Как наши партизаны устроили немцам «концерт»

Содержание:

Содержание

Гибель комбрига и память о нем

6 октября 1942 года при перелете через линию фронта огнем немецкой зенитной артиллерии был сбит советский самолет, возвращавшийся в Москву после доставки груза белорусским партизанам. В самолете находился и Семен Короткин, который направлялся по вызову ЦК КП(б)Б. Смерть комбрига в авиакатастрофе навсегда останется трагическим днем в истории партизанского движения на Витебщине. Начатое им дело после гибели Короткина продолжила созданная им партизанская бригада, которая с июня 1943 года стала носить имя героя. Позже в ней были организованы отряды имени В.И. Чапаева, «Сталинец», «За победу», «Белорусский мститель», имени Ф.Э.Дзержинского, имени С.М.Кирова и имени ВЛКСМ. 7 февраля 1943 года в бою с противником бригада разделилась. Приказом представителя БШПД А.Ф. Бардадына от 14 марта 1943 года из ее отрядов была создана бригада им. В.И. Ленина. В конце войны — 2 июля 1944 года — в составе 6 отрядов общей численностью 660 партизан она соединилась с частями Красной Армии.

Три поколения Короткиных

— Никто не знает, где похоронен отец, — вспоминал при жизни сын комбрига подполковник Нинель Семенович Короткин. — Мои упорные поиски тоже не увенчались успехом. А мать наша одна после гибели отца подняла троих детей. За вклад, внесенный в победу советского народа, за ее материнский подвиг, совершенный на пределе человеческих возможностей, она награждена медалями в честь 30- и 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Начало партизанской войны

Сейчас прекрасно известно, какую роль отыграли партизаны в Великой Отечественной войне. Организовываться партизанские бригады стали еще в первые недели боевых действий, когда Красная Армия отступала с огромными потерями.

Группа партизан «Большевик Заполярья» возвращаются с боевой операции

Главные цели движения Сопротивления были изложены в документах, датируемых 29 июня первого года войны. 5 сентября разработали широкий перечень, где сформулированы основные задачи для борьбы в тылу германских войск.

В 1941 году была создана специальная мотострелковая бригада, которая сыграла важнейшее значение в развитии партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Отдельные диверсионные группы (как правило, несколько десятков человек) специально забрасывали в тыл врага, чтобы пополнять ряды партизанских группирований.

Формирование партизанских отрядов было вызвано жестокими нацистскими порядками, а также вывозом мирного населения с территории оккупированной врагом в Германию для проведения тяжелых работ.

Солдат Вермахта пинает тело повешенного Советского партизана

В первые месяцы войны партизанских отрядов было крайне мало, так как большая часть народа занимала выжидающую позицию. Изначально никто не снабжал партизанские отряды оружием и боеприпасами, а потому их роль в начале войны была крайне невеликой.

В начале осени 1941 года связь с партизанами в глубоком тылу значительно улучшилась – движение партизанских отрядов существенно активизировалось и стало носить более организованный порядок. Вместе с этим улучшилось и взаимодействие партизан с регулярными войсками Советского Союза (СССР) – они вместе принимали участие в битвах.

Зачастую руководителями партизанского движения во время Великой Отечественной войны ставали обычные крестьяне, не имевшие военной подготовки. Позже Ставка посылала собственных офицеров для командования отрядами.

В первые месяцы войны партизаны сбивались в небольшие отряды до нескольких десятков человек. Уже спустя менее чем полгода бойцов в отрядах стало насчитывать сотни бойцов. Когда Красная Армия перешла в наступление отряды превратились в целые бригады с тысячами защитников  Советского Союза.

Наиболее крупные отряды возникли в районах Украины и Белоруссии, где гнет немцев был особо суровым.

Правила посадки пузыреплодника и ухода за ним в открытом грунте

Удар по железнодорожным путям противника

В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.

14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток.

3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000  рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. Но результат был первого этапа не так блестящ, как можно было бы ожидать.
Партизанам-подрывникам центром был спущен план – совершить определенное количество подрывов. В погоне за его выполнением было произведено множество малоэффективных диверсий – на полузаброшенных и малопроходимых путях.

Если вы положите палец на звезду на небе, вы предотвратите попадание фотонов, которые беспрепятственно летели на Землю в течение миллионов лет, в ваш глаз

Кто входил в состав партизан

Состав партизанского движения периода ВОВ был самым разношерстным. Сюда вошли практически все люди, оказавшиеся в зоне оккупации, и которые желали оказывать сопротивление врагу. В целом же можно выделить о 4-х основных категориях населения, которые создали ядро движения:

Солдаты и командный состав РККА, которые оказались во вражеском тылу. Таких было очень много, поскольку в первые месяцы немцы активно наступали и многие советские подразделения оказывались в окружении

Важно — в первый год даже эта категория действовала разрозненно, поскольку солдат не обучали, что нужно делать в тылу врага.
Местные жители. Спасаясь от террора, от экономической кабалы, от риска быть угнанными в Германию на работы, жители городов и деревень в оккупации, уходили в партизаны.
Истребительные батальоны

С развитием войны перебрасывались в немецкий тыл для ведения активных военных действий с диверсантами противника.
Партийный аппарат, члены которого также уходили в партизанские батальоны и, как правило, занимали там руководящие должности.

Говоря о партизанском движении в годы Великой Отечественной Войны, мы говорим не только о разном составе этих подразделений, но и достаточно большом возрастном разбросе. В одном отряде могли быть пожилые люди и совсем еще юноши. Это было нормой для партизанских отрядов.

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Рельсовая война на почтовой марке СССР посвящённая К. С. Заслонову

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

«Рельсовая война»

Операция «Рельсовая война» проводилась в период с начала августа до середины сентября 1943 года. И суть ее была в том, чтобы одновременно, на всех фронтах подрывать немецкие эшелоны и железнодорожные пути. Притом каждый отряд партизан имел четкое задание и сроки его исполнения. Несмотря на трудности связи, действия были расписаны по минутам.

22 июля 1943 года была проведена репетиция — орловские партизаны подорвали целый участок рельсов.

Далее партизанами было уничтожено 1529 эшелонов, из них 3 важных немецких бронепоезда. В них фашисты перевозили своих солдат, оружие, продовольствие и все, что было необходимо для фронта. Таким образом немецкие отряды были обесточены, лишены подкрепления, снабжения, и победы в крупных сражениях советским войскам давались легче.

В ходе «Рельсовой войны» было уничтожено 1330 км железнодорожных путей, было подорвано 115 мостов.

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Рельсовая война на почтовой марке СССР посвящённая К. С. Заслонову

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

«Они приходят каждую ночь!»

Но реальные цифры, на основе которых был проведен анализ эффективности «Концерта», стали известны гораздо позднее. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление.

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Как писал в своих воспоминаниях немецкий генерал Курт фон Типпельскирх, командовавший в то время 12-м армейским корпусом группы армий «Центр», армейское командование в те дни безуспешно пыталось перебросить необходимое количество резервов на те участки, где сосредотачивались крупные силы Красной Армии. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления».

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Массированная партизанская атака на железные дороги привела к еще одному результату, на который не слишком рассчитывали на Большой земле. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии.

Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники

Наконец, никуда не делся и психологический эффект от операции «Концерт». Партизанская «музыка» настолько нервировала немцев и их приспешников, что атмосфера в тылу стала едва ли не более удручающей, чем на фронте. Немецкие солдаты писали домой, что не могут спать, поскольку «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь», что не один эшелон с отпускниками не смог добраться до Германии, потому что его пустили под откос советские диверсанты, и что пополнение задерживается, из-за чего на фронте остается все меньше сил для отражения советского наступления.

По обе стороны фронта

По-настоящему массово «Пантеры» стали появляться на советско-германском фронте осенью 1943 года. Постепенно Ausf.D заменялись в частях более совершенными Ausf.A. В серию эти танки пошли в августе 1943 года, на фронте появились уже осенью. Танки этой модификации стали по-настоящему массовыми в войсках и создали серьёзные проблемы наступающим частям Красной армии.

Инструкция по борьбе с «Пантерой», осень 1943 года

Поначалу степень защиты немецкого танка недооценивалась. Согласно инструкции по борьбе с новым немецким танком, подготовленной осенью 1943 года, «Пантера» поражалась огнём 85-мм орудий, а при стрельбе по лобовым лючкам механика-водителя и стрелка радиста даже 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.

В реальности же «Пантера» была более опасной чем «Тигр», поскольку была лучше защищена в лобовой проекции и имела более мощную пушку.

«Пантеры» оказались противниками советских танков ИС-1 во время боевого дебюта последних. Броня ИС-1 создавалась для защиты от огня 88-мм пушки «Тигра», но 7,5 cm KwK 42 L/70 оказалась мощнее. Броню танков ИС пришлось переделывать, но даже у ИС-2 поздних выпусков лобовая часть башни была уязвимой для орудия «Пантеры».

За уничтожение «Пантеры» советские танкисты получали такую же премию, как и за уничтожение «Тигра» — 500 рублей. Нередко советские военнослужащие путали «Пантеру» с «Тигром». Вместе с тем из-за относительно слабой защиты бортов и кормы «Пантеры» часто становились жертвами фланговых атак даже со стороны лёгких танков.

Инструкция по эксплуатации трофейной «Пантеры», датированная летом 1944 года

Отдельно следует упомянуть использование трофейных «Пантер» в Красной армии. Первые такие случаи были зафиксированы ещё осенью 1943 года, но были они единичными. Например, одна «Пантера» имелась в составе 59-го танкового полка, правда, недолго. И это при том, что новых немецких средних танков Красная армия захватила довольно много. Объясняется эта ситуация низкой надёжностью немецких машин, особенно Panther Ausf.D.

Ситуация несколько улучшилась с появлением трофейных Panther Ausf.A, но до самого конца войны мнение о надёжности трофейных немецких «Пантер» у советских танкистов оставалось невысоким. В начале 1944 года Красная армия провела ряд успешных наступательных операций, благодаря чему было захвачено значительное количество трофеев. В их числе оказались и Pz.Kpfw.Panther Ausf.A. Некоторые машины ремонтировались на месте, но основная часть отправилась на бронетанковый ремонтный завод в Казань. Оттуда поступали жалобы на нехватку оптических приборов, необходимых для комплектования танков. В августе 1944 года была подготовлена краткая инструкция по использованию трофейного танка. Она во многом базировалась на отчёте об испытаниях «Пантеры» на НИБТ Полигоне.

«Пантеры» из состава роты трофейных танков. 62-й гв. ттп, август 1944 года

Наиболее массово трофейные «Пантеры» применялись летом 1944 года. Например, в составе 51-го отдельного мотоциклетного полка имелась рота трофейных тяжёлых танков, на вооружении которой находились 5 «Тигров» и 2 «Пантеры». К началу Львовско-Сандомирской операции в строю здесь оставалась всего одна «Пантера», причём она требовала ремонта. В состоянии «среднего ремонта» немецкая машина находилась весь июль, продолжая при этом участвовать в боевых действиях. Подобная ситуация не являлась уникальной: из других частей 1-го Украинского фронта, в которых имелись подобные танки, постоянно поступали жалобы на скверное техническое состояние «Пантер».

Применялись трофейные немецкие машины и частями 8-го гвардейского танкового корпуса. 18 августа 1944 года 59-й гвардейской танковой бригадой в районе Ясеницы (Польша) было захвачено 3 Pz.Kpfw. Panther Ausf.A, входивших в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг». На следующий день танки были переданы в состав 62-го гвардейского тяжёлого танкового полка. К тому моменту в составе полка имелось 11 ИС-2. Немецкие танки вошли в состав роты под командованием младшего лейтенанта Сотникова и получили характерные эмблемы 62 гв. ттп.

Из-за низкой надёжности трофейные «Пантеры» применялись Красной армией эпизодически

Проблемы с надёжностью «Пантер» были характерны не только для Красной армии. После окончания Второй мировой войны большое количество этих танков попало на вооружение французской армии, где тоже не считались надёжными машинами. И в других армиях мира трофейные «Пантеры» быстро исчезли из частей по схожим причинам. На этом фоне куда выгоднее смотрелись Pz.Kpfw.IV и StuG 40, которые эксплуатировались в разных уголках планеты до конца 60-х годов.

Вместе с тем не стоит недооценивать «Пантеру». Немецкая машина сильно повлияла на танкостроительные школы других стран. Тот же английский Centurion во многом являлся аналогом «Пантеры». Высоко оценивали немецкую машину и советские танкостроители.

Источник — https://warspot.ru/11907-strashnee-koshki-zverya-net

В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов?

Дети-партизаны

Отдельного внимания заслуживает такое явление, как дети-партизаны. Мальчишки школьного возраста хотели сражаться с захватчиком. Среди таких героев следует выделить:

  • Валентин Котик;
  • Марат Казей;
  • Ваня Казаченко;
  • Витя Ситница;
  • Оля Демеш;
  • Алеша Вялов;
  • Зина Портнова;
  • Павлик Титов и другие.

Юноши и девушки занимались разведкой, снабжали бригады припасами и водой, сражались в бою против врага, подрывали танки – делали все, чтобы прогнать фашистов. Детьми-партизанами времен Великой Отечественной сделано не меньше, нежели взрослыми. Многие из них погибли и получили звание «Героя Советского Союза».

Председатель Кабинета министров

Навигация

Тайный смысл подарка

Одна роза является символом того, что мужчина выбрал девушку среди многих других и считает ее особенной и уникальной. Это некое сравнение любимой с благородным растением, а количество указывает на то, что она единственная, как подаренный бутон. Разве это не приятнее, чем огромный букет, в котором вложено намного меньше смысла?

Для первой встречи очень уместно преподнести одну розу. Она обозначает робкий намек на симпатию и продолжение отношений. При этом цветок обязан быть абсолютно безупречным. Ножка должна быть длинной и крепкой, бутон упругий. Это гарантирует, что к концу встречи цветок не потеряет свою красоту.

Подготовка операции

Руководство Красной Армии запланировало на ноябрь 1942 года операцию Уран — контрнаступление под Сталинградом для ликвидации армии генерала Паулюса. Операция Марс должна была отвлечь группу армии Центр и не позволить им перебросить резервы к Сталинграду. При этом советское командование делало все, чтобы убедить Германию, что именно вторая Ржевско-Сычевская операция будет главным наступлением осени-зимы 1942 года. Для этого даже была устроена знаменитая радиоигра «Монастырь». В этой игре вермахту частично раскрыли информацию о готовящемся наступлении на Ржевский выступ.

Всего же, для обеспечения достоверности того, что именно операция Марс является главной, была сделано:

  • радиоигра «Монастырь», о которой говорилось выше.
  • командовать наступлением был назначен заместитель главнокомандующего РККА, генерал Жуков.
  • к Калининскому и Западному фронтам стягивались резервы. Часто это делалось без должной маскировки.

Интересно, что Жуков был не в курсе операции «Монастырь», и что Германия знает о готовящемся ударе. Сегодня многие историки обвиняют Жукова, что тот в период второго Ржевско-Сычевского наступления не сумел обеспечить внезапность, в результате чего советская армия понесла значительные потери и не смогла продвинуться вперед. Но как можно было обеспечить внезапность удара, если руководство страны делало все, чтобы Германия узнала и поверила — операция Марс это важнейшее событие осени 1942 года?

Продолжением наступления должна была стать операция Юпитер, которая имела задачу — полное уничтожение выступа и разгром группы армии Центр.

Смотри также

Планета Земля

Резиденция

Примечания

Подготовка операции

Центральный штаб партизанского движения привлёк к выполнению операции белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан (всего 167 бригад и отдельных отрядов).

Центральный штаб партизанского движения ошибочно предполагал, что противник испытывает недостаток рельсов, хотя в реальности у немцев был излишек рельсов.

14 июля Ставкой ВГК был отдан приказ на проведение операции. Местные штабы партизанских движений и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

«Угоняли в рабство»

Ковтун указывает в своей книге, что «в боях с народными мстителями немецкие войска, по данным партизан, потеряли около 2000 человек убитыми и ранеными, восемь танков, 12 автомашин, две бронемашины, 16 повозок с боеприпасами». 

Также по теме

«До освобождения дожили единицы»: как холокост в Минском гетто стал образцом жестокости нацистских преступников

21 октября 1943 года фашисты уничтожили около 22 тыс. узников Минского гетто. Общее число погибших здесь людей оценивается в 80—90…

При этом подсчёты командования вермахта значительно отличаются от информации советской стороны. 

«Согласно немецким документам, народные мстители потеряли 7697 человек убитыми, 5286 из них попали в плен. При этом свои безвозвратные потери немцы оценили в 110 солдат и офицеров», — отметил историк. 

Кнутов, со своей стороны, подчеркнул, что немецкая статистика всегда искажала факты. Гитлеровцы в пропагандистских целях занижали потери, учёт умерших от ран вели отдельно, по возможности не афишировали данные о пострадавших и пропавших без вести. По его мнению, доверять немецким данным не следует. 

«Что же касается завышения потерь партизан, то здесь всё ещё проще и страшнее. Нацисты записывали в партизаны всех убитых и задержанных ими мирных жителей. Помимо зачистки тыла, немцы преследовали ещё одну цель — обеспечение бесплатной рабочей силой своей приходившей в упадок промышленности. Объявив обычных крестьян партизанами, их угоняли в рабство», — рассказал эксперт.

По мнению Кнутова, народные мстители нанесли «удар по моральному духу гитлеровцев» и причинили большой урон живой силе и военной технике противника.

Согласно данным Госархива Белоруссии, за время оккупации на территории БССР гитлеровцы провели более 140 карательных операций. За годы войны погибли 2,5—3 млн жителей Белоруссии, порядка 400 тыс. нацисты угнали в рабство. Были полностью или частично разрушены 209 из 270 городов и райцентров, а также 9200 деревень. Изгнание нацистов из республики завершилось 28 июля 1944 года освобождением Бреста.

Итоги операции «Концерт»

Причиной прекращения проведения операции было полное расходование имеющихся запасов взрывчатки и отсутствие новых поставок веществ. Однако несмотря на то, что активная фаза диверсионной деятельности завершилась, общие и главные цели операции были фактически достигнуты.

Партизаны смогли своими действиями резко снизить пропускную способность железных дорог врага по оккупированным землям СССР на протяжении сентября и октября 1943 г. Наряду с уничтожением рельсов, партизанами пускались под откос целые эшелоны неприятеля, уничтожались мосты и станции железнодорожного назначения, выводились из строя разные объекты путевого хозяйства.

Враг уже не мог в тот период спокойно перебрасывать с использованием железной дороги большое количество вооружений и личный состав фашистской армии. Был затруднен как подвоз, так и эвакуация. Снижение пропускной способности на 35-40% позволило Красной Армии в ходе наступления получить дополнительное преимущество. К тому же диверсионная деятельность способствовала и резкому увеличению притока новых партизан из числа местного населения в уже сформированные отряды.

Вторая мировая

  • Вторая мировая война: все самое главное
  • Основные этапы войны с датами
  • Страны-участники Второй мировой
  • Потери стран во Второй мировой войне
  • Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
  • СССР накануне войны
  • Самые известные советские снайперы

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Итоги и значение партизанской войны

Всецело оценить вклад партизан в победу над врагом очень трудно, но все историки сходятся во мнении, что он был чрезвычайно весомым. Еще никогда в истории движение Сопротивления не набирало столь массового характера – миллионы мирных жителей стали стоять за свою Родину и принесли ей победу.

Бойцы сопротивления не только подрывали железные дороги, склады и мосты – они брали в плен немцев и передавали их советской разведке, чтобы та узнала планы врага.

Руками Сопротивления была серьезно подорвана оборонная способность сил Вермахта на территории Украины и Белоруссии, что упростило наступление и снизило потери в рядах КА.

Боевая группа одной из Калининских бригад, фото 1943 год

Итоги и результаты рельсовой войны

С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят

В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии

Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы.

Очевидные минусы рельсовой войны:

Уничтожение собственного имущества

Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны.
В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать. В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами.
Огромные приписки

Часто партизаны показывали абсолютно нереальные цифры в уничтожении рельс. Одна из причин была в том, что реально проверить какое количество рельс было уничтожено — невозможно. Поэтому часто в партизанских отрядах заявляли о перевыполнении плана на 200% или даже на 300%. Проверить это было невозможно, а потому верили «на слово».
Большая часть железных дорог контролировалась и охранялась немецкими войсками, и партизанам приходилось вступать в бой для того чтобы отбивать участки местности с железной дорогой для последующего уничтожения рельс.

Если говорить о позитивных моментах данной военной операции, то несомненно нужно отметить следующее:

  • Советскому командованию было показано, что партизанские соединения являются значительной силой, которую незаслуженно игнорировали первые годы войны.
  • Безусловно, подрыв рельс оказал влияние на переброску немецких войск, а значит на ход всех военных операций, в том числе и на Курскую дугу.

Для демонстрации того, что рельсовая война была спорными, можно привести цитаты из различных автобиографий немецких командующих, которые впоследствии писали, что события августа 1943 года буквально спасли немецкую армию. Дело в том, что в июне-июле партизаны уничтожали немецкие паровозы, а с августа переключились на рельсы. Выше уже отмечалось, что у немцев недостатков в рельсах не было, а вот в паровозах были. связано это с тем, что если рельсы можно было демонтировать в Европе и перебросить в СССР в случае необходимости, то с паровозами так сделать было нельзя, поскольку они не обладали другими характеристиками и передвигаться по советским железным дорогам не могли из-за разного размера колеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector