Халиф али
Содержание:
- Жизнь в Медине
- Список халифатов
- Литература
- Цена ТОЗ-8
- وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) وَلَسَوْفَ يَرْضَى
- Истории из жизни Али
- Правление Абу Бакра
- Третий праведный халиф Усман ибн Аффан
- Умар ибн Абдуль-Азиз – эмир Хиджаза
- ИЖ-43-1С
- См. также
- Ислам как фактор, объединивший арабов
- Шейх эмирата Фуджейра
- Культура стран халифата.
- Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб
- Умар ибн Абдуль-Азиз становится халифом
Жизнь в Медине
Когда Мухаммад ﷺ прибыл в Медину, он занялся созданием исламского государства: начал строительство мечети, наладил взаимоотношения между ансарами и мухаджирами, а затем разработал Хартию исламского государства, опираясь на которую, старался отрегулировать отношения между мусульманами и язычниками, мусульманами и иудеями Медины. После переселения Мухаммад ﷺ стал готовить для государства войско, которое отвечало бы за охрану и решение ряда проблем вновь образовавшегося общества. Все сферы жизни этого общества он ﷺ старался регулировать, ориентируясь на Божественные откровения. И все это время его сопровождал Али и во всем ему помогал, поддерживал, учился у него.
Список халифатов
Исторические халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халифы(династии) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Арабский халифат |
630—656: Медина |
630 — 1517 | Аббасидскийхалифат |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана |
ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя). |
Праведные халифыОмейядыАббасиды |
Праведный халифат |
630—656: Медина |
630—661 |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя |
Омейядский халифат | Праведные халифы | |
Омейядский халифат | 661—750: Дамаск | 661—750 | Праведный халифат |
Аббасидский халифатКордовский эмират |
Омейяды | |
Аббасидский халифат |
750—762: Эль-Куфа |
750—945 | Омейядский халифат | Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды) |
Столица и резиденция халифов |
945—1055 | Аббасидский халифат | Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов) |
Столица — |
1055—1124 | Буиды | «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды. | ||
Аббасидский халифат |
1124—1127: Багдад |
1124-1127 | Государство Сельджукидов | Государство Зангидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов). |
1127—1174: Багдад |
1127-1174 | Аббасидский халифат | Султанат Айюбидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов). |
1174-1194: Багдад |
1174-1194 | Государство Зангидов | Аббасидский халифат | Аббасиды | |
Аббасидский халифат |
1194—1258: Багдад |
1194-1258 | Султанат Айюбидов | Государство Хулагуидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат) |
Столица и резиденция халифов — |
1259—1517 | Айюбиды | Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды. | ||
Османская империя |
1299—1329: Сёгют |
1517—1923 |
Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина |
ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине |
Османы | |
Турция |
Столица — Анкара |
1923—1924 |
3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. |
Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк. |
Непризнанные и самопровозглашённые халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халиф | |
---|---|---|---|---|---|---|
Кордовский халифат | Кордова | 929—1031 | Кордовский эмират | Тайфа | Омейяды | |
Идрисидский халифат |
786—828: Тлемсен |
786—985 | Аббасидский халифат | Идрисиды | ||
Фатимидский халифат |
909—969: Махдия |
909—1171 | Аббасидский халифат |
АйюбидыАльмохады |
Фатимиды | |
Альмохадcкий халифат |
1145—1147: Севилья |
1121—1269 | Фатимидский халифат | Хафсидский халифат | Альмохады | |
Хафсидский халифат | 1229—1574 | Альмохадcкий халифат | Османская империя | Хафсиды | ||
Халифат Сокото |
1804: Гуду |
1809—1903 | Северная Нигерия и Камерун | Протекторат Нигерия | Халифы Сокото | |
Махдистский халифат | 1881—1898 | Египетский хедиват | Англо-Египетский Судан | Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша | ||
Хиджаз | Мекка | 1923—1924 | Османская империя | Неджд и Хиджаз | Хусейн ибн Али аль-Хашими | |
Исламское государство | Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) | 2014 — ? | Сирия, Афганистан, Йемен | Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. | Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши |
Литература
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Цена ТОЗ-8
وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) وَلَسَوْفَ يَرْضَى
Отдален от него будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. (Аль-Лайль, 17-20).
Многие учёные сказали, что причиной ниспослания этого аята стал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
Аллах Всевышний одарил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) такими достоинствами и особенностями, которых не было у многих других. Он был наиболее неприхотливым из сподвижников в отношении мирской жизни, самым храбрым человеком после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он был наиболее любимым из всех сподвижников для Пророка, который никогда не видел от него ничего плохого. Он — наилучший человек этой уммы после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он первым среди них войдёт в Рай, как об этом передал Абу Дауд в своем сборнике хадисов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты первым из моей уммы войдешь в Рай». Он более всех достоин того, чтобы стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Задумайся о чертах, которые собрались в нём в течение одного дня. Однажды посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я». Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в похоронах?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк спросил: «Кто-нибудь из вас проведал сегодня больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк снова спросил: «Кто-нибудь из вас дал милостыню?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк сказал: «Непременно попадет в Рай человек, в котором собрались эти качества».
Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) было суждено быть вторым человеком в Исламе, и ему же было суждено быть вторым в пещере Саур, где они вместе с Пророком укрывались от погони курайшитов, и быть вторым в шалаше, установленном для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день битвы при Бадре.
Осознавая его расположение и близость к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), учитывая его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти Пророка. Смерть посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стала сильным потрясением и тяжелым ударом для мусульман. В этой тяжелой для всех ситуации Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) объявил людям: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то, поистине, Мухаммад умер! А тот, кто поклонялся Аллаху, то Он — Живой и никогда не умрет!» Затем он прочитал людям слова Аллаха, обращённые Своему посланнику:
Истории из жизни Али
О халифе Али существует много историй и легенд, и до сих пор ученые не могут сказать, какие из них заслуживают доверия, а какие являются лишь выдумкой или искажением фактов.
Разрушение идолов
Есть сообщение, по которому халиф участвовал в разрушении идолов вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ. Сказано даже, что Али приходилось встать на плечи Пророка Мухаммада ﷺ и разбивать идолов по его приказу, поскольку он ﷺ не мог до них дотянуться. Но современные ученые характеризуют этот хадис как слабый и несостоятельный. В те годы действовал запрет на использование силы против противников и запрет на разрушение их идолов.
Смерть отца
В связи с именем халифа Али упоминается случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ дал разрешение Али похоронить его отца, хотя тот и умер язычником. После того, как Али омыл тело покойного, он совершил полное омовение, а Пророк Мухаммад ﷺ обратился ко Всевышнему с молитвой за него.
Абу Зарр
Часто упоминается также роль халифа Али в принятии Ислама Абу Зарром. В тот период времени принадлежность к Исламу скрывалась верующими. Но когда Абу Зарр явился в Мекку, чтобы встретиться с Пророком Мухаммадом ﷺ, именно Али сыграл решающую роль в их встрече.
Жертва во имя Пророка ﷺ
В данном видео вы узнаете почему пророк Мухаммад ﷺ повелел Али ночевать на своей постели вместо себя, когда многобожники намеревались зарезать Пророка Мухаммада ﷺ у себя в постели.
Общеизвестной является также история о том, как халиф Али проявил готовность пожертвовать во имя Пророка Аллаха ﷺ своей жизнью. Когда курайшиты решили убить Пророка Мухаммада ﷺ, Всевышний дал знать об этом Мухаммаду ﷺ, и тогда Мухаммад ﷺ решил свой дом покинуть, а в своей постели сказал спать Али ибн Абу Талибу вместо себя. Али предстояло добровольно подвергнуть себя смертельной опасности. И он обернулся в плащ Пророка ﷺ и спал в его кровати, когда в дом Мухаммада ﷺ ворвались курайшиты. В результате самоотверженности Али в тот день Пророку ﷺ удалось достичь безопасного места до того, как его отсутствие будет обнаружено. Халиф Али был доверенным лицом Пророка Мухаммада ﷺ, которыйдоверял ему, как никому больше.
Али сыграл важную роль в переселении Мухаммада ﷺ. Проведя в Мекке три ночи и раздав вещи, которые язычники отдавали Мухаммаду ﷺ на хранение, их хозяевам по поручению Посланника Аллаха ﷺ, Али присоединился к Пророку ﷺ, проводя в дороге ночные часы, чтобы не выдать путь к Пророку. Трудный и тяжелый путь он проделал пешком и в полном одиночестве. Достигнув Медины, Али поселился вместе с Мухаммадом ﷺ.
Чудесное исцеление
Али ибн Абу Талиб отмечал благодатность мольбы Посланника Аллаха ﷺ, приводя в качестве примера случай, когда Али занемог, а Пророк ﷺ, подойдя к нему, услышал молитву, в которой Али просил Всевышнего принести ему отдохновение, если его час уже пробил. И тогда Мухаммад ﷺ обратился к Господу с мольбой послать Али благополучие, а затем сказал встать. Али поднялся с постели и излечился.
Правление Абу Бакра
После того, как мусульманское общество возглавил Абу Бакр ас-Сыддик, Али присягнул ему на верность вместе с аз-Зубайром одними из первых, хотя существует и иное расхожее мнение. Али всячески поддерживал Абу Бакра во время его правления, проявлял свою преданность, а правитель спрашивал советы относительно того, как ему лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы максимально принести пользу мусульманскому обществу. Свидетельство тому – и то, как поступил Али, когда Абу Бакр принял решение отправиться в Зу-ль-Кассу, чтобы осуществлять личное руководство сражением с вероотступниками. Тогда Али остановил его верблюда и попросил вернуться и не подвергать свою жизнь такой опасностью, чтобы не оставить Медину без руководства.
Третий праведный халиф Усман ибн Аффан
Усман ибн Аффан (575–35/656) – выдающийся политический и общественный деятель, 3-й праведный халиф, родственник и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Полное имя Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Мать – Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс.
Усман был одним из первых принявших Ислам. Его дядя Хакам ибн Абу аль-Ас попытался заставить племянника вернуться к языческой вере предков, но безрезультатно. Усман женился на дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Рукаййе (возможно, еще до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение). От этого брака у Усмана родился сын Абдуллах, умерший во младенчестве.
В период гонений на мусульман Усман с женой эмигрировали в Эфиопию, затем он попытался вернуться в Мекку, вместе с другими мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. Там принимал активное участие в становлении мусульманского государства, во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены; но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) счел Усмана принявшим участие в сражении и выделил ему часть трофеев). Затем Усман женился на другой дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум, из-за чего его стали называть Зу’н-Нурайн («обладатель 2-х светил»).
В 6 г. х. при совершении малого паломничества Усман был парламентером к мекканцам; из-за его запоздалого возвращения распространился слух о его смерти, что привело к обострению ситуации и в конечном итоге к подписанию Худайбинского договора.
Усман был состоятельным человеком, оказывал мусульманам материальную поддержку, покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) во время Прощального хаджа.
В период правления халифов Абу Бакра и Умара Усман активно поддерживал их и оказывал им помощь. После покушения на Умара в 23/644 г. по его распоряжению вошел в состав «Совета шести» и был избран халифом.
Как правитель стал продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и первых халифов. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры.
В период правления Усмана продолжались войны с внешними врагами Халифата и расширение его границ: был разгромлен Сасанидский Иран, присоединены Кипр, территории Сирии и Сев. Африки.
В конце правления Усмана в Халифате осложнилась внутриполитическая обстановка; возникли мятежные группировки, недовольные злоупотреблениями некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу. Усман отказался выполнить предъявленные требования мятежников. 18 Зульхиджа 35 г. х. заговорщики напали на Усмана и убили его. В момент смерти ему было 82 года.
Умар ибн Абдуль-Азиз – эмир Хиджаза
Уже в 26 лет он стал главой (эмиром) Медины, а ещё через год – и всего Хиджаза, то есть территории, включающей в себя святые города Мекку и Медину, а также ряд других поселений. Став наместником, первым делом Умар ибн Абдуль-Азиз собрал десятерых самых выдающихся мусульманских учёных-богословов, чтобы советоваться с ними в государственных делах.
Все важные решения нового эмира были согласованы и обсуждены с благородными учёными. Благодаря этому Умар быстро вошёл в курс всех государственных дел. За всё время, что Умар являлся эмиром, он проделал гигантскую работу: были проложены дороги, прорыты каналы и вырыты колодцы для сельскохозяйственных работ.
И, что самое главное, расширена мечеть Пророка Мухаммада ﷺ в лучезарной Медине, теперь она вмещала намного больше желающих помолиться, чем раньше. Давно Хиджаз не видел такого преображения. Но через семь лет Умар ибн Абдуль-Азиз вдруг был отстранён от должности наместника халифа в Хиджазе
Причиной тому стало то, что наместник, несмотря на то, что был двоюродным братом халифа, без страха критиковал власть за её огрехи, и халиф не пожелал оставлять на таком важном посту бунтаря
ИЖ-43-1С
См. также
Ислам как фактор, объединивший арабов
Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.
Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()
Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.
Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).
Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)
Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.
Завоевательные походы арабов в VII веке:
v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,
v 642 год – завершение покорения Египта,
v 649 год – завоевание Карфагена,
v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).
Рис. 3. Территории Арабского халифата (
)
Шейх эмирата Фуджейра
Шейх Хамад ибн-Мухаммед Аль-Шарки
Эмиратом правит семья Аль-Шарки, а ее представителю Шейху Хамаду ибн-Мухаммеду принадлежит первенство в развитии эмирата. До недавнего времени о Фуджейре не слышали туристы, шопперы, но сегодня в эмират приходят большие перемены.
Шейх Хамад родился 25 мая 1949 года, долгое время развивал сельское хозяйство эмирата, а после восхождения на трон правителя, расширил свое внимание на туризм, торговлю, культуру. Эмират Фуджейра – единственный, где усилия правящей семьи распределены между всеми сферами развития: экономика, туризм, сельское хозяйство, строительство, финансовая сфера
Культура стран халифата.
Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.
Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.
Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».
Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.
Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.
Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.
От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.
Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.
В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней
Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.
Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.
Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб
Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 23/644) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, 2-й праведный халиф. Родился ок. 585 г. в Мекке. Отец – Хаттаб ибн Нуфайль, мать – Хантама. Был пастухом, затем занялся торговлей, стал влиятельным человеком в Мекке. Его часто приглашали для разрешения различных конфликтов между племенами.
Умар обладал суровым характером и первое время занимал непримиримую позицию по отношению к мусульманам. Он решил убить пророка Мухаммада (мир ему и благословение) за то, что тот призывал народ отойти от веры предков, но узнал, что его сестра и зять также приняли Ислам и застал их за чтением Корана. Он избил их, но заинтересовался аятами Корана, прочел их, уверовал и принял Ислам. При этом отказался исповедовать веру втайне, и сразу после принятия им Ислама мусульмане впервые совершили коллективную молитву около Каабы.
Умар находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и обеспечивал его защиту. Хиджру совершил открыто.
В мединский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Умар активно участвовал во всех делах общины, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и в других сражениях, стал одним из лидеров мусульманского государства. В правление Абу Бакра был его главным помощником. Перед смертью Абу Бакр завещал Халифат Умару. В 13/634 г. Умар стал халифом; все мусульмане единогласно поддержали его.
Умар был последовательным продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра. Его незаурядные личные качества, талант, умелое управление государством привели к великим успехам Халифата.
Власть Халифата распространилась на Ближний Восток, Иран, Египет и часть Сев. Африки. Благодаря этим победам население всех этих регионов ознакомилось с Исламом. В распространении Ислама и превращении его в мировую религию Умар сыграл исключительную роль. Был знатоком хадисов и мусульманского права (фикха), толкователем Корана.
Убит в результате заговора персидским рабом Фирузом (Абу Лулу) в месяце Зульхиджа 23/644 г. во время руководства утренней молитвой. Перед смертью успел отдать распоряжение о созыве Совета для выбора нового халифа.
Умар ибн Абдуль-Азиз становится халифом
Как и ожидалось, испугавшись столь большой ответственности, Умар публично отказался принять власть, однако по настоянию всех присутствующих, единогласно присягнувших ему на верность, он вынужден был изменить своё решение. В ответ Умар ибн Абдуль-Азиз лишь молвил: «Я не самый лучший из вас, но теперь самый ответственный».
И вправду, ведь с этого дня на него легла ответственность управления громадной империей, включавшей в себя Аравию, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье, Северный Кавказ, Египет, Испанию, юг Франции.
После вступления на престол жизнь Умара изменилась полностью. Из роскошной кареты халифа он пересел на обычного мула. Распустил огромную армию телохранителей в 600 человек, освободил всех своих рабов и возвратил законным владельцам средства, конфискованные у них прежней властью.
Великолепный дворец сменил на обыкновенный скромный дом, состоящий всего из двух комнат. Даже драгоценности жены, подаренные ей отцом, Умар попросил отдать в исламскую казну (байт аль-маль), так как жить в доме, где есть такие излишества, он посчитал для себя невозможным.
Несмотря на обильные поступления в казну, он не брал себе ни дирхама. Единственным личным доходом он оставил земельный участок, приносивший всего лишь 200 динаров в год. Для сравнения, ещё в юношестве годовой доход Умара ибн Абдуль-Азиза насчитывал 40 тысяч динаров, около 180 кг в переводе на золото.