Прорыв блокады ленинграда во время великой отечественной войны

Почему белые проиграли в гражданской войне кратко?

Путь спасения

Минуло лишь 6 суток с момента начала операции и меньше 24 ч с момента соединения Волховского и Ленинградского фронтов, а государственный комитет обороны уже издал директиву о создании железнодорожных путей через недавно очищенную от противника «дорогу смерти» шириной всего 8-11 км.

На освобождённой советской земле, январь 1943 год

В течение 19 суток под регулярными нападениями с воздуха и обстрелами немецкой артиллерией в суровые холода проложили 33 км железной дороги, ведущей в Санкт-Петербург. Сюда входила и переправа через простреливаемый участок главной водной артерии Ленинграда протяженностью 1,3 км.

Конечно, полного снятия осады предстояло ждать еще целый год, но уже в 1943 г. горожане в Ленинграде стали получать продовольствия не меньше, чем другие регионы. Люди воспряли духом и поверили в то, что фашизму скоро придет конец.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Читайте также

Система обороны

Вермахт вместе с союзниками наступал на Ленинград с двух направлений. На юге действовали немецкие войска, на севере — финские. Наиболее тяжёлый удар неприятеля пришёлся по Прибалтийскому военному округу. Сопротивление частей Красной армии в Литве, Латвии и Эстонии было быстро сломлено.

  • Немецкие сапёры занимаются оборудованием противопехотных заграждений из колючей проволоки под Ленинградом

Боевые действия на Ленинградском направлении начались 10 июля 1941 года. Наступление противника сдерживали артиллерия Балтийского флота и постоянные контрудары сухопутных частей. В небе на подступах к Ленинграду шли ожесточённые воздушные бои. Одновременно советская армия строила оборонительные сооружения длиной около 900 км.

«Вокруг Ленинграда система обороны включала несколько поясов. На ближних подступах к городу с юго-запада и юга строился Красногвардейский укрепрайон. Оборонительные сооружения с узлами сопротивления создавались и по линии Петергоф (Петродворец) — Пулково», — говорится в материалах Научно-исследовательского института военной истории Академии Генштаба ВС РФ.

Датой начала блокады принято считать 8 сентября 1941 года. В этот день немцы захватили Шлиссельбург, находившийся на берегах Невы и Ладожского озера. В кольце оказались 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии и почти все части Балтийского флота.

Руководить обороной Ленинграда председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Иосиф Сталин отправил будущего маршала Георгия Жукова. По его воспоминаниям, советский лидер оценивал положение города как «катастрофическое». 

Советские войска под натиском группы армий «Север» продолжали отступать. 

Также по теме

«Отдали жизнь 600 тысяч солдат и офицеров»: что говорится в рассекреченном рапорте маршала Жукова об освобождении Польши

В Москве вниманию общественности представлен рассекреченный рапорт командующего войсками 1-го Белорусского фронта маршала Георгия…

Остановить активное наступление врага удалось в середине ноября 1941 года. Однако Красная армия и местные жители столкнулись с серьёзной нехваткой продовольствия. Проблема голода приобрела первостепенный характер. Согласно норме, установленной 20 ноября 1941 года, дети получали по 125 граммов хлеба, работники предприятий — 250. Ситуацию ухудшала чрезвычайно холодная зима.

В феврале 1942 года хлебная норма значительно увеличилась. Детям полагалось 300 граммов, рабочим — 500. Из документов Нюрнбергского процесса следует, что за время блокады от истощения и болезней умерли более 630 тыс. ленинградцев.

С остальной территорией СССР Ленинградскую область связывало только Ладожское озеро, по которому в годы блокады проходила Дорога жизни. Однако навигации в тёплое время года препятствовали постоянные штормы и нехватка транспортных судов. Зимой продовольствие доставлялось по льду грузовиками. Но при толщине льда 25—30 см по Ладожскому озеру за сутки можно было перевезти не более 1,5—2 тыс. т грузов.

  • Регулировщик на Дороге жизни через Ладожское озеро
  • РИА Новости

Конвои для блокадников почти беспрерывно обстреливались люфтваффе. На прикрытие Дороги жизни командование РККА бросило несколько истребительных полков и соединений зенитных войск. Также была улучшена работа по эвакуации ленинградцев.

Прорыв!

Осенью 1941 года, сразу после начала осады города, советские войска дважды пытались восстановить сухопутное сообщение. Все закончилось обороной «Невского пятачка» — плацдарма шириной всего 500-800 метров, который они удерживали с 1941 по 1943 гг. (с небольшим перерывом). Увы, первые попытки прорыва не увенчались успехом. 14 февраля 1944 года началась полномасштабная наступательная операция советских войск, которая завершилась окончательным прорывом блокады и полным освобождением осажденного города. За год до этого 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов объединились и в этот же день освободили Петрокрепость, очистили от немцев все южное побережье Ладоги и восстановили сухопутное сообщение с остальной страной, открыв коридор шириной 8—11 км.

Юный гений

Способности Жана-Франсуа к языкам раскрылись очень рано. К девяти годам он бойко читал на латыни и греческом, память у него была феноменальная, и он мог страницами цитировать прочитанное. Но в школе, куда его отдали учиться, дела шли из рук вон плохо.

Мальчика пришлось перевести на домашнее обучение. И тут все наладилось. Со своим учителем, каноником Кальме, он гулял по окрестностям Фижа-ка и вёл беседы. Жан-Франсуа впитывал знания, как губка. Скоро брат забрал его к себе в Гренобль, где работал клерком, и пристроил одновременно в школу и на частные уроки к аббату Дюсеру, у которого мальчик стал изучать библейские языки — иврит, арамейский и сирийский. Вот тут-то, в Гренобле, и увидел Жан-Франсуа египетские артефакты, привезённые из Каира префектом Жозефом Фурье.

Когда в городе открылся лицей, Жан-Франсуа сразу же оказался в числе учеников — лицеистов обучали за государственный счёт. Но для юного Шампольона пребывание в лицее оказалось тяжким испытанием: там все время было расписано по минутам, и на занятия арабским и коптским языками его не было. Лицеист корпел над древними языками по ночам и думал о побеге. Жаку-Жозефу удалось добиться для него специального разрешения от министра просвещения. Шампольону-младшему выделили три часа для занятий вопреки правилам.

Отношения со сверстниками у него складывались сложно, дисциплину он ненавидел, но в 1807 году все же окончил лицей с отличием. Об успехах в научных штудиях можно судить по простому факту. После доклада 16-летнего Шампольона в Гренобльской академии наук он был тут же избран её членом-корреспондентом.

Розеттский камень

Из маленького Гренобля в том же году он попал в совершенно другую культурную среду — Париж, где познакомился с Сильвестром де Саси, который занимался изучением Розеттского камня.

Своими глазами

В Лувре даже не было Египетского зала! Но в Италии хранилось два больших собрания египетских древностей — бывшего наполеоновского консула в Египте Дроветти и бывшего английского консула в Египте Солта. Их коллекции оказались превосходны. Возвращение из Италии совпало с назначением Жана-Франсуа на должность хранителя египетских артефактов Лувра. Вместе со старшим братом Шампольон обустроил египетские древности в четырёх залах музея.

В 1828 году он наконец-то посетил Египет. В Верхнем Египте он посетил Элефантину, Филе, Абу-Симбел, Долину Царей, даже вырезал собственное имя на обелиске в Карнаке. После возвращения на родину его назначили профессором истории и археологии в Коллеж де Франс.

Обелиск над могилой Шампольона на кладбище Пер-Лашез

Но прочитал он всего три лекции и слёг от последствий тягот египетской экспедиции. Умер от апоплексического удара весной 1832 года на 42 году жизни. Его брат, проживший до 88 лет, собрал все неизданные труды Жана-Франсуа, отредактировал их и опубликовал. Увы, посмертно.

Гороскоп Пентагона

Попытки прорыва блокады Ленинграда в 1942 году

В январе 1942 г. войскам под Ленинградом приказали окружить и уничтожить 18-ю немецкую армию, располагавшуюся к югу от города. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом. Неделя ушла и них на то, чтобы начать форсировать Волхов. Прорыв удался, и 2-я армия стала развивать успех, вклиниваясь в ряды противника. Ей удалось продвинуться на 60 км. А вот Ленинградский фронт со своей стороны продвинутся не смог. Три месяца 2-я армия удерживала позиции. А потом немцы отрезали её от основных сил, перекрыв, таким образом, возможность Волховскому фронту прислать подкрепление. Из группировок Ленинградского фронта пробиться не удалось никому. Солдаты оказались в окружении. Прорвать кольцо они не смогли. В течение четырёх месяцев 2-ю армию полностью истребили.

Летом поставили другую задачу, уже не настолько грандиозную. Войска должны были пробить небольшой коридор, чтобы стало возможным восстановить сухопутные связи с блокадным городом. На этот раз действовать начал Ленинградский фронт. Как казалось – безуспешно. Однако по плану, это продвижение должно было лишь отвлечь противника. Через восемь дней началось наступление Волховского фронта. На этот раз его удалось приблизить на половину расстояния до соединения с Ленинградским. Но и в этот раз немцам удалось отбросить советские войска на исходные позиции. В результате этой операции по прорыву вражеской осады, как и прежде, погибло большое количество людей. Немецкая сторона потеряла в этих боях 35 тысяч человек. СССР– 160 тысяч человек.

Битва за Ленинград

События осени 1941 года

8 сентября 1941 года произошёл захват гитлеровской армией города Шлиссельбурга, который был последней точкой на карте, позволившей замкнуть кольцо вокруг города. Эта дата стала началом блокады Ленинграда.

Поначалу мало кто осознавал всю серьёзность ситуации, но горожане всё же начали делать запасы, снимая деньги со сберкнижек и скупая всё доступное продовольствие. Однако их едва ли хватило на осень и зиму.

В первый же день вражеские зажигательные снаряды упали на Бадаевские продовольственные склады. Гигантский пожар уничтожил провизию в следующих количествах:

  • Сахар — 5 т.
  • Отруби — 360 т.
  • Рожь — 18,5 т.
  • Горох — 5,5 т.
  • Растительное масло — 286 т.
  • Сливочное масло — 9,5 т.
  • Мука — 2 т.

К 12 сентября проблема нехватки еды встала очень остро: запасов оставшейся провизии хватало всего на два месяца. Военный совет фронта взял на себя её распределение и ввёл карточные нормы. Они были минимальными и рассчитывались на то, чтобы человек просто не умер. В магазинах торговли продуктами не стало, чего не скажешь о «чёрном» рынке. В ожидании продовольственного пайка горожане часами стояли в очередях — все боялись остаться без хлеба.

Первые бомбёжки усеяли город руинами и воронками, многие дома остались без окон, на улицах воцарился хаос. Пострадавшие места огораживали рогатками, чтобы уберечь людей от возможных неразорвавшихся снарядов. Наиболее частые места обстрелов помечали табличками.

В осенний период спасатели ещё расчищали Ленинград от завалов и даже частично восстанавливали разрушенные дома. Но позже это стало никому не нужно. Улицы опустели, жители собирались только возле радиорупоров, чтобы послушать сводки с фронта.

Весь период осады город был под контролем военной цензуры. Письма ленинградцев с жалобами на тяготы существования просто не доходили до адресатов. Но часть таких посланий сохранилась, а ещё — дневники, в которых горожане описывали происходящие события. Именно благодаря им стала известна правда о блокаде Ленинграда, которая долгие годы скрывалась властями по идеологическим причинам.

Историк рассказал, как замкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда

Критической точкой для судьбы Ленинграда стало падение Прибалтийского военного округа в первые же месяцы войны

Фото: wikipedia.org

Блокадное кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось 8 сентября 1941 года. По словам историка, исследователя, аспиранта Санкт-Петербургского института истории РАН Вячеслава Мосунова этому предшествовали долгие бои, героическая оборона советских солдат и неоднократные ошибки обеих воюющих сторон.

«В сентябре 1941 имели место и подвиги, и трагедии, и предательства, и ошибки, и глупость. Это был настолько насыщенный событиями период истории, что отделить одно от другого уже нельзя», – рассказал он Город+.

С июня по август 1941 года Ленинградский военный округ действовал по заранее продуманному и утвержденному руководством страны оборонному плану. При этом основная часть защитных вооруженных сил концентрировалась вокруг Москвы, а ленинградское направление испытывало недостаток солдат. Стычки с финнами на Карельском перешейке осложняли ситуацию к северу от города.

В итоге финны прижали наши силы к Ладоге. Затем случилась Выборгская катастрофа, в которой множество советских солдат буквально попали в мышеловку. Эта потеря сильно сказалась на дальнейшем ходе истории. 

А критической точкой для судьбы Ленинграда стало падение Прибалтийского военного округа в первые же месяцы войны. Историк отмечает, что центральное руководство страны попыталось создать общее командование северо-западного направления, но координация сил все равно страдала. Когда немцев остановили на Лужском рубеже, у них еще оставалась свобода маневра. Конечно, план «быстрой войны» Барбаросса потерпел неудачу, но немцы все еще могли свободно выбирать, куда ударить. Не прекращая отвлекающее наступление на южный фронт, Гитлер стал стягивать основные силы на севере страны. Он перебросил несколько узловых железнодорожных станций и 39 моторизованный корпус к Лужскому рубежу. Советское командование упустило момент перегруппировки. В итоге рубеж пал, и только в 20-х числах августа стало понятно, что Ленинград оказался в практически замкнутом кольце.

Советские солдаты доблестно отстаивали каждый метр земли. И немцы так и не смогли осуществить задуманную переправу через Неву.

Уже через два дня после начала блокады, 10 сентября СССР предпринял попытку ее разрыва – Первую Синявинскую операцию, чтобы осуществить снабжение города и контролировать Ладожские каналы.

«Немцы рассчитывали быстро сжать кольцо окружения – например, захватить Пулковские высоты. Но это им, конечно, не удалось. Поэтому вся немецкая операция пошла не по плану. В Красногвардейске, на Колпинском направлении, западнее Гатчины, да и во многих других точках их серьезно потрепали. Да, они окружили город, но и сами понесли огромные потери и оказались не в самом лучшем положении», – отмечает Мосунов.

Первая Синявинская операция не прошла даром. Она подорвала самоуверенность Гитлера и спасла Балтийский флот для продолжения Битвы за Ленинград. Также она позволила создать один из нескольких плацдармов борьбы – Невский пятачок. Благодаря отваге и стойкости русских солдат, народного ополчения и оставшихся в стенах города жителей Ленинград выстоял и пережил почти два с половиной блокадных года.

Первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев

Немцы наступали так стремительно, что эвакуация Ленинграда не была проведена. В наглухо закрытом городе остались старики, женщины, инвалиды, дети – всего более 2 500 000 человек. К этому количеству нужно добавить еще свыше 300 000 жителей пригорода.

С 10.09.41 немецкие войска перешли в масштабное наступление. Артиллерийские обстрелы и воздушные налеты не прекращались практически ни днем ни ночью. Но город не сдавался! Это привело Гитлера в ярость и через 2 недели он направил военачальникам директиву, в которой приказал стереть Ленинград с лица земли. В октябре и ноябре разрушительные атаки усилились. Немцы целенаправленно бомбили продовольственные склады и устраивали пожары в жилых кварталах.

Но не это было самое страшное: уничтожение и так немногочисленных запасов продовольствия вынудило ввести жесткие ограничительные нормы по выдаче хлеба. По Ленинграду уверенно шествовал голод, заглядывая в каждый дом и квартиру. До конца 1941 жители получали самый минимальный хлебный паек за весь период блокады (в граммах):

  • трудящиеся в горячих цехах – 375;
  • рабочие – 250;
  • остальные – 125.

И это был хлеб, испеченный из муки, смешанной с целлюлозой, шелухой и обойной пылью. Люди «таяли» на глазах и умирали целыми семьями.

Рано пришедшие зимние холода вызвали и транспортный коллапс – из-за экономии топлива встал весь общественный транспорт. В городе не было света, тепла и воды. Голод, холод и бомбежки к январю 1942 года унесли более сотни тысяч человеческих жизней. Среди них было практически 6000 детей, не достигших возраста в 1 год.

«Дорога жизни»

К 25.12.41 продовольственная норма была увеличена. Сначала постепенно, затем все более заметно положение со снабжением улучшалось:

  • стало выдаваться мясо и его заменители;
  • люди вспомнили вкус сахара;
  • хлеб пекли из чистой муки и выдавали по 400-600 граммов на человека.

Все это стало возможным, благодаря проложенной по замерзшему Ладожскому озеру «Дороге жизни». Она стала тоненькой ниточкой, связывающей Ленинград с «большой» землей. Практически круглосуточно по ней передвигались грузовые машины, водители которых ежесекундно рисковали жизнью:

  • тяжелые машины проваливались под лед;
  • автомобильные колонны обстреливала немецкая авиация.

По льду в город везли продовольствие (около 10 тонн), а обратно машины увозили смертельно бледных и худых, но еще живых жителей Ленинграда – детей, женщин и стариков (максимально возможное количество пассажиров за один рейс – 1000 человек). Эвакуация носила стихийный характер, но многие горожане отказывались покидать свои дома. Они свято верили в скорейшую победу.

Ладожское озеро стало не только «Дорогой жизни». По его дну в начале 1942 года в кратчайшие сроки были проложены 3 магистрали:

  • телефонная;
  • трубопровод;
  • линии электропередач.

В городе появилась связь. И пусть нерегулярно, но велись подачи электричества и топлива.

Социальная жизнь осажденного города

Самое поразительное, что даже зимой 1941-1942 годов, когда из 10 человек в живых оставался 1, Ленинград не прекращал свою жизнь:

  • работали театры, библиотеки и филармония;
  • увеличилось количество громкоговорителей на улицах, которые не смолкали ни на минуту;
  • художники рисовали плакаты;
  • архитекторы разрабатывали план реконструкции города после победы.

Но даже это не заставило жителей сдать город. Каждый понимал, что нужно стоять до конца.

Изменение тактики боевых действий осенью 1941 года

В начале октября немецкие войска прекратили попытки наступления. Закрепившись по периметру Ленинграда (с некоторыми пригородами) фашисты изнуряли город постоянными бомбежками с воздуха и артиллеристскими обстрелами. Самыми тяжелыми были первые дни ноября, когда за одну ночь на жилые кварталы сбрасывались несколько тысяч зажигательных бомб. В зоне особого внимания неприятеля находились продовольственные склады и промышленные предприятия.

Огнем были уничтожены десятки тонн продуктовых запасов – сахара, муки, круп. По свидетельству очевидцев, во время голода люди ели сладкую землю, в которую впитался расплавившийся в огне сахар. Вопреки расхожему мнению, уничтожение складов – далеко не основная причина последующего голода: даже при максимальной загруженности склада этих запасов в лучшем случае хватило бы максимум на неделю.

Из уничтожения крупнейших продуктовых складов городские власти извлекли серьезный урок: продовольствие стали хранить небольшими партиями. Собственно, вопрос хранения остро и не стоял, поскольку город снабжался практически с колес.

Масштаб катастрофы с продовольственным обеспечением в полной мере прояснился 12 сентября, после обработки сведений о всех имеющихся в городе запасах. Введенные до этого продуктовые карточки отоваривались в объеме, достаточном для поддержания нормальной жизнедеятельности. 15 сентября власти были вынуждены пойти на сокращение норм выдачи продуктов, полностью запретив при этом свободную продажу продовольственного сырья. Под запрет попала и коммерческая торговля по рыночным ценам, но по свидетельству очевидцев процветал «черный рынок», где в самые тяжелые дни голодающие отдавали за стакан муки горсть фамильных драгоценностей.

Явную нехватку продовольствия ленинградцы ощутили в октябре 1941, а уже в ноябре город накрыл настоящий голод. Количество смертей от истощения росло в геометрической прогрессии; на службе и на работе люди теряли последние силы. Голодные обмороки стали нормой жизни. Накануне 1942 года были отмечены первые случаи каннибализма. Поставки продовольствия практически прекратились: по воздуху невозможно было обеспечить необходимый объем, а на Ладоге ледяной покров пока не установился. По данным статистики, в период с октября по декабрь 1941 года основной причиной смерти было не истощение (несмотря на предельно низкую норму выдачи хлеба), а ранения в результате бомбардировок и артобстрела противника.

Даже в таких нечеловеческих условиях город продолжал жить, при этом функционировали не только промышленные предприятия, но и госучреждения

Особое внимание уделялось статистическим данным, на основе которых рассчитывалось количество необходимого продовольствия, а также нормы по обеспечению продуктовых карточек

По состоянию на январь 1942 года в Ленинграде жили около 2 млн 900 тыс. человек. Тяжелым демографическим фактором являлся высокий процент нетрудоспособного населения – детей и лиц пожилого возраста, по каким-либо причинам, не эвакуированным в период первой волны. Даже в самые сложные блокадные дни в Ленинграде не прекращалась деятельность санитарной службы и скорой медицинской помощи. Впоследствии, деятельность учреждений здравоохранения, в условиях военного положения, была признана лучшей в мире

Микк Сид

Итоги операции

    Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г.

 Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8 — 11 километров), политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и несколько мостов через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «большой земли». Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.

Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector