Жандармерия против вермахта и советские девушки в плену. война глазами немецкого солдата
Содержание:
- «Куда это глупец полез? Считайте, что война уже проиграна»
- История создания
- Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)
- Фото второй мировой войны
- Военные грузовики Германии во время Второй мировой войны.
- Судьбы инвалидов войны
- Организации
- «Вилли всегда ходил в штыковые атаки впереди всех и раскидывал врагов в разные стороны. А нам за его спиной дышалось легко»
- Mercedes l4500r Half-Truck
- Заказы и украшения
- Opel Lightning Truck
- Пистолеты-пулеметы (ПП) – автоматы
- литература
- Пистолеты и пулеметы
- Mercedes L4500A
«Куда это глупец полез? Считайте, что война уже проиграна»
Вильгельм и Елизабет Зюдмайеры. Фото: семейный архив
Однако далеко не все немцы были лояльны к нацистской власти. Один из знакомых Зюдмайеров, состоятельный человек, был убежденным антифашистом. Он будет отправлен в концлагерь, а вскоре после освобождения из него умрет.
В местной школе стали создавать ячейки молодежного нацистского союза — «Гитлерюгенда». Членство в нем предполагало интенсивное посещение мероприятий по воспитанию «арийского духа» и занятий по военно-спортивной подготовке. Однако отец не пускал Пауля на собрания «Гитлерюгенда». Тогда за мальчиком на велосипеде приехал их локальный «фюрер» в униформе. Но Зюдмайер-старший прогнал нациста со словами: «Иди отсюда, идиот! Ребенок должен работать, а не ерундой заниматься». После этого отец первый раз познакомился с тайной государственной полицией — гестапо.
Первый учитель Пауля — тоже антифашист, был арестован и бесследно сгинул в концлагере.
22 июня 1941 года по радио и в газетах сообщили, что «вермахт во имя мира и величия Германии вынужден начать войну против жидо-большевиков». Вильгельм Зюдмайер сразу же сказал: «Куда это глупец полез? Считайте, что война уже проиграна». Ветеран Первой мировой был на Восточном фронте и в оккупированной Украине и знал, что там ожидает немцев. Уже на следующий день за отцом пришло гестапо. На этот раз ему грозило суровое наказание, и только заступничество влиятельных родственников избавило его от концлагеря.
Но первоначально война с Советским Союзом складывалась для вермахта удачно. Сказался и эффект внезапного нападения, и многое другое. В «рейхе» появились лагеря с советскими военнопленными и остарбайтерами. Своих «восточных работников» Зюдмайеры получили в обязательном порядке — Пауль говорит, что в трудовом лагере их просто нечем было кормить. На их двор выделили одного пленного «большевика» и трех девушек из Украины. Пауль помнит, что пленного звали Тимо (очевидно — Тимофей) и в Красной армии он был связистом. Остарбайтеров они приняли хорошо, мать постаралась первым делом их подкормить. Рано утром их привозили из лагеря, а вечером — забирали. По словам Пауля, связист Тимо оказался весьма любвеобильным и одновременно ухаживал за всеми тремя девушками. Работать у немецких крестьян было легче, чем на нацистской каторге в концлагерях или на производстве. Но все, конечно, зависело от хозяев.
История создания
Разработка новой пушки на замену 85-мм зенитной пушке образца 1939 года велась в конструкторском бюро Завода имени Калинина. Работами руководил Л. В. Люльев. В период с по 1947 годы была разработана конструкция пушки КС-18 с синхронно-следящим приводом и её модификации КС-18А с ручным приводом. Разработкой платформы под новое зенитное орудие занимался Завод № 13. В феврале 1947 года были изготовлены и отправлены на заводские и полигонные испытания опытные образцы. По результатам испытаний был выявлен ряд дефектов платформы орудия. После устранения замечаний в 1948 году на Заводе №8 были собраны 2 опытных образца пушки КС-18 и ещё 2 образца её модифицированной версии КС-18А. В 1949 году были завершены полигонные и войсковые испытания опытных орудий. В 1950 году по директиве В. Д. Соколовского был проведён второй этап войсковых испытаний, после которого пушка была рекомендована к принятию на вооружение.
Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)
Этот полугусеничный тягач оснащался 8.8-сантиметровой зенитной пушкой и 150-мм гаубицей. Также Вермахт использовал тягачи Sd Kfz 7 с 20-мм и 37-мм зенитными орудиями. Минус этих машин в том, что по сравнению с колесными транспортными средствами, полугусеничные тягачи более трудны в обслуживании, в результате чего они часто выходили из строя.
Тем не менее немцы не отказались от этих боевых машин, поскольку они имели превосходную внедорожную маневренность. Правда, скорость движения по шоссе оставляла желать лучшего. Но в условиях бездорожья России эта машина для Вермахта была незаменима.
Фото второй мировой войны
19. Яков писал отцу: «Дорогой отец! Я в плену. Чувствую себя хорошо. Совсем скоро окажусь в лагере в Германии для военнопленных офицеров. Обходятся со мной хорошо. Будь здоров. Спасибо тебе за всё. Яша».
Некоторое время спустя от немцев поступило предложение обменять Якова на фельдмаршала Фридриха фон Паулюса (Friedrich von Paulus), который под Сталинградом был взят в плен.
Поговаривали, что Сталин ответил отказом на такое предложение, сказав, что не станет менять целого фельдмаршала на обычного солдата.
20. Не так давно быи рассекречены некоторые документы, согласно которым Якова застрелели охранники лагеря после того, как он отказался подчиняться установленным порядкам.
Во время прогулки Яков получили приказ от охраны вернуться в барак, но отказался, и охранник убил его выстрелом в голову. Когда Сталин узнал об этом, он заметно смягчился по отношению к сыну, посчитав такую смерть достойной.
21. Немецкий солдат делится едой с русской женщиной с ребёнком, 1941 год. Его жест напрасен, потому что его роль – это обречь на голодную смерть миллионы таких матерей. Фото сделал фотограф 29 дивизии Вермахта Георг Гюндлах (George Gundlach).
Этот снимок, наряду с другими, вошёл в альбомную коллекцию «Волховское сражение. Документальный ужас 1941-1942 годов».
22. Пойманный русский лазутчик смеётся, глядя в глаза своей смерти. Фотография сделана в ноябре 1942 года в Восточной Карелии. Перед нами последние секунды жизни человека. Он знает, что сейчас умрёт и смеётся.
23. 1942 год. Окрестности Иванограда. Немецкие карательные подразделения казнят киевских евреев. На данном фото немецкий солдат стреляет в женщину с ребёнком.
Винтовки других карателей заметны в левой части фото. Этот снимок был отправлен с восточного фронта по почте в Германию, но перехвачен в Польше участником варшавского сопротивления, которое собирало доказательства нацистских военных преступлений в мире.
Сегодня это фото хранится в Варшаве, в Историческом архиве.
24. Гибралтарская скала, 1942 год. Лучи прожекторов, которые помогали зенитчикам стрелять по фашистским бомбардировщикам.
25. 1942 год, пригород Сталинграда. Марширующая 6-ая армия. Солдаты даже не представляют, что направляются в самый настоящий ад. Скорее всего, следующую весну они уже не увидят.
Один из солдат идёт в своих собственных солнцезащитных очках. Это дорогая вещь, которую выдавали исключительно мотоциклистам и солдатам африканского корпуса.
26. Идущие в ад.
Военные грузовики Германии во время Второй мировой войны.
Вторая мировая война была глобальной и продолжалась с 1939 по 1945 год. На протяжении этих лет основой военной логистики была обычная лошадь. Так, пехотные роты снабжались боеприпасами, которые привозили с помощью лошадей. На более высоком уровне снабжения (батальон, полк, дивизия) армия Германии и Красная Армия использовали грузовики. Грузовики играли жизненно важную роль в транспортировке войск, поддерживая линии снабжения и служа в качестве пожарных машин.
В отличие от нашей страны в Германии на момент начала Великой Отечественной войны была развита автомобильная промышленность. Например, уже в 1920-х годах там было много компаний, которые производили 3-тонные грузовые автомобили. В итоге Вермахт не имел нехватки грузовой техники. Например, при нападении на Францию армия Германии получила множество 10-тонных грузовиков.
К счастью, в СССР не было немецких автобанов. Так что многие модели грузовиков, которые использовались во время войны в Европе, нельзя было применять на нашей территории. Это Россия – давай, до свидания!
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось на вооружении 272,6 тыс. машин, в том числе 257,8 тыс. грузовых автомобилей и спецгрузовиков, из которых подавляющее большинство автомобилей были марки ГАЗ-АА и ЗИС-5.
У Вермахта было полмиллиона машин. И это были хорошие грузовики, в том числе внедорожные. В 1941 году в Германии было произведено 333 тысячи автомобилей, в оккупированных странах – 268 тысяч, а союзниками Третьего рейха было выпущено еще 75 тысяч автомобилей.
Мы собрали для вас самые интересные немецкие грузовики, которые использовались армией Германии во время Второй мировой войны.
Судьбы инвалидов войны
В ХХ веке инвалидами стали люди разного возраста и пола.
Их ранили не только раны. Инвалид войны — это человек, которому в соответствии с положениями Рейха и Закона о федеральном снабжении была назначена фиксированная степень пониженной трудоспособности, которая отделяла раненых от инвалидов.
Важную роль сыграл вопрос о том, как оценивались психические заболевания, вызванные военным опытом: «Поскольку раненая душа не является внешне видимой раной, бойцам, пострадавшим от нее, всегда приходилось особенно упорно сражаться за свою честь. пенсия ‘. «
Люди, которых называют инвалидами войны, признаны таковыми по результатам медицинского освидетельствования.
В некоторой степени доступна оценка подготовленных отчетов. Число раненых, не признанных экспертами инвалидами войны, неизвестно .
Также нет данных, которые бы содержали утверждения относительно возраста и пола инвалидов войны на момент их ранения или оценки.
Биографии позволяют составить представление о группе инвалидов войны.
Инвалид Первой мировой войны
Пол Алвердес , Иоганн Gerdes Айльтс , Герман Görner , Уго Gräf , Эрнст Heilmann , Герман Katzenberger , Герман Knoll , Рудольф Ladewig , Руперт Майер , Пол Nisse , Генрих Отто , Фридрих Август Pinkerneil , Питер Plein , Ричард Schallock , Альфред Шюз , Вальтер Sonntag , Карл Фридрих Штельбринк , Карл Тидт , Эгмонт Цехлин .
Инвалид Второй мировой войны
Helmut Базиль , Юрген Болланд , Гюнтер Бак , Фридрих Dörr , Вальтер Айхенберг , Эрнст Фрике , Герберт Grasemann , Greußener Jungs , Хэн Хан , Вернер Krusche , Ламбсдорф , Карл Хайнц Май , Дарио Malkowski , Ханс Pflugbeil , Эрнст плэнер , Фридрих-Карл Proehl , Heinz Радлов , Эрвин Reinholz , Генрих Rombach , Курт Rückstieß , Хорст Sanmann , Hanns Martin Schmidramsl , Hugo Schreiber , Максимилиан Скиба , Franz Sonntag , Volker Старке , Штейнхофф , Эберхард фон Блок , Вольфганг Веймар , Винанд , Антон Витман .
Организации
Инвалиды войны организовали себя, чтобы улучшить свое социальное положение : Ассоциация слепых воинов (1916), Ассоциация пострадавших от войны и работы с повреждениями мозга (1917) и Рейхская ассоциация жертв войны и гражданских инвалидов, социальных пенсионеров и выживших (1917) были основаны во время Первой мировой войны.
После Первой мировой войны были созданы Международная ассоциация жертв войны и труда (1919) и Центральная ассоциация немецких жертв войны и выживших в войне (1919). В 1927 году ассоциации, которые были созданы в немецких землях для представления интересов людей с черепно-мозговой травмой, присоединились к Ассоциации немецких воинов с черепно-мозговой травмой. В. вместе.
Во времена национал — социализма, то пенсия жертв войны нацистскими был социального учреждения связаны с в НСДАП для жертв жестокой войны . В 1934 году также была основана Рейхская ассоциация немецких жертв войны . Сюда входили и оставшиеся организации инвалидов войны, не распущенные после 1933 года. В союзники ликвидировали национал — социалистской организации после окончания Второй мировой войны.
В 1945/46 в Фленсбург — Мюрвик, в основан.
После окончания войны Ассоциация пострадавших от войн с мозговой травмой и пострадавших от труда в Бонне , Союз серьезно пострадавших в результате обеих мировых войн (1946 г.) и общенациональная ассоциация инвалидов войны, выживших в войне и социальных пенсионеров в Германии ( 1948/50) были добавлены, чтобы представлять интересы Бонна . Вальтер Нотельфер сыграл ключевую роль в его развитии .
Немецкое общество помощи было основано в 1945 году не только для поддержки инвалидов войны, но и для улучшения их жилищных условий .
После заграничных миссий бундесвера были созданы такие организации, как Bund Deutscher EinsatzVeteranen и Фонд Дженни Бёкен для инвалидов, проходящих военную службу .
«Вилли всегда ходил в штыковые атаки впереди всех и раскидывал врагов в разные стороны. А нам за его спиной дышалось легко»
Пауль родился в 1927 году в Бад-Зальцуфлене (провинция Вестфалия) в крепкой крестьянской семье. Его родители были протестантами. Здешние крестьяне всегда отличались трудолюбием, возведенным в культ. В семье работали с самого раннего утра до вечера. Бауэры собирали свои хозяйства из поколения в поколение — на протяжении столетий. В отличие от нашей сельской общины и семьи, где земля и имущество делились поровну, здесь по обычаю все наследство доставалось одному из сыновей. Остальные шли наниматься рабочими, батраками или солдатами. Но в большом роду Зюдмайеров старались дать своим детям образование — были тут и священники, и бургомистры, и юристы.
Вильгельм Зюдмайер, отец Пауля, участвовал в Первой мировой войне в качестве младшего офицера. Воевал на Западном и Восточном фронтах. Высокого роста, физически сильный, Вильгельм выглядит на старом фото бравым усачом. Но под Верденом он был отравлен ядовитыми газами и всю жизнь потом мучился с пораженными легкими.
За храбрость во имя кайзера получил два «Железных креста». Но, вернувшись с войны, отец выбросил свои награды. Почему — долго не объяснял, сказал только: «На них — кровь». Лишь спустя много лет Пауль понял, в чем было дело. В 1967 году на похоронах Зюдмайера-старшего два его бывших сослуживца сказали: «Вилли всегда ходил в штыковые атаки впереди всех и раскидывал врагов в разные стороны. А нам за его спиной дышалось легко».
Возможно, поэтому отец всегда был закрытый и холодный как лед. Порядки в семье были тоже строгие, если не сказать больше. Пауля, как самого старшего из детей, колотили за любую провинность. Работать он начал с четырех лет. Благодаря тяжелому труду, а также занятиям боксом Пауль вырос физически сильным и выносливым парнем. А еще он играл на скрипке.
Вильгельм Зюдмайер. Первая мировая война. Фото: семейный архив
Тем временем жизнь в Германии, проигравшей мировую войну, была крайне тяжелой. Свирепствовала безработица, а гиперинфляция в Веймарской республике в 1923 году достигала тысячи процентов в месяц. В довершение ко всему в конце 1920-х годов разразился мировой экономический кризис. Пауль помнит, как в их деревню бесконечной чередой приходили голодающие. Среди них были выходцы из разных германских земель, часто встречались беженцы из Восточной Пруссии. В традиционных крестьянских сообществах, будь то Германия или Беларусь, всегда была развита взаимопомощь. Мать Пауля Элизабет пекла для голодных хлеб и поила их молоком. Но с собой ничего не давали — надо было оставить и для следующей партии безработных. Поэтому следили, чтобы никто не приходил за едой по несколько раз подряд.
«Великая депрессия», национальное унижение после Первой мировой и нищета в Германии 1920−1930-х годах и стали основной причиной прихода к власти Национал-социалистической рабочей партии Германии во главе с Адольфом Гитлером. Социальная демагогия нацистов, помноженная на национализм, стала в условиях кризиса капиталистической экономики гремучей смесью, отравившей сознание многих простых немцев.
Первое время после прихода к власти популярность Гитлера только росла, его начинали просто боготворить. Ведь в Германии заработали заводы, сооружение автобанов и прочие «стройки народного хозяйства» дали немцам долгожданную работу. Никто не думал тогда, что речь идет вовсе не о «национальном социализме», а только о подготовке к новой войне. К мировой бойне в интересах германских корпораций, проигравших первую схватку.
Mercedes l4500r Half-Truck
Эта модель Mercedes l4500 Half-Track оснащена гусеничным приводом на заднюю ось. Эта модификация позволила уменьшить вес машины. Но, несмотря на это, максимальная скорость грузовика снизилась до 36 км/час. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 112 л. с. Главный минус этой полугусеничной машины – это расход топлива, который составлял 200 литров на 100 километров. Тем не менее немецкая армия не отказалась от его использования, так как именно он помогал Вермахту ездить по бескрайним непроходимым полям России.
Стоит отметить, в период с 1943 по 1944 год Mercedes L4500R стал одной из основных лошадок Восточного флота. В этот период Mercedes произвел 1486 автомобилей.
Заказы и украшения
В то время как немецкие инвалиды были отмечены за их труд и его последствия в войне до конца Второй мировой войны , инвалиды и их родственники были отмечены после окончания Второй мировой войны за выдающуюся социальную активность в мирное время или за достигнутые спортивные достижения. инвалидами после войны.
Перед окончанием Второй мировой войны
В 1918 году в Германии впервые был подарен значок за ранение, нанесенное во время войны . Затем последовали другие награды; включая и Знак ранения (1939 г.) . В 1943 году для инвалидов был создан военный знак СА .
После окончания Второй мировой войны
В Германской Демократической Республике поощряется спорт для инвалидов. Военные инвалиды могли быть награждены спортивной производительности знак.
За свою приверженность интересам немецких инвалидов войны Федеральным крестом за заслуги были награждены
: Питер Плейн, Биргитта Скиба, Максимилиан Скиба и Франц Зоннтаг.
Opel Lightning Truck
Opel Lightning Truck пользовался большим спросом у немецких войск во время Второй мировой войны. Этот грузовик использовался Вермахтом в различных модификациях и версиях на полях сражений, начиная от Северной Европы и Африки и от Запада до Востока. Такая популярность грузовика говорит о его надежности и проходимости. Но на полях сражений в России у немецкой армии появились проблемы с этой машиной – в зимних суровых условиях автомобиль начал капризничать и был признан ненадежным.
Кстати, с 1943 года завод Mercedes также выпускал этот грузовик. Несмотря на сложности его использования в России, во время Второй мировой войны заводы Opel и Mercedes произвели около 100 000 автомобилей.
Пистолеты-пулеметы (ПП) – автоматы
К началу войны на вооружении Вермахта было несколько видов автоматического оружия, многие из которых были разработаны еще в 20-х годах, зачастую производясь ограниченными сериями для нужд полиции, а также для продажи на экспорт:
- Пистолет-пулемет МР 18, изобретенный конструктором Хуго Шмайссером в 1917 году. Первое стрелковое оружие, позволявшее вести огонь в автоматическом режиме на дальность до 200 м, производимое серийно – около 18 тыс. экземпляров до окончания Первой мировой войны. Более поздняя модификация этого автомата носит название МР 28.
- ПП Фольмер-Эрма, где в названии присутствуют имя конструктора Генриха Фольмера и фирмы производителя «Эрма». Запатентован в 1927 году. Принцип действия – использование отдачи свободного затвора. Режим ведения огня – одиночный, непрерывный. Емкость коробчатого магазина – 20, позднее 32 патрона.
- ПП МР 38, разработанный в 1938 году Генрихом Фольмером по заказу командования сухопутных войск Вермахта, стало базовой моделью автоматического оружия, на основе которого выпускались последующие модели МР 38/40 и МР 40, имевшие незначительные конструктивно-технические отличия, а также крайне неудачный МР 41 с деревянным прикладом. Последний был разработан с учетом печального опыта замерзавших с «железом» в руках немецких солдат в битве под Москвой.
Основные технические данные МР 38, выпускавшегося в 1941 году:
- Калибр – 9 мм.
- Патрон – 9 х 19 мм.
- Длина со сложенным прикладом – 630 мм.
- Магазин емкостью 32 патрона.
- Прицельная дальность стрельбы – 200 м.
- Масса со снаряженным магазином – 4,85 кг.
- Темп стрельбы – 400 выстрелов/мин.
Кстати, к 1 сентября 1939 года на вооружении Вермахта имелось всего 8,7 тыс. единиц МР 38. Однако после учета и устранения выявленных в боях при оккупации Польши недоработок нового оружия конструкторами были внесены изменения, касавшиеся, в основном, надежности, и оружие стало выпускаться массово. Всего за годы войны на вооружение германской армии поступило более 1,2 млн единиц МР 38 и его последующих модификаций – МР 38/40, МР 40.
Именно МР 38 бойцами Красной Армии назывался шмайссером. Наиболее вероятной причиной этого послужило клеймо на магазинах под патроны к ним с фамилией германского конструктора, совладельца фирмы-производителя оружия Хуго Шмайссера. Его фамилия также связана с весьма распространенным мифом о том, что разработанная им в 1944 году штурмовая винтовка Stg-44 или автомат Шмайссера, внешне схожая со знаменитым изобретением Калашникова, является его прототипом.
литература
- Томас Беккер / Хайнер Фангерау / Питер Фассл / Ханс-Георг Хофер (ред.): Психиатрия в Первой мировой войне , Книги по запросу , Нордерштедт около Гамбурга 2018, ISBN 978-3-86764-801-1 .
- Йоханна Блекер / Хайнц-Петер Шмидебах (ред.): Медицина и война. О дилемме медицинских профессий 1865–1985 , С. Фишер Верлаг , Франкфурт-на-Майне, 1987, ISBN 978-3-596-23859-0 .
- Генрих Брёркен: О военных травмах спинного мозга . Университетская диссертация, Берлин, 1920.
- Ассоциация слепой войны Германии e. V. (Ред.): 75 лет Bund der Kriegsblinden Deutschlands e. V., 1916–1991 , самоиздание, Бонн 1991, ISBN 3-937179-93-3 .
- Дебора Коэн: Война возвращается домой. Ветераны-инвалиды в Великобритании и Германии, 1914-1939 , Калифорнийский университет Press , Беркли / Лос-Анджелес / Лондон 2001, ISBN 0-520-22008-0 .
- Вольф Доннер: Социальная и государственно-политическая деятельность ассоциаций жертв войны. Вклад в обсуждение ассоциации , Duncker & Humblot , Берлин 1960.
- Вольфганг У. Эккарт : Медицина и война. Германия 1914-1924 , Verlag Ferdinand Schöningh , Paderborn 2014, ISBN 978-3-506-75677-0 .
- Майкл Гейер : предвестник государства всеобщего благосостояния . Положение для жертв войны во Франции, Германии и Великобритании после Первой мировой войны . В: Geschichte und Gesellschaft , 9-й год, выпуск 2, Vandenhoeck & Ruprecht , Göttingen 1983, страницы 230–277.
- Райнер Худеманн : Социальная политика на юго-западе Германии между традициями и новым порядком 1945–1953 гг. Социальное обеспечение и пособия жертвам войны в рамках французской оккупационной политики , v. Hase & Koehler Verlag, Майнц 1988, ISBN 3-7758-1177-X .
- Сабина Кениц : Поврежденные герои. Недействительность войны и изображения тел 1914–1923 гг. , В: Война в истории , том 41, Verlag Ferdinand Schöningh , Paderborn 2008, ISBN 978-3-506-76537-6 .
- Ута Круковска: Пенсия по инвалидности и занятость. Аспекты обеспечения инвалидов войны после окончания Второй мировой войны . В: Специализированное исследование прозы — переходы границы , под редакцией Гундольфа Кейла , Том 2/3 (2006/07), Deutscher Wissenschafts-Verlag , Баден-Баден 2009, страницы 425-434, ISBN 978-3-86888-005-2 .
- Ута Круковская: Инвалиды войны. Общие условия жизни и медицинское обслуживание немецких инвалидов после окончания Второй мировой войны в британской зоне оккупации в Германии — проиллюстрировано на примере ганзейского города Гамбург , Книги по запросу, Нордерштедт недалеко от Гамбурга 2006, ISBN 3- 8334-4725-7 .
- Kunstamt Kreuzberg / Институт театральных исследований Кельнского университета (ред.): Веймарская республика , 3-е улучшенное издание, Elefanten Press Verlag , Берлин (запад) 1977.
- Нильс Лёффельбайн: почетный гражданин нации. Инвалид Первой мировой войны в политике и пропаганде национал-социализма , Klartext Verlag , Essen 2013, ISBN 978-3-8375-0839-0 .
- Стефани Нойнер: Политика и психиатрия. Государственный уход за душевнобольными жертвами войны в Германии 1920–1939 , Vandenhoeck & Ruprecht , Göttingen 2011, ISBN 978-3-525-37020-9 .
- Гельмут Рюланд: Развитие, сегодняшняя структура и проблемы положений для жертв войны в Федеративной Республике Германии. Вступительная диссертация на получение докторской степени на факультете экономики и социальных наук Кельнского университета в 1957 году.
- Мелани Рафф: Лица Первой мировой войны. Повседневная жизнь, биографии и автопортреты солдат с травмами лица , в: Медицина, общество и история — Приложения, том 55, Франц Штайнер Верлаг , Штутгарт 2015, ISBN 978-3-515-11058-7 .
- Себастьян Шлунд: Преодоление инвалидности? Организованный спорт для инвалидов в Федеративной Республике Германии (1950–1990) , Campus Verlag , Франкфурт-на-Майне, 2017, ISBN 978-3-593-50683-8 .
- Андреас Тиммерманн-Леванас, Андреа Рихтер: Они говорят — мы умираем. Как наши солдаты становятся жертвами немецкой политики , Campus Verlag, Франкфурт-на-Майне 2010, ISBN 3-593-39342-5 .
- Клаус-Дитер Томанн: Ребенок-инвалид. «Krüppelfürsorge» и ортопедия в Германии 1886–1920 , в: Исследования современной истории медицины и биологии , Том 5, Густав Фишер Верлаг , Штутгарт / Йена / Нью-Йорк 1995, ISBN 3-437-11699-1 .
- Бернд Ведемейер-Колве : От «гимнастики для инвалидов» до Немецкой ассоциации спорта для инвалидов (DBS): история немецкого спорта для инвалидов , Arete Verlag , Хильдесхайм 2011, ISBN 978-3-942468-02-2 .
- Роберт Велдон Уэлен: Горькие раны: немецкие жертвы Великой войны, 1914-1939 , Cornell University Press , Итака 1984, ISBN 978-0-8014-1653-8 .
- Рольф Захариас / Сюзанна Захариас: Гамбург в центре самопомощи слепых: уроки прошлого для будущего , Книги по запросу, Нордерштедт недалеко от Гамбурга 2009, ISBN 978-3-8391-4423-7 .
Пистолеты и пулеметы
Винтовки и автоматы были основным вооружением солдат Вермахта, но не следует забывать об офицерском или дополнительном оружии – пистолетах, а также пулеметах – ручных, станковых, которые были значительной силой в ходе ведения боев. О них более подробно будет рассказано в следующих статьях.
Говоря о противостоянии с гитлеровской Германией, следует помнить, что фактически Советский Союз воевал со всей «объединенной» нацистами Европой, поэтому у румынских, итальянских и еще войск многих других стран было не только стрелковое оружие Вермахта Второй мировой войны, произведенное непосредственно в Германии, Чехословакии, бывшей настоящей кузницей вооружений, но и собственного производства. Как правило, оно было худшего качества, менее надежно, даже если производилось по патентам немецких оружейников.
Mercedes L4500A
Mercedes L4500A – это немецкий тяжелый грузовой автомобиль, первоначально разработанный для гражданских целей, широко используемый немецкими войсками на Западном и Восточном фронтах после начала Второй мировой войны.
В период с 1939 по 1944 год всего было произведено 9500 автомобилей. Несмотря на количество произведенных машин, эти модели грузовиков стали остовом материально-технического обеспечения немецкой армии.
Mercedes L4500A оснащался 7,2-литровым дизельным двигателем. На базе этой машины на заводе Mercedes выпускались спецверсии: автомобили для полевой кухни, артиллерийские машины, машины скорой помощи и так далее.