Что надевал на себя настоящий средневековый рыцарь

Содержание

Первое появление немецкоязычного рыцарского братства на Святой земле

На южной стороне полуострова, омываемого заливом Хайфа, в те времена расположился портовый город Акра. Благодаря своей прекрасной защите порт имел возможность производить выгрузку и загрузку грузов практически в любую погоду. Этот лакомый кусочек не мог остаться без внимания смиренных «воинов Господа». Барон Ги де Луизиньян предпринял отчаянную попытку осадить город, даже несмотря на то, что гарнизон оборонявшихся превышал его силы в несколько раз.

Однако самым большим испытанием и бедой во времена всех средневековых войн было отсутствие медицины. Антисанитария, огромная концентрация людей в одном месте были прекрасными условиями для развития различных болезней, таких как тиф. Рыцари Тевтонского ордена, госпитальеры, тамплиеры как могли боролись с этой напастью. Богадельни стали единственным местом, где оказывалась помощь силами паломников, пытавшихся таким образом попасть в рай за свои деяния. Среди них были представители торговых кругов Бремена и Любека. Их первоначальной задачей было создание немецкоязычного рыцарского братства для оказания помощи больным и пострадавшим.

В перспективе рассматривалась возможность построения некой военной организации для защиты и поддержки своих торговых операций. Это делалось для того, чтобы больше не зависеть от ордена тамплиеров, имевшего огромное влияние в данном регионе.

Сын утонувшего императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы благосклонно отнесся к этой идее и на первых порах поддержал создаваемые богадельни. Этим и объясняется то, что у рыцарей Тевтонского ордена были прекрасные отношения со Священной Римской империей. Очень часто они даже выступали как посредники между ее правителями и главами Римско-католической церкви. Имея такую всестороннюю поддержку, созданное в 1198 году Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской делало все возможное, чтобы оправдать высокое доверие.

Вскоре, как и их коллеги, организация рыцарей Тевтонского ордена обзавелась крупными земельными владениями не только на Святой земле, но главным образом в Европе. Именно там были сосредоточены главные, наиболее боеспособные силы братства.

Ответы на вопросы:

Святая Земля нуждается в святых воинах

Ну, или почти святых. Во всяком случае, в самоотверженных, готовых переносить жестокие лишения ради процветания земли, по которой ступал Иисус Христос. И такие люди нашлись. Они объединялись в военные монашеские ордены, из которых два — тамплиеры и госпитальеры (о вторых мы недавно писали) — обрели особенно громкую славу. В 1119 г. (уже после завоевания Иерусалима) группа рыцарей во главе с Гуго де Пейном основала монашеский орден тамплиеров — он же орден храмовников, он же орден бедных рыцарей Христа. Они поклялись защищать Святую Землю от неверных и оберегать христианских паломников, которые путешествовали на Восток. Очень скоро орден разросся, получил преференции от папы римского и европейских королей, обзавёлся имуществом и сетью командорств в разных странах. Пожертвования и результаты собственного труда позволили сколотить немалую казну. В общем, дела пошли на лад. В 12−13-х вв. тамплиеры стали одной из богатейших корпораций. Только во Франции насчитывалось около семисот больших и малых командорств и домов ордена (а в Париже целый квартал с донжоном в центре него принадлежал храмовникам), и ещё сотни в Испании и Португалии, Италии и Германии, Англии и Шотландии…

Гуго де Пейн. (Wikimedia Commons)

Воины в белых плащах с алым крестом, которые стали хрестоматийным образом крестоносцев, — это и есть тамплиеры. Однако в общей массе христианских войск их насчитывалось не так уж и много, обычно орден держал армию всего в несколько тысяч человек, включая рыцарей, братьев-служителей и их помощников. Несмотря на богатство тамплиеров, они не могли стать совсем уж многочисленным воинством по многим причинам: деньги всё же не бесконечны и нужны на поддержание обителей храмовников по всей Европе; во-вторых, чрезмерно сильная военная организация не обрадовала бы папу и королей (так оно и получилось впоследствии); а в-третьих, стать тамплиером согласился бы далеко не каждый христианин, даже благочестивый — слишком уж много обетов.

Книги, Журналы

Воины света, добра и… послушания

Жизнь рядового воина-тамплиера — это жизнь, полная сражений, лишений и молитв. Они несли большие потери в крестовых походах (больше половины магистров тамплиеров погибли в бою), а когда находились далеко от поля битвы, трудились или молились В орден принимали свободных, холостых и не обременённых долгами и преступлениями юношей (кроме того, не брали священников или отлучённых от церкви). Несколько лет молодые братья проводили в обители, где привыкали к образу жизни храмовников и обучались, чтобы затем отправиться в Святую Землю.

Каждый тамплиер при вступлении в орден отказывался от всего имущества, свободы и даже родового имени — отныне его звали лишь крёстным именем («брат Жан», к примеру). Ни своих денег, ни одежды или личных вещей. Ничего нельзя купить или принять в дар. Всё выдавал орден: оружие — меч, кинжал, копьё и щит; доспехи и коня, сбрую и упряжь; одежду — белый плащ с красным крестом, белую тунику, кожаный пояс, шапку и фетровую шляпу, штаны и башмаки; ложку, миску, чашу, сумку, соломенный тюфяк для сна, скатерть, одеяло… Вот и всё. Всё у всех одинаковое и как полагается по рангу и уставу. Бороды и бритые головы завершали узнаваемый облик храмовника. Каждый брат обязан был под страхом наказания следить за чистотой своей одежды и своевременно просить о новой (но обычно не чаще раза в год), ухаживать за конём и оружием.

Облачение рыцаря-тамплиера 13-го века. (twcenter.net)

Умеренность соблюдалась и в еде. На столе оказывались продукты, купленные магистром или выращенные своими руками в обители. После очередной молитвы колокол созывал братьев в трапезную. Кормили сытно, но без излишеств и изобретательности, ибо чревоугодие грешно. Трижды в неделю, кроме дней поста, подавали мясо (часто свинину), в остальные дни овощи или рыбу. Ели храмовники и хлеб, и сыр, и сало, и зелень, и молочные продукты, пили воду и вино. Еду полагалось аккуратно резать, чтобы не испортить «товарный вид» — остатки вечером отдавали беднякам. Во время трапезы рыцари обычно молчали, как монахи в обычных монастырях. Впрочем, и всё остальное время тамплиеры проводили невесело. Братья либо воевали, либо выполняли мирные задания ордена: патрульная служба, доставка грузов, тренировки и уход за лошадьми, для грамотных — служба в канцелярии или библиотеке. Всё остальное время отводилось на молитвы, которые обязательно возносились не менее восьми раз в день, причём регламентировалось количество повторений «Отче наш» или обращений к Богородице (когда по 10, а когда и по 30). Первые молитвы в часовне возносили ещё до рассвета, спросонья, а последние — перед сном в убогой постели.

Тамплиеры молятся . (natgeotv.com)

Развлечений не полагалось почти никаких, ведь каждый тамплиер — это монах. Хохотать и зря «болтать» нехорошо, играть в азартные игры — ещё хуже, под запрет попали даже шахматы. О сексуальных приключениях и говорить не приходилось: обет целомудрия предполагал полный отказ от женщин и тем более мужчин. Даже на время сна в общем помещении рыцари оставляли горящую свечу, «дабы враги в тени не могли ввести их в искушение». Нарушение этого запрета каралось так же строго, как и обладание хотя бы несколькими су (преступление против обета бедности). Не дозволялось обнимать даже родственниц — ни сестру, ни мать. Не разрешалось идти в город одному или входить в комнату брата в постоялом дворе. Нельзя гневаться, драться и сквернословить. Вежливость считалась характерной чертой тамплиеров. Типичным обращением друг к другу были слова «дорогой брат» или «прекрасный брат», а в гневе допускалось просто «брат».

Без спроса и причины нельзя было покинуть обитель, брать оружие, ездить верхом, дарить что-то, оставить себе найденное, украсить одежду… И все эти мучения — без воздаяния даже нематериального. Жажда личной славы считалась дурным делом. Всё ради благополучия Святой Земли и веры в Господа, ради борьбы против неверных. Девиз тамплиеров не зря звучал так: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»

Братья на тренировке, реконструкция. (myguideslovakia.com)

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Внешний вид и символика

Черный крест на белом фоне – один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.

Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.

Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.

Кто они — рыцари?

В течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений. Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений. Знать, правящая верхушка стремилась быть не только богатой и зажиточной, но и сильной в военном плане. Феодальные отношения способствовали развитию личностных качества человек. Жестокость приняла форму личной храбрости человека, пренебрежением к опасности. Оружие возводилось в ранг культа, которому поклоняются и которое определяет статус его владельца. Война стала ремеслом, турниры считались самым любимым развлечением среди дворян, гражданское общество превратилось в арену постоянных вооруженных конфликтов, интриг и заговоров.

Если рассматривать рыцарство как обряд, то его истоки, безусловно, уходят корнями в эпоху Римской Империи. Уже тогда молодые люди, готовившиеся к военной службе, проходили ритуал посвящения с правом ношения оружия. Всадники составляли основу римского воинства. В раннем средневековье эту традицию продолжили Вестготы, основавшие свои королевства в Италии и в Испании. Продолжил эту затею и Карл Великий. Дети зажиточных семей имели своего коня, полный комплект боевого снаряжения и представляли главную силу своего сюзерена. С этого момента посвящение в высшее воинское сословие становится обязательным среди дворянских фамилий и членов королевских семей Европы. В германских княжествах и в графствах дворян, состоящих на военной службе и хорошо вооруженных, называют — ritter, буквально всадник. Это название укрепилось в Центральной и в Восточной Европе.

Если рассматривать рыцарство как звание, то в военной иерархии тех времен рыцари занимали самые верхние позиции. Рыцарство сопровождалось определенным ритуалом посвящения, который ориентировался главным образом на религиозные обряды и торжественное принесение клятвы. На первых порах, в основу рыцарства, как военного сословия, были заложены моральные и этические мотивы. Рыцарь давал клятву служить Богу и своему сюзерену. Уже после, когда рыцарство стало обязательным атрибутом привилегированного общества, появились нормы поведения, традиции и обязанности. К военной присяге и к клятве добавились обязанности защищать даму, больных и страждущих. Человек в звании рыцаря был в любой ситуации символом власти, олицетворял собой закон, силу и веру. Видя, с каким почтением, относятся к их ратным подвигам, к деяниям и к поступкам, рыцари стремились удвоить свое усердие и рвение. Невольно появившееся военное сословие стало двигателем прогресса гражданских общественных отношений того времени.

Со временем рыцарство стало приобретать разные формы, делясь на два направления:

  • радикальное направление (религиозные рыцарские ордены);
  • военно-гражданское (государственная служба, военное дело).

Последние битвы рыцарства

В это время началась эпоха военной славы швейцарцев, которые жили в Альпах крепкими общинами и не желали признавать над собой ничью власть. Отряды, составленные из жителей одной местности, часто родственников, отличались высокой сплочённостью и моральным духом. А поскольку в то время швейцарцы считались этакими дикими горцами, понятно, что сражались они с большим ожесточением.

В битве при Моргартене(1315) швейцарцы разгромили армию Габсбургов. Но и это ещё не было торжеством пехоты — ведь швейцарцы атаковали неприятеля на марше, в лесу, где рыцари не могли воспользоваться своим преимуществом.

Время пришло в 1477 году. В сражении при Нанси плотные ряды вооружённой пиками и алебардами швейцарской пехоты, с защищёнными бронёй первые рядами, разбили бургундцев — лучшую армию Европы под командованием выдающего полководца герцога Карла Смелого.

Э. Делакруа,Гибель Карла Смелого в битве при Нанси 5 января 1477 года»

Символическим закатом рыцарства считается битва при Павии(1525), где предводитель немецких ландскнехтов(наёмных пехотинцев) Йорг фон Фрундсберг сначала разбил считавшуюся непобедимой швейцарскую пехоту, воевавшую на стороне Франции, а затем довершил дело разгромом французских жандармов — наследников рыцарей. Французские латные всадники во главе с королём Франциском героически сражались против немецких рыцарей, но наступление пехоты, поддержанное огнём из аркебуз, рассеяло силы французов. Жандармы полегли, а король попал в плен.

Хотя именно в битве при Павии огнестрельное оружие показало свою высокую эффективность, окончательную победу над рыцарством — вопреки распространённому заблуждению — одержали все-таки не стрелки. Ни английский длинный лук, ни арбалет, ни первые аркебузы не выбили с поля боя хорошо бронированного кавалериста.

Единственное оружие против массы конницы — это сплоченные ряды, выставившие вперед пики. Уже в Новое время, в ходе ренессанса тяжёлой кавалерии — с появлением кирасиров, — пехота(вооружённая куда более скорострельными ружьями) могла сопротивляться им, лишь встав в каре при поддержке энергичного огня артиллерии.

Мужская мода и церковь в Средние века

Церковь усмотрела в этой обуви угрозу благопристойности, в ней было неудобно вставать на колени во время молитвы. За это пулены были прокляты Ватиканом. А Черную чуму, опустошавшую средневековую Европу, церковники объявили наказанием за ношение длинноносых «когтей Сатаны».

Фото 7

В XII — XIV веках многочисленные рыцарские турниры ввели в моду новый средневековый костюм, получивший название «гербовый». Рыцарь носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары указывали на принятый обет или обязательство.

Фото 8 немецкий рыцарь и ландскнехт

Цвет одежды — не просто цвет

Костюм высшего сословия шили из тканей ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья — из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти.

Каждому цвету придавали определенное значение:

  • белый цвет символизировал чистоту, веру;
  • черный — скорбь, верность;
  • голубой — нежность и т.д.

Всю одежду красного цвета — цвета крови, начиная со Средневековья, носили только палачи.

Фото 9

Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пестрые и, как поле герба, состояли из двух — четырех цветов.

Из «гербовой одежды» вассалов произошли ливреи слуг дворянства.

Фото 10

Одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины, называлась мипарти. Правая и левая сторона были разных цветов. Обувь соответствовала цвету штанов и верхних одежд. Мипарти носила молодежь и пажи.

Фото 11

Принадлежностью костюма знати обычно были перчатки. Перчатку надевали только на левую кисть, а вторую держали в руке. Обе перчатки надевались во время охоты. При входе в церковь и во время танцев их снимали и прятали за пояс.

Фото 12

Женский готический костюм

Самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.

История рыцарства[править | править код]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Как долго длится?

ЗИЛ-157Д

Общие характеристики

Газовый и травматический пистолет применяется для самообороны. Оружие не способно нанести тяжкие телесные повреждения. Выстрела достаточно для временного обезоруживания противника и побега.

У пистолетов для самозащиты небольшие габариты. Это позволяет брать модель с собой, не выделяя много места в сумке или кармане.

Внешне, средство для самообороны похоже на огнестрельное оружие. Отличия заметны только при детальном осмотре.

Некоторые модели травматических пистолетов имеют функцию стрельбы газовыми патронами. Перезарядка осуществляется вручную (передергивание затвора после каждого выстрела).

Мужской костюм в период готики

Готический период ознаменовался появлением в мужском гардеробе штанов-шоссов, которые представляли собой своего рода чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Такие штаны плотно облегали ноги, а спереди имели своеобразный гульфик в виде кусочка ткани, тоже прикрепляемый булавками или тесемками.

Мужчины также в качестве верхней одежды использовали упелянд, который мог быть длиной как до колен, так и до земли. Также в качестве верхней одежды средневековые мужчины надевали пурпуэн, который представлял собой очень узкий кафтан с выпуклостью в области груди. Благодаря ему талия становилась узкой, а плечи — привлекательно широкими.

В более позднем готическом периоде гардероб мужчин пополняется жакетом, который представлял собой укороченный вид одежды с подчеркнуто узкой талией и расходящимся от нее подобием пышной юбки. Рукава жакета были с прорезями для рук и ниспадающими концами.

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе

Битва при Гастингсе

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector