Ис-5
Содержание:
- История создания и производства
- Предпосылки появления проекта «Объект 730»
- Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
- Танк Т-10 — видео
- В годы Великой Отечественной войны
- Оценка проекта
- Структура ГПУ
- Советские реактивные самолеты.
- Планы сторон
- Гарантии и отзывы
- ИС-5 (Объект 730) в игре
- Как можно получить ИС-5?
- Характеристики второго поколения
- Технические характеристики
- История создания и производства
- Конструкция
- Модификации
- Модификации
- Итог
История создания и производства
Разработан в КБ ЧКЗ в — гг. для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине превосходства[кого?] в надёжности и маневренности.
На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8.
Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.
Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил Челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7.
В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн.
Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года.
После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение.
Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря года под обозначением Т-10.
Серийно производился на ЛКЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский) и Т-10М (объект 272)) и на ЧТЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по гг.
По данным НАТО было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций. Однако, на самом деле было выпущено около полутора тысяч этих танков.
Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с по 1966 год. В 1953—1966 годах он производился в Челябинске и в — и в Ленинграде. Данные о выпуске Т-10 разнятся, в разных источниках от 1539 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из 1539) модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.
Предпосылки появления проекта «Объект 730»
По окончании войны производство ИС-3 продолжалось. Условия применения танков изменились, теперь они жили не несколько боев, а должны были служить несколько лет. Танки военных лет оказались непригодны для такой задачи. Последние надежды на ИС-3 рухнули, когда во время одного из испытаний в корпус танка попал 100-мм бронебойный снаряд в ребро лобовой части (всем известный «щучий нос»). Корпус лопнул по швам, а машина вышла из строя. Все выпущенные экземпляры были направлены на устранение недостатков, а серийное производство ИС-3 было прекращено.
Теперь, с учетом накопленного опыта и новых задач, советским танкостроителям предстояло создать более совершенную боевую машину. На территории Союза в то время действовали два танковых завода – ленинградский Кировский и челябинский Тракторный. В Ленинграде после снятия блокады был организован филиал Опытного танкового завода № 100, директором стал Ж. Котин. Здесь и родился «Объект-260», или ИС-7.
Это был лучший танк своего времени, превосходящий по параметрам иностранные аналоги, но имевший ряд недостатков. Ряд неудач на испытаниях сыграл против танка. К тому времени от слишком тяжелых машин начинали отказываться. Их не выдерживали мосты и железнодорожные платформы.
В 1948 г. было выдано задание — создать новую машину, относительно недорогую, надежную, с массой до 50 т.
Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
Танк Т-10 — видео
https://youtube.com/watch?v=apT3TinHJ7A
Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются наименования на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10, данные обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 являлся десятым по счёту принятым на вооружение Советской Армии серийным тяжёлым танком.
Последний, (десятый по счёту) наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949—1952 гг., для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине превосходства в надёжности и маневренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8, ИС-9, ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 г. под обозначением Т-10. Серийно производился на ЧТЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский)и Т-10М (объект 272)) и на ЛКЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций.
История создания и производства
Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7, проект ИС-5 был переименован в ИС-8.
Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.
Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.
В годы Великой Отечественной войны
Война стала кровавым «соревнованием» между немецким и советским танкостроением. В ходе нее, как боевые машины Красной Армии, так и немецкие танки,постоянно совершенствовались. Нередко, изменения в боевых и технических характеристиках советских танков становились мотивацией для активизации работы немецких производителей бронетехники. И наоборот.
Так, Красная Армия, имея на вооружении в начале войны небольшое количество средних танков Т-34, тяжелых КВ и легких Т-40, (в основном части были укомплектованы Т-26 и БТ-2), уже после первых боев практически отказалась от легких танков.
Но с появлением у немцев тяжелых танков «Пантера»и «Тигр», вернулась потребность в тяжелых танках. В 1943 году на вооружение поступил тяжелый танк ИС-2, получивший прозвище «Истребитель Тигров». В таблице представлены некоторые тактико-технические характеристики главных танков Красной Армии и вермахта в годы войны.
Основные характеристики | Т-34-85 | T-V Пантера | ИC-2 | T-VI Тигр |
---|---|---|---|---|
Боевая масса (т) | 30,1 | 44,8 | 46 | 57 |
Экипаж (чел) | 4 | 5 | 4 | 5 |
Габариты (мм): | ||||
длина | 5920 | 6870 | 6770 | 6316 |
ширина | 3000 | 3270 | 3070 | 3705 |
высота | 2405 | 2995 | 2630 | 2930 |
клиренс | 400 | 560 | 420 | 470 |
Толщина брони (мм) | 52/30 | 90/30 | 100/30 | 100/40 |
Калибр пушки (мм) | 85 | 75 | 122 | 88 |
Боекомплект (снарядов) | 77 | 81 | 28 | 92 |
Пулеметы | 2х7,62 | 2х7,92 | 3х7,62; 1х12,7 | 2х7,92 |
Двигатель (л.с.) | 500 – дизель | 700 – карбюратор | 520 – дизель | 700-карбюратор |
Скорость | ||||
Шоссе (км/час) | 54 | 55 | 37 | 44 |
Бездорожье (км/час) | 36 | 30 | 15-20 | 20-25 |
Запас хода (км) | 380 | 250 | 160-240 | 100-195 |
Дальность стрельбы (м) | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 |
Неправильным будет простое сравнение цифр. Подход должен быть аналитическим. Например, надо учитывать, что по немецким меркам «Пантера» – средний танк, а по параметрам, принятым в мире – тяжелый.
Оценка проекта
Т-10 был последним тяжелым танком СССР. В последней модификации он не уступал в огневой мощи таким западным танкам, как м103 и Конкэрор. При этом превосходил их в подвижности и маневренности. Имел лучшую круговую защиту и небольшие габариты. Обладал двухплоскостным стабилизатором и более мощным вспомогательным вооружением, включающим в себя спаренный и зенитный пулеметы КПВТ. Также танк был выпущен в больших объёмах, чем его более тяжелые аналоги, что указывает на его большую технологичность. Танк имел большой модернизационный потенциал. В случае установки новой системы управления огнем и навесной динамической защиты, он мог оставаться конкурентоспособным даже на конец восьмидесятых годов. В качестве минуса можно отметить небольшие углы вертикального наведения, по сравнению с аналогами.
ТТХ первых основных и последних тяжёлых танков | ||||||
Т-62 | «Центурион» Mk.12 | M60 | M103A1 | Конкэрор | Т-10М | |
Общие данные | ||||||
Экипаж | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Боевая масса, т | 37,0 | 51,0 | 46,2 | 56,6 | 65,0 | 50,0 |
Ширина, м | 3,30 | 3,63 | 3,63 | 3,36 | 3,99 | 3,51 |
Высота, м | 2,40 | 2,94 | 3,26 | 3,56 | 3,35 | 2,59 |
Приборы ночного видения | ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел | ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел | ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел | ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел | — | ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел |
Система защиты от ОМП | автоматическая коллективная, с противорадиационным подбоем | — | коллективная | коллективная | — | коллективная |
Вооружение | ||||||
Марка пушки | 115-мм 2А20 | 105-мм L7A1 | 105-мм M68 | 120-мм M58 | 120-мм L1 | 122-мм М-62-Т2 |
СУО | телескопический ТШ2Б-41 (3,5/7×), двухплоскостной стабилизатор | перископический прицел (8×), пристрелочный пулемёт, двухплоскостной стабилизатор | перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель | перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель | перископический прицел (6×), одноплоскостной стабилизатор, оптический дальномер | телескопический прицел Т2С-29-14, двухплоскостной стабилизатор |
Боекомплект пушки | 40 | 70 | 57 | 38 | 35 | 30 |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ | 1 × 12,7-мм L21,1 × 7,62-мм M1919A4 | 1 × 12,7-мм M2HB,1 × 7,62-мм M73 | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 | 2 × 7,62-мм M1919 | 2 × 14,5-мм КПВТ |
Бронирование, мм | ||||||
Верхняя лобовая деталь | 102 / 60° (204) | 121 / 57° (222) | 93 / 65° (220) | 127 / 60° (254) | 130 / 60° (260) | 120 / (55°+40°) (270) |
Нижняя лобовая деталь | 100 / 55° (174) | 76 / 46° (109) | 85—143 / 55° (148—249) | 114 / 50° (177) | 76 / 60° (152) | 120 / 50° (186) |
Лоб башни | (220) | 200 / 0° (200) | 178 / 0° (178) | 127 / 50° (197) | 176 / 30° (203) | (250) |
Борт корпуса | 80 / 0° (80) | 51 / 12° + 10 (52+10) | (51…74) | 44…51 / 30…40° (51…67) | 51 / 0° + 6 (51+6) | 80 / 10…62° (81…170) |
Борт башни | 165 | 112 / 0…10° (112…114) | (140) | 70…137 / 20…40° (75…179) | 89 / 0…30° (89…102) | (200…208) |
Подвижность | ||||||
Тип двигателя | V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения,580 л. с. | V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,650 л. с. | V-образный,дизельный,воздушного охлаждения,750 л. с. | V-образный,карбюраторный,воздушного охлаждения,810 л. с. | V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,810 л. с. | V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения750 л. с. |
Удельная мощность, л. с./т | 15,7 | 12,5 | 16,2 | 14,3 | 12,5 | 15,0 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная | сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана | индивидуальная торсионная | индивидуальная торсионная | сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана | индивидуальная торсионная |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 50 | 35 | 48 | 34 | 34 | 50 |
Запас хода по шоссе, км | 450 | 190 | 480 | 129 | 150 | 350 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,75 | н/д | 0,77 | 0,9 | 0,84 | 0,77 |
Структура ГПУ
Советские реактивные самолеты.
Планы сторон
В 1916 году в немецком генеральном штабе уже не ставили вопрос о столь же широкомасштабном наступлении, как в самом начале войны. Для этого попросту не хватало сил. С другой стороны, упускать инициативу Германия не намеревалась. На её стороне, помимо прочего, имелось и определенное психологическое преимущество, поскольку 1915 год был для Антанты в целом весьма неудачным.
В качестве первоначальной цели наступления генерал Фалькенхайн выбрал «Верденский выступ» Западного фронта. Успех этой операции, как тогда казалось немецкому генеральному штабу, сулил грандиозные перспективы – вплоть до полного краха всей обороны войск Антанты во Франции.
Тот участок Западного фронта, на котором и развернулась Битва на Сомме, вызывал у германского командования определенные опасения. Но оборона там была прочной – немецкие войска возводили укрепления, начиная еще с осени 1914 года. Кроме того, считалось, что успех под Верденом позволит предотвратить удар войск Антанты на любом другом направлении. В то же время Фалькенхайн был уверен в том, что Англия и Франция уже готовят собственное генеральное наступление, а потому пассивная стратегия станет проигрышной – необходимо опередить противника.
Основной идеей планов Антанты на 1916-й год стало нанесение одновременных, согласованных ударов по «Центральным державам» как на западе, так и на востоке. Обеспечить такую синхронность было непросто, поскольку Русская армия не могла развернуть наступление раньше окончания весенней распутицы. Кроме того, она понесла в течение 1915 года огромные потери и нуждалась в пополнении.
Общая схема «Брусиловского прорыва» — наступления, проводившегося русскими войсками накануне и во время Битвы на Сомме.
В конечном счете решено было, что русские войска нанесут свой удар во второй половине июня, а спустя примерно неделю французская и английская армии, сосредоточив до 64 дивизий и создав значительный численный перевес над противником, развернут генеральное наступление на северном фланге Западного фронта, у излучины реки Сомма.
Следует отметить, что в Великобритании в 1916 году был принят закон о всеобщей воинской повинности, благодаря чему численность английских сухопутных войск удалось увеличить до трех с лишним миллионов человек. Это, конечно, изменяло баланс сил в пользу союзников, однако набор новобранцев и их подготовка отняли немало времени. Согласно планам, английская группировка войск на территории Франции должна была в июне вырасти с 34 до 54 дивизий, и только тогда предполагалось начинать активные наступательные действия.
Гарантии и отзывы
ИС-5 (Объект 730) в игре
Исследование и прокачка
Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.
Боевая эффективность
ИС-5 имеет очень хорошее бронирование для VIII уровня, что позволяет ему уверенно танковать танки VII и ниже уровней. Пробить его достаточно тяжело, потому что корпус имеет вид щучьего носа. Но НЛД довольно слабое, а на крыше башни имеются 2 небольших люка, которые можно выцеливать. Орудия с пробитием 175+ мм уверенно пробивают маску пушки в районе ствола. ИС-5 — это универсал. Находясь в верху списка, он может давить направление или сдерживать его вместе с остальными тяжелыми танками, а в конце списка можно сотрудничать со средними танками. Благо у танка действительно хорошая скорость и маневренность как для ТТ. Орудие у него схожее с ИС и ИС-2 — 122 мм Д-25Т, но в боекомплекте оно имеет подкалиберные снаряды, которые хорошо пробивают броню противника.
Однако следует знать, что подкалиберный снаряд на расстоянии быстро теряет свою пробивную и убойную силу, в связи с чем склонен к частым рикошетам и непробитиям. Это касается и любых других танков, у которых орудия с подкалиберными снарядами в качестве основных.
У орудия достаточно долгое сведение и большой разброс, а также плохая стабилизация. Обзор немногим лучше чем у ИС-3.
- Достоинства:
- мощное орудие с подкалиберными снарядами в качестве основных;
- хорошее пробитие кумулятивным снарядом;
- неплохое для своего уровня бронирование;
- лучший обзор среди советских ТТ на своём уровне;
- довольно крепкая башня;
- хорошая подвижность;
- надёжная броня корпуса, обтекаемая экранами.
- Недостатки:
- большой разброс у орудия;
- слабая стабилизация;
- небольшой боекомплект;
- малые углы вертикальной наводки;
- частое повреждение боеукладки;
- наличие уязвимых зон в лобовой части корпуса и башни.
Экипаж
- Шестое чувство — поможет понять когда танк обнаружен.
- Плавный поворот башни — повысит стабилизацию.
- Плавный ход — повысит стабилизацию.
- Ремонт — повысит скорость ремонта повреждённых модулей.
- Отчаянный — повысит скорострельность, при малом запасе прочности.
- Боевое братство — повысит основные характеристики танка.
- Мастер на все руки — уменьшит потерю при контузии экипажа.
- Снайпер — увеличит урон по модулям.
- Король бездорожья — повысит проходимость.
- Бесконтактная боеукладка — уменьшит вероятность подрыва боеукладки.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
top
БП18
КСспец10
ОФ2
- Оборудование
- Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
- Стабилизатор вертикальной наводки — уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
- Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.
1
БП18
КСспец10
ОФ2
- Оборудование
- Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
- Стабилизатор вертикальной наводки — уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
- Усиленые приводы наводки — ускорит сведение танка.
Универсальная
1
На сведение
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения — огнетушитель, ремкомплект и аптечка.
- Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют подкалиберные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных кумулятивных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.
Оценка ИС-5 (Объект 730)
- Воин — за мощное орудие с высокой пробиваемостью и за хорошее бронирование.
- Защитник — высокая скорость позволяет вернуться и сбить захват.
- Коса cмерти — за высокий урон орудия.
История изменений
-
Основная статья: История изменений ИС-5 (Объект 730)
История изменений
- Обновление 0.9.8
Введён на основной сервер в качестве наградного советского тяжёлого танка VIII уровня.
- Обновление 0.9.17.1
Дальность связи радиостанции 10РКМ увеличена с 440 до 730 м.
Как можно получить ИС-5?
Так что, чтобы стать счастливым владельцем ИС-5, каждый игрок должен либо иметь неплохую статистику в игре, либо чем-то отличаться от всех остальных игроков Мира Танков для того, чтобы его взяли в один из самых сильных кланов игры. А уже после этого его клан должен стать одним из лидеров клановой войны, и только тогда в ангаре может появиться заветный Объект 730.
Выходит, что стоит сделать всё от себя зависящее, чтобы хотя бы попытаться получить ИС-5 себе в ангар. Ведь его владелец, вполне возможно, раз и навсегда забудет о том, что такое недостаток кредитов, непробития в стиле ИС-6, полный урон в крышу танка от артиллерии а-ля ИС-3 и прочие «радости жизни».
Характеристики второго поколения
Сам производитель заявляет, что масса машины второго поколения составляет 44 тонны. В зависимости от конкретной модификации танка, которая использовалась для переделки, мощность установленного движка варьирует от 800 до 1000 л. с. Максимальная скорость по шоссе – до 60 км/ч, по пересеченной местности – в пределах 35-43 км/ч. На одной заправке машина может пройти до 700 км.
В отличие от БМП-2 и даже БМП-3, которые, вопреки используемой в нашей стране военной доктрине, просто нереально использовать в одном ряду с танками, БМПТ вполне может использоваться в переднем эшелоне. В этом случае рады будут не только танкисты, но и снабженцы: по сути, ходовая «Терминатора» ничем не отличается от Т-72, так что вопросов с запасными частыми не возникнет.
Можно сразу заметить, что БМПТ («Терминатора» чертежи это подтверждают) значительно тяжелее «чистого» Т-72 ранних серий. Объясняется это установкой новых боевых модулей и систем защиты. Лоб и борта закрыты пластинами динамической защиты. Моторное отделение дополнительно оборудуется решетками, предотвращающими поражение кумулятивными гранатами. Наконец, для затруднения использования ПТРК имеются системы постановки помех, а также мортирки для выпуска дымовых гранат.
Технические характеристики
История создания и производства
Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.
Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.
Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1965 годах он производился в Челябинске и в 1958—1962 и в Ленинграде. Данные о выпуске Т-10 разнятся, в разных источниках от 1539 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из 1539) модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.
Конструкция
Модификации
Серийные образцы
Т-10А
Т-10А
Принят на вооружение 17 мая г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.
Т-10Б
Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
Т-10БК
Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта, дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Т-10М
Т-10М
Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:
- Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостной стабилизатор 2Э12 «Ливень».
- 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
- Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
- Установлен досылатель
- Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
- Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
- Противоатомная защита.
- ТДА.
Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.
Т-10МК
Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
«Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.
Модификации
Серийные образцы
Т-10А
Т-10А
Принят на вооружение 17 мая 1956 г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.
Т-10Б
Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
Т-10БК
Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Т-10М
Т-10М
Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:
- Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостной стабилизатор 2Э12 «Ливень».
- 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
- Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
- Установлен досылатель
- Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
- Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
- Противоатомная защита.
- ТДА.
Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.
Т-10МК
Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Основная статья: Объект 266
«Объект 266»
— опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.
Итог
Ну а раз теперь известен ответ на вопрос «ИС-5: как получить?», то можно смело утверждать, что танк станет такой же легендой WoT, как и Type 59, некогда будораживший умы игроков, которые хотели его получить, своей динамикой, броней, орудием с относительно высокой точностью, хорошим пробитием и разовым уроном ну и, естественно, льготным уровнем боёв, где «китаец» себя чувствовал задирой в песочнице, а ныне недоступный для покупки за любую валюту.
Да, Т-54 или Т-44 ничем ему не уступают в своих характеристиках, но это регулярные танки, которые не приносят никаких бонусов. С ИС-5 та же история: есть ИС-3, который, в общем-то, почти такой же танк, но он регулярный и доступен для прокачки абсолютно всем. Могут ли игроки всем подряд рассказывать о том, что у них в ангаре стоит «третий» ИС? Нет, конечно. У кого его не может быть? А вот про наличие ИС-5 можно рассказывать кому угодно и, вполне возможно, этот факт произведёт огромное впечатление на слушателей.