Танто

Содержание:

Винтовка Mannlicher M95 Short Rifle

Перемещение относительно видимых звезд

Хамон – линия закалки меча

0 Неоднородная, волнистая линия вдоль режущей кромки меча называется «хамон». Он представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. Мартенситная сталь очень твёрдая, поэтому из неё можно получить очень острое лезвие, но в то же время она довольно хрупкая, следовательно, её используют только вдоль режущей кромки меча. Некоторые мечи, особенно те, которые относятся к историческому периоду после монгольского нашествия в XIII веке, имеют очень узкий хамон, что улучшало прочность меча в заранее подготовленных сражениях. Другие мечи, подобные тем, что были изготовлены в самом начале периода Эдо, имеют очень толстый и витиеватый узор хамона. Линия закалки создаётся путём нанесения нескольких слоёв огнеупорной глины на лезвие. Клинок с засохшей глиной равномерно нагревается, а затем погружается в ёмкость с водой. Этот процесс носит название «яки-ирэ»

Важно отметить, что в ходе этого процесса из-за характера термообработки кузнецу-оружейнику не всегда удавалось получить желаемую линию закалки. Глина на клинке – это, скорее, ориентир для закалки, но чем опытнее и искуснее был кузнец, тем точнее получалась линия закалки в том месте, где он нанёс глину

История танто в Японии

Производство мечей в Японии делится на определенные периоды времени:

  • Джокото (древние мечи, примерно до 900 года нашей эры)
  • Кото (старые мечи примерно 900–1596 гг.)
  • Синтоизм (новые мечи 1596–1780 гг.)
  • Синсинто (новые новые мечи 1781–1876 гг.)
  • Гендейто (современные мечи 1876–1945)
  • Синсакуто (недавно сделанные мечи с 1953 г. по настоящее время)

Хэйан Муромати

Tant made Сошу Юкимицу. Период Камакура . Национальное достояние . Токийский национальный музей

Танто Хьюги Масамунэ, 24,8 см, Масамунэ без подписи, ранее принадлежал Исида Мицунари , который передал его своему зятю; Танто был украден во время битвы при Сэкигахара Мизуно Кацусигэ, губернатором провинции Хьюга периода Камакура, Мемориальный музей Мицуи, Токио.

Танто был изобретен в середине периода Хэйан . С началом периода Камакура танто стали более эстетичными, а хира и учи-сори танто стали самыми популярными стилями. Ближе к середине периода Камакура появилось больше мастеров танто , что увеличивало количество оружия, и стиль канмури-отоси стал преобладать в городах Киото и Ямато. Из-за стиля, введенного тати в поздний период Камакура, танто начали выковывать длиннее и шире. Внедрение веры Хатимана стало заметно в резьбе на рукояти примерно в это время. Хамон (линия нрав) аналогично тому , что из тати , за исключением отсутствия Чёжи-midare , который является nioi и utsuri . Его место заняли гуноми-мидаре и сугуха .

В эпоху Северного и Южного дворов танто выковывали до сорока сантиметров, в отличие от обычной сяку (около тридцати сантиметров) в длину. Лезвия становились тоньше между ура и омотэ и шире между ха и мунэ . В то время преобладали два стиля хамона : более старый стиль, который был тонким и артистичным, и более новый, более популярный стиль. С началом периода Муромати постоянные боевые действия привели к массовому производству клинков, а это означало, что с повышенным спросом производились клинки более низкого качества. Лезвия, изготовленные на заказ, по-прежнему были исключительного качества, но средний клинок сильно пострадал. По мере приближения конца периода средний клинок сужался, а кривизна уменьшалась.

Катана происходит от сасуга (刺刀), разновидности танто, используемой низшими самураями, сражавшимися пешком в период Камакура. Их основным оружием была длинная нагината, а сасуга — запасное оружие. В период Нанбоку-тё, который соответствует раннему периоду Муромати , было популярно длинное оружие, такое как Одачи , и вместе с этим сасуга удлинялась и, наконец, стала катаной .

Момояма до раннего периода Эдо

Танто «Hōraisan Котетс» выкован Нагасоном Котетсу является одним из Šanto Нихона .

Примерно двести пятьдесят лет мира сопровождали объединение Японии , в котором не было необходимости в клинках. В этот период были изобретены как катана, так и вакидзаси , которые заняли место танто и тати как наиболее часто используемой пары оружия, и количество кованных танто сильно сократилось. С этого периода танто часто украшали великолепными украшениями. Из танто и вакидзасьте кованые в этот период, три шедевров называются Nihon Šanto (Три лезвием в Японии).

Поздний период Эдо

В период Эдо к старым танто прикрепляли великолепные крепления . Tanto выкован Хасеб Kunishige. Период Нанбоку-чо . (вверху) Крепление Танто , Поздний период Эдо. (Нижний)

В этот период все еще было выковано несколько танто, и те, которые были выкованы, отражали работу эпох Камакура, Намбокучо или Муромати. Суйсинси Масахиде был одним из основных участников создания танто в это время. В настоящее время в бою используются только доисторические танто.

Мэйдзи представить

Многие танто были выкованы перед Второй мировой войной в связи с восстановлением власти Императора. Члены Императорского Двора снова начали носить наборы тати и танто, и количество существующих танто резко увеличилось. После Второй мировой войны из-за ограничений на ковку мечей производство танто сильно упало. Американский и европейский интерес к японским боевым искусствам со времен войны создал спрос на танто за пределами Японии с 1960-х годов по настоящее время.

История

Этимология

Карликовая галактика

Ожидаемое будущее и прогнозы

Вследствие постоянного движения нашей галактики и соседних с нею тел неминуемы их столкновения, но точные их даты и последствия предсказать невозможно: скорость внегалактических объектов пока неизвестна.

Через 4 млрд лет Млечный Путь может поглотить Малое и Большое Магеллановы Облака, свои галактики-спутники, а через 5 млрд лет его присоединит к себе Туманность Андромеды. Существует и другой вариант развития событий — два галактических гиганта через 4,5 млрд лет немного столкнутся друг с другом по касательной.

Стрелец А будет постоянно увеличиваться в размерах, став больше сегодняшнего состояния в 10 раз через 2 млрд лет. В результате этого он вытолкнет Солнечную систему в межгалактическое пространство.

Дзё (джо)

Дзё (яп. 杖 дзё:) — гладкий деревянный шест. Дзё используется в качестве оружия во многих японских боевых искусствах, также есть отдельное искусство владения дзё — дзёдзюцу (яп. 杖術 дзё: дзюцу, «искусство шеста»).

Можно встретить названия: джо, шест, посох, палка для айкидо.

Дзё применяется для:

  • нанесения прямых тычковых ударов;
  • рубящих ударов сверху вниз;
  • рубящих (косых) ударов по корпусу и ногам противника;
  • выполнения блокировки от ударов противника.

В айкидо занятия с дзё называются айки-дзё и выделяются четыре основных способа его применения:

  1. Фехтование дзе против дзе.
  2. Фехтование дзе против меча.
  3. Защита от нападения с дзе.
  4. Броски при помощи дзе от нападения вооруженного или безоружного соперника.

Размеры шеста

Длина дзё:

  • 110 см — для детей;
  • 128-130 см — стандартная;
  • 135 см — промежуточный размер;
  • 150 см — для высоких.

Диаметр шеста — от 2,5-3,0 см. Вес зависит от древесины и длины шеста — 380-700 грамм.

Необходимую длину дзё можно подобрать двумя способами, для этого необходимо измерить длину:

  • от пола до подбородка спортсмена.
  • от пола до подмышечной впадины.

Для переноски шеста необходимо приобрести чехол.

Модули

Итальянские солдаты, особенно набранные на юге Италии и на Сицилии, наводили ужас на австро-венгерскую армию во время рукопашных схваток.

Даже сами итальянские офицеры не могли заставить своих солдат использовать винтовку с примкнутым штыком — упрямые бойцы все равно хватались за привычный с детства нож, прыгая к врагу в окоп.

Особенно преуспели в уничтожении противника так называемые «ардити», или «храбрецы», — специальные штурмовые отряды, использовавшиеся для захвата траншей, окопов или блиндажей противника. Их набирали из самых храбрых и умелых бойцов и использовали на самых тяжелых участках фронта.

Мастерство бойцов штурмовых отрядов было настолько велико, что они могли метать ножи в противника, а одним из их развлечений, по словам еще одного очевидца, Марио Палиери, было следующее: один из ардити вставал спиной к двери, а его друзья метали кинжалы, втыкавшиеся рядом с головой. Тот из бойцов, кто держал голову неподвижно, считался самым храбрым.

Естественно, после таких тренировок ардити наводили ужас на своих противников, убивая их в рукопашных схватках десятками. Когда корреспондент «Нью-Йорк Таймс» в 1918 году спросил одного из офицеров ардити, сколько австрийцев он убил своим кинжалом, тот спокойно ответил: «Слишком много, чтобы считать».

Но Первая Мировая война унесла чудовищное количество жизней и поразила всех своей бессмысленной жестокостью, поэтому те, кто выжили, хотели прежде всего мира и спокойствия. Так что практика повсеместных дуэлей постепенно сошла на нет. Хотя в криминальных кругах, возможно она существует до сих пор.

Тренировочное вакидзаси

Вакидзаси — это традиционный меч с длиной клинка от 30,3 до 60,6 см. На протяжении периода Момояма и последовавшего за ним периода Эдо вакидзаси носили вместе с катаной как дайсё (пара большого и малого мечей).

Самурай, входя в помещение, оставлял катану у слуги или на двухъярусной деревянной подставке (катанакакэ). Вакидзаси всегда оставался при воине. Короткий меч считался личным оружием самурая. Буси часто называли его «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали в бою короткий меч  для нанесения неожиданного удара. Длинный меч при этом удерживался в главной руке и служил основным оружием. Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам. Для них меч служил в качестве полноценного оружия. Катану могли носить только самураи.

В айкидо вакидзаси используют юные спортсмены 4-6 лет. Длина тренировочного деревянного меча составляет 50-80 см. Вес зависит от материала из которого изготовлен вакидзаси. Так, например, меч из бука длиной 68 см будет весить 300 грамм.

Какие виды и рода войск существуют?

Бен 10: найди пары

Левая рука одного противника привязывалась к левой руке другого. В правых руках они держали ножи. В более мягком варианте дуэлянты просто держались за одну веревку или платок.

Таким образом, варианты маневра были минимальны, поэтому кто-то из дуэлянтов, а часто и оба, быстро отправлялись к праотцам.

Кстати, у итальянских крестьян даже существовал такой стиль ножевого боя, когда в одной руке был нож, а в другой — бечевка, которую ловкие бойцы старались накинуть на вооруженную руку противника. Как это выглядело на самом деле, нам остается только гадать. Ну и конечно, одними из самых опасных бойцов в Италии считались сицилийцы. Даже самый последний крестьянин в Сицилии имел нож и крайне строгие понятия о чести, поэтому на удар холодным клинком можно было нарваться буквально из-за косого взгляда или нелепой шутки. Любопытный ритуал сопровождал вызов на дуэль. В своей работе о Сицилии известный исследователь конца XIX века Джузеппе Питре дает подробное описание этого процесса.

История: как и когда появился меч

Японское холодное оружие формировалось с эпохи Нара (710-794) и до конца XII столетия. Вакидзаси, катана – это клинки, появившиеся под влиянием китайской культуры и заимствований из Кореи. Уже в период Нара и Хэйан облик холодного оружия полностью сформировался. Конструктивные особенности предметов определили способы владения ими, повлияли на конные и пехотные сражения.

Холодное оружие Страны восходящего солнца олицетворяет самурайскую философию, мировоззрение и образ жизни. Как и само воинское сословие, его незаменимый атрибут постоянно развивался. Ранее его считали магическим и символизирующим державу. Хранитель чести был вторым, запасным мечом, обязательным в экипировке каждого самурая. Он пришел на смену танто, использовался в случаях, когда неприменима катана. Он требовался при ритуальном самоубийстве, если воин лишился предназначенного для этого кинжала кусунгобу.

Особенность короткого японского оружия – его доступность для всех сословий. Хранителя чести носили купцы, ремесленники. Это оружие разрешалось иметь при себе в помещении. Самураи сдавали на входе катаны, но короткие мечи всегда держали при себе. Исключение делали при долгом пребывании в гостях. С веками изменилась культура ношения лезвий, появились ножны с проходным чехлом, обоймицами. В эпоху Второй Мировой вакидзаси комплектовался съемным чехлом, который носили на поясе. В морской пехоте особенной востребованы были клинки в ножнах с двумя обоймицами, кожаной петлей. Распространились хранители чести без ушка курикаты, усовершенствованные петлей сарутэ.

Хранитель чести

История изготовления

В США как раз шло массовое увлечение японскими единоборствами, и ножевые мастера этим воспользовались.

Год Событие Изображение
1978 Американский китаец Боб Лам создаёт нож, похожий на самурайский меч в миниатюре, с японским же названием – танто.
1979 Индивидуальные кузнецы подхватили манеру. Благодаря высокому спросу, изготовление танто поставлено на поток. Увеличение моделей «танто» на рынке.
1980 Фил Хатсфилд продвигает упрощённую версию танто – с грубой стамесочной заточкой и простяцкой рукояткой (иногда хвостовик был просто обмотан длинными шнурками, пропитанными эпоксидкой). Мастер фехтования Обата Тоширо разрубает циновки из рисовой соломы (татами омотэ). Морские котики (спецназовцы из Navy SEAL) заказывают танто именно у Фила Хатсфилда (и получают их за полцены).
1981 Эрнест Эмерсон разрабатывает и налаживает серийное производство складных танто. Опять-таки для «морских котиков». На ноже – уйма ультрамодных атрибутов, в том числе фиксатор и клипса.
1982 Линн Томпсон из «Cold Steel» налаживает массовое производство танто – как обычных, так и складных. Пробивает несколько раз подряд дверь машины, обшивку самолёта, металлические бочки. Испытывает смертоносность на мексиканской свиноферме.

Формирует миф об особенной прочности и пробивательности.

Предложенные чертежи ножей с размерами показывают, что каждое изделие индивидуально, оно неповторимо, и хорошо «по своему».

Определяемся с формой изделия. Технология изготовления ножа одинакова для любого из выбранного варианта.

Этот?

Или этот?

Или еще?

Подбор материала:

  • сталь, Р6М5 (инструментальная сталь) имеет достаточную твердость, хорошо держит заточку. Можно использовать 65Г (углеродистая сталь) или кусок рессорной стали (обязательно чистая пластина без коррозии, от бывшей в употреблении автомобильной рессоры стоит отказаться). Пластину выбирайте таким образом, чтобы после черновой обработки сохранился намечаемый контур готового изделия
  • дерево (дуб, орех, груша, береза, бук, красное дерево и другие породы) советуем использовать при изготовлении рукояти
  • заклепки диаметром четыре или шесть миллиметров
  • латунная или бронзовая пластина толщиной три или четыре миллиметра

Инструмент, приспособления:

  • набор сверл
  • набор напильников (плоский, круглый)
  • наждачная бумага (номер сто двадцать и двести сорок)
  • наждак и электрическая дрель
  • струбцина
  • верстак и тиски

Если верстака нет, то его можно сделать, самому своими руками, конструкция одного из простых вариантов описана в статье .

Технология изготовления.

  1. Переносим чертеж ножа с бумаги на металлическую пластину, строго выдерживая все размеры.
  2. По выбранному контуру обтачиваем заготовку. Делаем отверстия под заклепки.
  3. Выводим спуски режущей кромки клинка. Закрепляем полученную заготовку к верстаку (можно шурупами в отверстия под заклепки). При помощи плоского напильника или наждака, стачиваем метал под нужным углом (каждуюй сторону) к центру заготовки (будущая кромка лезвия). После окончания черновой обработки переходим к чистовой обработке при помощи наждачной бумаги.
  4. Закалка. Разводим во дворе костер. Когда образовался хороший жар, помещаем заготовку ножа в угли костра. Процесс нагрева длится около пятнадцати минут. Через каждые две, три минуты вытаскиваем заготовку на несколько секунд. Сталь должна нагреться до красно-вишневого цвета. Готовность нагрева проверяйте при помощи магнита. Если сталь перестала притягиваться магнитом, нагрев необходимо прекратить. Опускаем медленно разогретую заготовку в масло (режущей кромкой вниз) на две трети ширины клинка и держим около минуты, масло должно погаснуть. Затем полностью погружаем остальное. Если перестал идти дым, заготовку вынимаем. Сделать это нужно, не торопясь.
  5. Отпуск производим в разогретой духовке. Температура нагрева — четыреста градусов. Выдерживаем сорока пять минут.
  6. Чистовая обработка. Шлифуем и полируем клинок. Из латунной пластины выпиливаем овал и проделываем отверстие под хвостовик клинка. Изготавливаем из выбранной породы древесины рукоять, в которой просверливаем отверстия под заклепки. Собираем все детали. В собранном виде шлифуем и полируем рукоять.

Изделие готово. Применив технологию изготовления, своими руками сделаем красивый и качественный нож. Чертежи ножей с другими размерами можно посмотреть в статье

Тренировочное оружие для детей

Готовность работать с оружием у ребенка будет определять учитель. Как правило это школьный возраст. На начальном этапе ребенку понадобится детский боккен или вакидзаси (для детей 4-6 лет). После 12-14 лет рекомендуется купить взрослый тренировочный меч, шест (дзе, джо), танто и чехол для переноски снаряжения.

Как выбрать

  1. Выбор оружия будет зависеть от требований учителя, материального положения родителей.
  2. Оружие должно нравится ученику. Во время покупки надо подержать меч в руках, почувствовать его, обрести с ним гармонию.
  3. Качественное тренировочное оружие не имеет трещин, сколов.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.

Об истории возникновения чикнуэды

По мнению оружейных историков, появление чинкуэды объясняется веянием моды того времени, которое заключалось в повышении интереса к классической античной культуре. В определенной степени доказательством данной версии служит уникальная конструкция рукояти, которая напоминает изделия эпох этрусков и древних греков. В Британском музее находится артефакт, датируемый III столетием до нашей эры и являющийся единственным реальным аналогом чинкуэды. Этот кинжал найден на юге Европы. Форма его клинка как две капли похожа на клинок описываемого итальянского холодного оружия, относящегося к эпохе Ренессанса. Удивительно, что этот кинжал и чинкуэду разделяют целых 18 столетий!

Недолгий век этого оборонительного оружия объясняется тем, что во второй половине XVI столетия чинкуэду сменили шпаги и кинжалы. Первые полюбились дворянам, а вторые нашли широкое распространение у простых людей. Но чинкуэда не была сразу же забыта – ее удобные рукояти были высоко оценены спустя несколько веков, когда их стали использовать для изготовления классических мечей.

Методы, применяемые в изготовлении ручек для ножей

Спутник Ганимед: история открытия

Конструкция

Пневматика Умарекс Walther П38 имеет хорошую мощность и кучность, однако для спортсменов она не подойдет, только лишь для соревнований невысокого уровня. Зато с этим пистолетом можно отлично развлекаться на природе при стрельбе по бутылкам. Ценители исторических реплик смогут смело выбирать эту модель в свою коллекцию.

Умарекс Вальтер P38 максимально похож на свой боевой аналог. Как по внешнему виду, так и по работоспособности всех механизмов и узлов, среди них отсутствуют все нерабочие элементы. Функционирует флажок стопора коробки ствола, задержка затвора, предохранительный рычаг, а кнопка фиксации магазина находится на месте, на которой ей нужно находиться – снизу рукояти. На ручке установлено ушко для карабина с ремешком. Щечки на рукояти из пластика, он имитирует дерево, они накладки рифленые.

Копия пистолета стреляет омедненными шариками калибрами 4,5 мм. Ствол из металла, не имеет нарезов. Принцип работы – газовый баллончик СО2, имитирующий возврат затвора. Устанавливается баллон 12 г, поджимной винт расположен под щечкой ручки. Доступ к этому отделению можно получить с левой стороны. Накладка удаляется «срывом» внизу.

Все элементы пистолета сделаны из алюминиевого сплава. По внешнему покрытию – краска черного цвета, которая имитирует воронение. Из стандартных прицелов – целик и мушка, они не регулируются.

Механизм спуска – одинарный. Первая манипуляция – обычное передергивание затвора. В дальнейшем выстрелы производятся самовзводом. Курок находится на внешней части, точно расположен как в боевом пистолете. Предохранитель ручной. Его рычаг находится с левой стороны. Нужно не забывать, что в режиме «стоп» он находится в опущенном, а не поднятом состоянии.

Магазин пистолета достается за счет нажатия на защелку, которая расположена снизу ручки. Заряжается обойма 20 омедненными шариками через верх круглого отверстия (вначале язык толкателя нужно отжать вниз и защелкнуть). Затем убирают с левой части декоративную щечку ручки, цепляя ее за выемку снизу. В отсек ставится баллон СО2 и зажимается винтом. Сильно вкручивать болт поджима не нужно, так можно заклинить затвор.

Чтобы произвести первый выстрел, необходимо либо передернуть затвор, либо взводить курок. Затем стрельба производится самовзводом до тех пор, пока не закончится баллон или пульки в магазине. Когда последний патрон вылетит из обоймы, затвор становится на задержку. Отпускается затворная рама с помощью рычага, который находится с левой стороны, над спусковой дужкой.

Во время активного предохранителя (рычаг смотрит вниз) крючок спускового механизма полностью заклинен – предохранительная защелка держит рычаг шептала курка и не позволяет передвигаться затвору. Не стоит прилагать усилий к спуску и затвору, не удостоверившись, что предохранитель не установлен в положение «Огонь», в противном случае можно сломать спусковой механизм.

При передергивании затвора он цепляет досылатель, он свободно скользит по трубке перепуска камеры расширения, и затягивает его за собой. Пулька из магазина подается в отверстие досылателя. После возвращения затвора в исходное положение досылатель заходит в пластмассовую муфту на стволе и соединяется с ним. Так, патрон находится в казеннике. Механизм Вальтера позволяет дернуть затвор еще один раз и поместить в ствол второй стальной боеприпас.

Перед стрельбой необходимо установить предохранительный флажок полностью вверх. Нажатие на спуск передается за счет тяги (находится с правой стороны, под нижней частью корпуса) на шток шептала курка и это позволяет сорваться последнему с боевого положения. Курок бьет по бойку, который проходит через поршень блоубэка, а он резким кратковременным движением нажимает на клапан перепуска. Определенный объем газа, подающийся из баллона, действует как на пулю в стволе, так и на систему блоубэк.

Литература

  • Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — ISBN 5-02-006748-2.
  • Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. — СПб.: Политехника, 2003. — 624 с. — (XX век. Знаменитые конструкторы России). — 3000 экз. — ISBN 5-7325-0564-4.
  • Надеждин Н. Я. Игорь Сикорский: «Русский витязь» / Осипенко А. И.. — М.: Майор, 2011. — 192 с. — (Неформальные биографии). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98551-124-6.
  • Небо и Небеса Сикорского: Биографический очерк. Религиозные воззрения авиаконструктора Сикорского // Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). — СПб.: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005. — С. 5—22. — 280,  с. — 340 экз. — ISBN 5-859911-022-X.
  • Соболев Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. — М.: Машиностроение, 1988. — 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
  • Сикорский Игорь Иванович (1889—1972) // Отечественные создатели новой техники: XVII—XX вв.: Популярные биобиблиографические очерки / Составитель З. П. Джинова; Худож. оформление: В. В. Покатов; ФГУ «Российская государственная библиотека», Науч.-исслед. отд. библиографии. — М.: Пашков дом, 2006. — С. 197—205. — 360 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7510-0373-X.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector