Карл (самоходная мортира)
Содержание:
- Содержание
- Пошаговая инструкция
- История создания
- Машина в массовой культуре
- Описание конструкции
- История
- Правила заточки
- Тактико-технические характеристики мортиры Карл
- История создания
- Отзывы владельцев
- Боеприпасы
- Велосипед или экипаж?
- Служба и боевое применение
- Отражение в искусстве
- Попытки повышения мобильности
- Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь
Содержание
Пошаговая инструкция
Для того чтобы точить ножи вручную, необходимо знать определенные правила этого мероприятия. В домашних условиях не всегда есть весь необходимый инвентарь, но из имеющихся деталей всегда можно соорудить подходящую рабочую зону. Самым главным правилом является фиксация бруска, которая позволяет производить заточку эффективно при помощи двух рук, не опасаясь непредвиденных ранений или травматизма.
Чтобы наточить ножи правильно, необходимо уложить брусок на резиновый коврик или зафиксировать его другими способами, при этом приподняв над рабочей поверхностью, чтобы исключить неблагоприятный контакт со столом или столешницей, где будет производиться работа.
Как только брусок закреплен, нужно заняться определением угла затачивания режущей поверхности. Для каждого изделия эти значения будут отличаться: для скальпеля нужно выставить угол от 7 до 18 градусов, для кухонного ножа он увеличивается до 25 градусов, производственные ножи, которыми режут более прочные изделия, точатся под углом в 25–35 градусов.
Технология заточки ножа дома камнем выглядит таким образом:
нож ставится острием перпендикулярно к бруску, после чего наклоняется под нужным углом, чтобы кромка была впереди;
для точения острия нужно вести нож вперед плавным, но уверенным движением, стараясь не менять угол наклона изделия;
завершающим должен быть кончик ножа, после чего движение повторяется еще раз;
важно следить за тем, чтобы режущая часть не срывалась с бруска, так как это может стать причиной ее деформации и образования сколов на ней;
техника затачивания одинакова для обеих сторон ножа: как только была проработана одна, необходимо сменить сторону и повторить манипуляцию снова;
работа продолжается до тех пор, пока режущая поверхность не станет совершенно гладкой и тонкой.
Чтобы заточить нож, достаточно пройтись им по крупнозернистому бруску, но для использования такое изделие не годится, так как быстро затупится снова
Очень важно зашлифовать поверхность, что можно сделать с помощью мелкозернистого бруса. Обработка в этом случае происходит точно так же, как при заточке ножей
Чтобы работа шла уверенно и довольно быстро, очень важно перед началом смочить лезвие водой или нанести специальное масло. Как только на острие появляются характерные заусеницы, изделие готово к следующему этапу
Чтобы качественно зашлифовать нож, его также следует смазать перед работой.
Завершающим этапом работы станет проверка остроты лезвия, для чего самым надежным будет резка обычного листа. При идеальной заточке разрез получается ровным и быстрым. Если манипуляция была проведена с нарушениями, то это сразу отразится на результате. Не стоит проверять острие пальцами, так как есть большой риск поранить верхний слой кожи и занести инфекцию.
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с заказа фирме «Рейнметалл-Борзиг» мортиры калибра 600 мм, которая могла выпускать снаряды весом до двух тонн на расстояние четыре тысячи метров. Разработка началась в марте 1936 года. В начале 1937 были представлены проекты. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Первые две установки имели 8-ми катковую ходовую часть. Остальные 5 имели уже по одиннадцать катков в подвеске на борт.
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила семь самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
- I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
- II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
- III — «Один» (нем. Odin);
- IV — «Тор» (нем. Thor);
- V — «Локи» (нем. Loki);
- VI — «Циу» (нем. Ziu);
- VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
Первая установка была представлена Wa Pruef 4 ко 2 июля 1940, хотя окончательно Адам была готова только к 25 февраля 1941. Ева была закончена 27 февраля, Один — 15 марта, Тор — 10 апреля, Локи — 15 мая, Циу — 1 июля. Фенрир собрали в 1942 году. На ней прорабатывалась и испытывалась установка 54-см орудия.
Машина в массовой культуре
Машина ограничено представлена в индустрии стендового моделизма. Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV.
В бумажном моделировании была выпущена 600 мм мортира «EVA» от GPM, в масштабе 1:25. Также есть 3 модели производства компании HobbyBoss в масштабе 1:72, включая 2 модели самой мортиры и железнодорожный транспортер.
Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».
В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ.
В компьютерной игре World of Tanks была доступна всем игрокам с 1-го по 7-ое апреля 2014 года в специальном игровом режиме в качестве первоапрельской шутки. При этом модель техники была специально выполнена в грубом «восьмибитном» стиле.
В компьютерной игре Commandos: Beyond the Call of Duty в миссии Молот Тора необходимо уничтожить мортиру «Карл», находящуюся на железнодорожном транспортёре.
Во франшизе «Girls und Panzer» (серия аниме и манг), в первую очередь — в полнометражном фильме 2015 года — боевая единица университетской команды. ТТХ «Карла» авторами фильма несколько преувеличены.
Описание конструкции
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть
Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм
Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.
Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.
Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Имеющаяся фотография (справа), на которой запечатлены перевооружённые 540-мм стволами мортиры, позволяет предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть, «Локи», «Тор» и некая третья).
Транспортировка
Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге.
Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:
- повозка ствола весом 42 т;
- верхний лафет весом 41,8 т;
- мост и ходовая часть весом 21,6 т;
- самоходный лафет весом 82,3 т.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
История
Первые гаубицы появились в Европе в XIV веке (Италия, Германия), имели большой калибр и предназначались для стрельбы каменной картечью. В то время они были не очень популярными.
Расцвет гладкоствольных дульнозарядных гаубиц начался в XVII веке. Тогда их стали применять для стрельбы разрывными снарядами (бомбами или гранатами). Длина канала ствола этих орудий тогда не превышала средней длины человеческой руки — это делалось для удобства заряжания, чтобы закладывать снаряд в ствол без каких-либо дополнительных приспособлений. В XVIII—XIX веках гаубица определялась как артиллерийское орудие, промежуточное между пушкой и мортирой. При сравнительно небольшой длине канала ствола (от 8 до 14 калибров), гаубица при полном пороховом заряде могла вести прицельную стрельбу прямой наводкой, как пушка, а при уменьшенном заряде (и меньшей начальной скорости снаряда) и большем возвышении ствола могла стрелять навесным огнём, как мортира. При этом современники часто отмечали, что навесное действие гаубиц часто было малоэффективным, а отдача при стрельбе на больших углах возвышения разрушительно действовала на лафет орудия. Однако гаубицы использовались благодаря своей «промежуточности» — тяжёлые мортиры с большим калибром были абсолютно непригодны для полевых сражений, а гаубицы можно было ставить на прямую наводку. Кроме того, гаубицы стреляли и гранатами, и ядрами, и картечью — мортиры же использовали только гранаты или бомбы, а полевые пушки мало подходили для огня разрывными снарядами.
В России в середине XVIII века были приняты на вооружение универсальные гаубицы («единорог» графа Шувалова) — они могли стрелять всей номенклатурой боеприпасов (картечью, ядрами и гранатами). Из-за конической формы каморы в стволе ускорялся и облегчался процесс заряжания, а сферические снаряды лучше центрировались в стволе. Это давало «единорогам» лучшую точность и кучность огня по сравнению с зарубежными аналогами. Кроме того, во время Семилетней войны использовалась «секретная гаубица» Шувалова. Её секрет заключался в наличии эллипсовидного, расширяющегося к дулу канала ствола, что было сделано для лучшего разлета картечных пуль. Применение этого орудия было ограниченным, так как стрелять из «секретной гаубицы» можно было только картечью. «Секретные гаубицы» были сняты с вооружения после смерти графа Шувалова. А «единороги» с незначительными усовершенствованиями продержались на службе до середины XIX века.
С введением и распространением нарезной артиллерии название «гаубицы» на какое-то время выходит из употребления, однако в конце XIX — начале XX века опять начинает употребляться. С этих пор гаубицами называют орудия больших калибров, использующиеся преимущественно для навесной стрельбы (однако большинство гаубичных систем XX века, а также современные гаубицы имеют возможность ведения огня прямой наводкой или по настильной траектории). Гаубицы используются по сей день как артиллерийское орудие современных армий, наряду с пушками.
Правила заточки
Режущая кромка любого ножа представляет собой острый угол. Этот угол будет разным в зависимости от назначения ножа:
- скальпель, опасная бритва – 10°;
- филейный нож, нож для овощей – 25°;
- стандартные кухонные ножи – 30-35°;
- охотничий нож – 35-40°.
Для заточки ножа используется угол, равный половине угла режущей кромки. Например, для работы с кухонным филейным ножом выбирается угол заточки 10-15°.
Некоторые точильные камни во время работы смачивают водой или минеральным маслом. Это помогает убрать отработанные частички абразива и стёртый металл режущей кромки. Растительное масло использовать не рекомендуется: оно может застыть в порах точильного камня и испортить абразив. Водные камни замачивают перед заточкой.
Тактико-технические характеристики мортиры Карл
— Классификация: самоходная мортира — Разработчик: Rheinmetall — Годы производства: 1940—1941 — Годы эксплуатации: 1940—1945 — Количество выпущенных, шт.: 1 прототип и 6 серийных САУ
Вес мортиры Карл
— Боевая масса, т: 126
Экипаж: 16 человек
Габаритные размеры мортиры Карл
— Длина корпуса, мм: 11 370 — Ширина, мм: 3160 — Высота, мм: 4780
Бронирование мортиры Карл
— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса, мм/град.: 10 — Борт корпуса, мм/град.: 10 — Корма корпуса, мм/град.: 10 — Днище, мм: 10 — Крыша корпуса, мм: 10
Вооружение мортиры Карл
— Калибр и марка пушки: 600-мм (040), 540-мм (041) — Тип пушки: мортира — Длина ствола, калибров: 8,44 (040), 11,5 (041) — Боекомплект пушки: 4 выстрела — Углы ВН, град.: 0…+70° — Углы ГН, град.: 4°
Дальность стрельбы мортиры Карл
— 4.5 км (бетонобойный снаряд), 6.7 км (фугасный снаряд)
Двигатель мортиры Карл
— Тип двигателя: V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 750
Скорость мортиры Карл
— Скорость по шоссе, км/ч: 10 — Тип подвески: торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
- I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
- II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
- III — «Один» (нем. Odin);
- IV — «Тор» (нем. Thor);
- V — «Локи» (нем. Loki);
- VI — «Циу» (нем. Ziu);
- VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».
Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.
Отзывы владельцев
Боеприпасы
Боеприпасы для безоткатных орудий Carl Gustaf 8,4 см на выставке в 2007 году.
Боеприпасы совершенствовались постоянно. В то время как старые патроны HEAT не особенно эффективны против современной танковой брони, это оружие обрело новую жизнь как средство защиты от бункеров с . Кроме того, доступны улучшенные кумулятивные, осколочно-фугасные (HE), дымовые и осветительные (звездообразный или сигнальный ) боеприпасы. Для полной эффективности осветительные снаряды должны стрелять под очень большим углом, что создает опасность для наводчика, так как обратный выстрел от выстрела может его обжечь. По этой причине несколько армий отказались от осветительных снарядов, в то время как армия США требует, чтобы они стреляли стоя.
Обратите внимание, что ниже приведены обозначения шведских производителей (в других странах используется аналогичная терминология, заменяющая «FFV — Försvarets Fabriksverk »)
- FFV401 — это боеприпас для районной обороны, разработанный как противопехотный снаряд ближнего действия. Он стреляет 1100 флешетами по большой площади.
- FFV441 — это осколочно-фугасный снаряд, полезный на траектории «с ударом» на дальность до 1000 м, который может взорваться либо взорваться при ударе, либо взорваться в воздухе .
- FFV441B — это осколочно-фугасный снаряд с эффективной дальностью стрельбы по живой силе 1100 м. Круглое оружие после 20–70 м полета весит 3,1 кг и стреляет с начальной скоростью 255 м / с.
- FFV469 — это дымовой снаряд, стреляющий как FFV441, с дальностью стрельбы около 1300 м. Снаряд массой 3,1 кг также стреляет со скоростью 255 м / с.
- FFV502 — это снаряд с возможностью детонации при ударе или одной десятой секунды после него. Эффективная дальность стрельбы составляет 1000 м по рассредоточенным слабым целям, таким как пехота на открытой местности, 500 м по неподвижным целям и 300 м по движущимся целям. Минимальная дальность поражения боевой части составляет от 15 до 40 м. Бронепробиваемость катаной гомогенной брони (RHA) превышает 150 мм . Масса боеприпаса 3,3 кг, начальная скорость снаряда 230 м / с.
- FFV509 — это ASM (Anti-Structure Munition), разработанный специально для разрушения зданий и других типов городских построек. Предохранитель имеет два режима: ударный или с задержкой.
- FFV545 — это светящаяся звезда, стреляющая на максимальную дальность до 2300 м, но с эффективной зоной действия от 300 до 2100 м. Подвешенный на парашюте, звездный снаряд горит в течение 30 секунд, производя 650 000 кандел , обеспечивая зону освещения диаметром от 400 до 500 м.
- FFV551 — это основной кумулятивный снаряд и реактивный снаряд. Прицельная дальность до 700 м (400 м по движущимся целям) и проникновение до 400 мм RHA. Масса боеприпаса 3,2 кг, начальная скорость пули 255 м / с.
- FFV552 — это тренировочный патрон с той же баллистикой, что и у 551.
- FFV651 — это новый кумулятивный снаряд, использующий маршевый ракетный снаряд на дальность до 1000 метров. Теоретически у него меньшее проникновение, чем у FFV551, но он включает в себя дистанционный зонд для взрывателя, чтобы улучшить характеристики против реактивной брони .
- HEAT 655 CS (замкнутые пространства) «осколочно-фугасный противотанковый (HEAT) снаряд, который может стрелять из 84-мм безоткатного орудия Карла Густава из небольших корпусов».
- FFV751 — это кумулятивный снаряд с тандемной боевой частью с эффективной дальностью 500 м и способностью пробивать более 500 мм брони. Вес 4 кг.
- FFV756 — боеприпасы MT (Multi Target), предназначенные для боя в населенных пунктах и для вывода из строя врага под укрытием внутри здания или какого-либо типа укреплений. В MT 756 используется тандемный заряд.
- Guided Carl Gustaf Munition (GCGM) — снаряд с лазерным наведением, разработанный Saab и Raytheon , с многоцелевой боеголовкой, способной поражать бункеры и движущуюся легкую бронетехнику на дальности 2000 м и стрелять из закрытых помещений; демонстрации запланированы на 2020 год.
Велосипед или экипаж?
Начнём с хорошего известия: Карл Бенц действительно изобрёл автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И хотя на первенство претендует множество изобретателей из Франции, Австрии, Америки, Дании и даже России, официальный приоритет заслуженно принадлежит Бенцу. Остальные споткнулись. Некоторые построили машины, но не успели их запатентовать. Другие, наоборот, оформили патент заранее, а изготовили автомобиль значительно позже. Третьи смастерили неработоспособные самодвижущиеся экипажи, а от четвёртых дошли только смутные и ничем не подтверждённые заметки в бульварной прессе. Знаменитый автомобильный историк Ю. А. Долматовский насчитал когда-то аж 416 претендентов на право изобретения автомобиля, но серьёзных конкурентов Карлу Бенцу так и не нашёл.
А теперь плохое известие: практически всё, что нам известно о Бенце и его изобретении, взято не из самых достоверных источников. В первую очередь – из автобиографии, опубликованной в 1925 году под названием «Бенц. Жизненный путь изобретателя» (Benz. Lebens-fahrt eines Erfinders). Однако сам изобретатель к тому времени был в преклонном возрасте и сильно болел. И повествование от первого лица излагал его зять, националистически настроенный учитель географии Карл Фольк. В «автобиографии» мы находим много пафосных изречений, которые Бенц вряд ли мог произнести, например фразу: «Помни, что ты немец!» Есть в ней большие пробелы в исторических и технических данных и достаточно много противоречий. Другой «придворный историк», информацией которого охотно пользуются последователи, – бывший воспитатель принца при испанском королевском дворе, а впоследствии архивариус концерна Daimler-Benz Пауль Зиберц. В разных изданиях биографии Бенца он противоречил сам себе. Вначале Зиберц утверждал, что первый автомобиль – не что иное, как трёхколёсный велосипед с мотором. А уже во втором издании заявил, что это мнение ошибочное.
А ошибка ли это? Факт есть: в 70-х годах XIX века в Англии, действительно, появились трёхколёсные и четырёхколёсные велосипеды, конструкцию которых Карл Бенц взял за основу своей самобеглой коляски. «Баденская земская газета» (Badische Landeszeitung) ещё 130 лет назад рапортовала о «приводимом в движение лигроином велосипеде» Бенца. В 1936 году, когда первому автомобилю исполнилось 50 лет, инженер Макс Раук заявил, что заслуга Бенца состоит в том, что он «органически» соединил трёхколёсный велосипед и двигатель внутреннего сгорания в одно целое. Кстати, колёса велосипедного типа для своей машины Бенц заказывал во Франкфурте на фирме Heinrich Kleyer GmbH, которая выпускала велосипеды марки Adler. Вероятно, рама и некоторые другие детали для первого автомобиля были изготовлены там же.
Отдельные предложения из патента DRP Nr. 37435 цитируют многие, но мало кто изучал весь текст. Германское патентное право защищало рабочие чертежи конкретного агрегата, но не его общую концепцию. Конкретно Карл Бенц получил привилегии только на два изобретения: испаритель капельного типа со стеклянным смотровым окошком и краником для регулировки и оригинальные элементы ременной трансмиссии и привода тормозов. Таким образом, ничто не препятствовало ещё кому-нибудь изобрести автомобиль, что и сделал его конкурент Готлиб Даймлер чуть позже. Любопытно, что в 1885 году он построил двухколёсный агрегат, который назвал «керосиновая повозка для верховой езды» (Daimler Petroleum Reitwagen). Его потом признали первым в мире мотоциклом. А вот первый автомобиль Даймлера представлял собой обыкновенную конную пролётку производства фирмы Wilhelm Wimpff & Sohn, переделанную в самобеглый экипаж.
Карл Бенц построил несколько экземпляров трёхколёсных машин. На моделях II и III он применил колёса с деревянными спицами, причём даже увеличил габариты последней, выпущенной мелкой серией. Позднее снова появилась маленькая триколка на велосипедных колёсах. Она послужила прототипом для изготовленного в 1893 году небольшого автомобиля Benz Velociped (сокращённо – Velo), который имел уже четыре колеса. Однако ещё в 1891 году появился прототип четырёхколёсной машины, напоминавшей карету, – Benz Vis-à-Vis. Через год был построен подобный ему Benz Victoria. Эти модели пошли в серию, на их базе выпустили целый ряд модификаций, в том числе развозные фургоны, грузовики и автобусы.
Если проследить за первыми работами Готлиба Даймлера, то можно заметить, что и он метался между двумя концепциями. Что моторизовать – велосипед или экипаж? Обоим изобретателям следовали и другие пионеры автомобилизма, прежде всего во Франции. В поисках рождались разные классы легковых автомобилей, а вслед за ними грузовых машин и автобусов.
Служба и боевое применение
Отражение в искусстве
Попытки повышения мобильности
Впервые мортиры были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 году в армии Северных штатов. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь
Евгения Точицкая дала основные советы близким:
- Не торопите пострадавших рассказывать о травме, дайте им возможность самим выбрать время для рассказа. Попытка вызвать человека на разговор сразу после события — риск развития ПТСР.
- Дайте понять, что вы вместе с пострадавшим, принимаете и любите его.
- Всячески включайте пострадавшего в привычный круг дел (совместные ужины, уборка квартиры и пр.).
- Не обманывайте, говоря, что полностью понимаете то, что пережил пострадавший.
- Будьте готовы к возможным вспышкам агрессии, которые часты при ПТСР.
- Будьте внимательны к ярким проявлениям у пострадавшего: длительному замыканию в себе, паническим атакам, признакам суицидальных мыслей. Если они есть, обязательно предложите ему обратиться к специалисту.
- Чтобы помочь человеку обратиться за профессиональной помощью, объясните, что это можно сделать анонимно; не только в госструктурах, но и в волонтерских инициативах.
- Если пострадавший испытывает страх и стыд, что его посчитают «психом» или «слабаком» при обращении к специалисту, объясните, что стыд — это типичный симптом ПТСР. Когда ушибешься — синяк, когда психотравма — стыд. Это нормально. Найдите примеры и истории других пострадавших, которые обратились за помощью.
- Вызывайте скорую, если попытки суицида — явные, а вспышки агрессии опасны для жизни человека или его окружения.