Черноморская трагедия 1986 года

Содержание

Дальнейшая история[править]

В году в Одессе, в ДК железнодорожников, после почти полугодового процесса состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам лишения свободы каждого. Спустя 6 лет, в ноябре года указами президентов Украины и России их помиловали и выпустили на свободу.

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на Тальор, уехал на постоянное место жительства в Израиль.
В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже остатки яхты и погибших людей нашли у канадского берега. Похоронен В.Ткаченко в Тель-Авиве.
Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. Умер в Одесе, в мае 2007 года.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте.

Файл:Andrievskaya.jpg Г. В. Андриевская, 31 августа 2004 г.

Ежегодно, 31 августа, на это место приходит катер, с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы… Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1987 по 2005 годы был благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской. 01 декабря 2005 года после тяжёлой болезни Галина Васильевна умерла. Руководство фондом, а также подготовку траурных мероприятий, посвященных 20-летию трагедии, взяла на себя ее дочь — Наталия Рождественская.

Памятник на мысе Дооб

В 1987 году на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров.

Теплоход «Пётр Васёв» после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован в «Подольск». Сейчас он ходит под флагом Мальты и называется «Orbit». 31 августа 2006 года, спустя ровно 20 лет после трагедии, сухогруз снова зашёл в порт Новороссийск.

Литература

  • Чапкис, Давид Тойвович. Гибель «Адмирала Нахимова». — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1995. — 608 с. — (Чёрная картотека). — 20 000 экз. — ISBN 5-88475-022-6.
  • Черкашин Н. А. Последний рейс «Нахимова». — М.: Советская Россия, 1988. — 126,  с. — (Писатель и время). — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00791-2, ББК 66.3(2)61 Ч-48.
  • Соболев Н. А. Море ошибок не прощает. Воспоминания капитана. — Одесса: Маяк, 1991. — 206,  с. — ISBN 5-7760-0420-9, РУБ 627.2.08, УДК 629.12 С54.
  • Коптюх Н. Немецкий «Берлин» — советский «Адмирал Нахимов». — Ставрополь, 2005.
  • Кулишкина И. В. Пароход «Адмирал Нахимов» от А до Я. — Одесса: Оптимум, 2011. — 105 с. — ISBN 978-966-344-446-8.
  • Морозов Б. Б. Горькая правда катастрофы. — Одесса: Оптимум, 2011. — 236 с. — ISBN 978-966-344-456-7.
  • Книга А. И. Анненского «Фанера над Парижем. Эпизоды», (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир») ISBN 978-3-941953-26-0.

Технические данные т/х «Петр Васев»:

1. Длина наибольшая, м — 183,52. Ширина, м — 26,653. Высота борта, м — 15,054. Осадка в грузу, м — 10,755. Тоннаж БРТ, рег.т — 18604,516. Дедвейт, т — 324427. Мощность ГДВ, л.с. — 114008. Скорость, уз — 14,5

Т/х «Петр Васев» по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.

31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.

В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.

В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58о.

В 22.47 легли на курс 36о в точке — 44о 32,5 сев. широты, 37о 48,9 вост. долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х «Адмирал Нахимов», который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160о и о просьбе пропустить его.

В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х «Адмирал Нахимов». В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов» заблаговременно. Вахтенный помощник Зубюк П.А

производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии

Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.

Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36о полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х «Адмирал Нахимов» уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду «стоп-машина». Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.

В 23.10 дал команду «средний» и сразу — «полный назад», сопроводив его звуковым сигналом — 3 коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110о), скорость — около 5 узлов, руль право на борту.

Удар был нанесен в правый борт п/х «Адмирал Нахимов» в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.

Корпус (бульб) т/х «Петр Васев» вошел в корпус п/х «Адмирал Нахимов» при курсе судна около 33о и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110о, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х «Адмирал Нахимов» на 77о и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 кв. метров.

Указанный разворот т/х «Петр Васев» происходил под действием поступательного движения п/х «Адмирал Нахимов».

Т/х «Петр Васев» в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.

Из-за значительной пробоины на п/х «Адмирал Нахимов» оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х «Адмирал Нахимов» из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х «Адмирал Нахимов», имея крен свыше 60о, затонул в координатах 44о 35,95′ сев. широты, 37о 52,9′ вост. долготы на глубине 47 метров.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВпосле столкновения и кораблекрушения

В момент удара капитан п/х «Адмирал Нахимов» выбежал на мостик и объявил шлюпочную тревогу. Из-за затопления дизель-генераторов и обесточивания, тревога объявлялась голосом. Аварийный дизель-генератор включился, но через несколько секунд тоже выключился. Поэтому также не был подан сигнал SOS.

Из-за быстро увеличивающегося крена, с правого борта удалось спустить только 8 (из 24) спасательных плотов, а с левого борта  смогли спустить одну спасательную шлюпку и все имеемые надувные плоты. Пассажиры с возрастанием крена и погружением судна с помощью экипажа и самостоятельно прыгали в воду.

Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

Капитан т/х «Пётр Васёв» Ткаченко В.И. после столкновения в 23.15 сообщил по УКВ в эфир, что он столкнулся с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.25 портнадзором дано указание всем судам, стоящим на рейде, спускать плавстредства на воду и следовать в район аварии для оказания помощи.

В 23.30 сообщено в АСПТР.

В 23.33 оповещен с целью оказания помощи оперативный дежурный пограничных кораблей.

В дальнейшем в кратчайший срок были направлены все имеющиеся в Новороссийском порту и п/п Геленджик суда в количестве 64 единиц разных ведомств и 18 летательных аппаратов.

Кроме этого в спасении людей приняли участие 11 гребных шлюпок, управляемых курсантами НВИМУ.

Первым в спасение включился т/х «Пётр Васёв», спустив две спасательные шлюпки и подобрав с воды около 70 человек, из которых 37 были подняты на борт своего судна, а остальные переданы на другие суда.

При этом отмечается, что в периоды 23.25 — 23.26 и 23.35 — 23.40 т/х «Петр Васев» работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов.

Вторая жизнь Парохода

Корабль отбуксировали в док Кронштадского завода. Ремонт осуществлялся и в ГДР, а длился он в общей сложности целых восемь лет. Капитаном «воскресшего» парохода стал Николай Соболев. Впервые оказавшись на нём, он поразился. К судну вёл какой-то узкий парадный трап, но за ним открывался вид, вызывающий восхищение. Одна прогулочная палуба приводила в изумление своими габаритами.

Под стать ей было и внутреннее убранство. Салон был оснащён канделябрами, шикарными коврами, дорогостоящими картинами. Тут и там встречались барельефы русских моряков, выполненные из бронзы. Многие элементы были из натурального дерева и отполированы так, что могли заменить зеркало. Помимо всего этого великолепия были предусмотрены рестораны, барные стойки, даже кинотеатр и парикмахерские.

Рекламная брошюра парохода «Адмирал Нахимов»

В 1960 году судно было отдано в аренду с целью организации на нём недолгих прогулок на несколько часов или дней. От этого шла хорошая прибыль. Так «Адмирал Нахимов» стал самым крупным российским пассажирским судном, потеснив «Россию». Первый рейс был осуществлён вдоль черноморского побережья.

Единственное, на что жаловались туристы, так это духота. Они открывали иллюминаторы, но в них при малейшем крене попадала вода. Кондиционеров тогда не было. Вентиляционную систему дорабатывали долгое время и только спустя десять лет все каюты были кондиционированы.

Что произошло?

Павел Нахимов — совершенно точно самый известный из российских флотоводцев. Его имя сакрализировано как военными историками, так и деятелями культуры. Куда более успешный Федор Ушаков — другой легендарный адмирал — остается в тени своего коллеги. Это весьма любопытный культурно-психологический феномен. Нахимов участвовал в войне, которая была в итоге проиграна. Обычно имена военачальников, сражавшихся на стороне проигравших, забываются и пропадают из истории. Случай с Нахимовым — особый.

Адмирал Нахимов. (wikipedia.com)

Во-первых, технически он ничего не проиграл, ибо Севастополь сдали уже после его гибели. Во-вторых, которое вытекает из «во-первых», эта самая трагическая и внезапная гибель только добавляет фигуре адмирала мифологических черт. Судите сами: блестящий флотоводец одерживает яркую победу в морском сражении (Синоп, 1853 год), принимает командование обороной Севастополя (зима 1855 года), и город под его руководством не просто удерживает рубежи, но еще и изматывает противника внезапными вылазками. Психологическое преимущество точно на стороне защитников. Авторитет Нахимова среди подчиненных столь высок, что впору вспоминать Лермонтова: «Слуга царю, отец солдатам». И вот этого флотоводца и мастера обороны убивает шальная пуля. 12 июля 1855-го года Нахимов проводил осмотр укреплений в районе Малахова кургана и получил смертельное ранение в голову.

Мистика? Пройдет полвека, и в российской истории произойдет еще один похожий случай. Адмирал Степан Макаров, прибывший на Дальний Восток, чтобы изменить ход неудачно складывавшейся войны с Японией, подорвётся на мине в водах близ Порт-Артура. Сражения не было, была случайная мина, на которую наскочил его броненосец. Правда, Макаров легендой российской истории не стал. А вот Нахимов — стал. Непобежденный военачальник, погибший по воле злого рока. Будь он жив, все могло бы сложиться иначе. Могло ли?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», построенный в 1925 году в Германии, капитально отремонтирован в 1957 году на судоверфи в ГДР, прошел последний плановый ремонт в 1985 году и доковый ремонт с сопутствующими работами в январе-апреле в 1986 году в порту Варна, НРБ. По состоянию на 31 августа 1986 года судно имело класс Регистра СССР и документы на годность плавания сроком до 30 ноября 1986 года. После завершения эксплуатации в IV квартале 1986 года в связи с моральным и возрастным износом планировался его вывод из строя транспортного флота ЧМП и списания с баланса пароходства

Технические данные п/х «Адмирал Нахимов»

1. Длина наибольная, м — 174, 32. Ширина, м — 21,023. Высота борта, м — 11,814. Осадка, м — 9,05. Тоннаж, БРТ, рег.т — 170536. Дедвейт, т — 78107. Мощность ГДВ, л/с — 2 х 44108. Скорость, уз. — 16,09. Пассажировместимость, человек — 1096

31 августа 1986 года в 22.00 п/х «Адмирал Нахимов», под командованием капитана дальнего плавания Маркова Вадима Георгиевича, будучи подготовленным во всех отношениях к предстоящему плаванию, отошел от причала N34 п. Новороссийск назначением на порт Сочи. На борту находилось 884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семьи, всего 1234 человека.Экипаж укомплектован в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, технические средства судовождения — в рабочем состоянии. Судно отошло от причала и развернулось в акватории порта на выход с помощью машины и двух буксиров. В 22.30 п/х «Адмирал Нахимов» прошел ворота порта и лег на Новороссийские створы (154,2о). Дальнейшее плавание до выхода из зоны регулируемого движения орта Новороссийск осуществлялось под проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС). На мостике находились капитан Марков В.Г., вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., рулевой — матрос I класса Смирнов Е.А. и впередсмотрящий-матрос II класса Вышаренко Ю.А.

В 22.20 ПРДС передал на п/х «Адмирал Нахимов» информацию о состоявшемся контакте по радиотелефону с подходящим к порту Новороссийск т/х «Петр Васев» и договоренности с ним пропустить п/х «Адмирал Нахимов».

В 22.47 после прохода траверза зеленого буя N1 Пенайской банки легли на курс 160о с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков В.Г., проинструктировав вахтенного помощника, передал ему управление судном и ушел с мостика в радиорубку, затем в свою каюту, где по его словам, умывшись за рабочим столом читал книгу

После ухода капитана вахтенный помощник Чудновский А.Р. связался с т/х «Петр Васев» по радиостанции УКВ, проинформировал о своем курсе 160 и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х Адмирал Нахимов».

В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.

В 23.00 п/х «Адмирал Нахимов» прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.

В 23.05 п/х «Адмирал Нахимов» вызвал т/х «Петр Васев» по радиостанции УКВ, повторил просьбу — уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.

Вскоре (около 23.06) вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 кл. Смирнова Е.А. и дважды менял курс по 5о влево, еще просил по УКВ радиостанции т/х «Петр Васев» замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: «Работать немедленно назад!», в 23.11 дал команду «лево на борт». Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.

В 23.12 произошло столкновение в точке с координатами… в расстоянии от берегов мыса Дооб 2,2 мили.

Балкер «Пётр Васёв» Черноморского морского пароходства, построенный в Японии в 1981 году под наблюдением Английского ЛЛОЙДА, имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года, оборудованный современными средствами спутниковой навигации, системой радиолокационной автоматической прокладки (САРП) и другими современными техническими средствами судовождения, удовлетворяющий всем требованиям Международных Конвенций и Соглашений, ратифицированных СССР, укомплектованный квалифицированным экипажем, следовал из Канады в порт Новороссийск с грузом ячменя 28638 т. под командованием капитана дальнего плавания Ткаченко Виктора Ивановича.

Примечания

  1. , с. 194.
  2. , с. 201.
  3. , с. 203.
  4. , с. 204.
  5. , с. 205.
  6. , с. 242.
  7. , с. 323.
  8. ↑ . Библиотека штурмана. Дата обращения: 7 августа 2016.
  9. , с. 324.
  10. , с. 253.
  11. , с. 257.
  12. , с. 241.
  13. , с. 66.
  14. , с. 84.
  15. , с. 86.
  16. Правительственная комиссия по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х «Пётр Васёв» с п/х «Адмирал Нахимов». . Катастрофа 1986 года (3 сентября 2013). Дата обращения: 31 августа 2016.
  17. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (20 сентября 2011). Дата обращения: 7 августа 2016.
  18. . Водный транспорт. Дата обращения: 7 августа 2016.
  19. , с. 154.
  20. ↑ . Катастрофа 1986 года (19 августа 2013). Дата обращения: 7 августа 2016.
  21. , с. 25.
  22. ↑ . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения: 8 августа 2016.
  23. , с. 35.
  24. , с. 42.
  25. , с. 43.
  26. , с. 44.
  27. , с. 36.
  28. , с. 113.
  29. , с. 55.
  30. , с. 118.
  31. ↑ , с. 64.
  32. , с. 60.
  33. , с. 68.
  34. , с. 108.
  35. , с. 75.
  36. , с. 77.
  37. . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения: 10 августа 2016.
  38. , с. 123.
  39. , с. 126.
  40. ↑ , с. 140.
  41. , с. 133.
  42. , с. 124.
  43. , с. 127.
  44. , с. 132.
  45. , с. 141.
  46. , с. 144.
  47. , с. 151.
  48. , с. 134.
  49. , с. 140-41.
  50. , с. 146-47.
  51. , с. 153.
  52. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 2 сентября 2011.
  53. , с. 178.
  54. , с. 173.
  55. , с. 175.
  56. , с. 158.
  57. ↑ , с. 181.
  58. , с. 164.
  59. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 11 августа 2016.
  60. ↑ , с. 186.
  61. , с. 187.
  62. , с. 188.
  63. ↑ , с. 189.
  64. , с. 182.
  65. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 5 августа 2011.

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector