Наследник ту-144: как развивается проект российского гражданского сверхзвукового самолёта
Содержание:
- Часто задаваемые вопросы
- Совместные полёты с «Русскими Витязями»
- Естественные враги стрижей
- Особенности полетов
- Фотографии
- Прицельный механизм
- Характер и образ жизни
- ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- Совместные полёты с «Русскими Витязями»
- МиГ-29: сверхманевренный «стриж»
- Лётный состав группы
- На чем летают «Стрижи»?
- Как развалить государство без войны
- Аварии
- Стриж: описание
- Ключевые слова
- «Стрижи» сейчас
- Небесный бриллиант
- Программа выступлений
- Примечания
- Авторы и участники проекта
- Начало полетов группы Стрижи
- Жилище стрижей
- Рождение «пилотажного» полка
- Программа выступлений
- Основные виды Анхузы
- Наследники героев
- Лайнер нового поколения
- Аварии пилотажной группы
Часто задаваемые вопросы
Почему стрижи не могут взлететь с земли?
Почему глаза стрижей расположены по бокам головы?
Чем отличается стриж от ласточки?
Стрижи являются уникальными птицами, способными развивать невероятную скорость. Они считаются одними из наиболее быстрых пернатых, которые дольше остальных умеют находиться в воздухе. Значительная часть их жизни проходит в небе: поиск пищи, общение, сон, размножение. Стрижи настоящие дети неба, которых люди могут наблюдать по всему миру. Эти птицы неприхотливы, сильны, невероятно выносливы, что выделяет их среди остальных пернатых и делает уникальными представителями пернатых.
Совместные полёты с «Русскими Витязями»
«Стрижи» и «Русские Витязи» проводили совместные полёты ещё с конца XX века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолётами, и, накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной программой.
15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка, впервые состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями», 12 июня они одним строем прошли над Красной площадью в честь Дня России, а в августе лётчики двух групп выступили на авиасалоне МАКС-2003 в Жуковском.
На открытии нового Международного Фестиваля Пилотажных Групп в Жуковском в августе 2004 года «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые на широкой публике в присутствии многочисленных иностранных делегаций представили свою новую программу «большого ромба» из девяти самолётов, включающей в себя фигуры высшего пилотажа в совместном строю МиГ-29 и Су-27, и работу групп после роспуска.
Естественные враги стрижей
Взрослые стрижи имеют достаточно мало природных врагов, что связано с их высокой скоростью полета. Другие птицы просто не могут тягаться со стрижами из-за их экстремально быстрых перемещений. Поэтому люди не часто фиксируют нападение со стороны других птиц на этих пернатых. Кроме того, стрижи умеют стратегически правильно располагать свои гнезда вдали от посторонних глаз. Большая высота и маскировка гнезда помогает уберечь потомство от нападения хищников, которые ходят по земле.
Расположение гнезд в углублениях помогает скрыть их от чужих глаз, а темная кожа птенцов и их перья становятся отличной маскировкой для самих малышей.
Особые защитные механизмы, ставшие следствием эволюционной адаптации, помогают стрижам избегать большинства природных хищников. Среди небольшого числа птиц, относящихся к стрижам враждебно, можно выделить:
- Ястребов.
- Чеглоков.
- Обыкновенных канюков.
Это хищные птицы, которые охотятся на пернатых поменьше. Чаще всего случаи нападения приходятся не на взрослых особей, а на новорожденное потомство или вовсе на еще не вылупившихся из яиц птенцов.
Отдельная проблема есть у черных стрижей, которые больше других подвергаются опасности из-за сурового климата и погодных условий. Расположение гнезда в местах, отличающихся повышенной влажностью, создает большую опасность для птенцов. Она связана с тем, что малыши могут раньше времени случайно вылететь из гнезда или упасть, так как бортики там практически полностью отсутствуют. Если так случается, птенцы могут покалечиться, а их перья из-за попадания в воду, станут боле тяжелыми, и им будет сложнее перемещаться.
Особенности полетов
Пилотажная группа «Стрижи» включает в свои выступления разнообразные фигуры, выполняемые как сольно, так и двумя самолетами одновременно. В репертуаре содержится также множество элементов, исполняемых всей группой. Самолеты группы способны осуществлять такие пилотажные порядки как «молот», «звезда», «стрела», «крест» и другие. Часто проходят совместные полеты пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Так, на авиашоу в 2007 году девятью пилотами этих групп была выполнена «бочка» в пилотажном порядке «Большой бриллиант». Эта фигура была произведена впервые составом, состоящем из разных моделей самолетов.
Основной состав пилотажной группы «Стрижи» состоит из шести летчиков под командованием полковника военно-воздушных сил Осяйкина Сергея Ивановича. Командир группы во время полетов выполняет функцию ведущего. Все участники пилотажной группы «Стрижи» имеют квалификацию летчиков первого класса.
О полетах «Стрижей» слагают песни. Существуют разнообразные коллекционные модели самолетов пилотажной группы в уменьшенном виде. А человек, хоть раз видевший воздушное выступление этих асов, вряд ли сможет забыть впечатления от их незабываемых полетов, ведь в группу входят самые лучшие летчики страны.
Фотографии
Прицельный механизм
Барабанное ружье револьверного типа может иметь разные варианты прицельного механизма. Конечно, в базовой версии это стандартная прицельная планка, имеющая на конце ствола круглую мушку, но без целика. Такой вариант лучше всего подходит для прицеливания по быстро движущейся цели на сравнительно небольшой дистанции.
Но также имеется планка «ласточкин хвост», позволяющая значительно усовершенствовать оружие, делая работу с ним куда более комфортной и легкой. Ведь на планке может быть установлен коллиматорный прицел, благодаря которому можно эффективно вести огонь на значительной дистанции. Но в этом случае придется потратить дополнительные деньги на покупку оборудования, а также воспользоваться помощью специалистов для пристрелки оптики.
Характер и образ жизни
Эти пернатые предпочитают жить в колониях. Такой образ жизни помогает им все держать под контролем, наблюдать за переменами вокруг себя и вовремя ускользать от возможной опасности.
У стрижей большая зависимость от окружающих природных факторов, климата и температурного режима. Любимое занятие стрижей, если они не в полете является их сидение на отвесных скалах, за которые они искусно цепляются острыми коготками.
Для стрижа важно полноценное питание. Если у них появляются проблемы с едой, что особенно часто случается в период холодов, стрижи словно включают уменьшенный расход своей «батарейки»
По-другому говоря, они становятся менее активны, словно пребывают в загадочном оцепенении. Это помогает птице расходовать энергии намного меньше, чем обычно.
Такое состояние может продлиться до нескольких дней, до наступления лучших погодных условий и появления возможности раздобыть себе еду. Оно характерно и для маленьких птенцов.
Но у них причиной ему служит другое. Таким образом малыши могут ждать с охоты своих родителей. Время ожидания может длиться около 9 дней. В общей сложности активность стрижей проявляется с раннего утра и до вечернего времени.
Мигрируют на зимовку в теплые края стрижи уже с августа. Хотя точного времени по этому поводу определить невозможно, все зависит от погоды. Если в целом погодные условия стрижей полностью удовлетворяют миграция может полностью отложиться.
Поэтому про некоторых стрижей можно сказать, что они оседлые птицы. Особенно хватает таких оседлых стрижей в больших городах, где температура воздуха обычно выше, чем в лесу или степи, например.
Птенец стрижа
По описанию птица стриж обладает вспыльчивым характером. Их нельзя назвать хитрыми или осторожными. Эти большие задиры не раз были замечены зачинщиками драки в своем кругу или с другими пернатыми.
Часто такие драки являются достаточно серьезными
В такие моменты стрижи забывают о любой осторожности и полностью предаются «войне». В полете стрижам практически ничего не мешает и не угрожает
Единственная птица, которой стрижу стоит опасаться при этом – сокол.
ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая мировая война стала одной из самых разрушительных войн в современной истории. В результате военных действий погибло почти десять миллионов солдат, что намного превышает общее число жертв всех войн за предшествующие сто лет. Хотя трудно установить точные статистические данные о потерях, по некоторым оценкам, число раненых в бою достигло 21 миллиона.
Эти колоссальные потери всех сторон, участвующих в конфликте, отчасти стали результатом применения нового оружия, такого как пулеметы и отравляющие газы, а также неспособности военачальников адаптировать свою тактику к более механизированному характеру вооруженной борьбы. Политика нанесения максимальных потерь противнику, особенно на Западном фронте, стоила жизни сотням тысяч солдат. 1 июля 1916 года были понесены самые большие потери живой силы за один день – одна только британская армия потеряла более 57 тысяч человек на Сомме. Наибольшее число погибших было в армиях Германии и России: эти цифры предположительно составляют 1 773 700 и 1 700 000 человек соответственно. Франция потеряла шестнадцать процентов всего мобилизованного состава своих вооруженных сил – самый высокий показатель смертности среди развернутых войск.
Никакие официальные организации не вели точный счет потерь гражданского населения в годы войны, но согласно оценке специалистов, в качестве прямого или косвенного результата военных действий погибло 13 миллионов мирных жителей. Смертность, как военного, так и гражданского населения, достигла своего пика в конце войны в результате эпидемии «испанки» – самой смертоносной эпидемии гриппа в истории человечества. В результате конфликта миллионы людей были насильственно выселены из своих домов или вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания в Европе и Малой Азии. Ущерб, нанесенный зданиям и промышленным объектам, был катастрофическим, особенно во Франции и Бельгии, где шли самые тяжелые бои.
Совместные полёты с «Русскими Витязями»
«Стрижи» и «Русские Витязи» проводили совместные полёты ещё с конца XX века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолётами, и, накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной программой.
15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка, впервые состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями», 12 июня они одним строем прошли над Красной площадью в честь Дня России, а в августе лётчики двух групп выступили на авиасалоне МАКС-2003 в Жуковском.
На открытии нового Международного Фестиваля Пилотажных Групп в Жуковском в августе 2004 года «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые на широкой публике в присутствии многочисленных иностранных делегаций представили свою новую программу «большого ромба» из девяти самолётов, включающей в себя фигуры высшего пилотажа в совместном строю МиГ-29 и Су-27, и работу групп после роспуска.
МиГ-29: сверхманевренный «стриж»
В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29.
МиГ-29 по праву считается одним из лучших в своем классе. Он создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника. «МиГ-29 – это «самолет-солдат». Как автомат Калашникова. Который надо зарядить, заправить. Он полетит и выполнит ту задачу, которая перед ним поставлена», – считает Михаил Беляев, шеф-пилот РСК «МиГ», герой Российской Федерации.
Самолеты «Стрижей» не отличаются от боевых машин ничем, кроме яркой «формы». Впервые «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолетах с оригинальной окраской и новым названием 6 мая 1991 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения авиагруппы.
Тогда самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ предстали перед зрителями в своем новом виде: белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам – синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы – черные стрижи на красном фоне. Эти юркие птицы и дали название группе. Кстати, черный стриж признан птичьим рекордсменом по горизонтальной скорости полета, она превышает 111 км/ч.
В 2003 году самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. Машины получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. Впервые в новом облике «МиГи» продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка. Этот день запомнился еще одним историческим событием – первым публичным выступлением с пилотажной группой «Русские Витязи».
Лётный состав группы
Майор Д. А. Рыжеволов | Подполковник Д. С. Зубков | Полковник С. И. Осяйкин |
- Рыжеволов Дмитрий Алексеевич. Заместитель командира авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи»,майор, правый ведомый.
- Зубков Дмитрий Сергеевич. Начальник службы безопасности полётов ЦПАТ, подполковник, левый ведомый.
- Осяйкин Сергей Иванович, полковник, ведущий. Заместитель командира ЦПАТ по летной подготовке, Заслуженный военный лётчик России.
- Кузнецов Денис Анатольевич. Командир авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», подполковник, хвостовой ведомый.
- Синькевич Сергей Александрович. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», майор, крайний правый ведомый.
- Дудников Василий Владимирович. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», майор, крайний левый ведомый
На чем летают «Стрижи»?
Пилотажная группа, впоследствии названная «Стрижами», первая в Советском Союзе стала использовать истребители МиГ-29, считающиеся одними из лучших военных самолетов. Сверхзвуковой реактивный истребитель, отличающийся своей легкостью и маневренностью, разрабатывался в конструкторском бюро Микояна с начала семидесятых годов двадцатого века. К середине десятилетия был создан первоначальный эскиз будущего истребителя. Помимо своих летных характеристик, новый самолет должен был обладать современным вооружением и прицельной техникой, одинаково соответствующей требованиям ближнего и дальнего воздушного боя.
Первые испытания МиГ-29 состоялись в 1977 году. Выдержав серию испытательных полетов, самолет был запущен в производство в начале восьмидесятых годов. В настоящее время истребитель выпускается в двух вариантах – одноместном и двухместном (учебно-боевая модель). На сегодняшний день выпущено около полторы тысячи машин данной модели.
Как развалить государство без войны
Информационные войны в современном мире могут вестись и без непосредственных боевых действий. Зачастую население страны, на которую направлена информационная атака, даже и не догадывается об этом. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Современная «традиционная» война очень дорога, а информационные способы воздействия – прекрасная ей альтернатива, довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть практически в каждый дом.
Основной удар наносится по руководству страны, дискредитируется работа государственных органов, подрывается авторитет власти. Населению демонстрируются факты коррупции (реальные или вымышленные), уголовных преступлений, чем провоцируется рост протестных настроений. Среди граждан государства-жертвы информационной атаки создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активная манипуляция общественным мнением. Еще лучше, если к работе на агрессора удается склонить ряд местных СМИ, в этом случае они становятся «рупором» протестного движения.
Китайский стратег, философ и мыслитель Сунь-Цзы советовал завоевателям следующее: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской стороны».
Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. При этом уличные акции, опять же, правильным образом освещаются в СМИ, прославляя протестантов и показывая в негативном свете проправительственные силы и органы правопорядка.
Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.
Тут есть еще один, более глубокий аспект. Современные СМИ не просто могут приводить к хаосу в государстве и вызывать гражданские конфликты. Сегодня они практически формируют устои современного общества, донося до людей определенные ценности и вызывая отрицание других. Человеку говорится, что правильно, а что нет, что следует считать нормой, а что грубым отклонением от нее. Причем все это делается в настолько легкой и ненавязчивой манере, что пропагандистских приемов просто не видно.
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Аварии
Стриж: описание
Ключевые слова
«Стрижи» сейчас
6 мая 1991 года стало официальной датой формирования новой пилотажной группы, получившей название «Стрижи», по уже полюбившейся лётчикам полка эмблеме. Первым командиром группы стал гвардии майор Дятлов А. М. С этого дня начинается интенсивная пилотажная работа группы. Большинство наших соотечественников хотя бы раз видели работу «Стрижей» в небе по телевизору или вживую. Мастерство пилотов удивляет и по сей день. Причем группа не останавливается на достигнутом, постоянно отрабатывает новые приемы и способы построения.
В тяжелые для отечественных ВВС 90-е годы группы высшего пилотажа, в их числе и «Стрижи», стали надежным способом сохранить высочайший уровень пилотажа наших лётчиков-истребителей. Отсюда и другое направление деятельности группы – педагогическое, наработки летчиков-асов из «Стрижей» становятся методическими рекомендациями для внедрения в линейных авиаполках ВВС РФ.
За время существования группы её пилоты провели несколько сотен выступлений как в России, так и за рубежом. Авторитетнейшие авиасалоны – в Ле-Бурже, Фарнборо, в Индии, Арабских Эмиратах, отечественный МАКС – высоко оценивают мастерство наших пилотов-асов. Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемых группой или парой самолётов, впечатляюще выглядят и одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки, как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации. Не так давно у группы появился новый элемент программы – шестёрка «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами.
За время существования «Стрижей» аварию потерпел только один самолет группы, в оба двигателя попали птицы, оба пилота МиГ-29УБ успешно катапультировались и не пострадали.
Сейчас один из летчиков группы полковник Сергей Осяйкин осваивает с коллегой из «Русских витязей» в паре самолеты пятого поколения Су-57. С большой уверенностью можно говорить, что группа продолжит свою работу, освоит новые МиГ-35 и будет радовать зрителей своим мастерством, а потенциальных противников России заставит в очередной раз снять шляпу.
Источник обложки: strizhi.ru
Небесный бриллиант
Совместные полеты «Стрижи» и «Русские Витязи» проводили еще с конца 1990-х годов. Но именно первый пилотаж на публике состоялся в марте 2003 года, а 12 июня авиагруппы уже одним строем пролетели над Красной площадью в честь Дня России.
Буквально через год, на открытии нового Международного фестиваля пилотажных групп в Жуковском, «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые показали свой знаменитый «кубинский бриллиант», который по сей день является визитной карточкой российского высшего пилотажа.
Этот уникальный строй в виде большого ромба образует группа из девяти самолетов разных типов – пяти «сушек» и четырех «мигов». Истребители синхронно выполняют различные фигуры высшего пилотажа: виражи, горки, боевые развороты, петли Нестерова и другие. При этом расстояние между самолетами не превышает полутора метров.
На протяжении 15 лет «Стрижи» и «Русские Витязи» представляют «кубинский бриллиант» на международных авиасалонах и летают вместе над Красной площадью в День Победы.
Программа выступлений
МАКС-2007. Роспуск самолётов
Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой самолётов, а также одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации. Не так давно у группы появился новый элемент программы, когда шестёрка «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира.
Примечания
- ↑
Авторы и участники проекта
Начало полетов группы Стрижи
Начиная с 1988 года, два самолета МиГ-29 посещали авиасалоны различных государств, проводя свои демонстрации. В то же время, когда встал вопрос о мировой известности летчиков, они начали заботиться о создании конкретного, яркого и не менее запоминающегося имиджа.
Именно в тот период они и придумали тот окрас, который мы можем увидеть сегодня. За основу летчики взяли белые фюзеляжи. Вдоль бортов самолетов расположили синие молнии, а на воздухозаборниках под наплывами появились черные стрижи на красном фоне. Именно исходя из этого, пилотажная группа и получила свое название. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда летчики выступили в полной своей раскраске, показав поистине высший пилотаж.
За последующие два года полетов, пилотажная группа дала более 50 различных выступлений. В них входили, как наши российские праздники и мероприятия, так и зарубежные. Чуть позже ребята приняли участие в известном авиасалоне МАКС-93. После чего отправились в Малайзию, где и были удостоены почетной наградой, как лучшая пилотажная группа мира.
Жилище стрижей
Местами гнездования стрижей могут становиться разные территории. Это и дупла других птиц, например, дятлов, и искусственные участки, построенные руками человека. Например, стрижи нередко устраивают гнездо в пустотах зданий.
Строительством они занимаются позже других птиц. Обычно этот момент приходится на конец апреля, когда начинается брачный сезон. После формирования парочек, оба супруга занимаются сбором материалов для будущего жилища.
Вопрос эксперту
Как спят стрижи?
Стрижи могут спать не только в гнездах, как обычные птицы, но и прямо в полете. Помимо того, что стрижи засыпают налету, они могут еще планировать таким образом на одном месте. Это происходит, когда стриж набирает высоту около трех тысяч метров. При этом он меняет направление поперек к ветру и поворачивается через каждую минуту. В результате таким образом стриж летает по установленной траектории, оставаясь на одном месте. Если дует умеренный ветер, эта траектория похожа на круг, если сильный, то на квадрат или ромб.
Такими материалами становится все, что находят стрижи: перья, пух, трава, небольшие ветки, солома, ткань, шерсть и т.д. Все это склеивается между собой и образует сооружение, напоминающее круглую чашку. Бортики у нее невысокие, обычно он не превышают и одного сантиметра.
Гнездо, строящееся впервые, обычно не слишком большое. Его размер в диаметре составляет около 9 см, а ширина лотка — не более 5 см. Однако постепенно жилище начинает разрастаться и становится больше. Улучшенное гнездо может достигать до 15 см в диаметре при ширине в 8 см. При этом бортики также поднимаются до 3 см.
В городских условиях стрижи часто размещают свои гнезда под карнизами, на крыше, в щелях. В дикой природе они обычно находятся на ветках деревьев и иногда в дупле.
Гнездо стрижей на балконе
Некоторые разновидности стрижей проявляют большую бдительность и осторожность при строительстве. Они стремятся замаскировать гнездо от недоброжелателей, не давая другим птицам возможности напасть и разорить их жилье
Рождение «пилотажного» полка
Официальным днем рождения авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» считается 6 мая 1991 года. Но история легендарной авиагруппы начинается гораздо раньше, в 1950 году, когда был сформирован 234-й истребительный авиационный полк. Его главной задачей была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся уже в мае 1951 года.
С начала 1960-х годов лучшим летчикам «пилотажного» полка доверена новая миссия: теперь кроме участия в воздушных парадах, они стали регулярно эскортировать в воздухе самолеты глав иностранных государств, прибывающих в Москву, а также различные официальные делегации. К примеру, асы авиаполка сопровождали самолеты с первыми советскими космонавтами на борту.
И сегодня «Стрижи» входят в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк. Базируется авиагруппа на аэродроме Кубинка в 60 км от Москвы. Кстати, летчики Кубинки первыми в СССР освоили высший пилотаж на реактивных истребителях: 1 мая 1946 года они впервые пролетели строем во время парада в Москве.
Кубинка признана школой номер один пилотажного мастерства в России. Попасть в известный «пилотажный» полк не так просто. Для этого нужно сдать в Кубинке экзамены по основным теоретическим дисциплинам и практический экзамен в небе.
Программа выступлений
МАКС-2007. Роспуск самолётов
Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой самолётов, а также одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации. Не так давно у группы появился новый элемент программы, когда шестёрка «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира.
Основные виды Анхузы
В дикой природе встречаются около 40 видов Анхузы, которые могут быть как однолетками или двулетками, так и многолетними. Как культурное растение выращиваются лишь некоторые разновидности. Рассмотрим подробнее эти виды.
*Анхуза лекарственная. Этот вид, который является отличным медоносом, особенно востребован пчеловодами, которые стараются выращивать его вблизи пасеки. Растение – двулетнее, цветение – обильное. Синие цветы собраны в метельчатые соцветия, которые достигают длины в 10 см. Данная разновидность названа «лекарственной» благодаря аллантоину – веществу, широко используемого в фармакологии. На его основе разработаны мази, предназначенные для лечения гнойных ран, сепсиса, язв.
* Анхуза Итальянская или лазоревая. Используется в декоративных целях. Этот вид относится к многолетним. Куст вырастает до 1 метра в высоту, и около 80 см в ширину. Такая объемность объясняется сильной ветвистостью побегов. Метельчатые соцветия имеют голубой или синий оттенок. Необходимо учитывать, что соцветия, в отличие от других видов, например, Анхузы лекарственной, не густые.
* Анхуза Капская. Однолетнее растение, красиво и обильно цветущее. Кустики невысокие – примерно 40-60 см. Ветви бурого цвета. На конце веточек располагаются соцветия, состоящие из синих мелких цветков (в диаметре – 1,5 см). Центральная часть цветов бывает белого или сиреневого окраса.
На основе этих видов выведены довольно популярные сорта. Это, прежде всего, сорт «Лоддон Роялист» с яркими синими цветами; «Ровал блю» — соцветия нежного голубого оттенка; «Капля лета» — цветки насыщенного синего оттенка с белой сердцевиной, побеги – красного цвета; «Дропмор» — наиболее высокая разновидность (куст вырастает до 1,5 метров в высоту), соцветия насыщенного синего цвета; «Капля росы» — декоративность заключается в синих цветах с бурой сердцевиной. И это далеко не весь список сортов Анхузы.
Наследники героев
Свою родословную пилотажная группа «Стрижи» ведет от настоящих храбрецов – советских асов, схлестнувшихся с немецкими «Кондорами» и итальянскими «Фалько» в небе Испании в ходе гражданской войны. Позже, уже в годы Великой Отечественной войны, из этих пилотов сформировали особый 19-й истребительный краснознаменный авиаполк – единственный в ВВС Красной Армии, занимавшийся «свободной охотой». Мы уже рассматривали героическую историю полка в годы войны, а более четырехсот сбитых полком немецких самолетов, наглядное тому подтверждение.
Фронтовой, «пилотажный», как его прозвали за высокое личное мастерство каждого летчика-истребителя, полк был переформирован в 176-й Проскуровский ГВИАП. Он находился в составе ВВС СССР до 1960 года, когда в ходе изменения штатной структуры ВВС, был расформирован вместе со всей 98-й ИАД. Однако история славного полка на этом не закончилась. По ходатайству трижды Героя Советского Союза легендарного летчика-истребителя И.Н. Кожедуба в 1966 году регалии полка были переданы в Кубинку, в 234 ГВИАП, который стал наследником фронтовых пилотажников-охотников.
Лайнер нового поколения
Идею создания сверхзвукового гражданского лайнера высказал президент РФ Владимир Путин в январе 2018 года во время посещения Казанского авиационного завода, на котором производятся модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160, способные проводить полёты на максимальной скорости свыше 2 чисел Маха.
На сегодняшний день в России ведутся работы по нескольким типам СГС. ПАО «Туполев» совместно с другими ведущими отечественными предприятиями, включая ЦАГИ, создаёт самолёт вместимостью порядка 30 пассажиров. Взлётная масса лайнера составит 70 тонн, скорость — 1,4—1,8 Маха.
В сентябре 2018 года заместитель генерального директора по проектированию ПАО «Туполев» Валерий Солозобов сообщил, что в своих научных изысканиях по теме СГС конструкторы компании опираются на опыт разработки военных машин с крылом фиксированной и изменяемой геометрии — Ту-160 и дальнего бомбардировщика Ту-22.
При этом, как утверждает Солозобов, цена СГС будет чуть выше дозвукового узкофюзеляжного двухдвигательного самолёта Ту-214. Об этом свидетельствуют предварительные результаты стоимостного проектирования, которое провели в ПАО «Туполев».
Также по теме
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Осенью 2020 года в России начнутся лётные испытания гибридного авиационного двигателя. Об этом RT сообщил начальник отдела…
В сентябре прошлого года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью газете «Ведомости» сообщил, что ведомство намерено поддержать проект компактного сверхзвукового джета на 16—19 мест. Он рассказал, что на исследования по вопросу создания СГС в 2017—2019 годах было направлено 1,4 млрд рублей.
«Инженерными центрами и предприятиями ОАК совместно с ЦАГИ и другими отраслевыми институтами создаётся концепция гражданского сверхзвукового лайнера нового поколения, в частности для деловой авиации», — пояснил Мантуров.
В середине апреля 2020 года Минпромторг объявил тендер на формирование концепции сверхзвуковой гражданской машины под шифром СГС-Т1. Работы должны завершиться к 15 декабря 2021 года. Разработчик получит 213 млн в 2020 году и почти 505 млн в 2021 году. Ожидается, что эти деньги позволят нивелировать дефицит знаний и технологий в сфере гражданского сверхзвука.
«Имеющийся научно-технический задел в интересах создания СГС недостаточен, что не позволяет начать опытно-конструкторские работы по созданию СГС нового поколения. Значительный технический риск, а также отсутствие норм по допустимому уровню звукового удара и шума в районе аэропорта требуют развития, численной и экспериментальной отработки новых технических решений и технологий», — говорится в тендерной документации.
Аварии пилотажной группы
Но, несмотря на весь профессионализм этих летчиков, полностью избежать аварии все же не удалось. За все 24 года существования пилотажной группы было зафиксировано всего две аварии. К счастью, в обоих из них ни один летчик из состава не пострадал.
Первая случилась в 2006 году – самолет российской пилотажной группы практически сразу после взлета упал на землю. Весь экипаж успешно катапультировался, что, в дальнейшем и спасло их жизни. Согласно имеющимся данным, в аэропорту, где случилась катастрофа, самолет совершал дозаправку. Однако практически сразу после взлета в два двигателя случайно залетели птицы, что и стало причиной ужасной аварии.
Второй инцидент произошел чуть позже – в 2009 году. Во время совместного полета с известным составом пилотажной группой под названием Русские Витязи случилась катастрофа двух самолетов СУ-27, принадлежавших товарищеской группе. Однако ни самолеты, ни летчики пилотажной группы Стрижи среди пострадавших замечены не были. Больше, за всю историю существования пилотажной группы, никаких серьезных происшествий не происходило. Российские летчики, однозначно, знают свое дело и выполняют его по высшему классу. За что и получают постоянно заслуженные награды.
Автор статьи:
Никифоров Владислав