Мал золотник, да дорог

Спецсвязь федеральной охраны

В структуре Федеральной службы охраны Российской Федерации существует такое ведомство, как спецсвязь. Оно было создано на базе ранее существовавшего 8-го управления КГБ. Органы специальной связи в 2003 году были упразднены, а в структуре ФСО создана одноименная служба. В своей деятельности данный структурный элемент реализует полномочия по организации и обеспечению охраны разных видов правительственной связи в России. То есть служба отвечает за безопасность коммуникаций в системе высших органов власти страны.

Помимо того, в число основных задач спецсвязи также входит модернизация этой категории. То есть ведомство постоянно работает над изобретением новых методов безопасной коммуникации внутри государственного аппарата. Следует отметить, что также ведутся фундаментальные разработки в данной отрасли в таких научно-учебных заведениях, как, например, Академия Федеральной службы охраны России. Важным преимуществом этой организации является тот факт, что она готовит профессиональные кадры для упомянутого в статье ведомства.

Боеприпасы

В M3 использовались фиксированные боеприпасы. Снаряды оснащались гильзой 37x223R, получившей обозначение Cartridge Case M16. Доступные снаряды включали бронебойные, осколочно-фугасные и канистровые.

Доступные боеприпасы
Тип Модель Масса, кг (снаряд / снаряд) Наполнитель Начальная скорость пули, м / с (M3 & M6 / M5)
AP-T AP M74 Выстрел 1,51 / 0,87 884/870
APCBC-T APC M51 Выстрел 1,58 / 0,87 884/870
Снаряд HE M63 1,42 / 0,73 ТНТ , 39 г 792/782
ОН Снаряд HE Mk II 1,23 / 0,56 ТНТ , 27 г
Канистра Канистра М2 1,58 / 0,88 122 стальных шарика 762/752
Целевая практика с трассером TP M51 выстрел 1,54 / 0,87
Дрель (имитирует APC M51) Патрон дрели M13 1,45 / 0,87
Дрель (имитирует HE M63) Патрон дрели T5 1,45 / 0,73
Пустой Пустой картридж 10-го калибра с адаптером M2 0,93 / —
Бронепробиваемость М3 или М6, миллиметры
Боеприпасы \ Дальность, ярд / м 500/457 1 000/914 1,500 / 1,371 2 000/1828
Выстрел AP M74 (угол встречи 0 °) 36
Выстрел AP M74 (угол встречи 20 °) 25
Выстрел из APC M51 (угол встречи 0 °) 61 год
APC M51 Shot (угол встречи 20 °) 53
APC M51 Shot (угол встречи 30 °, однородная броня) 53 46 40 35 год
APC M51 Shot (угол встречи 30 °, торцевая броня) 46 40 38 33
В разных странах / периодах использовались разные методы измерения бронепробиваемости. Поэтому прямое сравнение часто невозможно.

Бронепробиваемость M5 на всех дистанциях была примерно на 3 мм меньше.

Описание конструкции

37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева

37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.

Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката.

Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика.

ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»

Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик.

Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2.

Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд.

История создания

Предшественники

БПК «Сообразительный» проекта 61 в Средиземном море, 29 сентября 1983 года

Прототипами спроектированных для Индии кораблей проекта 61МЭ были газотурбинные корабли – проекта 61, строившиеся большой серией для ВМФ СССР на судостроительных заводах имени 61 коммунара в Николаеве и имени А. А. Жданова в Ленинграде. Это были первые в мире боевые корабли, оснащённые газотурбинной силовой установкой. При сравнительно небольших размерах и стоимости они обладали отличной мореходностью и выдающимися для 1960-х годов характеристиками зенитного и противолодочного вооружения. Корабли проекта 61 сыграли большую роль в формировании океанских соединений ВМФ СССР и демонстрировали советский Военно-Морской флаг на всех океанах планеты. Высокие тактико-технические данные, доведённость и надежность конструкции стали вескими аргументами для командования индийских ВМС, когда они тоже пожелали обзавестись подобными кораблями.

Предпосылки к созданию

В 1970-х годах руководство ВМС Индии задумалось о необходимости в современных кораблях эскорта как для имеющегося авианосца «Викрант», так и для перспективных боевых единиц того же класса, которые планировалось в будущем приобрести для флота. С целью выбора прототипа и заключения договора на постройку новых кораблей, в 1974 году СССР посетила делегация индийских военных. Гостям устроили экскурсию по находящемуся в Севастополе БПК «Сдержанный». Корабль индийцам понравился, но они выдвинули ряд требований по модификации проекта для ВМС Индии – в частности, о переносе ударных ракет в носовую часть и устройстве ангара для бортового вертолёта.

Проектирование

30 мая 1974 года вышло распоряжение №999-РС Совета министров СССР, согласно которому на базе проекта 61М предписывалось разработать экспортный проект 61МЭ для ВМС Индии. Работа по проектированию возлагалась на Северное ПКБ в Ленинграде, главным конструктором назначили А. А. Шишкина.

Эсминец «Ранджит» (бывший БПК «Ловкий») на параде

По сравнению с базовым проект был существенно переработан: ПУ противокорабельных ракет перенесли из кормовой в носовую часть корпуса, для чего пришлось корпус несколько уширить; увеличили запас топлива как для ГЭУ самого корабля, так и для бортового вертолёта; также предусмотрели в конструкции вертолётный ангар, которого в проекте 61 не было

Размещение ангара в корме потребовало отказаться от кормовой артиллерийской башни с её системой управления огнём; учитывая важность постоянного базирования вертолёта для эскортного корабля, вынужденное сокращение артиллерийского вооружения сочли приемлемым компромиссом. Подверглась переработке также электроэнергетика корабля – в частности, вместо четырёх основных газотурбогенераторов установили только два, но более мощных. Первоначальный контракт включал в себя постройку только трёх кораблей проекта 61МЭ, но в дальнейшем заказчик запросил о поставке ещё двух доработанных единиц

Доработка проекта выполнялась Северным ПКБ по распоряжению Совета министров СССР №2077-РС от 6 сентября 1979 года. Главные изменения включали в себя замену бортового вертолёта Ка-25 на новый, более тяжёлый и крупный Ка-28. Соответственно, потребовалось увеличить ангар, перепроектировать погреба авиационного боезапаса и радиотехническое оборудование для сопряжения с новым вертолётом. Также в обновлённом проекте 2-ствольные 30-мм автоматы ближней ПВО были заменены более мощными 6-ствольными установками того же калибра

Первоначальный контракт включал в себя постройку только трёх кораблей проекта 61МЭ, но в дальнейшем заказчик запросил о поставке ещё двух доработанных единиц. Доработка проекта выполнялась Северным ПКБ по распоряжению Совета министров СССР №2077-РС от 6 сентября 1979 года. Главные изменения включали в себя замену бортового вертолёта Ка-25 на новый, более тяжёлый и крупный Ка-28. Соответственно, потребовалось увеличить ангар, перепроектировать погреба авиационного боезапаса и радиотехническое оборудование для сопряжения с новым вертолётом. Также в обновлённом проекте 2-ствольные 30-мм автоматы ближней ПВО были заменены более мощными 6-ствольными установками того же калибра.

Оценка проекта

Благодаря оригинальной конструкции противооткатных устройств, 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. сочетала мощную для своего калибра баллистику зенитного орудия с небольшими габаритами и массой. Представляет интерес сравнение ЧК-М1 и 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г. (М-42), серийно выпускавшейся с 1942 года и находившейся по штату в тех же подразделениях, что и ЧК-М1 (противотанковых батареях батальонов гвардейских стрелковых дивизий).

Сравнительные характеристики 37-мм авиадесантной пушки обр. 1944 г. и 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г.
Характеристика 37-мм обр. 1944 г. 45-мм обр. 1942 г.
Калибр, мм/длина ствола, клб. 37/63 45/68,6
Масса в боевом положении, кг 209 625
Высота линии огня, мм 280 710
Скорострельность, выстр/мин. 15-25 15-20
Бронепробиваемость калиберным бронебойным снарядом под углом 90° на дистанции 500 м 46 59
Бронепробиваемость подкалиберным бронебойным снарядом под углом 90° на дистанции 500 м 86 79

При близких с М-42 значениях бронепробиваемости ЧК-М1 в три раза легче и значительно меньше по габаритам (намного более низкая линия огня), что значительно облегчало перемещение орудия силами расчёта и его маскировку. В то же время, М-42 имеет и ряд преимуществ — наличие полноценного колёсного хода, позволяющего буксировать орудие автомобилем, отсутствие демаскирующего при стрельбе дульного тормоза, более эффективный осколочный снаряд и лучшее заброневое действие бронебойных снарядов.

Баллистические характеристики ЧК-М1 позволяли орудию при использовании подкалиберных снарядов уверенно пробивать бортовую броню немецких средних танков (в том числе и официально классифицировавшегося в вермахте как средний танка «Пантера»), а на близких дистанциях — бортовую броню тяжёлых танков.

Характеристики бронирования немецкой бронетехники 1943—1945 годов
Характеристика StuG III Ausf.G Pz.IV Ausf.H Pz.V Pz.VI Pz.VIB
Год поступления в войска 1943 1943 1943 1943 1944
Бронирование лба корпуса, мм 80 80 80 (139) 100 150 (233)
Бронирование борта корпуса, мм 30 30 50 (58) 80 80 (88)

28/20-мм противотанковое орудие s.Pz.B.41

Сравнение ЧК-М1 с иностранными аналогами затруднено вследствие отсутствия близких по калибру и назначению орудий. Широко распространённые в мире в 1930-х годах 37-мм противотанковые пушки к 1944 году сошли со сцены, будучи заменены более мощными орудиями. В некоторой степени аналогом ЧК-М1 является немецкое 28/20-мм противотанковое орудие s.Pz.B.41 с коническим каналом ствола, одна из модификаций которого была предназначена для парашютных частей и имела облегчённый лафет; производство данного орудия было прекращено в 1943 году, но выпущенные пушки продолжали использоваться до конца войны. По сравнению с ЧК-М1 немецкая пушка несколько более лёгкая (139 кг) и имеет неограниченное горизонтальное наведение за счёт треножного станка. В то же время, советское орудие имеет лучшую бронепробиваемость, лучшее заброневое действие бронебойных снарядов и гораздо более эффективный осколочный снаряд.

Представляет интерес сравнение ЧК-М1 с выполняющими аналогичные функции лёгкими безоткатными орудиями. Немецкое 75-мм лёгкое безоткатное орудие L.G.40 имело массу в боевом положении 145 кг, имело кумулятивный снаряд с независящей от дальности стрельбы бронепробиваемостью 90 мм, а также намного более эффективный осколочно-фугасный снаряд. Американское 57-мм безоткатное орудие М18 массой всего 22 кг, принятое на вооружение в 1944 году, допускало возможность ведения огня с плеча стрелка, имея богатый ассортимент боеприпасов, включающий кумулятивный снаряд с бронепробиваемостью до 70 мм, осколочный снаряд, дымовой снаряд и картечь. Преимуществом ЧК-М1 по сравнению с любыми артиллерийскими системами безоткатного типа являлась гораздо меньшая её демаскировка при выстреле, поскольку выходящие из сопла последних пороховые газы поднимают в воздух очень большое количество пыли. Кроме того, недостатком безоткатных орудий является наличие протяжённой (до 50 м) зоны за орудием, подверженной воздействию исходящих пороховых газов, что накладывает существенные ограничения на размещение орудия.

Внешние ссылки

Производство

В отличие от выпускавшихся по лицензии американских модификаций шведского зенитного орудия «Бофорс» и швейцарского «Эрликон», 37-мм автоматическая зенитная пушка M1 за исключением отдельных деталей и приборов (таких как прибор управления зенитным огнём британского изготовления) была изделием национального производства, что весьма упрощало технологический процесс, так как, во-первых, не требовало перевода всех расчётов из метрической в американскую систему мер, во-вторых, позволяло организовать производство на основе чертежей американских конструкторов, знакомых с особенностями местной индустрии, в-третьих, не требовало согласования лицензионных вопросов с патентодержателями, так как единственным правообладателем на данный образец вооружения выступала Colt Patent Fire Arms Manufacturing Company (полное наименование компании на тот момент). Несмотря на свою репутацию и длительный стаж поставщика Армии США, компания «Кольт» давала весьма скромные показатели производства, не отвечавшие растущим потребностям вооружённых сил, — корпоративный менеджмент не справлялся с постоянными накладками, связанные с недоукомплектованностью предприятий рабочей силой, и не обеспечивал выполнение производственного плана, — так за 1941 г. было изготовлено и поставлено в войска 390 орудий. На следующий же день после нападения сил Императорского флота Японии на Пёрл-Харбор, 8 декабря 1941 г. заместитель военного министра США Роберт Паттерсон отдал распоряжение руководству компании «Кольт» и всех законтрактованных ею субподрядчиков, перевести производственные мощности и рабочий персонал на семидневную рабочую неделю с круглосуточной загрузкой станков и оборудования до тех пор, пока нехватка в зенитных пушках не будет восполнена, для этих же целей через несколько дней Паттерсон распорядился сменить менеджмент Хартфордского завода «Кольт» и назначил начальника Управления вооружения Армии США генерал-майор лично ответственным за выполнение подрядчиком заказа, тот, в свою очередь, посетил упомянутый завод и призвал персонал и администрацию завода повысить показатели производства. Кроме того, Вессон счёл ненужными кадровые перестановки, вместо этого он приказал руководству Спрингфилдского арсенала командировать на завод «Кольт» группу инженерно-технических специалистов под руководством полковника (будущий начальник Управления вооружения армии). Данные организационные мероприятия принесли хорошие результаты — свыше 6000 орудий было произведено в 1942 году, что более чем в пятнадцать раз превышало показатели производства за аналогичный период предыдущего года и почти в четыре раза превосходило президентский заказ на 1942 год (Президент США Ф. Д. Рузвельт требовал от американской военной промышленности всего 1600 зенитных пушек M1 в 1942 году, то есть увеличения объёмов производства на 300%, а они возросли на 1540%).

Этапы производственного цикла, слева-направо показаны: сборка вращающейся части лафета, завершающий этап сборки орудий, перерыв в работе

Производство приборов управления зенитным огнём M7 (включал в себя 1820 узлов при 11130 отдельных деталей) было развёрнуто на заводах «Форд».

Можно ли быть «коренным русским на 16,2%»?

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Заблоцкий В. П. «Универсальный проект». СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП, 61МЭ, ч.I. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №10/2009. — 32 с.

Заблоцкий В. П. «Универсальный проект». СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП, 61МЭ, ч.II. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №11/2009. — 32 с.

Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1999. — 32 с.

Ссылки

  • Страница «Википедии» о БПК типа «Надёжный»/эсминцах типа «Раджпут»
  • Страница «Википедии» (англ.) о БПК типа «Надёжный»/эсминцах типа «Раджпут»
  • Фотографии БПК «Надёжный»/«Раджпут» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Губительный»/«Рана» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Ловкий»/«Ранджит» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Твёрдый»/«Ранвир» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Толковый»/«Ранвиджай» на navsource.narod.ru

Устройство

Пушка подготавливается к перевозке из одного американского музея в другой

37-мм пушка M3 имела ствол-моноблок с равномерной нарезкой (12 правозакрученных нарезов, шаг 25 калибров). Казённик навинчивался на задний конец ствола и был оснащён вертикальным клиновым затвором. Гашение отдачи и возврат ствола в исходное положение осуществлялись противооткатными устройствами гидравлическо-пружинного типа.

Лафет орудия с раздвижными станинами и колёсами с пневматическими шинами. За колёсами на оси монтировались «колёсные сегменты» — фигурные упоры, которые в боевом положении опускались вниз и обеспечивали стабильность орудия при стрельбе, а в походном положении поднимались для беспрепятственного перемещения пушки.

Телескопический прицел и рукоятки изменения углов горизонтальной и вертикальной наводки располагались слева от ствола, таким образом, для наведения орудия было достаточно одного номера расчёта. Механизм горизонтальной наводки мог быть вообще отключён, чтобы свободно вращающийся ствол мог быть вручную быстро повёрнут в заданном направлении.

Источники информации

  • Zaloga, Steven J. and Delf, Brian — US Anti-tank Artillery 1941—45, Osprey Publishing, 2005 (New Vanguard 107), ISBN 1-84176-690-9.
  • Hogg, Ian V. — Allied Artillery of World War Two — Crowood Press, Ramsbury, 1998, ISBN 1-86126-165-9.
  • Chamberlain, Peter and Gander, Terry — Anti-Tank Weapons, Arco Publishing Company, New York, 1974 (WWII Fact Files), ISBN 0-668-03505-6.
  • Rottman, Gordon — US Marine Corps Pacific Theater of Operations 1941—43, Osprey Publishing 2004 (Battle Orders 1), ISBN 1-84176-518-X.
  • Rottman, Gordon and Chapell, Mike — The US Marine Corps 1941—45, Osprey Publishing 1995 (Elite 59), ISBN 1-85532-497-0.
  • Hunnicutt, R. P. — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles., Presidio Press 2002, ISBN 0-89141-777-X.
  • Hunnicutt, R. P. — Stuart: A History of the American Light Tank., Presidio Press 1992, ISBN 0-89141-462-2.
  • Hunnicutt, R. P. — Sherman: A History of the American Medium Tank., Presidio Press 1994, ISBN 0-89141-080-5.
  • Hunnicutt, R. P. — Firepower: A History of the American Heavy Tank., Presidio Press 1988, ISBN 0-89141-304-9.
  • И. Мощанский — Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945 часть 2, Моделист-конструктор, Бронеколлекция 1999-02.
  • Technical Manual TM 9-2005 volume 3, Infantry and Cavalry Accompanying Weapons, War Department, 1942.
  • Field Manual FM 23-81, 37-mm Gun, Tank, M6, War Department, 1942.

Примечания

  1. ↑ Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 3—7.
  2. ↑ Hogg — Allied Artillery of World War Two, p 149.
  3. Например, Rottman, Chapell — The US Marine Corps 1941—45, стр. 17: «M3A1 … была скопирована со стандартной немецкой противотанковой пушки».
  4. Что само по себе сомнительно, так как именно орудия с дульным тормозом поднимают больше пыли после выстрела
  5. ↑ Chamberlain, Gander — Anti-Tank Weapons, p 47.
  6. Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 21.
  7. Technical Manual TM 9-2005 volume 3, Infantry and Cavalry Accompanying Weapons, p 11—15.
  8. ↑ Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 9—12.
  9. ↑ Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 23, 24.
  10. Rottman — US Marine Corps Pacific Theater of Operations 1941—43, p 25—26.
  11. History of U.S. Marine Corps Operations in World War II, Vol II: Table of Organization E-100; Vol III: Table of Organization F-100; Rottman, Chapell — The US Marine Corps 1941—45, p 5—8; ww2gyrene: The Marine Division; ww2gyrene: M3A1 37mm Antitank Gun.
  12. Rottman, Chapell — The US Marine Corps 1941—45, p 12—13.
  13. Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 6, 46.
  14. На Восточном фронте были не так уж редки случаи, когда советские, финские или немецкие артиллеристы осознанно вели бой на такого рода дистанциях, зная слабость своей матчасти, и одерживали победу
  15. Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 21, 22.
  16. Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 14.
  17. Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941—45, p 44.
  18. The Military Balance 2007. — P. 71.
  19. The Military Balance 2007. — P. 79.
  20. Hunnicutt — Stuart: A History of the American Light Tank, p 118, 143.
  21. Hunnicutt — Stuart: A History of the American Light Tank, p 119, 143.
  22. Hunnicutt — Stuart: A History of the American Light Tank, p 127, 143.
  23. ↑ Hunnicutt — Stuart: A History of the American Light Tank, p 496.
  24. Hunnicutt — Stuart: A History of the American Light Tank, p 484.
  25. Hunnicutt — Sherman: A History of the American Medium Tank, p 528.
  26. Hunnicutt — Firepower: A History of the American Heavy Tank, p 193, 194.
  27. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 108.
  28. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 71, 73.
  29. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 315.
  30. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 316.
  31. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 98.
  32. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 324.
  33. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 322.
  34. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 323.
  35. Мощанский — Бронетехника Великобритании 1939—1945, часть 2, стр. 9.
  36. Hunnicutt — Sherman: A History of the American Medium Tank, p 34.
  37. Hunnicutt — Sherman: A History of the American Medium Tank, p 36, 40.
  38. Hunnicutt — Stuart: A History of the American Light Tank, p 303.
  39. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 152.
  40. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 153.
  41. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 158.
  42. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 154, 155.
  43. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 160.
  44. Hunnicutt — Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, p 58.
  45. PT108LilDuck.com.
  46. Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления РККА. Вооружение германской артиллерии. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1943. — 175 с.
  47. Field Manual FM 23-81, 37-mm Gun, Tank, M6, p 45—51.

История создания

Пушка в г. Норвич, штат Нью-Йорк

В середине 1930-х годов армия США ещё не имела специализированной противотанковой пушки; противотанковые роты пехотных полков вооружались крупнокалиберными 12,7-мм пулемётами. Несмотря на соображения некоторых военных специалистов о необходимости замены пулемётов на более мощное оружие, только Гражданская война в Испании послужила началом изменения сложившейся ситуации. Этот вооружённый конфликт характеризовался растущей угрозой со стороны танков, но боевой опыт показал, что лёгкое противотанковое орудие, такое как немецкая пушка Pak 35/36, способно успешно устранить эту угрозу.

В январе 1937 года, исходя из результатов успешного использования противотанковых пушек в Испании, Комитет по вооружениям (Ordnance Committee) рекомендовал начать разработку такого оружия; две противотанковые пушки Pak 35/36 были доставлены в США для изучения конструкции. Так как основным пользователем нового вида оружия предполагалась пехота, то именно её представителей назначили наблюдать за ходом работ. Пехотинцы желали видеть на своём вооружении лёгкую пушку, которая могла легко перекатываться силами расчёта, поэтому идея увеличения калибра по сравнению с немецкой пушкой была отвергнута.

Разработка и испытания продолжались до конца 1938 года. Несколько опытных вариантов пушки и лафета были предложены к 15 декабря; комбинация прототипов пушки T10 и лафета T5 была официально принята на вооружение как 37 mm Gun M3 на лафете M4. Немецкая противотанковая пушка Pak 35/36 послужила отправной точкой в разработке M3 и последняя часто именуется копией первой. Однако пушка M3 все же немного отличалась от немецкого орудия. В частности, M3 имела иные затвор и лафет, а также более длинный ствол с другим шагом нарезов. Боеприпасы у M3 были несовместимы с Pak 35/36. Ствольная группа пушки изготавливалась на Уотервлитском арсенале (Watervliet Arsenal), а лафет — на Рок-Айлендском (Rock Island Arsenal). Первые орудия M3 были поставлены заказчику в первой половине 1940 года, а их производство продолжалось до 1943 года включительно.

По ходу производства в конструкцию пушки вносились небольшие изменения. Новая версия лафета M4A1, принятая на вооружение 29 января 1942 года, оснащалась усовершенствованными плечевым предохранителем и механизмом горизонтальной наводки. Комитет по вооружениям потребовал оснастить все пушки M3 такими лафетами, но только часть из ранее выпущенных орудий получила новый лафет. Другим нововведением стала нарезка внешней части конца ствола для установки массивного дульного тормоза с пятью отверстиями для отвода пороховых газов. Оснащённая дульным тормозом пушка получила обозначение M3A1 и была принята на вооружение 5 марта 1942 года. По утверждению ряда авторов, оснащение дульным тормозом потребовалось для того, чтобы уменьшить демаскирующее влияние поднятой выстрелом пыли, однако сразу же возникли проблемы с безопасностью расчёта при стрельбе картечью (картечные пули могли отразиться назад элементами конструкции дульного тормоза). Как следствие, M3A1 с дульным тормозом никогда не участвовала в боях. В других источниках высказывается мнение о том, что дульный тормоз предназначался для смягчения отдачи и был отвергнут просто из-за своей ненужности — отдача 37-мм орудия была небольшой и вполне нормально воспринималась противооткатными устройствами и лафетом.

В попытке увеличить бронепробиваемость M3 для неё разрабатывались различные варианты адаптеров-насадок с коническим стволом. Некоторые из них (включая британский серийный адаптер «Литтлджон» (англ.)русск.) были испытаны стрельбой, но ни один не был принят на вооружение. Эксперименты с ракетными пусковыми установками на лафете M4 (например, 4,5-дюймовая установка T3) также не дали никаких практически применимых результатов.

Производство 37-мм противотанковых пушек M3, шт.
Год 1940 1941 1942 1943 Всего
Выпущено, шт. 340 2252 11 812 4298 18 702

Танковые и самоходные варианты M3

37-мм пушка M5 на лёгком танке M2A4.

37 mm GMC M6 с импровизированной установкой пулемёта.

На базе ствольной группы M3 были разработаны два варианта танковой 37-мм пушки. Первым из них было орудие M5 (переименовано из начального обозначения M3A1 13 октября 1939 года), укороченная на 5,1 дюйма (3,5 калибра) версия M3 для избежания повреждений ствола в лесистой местности. Позже ручной затвор у M5 был заменён на полуавтоматический с механизмом экстракции стреляной гильзы. Усовершенствованная версия со стволом полной длины получила обозначение M5Е1 и была принята на вооружение под индексом M6 14 ноября 1940 года. Стволы у M5 и M6 были взаимозаменяемы, но во избежание нарушения уравновешивания орудия в цапфах это делать категорически запрещалось. Эти пушки устанавливались на нескольких модификациях танков и других боевых машин:

  • Лёгкий танк M2A4: M5 на установке M20. Противооткатные устройства, выступающие за габариты маски пушки, защищались броневым кожухом.
  • Лёгкий танк M3 «Стюарт»: M5 на установке M22, в машинах поздних серий M6 на установке M23. Эти установки были оснащены более компактными противооткатными устройствами, сделав ненужным броневой защитный кожух.
  • Лёгкий танк M3A1, M5: M6 на установке M23.
  • Лёгкий танк M3A3, M5A1: M6 на установке M44.
  • Лёгкий (авиадесантный) танк M22: M6 на установке M53.
  • Средний танк M3 «Ли» («Грант») (дополнительное вооружение): M5 или M6 на установке M24.
  • Тяжёлый танк M6 (дополнительное вооружение): M6 на установке T49.
  • Амфибийная десантная машина LVT(A)-1 «amtank»: M6 на установке M44.
  • 37mm Gun Motor Carriage T22 — впоследствии лёгкий бронеавтомобиль M8: M6 на установке M23A1; отвергнутые конкуренты 37mm Gun Motor Carriage T43 / лёгкий бронеавтомобиль T21 и 37mm Gun Motor Carriage T23 / лёгкий бронеавтомобиль T23 оснащались той же пушкой и установкой.
  • Бронеавтомобиль T13.
  • Бронеавтомобиль T17: M6 на установке M24.
  • Бронеавтомобиль T17E1 в варианте «Staghound Mk I»: M6 на установке M24A1.
  • Прототип бронеавтомобиля T18: M6. Серийный вариант T18E2 получил 57-мм пушку M1.
  • Бронеавтомобиль T19: M6 на установке M23A1.
  • Бронеавтомобиль T27: M6 на модифицированной установке M23A1.
  • Бронеавтомобиль T28 / M38: M6 на установке M23A2.
  • Британский бронеавтомобиль «Humber» Mk IV: M6.

Варианты пушки M3 в башенной установке также использовались в опытном среднем танке T5 (ствол T3, установка T1), в серийных средних танках M2 и M2A1 (ствол M3, на M2A1 в установке M19) и в опытной САУ 37mm Gun Motor Carriage T42 (установка M22).

Солдаты 3-го пехотного полка армии США на учениях, 1942. Используемый ими «Виллис» оснащён пушкой M3.

Дополнительно пушками M3 на разных (в том числе импровизированных) установках оснащалось значительное число других машин. Как результат, в США получилось большое число разнотипных 37-мм колёсных самоходно-артиллерийских установок, из которых только M6 выпускалась серийно.

  • 37mm Gun Motor Carriage T2 (джип фирмы «Bantam»).
  • 37mm Gun Motor Carriage T8 («Форд» 4×4 «Swamp Buggy»).
  • 37mm Gun Motor Carriage T13, T14 («Виллис» 6×6 «Super Jeep»).
  • 37mm Gun Motor Carriage T21 / M4 / M6 (грузовик 4×4 фирмы «Fargo» грузоподъёмностью 3/4 тонны).
  • 37mm Gun Motor Carriage T33 (грузовик «Форд» 4×4 грузоподъёмностью 3/4 тонны).
  • Бронеавтомобиль M3A1E3.
  • Пушка также иногда устанавливалась на M29 Weasel и на джипы производства фирм «Виллис» и «Форд» («Willys» MB и «Ford» GPW соответственно).

В некоторых случаях 37-мм пушка M3 устанавливалась на торпедных катерах серии PT для увеличения их огневой мощи. Одним из таких катеров был PT-109 под командованием Джона Фицджеральда Кеннеди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector