Нереализованные проекты немецких линкоров периода первой мировой войны

Содержание

Содержание

Развитие Kaiserliche Marine перед Первой мировой войной

Германия в мире России Прагматической II объединяется так же, как и в реальности, и в целом имеет те же тенденции развития. Тем не менее, за счет расширения «сферы влияния», удачных вложений средств в «младших партнеров» и союзников, а также Великого Авторского Произвола, я задаю Германии более высокие темпы экономического роста. Кроме того, условия АИшного мира еще с конца XIX века достаточно напряженные, конкуренция между странами серьезнее, и потому военные расходы будут выше, чем в реальности – а в случае с Германией это вполне возможно, так как она, имея немалый флот и большую армию, тратила на военку в удельном плане меньше (16% от всех расходов в 1908 году), чем, к примеру, пацифистские США (35%), сильно расшатанная после РЯВ и революции Россия (19%), или основной противник немцев – Франция (29%). Я не буду выводить конкретные цифры того, насколько лучше станет финансироваться германский флот, а вместо этого просто озвучу результат.

Самый главный из них – меньшие ограничения по размерам строящихся кораблей, что позволит увеличить размеры броненосцев и провести их апгрейд. Кроме того, в эпоху дредноутов это позволит увеличить количество закладываемых корпусов с сохранением темпов финансирования и строительства. Вроде бы, изменения незначительны – но конкурировать с Великобританией это позволит куда эффективнее, да и резерв на случай некоторых непредвиденных сюрпризов останется (в первую очередь это вероятное увеличение количества построенных крейсеров и эсминцев). Кроме того, это скажется на судостроении в военное время, которое будет трепыхаться дольше, и получится достроить больше кораблей. Этому будет также благоприятствовать иной ход войны на суше, но здесь я постараюсь пока обойтись без спойлеров – замечу лишь, что вопрос ресурсов (как для промышленности, так и продовольственных) для Центральных держав в АИ будет гораздо менее острым.

В остальном все остается так же или практически так же, как и в реальности. Стратегически Германия планирует войну почти так же, как и в реальности – оборона и поддержка приморского фланга на Балтике, наступление против англичан в Северном море. При этом, в силу определенных обстоятельств, германский флот может действовать куда более дерзко, и в процессе войны получит ряд важных географических преимуществ, которые в дальнейшем позволят доставлять огромные проблемы Роял Нэви. В то же время, более сильный Балтийский флот вынудит часто отвлекаться и на восток, а скорее всего Германии придется постоянно держать там 1-ю серию своих дредноутов и все броненосцы. Развитие СУО и артиллерийского дела на кораблях Кайзерлих Марине остается также реальным, что имеет и свои плюсы (уровень выучки экипажей), и минусы (отставание в технической части СУО от англичан и многих других). Впрочем, это все в ходе войны может измениться, ибо в Союзе Центральных держав Германии хоть и принадлежит первая скрипка на море, но у нее будут сильные и развитые союзники, которые по мере развития своих технологий смогут поделиться ими с немцами, тем самым компенсировав техническое отставание последних. Короче, для немцев все выглядит несколько более уверенно, и потому навязывать «Дер Таг» англичанам они могут настойчивее, чем в реальности – хотя у англичан также будет улучшение относительно реала, но об этом уже в следующих статьях.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Броня и противоторпедная защита

Бронирование немецкого линкора довольно сложно и разнообразно. Его основу составляет 320-мм главный пояс, по длине простирающийся от первой до последней башни главного калибра. Верхняя часть борта защищена 145-мм бронёй, нижняя — 170-мм. В носовой части вдоль ватерлинии корабль прикрыт 60-мм броневым поясом, а в корме — 80-мм. Траверзы, то есть поперечные бронированные переборки, защищающие погреба боезапаса от попаданий снарядов с носа и кормы, имеют толщину 220 мм, так же закрыты и подбашенные отделения. Существенную роль в броневой защите жизненно-важных узлов и агрегатовТирпица» играет бронированная палуба толщиной от 80 до 110 миллиметров. Она призвана защищать корабль от снарядов, прилетающих со средних дистанций по относительно настильной траектории. Если вражеский снаряд попадёт в бортнемца», то, чтобы добраться до машинного отделения, ему придётся пробить не только 320 мм главного пояса, но и 110 мм скоса броневой палубы, от которой он, скорее всего, отрикошетит.

Башни главного калибра немецкого корабля защищены со лба 350-мм броней, с бортов — 150-мм. Крыши башен имеют толщину 130 мм.

Тирпиц»(фото: World of Warships)

Противоторпедная защитаТирпица» рассчитана на подрыв 350-кг боевой части торпеды, снаряжённой ТГА(смесь тротил-гексоген-алюминий), на глубине в половину проектной осадки(около пяти метров).

Американец» бронирован заметно проще: ключевым элементом его защиты является цитадель, фактически — броневая коробка толщиной до 305 мм с борта и до 282 мм на фронтальных переборках-траверзах, прикрытая сверху 128-мм бронированной палубой без скосов. С одной стороны, это даёт лучшую, чем у немецкого корабля, защиту от бомб и снарядов, падающих сверху под большим углом, с другой — хуже защищает от попаданий по настильной траектории. Это связано в том числе с разными условиями боев: немецкий корабль рассчитывался в первую очередь на бои с англичанами в Северной Атлантике, где видимость чаще всего ограничена и дистанции не слишком велики. Американский — на бои на Тихом океане, где стычки на дальних дистанциях куда более вероятны, а противник имеет многочисленный парк пикирующих бомбардировщиков.

Башни главного калибраНорт Кэролайн» имеют лоб в 406 мм, борт в 249 мм и крышу в 178 мм, что заметно превосходит показатели немецких установок.

Норт Кэролайн»(фото: World of Warships)

Американский корабль лучше защищён и с носовых курсовых углов — за счёт более мощных траверзов. Это сочетается с более мощным артиллерийским вооружением — в нос уянки» работают шесть стволов против четырёх у немцев.

Противоторпедная защитаНорт Кэролайн» иВашингтона» рассчитана на подрыв 320-килограммового заряда тринитротолуола и теоретически была несколько слабее немецкой, однако её слоистая конструкция — из нескольких последовательных переборок — оценивается как более надёжная с точки зрения поглощения и рассеивания энергии взрыва торпеды.

В целом оба корабля можно оценить как адекватно защищённые относительно имевшихся на тот момент угроз. Конечно, ни американцы, ни немцы не рассчитывали свои линкоры на противостояние с монстрами типаЯмато», но на них нашлась иная управа.

Рейтинг:Тирпиц» — 4Норт Кэролайн» — 4

Немцы и их линейные корабли

Гигантоманией страдал не только Сталин, но и его главный оппонент, канцлер Германии. На немецкие линкоры Второй мировой войны он возлагал огромные надежды, их постройка обошлась слишком дорого, но именно они должны были сокрушить морскую мощь надменной Британии. Этого, однако, не случилось. После потери «Бисмарка» в 1941 году, расстрелянного превосходящим противником, к «Тирпицу» фюрер относился как к дорогому и породистому бойцовому псу, которого запускать в обычную собачью свалку жалко, а кормить приходится все равно, и его используют в качестве средства устрашения. Долгое время второй линкор досаждал англичанам, пока те не расправились с ним, разбомбив в безвестном норвежском фьорде красу и гордость кригсмарине.

Так упокоились на дне линкоры Германии. Во Второй мировой войне им досталась роль огромных зверей, затравленных сворой меньших, но более проворных хищников. Сходная судьба ожидала и многие другие корабли этого класса. Их потеря влекла огромные человеческие жертвы, они часто гибли вместе с экипажами в полном составе.

Последствия

Экспансивные пули, или, как еще их называют, «дум-дум», за счет наличия специальной насечки способны раскрываться после того, как проникнут в мягкие ткани.

Раскрываясь внутри организма розочкой, они наносят порой несовместимые с жизнью ранения. Ниже на фото вы видите последствия ранения от такого снаряда.

Этими пулями можно зарядить как винтовки, так и пистолеты. На видео видно, как они попадают в цель.

Как выглядит экспансивная пуля в действии вы узнаете из видео:

Сообщить об опечатке

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e. Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие. На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие(что весьма немало для такого калибра)Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

Тирпиц»

Средний калибрТирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям. Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём камериканцу». Главный калибрНорт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в боюНорт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибраамериканца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностьюНорт Кэролайн» илиВашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5»/38 Mark 12 в спаренных установках. Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах. Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество уамериканца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда.Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг:Тирпиц» — 3Норт Кэролайн» — 4,5

Штабель рефов[править]

Вооружение

На выборе схемы с двухорудийным размещением артиллерии главного калибра в четырёх башнях настояло немецкое военно-морское командование. Такой вариант требовал больше места, брони и, соответственно, веса, но позволял линкору быть более живучим. Кроме того, это повышало число одновременно поражаемых целей, интенсивность и точность стрельбы. Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнём, эффективные составы пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли германскому линкору уверенно пробивать 350-мм броню противника на дистанции в 20 километров.

Минно-торпедным вооружением линкор не оснащался (хотя предполагалось установить на него два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата), но располагал небольшую собственную авиацию и две катапульты для её запуска. Линкор «Бисмарк» имел на вооружении 4 одномоторных гидросамолёта «Арадо» Ar-196, способных находиться в воздухе до 4 часов при проведении разведки либо нести две 50-кг бомбы. Обладая двумя 20-мм пушками и тремя 7,9-мм пулемётами, он мог вполне эффективно применяться и как истребитель против основных британских бипланов-торпедоносцев начала войны «Суордфиш» и «Альбакор».

Восемь 380-мм орудий главного калибра

Орудия главного калибра «Бисмарка» SK C/34 производились знаменитым германским концерном Krupp. Они имели длину ствола в 52 калибра (18,4 м) и достаточно высокую практическую скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. В корабельном варианте углы обстрела и возвышения этих орудий составляли до 30 градусов.

Линкор «Бисмарк»: архивное фото

Каждая башня главного калибра имела собственное имя: носовые — Антон и Брюн кормовые — Цезарь и Дора. Кроме традиционного немецкого качества, от артиллерии аналогичного калибра у французов и итальянцев главные орудия «Бисмарка» отличались меньшим весом снаряда (800 кг), но заметно повышенной дальностью стрельбы — до 36,5 километров.

Двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм

Артиллерия среднего калибра предназначалась для эффективного отражения атак эсминцев, и потому часто именовалась «противоминной». На «Бисмарке» она размещалась в шести двухорудийных установках. Производителем этих пушек был концерн Rheinmetall.

Зенитная артиллерия

Параметры Значения по типам зенитной артиллерии
Калибр 105 мм 37 мм 20 мм
Число установок, мм 8 8 20
Число стволов 16 16 20
Практическая скорострельность, выстр./мин. 15-18 30 120-220
Потолок по высоте поражения, км 12,5 6,8 3,7

Модификации ЗиЛ 4104

Несмотря на малый тираж данного авто, на его базе было создано довольно много модификаций. Связано это с различными правительственными нуждами, с которыми обычный лимузин ЗиЛ-4104 не справлялся.

ЗиЛ-41041 – укороченная версия лимузина, предназначавшаяся для сопровождения, по сути – наследник 117-ого ЗиЛа.

ЗиЛ-41042. Медицинская модификация в кузове универсал, предназначенная для перевозки важных пассажиров в больницу. Такие модификации уже были на шасси ЗиЛ-114, но обновление базовой модели потребовало и новых медицинских машин. Стоит отметить, что эта модификация использовалась по назначению не так уж и редко, в связи с тем, что средний возраст высших политработников в союзе давно перевалил за 60.

ЗиЛ-41043. Этот автомобиль вёз на себе систему радиотелефонной подвижной связи для переговоров с различными командными объектами и другими службами.

ЗиЛ-41044. Парадная версия автомобиля с кузовом типа фаэтон. Этот ЗИЛ имел укороченную базу, 2 двери вместо четырёх, а вместо сидения была установлена тумба с поручнем. Окрашивались такие лимузины в серый цвет, соответствующий оттенку генеральской шинели.

ЗиЛ-41045. Это, по сути, рестайлинг обычного 4104. Изменения в нём по большей части внешние: изменилась решётка радиатора, вместо круглых передних фар были установлены квадратные, были перенесены боковые молдинги, и ещё несколько мелких изменений. Выпускался обновленный лимузин с 1983 по 1985 год.

ЗиЛ-41046. Ещё один автомобиль спецсвязи. На него устанавливалась улучшенная система связи “Кавказ”.

ЗиЛ-41047. Очередное обновление классического ЗиЛа, появившееся в 1985 году. У лимузина снова были изменены фары и решётка, у передних стёкол убрали треугольные форточки, изменилась форма зеркал.

ЗиЛ-41072. Предназначался для правительственной охраны. Изменения коснулись лишь салона: появились поручни для удобного ведения огня, также был оборудован люк в крыше. С 1989 года собрали 8 таких лимузинов ЗиЛ.

Также производились бронированные модификации ЗиЛ. Такие машины строились на базе моделей 4104, 41045 и 41047, и представляли собой бронекапсулу, вокруг которой потом собирался автомобиль. Стёкла такого автомобиля заменялись на более прочные, ставился также новый бензобак, который мог затягивать пулевые пробоины для препятствия возгоранию.

Также в 90-х годах на заводе ЗиЛ пробовали устанавливать импортную навесную броню, но из-за её тяжести подвеска лимузина быстро выходила из строя, и от этой затеи отказались.

Позиции мировых держав в период войны

Ссылки

Организационная структура

Гордость нации, стальной зверь

К моменту ввода корабля в строй 24 августа 1940 года, война уже перевернула ситуацию в Европе, и главными врагами Германии на море стали британцы, а не французы.

Захват немцами Норвегии лишил королевский флот стратегических позиций в Северном море, и если бы немецким линкорамШарнхорст» иГнейзенау» удалось объединиться сБисмарком» иТирпицем», получился бы грозный отряд для противостояния англичанам. В воздухе бушевалаБитва за Британию», немецкие подлодки охотились на транспорты островитян в Атлантике. Если бы такой отряд присоединился к блокаде морских путей снабжения, Англию удалось бы уморить голодом.

С питанием населения уже и так возникали перебои, поскольку немецкие подлодки, действуя из французских портов, потопили более 260 тысяч тонн транспортов только за август.

ОрудияБисмарка»

РейдШарнхорста» иГнейзенау» в начале 1941 года в ходе операцииБерлин» показал, что германские линкоры-рейдеры вполне могут истреблять союзные конвои, каждый раз исчезая перед носом у королевского флота. Рейдом, отправившим на дно более 115 тысяч тонн грузов, лично руководил адмирал Гюнтер Лютьенс — командующий надводными силами кригсмарине. В мае 1941 года он и возглавит следующую операцию на новейшемБисмарке».

Именно на скорую блокаду Британии и рассчитывал немецкий адмирал Эрих Редер, когда отдал командованиеБисмарком» адмиралу Гюнтеру Лютьенсу. Старшим помощником был Эрнст Линдеман. Команда, состоявшая более чем из 2000 человек, была подобрана из добровольцев со всей Германии, обладавших наивысшей квалификацией. В Балтийском мореБисмарк» провёл первые учения, отрепетировав поединок с линейным крейсеромХуд». Построенный в конце Великой войныХуд» долгое время был флагманом королевских ВМС и олицетворял британскую морскую мощь.

Первые испытания прошли успешно.Бисмарк» развил скорость в 30,8 узла, что позволяло ему уйти от любой угрозы.

Эрнст Линдеман и командаБисмарка»

Было лишь два недостатка. Во-первых, отдача главного калибра была слишком велика, возникли опасения, что в реальном бою она может повредить оборудование корабля. Во-вторых, учения, имитирующие повреждение руля, провалились. Без руля корабль практически не мог маневрировать. Впрочем, рули и винты были слабым местом любого корабля. Так что адмиралтейство проигнорировало вторую проблему, решив, что вероятность выхода руля из строя очень мала.

К апрелю 1941 годаБисмарк» достиг боевой готовности. Ему предстояло вернуться в Северное море, встретиться там с тяжёлым крейсеромПринц Ойген» и отправиться на соединение сГнейзенау» в Атлантику. Редер получил приказ потопить за три месяца как можно больше транспортов. МощьБисмарка» позволила бы отряду нападать даже на охраняемые конвои. Правда, на тот момент иГнейзенау», иПринц Ойген» были повреждены и ожидали ремонта.

Бисмарк» ждал их. Пятого мая корабль посетил Адольф Гитлер. Фюрер любил боевые корабли, но не имел ни малейшего понятия о морской тактике и стратегии. К флотским операциям он относился с опаской. С одной стороны — хотелось поддержать раздуваемый пропагандой имидж мощи кригсмарине, с другой — не хотелось нервировать нейтральных американцев и их флот. Так что командование флота не стало посвящать Гитлера в свои планы.

Восемнадцатого августаБисмарк» иПринц Ойген» тайно направились в Атлантику. Эти два корабля были достаточно сильны, чтобы нанести серьёзный ущерб британским коммуникациям. Англичане скорее всего знали, чтоБисмарк» готов к бою, но немцы всё равно пытались соблюдать секретность. До выхода в океанБисмарк» мог попасть в ловушку, где его задавили бы превосходящими силами. Однако как именно кригсмарине собирались держать в тайне перемещения крупнейшего линкора в мире — совершенно непонятно.

Вид наБисмарк» с борта тяжёлого крейсераПринц Ойген»

Двадцатого августаБисмарк» был обнаружен, а на следующий день члены норвежского сопротивления заметили немецкие корабли, прячущиеся во фьордах. Они дали знать англичанам.

Шасси

Литература

Гранатометы: «Фаустпатрон» и «Панцерфауст»

Первые годы Второй мировой войны показали, что противотанковые ружья не справляются с поставленными задачами, поэтому немецкие военные потребовали противотанковые средства, которыми можно вооружить пехотинца, действующие по принципу «выстрелил – выбросил». Разработку ручного гранатомета одноразового использования начала фирма HASAG в 1942 году (главный конструктор Лангвайлер). И вот в 1943 запущено серийное производство. Первые 500 «Фаустпатронов» поступили в войска уже в августе того же года. Все модели этого противотанкового гранатомета имели схожую конструкцию: они состояли из ствола (гладкоствольная цельнотянутая труба) и надкалиберной гранаты. К наружной поверхности ствола приваривались ударный механизм и прицельное приспособление.

«Панцерфауст» является одной из самых мощных модификаций «Фаустпатрона», которая была разработана в конце войны. Дальность стрельбы у него составляла 150 м, а бронепробиваемость – 280-320 мм. «Панцерфауст» являлся оружием многократного использования. Ствол гранатомета снабжен пистолетной рукояткой, в которой находится ударно-спусковой механизм, метательный заряд помещался в стволе. Кроме того, конструкторы смогли увеличить скорость полета гранаты. Всего за годы войны было изготовлено более восьми миллионов гранатометов всех модификаций. Этот вид вооружения нанес существенные потери советским танкам. Так, в боях на подступах к Берлину ими было подбито около 30 процентов бронетехники, а во время уличных боев в столице Германии – 70%.

Почему белые проиграли в гражданской войне кратко?

Итоги

Как отмечают специалисты, Вторая мировая война стала определенным этапом для проверки состояния линейных кораблей СССР к готовности. Как оказалось, линейный флот не был готов к разрушительной силе и мощи атомных бомб и высокоточного управляемого оружия. Именно поэтому уже ближе к концу войны линейные корабли перестали считаться мощной боевой силой, а развитию палубной авиации уже не уделялось столько внимания. Сталин приказал исключить линкоры из планов военного кораблестроения, так как они не отвечали требованиям времени.

Как следствие, из действующего флота были выведены такие корабли, как «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна», какие-то модели были выведены в резерв. Впоследствии Хрущев оставил на вооружении страны буквально несколько тяжелых артиллерийских кораблей, считая их эффективными в боях. А 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры — последний линкор СССР «Новороссийск». После этого события наша страна распростилась с идеей наличия в составе своего флота линейных кораблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector