Полевые мины рейха в 1935-1945 годах
Содержание:
- См. также
- Технические средства борьбы с минами
- Тактико-технические характеристики
- Осколочная подпрыгивающая мина 8 сm Wgr. 39
- Дымовая минометная мина 8см Wgr. 34 Nb
- Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
- Противопехотные фугасы
- Служба информирования о минной обстановке
- Разновидности морских мин
- Немецкие минометы – первые образцы
- Основные элементы конструкции
- Отзывы владельцев
- Американские ранцевые огнеметы – модель М2-2
- Ползучий враг
- Создание морской мины
- Сапёр ошибается один раз
- Начинаются государственные испытания СКР «Адмирал Григорович»
- 142-мм миномет «Delattre» обр. 1915 г. (Бельгия, Франция)
- Церстёрер 1944 г.
- Интересные факты
См. также
Технические средства борьбы с минами
По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.
Тактико-технические характеристики
Основные параметры немецких неконтактных донных мин MI, MII и MIII почти не отличались между собой. Модель MIV изготавливалась в особом корпусе – алюминиевый сплав частично заменили на специальный водонепроницаемый картон. Общие характеристики всех этих мин таковы:
Длина мины | 2,985 м |
Диаметр | 660 мм |
Масса | 987 кг |
Вес основного заряда | 696 кг |
Глубина постановки | От 5,5 до 35 м |
Зона поражения | До 30 метров (радиус) |
Время работы | 2-14 суток с акустическим взрывателем, до 400 суток с магнитным взрывателем |
Поскольку мины LMB/S не оснащались стабилизатором, их длина и вес были несколько меньше – 2,235 м и 941 кг, соответственно.
Погрузка мины LMB/S.
Осколочная подпрыгивающая мина 8 сm Wgr. 39
Снаряжалась литым тротилом без футляра или литым амматолом 40\60 без футляра и пороховым зарядом в головной части. Вес ВВ — 390 грамм ВВ и порох 16 грамм . Корпус мины окрашен в красный цвет. На корпусе с двух сторон маркировка «39».Вес мины 3,5 кг. Длина: 33см.
Вышибной и дополнительный заряды аналогичные Wgr.34
Взрыватели и детонаторы:
С 8см осколочной миной Wgr. 38 использовались взрыватели: Wgr. Z. 38,Wgr. Z. 34,Wgr. Z. 38 St.,Wgr. Z. 38 C.
Дымовая минометная мина 8см Wgr. 34 Nb
Вес мины 3.5кг, длина 33см, окраска: красная или темнозеленая, на корпусе белые буквы Nb (сокращение от слова Nebel — дым) с обеих сторон. ВВ: пикриновая кислота в бумажном футляре и дымовой состав
С 8см миной Wgr. 34 Nb. использовались взрыватели: Wgr. Z. 38,Wgr. Z. 34,Wgr. Z. 38 St.,Wgr. Z. 38 C,Wgr. Z. 38 T.
Вышибной и дополнительный заряды аналогичные Wgr.34
Откопаная немецкая дымовая минометная мина 8см
Немецкая минометная мина 8см Wgr. 34 Nb
Подробнее о взрывателях и детонаторах
немецких минометных мин можно прочитать здесь
Огонь из немецкого 8см миномета. Начальная скорость полета мины 172м\с. На заднем плане видны деревянные упаковочные ящики на три мины
Фото сделано на Ленинградском фронте, в полевом госпитале «Погостье» в 1942 году. Немецкая мина пробила плечо красноармееца Николая Быстрикова и не разорвалась. Мина успешно извлечена хирургами, боец выжил.
- Взрыватели и детонаторы немецких минометных мин
- Оружие Второй Мировой — картинки и обои рабочего стола
- Взрыватель TMiZ-43
- ZUS 40 — устройство неизвлекаемости для немецких авиабомб
- Электрические взрыватели немецких авиабомб (EL AZ)
Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.
Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.
В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.
Техническим продолжением стало появление в 1935 году первого серийного образца. Противотанковая мина ТМ-35, выпущенная в 1935 году стала основным огневым и поражающим средством инженерных войск Красной Армии. В отличие от предыдущей модели, мина имела более совершенный взрыватель, который срабатывал при нажимном усилии в 100-160 кг. Противогусеничный фугас срабатывал только при наезде на него транспортного средства большого веса.
В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.
Противопехотные фугасы
Мины этого типа обычно имеют взрыватель нажимного действия, который срабатывает при давлении на него определённой массы. Это сделано для того чтобы взрыватели не срабатывали от веса диких животных.
Это такие мины как советская ПМН или итальянская TS50. Срабатывание их происходит при давлении на эластичную крышку. После этого срабатывает взрыватель и происходит взрыв ВВ содержащегося в корпусе.
Что влечёт за собой потерю конечности, при взрыве TS50 или гибель человека, если взорвалась ПМН. Более поздние фугасные мины ориентированы именно на выведение человека из строя. Считается, что ранение одного человека требует доставки его на санитарный пункт, следовательно, задержку противника и ослабление его сил на 1-2 человек дополнительно.
Мины такого типа уничтожают только подрывом, извлечение противопехотных фугасов, которые довольно часто устанавливаются на «неизвлекаемость» очень опасное занятие. Так, например возможность неизвлечения мин типа ПМН может дублироваться установкой рядом с ней или под ней мины-сюрприза типа МС.
Характеристики ПМН, TS50 и М14
Параметры | ПМН (СССР-Россия) | TS50 (Италия) | М14 (США) |
Масса, гр | 550 | 200 | 130 |
Масса ВВ, гр | 200 | 52 | 30 |
Габаритные размеры, мм | 53х110 | 90х48 | 40х56 |
Датчик цели, мм | 100 | 48 | 38 |
ПМД-6
Отдельно стоит отметить советскую противопехотную мину ПМД-6, её особенность в простоте устройства. Мина представляет собой деревянный ящичек, с откидной верхней крышкой, в него устанавливается тротиловая шашка весом 200 гр. в которую вкручен взрыватель типа МУВ с Т-образной чекой.
При воздействии массы на крышку мины, боковая стенка выдавливает Т-образную чеку и взрыватель срабатывает. Боеприпасы этого типа можно массово производить в любой столярной мастерской, для их комплектации достаточно только взрывателей и тротиловых шашек стандартного типа. Такая же мина, но с герметичным корпусом имела название МКФ.
ПМП
По принципу экономии создана и мина ПМП, которая представляет собой пистолетный патрон 7,62 мм ТТ, в стволике, сам патрон подпружинен, при давлении на датчик цели полая верхняя часть цилиндра срезает чеку, патрон под действием пружины опускается вниз, на жало ударника, после чего производится выстрел в стопу противника. При необходимости патрон можно заменить на любой другой.
Это впоследствии приводит к гангрене. Это надёжно выводит противника из строя, кроме того требует несколько человек для его доставки на перевязочный пункт.
ПФМ-1
Противоступневая мина ПФМ-1 фугасного действия распространяется посредством сброса с летательных аппаратов или рассеивания из кассетных снарядов РСЗО. ПФМ известна как «Лепесток».
В качестве ВВ используется жидкая взрывчатка, мощности взрыва хватает чтобы контузить конечность даже без наличия раны.
Служба информирования о минной обстановке
Поскольку помимо остановки противника ограничивалась и свобода собственного передвижения, особую важность приобретала документация об установленных минных полях. Задача по предоставлению командованию обзора применения и оборонительной оценки минных заграждений возлагалась на службу информирования о минной обстановке (Minenmeldedienst). В сухопутных войсках вермахта точно прописывалось, какие отчетные документы о минировании («Minenschriften«) и с какой детализацией должен подготовить каждый установщик мин
Различали план и схему минирования (минно-взрывных заграждений, МВЗ). Кроме того, отрабатывались доклад о минировании и карта минных полей
В сухопутных войсках вермахта точно прописывалось, какие отчетные документы о минировании («Minenschriften«) и с какой детализацией должен подготовить каждый установщик мин. Различали план и схему минирования (минно-взрывных заграждений, МВЗ). Кроме того, отрабатывались доклад о минировании и карта минных полей.
Под планом минирования понимался выполненный в масштабе рисунок и описание МВЗ со всеми прилагаемыми деталями и планами обстановки. Они составляли основу документации по применению мин. Планы предписывалось исполнять всякий раз при установке МВЗ. В отношении схем минирования, напротив, речь шла о выполненном без учета масштаба предварительном плане минирования в простой форме.
Донесение о минировании
Документ содержит описание местоположения, номер, тип и способ подрыва мин в определенных высшим армейским командованием по карте районах для комбинированного минирования. После точного описания границ районов в этом донесении сообщается о минах:
В общей сложности 67 «T-Mine 42» установлены на неизвлекаемость детонатором вниз, с дополнительным зарядом и предохранительным детонатором ZZ.42.
Согласно современным немецким военно-историческим изданиям, в течение многих лет после окончания боевых действий в 1945 г. мины привели к большому количеству жертв в Германии. Помимо многих мужчин из состава команд разминирования и персонала, работавшего с боеприпасами, из-за мин погибали гражданские лица и дети.
Так, например, муниципалитет Восзенак (Vossenack) в Хюртгенвальде (Hürtgenwald) сообщил о 44 подрывах на минах в период между 1945 и 2008 гг., из которых до 1952 г. более чем 30 с летальным исходом. По военным источникам, в 1945 г. при разминировании Атлантического вала на датских пляжах Северного моря 2500 немецких военнопленных обезвредили около 1,4 миллиона мин. При этом около 1000 саперов погибли.
По материалам военно-исторического журнала «Clausewitz». Иллюстрации журнала.
Разновидности морских мин
Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.
По виду монтажа боеприпаса отличают:
- Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
- Донные опускаются на морское дно;
- Плавающие дрейфуют по поверхности;
- Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
- Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.
По способу взрыва разделяют:
- Контактные активируются при контакте с корпусом;
- Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
- Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
- Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
- Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
- Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
- Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
- Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
- Комбинированные сочетают в себе разные типы.
Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.
Авиационная донная индукционно-гидродинамическая мина ИГДМ-500
Носители
Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.
Немецкие минометы – первые образцы
Если перед Первой мировой войной немецкий рейх еще был
лидером в развитии и применении минометов, то после своего поражения Германия
снова принимается за разработку этого оружия только с 1930 г.
Ровно к началу войны в 1939 г. передовые части немецкой
пехоты получили тяжелый миномет «Гранатверфер 34» (schwere Granatwerfer 34, sGrW
34) производства «Райнметалл» (Rheinmetall). По
оценкам современников, в ходе войны это изделие превратилось в одну из важнейших
и эффективных категорий оружия. Пусковая установка калибра восемь сантиметров
(81,4 мм) состояла из ствола с казенником, опорной плиты, сошки и прицела.
Расчет sGrW 34 на понтоне. Учебное занятие по плану подготовки к высадке в Великобритании.
Конструкция ствола включала трубу, на которую наворачивался казённик.
В дно казенника вставлялось медное обтюрирующее кольцо, препятствовавшее прорыву
пороховых газов через резьбу при выстреле. На внешней поверхности ствола для
его грубой наводки на цель наносили белую линию.
Ствол на простой сошке устанавливался в направлении
стрельбы. Сошка имела две опорные ноги, соединенные шарниром. Устройство сошки
в определенной степени позволяло компенсировать неровности почвы, включая
поперечные. Нижняя пластина удерживала ствол и поглощала отдачу, возникавшую при
выстреле гранаты (мины).
Если по углу возвышения миномет наводился легко, то
изменение направления стрельбы представляло определенную проблему. Прицельное
приспособление позволяло устанавливать основное направление стрельбы. Как
замечают немецкие историки, только опытные солдаты на коротких дистанциях
справлялись с этим обстоятельством.
Экипаж БТР 251/2 с минометом sGrW 34
Боеприпасы
Оружие заряжалось со ствола: стрелок вводил гранату через
его дульный срез. Стандартный боекомплект миномёта включал осколочные и дымовые
мины (гранаты, 8-cm-Wurfgranate) весом по 3,5 кг каждая. Радиус
поражения осколочной мины достигал 30 м.
Наряду со стандартными осколочными минами при стрельбе из sGrW
34 использовались мины с вышибным зарядом. Он подбрасывал мину на высоту
1,5-2,0 м, где и детонировал основной заряд. Осколки, летевшие сверху вниз,
были более эффективны особенно в отношении укрывшейся живой силы.
Дополнительно могли применяться осветительные боеприпасы,
которые успешно применялись с целью обнаружения разведки противника ночью.
Расчет тяжелого миномета sGrW 34 состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего и трех подающих
Контактные взрыватели мин были настолько чувствительными,
что для собственной безопасности расчетам требовалось следить, чтобы по
траектории полета мины отсутствовали малейшие препятствия (ветки деревьев,
маскировочные сети и т.п.). Использование взрывателя WgrZT в сильный дождь
вообще не рекомендовалось.
Вышибной заряд sGrW 34 включал в себя основной заряд
(хвостовой патрон) и три дополнительных кольцевых заряда, надевавшихся на
трубку стабилизатора. Стандартная осколочная мина (граната) находилась в полете
от 26 сек. Дальность стрельбы sGrW 34 лежала в пределах от 125 до 2200 м. Согласно
некоторым источникам, в ходе войны удалось её увеличить до 3500 до 4000 м.
Транспортировка
Оружие (вес около 60 кг) обычно перевозилось транспортным
средством для личного состава. Кроме того, миномет делился на три вьюка, причем
из шести военнослужащих расчета трое несли ствол. В качестве подручного
средства для транспортировки служила боевая одноосная тележка (Gefechtskarren If 9).
Боевая одноосная тележка Gefechtskarren If 9
Начиная с 1942 г., миномет sGrW 34 устанавливается на легкий и
средний бронетранспортеры. В результате минометы
получают неожиданную мобильность, а соответствующие подразделения высокую
огневую мощь. В тот период разведывательные роты оснащаются легким (le SPW SdKfZ 250/7), а моторизованные и
саперные роты – средним БТР (m SPW SdKfz 251/2).
Легкий БТР SPW SdKfZ 250/7 с 8-см минометом на борту
В период с 1937 по 1945 гг. немецкая промышленность
изготовила более 70 тыс. sGrW
34, которые нашли применение на всех
фронтах.
ТТХ тяжелого
немецкого миномета образца 1934 г.
Тяжелый немецкий мономет образца 1934 г.
- калибр: 81,4 мм (8 см)
- длина ствола: 1143 мм
- масса: 57 кг
- угол возвышения: от +40° до +89°
- угол направления при угле возвышения 87°: до 14,4°
- скорострельность: 30 выстр./мин.
- расчёт миномета: 6 чел.
- дальность стрельбы: 60-2400 м, позднее до 3500-4000 м
- масса (гранаты) мины: 3,5 кг.
Основные элементы конструкции
По своему внешнему виду и внутреннему устройству различные модели донных неконтактных мин в значительной степени различаются друг от друга, однако у них всё равно остается немало общего. Поэтому в качестве наиболее характерного примера можно использовать хорошо изученную немецкую донную мину LMB I. По своему внешнему виду она напоминала крупную авиабомбу с обычным округлым передним обтекателем и хвостовым стабилизатором.
Корпус такой мины изготавливался из алюминиевого сплава и значительной прочностью не отличался. В его передней части размещался заряд гексанита общим весом 696 кг (для мин LMA – 305 кг) и основной детонатор. Кроме того, там же устанавливался «бомбовый» взрыватель, инициировавший подрыв мины при её падении на сушу. Он был не ударным, а часовым и срабатывал в том случае, если после истечения 19 секунд с момента касания поверхности глубина погружения составляла менее 4,57 метра.
В средней части корпуса располагался отсек взрывного устройства. Внутри него размещалось несколько различных приборов.
Немецкая авиационная морская магнитная мина, разобранная на части. Цифрами обозначены: 1 – крышка, закрывающая парашютный отсек; 2 – парашют;3 – парашютный отсек; 4 – стабилизатор; 5 – основная часть приборов; 6 – отсек с зарядом гексанита, гидростатом, самоликвидатором и бомбовым взрывателем.
В состав оборудования могли входить:
- Неконтактный магнитный взрыватель модели M1-M5 или M9.
- Неконтактный акустический взрыватель (мог быть как вспомогательным, так и основным). Использовались модели А1, А2, АА1 и АА2.
- Комбинированный магнитно-акустический взрыватель MA1 (на базе M2) или MA2 (на базе M9).
- Вспомогательный гидродинамический взрыватель D. Срабатывал при изменении давления воды при прохождении судна над миной и использовался только в комбинации с основным взрывателем.
- Прибор кратности Zahl Kontakt. Обеспечивал возможность подрыва мины только после заранее заданного количества срабатываний взрывателя. Диапазон кратности – от 0 до 14.
- Механизм Pausenuhr. Устанавливался вместо прибора кратности и предназначался для задания программы работы мины, включая и выключая её на определенные периоды времени.
Кроме того, в отсеке взрывного устройства располагался «сюрприз» — устройство необезвреживаемости мины, приводившееся в действие при попытке извлечения основных приборов. Отдельно устанавливался так называемый камуфлет, который подрывал дополнительный заряд (около одного килограмма тротила) уже при попытке вскрытия корпуса. Оба «сюрприза» предназначались для разрушения секретных приборов и уничтожения вражеских минеров.
В хвостовой части мины находился парашютный отсек. На корабельных модификациях LMB/S он не устанавливался. В этом же отсеке размещались датчики неконтактных взрывателей.
Самоликвидация мины обеспечивалась несколькими независимыми друг от друга устройствами. В отсеке взрывного устройства размещались два таких прибора: Zeit Einrichtungen (мог быть настроен на период работы от 45 до 200 суток) и Verzogerung Werke (срабатывал после истечения промежутка времени продолжительностью от 6 до 72 часов).
Магнитный неконтактный взрыватель M2.
На боковой поверхности передней части мины располагался небольшой лючок диаметром в 15,24 см. Под ним находился еще одно устройство – Uhrwerkseinschalter (UES). Оно представляло собой комбинацию из часового механизма и гидростата. Как только мина погружалась на глубину в 5,18 м или более, гидростат включал часовой механизм, который использовался для «отсрочки» активации неконтактных взрывателей. Срок выжидания мог составлять от 30 минут до 6 часов или же от 12 до 72 часов. В течение всего этого времени мина не поддавалась никаким методам траления.
Механизм UES чаще всего был дополнен устройством неизвлекаемости Lihtsicherung (LiS), которое подрывало основной заряд при попытке подъема мины на поверхность. Срабатывание детонатора обеспечивал гидростат, реагирующий на снижение давления воды. На поздних образцах LMB имелось еще одно устройство защиты от разминирования, взаимодействующее с оптикоэлектронными датчиками, которые фиксировали изменение уровня освещенности при снятии крышки отсека взрывателя.
Аналогичный «сюрприз» устанавливался и на беспарашютных минах BM1000, которые имели ряд конструктивных отличий от всех предшествующих моделей. В частности, их корпус был сделан из маломагнитной стали, а носовой обтекатель – из высокопрочной стали. Кроме того, прибор кратности у «Моники» не регулировался – количество «пропусков» устанавливалось на заводе-изготовителе. Первые образцы BM1000 взрывались под третьим кораблем, а некоторые последующие образцы – под восемнадцатым.
Отзывы владельцев
Американские ранцевые огнеметы – модель М2-2
До начала Второй мировой войны Соединенные Штаты также
подготовили свою собственную версию. Однако, первая модель, получившая обозначение
М1, оказалась крайне ненадежной. После обновления конструкции армия США с 1943
г. применяла вариант М2-2, остававшийся стандартом до конца войны. Конструкция
М2-2 состояла из «ранца», трех баллонов переносимых за спиной, и
соединенного с ними шлангом брандспойта.
Боевая группа химической службы (Chemical Warfare Service) США атакует защищенный бункер. Используется огнемет М-1. Фото вероятно относится к 1941 или 1942 г.
«Ранец» крепился к солдату переносными ремнями для
плеч и пояса. Значительный вес ранцевого огнемета (35 кг) и способ его транспортировки
заставляли солдат держать спину в вертикальном положении.
Центральный баллон «ранца» являлся емкостью
высокого давления и содержал азот. Расположенные по обе стороны от него резервуары
предназначались для закачки 15 литров огнесмеси (либо легкого горючего, либо
топлива с загустителем). Более плотный вариант огнесмеси позволял увеличить
дальность струи с 18 до 36 м.
Расположенный в нижней части «ранца» вентиль
стравливал азот из среднего баллона. Газ под давлением попадал в баки с горючим
и через шланг выдавливал его в брандспойт. Процесс сопровождался шипящим звуком,
поэтому огнеметчик готовил своё оружие к применению задолго до атаки.
Ранцевый огнемет армии США М2-2
Горелка М2-2 для воспламенения огнесмеси имела пять
пиропатронов, которые с каждым нажатием на спусковой крючок поворачивались
подобно револьверному барабану. Относительно электродной системы воспламенения
модели М1, который часто подводил в бою,
эти пиропатроны являлись значительным улучшением.
С целью обеспечения безопасности американская модель
ранцевого огнемета имела несколько предохранителей. Для пуска огненной струи,
сначала требовалось нажать на курок, а затем одновременно зажать обе
предохранительные клавиши в нижней части второй рукоятки брандспойта. Несмотря
на столь сложную систему предохранения, учебное пособие по М2-2 давало обучаемому
мудрый совет:
В войне на Тихом океане американцы успешно использовали модель
М2-2 против японских оборонительных позиций. В 1944 г. на фронте в большом
количестве появились огнеметные танки, которые вскоре оказались более
популярными, чем переносной огнемет, в результате количество последних на поле
боя уменьшилось.
Американский ранцевый огнемет M2-2
Огнеметчик морской пехоты США «выкуривает» японских солдат из туннеля на о. Окинава. 1945 г.
- вес (полный): 35 кг
- емкость баков с горючим: 15 л
- дальность действия: 18–36 м
- продолжительность струи: 7-10 секунд
M2-2 оказался вдвойне эффективен против японских войск в укреплениях, поскольку вырабатывал смертельную окись углерода (СО), заполнявшую вражеские бункеры. Всего выпущено около 25 тыс. шт.
Ползучий враг
Во многих странах мира разработаны десятки образцов выпрыгивающих мин: от простейших до «интеллектуальных», которые не только умеют отличать движение человека от движения животного или машины, но и способны отличать своего солдата от чужого и соответственно реагировать. Более того, есть сведения о том, что разработаны ползающие мины, которые держат связь между собой, определяют непоражаемые места на минном поле и сами соответственно перемещаются в нужные точки. Любопытен тот факт, что подобные разработки ведутся в странах, явившихся инициаторами создания Оттавской Конвенции о запрещении противопехотных мин. Довод создателей прост — это не мины, это боеприпасы совершенно иного вида, и конвенция на них не распространяется.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2005).
Создание морской мины
Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.
Торпеды и Мины
Сапёр ошибается один раз
Увы, но такие успехи случались не всегда.
На ту же тему Сапёры особого назначения: чем занималась инженерная разведка Красной армии?
До того, как инженерные войска РККА научились эффективно бороться с МЗД, за удачу они считали обезвреживание хотя бы половины такихсюрпризов», оставленных противником. Поэтому во время поисков советские сапёры вели себя, словно настоящие следопыты и сыщики.
От их бдительности зависело всё.
Известный закон, говорящий что сапёр ошибается один раз», трактуется куда шире. Если дело касалось мин замедленного действия, огромной ошибкой было их своевременно не обнаружить. Невнимательности они не прощали.
Начинаются государственные испытания СКР «Адмирал Григорович»
142-мм миномет «Delattre» обр. 1915 г. (Бельгия, Франция)
Бельгия, страна, почти полностью оккупированная Германией уже в начале Первой мировой войны, в 1915 г. поставила на вооружение миномет. Он получил обозначение «Delattre» по фамилии конструктора, его создавшего, инженера бельгийской артиллерии Симеона Делатра. Конструированием миномета занимался арсенал в г. Диксмейде (Западная Фландрия), но после оккупации Германией производство было перенесено во Францию, в города Сен-Шамон и Гавр.
142-мм миномет «Delattre» обр. 1915 г.
Миномет Делатра — это довольно типичный продукт начального, во многом экспериментального этапа развития минометов. Он имел ряд интересных конструктивных новшеств. Во-первых, дистанционный электрический спуск. Заряд миномета соединялся по проводам с динамо-машиной, при вращении рукоятки которой вырабатывался ток, воспламенявший капсюль заряда. Во-вторых, хотя калибр миномета внушал уважение и составлял 142 мм, в действительности заряд представлял собой несколько (обычно 7) небольших (массой до 1 кг) мин довольно скромных разрушительных возможностей (примерно как обычная пехотная граната). Все заряды отстреливались последовательно один за другим на дистанцию минимум 100 и максимум 260 м.
Разлет боеприпасов при стрельбе был довольно большим, что делало «Delattre» не самым высокоточным оружием. При этом было удобно обрабатывать небольшие площадные цели (например, лесную поляну или холм), площадь поражения составляла около 300 м2. Из достоинств можно также упомянуть небольшую массу — всего лишь 40 кг.
Миномет «Delattre» обр. 1915 г. с семью заряженными минами
Церстёрер 1944 г.
В то время как Z.51 был испытательным стендом для дизельных двигателей, эсминец Type 1944 был производственным классом больших эсминцев с дизельными двигателями. Планировалось, что они будут иметь модернизированное вооружение с шестью 128-мм пушками двойного назначения Flak 40 и совершенно новое зенитное вооружение с тремя зенитными орудиями среднего калибра 5.5 cm Gerät 58 и ближним вооружением 14 человек. 30-мм орудия в семи спаренных установках, с восемью торпедными аппаратами.
Пять из этих кораблей ( Z.52 — Z.56 ) были заказаны компанией AG Weser в Бремене и были заложены в 1943 году, но ни один из них не был достроен, был списан в июле 1944 года и разбит на стапелях. Еще два корабля ( Z.57 и Z.58 ) были заказаны у Germaniawerft в Киле, но были списаны до начала строительства.