Российский имперский флаг: символ, который так и не стал государственным

Теодор Рузвельт

Эксплуатация

БМП-3 часто подвергается критике, например, за свою ненадёжность. Механизм изменения клиренса плохо зарекомендовал себя, из-за чего был заблокирован или даже убран в новых модификациях. Один из режимов механизма заряжания основной пушки не отлажен и практически не используется в армии, стартер двигателя очень любит выходить из строя, а в цилиндры старых модификаций может затекать масло, в результате чего может произойти гидроудар

Важно, что часть этих проблем решается в новых модификациях, а сама БМП-3, не смотря на свой возраст, имеет большой потенциал для модернизации

Боевая машина пехоты стоит на вооружении многих стран, в России используется более 500 единиц и ещё некоторое количество будет заказано в ближайшее время.

История

Герб в гербе

Надо заметить, что самым важным и сложным из трех созданных при Александре II гербов стал Большой герб. Его традиционно считают одним из самых сложных государственных гербов в мировой истории, и эта оценка вполне справедлива. Достаточно сказать, что в Большой государственный герб входили изображения 15 гербовых щитов: шесть — с соединенными гербами княжеств и волостей и девять — с гербами Великих княжеств и гербом самого императора. Кроме того, композицию венчала, как говорилось в царском указе, «государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке оной крестом. Ткань государственной хоругви золотая, на ней изображение среднего государственного герба, только без окружающих оный девяти щитов с гербами царств и великих княжеств и родовым его императорского величества гербом».

Главным элементом Большого герба был собственно герб Российской империи. В том же указе он описывался как черный двуглавый орел на золотом щите, с тремя императорскими коронами над головами: по одной над каждой и расположенными выше них третьей, чуть большего размера и с голубой развевающейся лентой. В лапах орел держал золотые скипетр (в правой) и державу (в левой), а на груди был изображен «герб Московский: в червленом с золотыми краями поле-щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий», поражающий змия. Щит окружала цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного, венчал герб изображенный над щитом шлем святого великого князя Александра Невского, а по сторонам располагались «изображения святых архистратига Михаила и архангела Гавриила». Располагались все эти изображения на золотой «сени», выглядевшей как своего рода купол-балдахин с оторочкой горностаем и «усеянной», как говорилось в указе, «российскими двоеглавыми орлами».

Как оговаривал указ, в полном виде российский государственный герб использовался в очень ограниченном числе случаев. В частности, он изображался на Большой государственной печати, «на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при императорском дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым высочайшим повелениям».

Средний герб выглядел попроще: без «сени» и без шести щитов с соединенными гербами княжеств и волостей. Изображался он, соответственно, на Средней государственной печати, а также «по особенным указаниям его императорского величества, и в других местах и случаях».

Что касается Малого герба, то он представлял собой подобие среднего, но без императорской сени и изображений святых. При этом орденская цепь перекочевывала на грудь орла, а гербовые щиты — на крылья. Расположение их там тоже было регламентировано: на правом крыле располагались гербы Царства Казанского, Царства Польского и Царства Херсонеса Таврического, а на левом — Царства Астраханского, Царства Сибирского и Царства Грузинского. Кроме того, на правом крыле был еще щит с соединенным гербом великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, а на левом — Великого Княжества Финляндского.

В таком виде, только под императорской сенью, Малый герб изображался на Малой государственной печати. На других печатях, как оговаривал царский указ, он мог изображаться и без сени, и без гербов на крыльях, «но всегда с Московским на груди гербом, окруженным цепью ордена святого апостола Андрея Первозванного».

Навигация

Источники

Литература:

  1. Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
  2. Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
  3. О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
  4. А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
  5. М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
  6. С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
  7. С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
  8. Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
  9. А. Больных «Авианосцы».
  10. Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
  11. «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».

Документальные фильмы:

  1. Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).

Иллюстрации:

  1. www.navsource.org
  2. www.waralbum.ru

Неудачная атака

Когда до Японии оставалось 720 миль, тамошние сторожевые суда заметили американцев. Хэлси решил, что надо начинать атаку в 650 милях. Это означало, что бомбить Токио придётся днём (хотя планировалось ночью), а до Китая самолётам топлива не хватит.

Атака началась удачно. Самолёты шли на низкой высоте, но японцы не смогли засечь все их. На Токио и Иокогаму пришлось по 13 самолётов, ещё по одному самолёту пролетело над Нагоей, Осакой и Кобой.

Нападение на Пёрл-Харбор

Американские лётчики смогли дотянуть до Китая, но оказалось, что местные солдаты так и не подготовили аэродром, как обещали. Командование ВМС отключило связь для сохранения операции втайне и потому слишком поздно узнало об этой ситуации.

Описание и значение

Государственная эмблема выполнена в виде геральдического щита, окрашенного в красный цвет. В центральной части расположен большой двуглавый орел. В правой лапе птица держит скипетр, а в левой — державу. Над каждой головой орла можно увидеть по короне, а над ними расположена третья, которая имеет больший размер. Все головные уборы соединены между собой золотистой лентой.

Следует отметить интересный факт — двуглавый орел используется не только Россией. Эта птица изображена на символике других стран, к которым относится:

  • Черногория;
  • Албания;
  • Сербия.

Многие интересуются, откуда появилась традиция изображать орла. Эта история берет свое начало со времен древнего населения Южной Месопотамии. У этого народа орел олицетворял Бога. С тех пор птицу считают символом, который неразрывно связан с духовным началом, освобождением от чего-либо. В Средние века орла связывали с рождением, крещением и вознесением Христа.

Особенное значение придается не только изображению, но и цветам:

  1. Красный цвет символизирует кровь, которая была пролита народом, защищавшим свои земли от нападения врагов. Кроме того, этот цвет обозначает любовь к Родине и друг другу, что подразумевает единство людей.
  2. До недавнего времени орла изображали на картинках в черном цвете. В 2000 году было принято решение перекрасить птицу в золотой. Этот цвет значит могущество, справедливость, веру, богатство, милосердие и смирение.
  3. Серебряный цвет, в который окрашены детали, имеющие непосредственное отношение к Георгию Победоносцу, указывает на чистоту и благородство.
  4. Змей, которого поражает всадник, окрашен в черный цвет. Он символизирует испытания, через которые прошло государство, а также память о погибших.

Нападение

См. также

  • История Герба России
  • Герб Российской империи
  • Герб Российской республики
  • Герб Российского государства
  • Герб Российской Федерации
  • Знаки Рюриковичей

Примечания[править]

Как орел попал на герб России

Но нас с вами больше всего интересует, как такая экзотическая птица стала главным символом и Русского государства. Легенд и мифов на этот счет предостаточно. Предпочтительной является версия, что двуглавый орел «прилетел» к нам более 500 лет назад. Именно в это время, в 1472 году, состоялся брак великого князя Московского Ивана III Васильевича и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог. Именно при Иване III завершилось объединение русских земель, окончательно разрушилась зависимость от Золотой Орды и активно стали развиваться связи с разными странами Европы. В 1497 году был принят общерусский Судебник– единый свод законов страны.

Малый герб Российской империи

Желание и возможность быть наравне со всеми европейскими правителями и подвигло великого князя принять новый герб как символ государства. Породнившись с византийской династией, московские государи могли говорить о преемственности власти. Соединив герб Византии и герб Москвы, получили новый герб, ставший символом Русского государства. А еще данный символ в очередной раз подчеркивал приоритетную для той эпохи идею «Москва – третий Рим».

В XVII веке двуглавая птица стала держать в лапах скипетр и державу – регалии, принятые во всех монархических государствах. А вот сын Ивана Грозного Федор Иоаннович разместил между коронованными головами орла православный крест. Это связано с тем, что в 1589 году было учреждено патриаршество и церковная независимость России.

Символы Московского княжества

Печать Ивана III, 1497 год

Подробнее по этой теме см. Символы Московского княжества.

На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображён лев, терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства — ездец, употреблявшийся ещё в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орёл, копируя символику Священной Римской империи — сильнейшего государства Западной Европы, московский князь изображал себя наследником восточной части распавшейся Римской империи — . У Ивана III был формальный повод — он был женат на Софии Палеолог, происходившей из последней правящей в Византии династии, дочери морейского деспота. Этот символ был не семейным, а родовым знаком всей династии.

После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды впервые появляется великокняжеская печать Ивана III. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.

Правление Ивана Грозного и превращение двуглавого орла в герб

Официальным государственным гербом Российской империи двуглавого орла сделал внук Ивана III Иван IV, более известный как Грозный. Он царствовал с 1547 по 1584 годы. Эмблема во время его правления претерпела следующую трансформацию. Сначала на малом щите по центру орла изображался единорог, через несколько лет его сменил всадник, который первое время символизировал монарха, на что указывала в том числе и корона на его голове. Однако затем наездника стали называть Георгием Победоносцем, правда, официальное закрепление эта трактовка получила намного позднее.

После смерти Ивана Грозного на престоле воцаряется его сын, Федор Иванович «Блаженный». При нем главный образ герба Российской империи — орел — становится «православным». Головы хищной птицы теперь венчает не только корона как атрибут монаршей власти, но и голгофский крест, который олицетворяет страдания и мученическую смерть Христа.

Скрябины: белый конь, единороги и гранаты

Мемориальный музей А.Н. Скрябина

В Российской империи фамилию Скрябин носили представители нескольких не связанных друг с другом дворянских и боярских семей. Знаменитый русский композитор Александр Николаевич Скрябин относился к роду, получившему высокий статус за военные заслуги. Подпоручик Иван Алексеевич, прадед музыканта, был удостоен потомственного дворянства в 1819 году и внесен в Родословную книгу дворян Санкт-Петербургской губернии. Несколько лет спустя, в 1858-м, в Родословную книгу дворян Московской губернии вписали его сына, подполковника Александра Ивановича.

Гербовый щит рода Скрябиных разделен на четыре сектора. Скрещенные мечи, ятаган и гранаты отсылают к военной истории семьи и готовности защищать интересы государства. Также на гербе изображен белый конь, символизирующий храбрость и мощь. Помимо этого, согласно первому российскому сборнику толкований геральдических элементов «Символы и эмблемата» 1705 года лошадь символизирует войну и победу.

Щит держат два белых единорога

В европейской геральдике эти мифические животные обрели популярность в эпоху Средневековья и символизировали благоразумие и осторожность. Одно из первых появлений изображения единорога в России случилось в годы правления царя Ивана III, который разместил его на золотых монетах

Спустя какое-то время их стали изображать и на гербах дворянских родов.

Первый рояль и последний фрак. Любимые экспонаты главного хранителя Музея А.Н. Скрябина «Мистические легенды поддерживаю». Интервью с директором Музея А.Н. Скрябина

Новейший российский эсминец-невидимка: ядерное «сердце» и 200 убойных ракет (ФОТО)

См. также

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. Головы птицы направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе — это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел – образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел – символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы – это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел – храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Доска почета

Клиентская поддержка через кабинет

Задать вопрос касательно работы сервиса доступно через техническую поддержку сайта или по горячей линии Федеральной Таможенной службы – 8(499)449-77-71. Для онлайн-обращения кликните на иконку в виде вопроса в правом верхнем углу, выберите соответствующую вкладку, заполните форму и отправьте обращение.

Дополнительные контакты:

  • справочная по документам – 8(499)449-72-35;
  • приемная – 8(499)449-76-75;
  • электронная почта – fts@ca.customs.ru;
  • адрес службы техподдержки – support@ca.customs.ru;
  • расположение головного офиса – Москва, Новозаводская 11/5.

Местоположение и контакты региональных отделений:

Название Адрес Телефон E-mail Начальник
Центральное таможенное управление 107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 1 Телефон доверия:8 (499) 975-10-56 Телефон справочной службы:8 (499) 975-19-18 Пресс-служба:8 (495) 276-30-22276-38-53276-30-70 ctu-info@ctu.customs.ru Рыбкин Сергей Валентинович
Северо-Западное таможенное управление 191187, г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 20, лит. А Телефон доверия:8 (812) 275-03-38 Телефон справочной службы:8 (812) 273-16-19 Пресс-служба:8 (812) 458-32-12 sztu-mail@sztu.customs.ru Повод Александр Викторович
Южное таможенное управление 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 21/2 Телефон доверия:8 (863) 250-93-33 Телефон справочной службы:8 (863) 240-54-84 Пресс-служба:8 (863) 250-92-78 jtu_odo@jtu.customs.ru Пашко Сергей Викторович
Дальневосточное таможенное управление 690014, г. Владивосток, Приморского края, ул. Гоголя, д. 48 Телефон доверия:8 (423) 230-83-00 Телефон справочной службы:8 (423) 230-82-27 Пресс-служба:8 (423) 230-82-78 dvtu_odo@ca.customs.ru Ладыгин Юрий Михайлович
Приволжское таможенное управление 603022, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д. 8 Телефон доверия:8 (831) 430-77-31 Телефон справочной службы:8 (831) 296-02-28 Пресс-служба:8 (831) 296-02-78 ptu-odo@ptu.customs.ru Ашкалов Агепсим Исаакович
Северо-Кавказское таможенное управление 357205, Ставропольский кр., г. Минеральные Воды, ул. Советская, д. 150 Телефон доверия:8 (879 22) 58-246 Телефон справочной службы:8 (87922) 77-360 Пресс-служба:8 (879 22) 95-204 odo@sktu.customs.ru Мавликов Альберт Вазилович
Сибирское таможенное управление 630082, г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 74 Телефон доверия:8 (383) 228-12-49 Телефон справочной службы:8 (383) 319-91-28228-14-15 Для прессы:8 (383) 319-90-78 stu_odo@stu.customs.ru Шишкин Андрей Михайлович
Уральское таможенное управление 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 31 Телефон доверия:8 (343) 358-17-26 Телефон справочной службы:8 (343) 358-18-15 Для прессы:8 (343) 359-52-78 utu-odo@utu.customs.ru Чмора Максим Владимирович

Короны

В период правления Ивана Грозного было принято изображать одну корону, украшенную крестом. Она располагалась между головами орла. С приходом к власти Феодора Блаженного и установлением патриаршества в 1589 году каждая орлиная голова обретает свою корону, а между ними помещается крест как символ единой православной церкви, возглавляемой патриархом. В начале XVII столетия, когда на российском престоле утверждается первый монарх из династии Романовых, на государственном гербе воспроизводится три короны. Изменения в количестве атрибутов монархической власти трактовалось как знак расширения земельных владений и объединения новых территорий (Сибири, Астраханского и Казанского царства) под властью единого правителя. В настоящий момент существует 3 интерпретации значения:

  • ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) как оплот демократического устройства;
  • братство народов (России, Украины, Белоруссии);
  • уровни реализации властных полномочий (местное самоуправление, региональные и федеральные структуры).

Хронология

Глобальный смысл заключается в тотальном единстве составляющих и нерушимости общего концепта. Лента, скрепляющая три короны, стала изображаться только в первой четверти XVIII века.

Историческое развитие флага

С некоторой натяжкой можно считать, что прототип флага Российской империи был введен еще её основателем — Петром I. Этот правитель оставил описание своего личного царского штандарта, в котором говорится о том, что на полотнище изображен двуглавый орел черного цвета на жёлтом фоне. Такой флаг поднимался совместно с более известным «Андреевским» на том корабле, где находился самодержец. Белый цвет на этом штандарте тоже мог присутствовать. Не исключено, что такую окраску имели «карты морей», которые держал в своих клювах и лапах орёл. Кроме того, на груди у этой птицы изображался Московский герб с «серебряным всадником».

На том варианте штандарта, который хранится в Морском музее Санкт-Петербурга, присутствуют все эти элементы.

Современная копия фрегата «Штандарт», на котором Петр I поднимал свой личный флаг – его дубликат можно увидеть на передней мачте

Имеются также свидетельства о том, что в некоторых случаях использовались белые полотнища, на которых красовался двуглавый орел жёлтого цвета.

17 августа 1731 года, уже во времена правления императрицы Анны Иоанновны, для российских драгунских и пехотных полков были приняты шляпы из чёрного шелка с золотыми кисточками и белым бантом – то же самое сочетание цветов, что и на штандарте Петра I. Использовалось оно и впоследствии, но флаги подобной окраски, судя по всему, появились лишь в XIX веке, когда их использовали для украшения зданий в ознаменование окончательной победы над Наполеоном. Кроме того, на шляпах офицеров и обычных чиновников (они в Российской империи тоже носили мундиры) иногда имелись чёрно-жёлто-белые кокарды, которые получили наибольшее распространение в годы царствования Николая I.

С 1858 по 1883 годы чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным символом России, затем его положение поколебалось. Дело в том, что незадолго до коронации Александра III было издано Высочайшее повеление, в котором говорилось, что отныне украшать здания можно только бело-сине-красными полотнищами. Вместе с тем в 1887 году для военных был установлен черно-оранжево-белый флаг империи. Использовался он в дальнейшем и во время различных торжественных событий, например, в ходе встречи русского и австрийского императоров в 1885 году.

1873 год, парад на Царицыном лугу с участием Александра II и шаха Наср-эд-Дина. Видны как имперские, так и бело-сине-красные флаги

Неопределенность этой ситуации усугублялась тем, что Высочайшее повеление 1883 года было объявлено «всего лишь» министром внутренних дел, а это означало, что оно, будучи правительственным, не может отменить Именной высочайший указ 1865 года, который вводил в качестве государственных цветов чёрный, оранжевый и белый. В то же время мнение самого императора, Александра III, было хорошо известно: он вполне определенно высказывался в пользу бело-сине-красного флага. Почему он не закрепил это в именном указе, непонятно и по сей день.

Так или иначе, попытки вывешивания императорского флага в 1892 году начали пресекаться полицией, что вызвало немалый скандал, разрешить который мог только новый император — Николай II. Самодержец, однако, предпочёл отдать право на принятие окончательного решения в руки Особого совещания, председателем которого стал генерал-адъютант К.Н. Посьет. Возможно, Николай II попросту не имел точного представления о сути вопроса. В итоге произошло «повторение пройденного» — Особое совещание пришло к выводу, что национальным флагом должен стать бело-сине-красный, но эпизодическое использование черно-желто-белого полотнища продолжилось, в том числе и во время вполне официальных мероприятий.

В самом начале Первой мировой войны министерство внутренних дел попыталось совместить флаги Российской империи — в левом верхнем углу бело-сине-красного полотнища поместили жёлтый квадрат, а на его фоне был изображен черный двуглавый орёл. Николай II поначалу не утвердил этот проект, а затем наступил 1917 год — пришла эпоха совершенно иной символики.

«Гибридный» флаг, предложенный в 1914 году

Заработок

Ордынские флажки

В отечественных источниках достоверных сведений о символах русских земель XIII-XV веков практически не сохранилось. Но кое-что можно обнаружить в европейских источниках — географических картах и атласах. Географы того времени часто изображали города на карте в виде крепости, а государственную принадлежность города — флажком над этой крепостью. На картах XIV века русские города увенчаны флажками с ордынской тамгой.

Например, на карте Андежино Дулцерта (Далорто) 1339 года крупными буквами отмечена территория RUTENIA, рядом с ней «российские горы», в районе которых начинается река Днепр, а в виде крепостей изображены города Москва (moscaov), Ростов (rostaov), Рязань (rasanpaslao), Новгород (nogardo). Над каждой крепостью изображены флажки с ордынской тамгой.

Москва и Ростов под ордынскими флажками на карте Анджелино Дулцерта 1339 г.

Примерно то же самое изображено и в каталонском атласе Авраама Креска 1375 года, восточнее Ростова отмечена Тверь (tifer) под таким же ордынским флагом, но полотнище флага закрашено зеленым цветом. В районе ордынской столицы Сарая изображен «император Джанибек» с точно таким же флажком.

Тана и Тверь на карте Авраама Крескеса. 1375 г. Оба города под зелеными флагами с ордынской тамгой.

Ордынская тамга такого вида (в виде буквы «П» с шариком вверху и полумесяцем рядом) была хорошо известна и, скажем так, «раскручена» в Европе. Она повторялась во многих географических трудах. Например, в «Космографии» Себастьяна Мюнстера точно такая тамга изображалась на щите татарского воина. Ее прообраз – монеты ордынских ханов.

Татарский воин (Tartarus) на обложке «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Справа — ордынская монета с тамгой.

Интересно, что на карте братьев Пицигани (1367 г.) над некоторыми российскими городами изображены белые флажки с красными квадратиками (тамгой?), а над Москвой такой же квадратик (тамга?) черный.

Российские города на карте братьев Пицигани (1367). Синей стрелкой показана Москва под флажком с черным квадратом.

Потери

В итоге этого налета 4 находившихся в строю линкора американского флота («Аризона», «Вест-Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния»), выведенный из боевого состава, но служивший учебным кораблём-мишенью линкор «Юта», а также 2 эсминца и 1 минный заградитель были потоплены. Ещё 4 линейных корабля («Пенсильвания», «Невада», «Тенесси», «Мэрилэнд»), 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Девятый тихоокеанский линкор американских ВМС «Колорадо» находился в момент нападения в Бремертоне (штат Вашингтон) на капитальном ремонте, завершившемся в марте 1942 года. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены. Японцы потеряли 29 самолётов, ещё 74 было повреждено. Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок. Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников). Ещё один — лейтенант Кадзуо Сакамаки — был взят в плен. Его прибило к берегу после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф. Девять погибших японских подводников были объявлены национальными героями.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector