Меч тати

Содержание

Содержание

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

История появления

Феномен меча в Европе и в Японии

Феномен меча известен с древних времен. По какой-то причине именно это оружие, лишенное мощи боевого топора, универсальности копья или дальнобойности лука, предназначенное исключительно для обороны, а не для атаки, в европейской оружейной культуре было возвеличено до совершенно неприличных высот, став своего рода фетишем. Европейцы объясняют это схожестью формы меча и креста, однако же на другой стороне земли, в Японии, где не было никаких крестов, да и меч выглядел несколько иначе, роль того самого “фетиша”, т.е. культового оружия, всё равно занял именно меч!

Впрочем, у японцев на этот счет также есть религиозное объяснение. По традиционным японским синтоистским верованиям, меч является одной из трех священных регалий (бронзовое зеркало Ята-но кагами, яшмовые подвески Ясакани-но Магатама и меч Кусанаги-но Цуруги), — полученных предками нынешнего императорского рода непосредственно от богов, и потому имеет еще и сакральную функцию.

Обладание мечом ставило его владельца на определенную социальную ступень. Ведь простолюдинам — крестьянам, ремесленникам, купцам — было отказано в праве ношения холодного оружия. Не тугой кошелек или количество слуг, а меч, заткнутый за пояс, служил бесспорным свидетельством принадлежности человека к придворной знати или самурайскому сословию.

В течение многих веков меч считался овеществленной душой воина. Но для японцев мечи, особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего искусства, они передаются от поколения к поколению как бесценные сокровища, хранятся в экспозициях национальных музеев наряду с прочими шедеврами культуры.

Японский меч – катана

Достоинства и недостатки

Литература

«Подлинный путь»

В «Книге пяти колец» Мусаси (состоящей из пяти глав) содержатся самые необходимые для самурая знания. Немало внимания «бог меча» уделил владению оружием. В Книге Воды Мусаси описывает преимущества и особенности видов оружия, учит, как держать мечи, как смотреть во время боя, как стоять, следить за оружием, как наносить удары и уходить от них. В Книге Огня наставник пишет о полководческом искусстве — победа одного войска над другим подчиняется тем же принципам, что личная победа в поединке, утрачивается лишь свобода перемещения. Основные принципы Мусаси — избегать ограниченных мнений, анализировать конкретного противника и обстоятельства, перехватывать инициативу, расстроить планы противника, обмануть его бдительность и нанести решительный (но не поспешный) и сокрушительный удар.

Мусаси против Бокудэна. (ru.wikipedia.org)

Прим.: Сказки приписывают биографии Мусаси поединок с легендарным воином Бокудэном (который умер до рождения Мусаси): Бокудэн отразил внезапный удар нападавшего ронина крышкой горшка и продолжил есть.
Но главное в «Книге пяти колец» — не правила фехтования или проведения массовых сражений. Главное — это дух самурая и понимание Пути воина. Это учение философского порядка, система воспитания. Для Мусаси нет ничего важнее дарующего свободу принятия смерти и абсолютного духа победы: если вы «овладели техникой фехтования и одолели хотя бы одного человека, вы одолеете кого угодно в мире. Дух победы один и тот же в десяти миллионах поединков». И он превыше всего вне зависимости от вида оружия и его размеров. Если оружие в руках — воля к победе должна быть непоколебимой. Мусаси настаивает на необходимости постоянных тренировок и превращения своей повседневности в постоянный процесс обучения, чтобы поддерживать дух победы. Тогда в бою воин сохранит дух спокойным, а тело — крепким.

Тот же сюжет с Бокудэном. (britishmuseum.org)

Чтобы постичь истинный «Путь достойного человека» (то есть воина), — пишет Мусаси, — нужно не только иметь к нему склонность и владеть мечом, но и понимать другие Пути. Наиболее полезен воину Путь пера. Познавая искусства и стремясь овладеть ими в совершенстве, воин в то же время познает и свой главный Путь. Стремление к идеалу — залог успеха. Один из ключевых принципов Миямото Мусаси излагает в Книге Пустоты, в которой он учит чуткости к природе и «ритму мира». Наставник предостерегает от самоуверенности: «Люди в этом мире совершают ошибку, полагая, что-то, чего они не знают, является пустотой. То, чего люди не знают, не есть подлинная пустота» (то есть нечто без начала и конца). Воспринять что-то как пустоту — значит дать заблуждению помешать в освоении подлинного Пути.

Мусаси крушит врагов, изображение 1838 г. (laphamsquarterly.org)

Мусаси писал, возможно, под влиянием своего современника дзенского философа Такуана Сохо, выработавшего понятие «фудосин». Фудосин — это «непоколебимый» дух, хладнокровный, ясный, чуждый страха или жадности, свободный и уверенный. Со времен Мусаси это понятие стало ключевым принципом большинства японских школ боевых искусств. Психологическая подготовка воинов стала восприниматься как более важная составляющая обучения, нежели просто искусство владения оружием. Мусаси учит (и это делает его книгу актуальной и сегодня), что для любого Пути, пусть даже это Путь мастера чайной церемонии, нужно сохранять искренность мыслей, тренироваться, глубоко постигать суть каждого действия, развивать интуицию, внимательность и сосредоточенность. А для воина душевная готовность упорно следовать Пути особенно важна.

Памятник на могиле Мусаси, Кумамото. (en.japantravel.com)

Путь воина для японских самураев — это путь совершенствования духа и разума, это понятие означает также долг и мораль. Оно впитало в себя ряд философских учений своего времени: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм. Самурайская этика, которую оттачивали Миямото Мусаси, Ягю Мунэнори, Такуан Сохо и другие мыслители и мастера, до сих пор оказывает сильнейшее влияние на японский менталитет. Как считает американский востоковед Т. Клири, японская цивилизация столь сильно связана с бусидо, что воинские социальные нормы доминируют до сих пор. Рассмотрение жизни в перспективе смерти, высокая ценность благородства, верности, хладнокровия и сдержанности, эстетизация и ритуализация повседневности, чувство долга, дисциплинированность — все эти самурайские добродетели почитаются японцами и сейчас. В этом смысле «Книга пяти колец» — в значительной мере не только учебник по военному искусству, но и путеводитель по японскому национальному характеру.

Доступность ссылки

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо)

Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков.
Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
Особо важный меч.
Важный меч.
Особо оберегаемый меч.
Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время[когда?] в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Снайперская винтовка ВССК Выхлоп

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

  • Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.
  • Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (фасоль, боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.
  • Один из выдающихся кузнецов начала периода Эдо (XVII век) Оно Ханкэй (настоящее имя Дзенсиро Киётака) перерубил мечом собственного изготовления ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов» — даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог лишь погнуть ствол пулемета M2HB.
  • В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.

История катаны

В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.

Терминология

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

  • Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.
  • Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях катаны демонстрируют в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
  • Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
  • Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
  • Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время был вытеснен термином кэн для обозначения прямого меча.
  • Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: изогнутый клинок длиной до 60 см, на рукояти, размер которой мог быть от земли по пояс до ростовой. Близко по типу к глефе или пальме.
  • Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.
  • Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением мечи-синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им.
  • Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп. 新軍刀 син гунто:, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (яп. 新作刀 син сакуто:, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
  • Цуба — гарда характерной округлой формы, кроме функционального назначения (для защиты кисти) служила украшением меча.
  • Хамон — линия узора на клинке, возникающая после его закалки между лезвием и обухом как результат формирования в металле мелкозернистых кристаллических структур.

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина (нагаса),см Ширина(мотохаба), см Прогиб (сори),см Толщина (касанэ),мм Примечания
Тати 61—71 2,4—3,5 1,2—2,1 5—6,6 Появился в XI веке. Тати носили на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Разновидность одати можно было носить за спиной.
Катана 61—73 2,8—3,1 0,4—1,9 6—8 Появилась в XIV веке. Катану носили за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32—60 2,1—3,2 0,2—1,7 4—7 Появился в XIV веке. Вакидзаси носили лезвием вверх в паре с катаной или отдельно как кинжал.
Танто 17—30 1.7—2.9 0—0.5 5—7 Танто носили в паре с мечом тати или отдельно как кинжал.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати (1185—1573) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндайто) достигает 83 см.

Литература и источники

Перемещение относительно видимых звезд

Бен 10: найди пары

Неполная разборка

После неполной разборки устройство можно поместить в транспортировочный кейс. Обратная сборка займет от 30 до 60 секунд в зависимости от сноровки владельца.

Для неполной разборки необходимо:

  1. нажать защелку магазина и отделить магазин;
  2. утопить защелку глушителя и отделить его;
  3. отжать фиксатор сепаратора, отделить эту часть устройства;
  4. убрать пружину сепаратора;
  5. крышку ствола убрать, утопив фиксатор этой части;
  6. подать возвратный механизм назад и снять;
  7. отвести ударник максимально назад и снять его таким образом;
  8. снять раму затвора и сам затвор, также оттянув максимально назад;
  9. утопить защелку и снять цевье;
  10. последней снимается трубка – поворачивается по ходу стрелки часов до щелчка.

Если необходимо собрать изделие, производятся обратные действия.

Примечания

Литература

Биография

Сэппуку — лучший конец для самурая


Иллюстрация: Kunikazu Utagawa / Public Domain / Wikipedia Commons Самурай, уронивший своё достоинство, по идее, непременно должен был совершить ритуальное самоубийство сэппуку. Заключалось оно в следующем: буси облачался в белое, писал прощальные стихи, затем становился на колени и коротким клинком кусунгобу вспарывал себе живот. Сделать это следовало без колебаний и с непроницаемым лицом.

А товарищ самурая, называемый кайсяку, должен отрубить ему голову, но не до конца, а так, чтобы та повисла на куске кожи. Если кайсяку по небрежности снесёт голову начисто, самурай будет покрыт позором. Если же самурай держался стойко, живот его был вспорот правильно и голова была отрублена безукоризненно, то его честь была спасена.

Звучит жутко, но на самом деле харакири Suicide and culture in Japan: A study of seppuku as an institutionalized form of suicide, Samurai invasion : Japan’s Korean War, 1592‑98 в большинстве случаев делали не ради спасения чести, а чтобы избежать ещё больших неприятностей. Например, если самурай терпел поражение в бою и ему угрожали плен и пытки, он выбирал более быстрый конец, который к тому же помогал сохранить лицо.

Вполне разумно, учитывая, насколько зверски самураи обходились Frontier Contact Between Choson Korea and Tokugawa Japan, Crime and punishment in Medieval Japan с пленными — сожжение, распятие и сварение в кипятке были обычным делом. Особенно невезучего могли распилить пополам… деревянной пилой.

А для самураев, опозоривших своего даймё, сэппуку иногда было единственным средством сохранить имущество.

Наконец, мучительное харакири по правилам делали не так уж часто. Если самурай понимал, что гибель неизбежна, он мог ритуально коснуться живота веером Suicide and culture in Japan: A study of seppuku as an institutionalized form of suicide, , обойдясь без страданий, вывалившихся внутренностей и крови. И кайсяку быстро обезглавливал его.


Фото: DopefishJustin / The Rev. R. B. Peery, A.M., Ph.D. / Fleming H. / Revell Company / Wikimedia Commons

И вдобавок, если даймё самурая погиб или совершил харакири сам, буси не обязательно было следовать его примеру. Он мог уйти в монастырь и жить там — это считалось допустимой альтернативой сэппуку. Либо можно было немного поступиться правилами и найти себе нового господина.

Катана

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Модули

Примечания

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

В стратегиях

Shogun: Total War. Необычная картина. Как правило, но-дати очень плохо сочетался с броней.

Похвастаться наличием «японских мечников» (чаще всего — благородного, самурайского происхождения) обычно могут либо стратегии глобального толка (Civilization; Age of Empires), либо стратегии, целиком выполненные в японском антураже (Shogun; Battle Realms), — исключения редки. Как правило, они имеют большую скорость атаки, чем аналогичные европейские подразделения, или какие-либо специальные способности.

Пандарен демонстрирует редкий стиль боя двумя мечами.

В Shogun мы можем полюбоваться на довольно редкий вид меча — но-дати, но почему-то боец вовсю игнорирует требующуюся для этого оружия подвижность и носит полные доспехи. В Battle Realms мы видим очень интересную отрисовку движений, хоть и отличающуюся некоторой показушностью. Кстати, в этой RTS представлен и бой двумя клинками.

Также самурай присутствует в Warcraft III — в роли орочьего мастера клинка, — хотя его меч напоминает катану весьма и весьма отдаленно… Но в целом облик достаточно характерен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector