Дуэль на пистолетах

Содержание

Ход боя

Как правило, дуэли происходили в уединенных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определенным. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

В начале поединка секунданты еще раз предлагали закончить конфликт миром. В случае отказа они объявляли заранее оговоренные правила дуэли. В России были запрещены извинения перед последним барьером. Тот, кто начинал колебаться, когда распорядитель уже объявил начало дуэли, признавался трусом. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием после команды одного из секундантов. Он же объявлял дуэль оконченной. Поединок завершался после использования пистолетов, ранения или смерти (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Основные принципы

В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы, в частности:

Лишь по мере того, как дворянство начинает приходить в упадок, возникают попытки кодифицировать дуэльные нормы (известен опубликованный в дореволюционной России дуэльный кодекс В. Дурасова, выдержка из которого приведена выше), хотя и в этом случае ни один из опубликованных дуэльных кодексов не носил обязательной силы, а был лишь «рекомендацией».

БС-3 – первая во многих смыслах

Слоговое письмо

Первоначально молодой лингвист считал, что иероглифическое письмо построено на фонетической основе. Только в 1818 году Жан-Франсуа отказался от этой мысли, а в 1822 году представил доклад, в котором излагалась система расшифровки египетской письменности. Пока что речь шла об 11 знаках иероглифического письма. Иероглифы, сообщал он, представляют собой не полностью идеографические или фонетические знаки, а являются сочетанием тех и других. Иероглифические письмена на Розеттском камне записаны смесью идеограмм и фонограмм.

Сначала он смог прочесть на Розеттском камне имена правителей, заключённые в картуши, — Птолемея и Клеопатры, известные по греческому тексту, а вскоре уже мог читать и имена картушах на других артефактах, те, которые предугадать было невозможно, — Рамсеса и Тутмоса. Египетская письменность оказалась слоговой, причём гласные буквы, как и в других ближневосточных языках, в ней отсутствовали. Это создавало большие сложности при переводе, поскольку подстановка неправильной гласной могла полностью исказить само слово.

У Шампольона сразу появились как горячие сторонники, так и многочисленные враги.

Обиделись и те дешифровщики, которые пришли к подобному выводу практически одновременно с ним, обиделись те, чьи усилия он раскритиковал, англичане обиделись, потому что «ни один француз не может сделать ничего путного», французы, потому что «Шампольон никогда не был в Египте и вообще не сделал ничего важного»

Известные дуэльные кодексы

  • Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410) — первый известный дуэльный кодекс, появившийся в Италии.
  • «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583) ранние французские дуэльные кодексы, сформированные на основе итальянских.
  • Code Duello (или «двадцать шесть заповедей»), составленный на Clonmel Summer Assizes (1777 год) джентльменами-представителями пяти ирландских графств. Всякий дворянин был обязан держать копию этого кодекса в ящике с дуэльными пистолетами, дабы не было возможности сослаться на незнание правил дуэли. Будучи первым распространённым кодексом на английском языке, он широко применялся в Америке.
  • Кодекс графа Шатовильяра (1836 год) — созданный графом Шатовильяром кодекс, приводящий в систему правила дуэли, реально существовавшие на первую половину XIX века во Франции.
  • Американский дуэльный кодекс Джона Лайда Уилслона (1858 год) — созданный на основе ирландского кодекса юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины Джоном Лайдом Уилсоном (Wilson, John Lyde. The Code of Honor: or, Rules for the Government of Principals and Seconds in Duelling. Charleston, S.C.: J. Phinney, 1858).
  • Кодекс графа Верже (1879 год) — наиболее авторитетный французский дуэльный кодекс, суммирующий правила проведения дуэлей, бытовавшие во Франции.
  • Кодекс Дурасова (1912 год) — русский дуэльный кодекс, созданный на основе европейских кодексов и с учётом практики дуэлей в России.
  • В 2018 году в российский парламент был внесен проект Дуэльного кодекса Российской Федерации , полностью идентичный кодексу Дурасова, в котором понятие «дворянин» заменено термином «государственный и муниципальный служащий», а «разночинец» — термином «гражданин». Меньше, чем через 2 недели законопроект был отозван инициатором и снят с рассмотрения Госдумы её профильным комитетом.

Наказание для дуэлянтов

Ни одно дело об офицерской дуэли в период с 1894-го по 1910-й годы не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников. Тогда как еще за полвека до того судебное решение по поводу дальнейшей судьбы дуэлянтов и их помощников было обязательным (хотя и далеко не всегда строгим). Но официальное законодательство России успело существенно смягчиться за два с половиной столетия истории русской дуэли.

«Дуэль Печорина с Грушницким». Иллюстрация Михаила Врубеля к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год

Во времена, когда дуэлянтами выступали исключительно офицеры-иностранцы из состава «полков иноземного строя», существовал лишь запрет на поединки, но без серьезных последствий. В частности, указ царевны Софьи Алексеевны от 25 октября 1682 года гласил, что «в целях прекращения в столице своевольств и поединков» разрешено в Москве хождение с оружием всем, кто в настоящий момент не исполнял служебных обязанностей, ответственность наступала только в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов». Гораздо строже карал за дуэли появившийся в 1716 году «Военный устав» Петра I и вошедший в него «Артикул воинский». В частности, статья 139-я главы 17-й этого артикула гласила, что «все вызовы, драки и поединки… запрещаются», чтобы никто «не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца». Наказание за нарушение этого требования было одно как для дуэлянтов, так и для секундантов – повешение (причем вешать полагалось даже погибших во время дуэли — за ноги).

Петровские правила наказания для дуэлянтов действовали вплоть до середины XIX века, хотя уже в 1787 году Екатерина II повелела участников бескровных дуэлей штрафовать, а виновника ссылать в Сибирь. В 1845 году император Николай I, хотя и слывший категорическим противником дуэлей, вообще освободил секундантов и наблюдавших за поединками врачей от ответственности, а наказание для дуэлянтов резко смягчил: теперь им грозило заключение в крепости на срок от шести до десяти лет без лишения титула, звания и имущества, как в петровские времена. Эти нормы действовали до самой Октябрьской революции для всех подданных России, кроме военных, которым в конце позапрошлого столетия дуэли были официально разрешены.

«Дуэль». Картина художника Ильи Репина, 1897 год

Дуэльный кодекс

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом

Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде

д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.

Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель.

Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.

Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Узаконенное убийство

В то время, когда в Европе дуэльная лихорадка пошла на спад, в России она все больше входила в моду. Вспомните произведения литераторов XIX века: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева — там обязательно встречалась сцена дерущихся на дуэли дворян. Причём правила русских были во много раз жёстче европейских. Профессиональные дуэлянты (бретёры) из России в открытую посмеивались над западными коллегами, называя их поединки «опереточными». В Европе было принято стреляться с расстояния 25-35 шагов, отчего стычки чаще всего оканчивались бескровно или лёгкими ранениями. Русские же сходились в 15-20 шагах (около 10 метров). С такого расстояния сложно промахнуться даже неопытному стрелку. В России также существовало шокирующее иностранцев правило: если дуэлянт, выстреливший первым, промахивался, второй имел право призвать его «к барьеру» — тот обязан был приблизиться на минимальное расстояние, позволив противнику стрелять практически в упор. Нередко случались поединки «до решительного результата»: если оба дуэлянта промахнулись, пистолеты перезаряжались, и всё начиналось сначала, и так до тех пор, пока кто-нибудь не попадёт. Существовали варианты дуэлей «дуло в дуло», «через платок», «пистолет ко лбу», когда смерть одного из участников была просто неизбежной. Глядя на все это, европейцы назвали русские поединки «узаконенным убийством». Дуэли в России случались так часто, особенно среди офицеров, что к концу XIX столетия их вообще решили легализовать. В 1894 году в армии были введены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», согласно которым дуэль в войсках не просто разрешалась, а даже могла быть в обязательном порядке назначена военным судом. По сохранившимся данным статистики, только с 1894 по 1910 год в российской армии официально зарегистрировано 322 поединка. 256 из которых состоялись по постановлению офицерского суда чести, 19 произошли без таких постановлений, а остальные — с разрешения начальника. О том, что даже в начале XX века дуэли в России были обычным явлением, говорит тот факт, что в 1912 году вышел специальный «Дуэльный кодекс», в котором его автор Василий Дурасов изложил правила для проведения русских дуэлей. То есть фактически Россия вернулась к истокам — к «полю». Так что, не произойди в 1917 году революция, возможно, и сейчас любой из нас мог бы вызвать своего обидчика «к барьеру!».

Метки: Екатерина II, эпоха Романовых, Россия, Тайны 20 века, смерть, дуэль, правило, Пётр Первый, поединок, честь, жестокость, этикет

Известные дуэльные кодексы

  • Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410) — первый известный дуэльный кодекс, появившийся в Италии.
  • «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583) ранние французские дуэльные кодексы, сформированные на основе итальянских.
  • Code Duello (или «двадцать шесть заповедей»), составленный на Clonmel Summer Assizes (1777 год) джентльменами-представителями пяти ирландских графств. Всякий дворянин был обязан держать копию этого кодекса в ящике с дуэльными пистолетами, дабы не было возможности сослаться на незнание правил дуэли. Будучи первым распространённым кодексом на английском языке, он широко применялся в Америке.
  • Кодекс графа Шатовильяра (1836 год) — созданный графом Шатовильяром кодекс, приводящий в систему правила дуэли, реально существовавшие на первую половину XIX века во Франции.
  • Американский дуэльный кодекс Джона Лайда Уилслона (1858 год) — созданный на основе ирландского кодекса юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины Джоном Лайдом Уилсоном (Wilson, John Lyde. The Code of Honor: or, Rules for the Government of Principals and Seconds in Duelling. Charleston, S.C.: J. Phinney, 1858).
  • Кодекс графа Верже (1879 год) — наиболее авторитетный французский дуэльный кодекс, суммирующий правила проведения дуэлей, бытовавшие во Франции.
  • Кодекс Дурасова (1912 год) — русский дуэльный кодекс, созданный на основе европейских кодексов и с учётом практики дуэлей в России.
  • В 2018 году в российский парламент был внесен проект Дуэльного кодекса Российской Федерации , полностью идентичный кодексу Дурасова, в котором понятие «дворянин» заменено термином «государственный и муниципальный служащий», а «разночинец» — термином «гражданин». Меньше, чем через 2 недели законопроект был отозван инициатором и снят с рассмотрения Госдумы её профильным комитетом.

СВД – снайперская «плетка»

Лефортовская тюрьма

Максимилиан Волошин и Николай Гумилев

Вскоре еще два поэта не поделили женщину: Волошин и Гумилев. Их дуэль состоялась в 1910 г. Оба полюбили Лизу Дмитриеву, юную поэтессу, вскружившую много голов. Начав роман с Гумилевым, она вскоре его покинула и ушла к Волошину. В литературных кругах Петербурга история стала скандальной, и недостатка в грязных слухах не было.

Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. (eksmo.ru)

Одной из выдумок были якобы сказанные Гумилевым о Волошине оскорбительные слова. Гумилев все еще безуспешно пытался сделать Дмитриеву своей женой. Из упрямства и гордости (а главное — «в пику» Волошину) он не стал опровергать слухи. Рассерженный Волошин решил вызвать Гумилева на дуэль «по всем правилам дуэльного искусства» (ранее об этих правилах ему подробно рассказывал сам Гумилев). Он публично дал Гумилеву пощечину. На следующий день они стрелялись у Черной речки. Пистолеты, как и место дуэли, были старые, пушкинского времени. Когда секунданты предложили мириться, Гумилев закричал: «Я здесь, чтобы драться, а не мириться». Но стреляя, он промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Так как Гумилев настаивал на продолжении, Волошин выстрелил еще раз, но нарочно мимо. На этом дуэль закончилась. Поэты, однако, так и не помирились. А Лиза Дмитриева все равно ушла от Волошина через несколько месяцев.

Смотри тоже

Юный гений

Способности Жана-Франсуа к языкам раскрылись очень рано. К девяти годам он бойко читал на латыни и греческом, память у него была феноменальная, и он мог страницами цитировать прочитанное. Но в школе, куда его отдали учиться, дела шли из рук вон плохо.

Мальчика пришлось перевести на домашнее обучение. И тут все наладилось. Со своим учителем, каноником Кальме, он гулял по окрестностям Фижа-ка и вёл беседы. Жан-Франсуа впитывал знания, как губка. Скоро брат забрал его к себе в Гренобль, где работал клерком, и пристроил одновременно в школу и на частные уроки к аббату Дюсеру, у которого мальчик стал изучать библейские языки — иврит, арамейский и сирийский. Вот тут-то, в Гренобле, и увидел Жан-Франсуа египетские артефакты, привезённые из Каира префектом Жозефом Фурье.

Когда в городе открылся лицей, Жан-Франсуа сразу же оказался в числе учеников — лицеистов обучали за государственный счёт. Но для юного Шампольона пребывание в лицее оказалось тяжким испытанием: там все время было расписано по минутам, и на занятия арабским и коптским языками его не было. Лицеист корпел над древними языками по ночам и думал о побеге. Жаку-Жозефу удалось добиться для него специального разрешения от министра просвещения. Шампольону-младшему выделили три часа для занятий вопреки правилам.

Отношения со сверстниками у него складывались сложно, дисциплину он ненавидел, но в 1807 году все же окончил лицей с отличием. Об успехах в научных штудиях можно судить по простому факту. После доклада 16-летнего Шампольона в Гренобльской академии наук он был тут же избран её членом-корреспондентом.

Розеттский камень

Из маленького Гренобля в том же году он попал в совершенно другую культурную среду — Париж, где познакомился с Сильвестром де Саси, который занимался изучением Розеттского камня.

Роль углерода в организме человека

В тело человека углерод попадает вместе с пищей, в течение суток – 300 г. А общее количество вещества в человеческом организме составляет 21% от массы тела.

Из данного элемента состоят на 2/3 мышцы и 1/3 костей. А выводится из тела газ вместе с выдыхаемым воздухом либо же с мочевиной.

Стоит отметить: без этого вещества жизнь на Земле невозможна, ведь углерод составляет связи, помогающие организму бороться с губительным влиянием окружающего мира.

Таким образом, элемент способен составлять продолжительные цепи либо же кольца атомов, которые представляют собой основу для множества других важных связей.

Ссылки

  • Государственный научно-исследовательский институт автомобильного хозяйства НИИАТ. Краткий автомобильный справочник / Н. Н. Аникушин. — Москва: Транспорт, 1983. — С. 205. — 223 с.

Основные принципы

В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы, в частности:

Лишь по мере того, как дворянство начинает приходить в упадок, возникают попытки кодифицировать дуэльные нормы (известен опубликованный в дореволюционной России дуэльный кодекс В. Дурасова, выдержка из которого приведена выше), хотя и в этом случае ни один из опубликованных дуэльных кодексов не носил обязательной силы, а был лишь «рекомендацией».

Поединки на пистолетах

В XIX веке в доме каждой дворянской семьи обязательно хранился парный комплект пистолетов. Держался он для вполне конкретной цели. Огнестрельное оружие доставалось после вызова на дуэль. Такие пистолеты были однозарядными. При этом использовались только те, которые еще не применялись и считались необстрелянными. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Знакомый пистолет сразу давал стрелку определенную фору. Она была тем сильнее, что в XIX столетии огнестрельное оружие изготавливалось в основном индивидуально, и каждый экземпляр отличался уникальными характеристиками. Использование парных пистолетов разрешало эту проблему. Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

По распространенной традиции дуэлянты, использовавшие огнестрельное оружие, делали только по одному выстрелу. Довольно часто в результате таких залпов никто не погибал или даже не получал ранения. Даже в таком случае дуэль считалась оконченной, а честь – восстановленной. Противники вовсе не жаждали расправиться друг с другом. В то же время намеренный (или даже демонстративный) выстрел мимо цели вообще мог расцениваться как оскорбление. Известны случаи, когда такие жесты приводили к новой дуэли.

Реже применялась практика, при которой секунданты договаривались о поединке до первого ранения. В этом случае, если выстрелы никого не задели, пистолеты заряжались вновь до тех пор, пока кто-то не попадал в соперника. При новой попытке секунданты могли сократить дистанцию между противниками и тем самым увеличить риск для дуэлянтов.

Сведения по техническому устройству

Для произведения залпов прямо с марша (при условии вывешенных колес) используется поддон с мощным гидравлическим домкратом. В конструкции пушки предусмотрен механизм двухскоростного вертикального наведения. Непосредственно орудием является пушка калибра 152 миллиметра, модель 2А36. Вместе с дульным тормозом общая длина ствола составляет 8197 мм.

См. также

Голосование

Чтобы у вас не оставалось сомнений корректно ли вы голосуете и будет ли учтён ваш голос (который разумеется бесценен, когда оформлен как должно), напоминаем:

Пальцы вверх и вниз

  • Голос должен быть обязательно аргументирован: почему именно эта работа, а не другая, которая вам тоже понравилась или не понравилась. Будем очень благодарны, если вы выскажете своё мнение под каждой работой отдельно. Но оставить Голос можно только одной
  • Не стоит кидаться однословными комментариями. Не стесняйтесь раскрывать суть. Чем лучше вы разъясните свою позицию, тем меньше вероятность, что судьи поймут вас неправильно.
  • Принимаются голоса только от зарегистрированных пользователей
  • Голоса участников текущей дуэли, даже если они за чужую работу, не учитываются
  • Отдельная просьба более чётко выделять свой голос.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector