Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «страж»

Технологии и кадры

В предшествующее Первой мировой войне десятилетие на российских верфях были построены девять «Осетров» и 12 «Сомов». В 1915 году в империи были изготовлены пять подлодок Holland 602F разработки американской Electric Boat Company.

Также в 1915 году в строй вступила головная субмарина типа «Барс», построенная по российскому проекту. До 1917 года включительно российская промышленность изготовила 20 аппаратов. Большая их часть вошла в состав советского флота. В период Первой мировой войны императорские подлодки наносили торпедные удары, выполняли досмотровые и дозорные функции.

  • Русская подводная лодка «Дельфин»

В беседе с RT писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин высоко оценил возможности, которыми обладал подводный флот императорской армии. По его словам, уровень научно-технического и промышленного развития царской России позволял создавать вполне современные для своего времени субмарины.

«По большому счёту для строительства подводного флота у России были необходимые материалы, технологии и — самое главное — кадры. Конечно, наша страна пользовалась западными разработками, однако наши инженеры не копировали зарубежные проекты — на их основе создавались оригинальные образцы», — отметил Черкашин.

Также по теме

«Самодостаточный класс кораблей»: какими возможностями обладают многоцелевые российские корветы

На предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду нового многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый»….

Тяжёлым ударом для российского подводного флота стала революция и гражданская война. Однако, как заявил эксперт, в 1920-е годы большевики развернули массовое строительство субмарин. В результате в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами.

«Несмотря на ряд объективных проблем, советский подводный флот достойно справлялся с поставленными задачами в период Великой Отечественной войны. Немцы явно недооценили потенциал Советского Союза, хотя подлинного расцвета подводный флот СССР достиг в 1970—1980-е годы», — говорит Черкашин.

В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин акцентировал внимание на том, что служба подводника во все времена была сложным и опасным занятием. Моряки сильно рисковали, участвуя в боевых действиях и эксплуатируя субмарины, которые часто строились по экспериментальным проектам

«Очень часто наши моряки погибали, всплывая на поверхность для того, чтобы дизельный двигатель получил кислород. В итоге они становились жертвами бомбёжек авиации. Кроме того, периодически экипаж погибал из-за несоблюдения техники безопасности и ошибок при эксплуатации субмарин. Однако вплоть до 1980-х годов подобные трагические инциденты регулярно происходили во всех флотах мира», — пояснил Литовкин.

Как подчеркнул аналитик, в настоящее время вопросам безопасности российских субмарин уделяется самое пристальное внимание. Подлодки изготавливаются из прочных огнестойких материалов, а экипаж постоянно отрабатывает действия в случае ЧП

Тем не менее специфика службы подводника такова, что гарантий от возникновения нештатных ситуаций быть не может, констатировал эксперт.

«Раньше моряки-подводники были фактически камикадзе. Впоследствии научно-технический прогресс значительно уменьшил риск для жизни подводников, но полностью исключить форс-мажор невозможно. Как и прежде, подводники — это мужественные люди, работающие со сложной техникой и осознающие опасность каждого похода в море», — резюмировал Литовкин.

Сверхзвуковые и сверхточные

Кроме субмарин, ВМФ получит новые образцы высокоточного ракетного оружия, которые будут развёрнуты на российских фрегатах и корветах.

Новейший пример такого оружия — гиперзвуковая ракета морского базирования «Циркон», о которой рассказал президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале этого года.

«Цирконами» могут быть вооружены новые корабли разного класса, например такие, как корветы проекта 20385, получившие названия «Гремящий» и «Проворный». Построенные в рамках реализации программы развития флота, эти корабли являются модификациями проекта 20380, разработанного Центральным МКБ «Алмаз». Самый известный из них — корвет «Стерегущий», который несёт службу в составе Балтийского флота ВМФ России.

  • Корвет «Гремящий»

Суда проекта 20385 вместо противокорабельного комплекса «Уран» будут вооружены крылатыми ракетами «Калибр» а в дальнейшем перевооружены «Цирконами». Это позволит им эффективно действовать как против кораблей противника, так и наносить точечные удары по наземным целям.

В конструкции новых корветов использованы композитные материалы, что позволило снизить вес надстроек корабля и показатели кругового рассеивания радиолокационного фона, повысить их незаметность для радаров противника.

Для того чтобы восполнить нехватку судов дальней морской зоны, российские верфи развивают проекты многоцелевых сторожевых кораблей. Ещё до начала программы перевооружения в состав Черноморского флота вошли три фрегата проекта 11356 «Буревестник» — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Сейчас на калининградском заводе «Янтарь» достраиваются ещё три судна: «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

В 2020 году «Северная верфь» должна завершить строительство многоцелевых фрегатов дальней морской зоны проекта 22350 «Адмирал Касатонов», а в 2022 году — кораблей «Адмирал Исаков» и «Адмирал Головко».

Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»

Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.

Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.

Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.

Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.

Страницы

История подводного флота ВМФ России

Военно – Морской Флот России в современном мире – важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ

Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества

История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность. Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты.  В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций. Первым вариантом, визуально наиболее приближенным к современным аналогам, стала субмарина «Дельфин», которая была погружена в воду в 1903 году. Она имела размер водоизмещения 124 тонны и включала в себя 2 торпедных аппарата.

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ

«Бореи» и «Ясени»

Подводные лодки проекта 955 «Борей» должны заменить субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин», которые составляют основу российской ядерной триады. Подводное водоизмещение субмарины «Борей» составляет 24 тыс. т, длина — 170 м, а ширина — 13,5 м.

  • Первая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск» у причала оборонной судоверфи «Севмаш» в Северодвинске
  • РИА Новости

Ракетоносец может развивать скорость до 29 узлов, погружаться на глубину до 400 м и находиться в автономном плавании до 90 суток. Подлодки «Борей» могут нести на себе до 16 твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава».

Кроме этих подводных крейсеров, в ВМФ также поступают субмарины проекта 885 «Ясень». Так, 20 марта глава «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что третья атомная подлодка проекта 885 будет передана флоту в 2020 году.

Подлодки «Ясень» оснащены гидроакустическими комплексами нового поколения и ядерными реакторами ОК-650В повышенной надёжности. Основу арсенала этих АПЛ составляют крылатые ракеты «Калибр» и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс». Основная задача подводных лодок «Ясень» — отслеживание иностранных подводных крейсеров стратегического назначения.

What We Investigate

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать

Что здесь нужно белорусам?

Алексей говорит, что лет шесть назад в городке появились машины на белорусских номерах — наших людей привлекли цены на недвижимость в городке. Двухкомнатную квартиру в пятиэтажке можно было купить всего за 3 тысячи евро — неплохой вариант обзавестись недвижимостью в Евросоюзе в километре от берега моря. Продавались квартиры и в царских бывших казармах — там жилье стоило еще дешевле, но там уже требовался серьезный ремонт. И с каждым годом белорусов в городке становится больше.

— Только в нашем доме шесть квартир купили люди из Минска, — говорит Алексей.

Сегодня объявлений о продаже квартир стало меньше и они заметно подорожали. Например, в доме рядом с лесом и морем двухкомнатный «бабушатник» стоит 10 тысяч евро. Однокомнатная с хорошим ремонтом — 11 тысяч евро.

Двухкомнатную квартиру в «царском» каменном доме на 56,6 «квадратов», с потолками под 3,2 метра готовы продать за 9700 евро. Самый дешевый вариант — квартирка на 35 квадратых метров за 5 тысяч евро.

Если раньше военный городок был обособленным районом, с преимущественно русскоговорящим населением, то теперь ситуция изменилась. Многие дома попали под программы модернизации — их утепляют, меняют старые инженерные системы на современные. Жильцы в таких домах платят гораздо меньше за отопление, а это в Латвии дорогого стоит — энергоресурсы в стране дорогие, жировки по сравнению с белорускими больше в несколько раз. Таким образом старый жилищный фонд становится привлекательным для жителей основной части Лиепаи.

Детский сад

С недавних пор Кароста начал привлекать больше туристов — местный пляж худо-бедно убрали, открылось кафе, можно попробовать себя в водных видах спорта. Популярностью пользуется большой тарзан-парк в лесу за городком, песчаный карьер с соснами на берегу. В здании гаупвахты по ночам работает экстрим-отель — там к услугам постояльцев номера-камеры с черными стенами и откидные нары вместо кроватей. Экскурсоводы на русском, немецком, английском и латышском рассказывают об «ужасах» тюрьмы для провинившихся моряков (хотя, по словам Глеба Юдина и Алексея все это сказки для туристов).

Туристическая достопримечательность — здание гауптвахты. В царские времена это был венерический барак госпитального комплекса

Привлекательность имеют хорошо сохранившиеся береговые батареи и крепостные укрепления — подобные сооружения в таком состоянии большая редкость.

Береговая батарея

Здания, которые имеют историческую ценность, можно купить частному лицу за один евро, но с условием, что в нем будет сделан ремонт и оно станет жилым. Судя по всему, этим многие воспользовались — по крайней мере в нескольких «царских» зданиях по вечерам уже горит свет, в других ведутся работы.

Конечно, восстановить полностью довоенный облик военного порта уже не получится, но этого и не нужно делать — у Каросты появился новый образ, и он совсем не военный.

Применение в экстренной ситуации

«Прощание славянки»

Когда флот уходил, гарнизон сдавался латвийским властям «под ключ» — считалось все, до последней розетки, чтобы военные не забрали с собой ничего лишнего. Алексей говорит, что охранять городок поручили земессаргам — если дословно, то охранникам земли.

В Каросте еще лет 20 назад было гораздо больше зданий дореволюционной постройки — их разобрали по кирпичику, остались лишь фундаменты.

Мародеры не прошли мимо старых зданий. От них остались лишь стены

— Там вор на воре, имущество расхищалось с бешеной скоростью. Выносили буквально все — и краны, и кабели, и металл. У гарнизона в Скрунде совсем все плохо было — от городка ничего не осталось, вынесли и унитазы, и ванны, и окна. Все. А это был большой городок со своей школой, детсадом, клубом, магазинами, котельной — туда можно было заселить всех неимущих, например.

Российский флот покинул Военный порт в 1994 году под «Прощание славянки» — марш сыграл латышский оркестр, переодетый в российскую форму.

— Дома опустели, остались лишь пенсионеры. Плюс общая экономическая ситуация в стране. Это были очень страшные годы для жителей городка — многие не могли оплачивать коммуналку, им отрезали электричество, воду, отопление. Ну и поймите — стоит пятиэтажка — а в ней всего пара квартир жилых. Как обслуживать такие дома? Их отключали, а люди выживали — ставили буржуйки, топились дровами. Пустующие дома стали сносить. И это не одно-два здания — десятки.

По словам Алексея, пенсионер тогда имел право на квартиру — мог выбрать жилье в любом другом городе уже бывшего СССР.

— Например, офицеры из танковой бригады в Добеле получили квартиры в Витебской области. А большая часть наших пенсионеров осталась здесь. Куда ехать, если вокруг неразбериха, квартира в городке ничего не стоит, деньги обесцениваются? А пенсию кто платить будет? Вот так многие и остались, и я в том числе.

Был у нас такой «Крайбанк» — выдавал кредиты всем подряд, любые суммы. Люди понахватали дач, квартир, новых машин, а потом нужно было отдавать. А как отдавать, если заработать негде? Вот многие и лишились своих квартир. А сейчас многие бросают тут все и уезжают на заработки в Западную Европу, там стараются закрепиться, перетянуть туда свою семью. Раньше в Лиепае 135 тысяч населения было, а теперь, может, 30. Официально, конечно, больше 60 тысяч, но многие же выехали, но не выписывались.

Но «Царские» дома в Каросте после реставрации пользуются популярностью

Алексей добавляет, что было время, когда в городок переселяли всех неблагонадежных из центра — уголовников, наркоманов, алкоголиков, неплательщиков по счетам.

— Здесь было страшно выйти на улицу. Правда, теперь спокойно стало, жизнь наладилась, город стал больше внимания нам уделять — капремонты ведутся, ремонтируют теплотрасы.

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

Классификация подводных лодок России по поколениям

Понятие «поколение» появилось после начала строительства атомных подлодок. Нормативно классификация не закреплена.

Первое поколение приходится на период с 1945 по 1960 года, когда использовались наработки Германии. В это время на субмаринах появились гидроакустика и радиолокация. Форма корпуса преимущественно затачивалась под надводный ход, а устанавливаемые атомные двигатели имели недоработки, следовательно, были небезопасными с малым сроком между перезарядками (всего 5 лет). В неатомных видах использовали в основном дизель-электрические установки, также в ряде стран строились воздухонезависимые дизельные и парогазовые модели.

Второе поколение ядерных подводных лодок России охватывает период с 1960 по 1975 года. Отличительными чертами стали:

  • Корпус имел оптимальную форму для подводного хода, что способствовало увеличению скорости до 25-30, а в некоторых моделях и до 40 узлов.
  • Новая гидроакустическая система вызвала увеличение размера носовой оконечности.
  • Отказ от торпедных аппаратов на корме благодаря торпедам с самонаведением.
  • Улучшенные модели атомных реакторов с большей надежностью и уровнем безопасности, а также сроком службы реактора до 10 лет.
  • Снижение шума работы механизмов.

Разработка субмарин пятого поколения начато в 2014 году. Сколько атомных подводных лодок у России сейчас на стадии проекта? Всего лишь два варианта атомной лодки «Хаски», ее проект имеет номер 545 и шифр «Лайка-ВМФ». Также ведется работа над созданием неатомных субмарин 5-го поколения под названием «Калина». Запуск серийного производства периодически менялся. Сначала озвучивалось, что он начнется не ранее 2030 года. В 2016 срок передвинули на 2020 год, в 2017 – на 2023. Получатель новой субмарины – ВМФ России.

Список подводных лодок России при царе

В 1902 построена первая субмарина «Петр Кошка». Предназначалась для диверсионных миссий в гаванях. В 1904 построили бензо-электрическую полноценную подводную лодку «Дельфин», снятую с баланса в 1017.

Официально признано днем образования подводного флота в России 19 марта 1906 года, когда Николай II издал указ об исключении из миноносных сил 20 подлодок.

За период 1904-1908 выпущены субмарины:

  • «Касатка»;
  • «Сом»;
  • «Осетр»;
  • «Карп»;
  • «Кета».

Позднее построены «Кайма», «Акула», «Почтовый» и иные. «Барс» — это последняя разработка подлодки при царе.

Подводные лодки СССР

После революции 1-м проект – 2-корпусной «Декабрист» с 8 торпедными аппаратами и 2 орудиями, рассчитанный на 47 человек экипажа. К началу Великой Отечественной в составе ВМФ насчитывалось 212 лодок. Во время войны их задачами были:

  • уничтожение судов врага;
  • разведывательные мероприятия;
  • установка минных заграждений;
  • транспортировка людей и топлива.

За период 1941-1945 23 судна получило орден Красного знамени, 12 признано гвардейскими, 4 краснознаменными.

Самая результативная – С-56, строительство которой начато в 1936. Это первая подлодка СССР, которая совершила кругосветное плавание за 67 дней. При этом успешно отразив 3 атаки врагов.

Введены во флот с 1980 года лодки из проекта «Акула»: «Дмитрий Донской» (1981), «Архангельск» и «Северсталь» (1987 и 1989, но сейчас на консервации). Также из «Кальмаров» «Подольск» (1979), «Святой Георгий Победоносец» (1980), «Рязань» (1982, но сейчас на ремонте). Из «Дельфинов» в составе «Верхотурье» (1984), «Екатеринбург» (1985), «Тула» (1987, в ремонте), «Брянск» (1988), «Карелия» и «Новомосковск» (1989 и 1990). Из «Антеев» на ремонте «Иркутск» (1988), в боевой готовности «Воронеж» и «Смоленск» (1989 и 1990).

Названия современных подводных лодок России

Всего реализуется 2 проекта. Первый – 955 «Борей». Подлодки заменили 667 БДР «Кальмары». Являются частью госпрограммы стратегической обороны. В рамках проекта выпущены:

  • «Юрий Долгорукий», год вступления во флот – 2012;
  • «Александр Невский» – 2013;
  • «Владимир Мономах» – 2014;
  • «Князь Владимир», начало строительства – 2012;
  • «Князь Олег» – 2014;
  • «Генералиссимус Суворов» – 2014.

Второй проект – судна с крылатыми ракетами 885 «Ясень». Строятся по индивидуальному заказу, т.к., несмотря на лучшие характеристики по сравнению с «Бореем», стоят в 2 р. дороже. Представители:

  • К-560 «Северодвинск», числится на балансе с 2013;
  • К-561 «Казань», начато ее строительство в 2009;
  • К-573 «Новосибирск» – 2013;
  • К-173 «Красноярск» – 2014.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

«Минога»: первая в мире дизель-электрическая подлодка

Появление проекта этой подводной лодки связано с опытом применения отечественных субмарин в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Стало понятно, что обойтись одним типом подлодок небольшого водоизмещения и для охраны водного района, и для действий на коммуникациях противника невозможно, и потому Морской технический комитет распорядился о начале работ над лодками двух типов. Первый представлял собой крейсерские лодки с большим (350–400 тонн) водоизмещением, которые действовали бы в открытом море. А второй, с небольшим водоизмещением порядка 100–150 тонн, должен был выполнять охрану побережья. В качестве лодки второго типа и была спроектирована «Минога», создателем которой стал корабельный инженер Иван Бубнов — главный конструктор русских подводных лодок начала ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль отказаться от пожароопасных бензиновых двигателей и установить на «Миногу» два мотора конструкции Рудольфа Дизеля, которые были более безопасными и эффективными. Установленные в одну линию и вращавшие один гребной вал, они обеспечивали лодке надводную скорость в 11 узлов, а под водой субмарина двигалась на традиционных уже электромоторах, питавшихся от аккумуляторов, со скоростью 5 узлов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало еще одно новшество, тоже введенное по итогам Русско-японской войны, — трубчатые торпедные аппараты, размещенные внутри корпуса.

Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода

В октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Балтийского флота и начала свою службу. Беспроблемной ее назвать нельзя: как и всякий первенец, лодка страдала изрядным количеством «детских болезней», которые осложняли ее применение. Да и опыта у русских подводников той поры было немного, что тоже не упрощало эксплуатацию лодки. Именно человеческий фактор и стал причиной самой крупной аварии в истории «Миноги». 23 марта (5 апреля) 1913 года из-за сигнальных флажков, попавших в клапан судовой вентиляции, лодка затонула вместе со всем экипажем — 22 человека. Правда, благодаря грамотным действиям команды все они остались живы, а лодку через несколько часов удалось поднять с 30-метровой глубины и вскоре вернуть в строй. Боевая служба «Миноги» была долгой: она успела принять участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевала на Балтике и Каспии, и только в 1925 году была списана и разделана на металл.

Подводное укрытие для подводной лодки

Другой вариант подземных баз представлял собой подводные укрытия для американскихубийц городов» — атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Надводное базирование в портах США было достаточно уязвимым в случае неожиданного удара русских, ровно как и существующие скальные укрытия в Норвегии, поскольку их входы можно было обвалить. А вот подводно-подземная база гораздо надёжнее — за счёт водного щита.

Размещение подобных баз рядом с Северным ледовитым океаном посчитали достаточно опасным — там их с лёгкостью могли атаковать русские субмарины с ядерными торпедами. Побережье США тоже не очень подходило — слишком далеко от советского берега. Это сейчас подлодка может запустить ракеты хоть прямо из своей гавани — в 1960-х надо было подплывать значительно ближе.

В итоге лучшим местом для подобных баз посчитали подводную горную цепь Торе в Атлантическом океане рядом с Пиренейским полуостровом. Думаю, многим известен курортный архипелаг Мадейра, являющийся частью этой цепи. Подводникам тоже было бы приятнее служить в тёплых краях, чем в суровой Норвегии.

Подводный ландшафт горной цепи Торе

Базы планировали размещать близко к вершинам подводных гор, на глубине в 50-100 метров. Каждое укрытие вмещало в себя две или три атомных подводных лодки и до 600 человек гарнизона. Там было всё необходимое для текущего обслуживания субмарин, а также арсеналы различного вооружения, в том числе и ядерного. Имелся, конечно, и свой атомный реактор.

Согласно плану, после месяца или двух патрулирования в северных морях лодка бы возвращалась на подводную базу, проводя там от пары недель до месяца. Такое дежурство длилось бы полгода, после чего субмарина возвращалась на полгода в США.

Малая подводная база, рассчитанная на одну субмарину

В планах была постройка пяти подобных укрытий. Задача довольно нетривиальная, поэтому сначала следовало набраться опыта на прибрежных убежищах в США. Кроме того, требовалось создание специализированной подводной строительной техники, а в перспективе и специальных транспортных лодок снабжения, поскольку у баз не было никакого выхода на поверхность. Неудивительно, что начало строительства первого подобного укрытия запланировали только на 1980 год.

Большая подводная база, способная принять несколько субмарин

Даже по самым предварительным расчётам проектРок-Сайт» выходил очень дорогим. Одно только создание первой опытной базы у побережья Калифорнии стоило как два атомных авианосца. Что уж говорить о куда более смелых планах более крупных убежищ? Но это было хотя бы технически возможно на тогдашнем научном уровне. Подводные же укрытия для субмарин требовали разработки многочисленных новых технологий, по стоимости превосходящих даже полёт на Луну.

В 1967 году работы надРок-Сайт» прекратили.

Силы сторон перед битвой

Несмотря на то, что разные источники сообщают о разном количестве  людей в армиях, а также разном количестве вооружения, все историки склоняются к тому, что советские военные части значительно превышали сторону противника как в количестве личного состава, так и в количестве орудий, танков, а также самолетов.

Картина с изображением боев

Источник Министерства обороны Российской Федерации сообщает, что перед началом Курской битвы СССР имел личный состав в количестве 13 млн. человек, в то время как Германия имела только 9 млн. человек на всех фронтах.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

Также сообщается, что СССР обладали количеством танков, количество которых превышало 3,3 тыс. штук, в то время когда у Германии было только 2,7 тыс. танков на Курской дуге. Практически равными силами обладали стороны если говорить об авиации. СССР имел приблизительно 2,1 тыс. боевых самолетов, а Германия 2,05 тыс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector