Ferdinand

По ту сторону Понырей

Наверное, не всем так не везло? Под Понырями, прямо на виду у брошенныхфердинандов», готовилось новое советское наступление. Вообще говоря, правильным, как в учебнике, вариантом для Центрального фронта К. К. Рокоссовского стала бы перегруппировка сил. Чтобы ударить в стороне от района, где только что наступал враг. Но это требовало времени, и решили бить здесь и сейчас. Тем более немцы поспешно растаскивали свой танковый таран для отражения советского наступления севернее.

Решили мощным танковым ударом не дать противнику организованно отойти и закрепиться на старом оборонительном рубеже.

САУФердинанд», подбитые в районе станции Поныри

Но не всефердинанды» отправились на макушку орловской дуги. Часть осталась зализывать раны у Малоархангельска. Когда загремела артподготовка, экипажи самоходок просто полезли в свои бронированные сундуки и завели двигатели. Далеко ехать не надо было. Навстречу советскимтридцатьчетвёркам» зашелестели 88-мм снаряды.

Стоявшие в засадахфердинанды» оказались практически неубиваемы на больших дистанциях боя. В отличие от противотанковой пушки, близкие разрывы даже крупных снарядовФердинанду» — как слону дробина. Подобраться к ним для выстрела в упор было малореально.

Атаки советских 3-го и 9-го танковых корпусов 15 июля успеха не имели. Под раздачу попали также полки поддержки пехоты.

В советских отчётных документах пишут о противодействиифердинандов» — и в данном случае это не пустой оборот речи.

Роты 654-го батальона находились в районе станции Малоархангельск и претендовали на тринадцать уничтоженных советских танков. 17 июля наступление 2-й танковой армии и свежего 9-го танкового корпуса было возобновлено, но успеха не имело.

Фердинанды» выступили в роли подвижного резерва обороны у станции Малоархангельск и заявили об уничтожении 22 советских танков. Три дня боёв стоили 2-й танковой армии 87 подбитых и сгоревших танков, 9-му танковому корпусу — 69 танков и САУ. Путь к старой линии обороны немцев стал долгим и трудным.

Как играть

Ferdinand относится к тем самоходным противотанковым установкам, которые нужно использовать в качестве танков прорыва вражеской обороны, поэтому позиции всегда аналогичны позициям тяжёлых танков. Бронирования лобовой части корпуса вполне достаточно, чтобы соперничать с одноклассниками. Единственное уязвимое место — это нижний бронелист, однако при доворотах корпуса, не часто, но снаряды не будут пробивать эту зону. Поскольку немец имеет хорошие углы вертикального склонения орудия -8 градусов, то следует занимать позиции, где есть пригорки или насыпи. В этих случаях НЛД будет прикрыто и можно смело сдерживаться снаряды бронированной рубкой. Однако не стоит заигрываться и ехать в 1-й линии, поскольку не нужно забывать об отсутствии башни. ПТ-САУ могут легко сбить трак, тем самым обезвредив её.

К достоинствам можно отнести и 128 мм орудие, которое имеет рекордные показатели бронепробития 249 мм и разового урона 490 мм, что позволяет комфортно играть не только против одноуровневой техники, но и против более сильных соперников 9-х и 10-х уровней.

Поскольку Ferdinand обладает хорошим бронированием, то и динамика соответствует. Максимальная скорость составляет 30 км/ч, при этом поворот шасси также медленный – 21 град./сек. Такая динамика не позволит активно передвигаться по карте, поэтому нужно выбирать тот фланг, на котором часто происходят массовые перестрелки. В роли поддержки на 2-й линии немец будет наиболее эффективным, поскольку без башни есть большой риск повреждения трака. Стоит отметить углы горизонтальной наводки 15 градусов. Это значит, что даже при сбитой гусенице орудие достаточно хорошо поворачивается.

Что касается обзора, то стандартные 370 м для этого класса довольно неплохой показатель. При установленном оборудовании «просветлённая оптика» или «стереотруба» и при прокачанных умениях командира «орлиный глаз» и радиста «радиоперехват», Ferdinand сможет светить более чем на 400 м. Это одна из немногих ПТ, которая имеет такой радиус обзора.

Боевое применение

Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.

Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед. В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри

Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое

В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.

Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.

Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.

Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.

В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».

После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.

И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.

Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.

Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.

Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.

Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.

Брянский фронт. Вторая попытка

Тем временем к полю сражения на макушке Орловского выступа прибыла 3-я гвардейская танковая армия П. С. Рыбалко. Её тоже решили использовать, чтобы расколоть выступ надвое. Начальник Автобронетанкового управления Красной армии Я. Н. Федоренко, словно чуя неладное, предлагал использовать 3-ю гвардейскую танковую армию на северном фасе орловской дуги.Фердинандов» там, кстати, не было. Но тов. Федоренко не послушали.

В итоге утром 19 июля танки Рыбалко продефилировали мимо поля неудачи своих предшественников у Подмаслово и влетели прямо вфердинанды» у другой деревеньки поблизости, Казинки. На 18 июля в строю в 7-м гвардейском танковом корпусе имелось исправными 129 Т-34 и 68 Т-70. К вечеру 19 июля от них осталось на ходу 32 Т-34 и 42 Т-70. Бой на большой дистанции имел свои особенности. В мощную оптику наводчикифердинандов» видели, как выскакивают танкисты из подбитых советских танков, но уже не успевали послать в них фугасный снаряд. Пулемётов же у них не было.

Тяжёлые самоходки даже отмечали на рабочих картах корпуса Рендулича.4 F» это четыреФердинанда» в подчинении 36-й МД

Потом на Брянском фронте пытались менять направления ударов, но немцы синхронно перебрасывали вдоль фронтафердинанды».

Так, в конце июля 1943 года 3-я гв. ТА пыталась пробить оборону так называемойГруппы Траута»(командира 78-й штурмовой дивизии). Уже после первых атак она получилафердинанды» с соседнего участка. Прорыва фронта так и не состоялось. Операция в целом развивалась каквыталкивание» немцев с Орловской дуги, а не как окружение и разгром.

Лето 1943 года действительно стало звёздным часомфердинандов». Но не только в качестве фотомодели для советских корреспондентов под Понырями. Странные самоходки стали одной из опор германской обороны в орловском выступе и крайне опасным противником для советских танков в операцииКутузов». До 42 единиц число безвозвратно потерянныхфердинандов» выросло только к августу 1943 года. Что самое обидное — рискованные решениянаверху» выводили советские танки прямо нафердинанды». Врага нельзя недооценивать. Наш противник в той войне был хитрым и опасным.

Начало проектирования

В 1976 г. в рамках программы по модернизации британской бронетехники «Центурион» южноафриканские конструкторы начали работы по созданию танка Olifant Mk.1А. В результате модернизаторских работ в данной бронетехнике был произведен ряд изменений. В качестве вооружения танк «Элефант» оборудовали 105-миллиметровой пушкой L7A1. Раньше использовалась 83-миллиметровая. Кроме того, новое орудие снабдили лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Также танк «Элефант» Mk.1А оснастили 81-миллиметровыми дымовыми гранатометами, подсвечиваемым ночным прицелом для командира, перископическими наблюдательными приборами. Пользоваться ими могли водитель и наводчик. Изображение, которые выводили данные приспособления, как утверждают специалисты, было лучшим, поскольку для них предусматривалось электронно-оптическое усиление. Учитывая условия, в которых планировалось эксплуатировать танк, разработчикам пришлось модернизировать радиоэлектронное оборудование. Например, местом для резервных антенн стали специальные трубки, задача которых – предотвратить изгибание антенн в условиях густой растительности. Каждую бронемашину укомплектовали индивидуальным резервуаром, в котором перевозилась питьевая вода. Имелась также варочная плита и необходимый набор инструментов. Поскольку ангольским FAPLA приходилось иметь дело преимущественно с бронетранспортерами, которые легко уничтожались зенитками, броневую защиту в танке решили не изменять. По той причине, что в условиях с густой растительностью бортовые экраны нередко цеплялись за кустарники, экипаж боевой единицы их просто демонтировал.

Тактика игры на Ferdinand

Как это всегда бывает, планировать стратегию игры на этой машине стоит, опираясь на ее сильные и слабые стороны, ведь именно так достигается максимальная эффективность в любом бою.

Для ПТ-САУ Ferdinand тактика ведения боя часто сводится к пассивной игре, преимущественно из-за медлительности этой машины. В таком случае мы должны занять удобную и выгодную позицию в кустах, где-нибудь на второй линии, откуда можно эффективно вести огонь по союзному засвету и самим оставаться в тени. Как вы понимаете, мощное и достаточно точное орудие Ferdinand World of Tanks позволяет играть таким образом.

Однако мы можем позиционироваться и на первой линии, ведь наша броня при правильной постановке способна выдерживать множество попаданий, сохраняя запас прочности нетронутым. Для этого Ferdinand танк должен находиться в бою против восьмых уровней, скрыть корпус, обезопасить себя от артиллерии и не пускать противника себе в борт. Играем от альфы, между выстрелами пританцовываем или прячемся, обеспечивая себе большое будущее. Смотрите только, чтобы враг не зарядил голду, тогда наша тактика провалится.

Кстати, благодаря хорошим углам вертикальной и горизонтальной наводки немецкая ПТ-САУ Ferdinand World of Tanks способна занимать позиции, которые многим другим не под силу, этим тоже нужно уметь пользоваться.

В итоге хотелось бы сказать, что в наших руках действительно сильная и грозная машина, которая наиболее комфортно себя чувствует в боях вверху списка. Если же приходится сражаться против десяток, лучше пострелять издалека. И как обычно, игра на Ferdinand WoT, вы должны понимать, что это машина одного направления, так что выбирайте фланг тщательно, следите за мини-картой и берегитесь арты.

Орудие повреждено! Точность стрельбы снижена вдвое! Фердинанд №614 после прямого попадания авиабомбы с пикировщика Пе-2, п.Горелое, 9 июля 1943г.

Panzerjager Tiger (P) mit 8,8 cm PaK43/2 “Ferdinand” (с начала 1944 – “Elefant”), Sd.Kfz.184

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger конструкции доктора Фердинанда Порше. Изначально САУ имела хороший потенциал, однако тактика применения и неблагоприятные условия местности, на которой применялись “Фердинанды”, во многом помешала реализовать преимущества этой САУ. Фердинанды участвовали в боях на северном фасе Курской дуги, на осенних боях 1943 на Восточном фронте, в Италии и на западной Украине в 1944, а оставшиеся в строю немногочисленные САУ – в боевых действиях в Польше и Германии в 1945. В Советской Армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

Конструкция боевой машины

Схематическое изображение артиллерийской установки

Конструкция САУ «Фердинанд» была в значительной степени переделана после того, как из танка решили сделать артиллерию. Ввиду значительной длины пушки башню перенесли в кормовую часть, там же располагалась рубка основного экипажа.

Силовая установка с двигателями, генераторами, охлаждением и топливными баками перенесена в среднюю часть, от отделения управления она отделена термостойкими перегородками. С учетом расположения отделений прямое сообщение между управлением и рубкой отсутствовало.

Несмотря на отсутствие пулемета имелись бойницы в рубке для стрельбы из личного оружия. Они представлены небольшими люками с заглушками, три в корме и по одному с каждого борта. В корме также имелась дверь, через которую экипаж мог покинуть установку. На крыше рубки дополнительно имелось два люка для экипажа, небольшие люки для установки перископа и вентилятора.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью велось с помощью перископических устройств, предусмотренных в отделении управления и в рубке. Смотровые щели для механика-водителя и радиста имелись также в передних скошенных бортовых листах.

Броневой корпус

САУ «Фердинанд» обшивались катанной закаленной броней. Лобовая защита имела толщину в 200 мм, верхняя часть корпуса, борта и корма — 80 мм, нижняя часть борта — 60 мм. Днище имело броню в 20 мм, однако передняя часть (1,35 м) дополнительно усиливалась листом в 30 мм. Все крепления обеспечивались болтами с пулестойкими головками.

Экипаж

Экипаж артиллерийской установки состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления. Основной расчет, включая командира — в рубке. С появлением курсового пулемета радист выполнял и роль стрелка.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».

Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа — для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Коротко о главном.

Итак, перед нами Ferdinand – штурмовое орудие 8 уровня. Данная ПТ-САУ коренным образом меняется все взгляды о том, как нужно воевать на ПТ. Пересев с маневренной и быстрой Jagdpanther на Ferdinand, чувствуешь себя несколько неловко. Нет всех плюсов и достоинств, которыми она обладала. Однако не стоит отчаиваться. В наших руках оказалась очень и очень достойная боевая единица. Главным достоинством конечно же можно считать превосходное 128-мм орудие Pak 44 L/55 с отличной бронепробиваемостью и просто шикарным уроном! Не стоит забывать и хорошей броне в 200 мм в лобовой части ПТ. Недостатком является НЛД с толщиной листа брони всего в 85 мм. Очень уязвимы борта, корма и верхние листы. Несмотря на внушительный вес Ferdinand, два двигателя, работающие в паре, позволяют развивать скорость в 30 км/ч. Динамика вполне адекватная, что дает на возможность не отставать от атакующих тяжей союзников. Федя, это любимец артиллерии. Если на поле боя несколько ТТ и рядом Федя, то в 90% случаем чемодан прилетит именно в него. Всему беда слабое бронирование верхних листов. Дамаг от арты проходит практически полностью, что иногда чревато ваншотом. Никогда не стоит воевать в одиночку. Один в поле не воин, это про нашего Фердинанда. Иногда даже ЛТ может стать смертельной угрозой, не говоря уже о СТ. Не стоит искать позиций на открытой местности. Ввиду больших габаритов наша ПТ светится с очень больших расстояний. Тот же Патон способен увидеть нас уже с 400-420 метров. Идеальными являются ущелья или длинные улицы, на которых вас никто не обойдет сзади и сбоку. Прочная лобовая броня вполне уверенно будет держать попадания от многих противников до 7 или даже 8 левела. К последним следует применять постановку ромбом или танцы, что приводит к частым рикошетам.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.

Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».

Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.

Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Преобразование Тигра в САУ

Порше предоставил проект новой САУ 22 сентября 1942 года. Это была тяжелая ПТ (противотанковая пушка), оснащенная 88-миллиметровым орудием L/71, которая на тот момент тоже находилась на стадии разработки. Новую САУ планировалось выпустить на замену устаревших Marder II и III, которые активно применялись на Восточном фронте. Дальность стрельбы у новой ПТ по оценкам должна была составлять 4500-5000 метров. Для того времени это были очень внушительные цифры.

Новый танк проектировался на основе Тигра, только он должен был быть еще больше размером. Это была длинная и широкая ПТ, имеющая бронирование тяжелого танка. 100 гусеничных шасси, предоставленных Порше для разработки, могло хватить только на 91 ПТ, потому что танк прибавил в весе. Когда проект был закончен, Гитлер одобрил его, и 30 ноября 1942 года началась разработка прототипа. Первые испытания новой ПТ начались 19 марта 1943 года.

Гитлер был впечатлен результатом и приказал ускорить производство. Уже в мае первая серия танков была выпущена, и танк получил свое новое прозвище Фердинанд в честь своего разработчика Фердинанда Порше.

Память

Второй этап модернизации

В 1990 году танк «Элефант» Mk.1А начали переделывать. Результатом конструкторских работ стала модель Olifant Mk.B1. В новом варианте решено было оставить прежнее вооружение, а именно 105-миллиметровую пушку L7A1. Тем не менее от прежнего образца танк «Элефант Mk.B1» отличается тем, что главное вооружение дополнили теплоизоляционным стеклопластиковым кожухом. Наводчик располагал перископическим прицелом со стабилизированным визиром и лазерным дальномером. Башня танка для наведения основного орудия на цель разворачивалась посредством электрических приводов. Систему управления огнем дополнили новым баллистическим вычислителем. Вместо двустворчатого люка для заряжающего применили одностворчатый, который мог открываться только вперед. Раньше боеприпасы и имущество членов экипажа танка «Элефант» Mk.1A транспортировались в кормовой корзине. В новом варианте разработчики для этой цели предусмотрели более объемный специальный отсек. Его конструкторы включили в общие обводы башни танка новый отсек, который южноафриканские танкисты использовали в качестве ванны. Борта и крыша башни смонтировали с плоскими навесными модулями. Эта мера была предпринята с целью увеличить бронезащиту боевой машины. Как утверждают специалисты, устанавливая дополнительную броню, разработчик учитывал балансировку башни. В итоге, если сравнивать танк «Элефант Mk.В1» с британским «Центурионом», то в южноафриканском балансировка лучше, благодаря чему, чтобы произвести разворот, потребуется приложить меньше усилий.

Что думают о танке военные специалисты

Как заявляют эксперты, «Элефант» — это наглядный пример того, как можно воспользоваться боевыми возможностями уже устаревшей бронетехники. Оценив тактико-технические характеристики данной модели, многие эксперты сошлись на том, что оказывать полноценное сопротивление большинству современных танков «Элефант» не в состоянии. Однако с внесенными усовершенствованиями он в более выгодном положении, чем танки, не адаптированные к применению в Африке. В 1987 г. южноафриканская бронетехника в противостоянии с советскими танками Т-62 показала себя довольно неплохо.

Как убеждены специалисты, если сравнить «Элефант» с Т-62, то броневая защита и основные орудия в машинах ЮАР несколько лучше. В советской бронетехнике самым уязвимым местом была лобовая проекция. Южноафриканский танк можно было уничтожить с двухкилометровой дистанции, если снаряд из 115-миллиметровой советской пушки попадал в борт. Также «Элефант» можно было подбить посредством ручного противотанкового гранатомета, а именно РПГ-7. Благодаря модернизированной системе управления огнем снаряд с 2-километрового расстояния попадал в цель 500 х 500 мм. По мнению специалистов, такой показатель можно считать идеальным только для открытой равнинной местности, как в Южной Африке. Если бы посредством этих танков пришлось бы воевать в Анголе, для которой характерны густые заросли, то такая кучность была бы неудовлетворительной, даже со 100-метрового расстояния.

Техническая характеристика

Выставочная модель артиллерии в музее

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 8,14 м;
  • ширина — 3,38 м;
  • высота — 2,97 м;
  • клиренс — 0,485 м.

Боевая масса танка — 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности — 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий — наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива

Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего — порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности — на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector