Немецкий крест

Цены

Крест, которому не повезло

На свете есть, как известно, много крестов, хороших и разных. Есть клятва «Вот те крест!», есть легендарный Георгиевский крест, а есть крест, которому не повезло. Это Железный крест.

Учрежденный королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III в 1813 году за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона, Железный крест считается первой европейской боевой внесословной наградой. Ни высокий чин или звание, ни благородное происхождение не могли помочь обрести Eisernes Kreuz. Его, сознательно лишенного драгметаллов и драгоценных камней, можно было заработать лишь благодаря личной храбрости, проявленной на поле боя.

Весьма уважаемая прусская награда послужила образцом для Кульмского креста, которым награждались русские участники сражения при Кульме… А затем Железному кресту, с нашей русской точки зрения, не повезло.

Пруссия успешно превратилась в Германскую империю, которая в 1914 году сошлась с империей Российской на полях сражений Первой мировой. Ценить вражеские награды как-то не принято. К тому же, во время войны Железный крест вручался буквально в фантастических количествах…

В общем, уважение к Железному кресту в России уже тогда сошло на нет. Появление же перед Второй мировой на Железном кресте свастики и последующее начало Великой Отечественной окончательно девальвировало Eisernes Kreuz в глазах наших соотечественников.

wikipedia.org &nbsp/&nbsp

После 1945 года Железный крест в нашей стране нормально воспринимался лишь в двух вариантах. Первый — когда россыпи трофейных крестов украшали собой музейные витрины. Второй — когда россыпи тех же крестов украшали собой реквизит актеров, игравших в послевоенных кинофильмах роли нацистов, успешно к финальным титрам побеждаемых «нашими». Все. Больше вариантов не было.

Даже после распада СССР введение в государственную наградную систему стран СНГ чего-то похожего на «Железный крест» поначалу было немыслимо — потому что Eisernes Kreuz стараниями Гитлера и Ко стал таким же символом Третьего рейха, как свастика, СС и концлагеря. И память об этом настолько сильно оказалась вбита в нашу подкорку, что продолжала сохраняться даже в реалиях «лихих девяностых».

Но постепенно положение дел менялось. На Украине грянул Евромайдан. В Киеве к власти пришли те, для кого отрицание какой-либо русско-украинской общности стало главной доминантой нового политического курса. Лозунг «Україна — це Європа» в первую очередь подразумевал, что Украина — не Россия. Причем — любой ценой не Россия.

Перманентно продолжавшийся с 1991 года процесс разрыва любых связей украинского общества с российским резко активизировался. В немалой степени этому поспособствовала АТО в Донбассе. Теряя своих солдат в приграничных «котлах», Киев не забывал о войне и с ранее общими для России и Украины символами. Декоммунизация, «ленинопад», запрет георгиевской ленточки… Параллельно в качестве «подачки» украинским наци легализовывалась нацистская символика, заодно призванная служить антироссийскими маркерами.

Таким образом, появление на просторах постмайданной Украины подобия нацистских наград было лишь делом времени… Оно пришло в начале ноября 2017 года и вызвало… гомерический смех. Причем, не только в Москве, но и у многих украинцев тоже.

Что же произошло?

wikipedia.org &nbsp/&nbsp

Медали

Почетные медали в период существования Рейха, как правило, вводились после знаковых событий и предназначались, прежде всего, для их непосредственных участников.

В память 13 марта 1938 г.

Награду учредили для поощрения членов Вермахта, СС, а также представителей австрийской НСДАП, которые участвовали в аншлюсе Австрии. Изделие производилось из меди с серебряным покрытием. Реверс украшался аллегорической сценой, которая символизировала объединение двух государств. Диаметр медальона – 33 мм. За годы существования знака его получили более 300 тыс. человек.

В память 1 октября 1938 г.

Медаль учреждена для поощрения участников присоединения Судетской области к Германии, а также создания Протектората Богемии и Моравии. За время существования награду получили более 1 миллиона человек. Медальон выпускался из бронзы. Диаметр – 33 мм с 1 мм буртиком по краю. На лицевой стороне размещалась аллегорическая сцена, посвященная указанным событиям. На оборотной стороне – дата, символизирующая название медали и надпись (на немецком) «Один народ, одно государство, один вождь».

В память 22 марта 1939 г.

Медаль учреждена в честь присоединения к Германии района Мемель. Ее получили 31322 человека. Изделие имело диаметр 33 мм и изготавливалось из бронзы. Лицевая сторона аналогичная медальону за аншлюс Австрии и присоединение Судет. На тыльной стороне наносилась дата события и надпись «За возвращение Мемельской области», помещенная в венок из листьев дуба.

За сооружение атлантического вала

Медаль предназначалась тем, кто разрабатывал и участвовал в создании фортификационных укреплений на западных рубежах страны и захваченных территориях. За годы существования, награды удостоены 622 тыс. военных и гражданских лиц. Размеры: высота – 40 мм, ширина – 33 мм. Материал – томпак или цинк с бронзовым покрытием. Медаль овальной формы. На титульной стороне изображена стена с двумя амбразурами, стоящая между холмов. Над стеной размещались скрещенные лопата и меч. Выше – орел с расправленными крыльями, сидящий на венке, в центре которого свастика. На оборотной стороне надпись — «За работу по защите Германии».

За зимнюю кампанию 1941-42

Медаль предназначалась для тех, кто воевал на восточном фронте против СССР в первую зиму кампании и выполнил следующие условия: был участником боевых действий в течение 14 дней, нес службу в течение 60 дней, совершал боевые вылеты в течение 30 дней, получил ранение или обморожение. Награда учреждена 26.05.1942 г. Изделие производилось из цинка с серебрением. Диаметр – 36 мм. Сверху медаль украшалась гранатой и каской. В центре диска – изображение орла со сложенными крыльями, сидящего на свастике. На заднем плане лавровая ветвь. На оборотной стороне надпись «Зимняя кампания на востоке 1941/42».

Медаль голубой дивизии

Награда предназначалась для воинов испанской дивизии №250, которые воевали на восточном фронте на стороне Германии. Учреждена 3.01.1944 г. Изделие круглой формы. На титульной стороне изображен меч в горизонтальном положении. На нем 2 щита. Один с орлом, сидящим на венке, в центре которого свастика. Второй с пучком стрел и ярмом, символизирующим Испанию. Выше щитов – каска. Ниже – свастика с лавровыми венками. На оборотной стороне надпись — «Испанская дивизия добровольцев в России». Ниже рисунок рыцарского креста с дубовыми и лавровыми ветвями.

Крест Тевтонского духовно-рыцарского ордена

Но нацисты были не первыми, кто в качестве своей эмблемы избрал чёрный равносторонний крест на белом фоне. Задолго до них этот опознавательный знак  использовали рыцари Тевтонского духовного ордена, учреждённого 19 ноября 1190 года.

Членами этого средневекового объединения были немецкие рыцари, участвовавшие в третьем крестовом походе. Официальной версией их религиозного военизированного нападения на мусульман Палестины было освобождение  христианской святыни – Иерусалима.

Однако истинную причину подобной геополитической игры раскрывает доктрина, звучащая как: «Натиск на Восток». Её автором являлся король Германии и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, возглавлявший немецкие войска в том самом походе на Святую землю, в результате которого и возник Тевтонский орден.

Описание награды

Железный крест образца 1870 года 2-го класса. Аверс и реверс.

Железный крест образца 1870 года 1-го класса. Аверс и реверс.

Внешний вид

Аверс. На лицевой стороне знаков всех трёх степеней появились рельефные изображения прусской королевской короны (на верхнем конце креста), вензеля Вильгельма I — большой буквы «W» (в центре) и цифр «1870» (на нижнем конце креста).

Реверс. В центре оборотной стороны креста (на черной железной вставке) барельеф в виде трех расходящихся дубовых листьев. Над ними, на верхнем луче, помещался вензель основателя награды короля Фридриха Вильгельма III – литеры «FW» (Friedrich Wilhelm). На нижнем луче помещалась дата основания ордена – цифры «1813».

Знак 2-го класса имел размеры 42х42 мм и при помощи припаянного к верхнему лучу креста поперечного ушка и продетого в него кольца подвешивался на шёлковую ленту шириной 25-30 мм. Наряду с крестами, выпущенными официально, существовало большое количество знаков 2-ой степени частного производства, которые могли несколько отличаться от оригинала как по размерам, так и по качеству исполнения.

Ленты отличались в зависимости от обстоятельств получения награды.

При получении креста за боевые отличия, лента была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой).

Тем награждённым, которые получали крест не за боевые заслуги, носили его на белой ленте с чёрной окантовкой.

У знака ордена 1-ой степени изменился не только рисунок лицевой стороны, но и способ крепления. Он теперь не нашивался, а пристёгивался к мундиру: восемь петелек на гладкой оборотной стороне креста заменила широкая серебряная булавка с крючком. Впрочем, иногда встречались знаки образца 1870 года (частного изготовления) в прежнем нашивном варианте.

Технология производства Железных крестов времён франко-прусской войны осталась неизменной, но качество их изготовления, по сравнению с орденскими знаками предыдущей эпохи, значительно улучшилось. Для них характерны чёткий рисунок литой железной сердцевины креста и тончайшая пайка, соединяющая серебряные рамки.

Железные кресты образца 1870 года официально производились вплоть до 1918 года, а малыми сериями и позже — в Веймарской республике и III Рейхе. Поэтому по внешнему виду, качеству и технологии изготовления знаки различных выпусков могли несколько отличаться друг от друга.

Миниатюрная копия

Серебряная пряжка с уменьшенным Железным крестом 1914 года.

Существовало миниатюрные копии Железный крест образца 1870 года, отличавшихся как способом изготовления так и ношения. В том числе попадаются кресты и в популярном в те годы размере Принцегроссе — размер 2/3 от оригинального знака. В 70-80-е гг. XIX в. большое распространение получили уменьшенные копии крестов для повседневного ношения в 3/4 или 1/2 натуральной величины. Они заказывались частным образом и обычно представляли собой цельноштампованные серебряные крестики, покрытые чёрной эмалью. Существовали также совсем миниатюрные (до 1/10 натуральной величины) «фрачные» копии ордена.

Планка

Согласно постановлению от 4 июня 1915 года лица, награжденные Железным крестом 2-го класса 1870 года и отличившиеся в 1-ой мировой войне, вместо креста 2-го класса 1914 года получали специальную серебряную пряжку с уменьшенным Железным крестом 1914 года, которая прикреплялась к ленте креста 1870 года. (Wiederholungsspange für 1870/71 mit Jahreszahl 1914).

Эта планка представляла собой прямоугольную серебряную пластину размером 33-35х7,5 мм со шлифованным ободком по периметру и наложенной на нее миниатюрой Железного Креста образца 1914 года (12,5х12,5 мм).

Планка продевалась сквозь ленту Железного Креста 2-го класса образца 1870 года, либо крепилась к ней при помощи двух зацепов или булавки. Планка повторного награждения носилась выше Дубовых листьев к Железному Кресту 2-го класса образца 1870 года.

Из военных в гражданские

История Ка-62 начинается в 1980-е годы, когда стало понятно, что сверхуспешный Ми-8 с его грузоподъемностью в 4 тонны нерентабельно использовать при перевозке меньших грузов. До этого с подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х годов устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около 2 тонн оставалась пустой. Тогда ОКБ Камова приступает к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60.   

Военные поставили задачу широко: кроме транспортировки грузов и людей новая машина должна быть адаптируема под нужды разведки, а также выполнять боевые функции. Первый макет будущего вертолета был создан в 1989 году. Для увеличения скорости полета ОКБ Камова впервые отказалось от традиционной для них соосной схемы. Рулевой винт был выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Машина получила название Ка-60. Разведывательная модификация была одобрена военными под названием Ка-60Р, также разрабатывалась палубная версия Ка-60К.    

Ка-60 на авиасалоне МАКС-2001

Однако с приходом 1990-х финансирование проекта прекратилось, и разработки пришлось остановить. Часть разведывательно-боевых функций Ка-60 конструкторы отдают новой модели − ударному разведчику Ка-52. Чтобы охватить более широкий спектр рынка, принимается решение на основе военной модели сделать многоцелевой гражданский вертолет Ка-62. Его полноразмерный макет был показан на одном из первых авиакосмических салонов в Москве, но денег на дальнейшее развитие проекта не хватило.  

Интересные факты

  • Железный крест изображается на немецкой военной технике в качестве опознавательного знака. Традиция начинается с Первой мировой войны.
  • Железный крест изображается на должностных флагах и вымпелах ВМС Германии.
  • После победы над Наполеоном вывезенная французами богиня Виктория с Бранденбургских ворот вернулась в Берлин из Парижа и получила Железный крест, созданный Ф. Шинкелем.
  • Единственным англичанином получившим Железный крест был двойной разведчик и агент, Эдди Чапмен.
  • На знаке ордена не проставлялся порядковый номер, а только проба показывающая содержание драгоценного металла, и иногда клеймо фирмы.
  • Хотя орден называется «Железный крест», собственно железной является его центральная часть. В 1914-16гг. некоторые фирмы изготовляли сердцевину ордена из латуни, нейзильбера и даже чёрного оникса. Окантовка креста с 1813г по 1939г изготавливалась из серебра 800 пробы, в 1940г из-за увеличения числа награждений у некоторых крестов окантовку стали изготовлять из нейзильбера, а 1941г у крестов 1-го и 2-го класса центральная часть изготавливалась из железа, а окантовка из нейзильбера.

История награды

Большой крест Железного креста образца 1813 года. Аверс и Реверс.

Большой крест Железного креста образца 1870 года. Аверс и Реверс.

Большой крест Железного креста образца 1914 года. Аверс и Реверс.

Большой крест Железного креста образца 1914 года. Аверс и Реверс. Копия.

Большой крест Железного креста был учреждён в месте с другими степенями Железного креста 10 марта 1813 года во время Наполеоновских войн.

Большой крест был предназначен для награждения полководцев Прусской армии и ее союзников, особо отличившихся в сражениях. За время Наполеоновских войн он был вручен лишь пять раз. По некоторым данным, Больших крестов Железного креста удостоились ещё и два героя Кульмского сражения: русский генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой и прусский генерал-лейтенант Ф.Г.Ф. Клейст фон Ноллендорф. Якобы 29 августа 1813 года Фридрих-Вильгельм III даже подписал указы о награждении обоих, но в итоге ни тот ни другой орденов всё-таки не получили и в официальных списках кавалеров Большого креста не значатся.

Была введена и особая степень награды, Звезда Большого креста Железного креста предназначалась она, для самых выдающихся генералов, которые совершили небывалый по героизму подвиг во славу немецкого государства.

Основная статья: Звезда Большого креста Железного креста

Согласно статусу Железный Крест был боевой наградой и потому вводился только с началом крупной войны (1813 год война за свободу (Befreiungskrieg), Франко-Прусская война 1870-1871 гг., Первая Мировая война 1914-1918 гг. и Вторая мировая война 1939-1945 гг.) в мирное же время им никто не награждался.

С началом Франко прусской войны 1870–1871 годов прусский король Вильгельм 19 июня 1870 года объявил о воссоздании Железного креста, все в тех же трех степенях. Цвет ленты и внешний вид ордена остались почти без изменений, которые затронули только аверс. За эту войну Большим крестом было награждено 9 полководцев.

В третий раз Железный крест был официально учрежден после начала новой крупномасштабной войны, в которой приняла участие Германия. 1 августа 1914 года началась война, которую позже назвали Первой мировой. Через четыре дня – 5 августа 1914 года произошло воссоздании Железного креста. За эту военную компанию Большой крест Железного креста получили пять командующих немецкими армиями.

Указом от 1 сентября 1939 года Адольф Гитлер вернул Железный крест уже как немецкую, а не прусскую награду, и Большой Крест был снова восстановлен. Изначально закладывалось, что Большой крест является крайне редкой и исключительной наградой, которую бы получали полководцы за действия, решившие исход военной кампании.В третьем Рейхе награду получил лишь один человек. После победы над Францией Гитлер, высоко оценивший действия люфтваффе, при массовой раздаче новых чинов отличившимся военачальникам 19 июля 1940 года наградил Большим крестом Железного креста главнокомандующего люфтваффе Германа Геринга. Больше за все оставшиеся годы Второй мировой войны эту награду никто не получил. И даже не известны случаи, чтобы Гитлер вообще планировал наградить ею кого бы то ни было.

Награда выданная Герингу помещалась в красный кожаный футляр с тисненными на крышке золотыми орлом и свастикой. Оригинал Великого креста, которым Адольф Гитлер наградил Германа Геринга в 1940 году, был уничтожен при бомбардировке его дома в Берлине. Известно, что Геринг изготовил себе Большой крест у ювелиров рамки которого были сделаны из платины. Эту копию он носил во время своего пленения в 1945 году. В настоящее время две копии наград из бывших у Геринга хранятся в Музее Военного училища Соединенных Штатов, в Вест-Пойнте.

Современное положение ордена

Новый орден «Почётный крест за храбрость» (Ehrenkreuz für Tapferkeit)

Согласно п. 1.1 § 6 закона Германии о порядке награждения орденами и о порядке ношения от 26 июля 1957 г.(нем. Gesetz über Titel, Orden und Ehrenzeichen) допустимо ношение Железного Креста, полученного во Второй мировой войне, но только без свастики и только при наличии свидетельства о награждении. Ветераны могут также заказывать денацифицированные ордена, на которых свастика заменена дубовой ветвью (по образцу Железных Крестов 1813 г). Согласно п. 2 § 6 того же закона, недопустимо ношение, продажа или иное использование орденов, имеющих нацистские эмблемы.

В 2007 г. начался сбор подписей за возрождение Железного Креста, что оправдывается расширением участия Бундесвера в миротворческих операциях за рубежом, однако поддержки это начинание не встретило.

Общая информация о БТ-5

Статут награды

Основания для награждения

Железный крест 2 класса — das Eiserne Kreuz 2. Klasse (сокр. EKII) вручался личному составу армии, флота или партийных организаций, за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде, или действий не входящих в обязанности. С сентября 1941 года разрешено было присуждать эту награду и военнослужащим союзных армий.

Железный крест 1-го класса — das Eiserne Kreuz 1. Klasse (EKI). Им награждался личный состав Вермахта, войск СС, нацистских партийных организаций, или иностранцы ранее представленные к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого класса, за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявления отваги в бою. Для офицеров Кригсмарине, помимо вышеуказанных условий, существовало еще одно — потопление кораблей общим водоизмещением не менее 50 тыс. тонн; для офицеров Люфтваффе — накопление 5 баллов: 1 балл за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла — за уничтожение двухмоторного самолета и 3 балла — за четырехмоторный самолет. Все баллы удваивались за боевые действия в ночное время.
Рыцарский крест Железного креста — Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes (сокр. RK). Был учрежден Гитлером в сентябре 1939 года для заполнения промежутка между Железным крестом 1-го класса и Большим крестом. Критерии награждения изменялись в соответствии с ходом войны. Однако в любом случае для награждения необходимо было иметь все предыдущие степени награды (Железный крест 1 и 2-го классов) и продемонстрировать уникальный вид доблести. Гитлер, который сам рассматривал представления к награждению, формулировал, что Крест будет распределен равномерно среди рангов. В принципе так и произошло: только 7 % из представлены к Рыцарскому кресту составили генералы. Награда вручалась как за особые личные достижения, так и за особо успешное руководство подчинёнными. Для Люфтваффе была разработана специальная рейтинговая система, по которой пилот мог рассчитывать на Рыцарский крест только после сбитых лично 20 и более самолетов противника (1941 год). Однако случались и задержки. Так, старший лейтенант Отто Кейтель получил свой Рыцарский крест только после 123-ей воздушной победы в 1943 году. Командующие подводными лодками могли быть представлены на награждение Рыцарским крестом после потопления судов общим водоизмещением более 100.000 тонн. Случались и награждения за единичные геройские поступки. Например, командир подводной лодки U-96 фрегаттенкапитан Генрих Лехсман, был удостоен награды за потопление 16 судов в течение 12 недель.

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями — Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub (RK-EL). Учрежден 3 июля 1940 года как более высокая степень Рыцарского креста

Рыцарским крестом с дубовыми листьями награждали за превосходное командование, храбрость самого высокого уровня или за успешное выполнение заданий особой важности. Представление на награждение рассматривались лично Гитлером, с особой тщательностью

Очень часто он сам проводил и награждение.

Рыцарский крест Железного кресту с дубовыми листьями и мечами — Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit detn Eichenlaub mit Schwertern (RK-S). Критерии награждения были аналогичны критериям награждения Рыцарским крестом с дубовыми листьями. При этом рассматривалась не только храбрость, но и наличие качеств лидера и умения успешно командовать войсками. В Люфтваффе критерии награждения унаследовали ту же самую систему баллов, как и в случае с предыдущими степенями ордена. Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами награждались только наиболее опытными асы, достигшие необходимого числа требуемых баллов.

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами — Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-Br). Краткое неофициальное название — «Бриллианты» (Brillanten). Введена 15-го июля 1941 года, но официальное разрешение на награждения было издано только 28-го сентября.

Рыцарский крест Железного креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами — Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Golden Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-GL). Учреждён 29 декабря 1944 года. Это должна была быть самая высокая награда за храбрость Третьего Рейха.

Порядок ношения

Железный Крест крепился на левой стороне мундира, 2-го клас­са — на ленте, а 1-го класса — на заколке. Рыцарский Крест наде­вался на специальную ленту и носился на шее поверх галстука. Дубовые Листья, Мечи и Бриллианты представляли собой специ­альные дополнительные знаки к «основному» Рыцарскому Крес­ту, которые крепились на кольце, сквозь которое пропускалась его лента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector