Болотный лунь

Ссылки

  • Государственный научно-исследовательский институт автомобильного хозяйства НИИАТ. Краткий автомобильный справочник / Н. Н. Аникушин. — Москва: Транспорт, 1983. — С. 205. — 223 с.

История проекта и его реализации

Основная статья: КМ (экраноплан)

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Первые шаги в авиацию

Родился будущий авиатор в Киеве, в семье профессора психиатрии, работавшего в Университете святого Владимира. В 13 лет Игорь уехал в Петербург и поступил в Морское училище. Но юношу манило не море, а небо. В 1907 году он понял, что его очень интересует авиаконструирование, и вернулся домой, чтобы учиться в Киевском политехническом институте. Параллельно он занимался ещё и в Воздухоплавательной секции.

Результат не заставил себя долго ждать. Первые простейшие модели вертолётов Сикорский создал уже в 1908 году. В том же году он отправляется в парижскую школу воздухоплавательной техники (ныне школа ESTACA). Учёба в Париже продлилась год, и он вернулся в Россию, продолжил работать над первым проектом вертолёта. Первые варианты не имели надёжной системы управления, да и грузоподъёмность была невелика. И вскоре молодой конструктор переключился на проектирование самолётов.

В 1911 году он получает лицензию на осуществление полётов и проводит показательный полёт модели С-5, которая продержалась в воздухе 30 секунд. А модель С-6 была принята на вооружение русской армии в феврале 1912 года, после чего Сикорский получил должность главного инженера авиационного отделения завода «Руссо-Балт». Главному инженеру было всего 23 года. Вскоре на заводе начали выпускать самолёт «Русский витязь» с четырьмя двигателями и грузоподъёмностью 600 кг. На его основе стали производить и знаменитый в годы Первой мировой войны серийный бомбардировщик «Илья Муромец», который производили до 1917 года.

Описание

Все виды луней являются родственниками ястребов, поэтому имеют много общего во внешнем виде. Характерной же визуальной чертой луня является наличие неброского, но все же лицевого диска. Так называется «конструкция» из перьев, которая обрамляет лицо и частично шею. Максимально ярко лицевой диск выражен у сов.

В отличие от ястребов, луни имеют сильно отличающуюся окраску самцов и самок. Самец степного луня имеет сизую спину, типичные белые брови и щеки. Вся нижняя часть тела – белая, а радужина глаз – желтая.

Взрослые самки степного луня имеют гораздо более интересный «наряд». Здесь имеются коричневые перья в верхней части тела и интересная рыжая кайма по краю крыльев. На хвосте – дымчатые, пепельные и коричневые перья, которые пересекает белая полоса. Радужина глаз у самки – коричневая.

Степной лунь представляет собой птицу средних размеров. Длина его тела, в среднем, составляет 45 сантиметров, а максимальная масса – до 500 грамм. По окраске и общему виду он похож на полевого луня.

Примечания

Тактико-технические характеристики

  • Размах крыла — 44,00 м;
  • Длина — 73,80 м;
  • Высота — 19,20 м;
  • Площадь крыла — 550,00 м2;
  • Масса:
    • пустого самолёта — 243 000 кг,
    • максимальная взлётная — 380 000 кг;
  • Тип двигателей — НК-87;
  • Тяга — 8 × 13 000 кгс;
  • Максимальная скорость — 500 км/ч;
  • Практическая дальность — 2000 км;
  • Высота полёта на экране — 1…5 м;
  • Мореходность — 5…6 баллов;
  • Экипаж — 10 чел.;
  • Вооружение:
    • 3 × 2 — ПУ ПКР 3М-80 «Москит»,
    • 2 × 4 — 23-мм АУ УКУ-9К-502-II.

Сравнение с аналогами

ЭМ типа «Замволт» ЭМ типа 45 ЭМ типа 956 «Лунь» КМ Ту-160 Ту-95 B-52
Внешний вид
Максимальная боевая нагрузка, т н/д ~600 ~1500 137 304 45 29,4 22,7
Максимальная скорость, км/ч 55,6 53,7 61,9 500 500 2230 882 957
Максимальная дальность, км н/д 13 000 8300 2000 1500 13 950 15 000 16 090
Суммарная масса крылатых ракет, кг н/д 21 600 31 440 24 900 н/д 26 400 12 000 17 400
Совокупная тяга двигателей, кгс 7 956 000 4 050 000 7 500 000 104 000 130 000 100 000 48 000 61 680
Экипаж, чел. 148 190 (235) 296 (358) 10 н/д 4 9 5
  1. ↑ Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
  2. Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
  3. Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.

Описание

Средней величины и легкого сложения хищная птица — длина 46—47 см, размах крыльев 97—118 см. Как и другие представители рода, выделяется длинными крыльями и хвостом, благодаря которым медленно и бесшумно перемещается низко над землёй. Самки выглядят заметно крупнее самцов — их вес 390—600 г, тогда как вес самцов 290—390 г. В окрасе также ярко-выраженный половой диморфизм. У взрослого самца верхняя часть тела, горло, зоб и «шапочка» на голове пепельно-серые; брюхо, лицевой диск и надхвостье белые. Хорошо заметно белое поясничное пятно. Между тёмным верхом и светлым низом имеется чёткая граница, что отличает самца этой птицы от близкого ему степного луня. Крылья длинные и относительно узкие, с чёрными окончаниями первостепенных маховых и тёмной полосой по заднему краю. Самка полевого луня сверху тёмно-бурая с охристо-рыжеватыми пятнами на кроющих, снизу светло-охристая с тёмными пестринами (каплевидными на груди и продольными на брюхе). На нижней стороне крыла самок хорошо заметны три продольные тёмные полосы, а на подхвостье три поперечные полосы. Молодые птицы в первый год жизни внешне похожи на зрелых самок, отличаясь от них более рыжим оттенком нижней части и меньшим количеством пестрин, особенно на брюхе, а также широкими рыжими каёмками перьев спины. Радужная оболочка у взрослых птиц жёлтая, у молодых серовато-бурая. Ноги длинные, жёлтого цвета.

Вокализация — дребезжащий двусложный визг и высокий отрывистый клёкот. Самка во время кормления самцом издаёт звонкий свистящий писк «пиия», а в случае беспокойства резкий дребезжащий клёкот «ки-ки-ки…ки-ки-ки…», на конце становящийся всё более громким. Голос самца более демонстративный, мелодичный — высокое отрывистое «чек-ек-ек-ек…». В брачный период самец может издавать быстрые «хохочущие» звуки «чук-ук-ук-ук», напоминающие крик малой чайки.

Выделяют 2 подвида полевого луня. Номинативный подвид C. c. cyaneus (Linnaeus, 1766) обитает в Европе и Азии. Подвид C. c. hudsonius (Linnaeus, 1766), отличающийся более тёмным оперением, гнездится в Северной Америке.

Штурмовые винтовки Британии

В живописи

Какое вооружение несет на себе техника?

Башня имеет 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А42. Она может стрелять как одиночными, так и выпускать два автоматических. Скорострельность колеблется в диапазоне 200-300 выстрелов в минуту, или от 550 за шестьдесят секунд – все зависит от выбранного режима. Перезарядка осуществляется вручную или благодаря пиропатронам ППЛ. Кроме этого, имеется еще и стабилизатор вооружения 2Э36. Вообще-то, он разрабатывался для боевой машины пехоты БМП-2. Но благодаря своим привлекательным свойствам был адаптирован и для БМД-2. Для наведения на цель используются комбинированные прицелы БПК-1-42 и БПК-2-42. Также есть дневной зенитный прибор ПЗУ-8. Кроме них предусмотрены также и ручные приводы наведения.

История появления и распространения пращи

Из описания принципа действия и устройства очевидно, что это одно из самых дешевых видов оружия, вот почему праща была так распространена. Есть предположение, что изобретение пращи мир обязан пастухам, которые пользовались этим доступным оружием для защиты скота от диких зверей.

Использование пращи

Как полагают ученые, появилась она 3-4 тысячи лет назад, но очень скоро была взята на вооружение регулярными войсками разных стран мира. Известно, что целые отряды пращников были у персов, когда они совершили набег на Грецию. Персы могли с расстояния 100 м легко попасть в человека. Удар снаряда в голову или грудь не просто выводил противника из строя. Он падал замертво.

Греки не упустили шанс перенять пращу от персов. От греков она перешла к римлянам. Они изобрели ядра из глины, которые обжигали в печах.  Делали в Древнем Риме также снаряды из свинца, придавая им размер и форму желудя. Им даже название дали такое же — желудь.

Римские желуди были первыми типами пуль. Их вес различался и достигал 400 гр. Крупные пули, выпущенные римлянами из пращи, ломали врагам кости. Носили снаряды, независимо от их типа, в специальной сумке с плечевым ремнем. Пращник закреплял ее также на поясе.

Одними из самых искусных пращников считались жители острова Родос. Они плели свои пращи из женских волос. В искусстве метания с ними спорили жители Балеарских островов. Свой тип пращи они делали из трех ремней, которые сшивали вместе. Отлично подготовленный болеарский пращник убивал быка на расстоянии 150 м. Это были действительно опасные противники.

То, что праща продержалась в Европе до конца 16 века, связано с дешевизной ее изготовления и высокой убойной силой. Она служила воинам наравне с луком, арбалетом, а затем и появившимся огнестрельным оружием. Только после усовершенствования последнего ее исключили из списка вооружения.

Согласно историческим документам, в Европе ее применили в последний раз в период религиозных гугенотских войн, которые происходили во Франции в конце 16 века. Готтентоты островов Полинезии и Канадских островов пользовались ею даже в 19 веке. Не отказывались от пращи до начала этого столетия также эскимосы, афганцы, индейцы.

Древковые «двоюродные родственники»

Эти образцы средневекового вооружения так далеко ушли от прародителей, что с прародителями их роднит, пожалуй, лишь наличие древка.

Люцернский молот

Очень напоминает алебарду внешне, но шип-крюк (или втоойбоек) на обухе обычно больше по размеру и загнут вниз, а топорище заменено на боек молота. Боек очень узкий и как правило не плоский, а выполненный в виде трех-четырех зубцов, для предотвращения соскальзывания при ударе. Благодаря малой поверхности удара и сильному замаху, люцернский молот способен продырявить любой доспех. По сравнению с алебардой, люцернский молот несколько менее эффективен, т.к. его боек погружается в тело противника на всю длину и, как следствие, может крепко застрять и на время обезоружить своего владельца. С другой стороны – если алебарда может соскользнуть с вражеского щита или шлема, при косом ударе, люцернский молот этого недостатка лишен – если уж произошло попадание, то это попадание гарантировано нанесет противнику смертельную рану.

Длина люценского молота достигает 2 метров.

Клевец (чекан, бек де корбин)

Ошибочно именуемый «бердышом», этот вариант люцернского молота отличается «копейным» наконечником (но чаще вообще без него), более широким бойком и заменой лезвия-крюка на обухе на второй боек, но не зубчатый, а острый. Бек де корбин короче и больше подходит для рукопашных схваток, а также, в отличие от «лютцернхаммера», может применяться как нестроевое, а индивидуальное оружие.

Следующие образцы разными классификациями относят то к одному, то к другому «родительскому» типу. Чтобы не создавать путаницы, привожу их названия через тире.

Косарь-гвизарма

«Мутант», объединяющий свойства косаря и гвизармы – от первого досталась форма лезвия, от второго – заточенный с внутренней стороны крюк на обухе.

Глефа-гвизарма

Ещё одна попытка создать универсальное оружие соединив двух «специалистов». Лезвие глефы сделалось более массивным, а на обух закреплен уже знакомый нам крюк. Итогом работ стала неплохая замена для алебарды – уступающая в эффективности, но массовая и простая в обращении.

Гвизарма-вульж

Снова «универсал», ощетинившийся лезвиями во все стороны. Лезвие вульжа дополнено крюком для захвата, дав в итоге полный спектр возможностей – от рубящих и колющих ударов, до возможности эффективно бороться с конницей.

Наблюдение

Сколько видов войск в ВС РФ?

Военные летчики СССР:

Орбита

Численность

Несмотря на широкий ареал обитания, популяция степного луня медленно, но верно сокращается. Он внесен в Красную книгу России как «вид с сокращающейся численностью». На данный момент уже есть территории ареала, где найти этих птиц очень сложно. К ним относятся районы Нижнего и Среднего Дона, Северо-западный Каспий и другие.

Наиболее плотно степной лунь населяет степи Зауралья и Западной Сибири. Для сохранения естественной среды обитания степных птиц действуют Алтайский, Центрально-Черноземный и Оренбургский заповедники. На их территориях численность степного луня также высока.

Тактико-технические характеристики

  • Размах крыла — 44,00 м;
  • Длина — 73,80 м;
  • Высота — 19,20 м;
  • Площадь крыла — 550,00 м2;
  • Масса:
    • пустого самолёта — 243 000 кг,
    • максимальная взлётная — 380 000 кг;
  • Тип двигателей — НК-87;
  • Тяга — 8 × 13 000 кгс;
  • Максимальная скорость — 500 км/ч;
  • Практическая дальность — 2000 км;
  • Высота полёта на экране — 1…5 м;
  • Мореходность — 5…6 баллов;
  • Экипаж — 10 чел.;
  • Вооружение:
    • 3 × 2 — ПУ ПКР 3М-80 «Москит»,
    • 2 × 4 — 23-мм АУ УКУ-9К-502-II.

Сравнение с аналогами

ЭМ типа «Замволт» ЭМ типа 45 ЭМ типа 956 «Лунь» КМ Ту-160 Ту-95 B-52
Внешний вид
Максимальная боевая нагрузка, т н/д ~600 ~1500 137 304 45 29,4 22,7
Максимальная скорость, км/ч 55,6 53,7 61,9 500 500 2230 882 957
Максимальная дальность, км н/д 13 000 8300 2000 1500 13 950 15 000 16 090
Суммарная масса крылатых ракет, кг н/д 21 600 31 440 24 900 н/д 26 400 12 000 17 400
Совокупная тяга двигателей, кгс 7 956 000 4 050 000 7 500 000 104 000 130 000 100 000 48 000 61 680
Экипаж, чел. 148 190 (235) 296 (358) 10 н/д 4 9 5
  1. ↑ Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
  2. Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
  3. Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.

История проекта и его реализации

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Сравнение с аналогами

Говоря о вопросе сравнения «Луня» с аналогами, то сравнивать его особо не с кем ¬– кроме СССР тяжелые экранопланы никто не изготавливал, а по своему предназначению «Лунь» вообще можно назвать единственным боевым экранопланом в мире (советские КМ и «Орлёнок» были скорее транспортными).

«Лунь» BoeingPelican КМ
Длина, м 73 122 92
Максимальная скорость, км/ч 500 720 500
Крейсерская скорость, км/ч н/д 460 430
Дальность хода, км 2000 18520 1500
Размах крыла, м 44 152 37
Грузоподъёмность, т 140 1200 304

Но взглянем всё же на характеристики «Луня» в сравнении с его «прародителем» ¬– экранопланом КМ. А также сравним его с Boeing Pelican – американским грузовым экранопланом, разрабатывавшимся компанией Boeing с конца 90-х годов, но который так и не был построен даже в виде прототипа. В сравнении с КМ «Лунь» выигрывает в дальности хода и меньших размерах, но проигрывает в грузоподъёмности, так как изначально не задумывался, как транспортный.

Но в сравнении с Boeing Pelican меркнет даже монструозный КМ. Грузоподъёмность «Пеликана» должна была быть больше 1000 т, а его грузовой отсек должен был вмещать в себя до 17 танков «Абрамс» (при том что транспортные самолёты США могут принять на борт только один танк). Поражают так же и предполагаемые размеры американца, размах крыла которого в 3 раза больше, чем у «Луня».

Размножение и популяция

В весенний период птицы прилетают на места гнездования. Сначала их целью является восстановление сил после долгой дороги, а потом начинается период нахождения пары, если она еще не была создана

Важно отметить, что у них брачный возраст наступает в 2-3 года

В этих союзах, безусловно, есть особое брачное поведение. Пернатые парят в воздухе вместе, совершая невероятные маневры. После такого сразу приходит время для начала работы над гнездом. Самое любимое место у луня – заросли тростника. Каждый год они базируются примерно на тех территориях, где уже гнездились.

Птенцы болотного луня

Создает гнездо в основном самка. Самец тоже помогает, принося материал для строительства и подкармливая самку. Место взращивания потомства состоит из веток и устлано сухой травой и находится близко к воде, но примерно в двухстах метрах от чужого гнезда. Оно выполняет функцию защиты птенцов. Для этого его делают очень незаметным и в местах, где нет деревьев или высокой травы.

Ближе к концу апреля самка откладывает яйца. Их количество бывает разным, но обычно это 4 яйца. После 20 дней ожидания первый птенец прорывается сквозь толщу скорлупы. За ним поспевают и остальные. Они весят около 40-50 грамм и потому беспомощны

Важно, что убийство слабых не практикуется этим видом

Сначала потомство и самку кормит особь мужского пола и только потом самка сама начинает искать пищу. Иногда они способны улететь от гнезда на 5 километров.

В конце июня птенцы начинают вылетать, но до этого их пропитание ложится на плечи родителей. Юные особи пытаются атаковать взрослых пернатых и в случае неудачи просят еду у своей семьи. В конце лета выводки постепенно распадаются, а уже в начале осени самки перестают рожать и кормить детей.

В сентябре обычно начинается плановая осенняя миграция. Одинокие птенцы иногда могут задержаться и улететь позже. У пернатых в запасе есть еще около 13 лет – именно столько живут луни.

Их популяция сейчас переживает трудные времена из-за истребления самих особей и деградации ареалов обитания.

Описание конструкции

Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса. В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.

На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».

В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.

Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.

Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.

Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.

Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).

Достоинства и недостатки

Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно, достоинства и недостатки и тех, и других.

Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию:

Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым.

С другой стороны:

… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости.

См. также

Появление ножей танто в Японии

Первые ножи танто появились в период Хэйан с 794 по 1185 год. Данные ножи не отличались качеством исполнения. В период Камакура для изготовления танто стали применять более качественные материалы, а сам нож стал неизменным атрибутом вооружения самурая.

Войти на сайт

Диадема, усыпанная 1333 бриллиантами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector