Вред и угроза шиизма. мухаммад карачай
Содержание:
Вера в пророков
Как уже
было сказано, согласно учению Ислама, пророки – лучшие из людей,
избранные Богом из-за своих превосходных качеств специально, чтобы
проповедовать учение Господа человечеству. Аллах говорит в Коране:
«Аллах избирает среди ангелов и людей
посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (Коран 22:75).
Пророки
были лучшими из людей, живыми примерами для подражания:
«Мы отправили посланников только для того, чтобы
им повиновались с дозволения Аллаха» (Коран 4:64).
Однако
шииты уверены, что их имамы лучше пророков, а
некоторые пророки были возвышены лишь благодаря их любви к имамам.
Если
говорить обо всех убеждениях шиитов, противоречащих учению Ислама, то для этого,
определенно, потребовалось бы много томов. Однако из этой короткой статьи можно
сделать вывод, что верования, исповедуемые шиизмом, не имеют никакого основания
в учении Ислама, скорее – они являются скоплением различных посторонних убеждений,
развитых в течение времени и вращающихся вокруг крайних представлений о лидерстве
некоторых одобренных кандидатов, известных как имамы шиитов. Религия,
призывающая к поклонению одному Богу и жизни согласно учениям пророков
Бога, послание, проповедуемое всеми пророками, становятся для них жизнью и
существованием, основанными исключительно на любви к Али, а также подтверждении
лидерства Али и имамов, попытки найти способы вписать в исламские тексты
дополнения, вставки или искажения. По мнению шиитов, возникает творение,
посылаются пророки, низводятся Священные Писания — всё ради преемственности Али
и последующих имамов. Даже
в Судный день именно их имамы, а не Господь будут судить людей. Так
что, согласно шиизму, не стоит беспокоиться, на каком основании войдёшь в Рай
или Ад.
Религия
шиитов, основанная на утверждении любви к семейству пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и приветствует, привела их к
верованиям, противоречащим самой сущности послания, принесенного им, послания
Ислама.
Примечания:
Абдулькарим
Муштак.
Аль-Куляйни,
«Аль-Каафи».
Вилаят Али ибн Аби Талиба» (Wilayat of ‘Ali ibne Abi
Talib (as), Answering Ansar).
«Всякий, признающий
другого имама, кроме Али, и отрицающий его халифат – многобожник («Аль-Кафи фи
усуль», том 10, стр. 55).
Аль-Куляйни, «Аль-Кафи»
и многие другие.
Усуль Кафи т. 1, с. 228.
Аль-Анвар
аль-Нуумания т. 2, с. 360-2.
Фаслюль Хитаб фи тахриф
китаби Раббиль Арбаб.
Уасаиль аш-шиа.
Бихар аль-ануар.
Итикадат т. 106, с. 7.
Ветви
Уже в середине 8 в. шиитское движение раскололось на два течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относят собственно «крайних» (гулат) и исмаилитов, ко второму — зейдитов и имамитов. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления.
Расхождения между сторонниками различных ответвлений шиизма в основном касаются политических вопросов. Основной общей чертой всех шиитов является их убежденность в том, что власть в исламском мире должна принадлежать потомкам Али. Наибольший политический успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях халифата создавать свои государства — имаматы.
В настоящее время последователи различных шиитских общин живут практически во всех мусульманских странах и регионах мира. Сегодня шииты представляют примерно 10% мусульман всего мира, что составляет около 1,5 млрд человек. Начиная с 16 в. шиизм прочно укоренился в Иране (80% населения). В Ливане основное шиитское население проживает в долине Бекаа и на юге страны. В Ираке шииты составляют большинство населения (60%). Их также можно встретить в Саудовской Аравии, Йемене, Иордании, Пакистане (более 20%) и в Афганистане.
Случается, в спокойные времена, что правоведы шиитов и суннитов встречаются, обмениваясь идеями в области права и законотворчества, посещают мазхабы друг друга. Но, несмотря на это, в обрядовой и законодательной практике суннитов и шиитов есть различия.
Осетия
История суннитов
Одна общая ошибка состоит в предположении того, что суннизм, как вероисповедание, представляет ислам существовавший с самого начала, еще до его разделения, и, поэтому, суннизм нужно рассматривать как норматив или стандарт. Такое восприятие базируется на основании очень идиологических источников, которые принято рассматривать как надежные исторические работы, а также, потому, что подавляющее большинство населения является суннитами, а это изложение фактов удовлетворяет их вероисповедание, не смотря на то, что оно не совсем правдиво. И суннизм, и шиизм являются конечными продуктами соревнования идеологий на протяжении нескольких веков. Оба вероисповедания использовали друг друга, чтобы в дальнейшем сплотить их собственные тождества и подразделения.
Первые четыре халифа известны среди суннитов как Rashidun или «Праведные». Сунниты признают вышеупомянутого Абу Бакра как первого халифа, Умара, который учредил исламский календарь, как второго, Усман был третьим, а Али — четвертым. Последовательность событий 20-го века привела к негодованию в некоторых частях суннитского сообщества из-за потери преимущества в нескольких ранее доминируемых суннитами регионах, таких как Левант, Месопотамия, Балканы и Кавказ.
Вера в Бога
Истинная
вера в Бога (кредо) – самый важный аспект религии Ислам. В течение первых
13 лет пророчества Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он
исправлял представление людей о Боге, призывал не обращаться ни к кому, помимо
Бога, будь то ангелы, пророки, святые, мученики, деревья, камни, звезды или
идолы. Он разъяснял, что только одному Богу, создавшему их, следует
поклоняться. Очень мало законов и практики поклонения было низведено в
течение этих тринадцати лет. Даже большая часть Корана призывает именно к
такой вере. Всевышний говорит в Коране, что обращение к другим, помимо
Него, — грех, достойный вечного проклятия в Адском огне:
«…Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он
запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна…» (Коран 5:72).
Это
бескомпромиссное исламское вероубеждение — основа, с которой начинается
принятие Ислама. Мы находим, однако, что шииты верят в почитание других,
помимо Бога. Например, уважение и почет, который подобает проявлять только
перед Всевышним, шииты проявляют к святым и мученикам, таким как Али, Хусейн,
Фатима, имамам, взывая непосредственно к ним при необходимости. По мнению
шиитов, эти святые могут ответить на мольбы и заступиться за них перед Богом, но
такое убеждение согласно Исламу является явным выражением неверия.
Всевышний
говорит:
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к
Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме
Аллаха?» (Коран 27:62)
Другое
важное убеждение Ислама, явно нарушаемое шиизмом, – понятие о том, что Бог Один
управляет делами Вселенной, и только Он знает Сокровенное. Шиизм наделяет
этими божественными качествами своих лидеров – имамов, и ставит их выше
пророков и ангелов. Всевышний говорит:
«Скажи: «Никто
из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они
даже не подозревают, когда их воскресят» (Коран 27:65).
«Среди
Его знамений – то, что Он показывает вам молнию, чтобы вызвать у вас страх и
надежду, а также ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти.
Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих» (Коран 30:24)
Шииты полагают,
что все это по силам их имамам.
В
авторитетных шиитских источниках говорится:
«Имамы
имеют знание того, что произошло в прошлом и того, что случится в будущем, и
ничто не скрыто от них» (Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», стр.260).
«Имамы
имеют знание всех низведённых книг, независимо от языков, на которых они были
низведены» (там же, стp. 227).
«Имамы
знают, когда они умрут, и они не умирают, кроме как по их собственному желанию»
(там же, стp. 258).
«Вся
земля принадлежит имамам» (там же, стp. 407).
Есть
много аспектов веры в шиизме, противоречащих Исламу и уводящих человека с его
пути. По этой причине мусульмане полагают, что шиизм не является Исламом,
а скорее –
наоборот,
противоречит самим основам исламского учения.
Примечания:
«Роль зороастризма в развитии шиизма».
Бихар аль-Анвар, Аль-Маджлиси,. Пример таких нелепых верований может
быть найден в следующих утверждениях одного из их имамов, или лидеров: “Когда
пророк Нух (мир ему) был близок к потоплению в водах наводнения, он призвал
Всемогущего Бога нашими именами (то есть именами имамов). И тогда Всевышний Бог
явился для его спасения. Когда Пророк Авраам (мир ему) был брошен в пылающий
костёр, он молился Богу нашими именами, и Бог Всемогущий приказал огню быть
прохладным и безопасным для него . Когда пророк Моисей (мир ему)
ударил море посохом в поисках пути, он призвал Бога посредством наших имен, и
Бог заставил море рассечься. Наконец, когда евреи составили заговор, чтобы
убить Иисуса (мир ему), он умолял Бога, упоминая наши имена, и был спасен от
смерти. Бог в конечном итоге поднял его». (Васаиль аш-шиа, 4/1143)
История принятия ислама татарами
Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы. Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства. Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм.
Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века. Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин. К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.
Официальный «мечетский» ислам в России дореволюционного периода смешивался с суфийскими братствами, в которых шейхов называли, как в Туркестане, «ишаны», и суфизм поэтому и получил название «ишанизма». Между братствами не было особых отличий в самом учении или в духовной практике. Ишанизм стал основой для ваисовского движения, названное так по имени основателя — дервиша Ваисова, который создал «Ваисов Божий полк мусульман-староверов», целью которого было возвращение к чистоте первоначального ислама. Движение это было разгромлено властями царской России, но после 1905 года восстановлено и просуществовало вплоть до 1918 года.
Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении.
История и суть конфликта
Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.
После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.
Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.
Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.
Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов
Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе
Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.
Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.
Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.
На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.
На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.
Приливные эффекты
Сунна
Что такое суннизм, проще будет понять, если разобраться в происхождении термина. Сунниты – это последователи Сунны.
Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны – иллюстрация обычаев и традиций благородной старины. Суннизм – это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами.
Сунна почитается в Исламе наряду с Кораном, её обучению отводится немаловажная роль в богословском воспитании. Шииты – единственные из мусульман — отрицают авторитет Сунны.
Обычаи и особенности веры мусульман-шиитов
Ислам занимает второе место среди мировых религий. Как и христианство, ислам имеет различные ветви, которые стали развиваться в следствие тех или иных событий.
Если в христианстве два основных течения — это католицизм и православие, то у мусульман существуют такие понятия как шиизм и суннизм.
История раскола
Эти два направления появились незадолго после смерти пророка Мухаммеда. Когда великий халиф скончался, мусульмане в спорах о будущем правителе, разделились на два лагеря.
Первые считали, что преемником может стать любой достойный, главное — чтоб он был настолько же честен и справедлив, как и Праведные халифы.
Другие же были уверены, что править должен только прямой наследник Мухаммеда.
Существуют подтверждения того, что Мухаммед назвал своим наследником двоюродного брата и любимого тестя, мужа Фатимы, Али ибн Абу Талиба. После его кончины правление должно было передаваться потомкам Али.
Это произошло во время последнего паломничества пророка в Мекку. Кроме того, Али был первым человеком, принявшим исламскую веру.
Таким образом, образовались два противоборствующих лагеря: сунниты, признающие первых трех халифов, и шииты, считающие, что править должны только потомки Али.
Отличия шиитов от суннитов
Как видим, главное отличие двух исламских направлений заключается не столько в религиозных вопросах, сколько в политическом устройстве государства.
Количество представителей этого течения в мусульманском мире не превышает двадцати процентов. Центрами шиитской веры являются такие государства, как Ирак, Иран, Азербайджан и Бахрейн.
Подавляющее большинство населения придерживается этого течения в отдельных регионах Афганистана и Таджикистана, а также народы балти, буриши и тури в Северной Индии и Пакистане.
Суннизм — это самое многочисленное направление ислама. Основными государствами-последователями суннизма являются Турция, Саудовская Аравия, Египет, Тунис, страны Индонезии, и также российские мусульманские регионы. Стоит сказать, что суннитов во все времена было подавляющее большинство.
Главным отличием, как уже говорилось выше, является критический взгляд шиитов на трех первых правителей.
Но существует также и ряд других особенностей, которые присущи шиитам.
- Шииты чествуют Мухаммеда и наследника его Али, в то время как сунниты признают только великого пророка.
- Значение главенствующего духовного лица у двух течений также имеет отличие. Для шиитов, имам — это не просто глава церкви. Он стоит выше правительства и даже президента и, по сути, управляет всем государством.
- Для суннитов их духовный правитель все же является простым человеком, которому не чужды какие-то грехи. А вот для их антагонистов имам является абсолютно безгрешным святым.
- Также шииты не верят, что у человека есть шанс встретиться с Богом даже после смерти. Такое возможно только при пособничестве имама.
- Шииты признают только Коран и практически полностью отрицают значение сунны — устных исламских проповедей. Более того, представители этой ветви уверены, что Коран у суннитов не является подлинным, так как в нем не найдешь те части, где сказано про наследника Али. В свою очередь, сунниты твердо чтут сунны, проводят намаз в традиционной для этого одежде. Не сложно догадаться, что даже название этого течения пошло от священного предания.
- Существуют также различия в традициях праздничных дней. Это не касается крупнейших мусульманских праздников, а вот смысл таких, как день Ашура у двух течений значительно отличается.
- Сунниты сохранили за собой священную обязанность совершать паломничество в Мекку и Медину. А вот для шиитов теперь такими стали святые места Ирака. Возможно, это связано с местом концентрации представителей шиитского направления.
- Претерпели изменений и некоторые обряды. Так, например, сунниты по-прежнему молятся пять раз в день, в то время как шииты могут обойтись тремя намазами.
На самом деле, сунниты и шииты спокойно уживаются на одной территории. Люди посещают одни мечети, отмечают одинаковые праздники, пусть даже и немного по-разному. Однако, имеют место и стычки на религиозной основе.
Именно сунниты находятся на стороне террористической организации «Исламское государство». В вооруженных конфликтах на территории Ирака и Сирии мы видим противостояние двух основных направлений исламского мира.
Шахада
Шиизм
отличается от Ислама уже по первому и самому важному столпу Ислама и веры – это
Шахада, свидетельство, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, а
Мухаммад – Его раб и посланник. Каждый, принимая Ислам, обязан произнести слова
Шахады в подтверждение своей веры
Это доказательство – важнейший аспект
Ислама. На нем строится вся религия уникального и полного Единобожия.
Свидетельство веры имеет столь великое значение, что Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, умолял дядю, находящегося на смертном одре, произнести его:
«O дядя! Скажи «Ля иляха илля
Аллах«, – фразу, по причине которой я буду молить за тебя Бога»
(Сахих Аль-Бухари).
Его дядя
не решился произнести это свидетельство из боязни, что люди сочтут его предателем
религии отцов. После смерти дяди, Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, получил Откровение, что дядя — среди обитателей Ада.
Эта
фраза, и все что за ней следует, настолько важны, что являются причиной вечного
блаженства в Раю, как приводится в хадисе:
«Всякий сказавший «Ля
иляха илля Аллах» и умерший, будучи верным этому слову, войдет в Рай»
(Сахих Аль-Бухари).
Таким
образом, эта фраза, считающаяся первым столпом Ислама, само утверждение,
выражающее вероубеждение, даёт возможность войти в Рай!
Шииты,
однако, не только отрицают значение шахады, как показано в предыдущей статье,
приравнивая других к Богу, но и добавляют некоторые моменты, которых не найти в
подлинных источниках. Так, их шахада включает утверждение: «Никто
не заслуживает поклонения, кроме Бога, Мухаммад является Его рабом и
посланником, а Али — Его возлюбленный, избранник и преемник Пророка».
Шииты
бросаются в крайность, когда дело касается Али – кузена Пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и да приветствует. По утверждению шиитов, именно от Али происходит
их секта, а его преемственность была упомянута во всех Священных Писаниях, ниспосланных
предыдущим пророкам.
Они убеждены, что все будут спрошены о преемственности Али в Судный День, а придерживающихся
иного мнения считают многобожниками.
Хотя
Али, как известно, был одним из наиболее благочестивых сподвижников Пророка, ни
в каком источнике нельзя найти, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и
приветствует) когда-либо упоминал о его преемственности в правлении. Изучая
ранние шиитские работы, обнаруживаем, что они сами приписывают это убеждение
Абдулле Ибн Саба, отступнику, объявившему себя мусульманином и организовавшему
заговор против халифа Усмана, и утверждавшему, что Али был самим
Богом. Таким образом, ясно, что эти верования являются нововведением, о
которых никогда не говорил пророк Ислама, да благословит его Аллах и да
приветствует.
Кто такие сунниты
Суннитский ислам (/ˈsuːni/ или /ˈsʊni/) — это самое большое течение ислама. Его название происходит от слова Сунна, ссылаясь на образцовое поведение исламского пророка Мухаммеда. Различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами появились в результате разногласий относительно выбора преемника Мухаммеда и, впоследствии, приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты.
По состоянию на 2009 мусульмане-сунниты составляли 87-90% мусульманского населения в мире. Суннизм — самое большое религиозное наименование в мире, второе место после которого занимает католицизм. На арабском языке сторонников суннизма называют ahl as-sunnah wa l-jamāʻah («люди Сунны и сообщества») или сокращенно as-sunnah. На английском языке доктрины и практики называются Sunnism (суннизм), в то время как сторонников иногда называют Sunni Muslims (мусульмане-сунниты), Sunnis (сунниты), Sunnites (сунниты) и Ahlus Sunnah (Алу Сунна). Суннизм иногда называют «ортодоксальным исламом».
Взгляды
Шииты признают единственно законными имамами только Али и его потомков.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и т.д.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях религиозной и политической власти, освященной Аллахом. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания, аллегорически толкуя отдельные выражения Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну.
Все группы мусульман-шиитов единодушны в следующем:
1. Али ибн Абу Талиб — первый халиф, поскольку он истинный имам — духовный руководитель и глава уммы, назначенный Мухаммадом. Именно ему Пророк Мухаммад открыл тайны ислама, которые должны в дальнейшем передаваться в кругу семьи от отца к сыну.
2. Власть имама имеет божественную природу; имам — наместник Аллаха на земле. Он — правитель уммы, обладающий властью над миром видимым и невидимым, духовный вождь, знаток фикха, последняя инстанция в толковании Корана и Сунны. У суннитов халиф-имам — обычный человек; он не обладает Божественной благодатью, он следует за исполнением религиозного закона и ведает мирскими делами. Шииты верят, что выбор имама Божественно предопределен рождением, исключающим всякую возможность ошибок, свойственных человеку. Таким образом, шииты отвергают суннитский принцип иджмы — единодушного мнения общины.
Однако, по мере естественного увеличения числа потомков Али, разногласия возникли и в среде шиитов. Они были связаны с предпочтениями, отдаваемыми тому или иному наследнику из рода Али. Так появились исмаилиты и иснаашариты. Их разногласия сводятся к вопросу о том, какого имама считать ушедшим в гайбу последним, седьмого или двенадцатого. Большинство шиитов — иснаашариты.
В настоящее время для большинства шиитов нет «видимого» имама из рода Али, наступил период «большой гайбы», и роль представителей Али выполняют «люди религии», выдающиеся религиозные деятели. Во время «большого сокрытия» шиитская правовая практика во многом совпадает с суннитской.
История
После смерти Мухаммада вопрос о наследовании его власти не был ясен. По мнению шиитов, на состоявшемся в местечке, называемом qadir khum, собрании Пророк достаточно ясно указал на Али в качестве своего законного преемника, однако это указание не было принято к сведению мусульманским сообществом, которое выбрало первым халифом Абу Бакра, тестя Мухаммада.
В середине 7 в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (аш-шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка Мухаммеда. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего позднее мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником и что сам Али наделен божественной благодатью.
Призывы к возвращению власти «семье пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением Омейядов. Объясняя все беды «незаконностью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти ее законным обладателям Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению омейядской династии, но плодами этой победы воспользовались Аббасиды — другая родственная ветвь пророка. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения.
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
Что обозначает название Алавиты: Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.
Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).
Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.
Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.
Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.
Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.
С этим читают
Судьба суннитов и шиитов улемов (ученых)
Суннитские алимы
Ранние сефевидские правители предприняли ряд шагов против суннитских алимов Ирана. Эти шаги включали предоставление алимам выбора: обращение, смерть или изгнание, а также резня суннитских священнослужителей, сопротивлявшихся шиитскому преобразованию Ирана, как это было засвидетельствовано в Герате . В результате многие суннитские ученые, отказавшиеся принять новое религиозное направление, погибли или бежали в соседние суннитские государства.
Арабские шииты алимы
После завоевания Исмаил начал преобразовывать религиозный ландшафт Ирана, навязывая населению двунадесятный шиизм. Поскольку большая часть населения приняла суннитский ислам, а образованная версия шиизма была в дефиците в Иране в то время, Исмаил импортировал новый корпус шиитских улемов из традиционных шиитских центров арабоязычных стран, в основном из Джабала Амила (Южного Ливана ). Гора Ливан , Сирия , Восточная Аравия и Южный Ирак с целью создания государственного духовенства. Исмаил предложил им землю и деньги в обмен на верность. Эти ученые проповедовали доктрину двунадесятного шиизма, сделали ее доступной для населения и энергично поощряли обращение в шиизм. Чтобы подчеркнуть, насколько мало шиизма двунадесятников можно было найти в Иране, летописец сообщает нам, что в столице Исмаила Тебризе можно было найти только один шиитский текст. Таким образом, сомнительно, смогли ли Исмаил и его последователи заставить целый народ принять новую веру без поддержки арабских шиитских ученых. Правители Сефевидской Персии также пригласили этих иностранных шиитских религиозных ученых к своему двору, чтобы обеспечить легитимность своего собственного правления над Персией.
Персидский Аббас I во время своего правления также импортировал больше арабских шиитов-алимов в Иран, построил для них религиозные учреждения, в том числе многие медресе (религиозные школы), и успешно убедил их участвовать в правительстве, которого они избегали в прошлом (после скрытый имам учение).