Международный валютный фонд / мвф

Содержание

Навигация

История

На Бреттон-Вудской конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.

Среди директоров-распорядителей МВФ были: бельгиец ( (06.05.1946 — 05.05.1951)), испанец (Родриго Рато (07.06.2004 — 01.11.2007)), голландец ( (01.09.1973 — 18.06.1978)), немец (Хорст Кёлер (01.05.2000 — 04.03.2007)), 2 шведа ( (03.08.1951 — 03.10.1956) и (21.11.1956 — 05.05.1963)), 5 французов ( (01.09.1963 — 31.08.1973), (17.06.1978 — 15.01.1987), Мишель Камдессю (16.01.1987 — 14.02.2000), Доминик Стросс-Кан (01.11.2007 — 18.05.2011) и Кристин Лагард (с 05.07.2011)).

Некоторые факты о расстоянии

В первой половине 2015 года планета-карлик была удалена от Солнца на 32,48 а. е. Так что на сегодняшний день в определенные моменты минимальное расстояние будет 4,7 млрд км, а максимальное, в момент противостояния на концах воображаемой линии, проведенной через Солнце, – 5,02 миллиарда километров.

В современной науке уже давно составлена карта звёздного неба, с помощью которой легко рассчитать, на сколько километров передвинулись планеты во взаимном вращении, где они расположены по отношению к центру системы, и в сторону увеличения или уменьшения будут двигаться дальше в гелиоцентрической модели. Вот еще некоторые данные о дистанции:

  1. Если мыслить категориями научно-фантастической литературы, возможно, в недалеком будущем изобретут космические корабли, способные двигаться со скоростью света. Она давно измерена и составляет 300 тыс. километров в секунду. Образно, 1 световая секунда нужна, чтобы почти добраться до земного спутника (Луна тоже находится на разных удалениях, в зависимости от своего положения на орбите). Световой секунды достаточно для того, чтобы 7,5 раз облететь третью планету, которая не относится к числу самых маленьких.
  2. До Плутона, со скоростью 300000 километров в секунду, придется лететь5–5.9 часов, при условиях, что она будет оставаться неизменной и полет будет продолжаться без остановок. Если взять за единицу измерения световой год, цифра покажется маленькой – 0,00062 светового года. И в космических масштабах это сущая ерунда, потому что до ближайшей к Солнечной системе Альфа Центавра понадобится лететь целых 4 года, да еще и с цифрами после запятой.
  3. В 2006 году был запущен космический аппарат «Новые горизонты», который летел к Плутону целых девять лет. Долетев до планеты-карлика, миссия провела над поверхностью несколько дней и сканировала много полезной информации. Однако, поскольку корабль удалялся в открытый космос, было затруднительно и долго получать с него информацию, и для этого потребовался целый земной год. В атмосфере были найдены лед из азота и воды, простейшие углеводороды (толины). Но атмосфера Плутона крайне разрежена и даже у самой поверхности составляет не более 0,000001 % от такого же показателя земной.

И чтобы не томиться в ожидании, ученые получили наиболее интересные данные в сжатом виде, для чего понадобилось почти полтора месяца.

Нельзя сказать, что исследователи ближнего космоса не уделяют внимания другим объектам. Некоторые факты о Луне, Марсе и Венере стали известны еще в прошлом столетии. Затем стали запускаться зонды для исследования дальних объектов – планет-гигантов. Но если интерес к Венере и Марсу у человечества понятен, то дальний Плутон кажется не очень подходящим объектом для исследования, хотя на самом деле это не так.

Смотрите видео на эту тему.

Оба — хуже

Какой список, на ваш взгляд, ближе к реальности? Какой из них лучше? Оба хуже.

Те же специалисты МВФ прогнозируют, что к 2026 году экономика Российской Федерации должна вырасти до 5,36 трлн долл. — на 30,8% от нынешнего уровня, сохранив за собой 6-е место в рейтинге мировых экономик, но так и не обогнав Германию. Честно говоря, подобный прогноз, по большому счету, очень похож на линейную экстраполяцию к заранее отмеченным «нужным» значениям, с небольшими колебаниями вверх-вниз для бóльшей правдоподобности.

Словом, пусть российская оппозиция всех мастей, опираясь на прогноз МВФ по номинальному ВВП, кричит, что «Кремль ведет страну к социально-экономической пропасти». Пусть «турбопатриоты», опираясь на прогноз МВФ по ВВП ППС, возражают, что все не так плохо, и мы идем примерно в общем мировом строю. И те, и другие все равно будут апеллировать к авторитету МВФ, а также стоящего за ним крупного финансового капитала.

Но все же отрефлексируем то, о чем не сказано в прогнозе МВФ, но что следует из опубликованных им цифр. Если в 2019 году номинальный ВВП нашей страны составлял 1,689 трлн долл., а ее ВВП ППС — 4,175 трлн долл., то обменный курс российского рубля был занижен примерно в два с половиной раза. А по итогам 2020 года это занижение составило уже 2,8 раза. Даже для экспорториентированной экономики показатель немного неадекватный.

Напомним, что для такого успешного экспортера, как Китай, данный показатель составляет 1,7 раза, а для почти столь же успешной Германии — вообще близок к единице. Хотя в последнем случае это привело к стагнации реального сектора немецкой экономики вот уже более двух лет подряд.

В России — принципиально противоположная ситуация. Ослабление обменного курса рубля, а следовательно и его растущая недооценка — стандартная реакция Центробанка РФ на любые негативные дисбалансы мирового валютного рынка, которые при открытых для движения капитала границах страны очень быстро становятся дисбалансами рынка внутреннего. Это гигантская премия, гарантия сверхприбыли всем компаниям, тем самым сокращающим себестоимость производимой ими на нашей национальной территории и вывозимой за рубеж продукции. Но это и столь же гигантский минус реальным доходам населения.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Обычно данную ситуацию объясняют тем, что при снижении нормы прибыли производители перестанут качать нефть, растить зерно, печь хлеб и так далее — им это будет невыгодно. А выгодно ли наемным работникам «вкалывать», получая зарплаты чуть выше прожиточного минимума? Дело здесь не в пресловутой «уравниловке», а в сокращении внутреннего платежеспособного спроса населения и в сокращении населения страны.

Ни временной заморозкой цен на продовольствие и другие товары массового спроса, ни показательными посадками коррупционеров и монополистов, ни завозом мигрантов эту системную проблему не решить. Даже не замечать ее больше нет возможности, поскольку она ведет к существенному росту социальной напряженности. Что предпримут в этом отношении российские власти, станет понятным уже в ближайшее время.

В то же время понятно, что в условиях «войны демократии против автократий», официально объявленной Байденом, реальную экономическую силу той или иной страны нужно измерять уже явно не в долларах ВВП: хоть номинальных, хоть паритетных, — а в более осязаемых и необходимых параметрах, обеспечивающих ее безопасность по всем пространствам конфликта: от комплекса необходимых систем вооружения до производства электроэнергии, зерна и мяса, наличия стратегических резервов — «путинского запаса», а также надежно работающих структур снабжения, здравоохранения и образования.

Нельзя сказать, что здесь все в России обстоит идеально. Но все познается в сравнении. А главное, именно осязаемые показатели «твердой силы» России, явно превышающие аналогичные индексы у целого ряда «топовых» держав, позволяют Москве в любой момент огорчить ростовщиков МВФ, обратив в прах дутые и давно уже ничего не объясняющие рейтинги.

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  1. содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  2. содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  3. поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  4. помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  5. путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  6. сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период  USD  EUR  CNY  JPY  GBP
2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Стадии развития чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

  • предварительная — образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного или техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса;
  • первая — инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду;
  • вторая — осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация чрезвычайной ситуации (эта стадия может начинаться и до завершения первой стадии);
  • третья — осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия.

Подписаться

Базовые функции Международного Валютного Фонда

Итак, нужно отметить, что функционирование основывается  на быстром методе к контролю и регулировке экономики. В результате чего, нужно сказать и описать функции, за счет которых достигается такой результат:

  • Каждый участник может воспользоваться поддержкой с экономической точки зрения для решения недостатков присутствующих в платежном равновесии. В результате такой функции, членами организации создается программа реформ, которые в дальнейшем передаются правительству государства, у которого финансовые проблемы. И далее страна обязуется их выполнять.
  • Функция надзорная. Итак, этот момент достаточно интересный, поскольку в руках МВФ власть позволяющая исследовать политику члена государства, с целью установить курс валюты.

Каждый страна предоставляет органу информацию касательно финансовой жизни. Так вот, базовой целью является своевременное обнаружение небезопасным макроэкономических элементов, которые являются катализатором для дисбаланса.  В результате чего, Фонд берет на себя функцию предоставить стране рекомендации по их решению.

Дадут ли денег

Несмотря на то что в МВФ заявили о паузе в вопросе сотрудничества с Украиной, в Офисе президента настроены весьма оптимистично. «Мы все еще находимся в программе Stand-by на $5 млрд, из которых более $2 млрд получили ранее», – сказал «Вестям» советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко. По его словам, в прошлом году в Украину должен был поступить транш в $700 млн, еще два транша – на протяжении этого. «В итоге в 2021 году рассчитываем сразу на три транша на сумму $2 млрд. Эти деньги уже предусмотрены в бюджете», – говорит «Вестям» Устенко.

Сейчас же, по его словам, между правительством и МВФ продолжаются технические консультации сразу по нескольким направлениям: долговая политика, сокращение бюджетного дефицита, судебная и антикоррупционная реформа, а также цены на газ для населения. «Минфин обсуждает параметры бюджета. Позиция МВФ – мы должны снижать дефицит, что полностью соответствует нашему собственному видению ситуации. В прошлом году дефицит бюджета должен был составить 0,5% ВВП, но по факту мы получили 4,5%. На этот год плановый дефицит составляет 5,3% ВВП», – сказал «Вестям» Устенко.

Столь резкое сокращение дефицита – задача весьма амбициозная. Не исключено, что в большей степени ее решат за счет сокращения социальных расходов. Правда, как говорит «Вестям» Устенко, рост экономики в этом году, по прогнозам, должен составить порядка 4,5%, что поможет нивелировать удар.

«На этот год корректировка социальных затрат точно невозможна. А дальше будем действовать, исходя из национальных интересов, которые стоят во главе угла. Интересы МВФ в этом плане нас мало волнуют», – говорит «Вестям» Устенко.

Критика

МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ».

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.[неавторитетный источник?]

По утверждению Мишеля Чосудовского,[неавторитетный источник?]

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.[неавторитетный источник?]

В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.[неавторитетный источник?]

В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[неавторитетный источник?]

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).

Профессор отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьезного кризиса за последние 20 лет — от мексиканского в 1994—1995 гг. до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.

Долговая яма

Россия стала сотрудничать с МВФ позднее, чем многие другие страны, — партнёрство началось лишь после распада СССР. Однако сегодня эксперты оценивают этот опыт негативно.

На протяжении 1990-х годов МВФ предоставил России кредитов на общую сумму в $22 млрд. Средства пошли на поддержку реформ и покрытие дефицита платёжного баланса.

В частности, фонд требовал ликвидировать экспортные пошлины на газ и нефть при повышении акцизов, отменить предтаможенную экспертизу вывозимых из страны товаров, понизить таможенные пошлины для импорта и снять ограничения на импорт алкоголя.

  • Митинг в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов «Нет — губительным экономическим реформам», 1998 год

В начале 2000-х годов в России зазвучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. В 2005 году Россия досрочно погасила кредит МВФ — на тот момент задолженность составляла $3,3 млрд.

«Все учёные тогда знали, чем может закончиться для России выполнение требований МВФ, но российское руководство с 1991 года упорно пренебрегало этими оценками. Да, в краткосрочной перспективе сотрудничество с фондом неплохо влияло на экономику страны, МВФ помог навести порядок в финансовой системе. Но в долгосрочной перспективе его рекомендации были разрушительны», — подчеркнула Инна Андронова.

Но далеко не всем заёмщикам МВФ удаётся вырваться из кредитной кабалы. Напротив, чаще всего проблема задолженности только усугубляется, долги копятся, как снежный ком, отмечают эксперты. В такой ситуации транши фонда идут уже на погашение взятых ранее кредитов, а не на развитие национальной экономики.

Также по теме

Собственными силами: почему Турция не намерена полагаться на помощь МВФ

В 2018 году турецкая экономика столкнулась с серьёзным финансовым кризисом, а национальная валюта с января обесценилась на 40%. При…

Ярким примером такого должника стала Аргентина. В начале XX века страна была одним из самых богатых государств мира, но на протяжении последних десятилетий Буэнос-Айрес пережил уже не один дефолт. Плотное сотрудничество с МВФ до сих пор не помогло стране выбраться из череды кризисов.

В феврале 2020 года вице-президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Однако уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ о предоставлении новой программы помощи.

По мнению экспертов, МВФ сыграл в судьбе Аргентины неоднозначную роль. Как отметил в комментарии RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук, в том, что Аргентина находится в непростом экономическом положении, есть и вина фонда.

«Несомненно, в этом есть вина МВФ, поскольку фонд сначала втягивает страну в долги, потом начинает ею командовать. Фактически государство, оказавшееся в большом долгу перед МВФ, попадает под его контроль. Как это и случилось с Аргентиной. Однако фонд играет и положительную роль для ряда стран. Например, он время от времени наводит порядок в международных расчётах и валютных отношениях государств», — считает эксперт.

Говоря об Аргентине, Инна Андронова напомнила о том, что первый мировой долговой кризис, охвативший страны Латинской Америки, произошёл в 1982 году.

«Многие государства, включая Аргентину, были вынуждены согласиться на условия МВФ, у них не было другого выхода. Но принятые тогда программы разрушили национальные экономики ряда стран», — отметила эксперт.

Ещё одним постоянным клиентом МВФ стала Украина. Сотрудничество страны с фондом началось в 1990-е. В 2010 году Киев заключил с МВФ соглашение на предоставление займа размером в $15 млрд. Однако фонд неохотно предоставлял финансовые транши, поскольку власти Украины не спешили выполнять его условия. В конце ноября 2013 года, получив отказ МВФ в предоставлении средств, Киев обратился за помощью к Москве. Россия пообещала предоставить соседней стране $15 млрд в качестве кредита. Однако договорённости разрушили «евромайдан» и государственный переворот на Украине.

На протяжении последних лет страна находится в серьёзной финансовой зависимости от траншей МВФ. Под давлением фонда власти Украины проводят непопулярные реформы и урезают социальную поддержку населения.

Примечания[править | править код]

Цели МВФ

В соответствии со статьей 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector