальчишки с ранних лет тренировались, стараясь повторить навыки отцов и старших братьев. Сначала использовали похожие по размерам палки. Лет с десяти им давали детские модели клинков. Получить в руки шашки настоящие казачьи подростки могли лет в шестнадцать-семнадцать. Такую шашку покупали, изготавливали на заказ или получали в наследство от деда.
Методы обучения мастерству усложнялись от тренировки к тренировке. Для этого использовали подручные средства. Сначала надо было научиться разрубить струю воды без разбрызгивания. Затем разрешалось рубить виноградную лозу, кочаны капусты. Обучение проводилось постепенно переходя от поражения неподвижных мишеней к рубке целей на полном скаку.
Молодой казак в своей жизни мечтал иметь три шашки. Первую – боевую – он получал, отправляясь на службу. Затем стремился заполучить офицерскую шашку. И пределом мечтаний была именная шашка, которая являлась символом заслуг перед Родиной и признания их обществом.
Нередки случаи создания «заговорённых» шашек. Они приносили удачу, победу во всех жизненных неурядицах. Казаки свято верили этому. Такие шашки передавались из поколения в поколение. Если передать было некому, то оружие ломали над гробом умершего последнего представителя рода.
История создания
В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля.
В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.
В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.
Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.
В —1938 годы эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР
Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153 (летом 1939 года авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе), а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.
В 1938—1941 гг. в НИИ № 3 НКБ (с 1937, бывший — РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.
Снаряд M-13
БМ-13-16 на базе ЗИС-6 в Киеве, с мостами от ЗИС-151 или ЗИЛ-157
В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: «Боевая машина 132-мм снарядов») со снарядом калибра 132 мм М-13. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года и тогда же, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.
Судьба разработчиков
2 ноября 1937 года в результате «войны доносов» внутри института, директор РНИИ-3 И. Т. Клеймёнов и главный инженер Г. Э. Лангемак были арестованы. 10 и 11 января 1938 года, соответственно, они были расстреляны на полигоне НКВД «Коммунарка». Реабилитированы в 1955 году.
Указом Президента СССР М. С. Горбачёва от 21 июня 1991 года И. Т. Клеймёнову, Г. Э. Лангемаку, Б. С. Петропавловскому, В. Н. Лужину, Б. М. Слонимеру и Н. И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда.
Штурмовые орудия
Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.
Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм
Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».
За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.
Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности
120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
120-мм миномет 2Б11 представляет собой усовершенствованную модификацию прежней модели, 120-мм миномета образца 1943 года, производство которого началось в 1943 году и которому было суждено стать одним из самых распространенных минометов калибра 120 мм. Миномет М-43 оказал большое влияние на конструкции последующих систем — до сих пор во многих странах мира минометы М-43 и их копии остаются на вооружении и даже продолжают выпускаться серийно (так, китайский 120-мм миномет Тип 55 является прямой калькой советского М-43).
Миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани — видео
https://youtube.com/watch?v=c6sZp9Ouv8E
120-мм миномет 2Б11 является усовершенствованной модификацией М-43, причем в основном изменения состоят в использовании новых материалов, позволивших уменьшить полный боевой вес по сравнению с предшественником.
В армиях государств — бывших членов Восточного блока 120 мм минометы придавались пехотным частям вместо других видов артиллерийских систем непосредственной огневой поддержки. При транспортировке 2Б11 обычно перевозится в собранном виде на легком колесном лафете — в этом заключается одно из главных отличий от М-43. При подготовке к стрельбе ствол просто поднимается вручную до тех пор, пока круглая плита не упирается в землю. После этого колесный лафет можно убрать, и миномет при стрельбе будет опираться на двуногую сошку. При необходимости ствол, плита и лафет отделяются друг от друга; возможна транспортировка миномета в разобранном виде вьючным способом.
Закатывание расчётом миномёта по сходням в кузов транспортной машины 2Ф510А с помощью электрической лебёдки
При стрельбе мины заряжаются вручную с дульной части; в нижней части гладкого ствола имеется закрепленный боек, от которого воспламеняются метательные заряды различной мощности. Возможно оснащение миномета курково-спусковым механизмом. Некоторые модификации 2Б11 оснащены установленным на дуле предохранителем от двойного заряжания.
Существует несколько самоходных шасси для установки 2Б11, в том числе на базе переоборудованного гусеничного транспортера МТ-ЛБ, состоящего на вооружении Ирака, а также чешский вариант, собранный на шасси гусеничной боевой машины пехоты БМП-2 со снятой башней, имеющий обозначение ПРАМ-С.
120-мм миномет 2Б11 может стрелять практически любыми видами 120-мм мин (в действительности их калибр равен 119.4 мм), выпускаемых как на Востоке, так и на Западе. Максимальная дальность стрельбы составляет 7100 метров, а минимальная — 480 метров. Боевая скорострельность до 15 выстрелов в минуту.
120-мм миномёт 2Б11 состоит из:
— ствола,- предохранителя от двойного заряжания,- двуноги-лафета,- опорной плиты,- прицела МПМ-44М.
Ствол предназначен для производства выстрела и сообщения мине начальной скорости в определенном направлении. Состав ствола:
— труба,- казённик,- обтюрирующее кольцо.
Варианты и модификации
2С12 — буксируемый вариант с транспортной машиной 2Ф510 на шасси ГАЗ-66-05 (колёсная формула 4 × 4, комплект специального оборудования 2Ф32 — лебёдка, оснащённая электроприводом, сходни для закатывания миномёта на колёсном ходу в кузов с помощью лебёдки, элементы крепления миномёта в кузове, и пр.);
2С12А — модернизированный буксируемый вариант с транспортной машиной 2Ф510А на шасси Урал-43206 (Урал-43206-0551-41 или Урал-43206-0651: колёсная формула 4 × 4, комплект специального оборудования 2Ф32 — электрическая лебёдка, сходни, элементы крепления и пр.);
2С12Б «Дилемма-2С12» — самоходный вариант на базе бронетранспортёра МТ-ЛБ.
Конструкция
Дизайн миномёта был полностью классическим, представляя собой увеличенный в два раза вариант 81-миллиметровой модели 8 cm Granatwerfer 34. Как и свой прототип миномёт разбирался на три части, которые весили в два раза тяжелее, чем аналогичные детали 81-мм миномёта (ствол — 31,7 кг, опорная плита — 36,3 кг и двунога — 32,2 кг), и поэтому для их транспортировки были разработаны колесные тележки Handkarren für 10cm Nebelwerfer (Nbf. 1), и Munitionskarren für 10 cm Nebelwerfer для перевозки боеприпасов (оба варианта были складными для перевозки в автомобилях), а затем Handkarren für 10cm Nebelwerfer (Nbf. 2) (нескладной упрощённый вариант) которые могли быть буксированны или же передвигались расчётом.
Handkarren für 10cm Nebelwerfer (Nbf. 2)
Последний вариант имел зажим для инструментария. Ресурс ствола составлял 15-18 тыс. выстрелов.
Самоходные гаубицы
Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.
Модель sIG 33 на базе Panzer II
И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».
В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».
Самоходная 150-мм гаубица «бизон»
Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»
Самоходная 150-мм гаубица «шмель»
Самоходная 105-мм гаубица «оса»
Восточные кинжалы
Танто, кайкэн и другие
Танто с толстым клинком и трехгранным его сечением, ёрои-доси («пробивающий броню»), использовался, как можно судить из названия, против воина в доспехах. Этот кинжал похож на длинный меч тати, а потому только с ним его и можно носить.
кайкэнкусунгобу
Катар (джамадхар)
Индийские оружейные мастера для изготовления катара использовали местный вариант булатной стали. При этом лезвие вместе с рукоятью ковалось из одного куска, что давало максимальную прочность соединения деталей. А в зависимости от статуса воина, катар украшался чеканкой, цветными эмалями и драгоценными металлами.
История создания
Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.
Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.
Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.
Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.
Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.
Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.
Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.
Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.
Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.
Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».
Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.
Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.
Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие
Краткое описание конструкции
Немецкий 50-мм миномет (5 cm l Gr W 36) состоит из 2-х основных узлов:
- опорная плита, с механизмами выравнивания и механизмом поворота по горизонтали;
- ствол, с установленным на нем подъемным механизмом.
Предназначение подъемного механизма – наведение на цель в вертикальной плоскости. Для грубого наведения необходимо утопить защелку 7, и переместить по трубке 4, втулку 5. Точное наведение производится вращением стяжной муфты 6 соединяющей обе его части. Поворотный механизм предназначен для точного наведения по горизонту, что достигается вращением рукояти 3.
Выравнивание миномета на месте (горизонтирование) достигается вращением рукояток 8, имевшихся по обе стороны ствола.
Миномет 5 cm l GrW 36 оборудован стреляющим приспособлением. Для производства выстрела надо опустить мину в стол, после чего нажать на спуск стреляющего приспособления.
В состав минометного расчёта входили три человека- командир, наводчик и заряжающий. В положении для похода, миномет переносили разобранным, в двух вьюках. Первый вьюк – ствол, с механизмом вертикального наведения, второй- опорная плита.
На короткие расстояния, как и на поле боя, 50-мм миномет переносили собранным, удерживая его за ручку. Обыкновенно, кроме самого миномета, расчет переносил также пять лотков с минами, по десять штук в лотке, а также коробку с принадлежностями.
В боекомплект миномета 5 cm l GrW 36 входила единственная 910-г чугунная мина. Мина состоит из трех частей:
- корпус, заключавшего в себя заряд тротила весом 115 г;
- стабилизатор с хвостовым патроном внутри;
Перед стрельбой взрыватель никаких установок не требует.
Модификации StuG III
StuG III 0-serie (s.Pak)
Ранний вариант САУ (1937). Выполнена на базе Pz III Ausf. B, с рубкой выполненной из неброневой стали. Вооружён короткоствольной 75-мм пушкой (англ. Tank gun) Kampfwagenkanone (англ.) (длина ствола 24 калибра) Stuk 37/L24.Выпущено 5 штук. Использовались в учебных целях до 1941 г.
StuG III Ausf. A
Первый серийный вариант САУ (январь 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk 37/L24. С января по май 1940 г. фирмой Daimler-Benz выпущено 30 машин (№№ 90001-90030). После этого производство перенесли на Alkett, которая занималась этим вплоть до последних дней войны. Из-за проблем со своевременной поставкой шасси в июне-июле 1940 г. 20 машин серии с номерами шасси 90401—90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20-мм листом, закреплённым болтами. Несмотря на то, что зачастую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, в архивных документах они указываются как Ausf. A, поскольку все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.