Односпусковые механизмы. глава 3. тоз
Содержание:
- Особенности карабина
- Малокалиберная винтовка ТОЗ-8. Назначение. Боевые свойства. Устройство
- Стрельба
- Спецвойска армии России
- Начальники космодрома (полигона)
- Характеристики ИЖ 57
- Ударно-спусковой механизм
- Разборка
- Оптический прицел и пристреливание
- Характеристика популярного карабина
- Предназначение карабина ТОЗ-122
- Преимущества и недостатки оружия
- Текущая версия на 12:29, 26 марта 2011
- Кабина самосвала КамАЗ-55102
- Основные модификации
- Конструкция
- Внешний вид ТОЗ-12
- Спортивно-охотничий бокфлинт ТОЗ-120-1 E.
- Сторонники и противники
- Фотографии в категории «Самолеты»
Особенности карабина
Многих охотников, решивших приобрести карабин ТОЗ-17, в первую очередь волнует вопрос о том, чем именно он отличается от предыдущей модели ТОЗ-16. Вот список основных особенностей мелкашки, в сравнении с прародителем:
- Наличие магазина на 5 патронов. Перезарядка осуществляется с помощью продольного скользящего затвора, а использованная гильза выбрасывается под действием экстрактора.
- Большее количество нарезов внутри ствольного канала. Лучшим образом сказывается на кучности боя, особенно при использовании патронов с дальних дистанций.
- Увеличенная мощность выстрела. Теперь винтовку можно использовать для добычи крупного пушного зверя и птиц.
- Наличие березового ложа. Отличается более эргономичной, анатомической формой, что лучшим образом сказывается на удобстве использовании ружья.
- Присутствие механизма запирания затвора. Состоит из пазов и углублений — ничего сверхординарного, но работает исправно.
Новая модель стала иметь гораздо меньший процент брака, нежели винтовка ТОЗ-16. Отныне владельцам больше не придется самостоятельно дорабатывать УСМ или дульный срез напильником, дабы избавиться от заусенцев.
Малокалиберная винтовка ТОЗ-8. Назначение. Боевые свойства. Устройство
Стрельба
Для выполнения выстрела из ружья ТОЗ-106, калибр которого составляет 20 мм, требуется открыть затвор, переводом рукоятки в заднее положение избавиться от гильзы, дослать очередной патрон обратным движением затвора. После этого оружие считается готовым к выстрелу.
По окончании стрельбы необходимо взвести курок, развернуть затворную ручку против часовой стрелки до упора, активировать предохранитель. Магазин нужно отделить, извлечь отработанную гильзу при помощи затвора, поставить предохранительный фиксатор в переднее положение. Затем спустить крючок при открытом затворе, после чего последний элемент закрывается при удерживаемом курке, магазин разряжается и монтируется обратно на ружье. На заключительном этапе приклад отводится до выхода оси, проворачивается и фиксируется защелкой. Оружие помещается в чехол.
Спецвойска армии России
Численность российских спецвойск относительно незначительна в сравнении с остальными видами Вооруженных сил. Однако их значение для безопасности страны переоценить трудно.
Различные подразделения спецвойск занимаются обеспечением эксплуатации и строительства транспортных путей, защитой от радиационной, химической и бактериологической угрозы. Войска связи обеспечивают коммуникацию между различными подразделениями и объектами всех родов войск.
Кроме того, в составе ВС имеются формирования, которые не относятся ни к одному из перечисленных родов войск. К таким формированиям относятся:
- медицинская разведка;
- комендантские службы;
- топографическая служба;
- формирования технического обеспечения.
Начальники космодрома (полигона)
Характеристики ИЖ 57
Ружьё ИЖ-57 состоит из трех основных частей: спаренных стволов, цевья и приклада. Стволы имеют горизонтальную компоновку. Механизм запирания очень надежен: снизу на два крюка, сверху на запирающую планку. Ударно-спусковой механизм внутри-курковый с автоматическим предохранителем, который блокирует и бойки и шептала, то есть невозможно нажать на спусковые крючки.
Каналы стволов хромированные, имеют дульные сужения: правый—получок, левый—чок
Патронник рассчитан на любой вид гильзы: хоть бумажные, хоть пластмассовые, хоть латунные. При этом ружьё нетребовательно к качеству самого патрона: одинаково хорошо поглощает и заводские и самодельные патроны. Ружьё обладает хорошим боем, точностью и приличной кучностью независимо от заряда, то есть показывает высокие показатели при стрельбе и дробью и картечью и пулей.
Ударно-спусковой механизм
Ударно-спусковой механизм имеет ударниковую схему. Внутри ударников расположены боевые цилиндрические пружины, сделанные из трехжильного троса, которые имеют большую живучесть. Взведение ударников осуществляется в процессе открывания стволов. Спусковой механизм с одним спусковым крючком позволяет вести стрельбу в любой последовательности. Переключение селектора очень простое, позволяет осуществлять его без отрыва ружья от плеча, что дает возможность охотнику следить за целью, не сосредотачивая внимания на манипулировании с селектором. Предохранитель автоматический, но его можно перевести в неавтоматический режим. Имеется перехватыватель ударников. Детали ударного механизма выполнены из высококачественных легированных сталей, что значительно повышает их надежность и долговечность. Имеются указатели взведения курков.
Разборка
Оптический прицел и пристреливание
Сложно представить себе охоту с мелкашкой без использования оптического прицела. Лучше всего выбрать оптику с изменяемой кратностью (от 3x до 6x), чтобы всегда можно было настроить изображение в зависимости от расстояния от стрелка до цели. Также перед охотой необходимо провести грамотную пристрелку винтовки, используя пули с закругленным наконечником (оставляют более ровные следы на мишени) и руководствуясь следующей инструкцией:
- Выбираем позицию для стрельбы. Лучше всего будет отправиться в тир, где на пулю не будет действовать влажность воздуха и скорость ветра. Но если это не представляется возможным, стоит дождаться безветренного дня и найти чистое поле, где нет людей и неровностей ландшафта, которые бы мешали пристрелке.
- Сооружаем лежанку для стрельбы. Станок-фиксатор есть не у каждого, чтобы винтовка не дергалась в момент прицеливания, ее можно оснастить сошками или просто установить несколько мешков с песком. Также стрелку не должно ничего мешать занять максимально удобную позицию для стрельбы.
- Делаем три пробных выстрела с расстояния 10 метров. В качестве точки для прицеливания лучше всего выбрать нижнюю часть круга тировой мишени. Задача стрелка сделать так, чтобы пули легли максимально близко друг к другу. Если разбор составляет больше 1 сантиметра, то стоит занять более удобную позицию или осмотреть ствольный канал на наличие дефектов.
- Корректируем оптику и производим еще 3 выстрела. Для регулировки горизонтального положения линз служит боковой барабан, для вертикального — верхний. Каждый щелчок приспособления говорит о том, что линза была передвинута на 0,1 миллиметра. Не рекомендуется пытаться регулировать вертикаль и горизонталь одновременно.
- Увеличиваем расстояние до мишени и повторяем процедуру. Сразу устанавливать дистанцию в 50 метров и пристреливать оптику — не лучшая идея, поскольку иногда может быть непонятно, в каком случае отклонение вызвано неправильным положением линз, а в каком стрелок просто дернул руку. Так что увеличивать расстояние стоит постепенно — на 10-15 метров за раз.
Как только вы добьетесь идеальных показателей во время пристрелки на расстоянии 100 метров (не более 3 см разброса), процедуру можно считать завершенной. Дальнейшая настройка оптики будет малоэффективной, поскольку мелкокалиберная пуля начинает постепенно терять высоту.
Характеристика популярного карабина
- Ствол внутри нарезной и имеет четыре нареза. Хромовое покрытие сделано на высоком уровне. Соединяется он со ствольной коробкой с помощью резьбы, а вот фиксация производится специальным штифтом. Длина ствола достигает 570 мм.
- Ствольная коробка изготовлена из стали путём фрезерования. Снаружи она покрыта воронением, что защищает её поверхность от внешнего воздействия.
- Затвор изготовлен по классической схеме. Его нужно постоянно передёргивать после каждого выстрела, чтобы произвести взвод курка и дослать новый патрон из магазина в патронник.
- Спусковой крючок блокируется предохранительным механизмом, а его усилие можно регулировать.
- В комплектации карабина есть магазин на 6 патронов калибром 7,62х51 (.308 Win). Их подача в патронник происходит при помощи продольно-скользящего затвора.
- Прицеливание производится с помощью мушки и целика, у которого есть два деления для стрельбы на 100 и 300 метров. Кроме этого, в конструкции предусмотрено специальное место для крепления оптики.
- Ложа изготовлена из пород высококачественного дерева. Как правило, применяют бук и берёзу. Пистолетная форма ложи позволяет удобно обхватывать шейку.
- Вес многозарядного карабина достигает 3,5 кг.
Предназначение карабина ТОЗ-122
Охотничий карабин ТОЗ-122 получился очень сбалансированным оружием. Он прекрасно подходит как для профессиональной, так и для любительской охоты. Единственным нюансом является то, что новичку начинать с такого серьёзного оружия не рекомендуется, в крайнем случае, нужно изучить все нюансы и устройство карабина перед тем, как отправится не стрельбище, а тем более на охоту.
Кроме охоты, карабин может использоваться для развлекательной и спортивной стрельбы:
- Для стрельбы по мишеням;
- Для простой тренировки меткости по различным мишеням;
- Для соревнований по спортивной стрельбе.
Что касается исполнения, то для лож данного карабина, как правило, используется следующее дерево:
- Берёза;
- Бук;
- Орех.
Ореховые модификации самые дорогие. Также карабин может быть рядовым, штучным или подарочным. Кроме этого, имеются следующие модификации:
- ТОЗ-122М, которая больше известна как ТОЗ-122-11. Это доработанная версия стандартного тульского карабина;
- ТОЗ-122Р — практически идентичная базовой модели. Единственное отличие заключается в наличии резинового затыльника приклада;
- Немногие знают, но существует карабин в калибре 9,3х62 мм. Очень редкая модификация.
Преимущества и недостатки оружия
Текущая версия на 12:29, 26 марта 2011
ТОЗ 57 | |
---|---|
Производитель: | Тульский оружейный завод |
Страна: | СССР |
Тип оружия: | огнестрельное |
Назначение: | для стендовой стрельбы |
Тип ствола: | гладкоствольное |
Тип заряжания: | не автоматическое |
Количество стволов: | двуствольное |
Расположение стволов: | вертикально |
Характеристики | |
Конец производства: | 1985 |
Год создания: | 1978 |
Длина ствола: | 675 мм для круглого стенда750 мм для траншейного стенда |
Вес, кг: | 3,3-3,6 кг для круглого стенда3,4-3,7 кг для траншейного стенда |
Калибр: | |
Патрон: | 12/70 |
Модели ТОЗ 57т-1с, ТОЗ 57к-1с и ТОЗ 57т-12е — это спортивные ружья с вертикальным расположением стволов 12-го калибра, максимально унифицированные с охотничьим ружьем ТОЗ-34 и отличающееся от него в основном усиленным узлом запирания и блоком стволов. Предназначены для стрельбы на траншейном (ТОЗ 57т-1с и ТОЗ 57т-12е) и круглом (ТОЗ 57к-1с) стендах. Производились серийно, поскольку были рассчитаны на использование их массовыми спортивными организациями.
Стволы отъемные, расположенные в вертикальной плоскости. Каналы стволов хромированы. Соединение стволов с коробкой, их запирание осуществляется кольцевыми шарнирами, рамкой запирания и выступами муфты, входящими в пазы коробки. Применение в конструкций дополнительного зацепления за выступы муфты усилило узел запирания, что значительно повысило гарантированную долговечность ружья.
Ударно-спусковой механизм с внутренними курками и одним спусковым крючком смонтирован на отдельном основании. Преимущества односпусковых механизмов в двуствольных спортивных ружьях очевидны, поэтому они применяются все более широко. Механизм, установленный в ружье ТОЗ 57т-1с, был разработан на Тульском оружейном заводе в 1977 г. Он неселективного типа, позволяет вести стрельбу только в определенной последовательности: сначала из нижнего, а потом из верхнего ствола. Переключатель спускового крючка после выстрела с нижнего ствола на верхний — механического типа, действует независимо от отдачи ружья. Для исключения возможности сдвоенного выстрела в период отдачи ружья служит инерционный разобщитель. Для устранения случайных выстрелов имеются автономные перехватыватели курков.
Предохранителя и указателей взведения курков спортивные ружья не имеют. Гильзы из патронников выдвигаются единым экстрактором. Цевье неотъемное, крепится на стволах винтами.
Кабина самосвала КамАЗ-55102
На самосвалы-«сельхозники» КамАЗ-55102 устанавливалась стандартная КамАЗовская унифицированная кабина – цельнометаллическая, построенная в бескапотной компоновке, без спального места. Она располагается непосредственно над двигателем и рассчитана на двух человек. При проведении обслуживания или ремонта силового агрегата кабина откидывается вперёд. Внутри установлена система отопления. Для улучшения условий труда водителя кабина грузовика КамАЗ-55102 оснащается подрессоренной подвеской, внутренней обивкой, уменьшающей степень шума и вибрации внутри салона.
А вот системы принудительной вентиляции в кабине КамАЗ-55102 не было предусмотрено – проветривание салона производится вентиляцией естественной, посредством открывающихся стёкол, форточек и люка в крыше. Система отопления салона – водяная, работающая от системы охлаждения двигателя. В последующие годы выпуска (вторая половина 90-х годов) кабина была модернизирована: всю оптику перенесли на массивный передний бампер; а крыша стала располагаться заметно выше.
Основные модификации
Одна из модификаций Тоз-78-06 с сошками и глушителем
Тоз-78 — базовая модель охотничьей винтовки. Предоставляется сразу с оптическим прицелом, хотя он и считается отдельным комплектующим. Ориентировочная стоимость — до 10 тыс. рублей, патроны — 9-27 рублей за штуку.
Тоз-78-01
В Тоз 78 01 характеристики остались неизменны, а сама модификация рассчитана на более дешевую стоимость. Оптического прицела не имеет. Комплектуется двумя коробчатыми магазинами на 5 и 10 патронов.
Тоз-78-04
Тоз 78 04 — модификация, разработанная для экспорта. Как и Тоз 78 01, данный образец сохраняет технические характеристики оригинальной винтовки. Отличительная особенность Тоз 78 04М — резьба на дульной части ствола.
Тоз-78-05
Тоз-78-05 — модификация с утяжеленным стволом и его повышенной прочностью. Поставляется с оптическим прицелом. Механических приспособлений для прицеливания не имеет.
Конструкция
Аэродинамическая схема — двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым вертикальным оперением, с турбовентиляторными двигателями, расположенными под крылом.
Характерная внешняя особенность A320 — чуть скошенная передняя стойка шасси.
В конструкции самолёта — обширное применение композитных материалов (около 20 %). В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик, армированный стекловолокном), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик, армированный углеродным волокном), honeycomb core (сотовый заполнитель).Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальное оперение полностью изготовлено из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная.
Особенностью Airbus A320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов и электродистанционная система управления (ЭДСУ). Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов (после начала выпуска A318 — на LCD), занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены боковыми ручками (РУС), также называемые сайдстиками (англ. sidestick), расположенными по бокам кабины: РУС пилота, сидящего слева (командир воздушного судна) расположен слева от его сидения, а РУС пилота, сидящего справа (второй пилот), расположен справа от его сидения. Ручки управления связаны с рулевыми плоскостями следующим образом: любое движение сайдстика обрабатывается бортовыми компьютерами и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые и совершают необходимые движения рулевых плоскостей (технология fly by wire). Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.
Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «Thomson-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия A320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа. После выпуска A318 на остальных самолётах семейства A320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version) введённые при производстве A318, такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %); новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; ЖК-дисплеи в кабине пилотов вместо электронно-лучевых. Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) A320 пользуется большой популярностью во всем мире.
26 апреля 2012 года был выпущен первый самолёт семейства A320 с изменёнными винглетами.
Внешний вид ТОЗ-12
Являясь модифицированной версией ТОЗ-8, у винтовки аналогичная затворная группа и ствол такого же веса. Отличия включают в себя: ложу; ударно-спусковой механизм; прицельные приспособления. Ствол запирается за счет продольно-скользящего поворотного затвора. В нем отсутствуют боевые упоры и он запирается рукояткой взведения. Угольник, колодка с переходной планкой и диоптрий входят в состав диоптрического прицела. Сам угольник в свою очередь состоит из горизонтального и вертикального метрических винтов поправок с головками. Головки имеют деления, каждое из которых составляет 1/13 оборота. Винтовку выпускали со второй половины 1950-х годов чуть более двадцати лет. Карабин ТОЗ-12 отличается хорошими показателями боя, высокой надежностью и простотой в использовании. Стволы изготавливались под более строгим контролем и высокими требованиями чем у ее предшественника – ТОЗ-8.
Строение карабина ТОЗ-12 можно охарактеризовать следующим образом: ствол запрессованный в коробку; затвор является продольно-скользящим и поворачивается при запирании; запирание патронника происходит за счет стебля затвора; боевая пружина поджимается когда затвор перемещается в переднее положение; извлечение из патронника гильзы происходит за счет выбрасывателя, ее отражает выступ вкладыша коробки.
Спортивно-охотничий бокфлинт ТОЗ-120-1 E.
Ружьё с вертикально расположенными стволами, в котором ударно-спусковой односпусковой универсальный механизм с переключением очередности срабатывания курков расположен в рамке, образованной нижней личинкой, верхним хвостовиком коробки и средником. Курки, спусковой крючок с подвижно закреплённой на нем тягой спуска расположены на осях в нижней личинке, а шептала и кнопка неавтоматического предохранителя — на верхнем хвостовике коробки. При постановке ружья на предохранитель тяга спускового крючка отводится назад кнопкой предохранителя, при этом спусковой крючок не запирается и имеет возможность движения. Кнопка предохранителя одновременно является и кнопкой переключателя очередности стрельбы. Боевые пружины цилиндрические винтовые типично «тульско-токаревские», расположены позади курков так, что при взведении последних оказываются внутри их. Перехватыватели отсутствуют, на курках имеются предохранительные взводы. Отбоя нет, первоначальное отведение курков от бойков осуществляется запорной планкой при повороте верхнего рычага при открывании ружья. Ограничение от выстрела при неполностью запертом стволе также производится запорной планкой — пока она полностью не зашла в вырез стволов, курок не достает до бойка.
Шарнирная ось, на которой вращается блок стволов в отличие от ружей ТОЗ-34 и ТОЗ-91 цельная, диаметром 8мм, хотя высота коробки 63.5мм при толщине 39мм.
Ружье имеет неавтоматический предохранитель, кнопка которого является и селектором первого ствола, то есть переключение очерёдности срабатывания курков производится движением кнопки предохранителя вправо или влево в положении на предохранителе. При этом кнопка перекашивает тягу спуска к шепталу, производящему первый выстрел. Тяга спуска, являющаяся одновременно и инерционным разобщителем, имеет 3 рабочих зуба: несколько выступающий вперед средний и 2 симметричных боковых. Перед первым выстрелом средний зуб располагается под одним из шептал и упирается в скос на задней поверхности курка.
Ударно-спусковой механизм работает следующим образом: при нажатии на спусковой крючок тяга-инерционный разобщитель, установленная селектором в одну из сторон, поднимает вверх средним зубом одно из шептал. Курок освобождается, бьёт по бойку и происходит выстрел. При откате тяга спуска — разобщитель силой инерции прижимается вперед, а в конце отката при торможении ружья под действием сил инерции отходит назад от шептала и при накате остаётся в заднем положении. При повторном непреднамеренном нажатии в это время выстрела не будет, поскольку тяга не касается шептал и не может поднять шептало.
После первого выстрела курок находится в переднем положении, средний зуб перестаёт упираться в него и после отпускания спускового крючка тяга немного смещается вперед и встаёт боковыми зубьями под выступами обоих шептал. После второго нажатия выжимаются оба шептала, второй курок срывается с боевого взвода и происходит второй выстрел.
Поэтому механизм ружья производит второй выстрел и при осечке вместо первого выстрела.
Рис.12. Механизм ТОЗ-120-12М-1Е, (первый образец).
Рис.13. Механизм ТОЗ-120-12M-1E (новый образец).
В 2005 году (на рис.12 — ружьё выпущенное в конце 2004 года) механизм несколько доработали с целью повышения надёжности механизма и уменьшения вероятности сдвоенного выстрела.
Для этого несколько изменены формы тяги-инерционного разобщителя, а также введён дополнительный выступ на перемычке, соединяющей в жёсткую рамку хвостовики коробки и личинки. Рассмотрим работу механизма при стрельбе. Для производства первого выстрела происходит нажатие на спусковой крючок, причем тяга-разобщитель выжимает шептало вверх. Однако расцепления тяги с шепталом не происходит, поскольку выступ перемычки при нажатом спусковом крючке не позволяет тяге-разобщителю выйти из зацепления с шепталом. После непроизвольного ослабления нажатия на спусковой крючок при откате ружья под действием отдачи и при нажатии на него при последующем накате, сила инерции должна расцепить тягу с шепталом и прижать тягу к перемычке, выступ которой не позволит тяге подняться вверх до тех пор, пока действие сил инерции не кончится и стрелок не отпустит спусковой крючок в исходное положение. Поэтому переключение на второй курок может произойти только после осознанного отпускания стрелком спускового крючка.
Изменения коснулись и других деталей, например исчезли предохранительные взвода на курках.
21.12.05.
Виктор Вальнев, инженер-оружейник.
Следующая глава: Односпусковые механизмы. Глава 4. За рубежом.
Читать киберфантастику онлайн на Призрачных мирах
Сторонники и противники
Среди восторженных отзывов находились и противники подобных конструкций самолетов. Они указывали на серьезные недостатки подобных моделей в сравнении с их прототипами: транспортными самолетами и кораблями.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Среди недочетов указывалось на их относительно низкую скорость, малую полезную нагрузку при небольшом радиусе действия.
Для безопасной эксплуатации таким самолетам необходимы практически идеальные условия (не более 3 баллов), что на море бывает крайне редко; к тому же на высоте более 14 метров экраноплан теряет способность к передвижению. Возможно, что все перечисленное заставило бы задуматься в дальнейшей целесообразности работы с такими устройствами еще до окончательного отказа от них.
Примечательно, что в 90-е гг. американские авиаконструкторы заинтересовались разработками советских конструкторов и некоторые из них были приобретены. Вполне вероятно, что у экранопланов появится перспектива послужить человечеству.
Фотографии в категории «Самолеты»
Подкатегории:
Выберите подкатегориюСамолеты Великобритании (690)Самолеты Венгрии (25)Самолеты Германии (1 657)Самолеты других стран (109)Самолеты Италии (193)Самолеты Польши (18)Самолеты Румынии (20)Самолеты СССР (1 125)Самолеты США (1 782)Самолеты Финляндии (104)Самолеты Франции (71)Самолеты Японии (388)