Шлем «алтын». обзор, фото, характеристики
Содержание:
- Салон Боинга 787
- Осуществление актов геноцида с помощью химического оружия
- Описание
- Первые радиолокационные устройство
- Первая мировая война
- Потребность в улучшенной защите
- С начала Руси
- Италия
- Используется ли данный бронешлем сегодня?
- «Отношение было пренебрежительное»
- Проверка технического состояния ДВС ЗМЗ 53
- Что было доработано специалистами КГБ?
- Шлем СТШ-81 «Сфера»
- СШ-36
- Каска халхинголка СШ-36
- Сделано не в Швейцарии
- ЗиС-150: история создания – начало
- Характеристики бронешлема
- Шлем ЗШ-1-2
- Литература
- Как сделать шлем в домашних условиях?
Салон Боинга 787
Он увеличен на 40 см. Это позволило поставить больше кресел и сделать проходы шире. Помещения для туалетов тоже стали просторнее.
Отсеки для ручной клади теперь позволяют людям укладывать туда до четырех чемоданов с колесиками.
Иллюминаторы больше и имеют специальное затемнение.
Салон Боинга 787.
В салонах пассажиры могут пользоваться Интернетом и развлекательными программами.
Новые материалы, из которых изготовлен фюзеляж, дают возможность сохранять внутри давление на уровне 1800 м. У обычных самолетов оно держится только на 2400 м.
Воздух в салон подается электрическими компрессорами извне, поэтому и влажность сохраняется необходимая и комфортная для пассажиров.
Схема салона Боинг 787-800 показывает, что такие лайнеры могут вмещать от 250 до 330 человек.
Осуществление актов геноцида с помощью химического оружия
Описание
Для изготовления защитного средства применялись противоударное стекловолокно и титан.
- В ранних моделях шлема толщина титановой оболочки составляла 0,4 см.
- В образцах, изготавливаемых на протяжении 1984-1990 годов, титановый слой был уменьшен до 0,3 см, а в конструкцию шлема добавлен арамидный подпор и радиогарнитура.
- «Алтын» состоял из цельного купола. Швы в конструкции данного изделия отсутствовали.
- Изделие оснащалось резиновой окантовкой.
- Вес шлема варьировался от 3,5 до 4,0 килограмм.
- Модель оснащалась специальным визором из поликарбонатного стекла.
- Для некоторых версий был предусмотрен чехол.
- На шлем «Алтын» устанавливалась уникальная подвесная система, с помощью которой его легко можно было отрегулировать по размеру головы.
- Некоторые версии оснащались переговорными устройствами.
Первые радиолокационные устройство
Идея радиолокации немногим моложе идеи радиосвязи. 30 апреля 1904 года немецкий инженер Кристиан Хюльсмайер из Дюссельдорфа получил от Императорского бюро по патентам удостоверение на своё изобретение, названное телемобильскопом. Хюльсмайер предложил двухантенное устройство для обнаружения кораблей на большом расстоянии. Излучённый прибором сигнал отражался от объекта, принимался обратно и соответствующим образом обрабатывался. В состав аппарата входили радиопередатчик, вращающиеся антенны направленного действия, радиоприёмник со световым или звуковым индикатором, воспринимавший отражённые предметами волны.
При всём своем несовершенстве устройство Хюльсмайера содержало в себе основные элементы современного локатора. И уже 18 мая 1904 года аппарат был впервые испытан на кельнском железнодорожном мосту, а 10 июня — в роттердамской гавани.
Идея развивалась и в других заявках, многие из которых очень интересны. Так, в 1919 г. был выдан патент Л. Махтсу, в котором описывалось устройство со спиральной развёрткой и визуальной индикацией положения обнаруживаемого с помощью радиоволн объекта. Однако из-за несовершенcтва излучающих и принимающих устройств того времени возможностей практического осуществления предложенных идей не было.
В сентябре 1922 г. в США два экспериментатора, служившие в ВМФ, — Хойт Э. Тейлор и Лео К. Янг проводили опыты по радиосвязи на декаметровых волнах (3-30 МГц) через реку Потомак. В это время по реке прошёл корабль, и связь прервалась. Это натолкнуло их на мысль о применении радиоволн для обнаружения движущихся объектов. Несмотря на предположение Тейлора, что этот метод может быть использован в темноте и при плохой видимости, флот не сразу продолжил работу в этом направлении. В США именно Х. Тейлору и Л. Янгу приписывают открытие явления отражения радиоволн.
Спустя два года английские физики Э. Эпплтон и М. Барнетт по отражённому непрерывному сигналу измерили высоту слоя Хэвисайда. В этих опытах производилось измерение высоты ионосферы (слоя Кеннели-Хевисайда) путём наблюдения интерференции радиоволн, распространяющихся вдоль поверхности Земли, и волн, отражённых от ионосферы. Их работа считается первой публикацией описания опытов по определению положения отражающего радиоволны объекта.
Ещё через год американцы Г. Брейт и М. Тьюв провели эти измерения импульсным методом, а советские учёные Н. Мандельштам и Л. Папалекси к 1930 г. разработали теорию радиоинтерференционного измерения расстояний.
Первая мировая война
Германия. На момент начала Первой мировой войны каски были на вооружении только у германской армии, да и то, тевтонский пикельхельм вряд ли можно назвать шлемом в современном понимании этого слова. Это была кожаная каска с металлической отделкой и пикообразным навершием. Она, конечно, стильно смотрелась, но защитить голову своего владельца не могла. А шип и многочисленные металлические детали еще и выдавали месторасположение солдата.
Немцы попытались изготавливать пикельхельмы из металла, но очень быстро выяснилось, что подобный «девайс» не может надежно защитить голову своего владельца. После этого к вопросу решили подойти со всей немецкой основательностью: на полигоне были испытаны каски самых разных форм и конструкций. К новому изделию были составлены технические требования, которые касались толщины и марки металла, веса, конструкции. В результате этих изысканий появился знаменитый Stahlhelm, который на долгие десятилетия стал настоящим символом германского солдата. Его первая модель, М16, стала массово поступать в войска уже в 1916 году.
По своим защитным характеристикам и удобству эта каска значительно превосходила аналоги, которые имели на тот момент противники Германии. М16 была принята на вооружение армиями Османской империи, Австро-Венгрии и Болгарии. До конца ПМВ немцы успели выпустить еще две модификации Stahlhelm – М17 и М18, в которых были исправлены недостатки первоначального варианта.
Франция. Французы вступили в войну, вообще не имея шлемов. Головы их солдат закрывали обычные кепи, которые хорошо защищали от непогоды, но не могли уберечь от осколка. Франция быстрее всех смогла разработать металлический защитный шлем – каску Адриана. Она была названа в честь своего создателя генерала Огюста Адриана и начала поступать в войска уже в 1915 году.
Каска Адриана состояла из трех (по другим данным, из четырех) частей, имела характерный гребень и козырек. Для ее изготовления использовалась сталь толщиной 0,7 мм, общий вес изделия составлял 700-800 гр. Если немецкий Stahlhelm считался самым надежным, то каска Адриана («адрианка») не имела равных по дешевизне и технологичности. При этом шлем весьма надежно защищал солдата от шрапнели, осколков, разлетающихся камней и др. «Адрианка» стала самой массовой каской периода Первой мировой. Кроме самой Франции, эта каска была принята на вооружение Бельгией, Грецией, Италией, Японией, а затем и Россией.
Англия. Англичане также вступили в войну без шлемов, но уже к концу 1915 года в войска стала поступать каска Mk.I (Shrapnel helmet). Вопреки распространенному мнению, ее характерная форма была навеяна не пробковым шлемом, а знаменитой средневековой капеллиной. Создателем Mk.I был лондонец Джон Броди. Толщина стали шлема составляла 0,9 мм, он был простым, дешевым и при этом неплохо защищал голову солдата от ударов сверху, то есть, когда он находился в окопе. За время Первой мировой войны было изготовлено более 7,5 млн Mk.I. Английский шлем был взят на вооружение Канадой, США и Австралией.
Россия. В 1914 году у российской армии также не было шлемов. Необходимость их введения стала очевидной уже в 1915 году. Однако вопрос тормозился на самом высоком уровне – император Николай II высказался против использования каски. Военные были другого мнения по этому поводу, и в том же 1915 году российский Генштаб инициировал разработку собственного шлема на основе каски Адриана. А летом во Франции был заказан миллион этих шлемов. В ноябре 1916 года армия стала получать собственные каски, которые были внешне похожи на французские, но имели несколько иную конструкцию. Потом в государстве начались революции и смуты, о касках на долгое время забыли.
Потребность в улучшенной защите
В конце 50-х ввиду интенсивного развития вооружения армий разных стран мира перед советским военным руководством как никогда остро встал вопрос о необходимости улучшить защиту военнослужащих и правоохранителей. Армию и силовые правоохранительные ведомства требовалось обеспечить модернизированными касками, соответствующими мировым стандартам. Таким средством защиты стал шлем «Алтын», который начал разрабатываться в НИИ Стали в 1980 году. В качестве основы для будущего шлема был задействован швейцарский Tig, который уже два года использовался антитеррористическими спецподразделениями в Европе.
27 декабря 1979 года Tig был испытан бойцами Альфы КГБ СССР в Афганистане во время штурма дворца Амина. Качество швейцарского шлема было по достоинству оценено руководством советской госбезопасности, и ограниченные партии Tig были закуплены сугубо для нужд КГБ. Именно по образцу данного изделия и проектировался шлем «Алтын».
С начала Руси
Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.
Каркасный шлем
Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.
Русский шлем с полумаской и бармицей
Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.
Шелом Ивана Грозного
Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.
Шишак
Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.
Мисюрка
Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.
Железная шапка взятая от кабассета
Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.
Италия
В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.
Используется ли данный бронешлем сегодня?
В 1980-х годах эффективное применение «Алтынов» во многих военных конфликтах позволило ему занять почетное место «короля шлемов». Данное защитное средство нередко можно было увидеть в кино, на фотографиях. По этому шлему создавалась экипировка героев компьютерных игр. Сотрудниками управления «А» и «Б» Комитета Государственной Безопасности Советского Союза была по достоинству оценена данная титановая броня.
Несмотря на прекращение серийного производства бронешлемов данной модели, «Алтын» не утратил своей актуальности. Он и сегодня используется сотрудниками российских силовых структур, а бывшие бойцы спецназа отзываются об «Алтыне» как об одном из самых лучших средств защиты.
«Отношение было пренебрежительное»
Многие солдаты каски не надевали принципиально. Ветеран ВОВ Александр Шумилин в книге воспоминаний «Ванька-ротный» пишет, что на войне ходил без каски и ни разу не пожалел об этом, даже когда подвергался обстрелам. Его политрук по этому поводу говорил: «Дуракам закон не писан, пусть подставляют головы под пули».
Были даже части, где ношение касок расценивалось как «трусость». Высшее командование знало об этом и не скрывало своего недовольства.
«К каскам во всей советской армии отношение было пренебрежительное. И восьмая наша дивизия не составляла исключения. Объезжая и обходя части, в том числе на переднем крае, я не встречал ни одного человека, кто носил бы каску», – писал генерал Петр Григоренко, воевавший на 4-м Украинском фронте.
Критикуя такую «расхлябанность», военачальник ссылается на военных медиков, по данным которых 80% погибших и умерших от ран на войне были поражены в голову. Если бы они носили каску, это, возможно, спасло бы им жизни.
Однако у солдат были причины не любить каски. В полевых условиях они причиняли много неудобств. Особенно трудно приходилось разведчикам.
«Каска звенела на голове, цеплялась за сучки, мешала думать и сосредоточиться», – утверждал Шумилин.
Советская каска была тяжёлой – она весила 0,8 кг, и при постоянном ношении шея начинала болеть. Ещё одно неудобство, вероятно, состояло в том, что СШ-40 требовал много времени на снимание и надевание. Подтулейник из трёх лепестков имел целых 6 заклёпок (из-за чего и был прозван «шестиклёпкой», в то время как модель 1939 года именовалась «трёхклёпкой»). Кроме того, несмотря на усовершенствования, конструкция подшлемника оставляла желать лучшего, особенно в холодное время года. Как вспоминал писатель Василь Быков, однажды он пытался надеть каску на шапку, но не сумел её приладить.
«Без пользы она! Брось ее, младшой, к чёртовой матери», — посоветовал тогда Быкову помощник командира взвода.
Летом, когда происходили основные боевые действия, в советской каске было слишком жарко. В отличие от немецких касок в СШ-40 не было отверстий для вентиляции. Фронтовики вспоминают, что многие надвигали каску на затылок или напротив, «на нос».
Проверка технического состояния ДВС ЗМЗ 53
По некоторым показателям можно судить о техническом состоянии двигателя. Такими показателями являются:
- расход масла на 100 (1000) км пробега;
- значения величины давления масла на холостых и средних оборотах коленчатого вала;
- компрессия в цилиндрах ДВС.
Расход масла проверяют по уровню контрольным щупом на холодном незаведенном двигателе. Если расход превышает 0,4 л на 100 км, двигатель нуждается в ремонте. Но ремонтируют ДВС и при меньшем потреблении масла, особенно тогда, когда на моторе нет никаких подтеков.
Компрессию в цилиндрах ДВС замеряют компрессометром. Такую операцию необходимо проводить вдвоем. Компрессия замеряется при вывернутых свечах, полностью открытой дроссельной заслонке, на хорошем аккумуляторе и отключенной подачей питания на высоковольтные провода. Хорошей компрессией на ЗМЗ 53 считается показатель 7,5 кг/ см².
Что было доработано специалистами КГБ?
Модель шлема, переданная конструкторами научно-исследовательского института, представляла собой купол, который имел только титановую оболочку. Арамидный подпор в конструкции изделия отсутствовал. Титановая оболочка не превышала 0,4 см. Специалисты госбезопасности оснастили шлем арамидным подпором и снизили толщину титана до 0,3 см.
Созданное по швейцарскому образцу отечественное защитное средство имело несколько иную форму, но по качеству оказалось не менее надежным, чем Tig. От заграничного образца советский шлем отличался типом и расположением радиогарнитуры. Некоторые модели «Алтын» так и не были оснащены переговорными устройствами.
Сотрудниками КГБ было создано несколько версий шлема, которые отличались по следующим параметрам:
- расположению защитных коробочек для кнопок;
- разъемам;
- типу подтулейки;
- размеру бронированного стекла визора для забрала.
Советскими специалистами также была создана версия шлема с тканевым кавером. По сравнению с швейцарским Tig более крупным оказался шлем «Алтын».
Шлем СТШ-81 «Сфера»
Эксплуатация: 1981 ― настоящее время
Производство: прекращено, производится лишь ССШ-94 «Сфера-С»
Корпус: титан 3 мм
Конструкция: купол образуют три отдельных бронеэлемента, размещенных в карманах спецчехла. Забрало не предусмотрено.
Масса: 2,3 кг
Класс защиты: 2-й
Площадь защиты: 10 кв. дм по 2 классу
Модификации: 1. ССШ-94 «Сфера-С» ― титановые бронеэлементы заменены на стальные. Масса увеличилась до 3,5 кг
2. » Сфера-П» ― титановые бронеэлементы заменены на тонкие стальные (0,7 мм). Масса уменьшилась до 1,6 кг. От огнестрельного оружия не защищает, только от механических ударов.
Использование: МВД, Внутренние войска.
Примечание: Отсутствие у «Сферы» целостного купола часто приводит к серьезным черепно-мозговым травмам даже в том случае если шлем остается не пробитым. Быстрый износ спецчехла способствует смещению бронеэлементов, а, следовательно, снижению качества защиты.
СШ-36
СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немецкий M35 , представленный на год раньше российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху для вентиляции. Были также апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.
СШ-36 крупным планом
Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремешками, поэтому кожаные подбородочные ремешки были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.
СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х и 1940-х годов, в том числе во время кампании Халкин-Гол против японцев в 1939 году (получившей прозвище «Халкинголка»), Зимней войны в Финляндии 1939-1940 годов, 1939 года вторжение в Польшу , вторжения 1940 года в Прибалтику и Бессарабию , а также во Вторую мировую войну, или, как ее называют в России, Великую Отечественную войну . Он также был распространен среди солдат- республиканцев во время гражданской войны в Испании в связи с советской поддержкой правительства Испании.
Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.
Каска халхинголка СШ-36
Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). придавал советскому солдату узнаваемость. Хотя по мнению некоторых членов Политбюро
СШ-36 у советского солдата получился «иностранный вид». Несмотря на свою новизну, шлем, тем не менее имел некоторые элементы, присущие предыдущим моделям. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части шлема и прикрывалось небольшим гребнем, явно позаимствованным от французской каски Адриана. Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. (Небольшая партия этих шлемов поставлялась в качестве военной помощи республиканцам). Затем были испытания у озера Хасан в 1938г., у реки Халхин-Гол в 1939 (что впоследствии дало неофициальное название шлема : «Халхингольский») и в «Зимней войне» с Финляндией 1939-40гг.
В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой Отечественной войны в виду острой нехватки стальных средств защиты, солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» и на них мог быть установлен подшлемник более позднего образца. В виду того, что, недостатки СШ-36 стали слишком очевидны, понадобился новый, более лучший шлем. Сперва протестировали множество шлемов, созданных за последние годы в западных странах. В 1937-38гг. несколько наиболее удачных шлемов были протестированы на Ржевском полигоне. В 1938г. был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала итальянский стальной шлем образца 1933г. Не исключено, что именно этот шлем был взят за основу советского. Характерный гребень отныне был снят со шлема, сам же шлем приобрел новые очертания. Силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы
Каска СШ 40
Этот шлем известен как СШ-40 по дате, когда планировалась передача его в войска. На самом же деле первые образцы такого шлема были произведены в 1939г. Такой шлем получил индекс СШ-39 и главное его отличие от СШ-40 заключалось в том, что подшлемник ( кольцевое подтулейное устройство) крепился на трех заклепках. (Отсюда пошло неофициальное название СШ-39- «трехклеп»). Крепление же подшлемника на СШ-40 осуществлялось на шести заклепках, что несомненно было более надежно. Подшлемник, установленный на шлемах, выпущенных до 1942г. имел купольную форму (изготавливался из ткани, кожи, кожзаменителя или вощеной ткани). Шлемы же, выпущенные после 1942г.( индекс СШ40\42) имели новый тип подшлемника, состоявший из трех лепестков искусственной кожи, с обратной стороны которых крепились амортизационные ватные подушечки. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использования шлема с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор ( например, шапку-ушанку). Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера.
Шлем СШ 40 в СССР и других странах
Шлем СШ-40 используется до настоящего времени всеми армиями стран СНГ. Кроме СССР СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а также многочисленными повстанческими армиями африканских, ближневосточных, азиатских и др. стран.
Параллельно с разработкой нового стального шлема для нужд армии, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской обороны и частей ПВО, в том числе и специальными шлемами. По заданию Наркомата обороны на Ленинградском металлургическом заводе в 1938г. начали производить такие шлемы. Внешне шлем сильно напоминал английский шрапнельный шлем Brodie обр.1915г. и по сути был упрощенным вариантом британской модели
Сделано не в Швейцарии
В начале 1980-х годов внешнее и внутреннее положение СССР резко осложнилось. На фоне ввода советских войск в Афганистан руководство страны опасалось, что московская Олимпиада может омрачиться терактом, подобным мюнхенским событиям 1972 года. Тогда же в Польше – ключевой стране советского блока – начались рабочие волнения. Неудивительно, что именно в 1980 году «НИИ стали» получил заказ на разработку нового шлема для спецопераций.
Шлем «Алтын» создавался «по образу и подобию» швейцарского бронешлема Tig PSH-77, партия которого была закуплена для КГБ СССР в конце 1970-х годов. Западная новинка отлично показала себя в Кабуле, когда советский спецназ штурмовал дворец Амина. Однако тратить дефицитную валюту на постоянное приобретение шлемов не могло себе позволить даже ведомство Андропова. Поэтому перед отечественными инженерами была поставлена задача: сделать шлем 2 класса защиты не хуже швейцарского, только дешевле. Отсюда, возможно и название – «алтыном» на Руси называлась монета в 3 копейки. Чтобы облегчить работу «НИИ стали», КГБ «поделился» с ним попавшей в руки советских агентов технологией изготовления титанового шлема австрийской компании Ulbrichts.
ЗиС-150: история создания – начало
История «полтораста» началась еще в 1937 году, когда под руководством Е.И. Важинского появился проект автомобиля ЗиС-15 – нового грузовика, которым планировалось уже тогда заменить устаревающий ЗиС-5.
ЗиС-15 был гораздо мощнее своего предшественника. Грузоподъемность машины составляла 5 тонн, кабина стала трехместной и приобрела более совершенные, для своего времени, обтекаемые формы. Но к 1939 году, уже без Важинского, который был репрессирован в 1938-ом, автомобиль получил ряд доработок. В новом варианте КПП стала пятиступенчатой, на 1 тонну снижена грузоподъемность, а также внесены изменения во внешний облик машины. В таком виде, в 1940 году, грузовик представили на выставке народного хозяйства (позже переименованным в ВДНХ) в Москве, после которой автомобиль начали готовить к массовому производству. Причем ЗиС-15 должен был стать базовой моделью еще для целого ряда машин: трехтонника ЗиС-23, внедорожника ЗиС-24, двух газогенераторных – ЗиС-25 и ЗиС-28, седельного тягача ЗиС-26, а также автобуса с вагонной компоновкой ЗиС-17. Но планам не суждено было осуществиться – пришел 1941 год, а вместе с ним война. Работа над новой машиной остановилась.
Характеристики бронешлема
Шлем ЗШ-1-2
Эксплуатация: 2007 ― настоящее время
Производство: производится НПП КлАСС
Корпус: бронеалюминий с арамидным подпором
Забрало: бронестекло на стальных креплениях
Конструкция: купол цельный
Масса: 3,5/3,8 кг (приведены значения для 2-х размеров)
Класс защиты: купол ― 2-й
забрало ― 1-й
Площадь защиты: 13,6/15,0 кв. дм (приведены значения для 2-х размеров)
светопропускающая часть забрала ― 3,5 кв. дм
Модификации: радиофицированная модель
Использование: МВД, Внутренние войска
Примечание: Шлем ЗШ-1-2 создавался для замены «Маски-1». Оба этих шлема являются продукцией НПП КлАСС, которые в своей последней разработке полностью сохранило форму ранней модели. Однако за счет применения новых материалов шлем ЗШ-1-2 обладает куда большим запасом прочности.
Литература
- Erickson, John; «Radiolocation and the air defense problem: The design and development of Soviet Radar 1934-40», Social Studies of Science, vol. 2, pp. 241—263, 1972
- Ширман Я. Д., Голиков В. Н., Бусыгин И. Н., Костин Г. А. Теоретические основы радиолокации / Ширман Я. Д.. — М.: Советское радио, 1970. — 559 с.
- Справочник по радиолокации / Сколник М.И.. — М., 2014. — 1352 с. — ISBN 978-5-94836-381-3.
- Справочник по радиолокации / Сколник М.И.. — М., 2014. — 1352 с. — ISBN 978-5-94836-381-3.
- Бакут П. А., Большаков И. А., Герасимов Б. М., Курикша А. А., Репин В. Г., Тартаковский Г. П., Широков В. В. Вопросы статистической теории радиолокации. — М.: Советское радио, 1963. — 423 с.
Как сделать шлем в домашних условиях?
Для тех, кто любит мастерить, изготовить шлем «Алтын» своими руками будет несложно, если выполнять работу поэтапно:
- Вначале необходимо подобрать шлем, который мог бы стать основой для «Алтына». Для этого можно использовать старую советскую модель открытого типа. По отзывам, идеально подойдет «Салют».
- Вынуть из приобретенного шлема все содержимое. Оставить необходимо только внешнюю оболочку. Также оставить можно и подшлемник из пенопласта.
- При помощи мелкозернистой наждачной бумаги стереть с поверхности шлема лаковое покрытие. Заводскую краску желательно не трогать, поскольку она положена на уже огрунтованную пластиковую поверхность. В дальнейшем новая краска на нее будет ложиться ровнее, а мастеру для улучшения адгезии не придется дополнительно покупать различные пластификаторы. При снятии лака лучше пользоваться автомобильной наждачкой № 400. Крупнозернистую применять не желательно, поскольку она может поцарапать пластик.
- Зашлифовать поверхность. На каске под покраску не должно оставаться никаких царапин. Если они все же имеются, то желательно их тщательно зашлифовать. Краска будет хорошо ложиться и долго держаться в том случае, если поверхность не имеет никаких изъянов.
- Для покраски можно использовать акриловую, модельную или эмалевую краску. Перед ее нанесением поверхность следует обезжирить. Изделие должно быть покрашено в несколько слоев. Перед нанесением каждого нового слоя предыдущий должен хорошо подсохнуть и не липнуть к пальцам. Ускорить процесс высыхания можно при помощи фена. Во время работы необходимо следить, чтобы на шлеме не образовывались подтеки.
- Покрыть шлем акриловым лаком. Не исключено, что после высыхания поверхность будет сильно блестеть. Исправить это можно с помощью маленького отрезка наждачной бумаги. В результате будущий шлем получит неброский матовый оттенок. Процедуру лакирования можно не применять, если будущий шлем планируется оснащать кавером.
Завершающий этап заключается в приклеивании окантовки и подвесной системы. Она может быть ремешковой или кожаной. Изображения шлема «Алтын» можно найти в интернете. От мастера уже зависит, какую именно версию он хочет создать.