Международный валютный фонд (мвф)
Содержание:
- Критика организация
- МВФ подготовил новую программу поддержки экономики Боснии и Герцеговины
- Оба — хуже
- Критика
- 1992 – 1993 года. Начало кредитной истории России в МВФ
- Страны-участницы
- Общая информация
- Структура органов управления
- В чем заключается уникальность МВФ
- Прогнозы МВФ на развитие мировой экономики в ближайшие годы
- МВФ против Всемирного банка
- Где МВФ берет деньги?
- Аргументы за и против политики МВФ
- Сотрудничество Банка России с МВФ
- МВФ, цель создания фонда
- История создания и развития Фонда
Критика организация
МВФ – любимый объект для критики, как среди отечественных, так и зарубежных экспертов. Следует признать, что значительная ее часть вполне обоснована. Чаще всего фонд обвиняют в том, что, вместо финансовой поддержки стран, попавших в тяжелое положение, он занимается продвижением американских интересов. И с этим трудно спорить.
США имеют 17% голосов, что позволяет им блокировать любое серьезное решение МВФ. При необходимости американский Сенат может принять законопроект о запрете кредитования той или иной страны, после чего сотрудничество с фондом для нее будет закрыто. Причем любое перераспределение квот не может изменить рамки этой системы.
Представители левых взглядов яростно критикуют МВФ за антисоциальную политику, к которой он подталкивает или прямо принуждает заемщиков. Действительно, в числе «любимых» требований фонда: урезание затрат на медицину и образование, сокращение зарплат и пособий, приватизация, уменьшение госаппарата. Для любого «левака» подобные реформы – словно нож в сердце. В качестве примера обычно приводят не слишком удачный опыт сотрудничества МВФ с Югославией в 80-е годы. Тогда, выполняя требования фонда, балканской республике пришлось урезать социальные программы, лишить поддержки собственную промышленность, что привело к обеднению населения и, по мнению части экспертов, стало причиной гражданской войны и распада государства.
МВФ оказался бессильным против последних нескольких кризисов. Первый из них произошел в Мексике в 1994 году и стремительно распространился на большинство стран Латинской Америки. Второй случился через три года в Азии. В обоих случаях МВФ не только не смог стабилизировать ситуацию, но и своими действиями усугубил последствия.
Международный валютный фонд критикуют за то, что он не смог справиться с кризисом 2008 года
Не меньше нареканий вызывает и точность экономических прогнозов МВФ. Специалисты фонда «проспали» не только азиатский кризис 1998 года, но глобальное потрясение, которое случилось десятью годами позже. Более того, перед обоими кризисами прогнозисты МВФ предсказывали этапы стабильности и развития.
Случаются в МВФ и скандалы. В 2011 году директору организации Стросс-Кану пришлось отказаться от своей должности из-за обвинений в сексуальных домогательствах.
В защиту МВФ можно сказать, что его критика зачастую граничит с популизмом. Фонд никого не заставляет принимать свою помощь и практически всегда готов корректировать свои требования. Логика его действий проста и очевидна: если у страны проблемы с платежным балансом – значит, она живет не по средствам и следует сократить расходы.
Неудачи, как правило, связаны с некомпетентностью одной из сторон. Эксперты фонда могут предлагать методы и инструменты, ранее показавшие свою эффективность, но не слишком подходящие для конкретной ситуации и страны, а ее руководство, стремясь получить деньги, соглашаются на любые условия, не считаясь с реальными рисками.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
МВФ подготовил новую программу поддержки экономики Боснии и Герцеговины
Оба — хуже
Какой список, на ваш взгляд, ближе к реальности? Какой из них лучше? Оба хуже.
Те же специалисты МВФ прогнозируют, что к 2026 году экономика Российской Федерации должна вырасти до 5,36 трлн долл. — на 30,8% от нынешнего уровня, сохранив за собой 6-е место в рейтинге мировых экономик, но так и не обогнав Германию. Честно говоря, подобный прогноз, по большому счету, очень похож на линейную экстраполяцию к заранее отмеченным «нужным» значениям, с небольшими колебаниями вверх-вниз для бóльшей правдоподобности.
Словом, пусть российская оппозиция всех мастей, опираясь на прогноз МВФ по номинальному ВВП, кричит, что «Кремль ведет страну к социально-экономической пропасти». Пусть «турбопатриоты», опираясь на прогноз МВФ по ВВП ППС, возражают, что все не так плохо, и мы идем примерно в общем мировом строю. И те, и другие все равно будут апеллировать к авторитету МВФ, а также стоящего за ним крупного финансового капитала.
Но все же отрефлексируем то, о чем не сказано в прогнозе МВФ, но что следует из опубликованных им цифр. Если в 2019 году номинальный ВВП нашей страны составлял 1,689 трлн долл., а ее ВВП ППС — 4,175 трлн долл., то обменный курс российского рубля был занижен примерно в два с половиной раза. А по итогам 2020 года это занижение составило уже 2,8 раза. Даже для экспорториентированной экономики показатель немного неадекватный.
Напомним, что для такого успешного экспортера, как Китай, данный показатель составляет 1,7 раза, а для почти столь же успешной Германии — вообще близок к единице. Хотя в последнем случае это привело к стагнации реального сектора немецкой экономики вот уже более двух лет подряд.
В России — принципиально противоположная ситуация. Ослабление обменного курса рубля, а следовательно и его растущая недооценка — стандартная реакция Центробанка РФ на любые негативные дисбалансы мирового валютного рынка, которые при открытых для движения капитала границах страны очень быстро становятся дисбалансами рынка внутреннего. Это гигантская премия, гарантия сверхприбыли всем компаниям, тем самым сокращающим себестоимость производимой ими на нашей национальной территории и вывозимой за рубеж продукции. Но это и столь же гигантский минус реальным доходам населения.
Федеральное агентство новостей  / 
Обычно данную ситуацию объясняют тем, что при снижении нормы прибыли производители перестанут качать нефть, растить зерно, печь хлеб и так далее — им это будет невыгодно. А выгодно ли наемным работникам «вкалывать», получая зарплаты чуть выше прожиточного минимума? Дело здесь не в пресловутой «уравниловке», а в сокращении внутреннего платежеспособного спроса населения и в сокращении населения страны.
Ни временной заморозкой цен на продовольствие и другие товары массового спроса, ни показательными посадками коррупционеров и монополистов, ни завозом мигрантов эту системную проблему не решить. Даже не замечать ее больше нет возможности, поскольку она ведет к существенному росту социальной напряженности. Что предпримут в этом отношении российские власти, станет понятным уже в ближайшее время.
В то же время понятно, что в условиях «войны демократии против автократий», официально объявленной Байденом, реальную экономическую силу той или иной страны нужно измерять уже явно не в долларах ВВП: хоть номинальных, хоть паритетных, — а в более осязаемых и необходимых параметрах, обеспечивающих ее безопасность по всем пространствам конфликта: от комплекса необходимых систем вооружения до производства электроэнергии, зерна и мяса, наличия стратегических резервов — «путинского запаса», а также надежно работающих структур снабжения, здравоохранения и образования.
Нельзя сказать, что здесь все в России обстоит идеально. Но все познается в сравнении. А главное, именно осязаемые показатели «твердой силы» России, явно превышающие аналогичные индексы у целого ряда «топовых» держав, позволяют Москве в любой момент огорчить ростовщиков МВФ, обратив в прах дутые и давно уже ничего не объясняющие рейтинги.
Критика
МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.
Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ».
МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.[неавторитетный источник?]
По утверждению Мишеля Чосудовского,[неавторитетный источник?]
Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.[неавторитетный источник?]
В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.[неавторитетный источник?]
В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[неавторитетный источник?]
В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.
Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).
Профессор отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьезного кризиса за последние 20 лет — от мексиканского в 1994—1995 гг. до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.
1992 – 1993 года. Начало кредитной истории России в МВФ
Вторая программа стимуляции российской экономики была опубликована в апреле и утвержден в июле 1993 года. Основной целью кредитования была стабилизация финансового и макроэкономического климатов, а также поддержка России как страны с переходной экономикой. При этом условия кредитования были упрощены – сокращение дефицита госбюджета до 10% ВВП и снижение среднемесячного темпа инфляции до уровня 7-9%.
Данная программа привела к получению двух траншей 6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года – по 1 млрд СДР (около $1,5 млрд.). Однако проводимая в реальности политика не оказывала значительного влияния– что и стало отказом дальнейшего кредитования.
Страны-участницы
В 1945 году МВФ состоял из 29 стран, но на сегодняшний день их число достигло 188. Из них 187 государств признано участниками фонда полностью, и одно – частично (Косово). Полный список стран-участниц МВФ в свободном доступе опубликован в сети вместе с датами вступления их в фонд.
Условия странам для получения кредита от МВФ:
- Главное условие для оформления кредита – быть участником МВФ;
- Сформировавшаяся или возможная кризисная ситуация, при которой отсутствует возможность финансирования платежного баланса.
Кредит, предоставленный фондом, дает возможность осуществить меры по стабилизации кризисной ситуации, проведение реформ для укрепления баланса и улучшить экономическую ситуацию государства в целом. Это станет гарантированным условием возврата такого кредита.
Общая информация
МВФ или International Monetary Fund – международная кредитно-финансовая организация, основной целью которой является поддержка глобальной финансовой системы и обеспечение стабильности валютных курсов в разных странах. Если Всемирный банк работает в основном с беднейшими государствами мира, то МВФ оказывает финансовую помощь любым странам, которые испытывают недостаток средств для выполнения своих обязательств. Займы выделяются не только на преодоление кризисов, но и на развитие экономики.
Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне
Сотрудничество с фондом является своеобразным сигналом для других финансовых организаций и инвесторов о том, что с руководством страны можно иметь дело и вкладывать в ее экономику деньги. Так, например, Всемирный банк сотрудничает только с членами МВФ. На сегодняшний день практически все члены ООН входят в состав фонда.
С момента своего основания МВФ занимается сбором статистических данных и оказанием технической и консультационной помощи нуждающимся государствам. Любой новый участник организации обязан открыть информацию о состоянии своей экономики и финансовой системы. Обычно условием предоставления кредита МВФ является обязательство со стороны кредитора выполнять рекомендации фонда. Также фонд занимается подготовкой кадров в области финансов и экономики.
Фонд выделяет кредиты с процентами ниже рыночных на срок 3-5 лет. Как правило, деньги перечисляются не единой суммой, а несколькими траншами, промежуток между которыми может составлять несколько месяцев, а то и лет. Подобная практика позволяет МВФ контролировать использование кредита, а также выполнение условий его предоставления. Если они не соблюдаются, то выплаты замораживаются.
Обычно началу сотрудничества предшествуют консультации. Государство, претендующее на получение кредита, посещает специальная миссия, которая изучает различные экономические показатели претендента (уровень занятости, цены, налоговая политика). По результатам инспекции готовится отчет для руководства фонда. На его основании принимается окончательное решение относительно выдачи кредита, а также вырабатывают рекомендации по проведению необходимых реформ.
Структура органов управления
В чем заключается уникальность МВФ
Международный валютный фонд является уникальной организацией, аналогов которой больше нет во всем мире.
Кроме уникальной системы, МВФ обладает и собственным уникальным платежным средством, которое называется SDR (СДР).
Данная аббревиатура переводится как «специальные права заимствования». СДР представляет собой искусственное резервное и платежное средство, которое не обладает наличным воплощением. Данное платежное средство существует исключительно в безналичной форме, и его эмиссией занимается МВФ.
СДР отображается в форме записи на банковских счетах, которые, по сути, не являются долговыми обязательствами или валютой. Обращение данного платежного средства осуществляется лишь в рамках системы МВФ. Оно применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а так же для расчетов по крупным кредитным обязательствам. Кроме того, данное платежное средство может быть использовано для восполнения дефицита платежного баланса.
Решение о создании специальных прав заимствований было принято в конце 1969 года. По состоянию на конец декабря 2018 года, состояние МВФ составляло 217 миллиардов СДР.
Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-участниц.
Международный валютный фонд обладает собственным руководящим органом, места в котором распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот. Порядок принятия решения в МВФ имеет определенный регламент. Для того, чтобы принять то или иное решение, требуется 85% голосов. При этом, с момента создания организации, 17% голосов находится в руках США.
Таким образом, США обладает своеобразным правом вето: так как без одобрения Штатами невозможно принять ни одно важное решение. Это, конечно, вызывает волну критики от других государств
Тем не менее, США продолжают использовать свое преимущество и препятствуют перераспределению квот. Это им нужно для того, чтобы сохранить свое эксклюзивное положение.
Высшим руководящим органом Международного валютного фонда является Совет управляющих.
Прогнозы МВФ на развитие мировой экономики в ближайшие годы
В октябре прошлого года МВФ спрогнозировал весьма пессимистичное развитие экономики на ближайшие 3 года. При чем речь идет о синхронном замедлении роста экономик для большинства государств мира.
К слову, по мнению МВФ, рост мировой экономики в период 2019-2020 годов составит максимум 3%, а, в частности, российская экономика увеличит темп лишь на 1,1%. Российские оценки чуть выше, так, глава Счетной Палаты Российской Федерации Алексей Кудрин заявил, что «Потолок роста ВВП России в ближайшие годы составит 1,5-2%».
Прогноз для других стран еще печальнее: МВФ считает, что Германия фактически приближается к рецессии. Рост экономики США, который предвиделся в районе 3%, будет значительно ниже, так же подметил международный валютный фонд.
27 февраля 2020 года официальный представитель МВФ Джерри Райс, на регулярном брифинге для журналистов заявил, что МВФ готовится скорректировать (снизить) показатели прогнозов роста мировой экономики.
«Сегодня у меня нет для вас новых цифр, но, очевидно, что коронавирус повлияет на рост. Многое зависит от темпов восстановления в Китае и других странах», – прокомментировал ситуацию Джерри Райс.
Аналитики МВФ считают, что перспективы развития мировой экономики неутешительны: вскоре мировые державы ожидает глобальный спад производства и рост торговых барьеров. «Торговая война между крупнейшими экономиками мира быстро распространяется по всему миру, в результате чего потери будут нести все страны», – высказала свое мнение профессор российской экономической школы Наталья Волчкова.
По словам Директора Центра структурных исследований РАНХиГС Алексея Ведева, – «пока нет никаких реальных стимулов для роста экономики в 2020 году».
С учетом всего этого стоит помнить об амбициозных целях по национальным проектам, стартовавшим с 2018-2019 годов – если в сложившихся условиях даже МВФ не дает хороших прогнозов, чего стоит ждать от российской экономики?
МВФ против Всемирного банка
МВФ работает рука об руку со Всемирным банком, и хотя они являются двумя отдельными субъектами, их интересы выровнены, и они были созданы вместе , Хотя МВФ предоставляет только краткосрочные кредиты, которые финансируются за счет квот членов, Всемирный банк фокусируется на долгосрочных экономических решениях и сокращении бедности и финансируется как взносами участников, так и облигациями. МВФ более ориентирован на решения экономической политики, а Всемирный банк предлагает помощь в таких программах, как создание необходимых общественных объектов и предотвращение болезней.
Где МВФ берет деньги?
Для формирования уставного капитала МВФ каждое государство-участник делает взносы. То есть своего рода финансовый кооператив. Общая сумма взноса рассчитывается исходя из квоты.
Первоначальная сумма квоты приблизительно составляет такой же размер, как и у других похожих стран-участников. Существует сложная (составная) формула расчета квоты в зависимости от характеристик и масштаба экономики. Основным показателем для расчета является ВВП страны. Далее используются различные коэффициенты, которые уменьшают или увеличиваю квоту в зависимости от открытости, экономической изменчивости и др. страны.
Страна оплачивает свой взнос следующим образом:
- 25% в СДР* (1 СДР примерно равен 1,5 доллара);
- 75% в своей национальной валюте.
*СДР — Специальные права заимствования.
В зависимости от размера квоты страна-участница получает голоса в органе управления МВФ.
На сегодняшний день самые большие взносы (квоты) имеют:
- США;
- Япония;
- Германия;
- Франция.
- Соединенное Королевство Великобритании;
- Китай;
- Россия;
- Саудовская Аравия.
Из всех взносов участников формируется фонд денежных средств, который используется для кредитования стран со сложной финансовой ситуацией.
Аргументы за и против политики МВФ
Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.
Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.
МВФ и Мексика
В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.
Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.
МВФ и Аргентина
Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.
Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.
Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.
МВФ и Украина
История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.
За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр
финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем
управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию
с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России.
Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и
осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию
депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета
МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на
которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя
являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в
капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в
предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о
которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке:
О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает
с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают
участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном
уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч,
консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России
(как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится
оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового
сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении
оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой
связи необходимо отметить, что программа FSAP
2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской
Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок
соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs),
в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и
корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее
время является оценка соответствия
российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC
ВСP) и оценка соответствия регулирования
финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают
участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава
Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является
участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных
ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить
участие Банка России в реализации
Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой
статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной
инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом
на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному
балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и
организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и
исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении
профильных семинаров, конференций.
МВФ, цель создания фонда
Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.
Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:
-
содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;
-
содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;
-
поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;
-
помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;
-
путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;
-
сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов
Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:
Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.
Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.
Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.
В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.
Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».
Период | USD | EUR | CNY | JPY | GBP |
---|---|---|---|---|---|
2016–2020 | (41.73%) | (30.93%) | (10.92%) | (8.33%) | (8.09%) |
История создания и развития Фонда
В 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе в США представители сорока четырех стран решили создать единую базу экономического сотрудничества во избежание девальвации, последствием которой в тридцатых годах была Великая депрессия, а также в целях восстановления финансовой системы между государствами после войны. В следующем году на основе итогов проведенной конференции был создан МВФ.
СССР также принимал активное участие в конференции и подписал Акт об учреждении организации, однако впоследствии так и не ратифицировал его и не участвовал в деятельности. Но в девяностых годах, после распада Советского Союза, Россия и другие страны — бывшие союзные республики вступили в МВФ.
В 1999 году в МВФ входило уже 182 страны.